есенина с а пособия
Есенина
Методические рекомендации по разработке профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов, Блинов В.И., Есенина Е.Ю., 2019
Методические рекомендации по разработке профессиональных образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов, Блинов В.И., Есенина Е.Ю., 2019.
Методические рекомендации по разработке программ профессионального обучения на основе профессиональных стандартов составлены на основе действующего российского законодательства в сферах образования и труда. Их методологической основой является модульно-компетентностный подход, получивший развитие в России и за рубежом с конца двадцатого столетия.
Рекомендации адресованы представителям учебных и образовательных центров предприятий, центров корпоративного обучения, организациям дополнительного профессионального образования, профессиональным образовательным организациям. реализующим программы профессионального обучения.
«50 мини-сочинений», 1 класс, пособие для начальных классов, Есенина С.А., 2006
«50 мини-сочинений», 1 класс, пособие для начальных классов, Есенина С.А., 2006.
Чем отличается мини-сочинение от полного сочинения? В мини-сочинении нужно суметь ответить на каждый вопрос плана одним, максимум— тремя предложениями., т.е. суметь выделить самую суть. Темы, данные в сборнике, предлагают материал для первых опытов учеников в мини-сочинениях. Материал этого сборника является хорошим дополнением к книге С.А. Есениной «Как научить вашего ребенка писать сочинения. 1 класс» (изд. «Грамотей», 2005 г.).
100 мини-сочинений, 4 класс, Есенина С.А., 2006
100 мини-сочинений, 4 класс, Есенина С.А., 2006.
Чем отличается мини-сочинение от полного сочинения? В мини-сочинении нужно суметь ответить на каждый вопрос плана одним, максимум— тремя предложениями., т.е. суметь выделить самую суть. Темы, данные в сборнике, предлагают материал для первых опытов учеников в мини-сочинениях. Материал этого сборника является хорошим дополнением к книге С.А. Есениной «Как научить вашего ребенка писать сочинения. 4 класс» (изд. «Грамотей», 2004 г.).э
Как научить Вашего ребёнка разбирать слова по составу, Пособие для детей 8-11 лет, Есенина С.А., 2015
Как научить Вашего ребёнка разбирать слова по составу, Пособие для детей 8-11 лет, Есенина С.А., 2015.
Как научить Вашего ребёнка делать синтаксический разбор предложения, Есенина С.А., 2016
Как научить Вашего ребёнка делать синтаксический разбор предложения, Есенина С.А., 2016.
Разбор по членам предложения — одна из самых главных и трудных учебных тем.
Это пособие поможет учащимся самостоятельно или с помощью родителей разобраться во всех её сложностях.
Благодаря ясно сформулированным правилам, чётким алгоритмам разбора и хорошо подобранным упражнениям изучение этой непростой темы будет полным и, надеемся, не слишком сложным.
Сочинения-миниатюры и эссе, Методика обучения, Упражнения, Темы, Планы, 3 класс, Есенина С.А., 2015
Сочинения-миниатюры и эссе, Методика обучения, Упражнения, Темы, Планы, 3 класс, Есенина С.А., 2015.
Сочинения-миниатюры, Методика обучения, Упражнения, Темы, Планы, 1-2 классы, Есенина С.А., 2014
Сочинения-миниатюры, Методика обучения, Упражнения, Темы, Планы, 1-2 классы, Есенина С.А., 2014.
Как научить Вашего ребенка писать сочинения, 4 класс, Есенина С.А., 2015
Как научить Вашего ребенка писать сочинения, 4 класс, Есенина С.А., 2015.
Сочинения-миниатюры, Методика обучения, Упражнения, Темы, Планы, 1-2 классы, Есенина С.А., 2014
Сочинения-миниатюры, Методика обучения, Упражнения, Темы, Планы, 1-2 классы, Есенина С.А., 2014.
Примеры.
Прочитай.
Школьный день.
Дети приходят в школу они торопятся снять куртки и переобуться вот дети входят в класс и садятся за парты начинается первый урок после небольшой перемены будет второй урок потом детей отведут в столовую а после четвёртого урока они пойдут домой.
Поход за грибами.
1.Куда пришёл папа с детьми? Зачем?
2.Во что они одеты? Почему?
3.О чём дети спрашивают папу?
4.Что он им объясняет?
