есенин отношения с поэтами
Писатели-современники о Сергее Есенине
Максим Горький, Андрей Белый, Алексей Толстой и другие литераторы о великом поэте
Сергей Есенин оказался в самом центре литературной жизни Серебряного века (можно даже сказать, что он сам был одним из ее центров). С ним дружили десятки поэтов, писателей, критиков и просто ярких личностей.
Многие оставили интересные свидетельства о жизни и творчестве поэта. Мы выбрали наиболее примечательные из них.
Максим Горький
«. Вскоре я почувствовал, что Есенин читает потрясающе, и слушать его стало тяжело до слёз. Я не могу назвать его чтение артистическим, искусным и так далее, все эти эпитеты ничего не говорят о характере чтения. Голос поэта звучал несколько хрипло, крикливо, надрывно, и это как нельзя более резко подчёркивало каменные слова Хлопуши.
Даже не верилось, что этот маленький человек обладает такой огромной силой чувства, такой совершенной выразительностью. Читая, он побледнел до того, что даже уши стали серыми. Он размахивал руками не в ритм стихов, но это так и следовало, ритм их был неуловим, тяжесть каменных слов капризно разновесна. Казалось, что он мечет их, одно — под ноги себе, другое — далеко, третье — в чьё-то ненавистное ему лицо. И вообще всё: хриплый, надорванный голос, неверные жесты, качающийся корпус, тоской горящие глаза — всё было таким, как и следовало быть всему в обстановке, окружавшей поэта в тот час.
Взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось».
Андрей Белый
«Мне очень дорог тот образ Есенина, как он вырисовался передо мной. Ещё до революции, в 1916 году, меня поразила одна черта, которая потом проходила сквозь все воспоминания и все разговоры. Это — необычайная доброта, необычайная мягкость, необычайная чуткость и повышенная деликатность. Так он был повёрнут ко мне, писателю другой школы, другого возраста, и всегда меня поражала эта повышенная душевная чуткость. Таким я видел его в 1916 году, таким я с ним встретился в 18–19-х годах, таким, заболевшим, я видел его в 1921 году, и таким был наш последний разговор до его трагической кончины. Не стану говорить о громадном и душистом таланте Есенина, об этом скажут лучше меня. Об этом много было сказано, но меня всегда поражала эта чисто человеческая нота».
Владислав Ходасевич
«Весной 1918 года я познакомился в Москве с Есениным. Он как-то физически был приятен. Нравилась его стройность; мягкие, но уверенные движения; лицо некрасивое, но миловидное. А лучше всего была его весёлость, лёгкая, бойкая, но не шумная и не резкая. Он был очень ритмичен. Смотрел прямо в глаза и сразу производил впечатление человека с правдивым сердцем, наверное — отличнейшего товарища».
Алексей Толстой
«Фамилия Есенин — русская — коренная, в ней звучат языческие корни — Овсень, Таусень, осень, Ясень — связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками. Сам Сергей Есенин, действительно, деревенский, русый, кудреватый, голубоглазый, с задорным носом».
Анатолий Мариенгоф
«Каждый день часов около двух приходил Есенин ко мне в издательство и, садясь около, клал на стол, заваленный рукописями, желтый тюречок с солеными огурцами.
Из тюречка на стол бежали струйки рассола.
В зубах хрустело огуречное зеленое мясо и сочился соленый сок, расползаясь фиолетовыми пятнами по рукописным страничкам. Есенин поучал:
— Так, с бухты-барахты, не след идти в русскую литературу. Искусную надо вести игру и тончайшую политику.
И тыкал в меня пальцем:
— Трудно тебе будет. Толя, в лаковых ботиночках и с проборчиком волосок к волоску. Как можно без поэтической рассеянности? Разве витают под облаками в брючках из-под утюга! Кто этому поверит? Вот. смотри. Белый. И волос уже седой, и лысина величиной с вольфовского однотомного Пушкина, а перед кухаркой своей, что исподники ему стирает, и то вдохновенным ходит. А еще очень не вредно прикинуться дурачком. Шибко у нас дурачка любят. Каждому надо доставить свое удовольствие. Знаешь, как я на Парнас восходил.
