если человек не платит налоги что ему грозит

Наказание для должников. Что грозит за неуплату налогов

Почти половина россиян допускают возможность не платить налоги в тяжёлый период эпидемии. Какое наказание ждёт уклонистов? Что можно сделать, чтобы легально снизить выплаты?

Опрос «Центра стратегических разработок» (ЦСР) показал, что в конце прошлого года уклоняться от уплаты налогов были готовы 35% респондентов. В мае их оказалось уже 45%. Впрочем, юристы предупреждают: налоговые органы активно вычисляют должников. Сэкономив сейчас, можно серьёзно переплатить в будущем.

Как налоговики ищут неплательщиков

Старший управляющий партнёр юридической компании PG Partners Полина Гусятникова утверждает, что у ФНС есть механизмы для отслеживания тех, кто не платит налоги. Сотрудникам налоговой доступны различные базы, в том числе и банковские.

Ловушка для сбережений. Куда стало опасно вкладывать деньги

— Если речь идёт об уплате НДФЛ для официально неработающих граждан, то целенаправленно налоговая вряд ли будет отслеживать каждого, чтобы проверить, не утаил ли он три рубля, но иногда выборочно такие проверки проводятся, — говорит Полина Гусятникова.

По её словам, чаще всего основанием для проверок становится рассказ «доброжелателей» о ведении незаконной предпринимательской деятельности.

Низкие ставки. Как выгодно рефинансировать ипотеку и не переплатить банку

Это же касается и сдачи квартиры в аренду. Но с налогами на прибыль от продажи крупного имущества всё проще. Сведения о покупке и продаже поступают в налоговую от нотариусов, Росреестра и ГИБДД. Поэтому в этом случае не стоит надеяться, что для ФНС ваши товарно-денежные отношения останутся тайной.

Управляющий партнёр юридической фирмы Tax Compliance Михаил Бегунов уточнил, что в поисках недобросовестных налогоплательщиков ФНС имеет право направить запросы в любые органы для содействия в поисках и проверке налоговых должников, в том числе включить в проверку правоохранительные органы.

— Доказательством того, что человек постоянно получает доход от имущества, продажи активов, выполнения работ и оказания услуг, могут стать расписки о получении денег при наличных расчётах, выписки из банковских счетов покупателей товаров (услуг), размещение рекламных объявлений об услугах или реализации товаров, допросы свидетелей и участников финансово-хозяйственных сделок, — перечисляет адвокат Михаил Бегунов.

Новые цены. Что подорожает после пандемии коронавируса

Что будет, если не платить налоги государству?

Безнаказанно уйти от налоговой системы невозможно. Юрист Полина Гусятникова отметила, что ответственность за неуплату налога всегда немаленькая. Она может быть как административной, так и уголовной.

По словам специалиста, по статье 198 УК РФ уголовная ответственность наступает, если в течение трёх финансовых лет подряд сумма неуплаченного налога достигла 2 700 000 рублей и больше. В этом случае кроме обязательства оплатить налог должника ждёт ещё и штраф от 100 до 300 тысяч рублей, или штраф в размере его заработной платы за один-два года, или принудительные работы, или даже лишение свободы на срок до года. Нужно помнить, что если сумма больше 13 500 000 рублей, то наказание будет строже.

Если долги небольшие, то должнику грозит административная ответственность. Штраф составляет 20% от неуплаченной в бюджет суммы налога. Если будет доказано, что должник не платил умышленно, то штраф вырастет до 40%.

Раскрутить на эмоции. Банки применяют новые методы, чтобы проверить претендентов на кредит

Как можно законно снизить выплаты по налогам, чтобы не попасть в число уклонистов?

— К сожалению, для физических лиц никаких налоговых послаблений в связи с коронавирусом пока нет. Налоговые льготы касаются только бизнеса, в том числе ИП. Возможно, к концу года, когда придёт время платить имущественные налоги, какие-то послабления появятся и для обычных граждан, — рассказала юрист Полина Гусятникова.