Оглавление
От автора 4
Как работать с пособием 6
Как проводить занятия 7
Как составить план 8
Требования к плану 9
1-й класс
Глава 1. Подготовительные упражнения 9
§ 1. Делим текст на предложения 9
§ 2. Дополняем текст словами 10
§ 3. Восстанавливаем порядок слов в предложениях 14
§ 4. Восстанавливаем порядок предложений в тексте 16
Глава 2. Пишем сочинения-миниатюры по картинкам 20
Глава 3. Пишем сочинения-миниатюры по планам 30
Глава 4. Пишем планы к готовым текстам 40
2-й класс
Глава 1. Подготовительные упражнения 44
§ 1. Дополняем текст словами 44
§ 2. Восстанавливаем порядок слов в предложениях 50
§ 3. Восстанавливаем порядок предложений в тексте 52
§ 4. Составляем планы текстов 56
§ 5. Работаем с текстом, развиваем речь 62
Глава 2. Пишем сочинения-миниатюры по картинкам 64
Глава 3. Пишем сочинения-миниатюры по планам 73
Глава 4. Составляем план и пишем сочинение-миниатюру по заданной теме 85
Ответы 86.
Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу
Есенина с а пособия
НИКАКОГО ОТНОШЕНИЯ К ГОРОСКОПАМ НЕ ИМЕЕТ (прим. автора)
Идут они той же дорогой,
какой весь народ наш идет,
но грязь обстановки убогой
к ним словно не липнет. Цветет
красавица, миру на диво,
румяна, стройна, высока,
во всякой одежде красива,
ко всякой работе легка.
Это, собственно, из Некрасова.
2. Внешние особенности
Львица обычно не худая, не толстая… Крепкая – самое подходящее для нее слово. Если Львица отощала – значит, у нее что-то не так в семье или на работе. Но не обольщайтесь – едва жизнь наладится, Львица снова примет нормальный размер. Так что если Вам нравятся Сельди, лучше сразу ищите Сельдь.
У Львицы обычно открытое спокойное лицо сильного, волевого человека. Она всегда присматривается, взглядом словно сканирует пространство. Ее взгляд немного насмешливый, оценивающий, слегка с прищуром.
В одежде предпочитают спортивный стиль, джинсы, брюки, короткие куртки, все, что не сковывает движения, особи постарше предпочитают деловой костюм. Цвета любит всякие, но для работы и для повседневной жизни предпочитает что-то неброское, недемонстративное – несмотря на заметность, этот хищник умело маскируется. Но зато на вечеринке она может сразить Вас наповал красным платьем с открытой спиной. Так что, очень многое зависит еще и от того, на кого идет охота, и есть ли, на кого охотиться.
Львица по-своему грациозна. Грациозность ее несколько тяжеловатая, хотя и пружинистая. Если Вы когда-нибудь смотрели передачу «В мире животных» про крупных кошачьих хищников, вы должны понять, о чем я говорю. Если не смотрели – посмотрите.
Львица сдержанна в общении, прежде чем вступить в доверительные отношения, старается разведать обстановку. Чтобы на всякий случай оценить Ваш силовой потенциал, прикинуть методы воздействия на Вас.
Львица очень практична и совсем не склонна хвататься за любое дело, которое подвернется ей под руку. Как настоящий крупный хищник, она вовсе не обязана тратить свой потенциал на что попало, но, несмотря на внешнюю силу и мнимую флегматичность, она при необходимости может развивать быть ловкой и маневренной. И тогда не советую попадаться ей на дороге. Если она что-то решила – ее довольно сложно остановить.
А если серьезно – Львица очень не любит настойчивых Охотников, наскакивающих на нее из-за угла, предлагающих познакомиться или выпить пива. Она очень не любит объяснять, почему именно она не хочет пить с Вами пиво или кататься в Вашем Мерседесе. Поэтому, если Вы не хотите нарваться на грубость, лучше после первого отказа больше не приставайте к ней. У нее есть тяжелый хвост, которым она отмахивается от мух.
А чтобы совсем избежать вышеописанной ситуации, подходите к Львице осторожно и ненавязчиво. Если вы с ней вместе работаете, и если Вы мужчина, то она Вас уже заметила, потому что так уж повелось, что она всегда замечает всех мужчин, которые ее окружают.