И Есенин весело, по-мальчишески, захохотал».
Георгий Иванов
Отношение поэтов к есенину
Современники знали его не только как одного из первых поэтов России, но и как знатного скандалиста. Слава о его выходках часто шла впереди его поэтического признания.
Есенин и евреи
Одна из самых проблемных тем в восприятии Есенина — его отношение к евреям. Поэта не раз обвиняли в антисемитизме. Во время жизни Есенина в Москве на него было заведено 13 уголовных дел. В большинстве дел, кроме дебошей и драк, фигурировали нелицеприятные высказывания поэта о евреях. По «еврейскому вопросу» над поэтом и тремя его друзьями Ганиным, Орешиным и Клычковым состоялся даже «товарищеский суд». Их обвиняли в том, что за разговором в пивной об издании журнала они оскорбили постороннего человека, назвав его «жидовской мордой».
Дело разрешилось общественным порицанием. Есенин свой антисемитизм отрицал. Он говорил Эрлиху: «Что они сговорились, что ли? Антисемит — антисемит! Ты — свидетель! Да у меня дети евреи. ».
Все случаи есенинского юдофобства были спровоцированы. Часто, ввязываясь в драку, он даже не знал, что его обидчик — еврей, но в итоге дело выставляли в ключе антисемитизма.
Провокации следовали одна за другой. Есенин не раз высказывал критические замечания в адрес Троцкого и даже ввел его в пьесу «Страна негодяев» под псевдонимом Чекистов. Травля Есенина шла с подачи Троцкого, который ясно понимал, что Есенин становится опасен. Своей непредсказуемостью и своей упрямой несговорчивостью.
Есенин и Пастернак
Взаимоотношения Есенина с другими поэтами нельзя было назвать простыми. Так, Есенин не принимал стихи Пастернака. Неприятие поэзии не раз перерастало в открытую конфронтацию. Поэты даже дрались.
Об этом есть воспоминания Катаева. Есенин в них — королевич, Пастернак — мулат.
«Королевич совсем по-деревенски одной рукой держал интеллигентного мулата за грудки, а другой пытался дать ему в ухо, в то время как мулат — по ходячему выражению тех лет, похожий одновременно и на араба и на его лошадь с пылающим лицом, в развевающемся пиджаке с оторванными пуговицами с интеллигентной неумелостью ловчился ткнуть королевича кулаком в скулу, что ему никак не удавалось».
Есенин и театр
Первая жена Есенина, Зинаида Райх, была актрисой. Второй муж первой жены Есенина — Мейерхольд. Актрисой была и Августа Миклашевская.
Богемная жизнь, в которую был вовлечен и Есенин, так или иначе крутилась вокруг театра. и в театре.
Так, Есенин во время одной из постановок Малого театра проник за сцену и в одной из гримёрок принялся распивать вино с Всеволодом Ивановым. Когда в гримерку вернулась актриса, то выпроводить поэтов самостоятельно у нее не получилось, пришлось вызывать милицию. Увидев милиционера, Есенин побежал. По дороге дважды подрался, но был скручен и приведен в кабинет администрации, где начали составлять протокол. Составив протокол, милиционер вывел поэта из театра.
Есенин и Маяковский
Самые острые отношения были у Есенина с Маяковским. Два талантливых поэта делили литературный пьедестал, постоянно вступали в полемику. При этом трезво оценивали значимость друг друга. Маяковский не раз говорил, что из всех имажинистов в истории останется один Есенин. Есенин же выделял Маяковского из ЛЕФовцев и завидовал его «политической хватке».
Это был поединок равных. Есенин утверждал, что не хочет делить Россию с такими, как Маяковский, Маяковский остроумно отвечал «Возьмите её себе. Ешьте её с хлебом». Поэты спорили как в стихах, так и в жизни. Маяковский убеждал Есенина:
— Бросьте вы ваших Орешиных и Клычковых! Что вы эту глину на ногах тащите?»
— Я глину, а вы — чугун и железо! Из глины человек создан, а из чугуна что?
— А из чугуна памятники!