Впрочем, всегда стоит внимательно присмотреться к сумме в квитанции. Если она смущает, то надо обратиться в налоговую службу с просьбой пересчитать сумму налога. Сделать это можно через личный кабинет на сайте налоговой инспекции. Ещё один вариант — написать туда письмо. Правда, для перерасчёта должны быть основания. Например, завышена кадастровая стоимость недвижимости, на основании которой начисляется налог.

Источник

Вплоть до уголовной ответственности. Что будет, если физлицу не заплатить налоги?

если человек не платит налоги что ему грозит

Вы когда-нибудь пробовали просить что-то у государства? Льготы, пособия, вычеты? Чиновники найдут тысячи причин, чтобы отказать в любезности, словно речь идёт об их личных деньгах. Придётся с боем отстаивать права, тратиться на юристов – порой без надежды на успех. Но попробуй только не заплатить государству то, что положено ему по праву! Включится слаженный механизм: ФНС, следственные органы, суд, приставы.

Но всегда есть соблазн проверить: а что же будет, если уклониться от уплаты налогов? Как быстро наступит уголовная ответственность? И дойдёт ли до этого вообще? И есть ли сроки давности, за которыми предъявить претензии уже нельзя? Специально для вас собрали воедино разрозненную информацию. Предупреждён – значит вооружён.

Немного теории

Не будем останавливаться на каждой конкретной обязанности уплаты налогов – слишком долго. Есть определённые объекты и сделки, на основе которых рассчитывается сумма, подлежащая безвозмездному перечислению в пользу государства. К примеру, налог на добавленную стоимость, на доход, на имущество. Всегда есть соблазн сохранить деньги, придержать их.

Причём мало просто не платить – нужно совершить ещё ряд сопряжённых с правонарушением (преступлением) действий. Не становиться на учёт в ФНС. Не подавать декларацию или искажать данные. Не предоставлять сведения, необходимые ФНС. Занижать налоговую базу, завышать расходы и т.д. Не будем учить вас плохому – и без нас справитесь. Важно понимать, что весь процесс, от умысла до реализации – уклонение от уплаты налогов.

В связи с этим физическое лицо может понести различную ответственность:

Гражданско-правовая ответственность наступает в любом случае. Даже если истекли сроки давности, даже если вина не доказана, придётся компенсировать государству спрятанную копеечку, да ещё с процентами. Вот что самое обидное: органы всё равно не останутся внакладе.

Гражданин может понести ответственность:

Сразу оговорюсь, что в этой статье мы не будем останавливаться на частностях – для этого есть ФНС. Разберём вопрос в общем виде, чтобы представлять, какие последствия могут быть у такого невинного желания – сэкономить деньги.

Штрафы Налогового кодекса и гражданско-правовая ответственность

Для удобства объединим в один блок. Особенность российского законодательства в том, что для привлечения плательщика к ответственности достаточно нормы, заложенной в Налоговом кодексе. Даже решение суда не требуется – достаточно постановления ФНС. Согласно ст.122 НК РФ:

Есть ещё ст.129.3 НК РФ, но её положения вряд ли применимы для проступков физического лица.

Обратите внимание! Хотя физическое лицо не обязано доказывать невиновность, в данном случае это лучше сделать. Тогда есть шанс сократить свои издержки вполовину. Административная ответственность наступает, если общая сумма недоимок не превышает 2 699 999 руб. за 3 финансовых года.

Гражданско-правовая ответственность заложена ст.75 НК РФ. Вот всё, что нужно знать про пеню:

Справочно. Размер ставки ЦБ РФ в 2020 г. составил: с 10 февраля – 6%, с 27 апреля – 5,5%, с 22 июня – 4,5%, с 27 июля 4,25% годовых.

Уголовная ответственность

В УК РФ содержится сразу несколько составов, за которые может наступить ответственность. Чтобы упростить понимание, представим их в виде таблицы.