В нашем обществе, подверженном стереотипам, сложился образ идеального мужчины: умный, честный, сильный, волевой, решительный, твердый, надежный, умеющий зарабатывать и содержать семью. Но такой женщине как Львица, которая сама в достатке обладает такими качествами как сила, воля, решительность, надежность и так далее, довольно сложно будет поделить территорию с подобным человеком. Жизнь с таким мужчиной рискует превратиться в некрасивое соревнование.
Если же эти качества «идеального» мужчины заменить на такие:
независимый, не осуждающий за слабости и промахи, умеющий в нужный момент подбодрить, утешить, простить, нежный, заботливый, теплый и понимающий, ненахрапистый, с фантазией, то образ меняется на совершенно другой. С таким человеком не надо ничего делить. Такой человек сам, скорее всего, нуждается в силе и практичности Львицы. Как и она в его любви, теплоте и заботе.
Львица очень осторожна. Обычно она сразу понимает, на кого идет охота, кто охотник, а кто дичь. Скромную роль охотника она обычно предпочитает для себя. Позвольте ей поохотиться на себя. Вам понравится, обещаю. Но не забывайте показывать ей, что Вам нравится.
4. Техника безопасности или правила поведения в обществе крупного хищника
Будьте веселы и непринужденны. Можете приветливо и ненавязчиво заговорить с ней в коридоре. Без явной перспективы продолжения. Можете даже не спрашивать, как ее зовут. Только ради бога, не забудьте потом с ней здороваться и всегда замечать ее при встрече, если не хотите, чтобы она отвергла Вас прежде, чем начнется что-то более серьезное. Львица должна постоянно видеть подтверждение хорошего и доброжелательного к ней отношения. Можете испросить у нее помощи по какому-либо вопросу. Можно даже по двум вопросам. Она обожает чувствовать себя нужной и полезной.
Напишите для нее песню. Если не можете песню, напишите для нее стихотворение. Если сами не можете, посвятите ей стихотворение другого автора. Только не надо выдавать его за свое – она достаточно образована и сразу заподозрит Вас в обмане.
Львице очень трудно понять Ваше истинное к ней отношение. Поэтому она может производить впечатление довольно подозрительной особы. Но подозревает она очень тактично, потому что знает, что может напрасно обвинить. Но если она хоть раз уличит Вас в фальши… второго шанса она, скорее всего, Вам не даст.
Не бойтесь быть романтичным, не бойтесь быть наивным, не бойтесь быть смешным, не бойтесь быть даже беспомощным, вообще ничего не бойтесь – все это она прощает гораздо легче, чем фальшь и обман, ложь или неискренность.
Обычно Львица очень сдержанна, старается контролировать себя и свое поведение. Эмоции Львицы очень пылкие и колоритные, хотя об этом мало кто знает. Потому что она подчиняет их рассудку. Но она умеет видеть красоту и наслаждаться ей, только обычно никому не говорит об этом. Внешне считая это слабостью, втайне очень уважает людей, которые умеют вслух восхититься красотой мира.
Просить о помощи Львица не любит. Потому и не просит. Считает, что может все сделать сама. Но это вовсе не значит, что откажется от помощи, если Вы ей ее предложите.
Если уж она совсем не права, скажите ей это в мягкой форме, желательно быстро, и убегайте, убегайте…. Шутка. Если Вы хотите покритиковать Львицу, то критикуйте ее поступок или решение, но не ее саму. Сначала похвалите ее, а потом высказывайте свои мысли – так она воспримет их более благосклонно. Она довольно упряма, и не сразу признает Вашу правоту. Но она достаточно умна, чтобы, в конце концов, ее признать.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Работа с графическим редактором»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Создание электронного методического пособия по литературе «Золотая флейта России» по изучению творчества
С.А. Есенина в школе
Иванова Ксения, Тихонова Екатерина
1. Определение понятия «электронные учебные пособия». …………………….6
2. Определение требований к электронным образовательным ресурсам. ……. 7
3. Описание проекта – электронного методического пособия по литературе – сайта, посвященного изучению творчества С.А. Есенина в школе «Золотая флейта России». ……………………………………………………………………10
3.1 Модель структуры электронного методического пособия. ………………. 10
3.2 Систематизация и структурирование собранного материала. ……………. 12
3.4 Использования электронного методического пособия в учебном процессе.16
Образованный человек в современном обществе – это человек умеющий добывать, приобретать знания, делать это целенаправленно по мере появления у него такой потребности.
В современной школе большое внимание уделяется компьютерному сопровождению учебной деятельности. В учебном процессе используются различные обучающие и тестирующие программы практически по всем предметам, создаются собственные электронные ресурсы.
Компьютерные технологии все больше входят в нашу жизнь, все больше времени занимают у подрастающего поколения. Школьники гораздо больше времени проводят за компьютерами, чем за чтением художественной или учебной литературы. Наверное, это скорее отрицательное явление нашей жизни, но это надо принять как данность и эффективно использовать. А самое главное для нас, школьников, не только взять необходимые знания из объяснения учителя на уроке, но и научиться самим искать новые знания, пользоваться ими.
Одна из современных форм организации обучения – создание электронного методического пособия, которое можно использовать как на уроках, так и для самостоятельной подготовки дома.
Актуальность разработки данного проекта обусловлена тем, что даже самый полный учебник сегодня не в состоянии вместить в себя весь объем информации, которая может понадобиться школьнику по данному предмету, всегда требуется дополнительная литература. С появлением Интернета и бурным развитием тематических сайтов и порталов различного назначения стало возможным найти практически любую информацию, подключившись к сети и сделав несколько запросов к поисковым машинам. Но и с подобной системой поиска информации возможны определенные сложности. В данном случае преимуществом электронного пособия является то, что весь (или большая его часть) необходимого для освоения дисциплины материала собрана в одном месте и обучающимся не приходится тратить время на поиск этого материала по различным источникам [1].
Разработка и применение электронного методического пособия позволяет повысить не только интерес к предмету, но и качество знаний по литературе. Большинство учащихся воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена. Эти программы дают возможность каждому ученику независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль. Быть не пассивным наблюдателем, а активно получать знания и оценивать свои возможности. Школьники начинают получать удовольствие от самого процесса учения.
В последнее время литература XX века становится всё более популярной. Возрастает интерес к великолепным произведениям таких замечательных русских поэтов, как С.А. Есенин. Изучение творчества С.А. Есенина в средней школе обусловлено значимостью поэта, дарование которого связано с глубинами народного сознания, русской культурой и историей. Прочитав многие произведения Есенина, изучая и анализируя их на уроках литературы, мы стали больше интересоваться его творчеством. На одном из заседаний филологического научного общества «ИнТал» (Интеллектуальные и талантливые) родилась идея создать сайт – методическое пособие по изучению творчества поэта в школе.
Объект проекта: творчество русского поэта С.А. Есенина
Предмет проекта: пособие, построенное в соответствии с основными принципами разработки электронных пособий, посвященное творчеству С.А. Есенина.
Цель проекта: разработать электронное методическое пособие по литературе по изучению творчества С.А. Есенина в школе – сайт «Золотая флейта России»
— определить понятие «электронные учебные пособия»
— определить требования к электронным образовательным ресурсам;
— спроектировать структуру и создать дизайн электронного методического пособия;
— систематизировать и структурировать собранный материал по творчеству С.А. Есенина;
-наполнить содержанием структуру электронного образовательного ресурса;
-разработать методику использования электронного методического пособия в учебном процессе.
Гипотеза: предполагаем, что ЭОР – методическое пособие «Золотая флейта России» будет являться не только средством обучения, самообразование школьников, но и будет способствовать развитию творческой и интеллектуальной сферы личности учеников, повышению мотивации к изучению учебной дисциплины «литература ».
Ресурсы: информационные: интернет – ресурсы, посвященные творчеству С.А. Есенина, в том ч. Эпистемотека МБОУ лицея № 1, методическая литература по теме исследования.
Методы исследования: сбор, изучение, анализ и обобщение теоретического материала по теме проектной работы, метод моделирования.
Продукт проекта: Электронное методическое пособие «Золотая флейта России» http://rabotalub.jimdo.com/
Определение понятия «электронные учебные пособия»
Электронные учебные издания могут иметь печатную копию и в зависимости от полноты представления учебного материала дисциплины подразделяются на электронные учебники и электронные учебные пособия.
Согласно определению, приведенному О.В. Зиминой «Электронный учебник должен максимально облегчить понимание и запоминание (причем активное, а не пассивное) наиболее существенных понятий, утверждений и примеров, вовлекая в процесс обучения иные, нежели обычный учебник, возможности человеческого мозга, в частности, слуховую и эмоциональную память, а также используя компьютерные объяснения» [4].
Электронное учебное пособие (ЭП) – это электронное издание частично (полностью) заменяющее или дополняющее учебник. ЭП в отличие от учебника кроме трех обязательных частей, присутствующих в учебнике: классического предметного содержания, упражнений для закрепления материала и контроля знаний, предполагает наличие определенной методики. Содержание электронного пособия должно соответствовать требованиям и содержанию программы образовательной дисциплины, утвержденной в установленном в учебном заведении порядке.
Определение требований к электронным образовательным ресурсам.
В процессе создания ЭП, мы опирались на следующие требования, учитывая, что электронное пособие воспринимается с экрана.
1. Для лучшего понимания, усвоения и запоминания материала необходимо использовать технические возможности: анимацию, звук, цвет, иллюстрации.
4. Необходимо, чтобы постоянно было видно оглавление пособия, что позволяет, не листая страницы, быстро переходить к нужному разделу или фрагменту и также быстро возвращаться назад;
5. Необходимо выделять ключевые слова, термины, имена, чтобы, щелкая по ним кнопкой мыши, вызывать гиперссылки с объяснениями значений этих слов или комментарием на экран компьютера.
6. Использовать колонтитулы или заголовки на каждой электронной странице, чтобы учащийся не терял ориентации в пособии.
При создании электронного пособия необходимо помнить, что во всех случаях текстовой материал больших объемов желательно публиковать в обычных бумажных пособиях. На экране рекомендуется представлять минимум текстовой информации.
В разрабатываемых электронных пособиях необходимо:
— ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивая при этом совместимость с традиционными учебными материалами, в полном соответствии с документами, регламентирующими содержание образования (в нашем случае программа по литературе Г.С. Меркина);
— учитывать возрастные психолого-педагогические особенности учащихся (мы предлагаем структурировать материал по классам с 5 по 11 в соответствии с возрастом учеников);
— в максимальной степени использовать преимущества аудиовизуального представления учебных материалов (В пособии на каждой странице представлены аудиовизуальные материалы в соответствии с содержанием страницы);
Дидактические требования к электронным изданиям.
1. Требование научности означает достаточную глубину, корректность и научную достоверность изложения содержания учебного материала, с учетом последних научных достижений.
2. Требование доступности означает необходимость определения степени теоретической сложности и глубины изучения учебного материала сообразно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Недопустима чрезмерная усложненность и перегруженность учебного материала.
3. Требование проблемности обучения обусловлено самой сущностью и характером учебно-познавательной деятельности. Когда учащийся сталкивается с учебной проблемной ситуацией, требующей разрешения, его мыслительная активность возрастает. Уровень этой активности может быть значительно выше при работе с электронными пособиями, чем при использовании традиционных учебников и пособий.
4. Требования наглядности обучения означает необходимость учета чувственного восприятия изучаемых объектов. Требования наглядности в электронных изданиях реализуется на принципиально новом, более высоком уровне.
5. Требования самостоятельности и активизации обучаемого предполагает самостоятельных действий учащихся при работе с пособием, четкое понимание конечных целей и задач учебной деятельности. Для повышения активности обучения необходимо вводить в электронное издание разнообразные вопросы, тесты, задания, предоставлять возможность выбора пути усвоения материала.
6. Требования системности предполагает последовательность усвоения учащимся определенной системы знаний в изучаемой предметной области. Необходимо, чтобы знания, умения и навыки формировались в определенной системе, в строго логическом порядке.
Для этого необходимо:
-предъявлять учебный материал в систематизированном и структурированном виде;
-учитывать межпредметные связи изучаемого материала;
-тщательно продумывать последовательность подачи учебного материала и его воздействия при усвоении, аргументировать каждый шаг по отношению к обучающемуся;
Содержание и структура электронных пособий, применяемых в ходе самостоятельной работы учеников, должны соответствовать учебной программе изучаемой дисциплины с одновременной ориентацией на углубленное изучение. [5]
3. Описание проекта – электронного методического пособия по литературе – сайта, посвященного изучению творчества С.А. Есенина в школе «Золотая флейта России»
3.1 Модель структуры электронного методического пособия.
Целью проектной работы являлась разработка электронного методического пособия (далее ЭП) по литературе по изучению творчества С.А. Есенина в школе – сайт «Золотая флейта России», которое будет способствовать развитию творческой и интеллектуальной сферы личности учеников, повышению мотивации к изучению учебной дисциплины «литература», самообразованию и самореализации школьников. ЭП при необходимости может корректироваться, дополняться, обновляться с учетом появления новых информационных и педагогических технологий и новой информации, а значит, отвечать требованиям времени.