Есенин и милиция
Есенин не любил милицию. Даже больше — боялся её. В этом он не раз признавался тому же Ганину. При этом в её московских отделениях Есенин был завсегдатаем. В Москве поэт был на особом контроле. В кафе, которые он обычно посещал, всегда находился сотрудник в штатском.
Скандалы поэта, которые становились логическим окончанием распития спиртного, неизменно приводили Есенина в уже знакомые отделения. До суда, однако дела Есенина не доходили. Выручала слава поэта и полезные знакомства.
Есенин в Америке
Отличился скандалом Есенин и в Америке. На вечере, устроенном Мани Лейбом, Есенин читал «Страну Негодяев» и прочел вместо еврей «жид», чем возмутил кошерную публику. Несмотря на попытки Айседоры Дункан замять скандал, дело кончилось потасовской и уже привычным обвинением Есенина в антисемитизме.
Мало кто понял, что грубая форма обращения была применена Есениным по отношению к нелюбимому им Троцкому, который как-то заметил: «Русский народ нам нужен лишь как хворост для растопки мировой революции. Пусть он сгорит, зато какой займётся пожар. ». После инцидента Есенин не раз извинялся, но, что называется, осадок остался.
После смерти
Скандальная слава Есенина преследует поэта и после смерти. Последний скандал был связан с выходом на экраны фильма «Есенин», в котором поэт представлен однобоко: скандалистом и буяном, алкоголиком и смутьяном.
По фильму не понятно, когда поэт успевал писать стихи. Общественность, что называется, возмутилась, но это только прибавило популярности сериалу, как когда-то скандалы поэта Есенина делали ему PR среди творческой публики двух столиц.
Поделиться:
Современники знали его не только как одного из первых поэтов России, но и как знатного скандалиста. Слава о его выходках часто шла впереди его поэтического признания.
«Я ведь «Божья дудка». Как думали о Сергее Есенине современники, и что он рассказывал сам
Есенин оставался на второй год в третьем классе
Но не из-за учебы, а по причине ужасного поведения. «Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!», — вспоминал поэт. Несмотря на это, учеба ему давалась: в мае 1909 года Сергей весьма успешно сдал первые в своей жизни экзамены и был награжден Похвальным листом и Евангелием.
В детстве поэт был лишен материнской любви
Отношения между родителями не заладились с самого начала — мама, Татьяна Федоровна Титова, вышла замуж против своей воли. Когда Сереже Есенину было около трех лет, Татьяна Федоровна бросила мужа, Александра Никитича, и уехала работать в Рязань. Сережа остался с дедом и бабкой по материнской линии, которые и занимались воспитанием внука. «Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ», – писал поэт в автобиографии. Старушка была кроткой и набожной. Рассказывала народные сказки и притчи, пела частушки. «Первые мои воспоминания относятся к тому времени, когда мне было три-четыре года. Помню лес, большая канавистая дорога. Бабушка идет в Радовецкий монастырь, который от нас верстах в 40. Я, ухватившись за ее палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка все приговаривает: «Иди, иди, ягодка, Бог счастье даст».
Наивность милая
Нетронутой души!
Недаром прадед
За овса три меры
Тебя к дьячку водил
В заброшенной глуши
Учить «Достойно есть»
И с «Отче» «Символ веры».
Хорошего коня пасут.
Отборный корм
Ему любви порука.
И, самого себя
Призвав на суд,
Тому же самому
Ты обучать стал внука.
Но материнской любви мальчику не хватало. С самого детства Есенин считал себя круглым сиротой. Знакомая Есенина вспоминала в 1926 году со слов поэта: «Мать свою он в детстве принимал за чужую женщину, и, когда она приходила к деду, где жил Есенин, и плакалась на неудачи в семье, он утешал ее: «Ты чего плачешь? Тебя женихи не берут? Не плачь, мы тебе найдем жениха».
Он не был крестьянином в подлинном смысле этого слова
Вопреки амплуа «последнего поэта деревни», которое Есенин во многом создал себе сам. Хотя он вырос в деревне и умел и косить, и пахать, и лошадь запрягать, изо дня в день ничем этим он не занимался – настоящего крестьянского хозяйства семья его не держала. Показательно письмо шестнадцатилетнего Есенина, в котором он жалуется другу на то, что ему нечем заняться, так как все приятели на сенокосе: «У нас все уехали на сенокос. Я дома. Читать нечего, играю в крокет».