СтатьяСутьЧасть (размер исчисляется за 3 финансовых года)Наказание (варианты)
198уклонение от уплаты налогов за счёт непредставления декларации или иных документов, необходимых ФНС;

Важно! Если лицо впервые привлекается к уголовной ответственности по ст.198 УК РФ, выплатило все недоимки, пеню и штраф на основании НК РФ, дело подлежит прекращению на основании примечаний к ст.198 УК РФ.

Административная ответственность за проступки, сопряжённые с уклонением

КоАП РФ не содержит ответственности за неуплату налогов, но есть несколько статей, сопряжённых с этим занятием. К примеру, ст.15.5 КоАП РФ предполагает штраф 300-500 руб. для должностного лица за несвоевременное представление налоговой декларации. Правда, можно отделаться и предупреждением.

За несообщение сведений, необходимых ФНС и подлежащих представлению, ответственность предусмотрена ст.15.6 КоАП. Здесь штрафы выше – до тысячи рублей, а к ответственности могут быть привлечены и должностные лица, и обычные граждане.

Есть ли сроки давности по уплате налогов?

Согласно ст.113 НК РФ, общий срок давности составляет 3 года со дня совершения правонарушения до его выявления либо со дня окончания проверки до привлечения к ответственности. Но если физическое лицо активно противодействовало ФНС, исчисление времени прерывается.

Ещё одна сторона медали – период, в течение которого могут быть взысканы штрафы, исчисленные на основании НК РФ. Согласно ст.115 Налогового кодекса, у ФНС есть 6 месяцев со дня, следующего за крайней датой, указанной в требовании об уплате средств.

Но если срок пропущен по уважительной причине, суд может его восстановить. Как думаете, пойдут наши служители молотка и мантии навстречу доблестным работникам ФНС?

Резюме

Итак, если вы твёрдо решили встать на путь уклонения от уплаты налогов, нужно хорошенько подумать. У государства в арсенале – богатый инструментарий по истребованию денег у нерадивых субъектов. Ответственность заложена в НК, КоАП и УК, а ещё – предусмотрена пеня на недополученные суммы. Следует признать, что нормы, указанные в перечисленных документах, весьма просты и прозрачны.

В результате, если сумма действительно велика, можно получить и штраф, и крупную пеню (до 100% от недоимок), да ещё и быть привлечённым к уголовной ответственности. Условные 5 миллионов рублей возрастут кратно, отняв ещё и здоровье. У ФНС и следствия много времени на выполнение своей работы. Не сомневайтесь: кто попал в эти жернова, без потерь не останется. Оно вам надо?

Источник

Уголовная ответственность за налоговые преступления: нюансы 2020 года

Уголовным кодексом РФ предусмотрено несколько статей, посвященных налоговым преступлениям и уклонению от уплаты страховых взносов. Эксперты TaxCOACH описали особенности каждого из составов налоговых преступлений, а также специфики привлечения к уголовной ответственности за совершение преступлений в сфере экономики и налогов.

1. Уголовно-правовая характеристика налоговых преступлений

Статьи 198 и 199 УК РФ предусматривают ответственность за уклонение от уплаты налогов, сборов и (или) страховых взносов с физического лица и организации соответственно.

ИП несут ответственность по ст.198 УК РФ как физические лица.

Для налогоплательщиков — физлиц (в том числе ИП) уголовная ответственность по п.1 ст.198 УК РФ наступает за уклонение от уплаты налогов в размере более 2 млн. 700 тыс. рублей за период в пределах 3 финансовых лет подряд.

Для налогоплательщиков — юрлиц уголовная ответственность по ст. 199 УК РФ наступает в случае неуплаты в пределах 3 финансовых лет подряд 15 млн. рублей.

Подчеркиваем, что суммы налогов и страховых взносов, от которых уклонилась организация, могут суммироваться.