Предлагаемое нами электронное методическое пособие по литературе «Золотая флейта России» посвящено творчеству С.А. Есенина и предназначено для организации деятельности учителя и учеников в урочном и внеурочном пространстве. ЭП включает в себя четыре блока: теоретический, практический, диагностический, демонстрационный.
Описание модели ЭП (Приложение 1).
Теоретический блок представлен в виде исторического, философского, культурного и литературоведческого комментария к произведениям С.А. Есенина. Информация в таком комментарии подается со страницы небольшим фрагментом текста с непременным указанием источника, структурирована при помощи гиперссылок, которые позволяют включить учеников в активную познавательную деятельность при подготовке домашних заданий, исследований по творчеству поэта.
Демонстрационный блок представлен иллюстративным материалом, анимацией, аудио и видеозаписями, которые создают особый эмоциональный настрой, погружают в атмосферу эпохи, в которой создавал художественные произведения С.А. Есенин, расширяют кругозор учеников, побуждают к всестороннему и глубокому осмыслению художественного текста, благодаря одновременному воздействию на все органы чувств.
Практический блок включает в себя дополнительные задания, контрольные работы по изучаемым темам. Дидактические материалы сопровождаются вопросами проблемного характера и помогают мотивировать учащихся к созданию творческих, исследовательских работ, собственных проектов. В данном блоке представлены интеллектуальные творческие продукты самих учащихся: презентации к урокам по творчеству поэта, исследовательские и реферативные работы, лучшие сочинения, видеофрагменты мероприятий с участием детей с демонстрацией выразительного чтения произведений поэта. Все это практически можно применить на уроке литературы. Это способствует развитию творческой и интеллектуальной сферы личности учеников, повышению мотивации к изучению литературы, самообразованию и самореализации школьников. В блоке представлены презентации в помощь учителю литературы, которые он может использовать на уроке в качестве мультимедийного сопровождения, высвечивая разные аспекты, темы, проблемы творчества поэта, о которых, с точки зрения педагога, целесообразно говорить на уроках.
Диагностический блок ЭП включает в себя тесты по тематическим разделам изучения творчества поэта для каждого класса. Цель этого блока не только контроль и самоконтроль по теме, но и подготовка учеников к предметным олимпиадам и конкурсам, к итоговой аттестации по литературе. Вопросы репродуктивного и проблемного характера разного уровня сложности, сопровождающие их иллюстрации и аудиозаписи, позволяют не только закрепить полученные знания о жизни поэта, об исторических фактах, исторических реалиях начала ХХ века, но и расширить кругозор обучающихся, а также побудить их к более вдумчивому прочтению произведений поэта.
Предложенная модель ЭП по литературе призвана помочь учителю реализовать идеи развивающего обучения, погрузить учеников в активную познавательную и творческую деятельность, соединить теорию и практику, раскрыть личность ученика.
3.2 Систематизация и структурирование собранного материала.
Структура и содержание ЭП по литературе разработаны в соответствии с действующей программой по литературе. Для систематизации и структурирования материала мы изучили основные положения программы. В программе по литературе Г.С.Меркина, С.А.Зинина, В.А.Чалмаева, которая построена в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта общего образования, изучение творчества Есенина предполагается в 5, 6, 7, 9 И 11 классах.
В 6 классе – «Краткие сведения о поэте», «Пафос и тема стихотворения», «Одухотворенная природа – один из основных образов С.А.Есенина». Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано…».
В 7 классе представлены разделы «Тематика лирических стихотворений; лирическое «я» и образ автора», «Человек и природа, чувство родины, эмоциональное богатство лирического героя в стихотворениях поэта». Стихотворения: «Отговорила роща золотая…», «Я покинул родимый дом. ».
В 9 классе творчество Есенина предлагается рассматривать в разделе «Из поэзии серебряного века» в теме «Многообразие поэтических голосов эпохи» наряду с А.Блоком, В.Маяковским, М.Цветаевой, Н.Гумилёвым и А.Ахматовой. Рассматриваются темы и мотивы их стихов.
В 11 классе (5 часов) предполагается изучение тем «природа родного края и образ Руси в лирике С.А.Есенина», «Религиозные мотивы в ранней лирике поэта», «Трагическое противостояние города и деревни в лирике 20-х годов», «Любовная тема в поэзии С.А.Есенина», «Богатство поэтической речи, народно-песенное начало, философичность как основные черты есенинской поэтики». Изучение поэм «Пугачев», «Анна Снегина». [6]
В результате ЭП разбито на пять основных дидактических частей, которые реализованы в виде вертикального меню на главной странице сайта-ЭП (Приложение 2).
По сути своей главная страница является титульной страницей, т.е. пользователь при открытии сайта попадает сразу в данный раздел. Здесь дана краткая характеристика ЭП, а также краткая аннотация к каждой странице ЭП. (Приложение 3).
Прежде чем описывать следующие разделы, сделаем небольшое отступление от темы и расскажем о том, каковы были этапы создания данного проекта. (Приложение 4).
Следующим шагом данного этапа стала постановка целей, определение актуальности и значимости проекта. Распределение тематических разделов проекта (страниц сайта) среди участников группы для накопления, изучения материала по теме.
Начало работы основного этапа – погружение в тему. Началась работа участников группы по подбору материала для тематических разделов проекта и обсуждение результатов работы на форуме сайта «Эпистемотека лицея» и на заседаниях НОУ. На этом этапе мы отбирали наглядно – дидактический, методический материал по разделам программы по литературе для 5-11 классов Г. С. Меркина, шла работа по поиску и систематизации информационного материала. Важным шагом этапа стало изучение методики подготовки электронного пособия, требований к его созданию.
3.3 Наполнение содержанием структуры электронного образовательного ресурса.
На странице для 5 класса размещены материалы по темам: «Детские годы С.А. Есенина», «В есенинском Константинове». На странице ученики найдут фотографии, отражающие детство и юность поэта, текст, в котором отражена главная информация по темам, гиперссылки на ресурсы, где можно получить более подробную информацию, тематический видеоролик. Здесь же предложен тест для 5 класса, ответы на вопросы теста ученики найдут, изучив материалы страницы. (Приложение 7).
Шестиклассники найдут на своей странице в соответствии с программным материалом анализ стихотворений, предложенный в видеоролике, текстовый анализ произведения, гиперссылки на материалы в сети. Важно отметить, что ресурсы, на которые мы направляем пользователей, тщательно отобраны авторами и не содержат рекламных объектов. В помощь учителю предложена презентация «Поэт уходящей Руси». Презентация может быть использована в качестве мультимедийного сопровождения урока литературы в 6 классе по творчеству С.А. Есенина. Содержит богатый иллюстративный материал. (Приложение 8).
Страница для 7 класса предлагает послушать программные произведения в исполнении самого поэта (видеоролики). Это послужит прекрасным дополнением к уроку – анализу литературного произведения. Здесь в помощь ученику и учителю предложен видеоанализ произведения, материалы по тематическому разделу «Человек и природа в творчестве С.А. Есенина, гиперссылки на материал в сети – анализ стихотворения «Я покинул родимый дом». В помощь учителю и ученикам на этой странице ЭП публикуется презентация «Факты биографии С.А. Есенина» Материал предназначен для мультимедийного сопровождения урока по теме: «Но более всего любовь к родному краю меня томила, мучила и жгла». Этот материал содержит Биографию, практикум по поэзии, тест по творчеству, богатый иллюстративный материал. (Приложение 9).
В 9 классе творчество Есенина предлагается рассматривать в разделе «Из поэзии серебряного века» в теме «Многообразие поэтических голосов эпохи», поэтому нам показалось целесообразным разместить на странице для 9 класса наглядные материалы – фотографии поэтов – современников С. Есенина, видеоурок «Поэзия серебряного века». (Приложение 10).
На странице для 11 класса размещены анализ поэмы «Анна Снегина», «Пугачев», иллюстративный материал, видеоанализ философского стихотворения «Несказанное, синее, нежное…», тесты по творчеству поэта для 11 класса. (Приложение 11).
Творческие работы учеников – любой продукт их деятельности, в том числе исследовательской, проектной, творческой размещаем на страницах ЭП «Исследовательские работы учащихся», «Презентации к урокам, мероприятиям». (Приложение 12)
На музыкальной страничке сайта мы размещаем ссылки на известные произведения музыкального искусства: романсы, песни на стихи С.А. Есенина, что послужит прекрасным дополнением уроков литературы. Здесь же размещены видеофрагменты праздничного мероприятия «У Есенина день рождения», посвященного 120-летию поэта, где ребята сами исполняю песни на стихи поэта. (Приложение 13).
Нам показалось важным рассказать о себе на странице «Филологическое НОУ «ИнТал», здесь мы знакомим пользователей с работой группы учащихся, увлекающихся литературой, склонных к занятию исследовательской деятельностью. Одним из результатов работы группы стал продукт данного проекта. (Приложение 14).
3.4 Использования электронного методического пособия в учебном процессе.
Для использования этого электронного методического пособия на уроках литературы необходим компьютер с операционной системой Windows 2003 и выше и любой Интернет-браузер. Возможности кабинета русского языка и литературы нашего лицея вполне позволяют использовать ЭП на уроках. (Приложение 15). Опишем некоторые способы организации учебного процесса с использованием электронного методического пособия «Золотая флейта России».
Следует отметить, что к данному пособию при необходимости можно добавлять материалы по творчеству С.А. Есенина. В перспективе разработка новых разделов, т.е. расширение ЭП. Целесообразно дополнить пособие дистанционным блоком, включить сюда онлайн-тесты, разработать перечень тем исследовательских работ и рефератов по творчеству поэта. Есть идея включить страничку «Робким пером», на которой мы будем публиковать стихи, сочиненные учениками, страничку «Высказывания и воспоминания о С.А. Есенине».
На основании изученного материала можно сделать вывод о практической ценности ЭП, как для учителя, так и для ученика. С его помощью учителю можно не только сообщать фактическую информацию, снабжённую иллюстративным материалом, но и уйти от традиционного репродуктивного обучения и реализовать идеи развивающего обучения, погрузить учеников в активную познавательную и творческую деятельность, соединить теорию и практику, раскрыть личность ученика.[9]
Кроме того, электронное пособие даёт больше возможностей ученику для самостоятельной работы, позволяет выбрать глубину изучения темы. Важное значение электронного пособия состоит в том, что в ЭП можно быстро дополнять и изменять текстовый или иллюстративный материал при возникновении такой необходимости. Такие возможности, как использование гипертекста и мультимедиа, были реализованы и подготовлены в ЭП. Текст был снабжён наглядными и справочными материалами благодаря технологии гиперссылок.
Таким образом, подготовленное электронное методическое пособие-сайт «Золотая флейта России», посвященное изучению творчества С.А. Есенина в школе, обладает следующими преимуществами (ожидаемые результаты проекта):
1. ЭП позволит учителю:
поддерживать высокий уровень мотивации;
поощрять активность и самостоятельность учащихся;
расширять возможности обучения и самообучения;
развивать исследовательское поведение;
презентовать опыт работы с учащимися большой аудитории коллег;
получить навыки использования дистанционных форм обучения учащихся и интерактивного взаимодействия;
повысить уровень ИКТ компетенции;
представить индивидуальные достижения учителя и учащихся для широкой общественности;
развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности.
2. ЭП позволит учащимся:
повысить интерес к творчеству С.А. Есенина;
создавать продукты исследовательской деятельности;
участвовать в конкурсах исследовательских работ различного уровня;
повысить уровень учебно-познавательной, исследовательской компетентности;
повысить учебную мотивацию, мотивацию достижения успеха;
повысить интерес к предмету «литература».
Ученикам, пропустившим уроки, ЭП поможет самостоятельно освоить пропущенный материал, выполнить практические задания. ЭП позволит ученику быстро и эффективно подготовится к уроку, докладу, сообщению.
Цель проектной работы достигнута — электронное методическое пособие по изучению творчества С.А. «Есенина в школе «Золотая флейта России» спроектировано и разработано с учётом основных требований к данному виду электронного образовательного ресурса. Оно структурировано, удобно в обращении, содержит наглядность изложенного материала.
Отзывы пользователей о проекте. (Приложение 16).
Благодаря складу своего таланта и вниманию к духовному миру каждого человека и к противоречиям эпохи, Есенин достигает такого масштаба и неоднозначности в отражении собственных переживаний и событий жизни, которые придают его произведениям не только глубоко национальный, но и общечеловеческий характер.
4. Зимина О.В. Печатные и электронные учебные издания в современном высшем образовании: Теория, методика, практика / О.В. Зимина. — М.: Из-во МЭИ, 2013.