Ну и вернуться в воспетую им русскую деревню он не особо стремился: родное Константиново навещал очень редко. Имажинисты, к которым примкнул Есенин чуть позже в Москве, на крестьянских парней уж точно не походили: они делали ставку на стиль и являлись по сути законодателями моды той поры. Костюмы, кстати, сидели на поэте безупречно. Крестьянский деревенский мальчик быстро прослыл прирожденным джентльменом.
Бельгийский поэт Франц Элленс, переводивший на французский язык есенинского «Пугачева», встречался с русским поэтом в 1923 году в Париже. Есенин тогда внешне походил на типичного пьянчугу – с тем же специфическим выражением лица и и тем же разбродом мыслей и чувств. Тем не менее Элленс был восхищен поэтом: «элегантность в одежде и совершенно непринужденная манера держаться», «он сочетал в себе здоровье и полноту природного бытия», «этот крестьянин был безукоризненным аристократом». Есенин, будучи уже известным поэтом, часто с раздражением реагировал на звание «крестьянский поэт». «Я не крестьянский поэт, я просто поэт!» – отвечал он в такие моменты.
Проходил военную службу в военно-санитарном поезде № 143
В январе 1916 года Есенина призвали на войну. Но, благодаря хлопотам друзей (по рекомендациям Григория Распутина, который очень хорошо относился к начинающему поэту, и Николая Клюева) и «с высочайшего соизволения» поэт не отправился на фронт, а нес службу в Царском Селе в качестве санитара шестого вагона военно-санитарного поезда № 143 государыни императрицы Александры Федоровны. «Однажды читал стихи императрице. – вспоминал Есенин. – Она после прочтения моих стихов сказала, что стихи мои красивые, но очень грустные. Я ответил ей, что такова вся Россия».
В 1916 году Есенин выступал на концерте в присутствии членов императорской семьи со своими стихами. В благодарность ему были подарены золотые часы с гербом и золотой цепочкой. Находясь на военной службе, он писал стихи и даже готовил к печати сборник «Голубень», который уже в мае 1918 года появился в Петрограде. С началом революции поэт самовольно покинул армию Керенского и, «проживая дезертиром, работал с эсерами не как партийный, а как поэт», – позже писал он в своей биографии.
В столицу он приехал почти непьющим
Поэтому в компаниях часто просто притворялся пьяным – видимо, чтобы сойти за своего. Позже пристрастие к алкоголю буквально поработило поэта, изменив его не только внутренне, но и внешне. Отметим, что по убеждению ряда исследователей творчества Есенина, в состоянии алкогольного опьянения стихов он не писал: все даже самые жуткие и безысходные строки были им написаны в абсолютной трезвости.
Сергей Есенин страдал сифилофобией и страхом перед милиционерами
Боязнь заразиться сифилисом доходила до маниакальности. Друг поэта Анатолий Мариенгоф вспоминал: «Выскочит, бывало, на носу у него прыщик величиной с хлебную крошку, и уж ходит он от зеркала к зеркалу суров и мрачен». Не меньший страх в Есенине вызывали милиционеры. Однажды проходя мимо Летнего сада, он заметил стоящего у ворот стража порядка. «Он вдруг хватает меня за плечи так, что сам становится лицом к закату, – рассказывал Вольф Эрлих. – и я вижу его пожелтевшим, полные непонятного страха глаза. Он тяжело дышит и хрипит: «Слушай, а! Только никому ни слова! Я тебе правду скажу! Я боюсь милиции. Понимаешь? Боюсь. ».
Вторая жена Есенина была старше его на 18 лет.
Танцовщица Айседора Дункан не говорила на русском, Есенин – на английском, поэтому их частые и очень страстные ссоры состояли из языковой смеси ругательных слов. Многие исследователи считают, что именно после встречи с Дункан пристрастие Есенина к алкоголю стало роковым.
Третьей и последней супругой Сергея Есенина стала внучка Льва Толстого
Софья Андреевна в ту пору заведовала библиотекой Союза писателей. Но, увы, и этот брак оказался непродолжительным и не принес поэту так необходимого ему ощущения спокойствия и домашнего уюта. После смерти поэта именно Софья Толстая занялась разбором архива Есенина, посвятив свою жизнь сбору, сохранению, описанию и подготовке в печать произведений Есенина, оставила мемуары о нем.
Лучшим временем своей жизни считал 1919 год
«Тогда мы зиму прожили в 5 градусах комнатного холода. Дров у нас не было ни полена».
Христианин или безбожник
Одни исследователи считают Есенина христианином, передающим в лирике свои религиозные чувства, другие – безбожником и атеистом. Цитаты из его творчества скорее усложняют поиск, чем дают точный ответ. Конечно, в стихах обозначается фигура лирического героя, но мы понимаем, что явная или скрытая рефлексия самого автора.
Пойду в скуфье смиренным иноком
Иль белобрысым босяком
Туда, где льется по равнинам
Каждый вечер, как синь затуманится,
Как повиснет заря на мосту,
Ты идешь, моя бедная странница,
Поклониться любви и кресту.
Кроток дух монастырского жителя,
Жадно слушаешь ты ектенью,
Помолись перед ликом спасителя
За погибшую душу мою.
И в то же время – воспоминания о кощунствах в монастыре: «Мы были зачинателями новой полосы в эре искусства, и нам пришлось долго воевать. Во время нашей войны мы переименовывали улицы в свои имена и раскрасили Страстной монастырь в слова своих стихов».
Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
Я хочу при последней минуте
Попросить тех, кто будет со мной,-
Чтоб за все за грехи мои тяжкие,
За неверие в благодать
Положили меня в русской рубашке
Под иконами умирать.
За несколько дней до смерти, ведя полушутливый разговор с соседкой по «Англетеру» Елизаветой Устиновой, он произнес: «Жизнь штука дешевая, но необходимая. Я ведь «Божья дудка». И когда Елизавета попросила объяснить, что это значит, поэт ответил ей: «Это когда человек тратит из своей сокровищницы и не пополняет. Пополнять ему нечем и неинтересно. И я такой же». К сожалению, эти слова были довольно точным определением образа жизни Есенина, который тратил свой особый дар рьяно и безжалостно.
Перед смертью Есенин провел месяц в психиатрической клинике
Оттуда он сбежал в Ленинград, в это время его разыскивали представители советской власти под предлогом избавить поэта от алкоголизма и отправить в санаторий.
Самый популярный миф о поэте – версии о его убийстве
Есть множество разнообразных версий, которые обвиняют в жестокой расправе с поэтом то чекистов, то евреев, а то и литературных завистников. Тем не менее факты опровергают такие сценарии. К концу 1925 года психологическое состояние Есенина было очень тяжелым. Перед отъездом в психиатрическую клинику он навестил своих родных и попрощался с ними.
Анна Изряднова, первая гражданская жена поэта, вспоминала: «…Видела его незадолго до смерти. Сказал, что пришел проститься. На мой вопрос: «Что? Почему?» – говорит: «Смываюсь, уезжаю, чувствую себя плохо, наверное, умру». Просил не баловать, беречь сына». Поэзия Есенина не менее красноречиво свидетельствует о его стремлении к смерти: за два года, предшествующих смерти, в его стихотворениях содержится просто громадное количество упоминаний о скорой кончине, причем в большей части речь идет о самоубийстве. Свою поэму «Черный человек» Есенин читал постоянно и всем подряд – друзьям, родным, писателям и поэтам.
Я очень и очень болен.
Сам не знаю, откуда взялась эта боль.
То ли ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь…
Поэт словно хотел объяснить что-то главное о себе, найти помощь, поддержку или хотя бы понимание. Но строки поэмы, как и поведение ее автора, только отпугивали и отталкивали окружающих.
Последнее стихотворение поэта было написано кровью
«До свиданья, друг мой, до свиданья…», по свидетельству Вольфа Эрлиха, было передано ему Есениным накануне смерти: поэт жаловался, что в номере нет чернил, и он вынужден был писать своей кровью.
До свиданья, друг мой, до свиданья.
Милый мой, ты у меня в груди.
Обещает встречу впереди…
Похороны были грандиозными
Со времен общенародного прощания с Николаем Некрасовым таких многолюдных похорон не было. После гражданской панихиды в Союзе поэтов в Ленинграде тело Есенина было доставлено на поезде в Москву. От Дома печати, где проходило прощание с поэтом, траурная процессия двинулась к Страстному монастырю – той самой обители, стены которой поэт некогда «раскрашивал» своими стихами. Пунктом назначения, конечно, был не монастырь, а памятник Пушкину, располагавшийся тогда в самом начале Тверского бульвара, лицом к монастырю. Гроб с телом Есенина три раза обнесли вокруг памятника Пушкину – в знак преемства пушкинской славы – и толпа поплыла дальше, к Ваганьковскому кладбищу.
У Сергея Есенина было четверо детей от разных браков
Юрий Есенин (Изряднов) был старшим техником-конструктором военно-воздушной академии РККА им.Жуковского. В 1937 году по ложному обвинению в подготовке покушения на Иосифа Сталина был расстрелян. Реабилитирован 28 ноября 1956 года.
Татьяна Есенина в годы Великой Отечественной войны была эвакуирована с мужем и сыном в Узбекистан, где прожила полвека, работая корреспондентом газеты «Правда Востока» и научным редактором в издательствах Узбекистана.
Александр Есенин-Вольпин стал советским, а затем и американским математиком, философом, поэтом, одним из лидеров диссидентского и правозащитного движения в СССР.
Константин Есенин в одном из сражений Великой Отечественной войны после гибели командира и его замполита в звании младшего лейтенанта принял командование ротой. Был трижды ранен (в том числе получил тяжелое ранение легких разрывной пулей). Стал кавалером трех орденов Красной Звезды. Прославился как спортивный журналист, специалист по футболу. Константин Есенин писал стихи, но никому об этом не рассказывал. Видимо, фамилия отца в этом смысле накладывала слишком много обязательств.
Современники Есенина
«В обращении Есенин был прост и весел… при людях, которых не знал или знал мало, подчас даже молчалив и застенчив. В нем была та притягательность, которую мы определяем словом «обаяние», с него не хотелось сводить глаз.
Ю.Н. Лебединский, писатель
Личность Сергея Есенина представляла необыкновенный интерес для его современников. Эстетические взгляды и разнонаправленность многочисленных литературных течений того времени, исторические реалии часто не давали им узнать лучше друг друга, но встреча с есенинским талантом оставляла свой след.
В 1915 году состоялась встреча Сергея Есенина и Александра Александровича Блока (1880-1921). Блок видел много поэтов, и начинающих, и именитых. Его трудно было удивить. И все же Есенин удивил, взволновал. В автобиографии 1925 года С.А. Есенин писал: «Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта». А.А. Блок оставил положительный отзыв о стихах С.А. Есенина: «Стихи свежие, чистые, голосистые». Александр Александрович ввел молодого поэта в литературную среду Петрограда, познакомив его с известными поэтами, издателями. Творчество С. Есенина интересовало А. Блока. В его дневнике и записных книжках отмечаются не только личные встречи, но и различные суждения С. Есенина о литературе, общественной жизни.
«Олонецкий крестьянин» и петербургский поэт Николай Алексеевич Клюев (1884-1937), был старше Есенина на 11 лет. Встреча двух «крестьянских» поэтов состоялась в 1915 году. В начале литературного пути Сергей Есенин и Николай Клюев шли рядом друг с другом. «Старший брат» – Николай Клюев – способствовал развитию в творчестве молодого поэта народных, религиозных и крестьянских мотивов.
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) (1868-1936) и Есенин познакомились в конце 1915 — начале 1916 года. Горький сразу привлек молодого поэта к участию в только что организованном журнале «Летопись», внимательно следил за публикациями поэта. Последняя встреча состоялась 17 мая 1922 г. в Берлине, когда Есенин читал поэму «Пугачёв». Самоубийство Есенина произвело тяжелое впечатление на А. М. Горького. «Если б Вы знали, друг мой, — писал он Ф. Элленсу 7 февраля 1926 года, — какие чудесные, искренние и трогательные стихи написал он перед смертью, как великолепна его поэма «Черный человек», которая только что вышла из печати. Мы потеряли великого русского поэта. » (Архив А. М. Горького).
Отношения Владимира Владимировича Маяковского (1893-1930) и Сергея Есенина были неоднозначными. Они были людьми разных поколений и в общем-то разных мироощущений. Поэты на самом деле являлись непримиримыми идейными противниками и частенько публично отзывались друг о друге нелицеприятно. Однако оба прекрасно отдавали себе отчёт в силе таланта другого. Есенин прекрасно понимал значение творчества Маяковского, не раз читал отрывки из его стихов. Маяковский, в свою очередь, ценил Есенина: «Чертовски талантлив!» – однако тщательно скрывал своё мнение.
«Как делать стихи» – статья поэта Владимира Маяковская о том, как научиться писать стихи, а также история создания стихотворения «Сергею Есенину».
Личное знакомство Есенина с поэтессой Анной Ахматовой (1889-1966) состоялось на Рождество (25 декабря) 1915 года. Ахматова была прославлена на всю Россию, Есенин же только становился популярным. Уже в 1965 году Ахматова вспоминала: «О нём много писали, к сожалению, и много такого, что тяжело было читать — его пытались учить жить и работать…, а он явно искал свой путь — третий — и пел о жизни на шестой части земли с названьем кратким «Русь».
В тесной связке дружеских отношений с Анатолием Мариенгофом (1897-1962) было прожито Есениным самое трудное (голодное послереволюционное время, военный коммунизм, начало НЭПа) и самое веселое (молодость полная сил) время. «Роман без вранья» – мемуары Анатолия Мариенгофа, где он рассказывает о дружбе с Сергеем Есениным.
В сентябре 1918 г. Сергей Есенин совместно с Андреем Белым (1880-1934) и другими писателями на артельных началах создают книгоиздательство «Московская Трудовая Артель Художников Слова». В 1919 г. С. Есенин и А. Белый сотрудничают при Народном комиссариате просвещения, присутствуют и выступают в Литературном обществе «Звено». Оба они были избраны 24 августа 1919 г. в состав Президиума Всероссийского союза поэтов. В 1920-1921 годах С. Есенин и А. Белый принимали участие в поэтических вечерах в Москве. 3 февраля 1920 г. у Есенина и Зинаиды Райх (1894-1939) родился сын Константин – крестным отцом новорожденного стал Андрей Белый.
Алексей Николаевич Толстой (1883-1945) встречался с Есениным и в России, и за границей. Отмечал метания и неприкаянность поэта: «Мечется, ни кола, как говорится, ни двора, из деревни ушел, а к городу не пристал. И вот расточает свой гений, разбрасывает обеими пригоршнями сокровища своей души», но добавлял: «Совсем еще мальчишка, и тридцати, видно, нет, а какой величайший поэт». После услышанного «Письма матери», Алексей Николаевич воскликнул: «Ну, спасибо, Сергей, молодец! Сегодня ты в ударе, русская ты косточка! Какие стихи ты нам прочитал, и сам, наверное, не знаешь… Нет, видно, никакие заграничные вояжи не помогут в творчестве. Да и как прожить без нашей березы, без всего вот этого, смотри, даже без вот этого облака. А за «Письмо матери» спасибо вдвойне, свою мать, покойную, вспомнил, и так стало горько…»
При дружеских встречах Есенин и Бабель Исаак Эммануилович (1894-1940) вели шутливые разговоры о месте каждого из них в литературе. «Себе, Исаак, возьми корону прозы, – предлагал Есенин, – а корону поэзии – мне». И. Бабель высоко отзывался о поэзии Сергея Есенина. 25 июня 1925 года писал А.М. Горькому, что стихи Есенина следует считать «прелестными, лучшими из всех, какие сейчас пишутся в России…». В июле 1925 года Сергей Есенин и Софья Толстая пригласили И. Бабеля как близкого друга на свой свадебный вечер в Остоженке.
2. Куняев, Ст. Ю. Сергей Есенин / Куняев Ст. Ю., Куняев С.С. – 3-е изд., доп. – Москва: Молодая гвардия, 2005. – 595 с.