До 12.04.2020 Уголовный кодекс предусматривал дополнительные критерии: уголовная ответственность наступала, если сумма неуплаченных налогов (сборов, взносов) была меньше (900 тыс.руб. для физических лиц и ИП и 5 млн.руб. для юридических лиц), но только при условии, что сумма уклонения превышала 10 % (или 25 % — для юридических лиц) от совокупного размера подлежащих уплате сумм налогов конкретным налогоплательщиком.

С 12.04.2020 этот «относительный» критерий убрали, оставив только абсолютную сумму допущенных нарушений.

Меры наказания за преступление, выразившееся в неуплате налогов (сборов, страховых взносов), существенно отличаются в зависимости от того совершено оно физическим лицом (индивидуальным предпринимателем) или юридическим лицом. В первом случае максимальный срок лишения свободы составляет 3 года, а во втором, при условии, что преступление совершено в «особо крупном размере» — 6 лет.

И здесь важно отметить, что преступления с наказанием до 3 лет лишения свободы относятся к преступлениям «небольшой тяжести», а преступление с наказанием от 5 до 10 лет — «тяжкое». А в зависимости от категории тяжести преступления УК РФ по-разному определяются сроки давности привлечения к уголовной ответственности. Это значит, что индивидуальный предприниматель, если прошло 2 года с момента окончания им совершения налогового преступления, может в принципе спать спокойно, поскольку срок привлечения к уголовной ответственности за преступления «средней тяжести» истекает в указанный срок. А с руководителем организации ситуация будет совершенно иная: при признаках состава преступления, предусмотренных ч. 2 ст. 199 УК РФ (уклонение от уплаты налогов в «особо крупных размерах»), срок давности привлечения к уголовной ответственности составит 10 лет с момента окончания совершения преступления. Т.е. директора сегодня могут еще вздрагивать за те действия, которые были совершены в годах так в 2010, 2011.

Важно! Новые изменения 2020 года, внесенные в Уголовный кодекс РФ, улучшили положение тех налогоплательщиков, которые привлекались к ответственности по «относительному» критерию. Поэтому, если неуплата налогов, которая имела место до 12.04.2020, не дотягивает до новых значений, то уголовное дело подлежит прекращению.

Например, если по состоянию на 12.04.2020 ИП привлекается к уголовной ответственности за неуплату более 900 тыс. рублей (и более 10% от суммы налогов, подлежащих уплате), но менее 2 млн. 700 тыс. рублей, то к уголовной ответственности его привлечь не смогут.

За неисполнение обязанностей налогового агента предусмотрена ответственность по ст. 199.1 НК РФ. Это случаи, например, неудержания и/или неперечисления в бюджет НДФЛ при выплате заработной платы сотрудникам, а также НДС при выплате доходов иностранной организации, не имеющей в России постоянного представительства.

Субъект преступления в статье 199.1 УК РФ четко не определен — это может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, а также лицо, на которое в соответствии с его должностным или служебным положением возложена обязанность по исчислению, удержанию или перечислению налогов (руководитель или главный (старший) бухгалтер организации, иной сотрудник организации, специально уполномоченный на совершение таких действий, либо лицо, фактически выполняющее обязанности руководителя или главного (старшего) бухгалтера). Обычно это бухгалтер, в соответствии с должностной инструкцией именно на него чаще всего возлагается обязанность исчислить налог, удержать и перечислить в бюджет.

Ключевой момент — наличие мотива (личная заинтересованность).

Личный интерес как мотив преступления может выражаться, например, в стремлении извлечь выгоду имущественного, а также неимущественного характера, обусловленную такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п. Доказательством наличия такого мотива, как свидетельствует судебная практика, являются, например, такие факты, когда в ситуации неперечисления налога

Единственный способ избежать привлечения к ответственности по ст. 199.1 УК РФ — доказать полное отсутствие финансовой возможности для выполнения функции налогового агента на предприятии.

Статья 199.2 УК РФ предусматривает ответственность за «Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов, сборов, страховых взносов».

В этой статье «крупный размер» отличается от вышеперечисленных статей и в соответствии с примечанием к статье 170.2 УК РФ составляет 2,250 млн. руб., «особо крупный» — 9 млн.руб.

Субъектом преступления, предусмотренного статьей 199.2 УК РФ, может быть физическое лицо, имеющее статус индивидуального предпринимателя, собственник имущества организации, руководитель организации либо лицо, выполняющее управленческие функции в этой организации, связанные с распоряжением ее имуществом.

Доля привлечения к ответственности по этой статьей среди всех налоговых преступлений составляет 50-60%.

Суммы уклонения, после которых возникает состав преступления, здесь свои:

Ответственность за эти преступления куда мягче, чем за уклонение от уплаты налогов и страховых взносов в Пенсионный фонд, а именно — максимальное наказание для директора юридического лица составит 3 года лишения свободы (это при допущенной неуплате 13 млн.руб.). Учитывая тарифы этих страховых взносов, уклониться на такую сумму непросто.

2. Об основаниях для возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям

С 7 декабря 2011 года поводом для возбуждения уголовного дела по статьям 198 — 199.2 УК РФ могло стать только вступившее в силу Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения, сумма недоимки по которому достаточна для возбуждения уголовного дела. При этом материалы проверок, послужившие основанием для вынесения такого решения, налоговый орган должен был направлять в Следственный комитет только в случае, если налогоплательщик (налоговый агент) не уплатил доначисленные по решению налоги и сборы более двух месяцев с даты истечения срока по соответствующему требованию.

Но такой порядок просуществовал недолго. С конца 2014 года поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях могут стать уже не только материалы, полученные из налоговых органов выше указанным путем, но и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе из средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.

Что в итоге? Для принятия решения, возбуждать уголовное дело или нет, следователю нет прямой надобности дожидаться результатов проверок налоговых органов, в его компетенции определить наличие признаков налогового преступления и ущерб от его совершения самостоятельно, в частности, исходя из данных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), проведенных сотрудниками полиции.

И это полбеды. Отсутствие привязки возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям к вступившему в силу решению налогового органа по результатам соответствующей проверки позволяет возбуждать уголовные дела, проводить следственные мероприятия и привлекать к уголовной ответственности за налоговые преступления до 10-летней давности, теперь это не ограничено сроками выездных налоговых проверок, глубина которых не превышает трех лет, предшествующих году, в котором проверка начата. Отсутствие такой связи существенно усложняет, если не исключает, и ранее имевшуюся возможность избежать уголовного преследования путем уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов по решению налогового органа.

Например, в ситуации, когда налоговая проверка не была открыта, а сумму недоимки предъявляет следователь, налогоплательщик такой возможности лишается. Оспаривать предъявленную сумму придется в суде общей юрисдикции в рамках уголовного дела.

Особенности порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям:

При поступлении сообщения о налоговом преступлении от органов дознания (от полицейских проводивших ОРМ), следователь в соответствии с УПК РФ обязан не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направить в налоговый орган (региональное управление ФНС РФ) копию этого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. Налоговый орган в течение 15 суток с момента получения материалов, должен рассмотреть их и направить в ответ следователю:

Получив заключение (информацию) от налогового органа, следователь должен принять процессуальное решение:

Такое решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, и уголовное дело о налоговых преступлениях, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа какой-либо информации, просто при наличии у него «повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления». Новые положения УПК РФ не предусматривают никаких обязательных проверок со стороны налогового органа правильности расчета ущерба или оснований привлечения к ответственности по существу, налоговый орган просто выдает информационные справки Следователю (в прямом смысле).

В таких условиях не стоит ожидать, что увеличение количества возбуждаемых уголовных дел по налоговым составам будет происходить за счет улучшения качества выявления и расследования злоупотреблений, а не за счет широты оснований для возбуждения дел.

Инициирование возбуждения уголовных дел со стороны налоговых органов:

Налоговые органы по-прежнему обязаны направлять свои вступившие в силу Решения о привлечении к ответственности в Следственный комитет, сумма налоговой недоимки по которым установлена в достаточном размере для возбуждения уголовного дела, и она не уплачена налогоплательщиком в течении двух месяцев с даты истечения срока уплаты по соответствующему требованию.

Но с учетом озвученных поправок в УПК, налоговый орган теперь не ограничен этой обязанностью, он может предоставить в следственные органы и данные, например, лишь о предполагаемом налоговом правонарушении, содержащем признаки преступления, собранные на этапе предпроверочного анализа или в ходе прочей текущей аналитической и контрольной работы.

Налоговые органы стали активно пользоваться тем, что их вступившее в силу решение теперь не единственный документ, который может послужить поводом для возбуждения уголовного дела.

После принятия Определения ВС РФ от 27.01.2015 № 81-КГ14-19, у налоговых органов появился один серьезный инструмент для взыскания недоимок непосредственно с контролирующих организацию физических лиц в рамках уголовного судопроизводства. Ранее суды не признавали возможность взыскания ущерба с физического лица, признанного виновным в совершении уголовного преступления, выразившегося в неуплате организацией, которую он контролировал, установленных налогов и сборов в крупном или особо крупном размере. Данная позиция была основана на том, что юридическое лицо является самостоятельным субъектом, отвечающим по своим обязательствам всем своим имуществом, поэтому неуплата налога, допущенная со стороны юридического лица, не может квалифицироваться как ущерб, причиненный государству действиями ее руководителя и (или) учредителя.

Верховный суд решительно поменял эту практику своим Определением, указав в нем, что

ответственным за возмещение ущерба Российской Федерации в виде неуплаченных организацией налогов, в том числе неправомерного возмещения из бюджета НДС, может быть признано физическое лицо, привлеченное к уголовной ответственности за данное правонарушение.

Прежние ссылки нижестоящих судов на положения ст. 45 и ст. 143 НК РФ, строго устанавливающих круг налогоплательщиков и порядок исполнения налоговых обязательств, как основание для отказа возмещения ущерба бюджету таким способом, Верховный суд признал несостоятельными, поскольку в рассматриваемом случае речь идет не о взыскании налогов, а о возмещении ущерба, причиненного преступлением.

В связи с чем схема взыскания доначислений по налоговым проверкам стала выглядеть следующим образом:

Если организация не обжаловала в суде результаты проверки или суд поддержал налоговую инспекцию и признал организацию виновной в совершении налогового правонарушения, инспекция может, в случае неуплаты доначислений налогоплательщиком, прибегнуть к процедуре банкротства и заявить о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности.

В то же время, если налоговое правонарушение содержит в себе признаки уголовного преступления, то контролирующие организацию лица обязаны будут возместить причиненный своими действиями ущерб бюджету в рамках уголовного дела.
Мало того, с учетом позиции Конституционного суда обязанность возместить причиненный ущерб бюджету сохранится, даже если в отношении контролирующих лиц (директор, учредитель, член Совета директоров) уголовное дело было прекращено по так называемым нереабилитирующим основаниям — вследствие истечения срока давности привлечения к уголовной ответственности (по ч.1 ст.199 УК он составляет всего 2 года) или вследствие акта амнистии.

Все эти открывшиеся возможности стали побуждать налоговые органы активно инициировать уголовные дела в отношении налогоплательщиков.

3. Основания для прекращения преследования по уголовному делу

Примечания к статьям 198, 199 УК РФ устанавливают, что лицо, впервые совершившее преступное уклонение от уплаты налогов и сборов в соответствии со статьями 198, 199, 199.1, 199.3, 199.4 УК РФ (ст.199.2 УК РФ не входит в этот список!), освобождается от уголовной ответственности, если оно полностью уплатило суммы недоимки, пеней и штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ.

Кроме того, УПК РФ также содержит статью 28.1, предусматривающую право суда, следователя с согласия руководителя следственного органа или дознавателя с согласия прокурора прекратить уголовное преследование лица по преступлениям, предусмотренным статьями 198-199.1, 199.3, 199.4 УК в случае возмещения им до момента назначения судебного заседания причиненного вреда.

Но, к сожалению, при этом сохраняется коллизия материальных и процессуальных норм, которая появилась еще аж в 2010 году. Дело в том, что Уголовный кодекс ничего не говорит о стадии, на которой лицо имеет право возместить ущерб и избежать уголовной ответственности, а уголовно-процессуальный кодекс ограничивал факт уплаты стадией предварительного следствия, то есть сроком до назначения судебного заседания. С точки зрения общей теории права, УК РФ должен иметь приоритет в данном случае, однако практика неоднозначно разрешает данную коллизию.

Что касается сокрытия денежных средств либо имущества, за счет которых должно производится взыскание налогов, то лица, впервые совершившие такое экономическое преступление, могут быть освобождены от уголовной ответственности, но только при условии, что полностью возместят ущерб от преступления и дополнительно уплатят в бюджет двукратный размер этого самого ущерба. Отметим, что указанный «множитель» для определения дополнительной платы до 15 июля 2016г. имел пятикратный размер.

4. Преюдиция

Особое внимание следует обратить на ст. 90 УПК РФ «Преюдиция». В соответствии с ней обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки.

Подчеркнем, что «обстоятельства» и только «обстоятельства», установленные решением арбитражного суда, должны учитываться органами внутренних дел в процессе уголовного преследования.

Проблема состоит в том, что Арбитражный суд, установив нарушение налоговым органом порядка проведения налоговой проверки (например, рассмотрение материалов проверки без извещения налогоплательщика о времени и месте рассмотрения), в большинстве случаев не утруждает себя исследованием, а тем более — подробным описанием в своем решении обстоятельств совершения налогового правонарушения. Даже в том случае, если помимо пресловутых процессуальных нарушений и сами доначисления налогов по существу являются неправомерными.

Между тем, именно подробные описания в мотивировочной части решения арбитражного суда оснований признания доначислений незаконными и будут учтены в качестве «обстоятельств» при рассмотрении уголовного дела. Иными словами, важен не только результат рассмотрения арбитражного дела, но и мотивы, по которым суд пришел к такому результату. В связи с этим особое значение приобретает качественная и детальная проработка доказательственной базы в арбитражном процессе, оформление всех дополнительных доводов в письменном виде и приобщение их к материалам дела, отражение всех существующих обстоятельств, свидетельствующих о незаконности результатов проверки.

В случае, если налоговая проверка касалась деятельности организации, в арбитражном суде будет решен вопрос о виновности или невиновности именно самой организации. В то же время, уголовное преследование будет проводиться в отношении физического лица, чаще всего — в отношении руководителя. При этом как следственная, так и судебная практика устанавливают, что к ответственности может быть привлечен не только формальный руководитель, а любое лицо, фактически исполняющее функции руководителя. Грубо говоря, если директор номинальный, к ответственности будет привлечено лицо, принимающее ключевые решения о хозяйственной деятельности, о заключении сделок. Или могут быть привлечены участники организации, формально не занимающие какие-либо должности, но фактически руководящие ее деятельностью.

Важно отметить, что установление налоговым органом факта получения организацией необоснованной налоговой выгоды по неосторожности автоматически не исключает наличие умысла на уменьшение налоговой базы у конкретного должностного лица организации. В связи с этим также, еще на стадии рассмотрения дела в арбитражном суде, следует установить обстоятельства, из которых следует непричастность должностных лиц организации к допущенным нарушениям Налогового кодекса РФ, со ссылкой, в том числе, на недобросовестность контрагентов.

Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».

Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *