если электросети не выполняют договор по подключению
Защита прав потребителей при нарушении срока технологического присоединения энергопринимающих устройств
В связи с многочисленными обращениями граждан о нарушении хозяйствующими субъектами срока технологического присоединения энергопринимающих устройств, Управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю информирует потребителей о следующем.
Процедура технологического присоединения установлена пунктом 7 Правил и включает в себя: подачу заявки; заключение договора; выполнение сторонами договора мероприятий, предусмотренных договором; получение разрешения органа федерального государственного энергетического надзора на допуск к эксплуатации объектов заявителя; осуществление сетевой организацией фактического присоединения объектов заявителя к электрическим сетям; фактический прием (подача) напряжения и мощности; составление акта об осуществлении технологического присоединения.
Согласно пункту 15 Правил договор считается заключенным с даты поступления подписанного заявителем экземпляра договора в сетевую организацию.
В силу пункта 1 статьи 118 Конституции Российской Федерации, статьи 1 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», статьи 11 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случае нарушения хозяйствующим субъектом срока осуществления мероприятий по технологическому присоединению защита нарушенных прав граждан осуществляется в судебном порядке.
На основании статьи 132 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к исковому заявлению прилагаются его копии в соответствии с количеством ответчиков и третьих лиц; документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования; копии этих документов для ответчиков и третьих лиц, если копии у них отсутствуют.
Управление готово на основании статьи 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и пункта 5 статьи 40 Закона о защите прав потребителей оказать помощь в судебной защите нарушенного права в форме дачи заключения в целях защиты прав потребителя.
В целях привлечения Управления к участию в гражданском деле в вышеуказанной форме необходимо заявить в суде соответствующее ходатайство либо, после принятия искового заявления судом, обратиться в адрес Управления с самостоятельным письменным заявлением, к которому следует приложить копии искового заявления, иных документов, имеющих значение для рассмотрения дела.
(c) Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Красноярскому краю, 2006-2021 г. Адрес: 660049, г.Красноярск, ул. Каратанова, д. 21 Тел.: 8 (391) 226-89-50 (многоканальный), 8 (495) 380-28-43 (для звонков из Москвы). Телефон «горячей линии»: 8 (391) 226-89-50, Телефон доверия по вопросам противодействия коррупции: 8 (391) 226-89-93, факс: 8 (391) 226-90-49 ВС обязал сетевые компании решать соседские споры из-за подключенияВерховный суд (ВС) России разъяснил правила решения конфликтов между соседями при подключении к электросетям на дачах. С позиции высшей инстанции решать подобные споры должны электросетевые компании, сообщает информационное агентство РАПСИ. Заключение Верховного суда было выдано по делу о конфликте между жителями одного из дачных поселков Уральского ФО — шестеро из них заключили договор на присоединение к сетям с «МСРК Урала» («Россети»), но этот договор в судебном порядке был расторгнут по инициативе электросетевой компании. Это произошло из-за претензии двух других жителей поселка, через участки которых должны были пройти коммуникации. О том, что коммуникации будут идти по этим участкам, стало известно после заключения договоров — на этапе предпроектных исследований, владельцы земли выступили против подключения. Считая, что у нее теперь нет возможности организовать подключение, электросетевая компания через суд расторгла договоры, ссылаясь на существенное изменение обстоятельств. Дачники попытались оспорить решение в суде, но им последовательно отказали несколько инстанций. Суд первой инстанции счел, что компания приняла в сложившейся ситуации все возможные меры для подключения, а поведение соседей расценил именно как существенное изменение обстоятельств. Апелляционный суд дополнительно отметил, что изначально не обратились за установлением публичного сервитута на соседские участки, через которые должны были пройти коммуникации (этот статус устанавливается государством и обязывает владельцев земли предоставлять доступ к своим участкам). Верховный суд не согласился с выводами предыдущих инстанций, сочтя, что ситуация не подходит под определение существенного изменения обстоятельств, так как сетевая компания должна была заранее выяснить специфику подключения интересующих участков. В решении ВС также отмечается, что суды не предоставили достоверных доказательств тому, что сетевая компания пыталась разрешить конфликтную ситуацию. С позиции ВС электросетевая компания должна отвечать не только за само подключение, но и за комплекс сопутствующих мероприятий — в том числе, если это необходимо, строительство новых линий и подстанций, модернизацию оборудования и т. д. По закону об электроэнергетике и правилам подключения к электросетям делать это она должна за свой счет и в отношении любых заявителей. Закон (п. 16 Правил подключения к электросетям) возлагает на поставщика и урегулирование своими силами разногласий между соседями по вопросам подключения, подчеркивается в заключении ВС. «На ОАО «МРСК Урала» лежала обязанность не только по совершению мероприятий по технологическому присоединению в рамках договора присоединения, но и совершению действий по обеспечению технических условий технологического присоединения, в том числе по урегулированию отношений с третьими лицами по вопросу исполнения мероприятий по технологическому присоединению», — заключил Верховный суд. Обращаться за установлением сервитута на соседские участки тоже должны были не дачники, а «МСРК Урала», подчеркивает ВС. Верховный суд признал все предыдущие решения необоснованными и направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Разъяснения ФАС РФ «По вопросу определения сроков технологического присоединения к электрическим сетям»ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО ВОПРОСУ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СРОКОВ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРИСОЕДИНЕНИЯ К ЭЛЕКТРИЧЕСКИМ СЕТЯМ Согласно абзацу 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» технологическое присоединение осуществляется в сроки, определяемые в порядке, установленном Правительством Российской Федерации или уполномоченным им федеральным органом исполнительной власти. При этом, если для обеспечения технической возможности технологического присоединения и недопущения ухудшения условий электроснабжения присоединенных ранее энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики необходимы развитие (модернизация) объектов электросетевого хозяйства и (или) строительство, реконструкция объектов по производству электрической энергии, сроки технологического присоединения определяются исходя из инвестиционных программ сетевых организаций и обязательств производителей электрической энергии по предоставлению мощности, предусматривающих осуществление указанных мероприятий. В соответствии с абзацами 4, 7 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» порядок технологического присоединения, утверждаемый Правительством Российской Федерации, устанавливает правила заключения и исполнения договоров об осуществлении технологического присоединения, в том числе существенные условия такого договора. Порядок технологического присоединения установлен в Правилах технологического присоединения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861. Перечень существенных условий договора об осуществлении технологического присоединения установлен в пункте 16 Правил технологического присоединения. Согласно подпункту «б» пункта 16 Правил технологического присоединения срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению не может превышать: Таким образом, применение второго предложения абзаца 3 части 1 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» должно осуществляться с учетом указанных выше положений статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правил технологического присоединения. Включение сетевой организацией в договор условий об осуществлении технологического присоединения с нарушением предельных сроков технологического присоединения, установленных в подпункте «б» пункта 16 Правил технологического присоединения для соответствующих категорий заявителей, является нарушением статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике», пункта 16 Правил технологического присоединения и может содержать признаки нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции». Согласно подпункту 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции» антимонопольный орган вправе выдать хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания. Например: — о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции; — о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам; — о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства; — об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства; — о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства; — о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства; — о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией. В случае, если по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства, будет установлен факт его нарушения, выражающийся в установлении сетевой организацией сроков осуществления технологического присоединения с нарушением Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ «Об электроэнергетике» и Правил технологического присоединения, антимонопольный орган вправе выдать сетевой организации предписание об устранении нарушений антимонопольного законодательства, в том числе путем внесения соответствующих изменений в договор об осуществлении технологического присоединения. Договор технологического присоединения к электрическим сетям: 3 срока в договореПроектный юрист, налоговый консультант специально для ГАРАНТ.РУ Договор технологического присоединения (далее – ДТП) – правовой документ, опосредующий присоединение нового или реконструируемого объекта к существующим объектам электросетевого хозяйства. Из анализа Постановления № 861 можно выделить три важных срока: Для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, по инициативе (обращению) заявителя договором могут быть установлены иные сроки (но не более 4 лет). Таким образом, максимальный срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 4 года. Срок действия технических условий не может составлять менее 2 лет и более 5 лет (п. 24 Правил). Технические условия определяют точки подключения, обязательства сторон по выполнению мероприятий по осуществлению технологического присоединения и требования к устройствам защиты. При невыполнении заявителем технических условий в согласованный срок и наличии на дату окончания срока их действия технической возможности технологического присоединения сетевая организация по обращению заявителя вправе продлить срок действия ранее выданных технических условий (п. 27 Правил). Является ли срок действия ТУ пресекательным Срок действия технических условий (в том числе продленных), в любом случае не может превышать предельные сроки, установленные Постановлением № 861. Пунктом 3 Правил предусмотрено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Технологическое присоединение – это состоящий из нескольких этапов процесс, целью которого является создание условий для получения электрической энергии потребителем через энергоустановки сетевой организации, завершающийся фактической подачей напряжения и составлением акта разграничения балансовой принадлежности электрических сетей и разграничения эксплуатационной ответственности сторон и акта об осуществлении технологического присоединения (п. 7 Правил). Существенные условия, которые должен содержать договор об осуществлении технологического присоединения, приведены в п. 16 Правил. В силу подп. «б» п. 16 Правил срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению, который исчисляется со дня заключения договора и не может превышать 4 лет (для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт), относится к существенным условиям договора о технологическом присоединении. В соответствии с п. 27 Правил при невыполнении заявителем технических условий в согласованный срок и наличии на дату окончания срока их действия технической возможности технологического присоединения сетевая организация по обращению заявителя вправе продлить срок действия ранее выданных технических условий. При этом дополнительная плата не взимается. Однако, исходя из анализа положений п. 27 и п. 16 Правил в их совокупности, срок, на который сетевая организация вправе продлить действие ранее выданных технических условий, не может превышать пресекательный срок технологического присоединения, установленный подп. «б» п. 16 Правил, который исчисляется со дня заключения договора и составляет два года для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт; для заявителей, максимальная мощность энергопринимающих устройств которых составляет не менее 670 кВт, по инициативе (обращению) заявителя договором могут быть установлены иные сроки (но не более 4 лет). При этом, оценивая невозможность исполнения ДТП после истечения ТУ, необходимо сделать следующие выводы: В целом вопрос о возможности продления срока действия ТУ сверх срока является открытым, поскольку нередко суды делают косвенные выводы о возможности исполнение срока за пределами срока действия ТУ. Когда возникает ответственность? Значимым с точки зрения возникновения ответственности сроком, является срок осуществления мероприятий по технологическому присоединению. При этом, такая ответственность наступает и для заявителя, и для сетевой компании. При этом, судебная практика (Определение Верховного Суда РФ от 25 февраля 2020 г. № 301-ЭС19-28463, Определение Верховного Суда РФ от 17 февраля 2020 года № 305-ЭС19-27306) идет по пути признания невозможным начисления неустойки по окончанию срока действия технических условий, в силу недопустимости начисления неустойки в том числе на сумму надлежаще исполненных ответчиком обязательств и времени истечения срока технических условий, возможное исполнение которых обеспечивает неустойка. Хотя встречается и обратная практика (Определение Верховного Суда РФ от 4 апреля 2019 г. № 304-ЭС19-3284). Прекращает ли действие ТУ действие договора? Истечение срока действия технических условий, как особого специального разрешения на выполнение определенных действий, само по не прекращает договор технологического присоединения в целом, поскольку заявитель в течение срока действия договора сохраняет право на инициацию продления срока действия технических условий или выдачу новых технических условий, что легитимирует потенциальное выполнение мероприятий по технологическому присоединению (Постановление Арбитражного Суда Западно-Сибирского округа от 8 октября 2020 г. № А03-4988/2019), в данной ситуации необходимо проанализировать совокупность обстоятельств: сохранение интереса заявителя к сохранению договора, установления обстоятельств по чьей вине подключение произведено не было. При этом наличие действующих ТУ – необходимое условие исполнение ДТП (Определение Верховного Суда РФ от 22 февраля 2020 г № 301-ЭС19-28463, Определение Верховного Суда РФ от 18 февраля 2019 г. № 304-ЭС18-2539, Определение Верховного Суда РФ от 21 января 2019 г. № 304-ЭС18-24056). Анализируя все вышесказанное, можно сделать вывод, что истечение ТУ тогда прекратит действие договора, когда будет установлено, что во-первых, заявитель утратил интерес к исполнению договора, а кроме того на момент истечение ТУ отсутствует техническая возможность технологического присоединения. ФАС в СМИ: Подключение к электрическим сетям: нюансы и азы— В самом начале беседы давайте поговорим о документе, в котором прописаны все нормы и правила подключения к электрическим сетям — Есть «Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года № 861. Так вот, в этом документе содержатся все азы технологического присоединения к электросетям как для впервые вводимых в эксплуатацию объектов, так и для тех, кто уже подключен, но хочет, к примеру, увеличить мощность или же поменять категорию или вид производственной деятельности. Последние, в частности, не меняют мощность, но сама схема электроснабжения становится другой. — Молодая семья получила земельный участок. Как провести к участку электроэнергию? — В первую очередь, конечно же, нужно подать заявление в сетевую организацию о необходимости подключения земельного участка либо иного объекта недвижимости к электрическим сетям. Возникает логический вопрос: куда писать? Если на расстоянии менее 300 метров (в городской черте) и 500 метров (в сельской местности) вблизи границ участка находятся несколько электросетевых хозяйств, которые принадлежат разным сетевым организациям, то можно подать заявление в любую из них. Если их нет вблизи или они находятся на расстоянии далее 300 метров от границы участка, то заявление нужно направить в ту сетевую организацию, объекты которой находятся на наименьшем расстоянии. Конечно же, простой обыватель не обладает всей полнотой информации по сетевым организациям и не будет сам измерять расстояние от своего участка к ним. Для получения нужной информации семья может обраться в орган местного самоуправления, где ему в течение 15 дней должны представить запрошенную информацию. — во-вторых, получить от сетевой организации заполненный и подписанный проект договора в 2 экземплярах и технические условия (их сетевая организация направляет в течение 15 дней со дня получения заявки). — в-четвертых, уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий. Необходимо также учесть, что если к электрическим сетям подключаются объекты юридических лиц мощностью свыше 100 кВт или граждан с присоединенной мощностью более 15 кВт, то требуется получение разрешения Ростехнадзора на допуск в эксплуатацию. — Сетевая организация определена, и заявление подготовлено, требуется ли к нему иные документы? Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям», утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 года №861 утверждена форма, по которой подается заявление (приложение №6). В заявлении обязательно указывается: — запрашиваемая максимальная мощность энергопринимающих устройств; — наименование и место нахождения энергопринимающих устройств — сроки проектирования и поэтапного введения в эксплуатацию энергопринимающих устройств (в том числе по этапам и очередям) — наименование поставщика электрической энергии, с которым заявитель намеревается заключить договор К заявлению прикладываются документы: — перечень и мощность энергопринимающих устройств, которые могут быть присоединены к устройствам противоаварийной автоматики; — копия документа, подтверждающего право на объекты, подключаемые к электрическим сетям (нежилое помещение, дом, земельный участок); — план расположения энергопринимающих устройств; — А может семья получить отказ сетевой организации на подключение? — Другой аспект данного вопроса: на какую сумму надо раскошелиться семье, чтобы на его участке появилось электричество? — Кто должен проводить работы по прокладке сетей от ТП или другого места до дома? — В технических условиях распределены обязанности между сетевой организацией и заявителем. Все мероприятия, в том числе по прокладке сетей до энергопринимающих устройств на участке заявителя осуществляется сетевой организацией. — Допустим, к электрическим сетям подключается целое дачное некоммерческое товарищество, садоводческое некоммерческое товарищество или гаражно-строительный кооператив. Им придется потратиться значительно как крупному бизнесу? — Ни в коем случае. Если на одного члена товарищества приходится не более 15 кВт и расчет будет вестись по общему счетчику, то за подключение необходимо оплатить лишь 550 рублей за каждого члена товарищества. Если же требуется свыше 15 кВт, то размер платы будет выше. Она определяется на основании тарифов, утвержденных органом тарифного регулирования. Если есть у потребителя вариант самостоятельного строительства линии электропередач до точки подключения, то он платит только за требуемую мощность. Есть нюанс по товариществам и кооперативам. Заявление на подключение к электрическим сетям подает само товарищество, кооператив либо их представители. Если потребитель не состоит в товариществе, то он сам лично подает заявление в сетевую организацию, при этом кооператив не вправе препятствовать ему допуск к пользованию электрическими объектами, находящимися на территории товарищества, кооператива. — Что делать, если в установленный договором срок сетевая компания не проложила сети и не подключила дом к сети? — За нарушение сетевой компанией сроков подключения к электрическим сетям предусмотрена административная ответственность. В случае, если с вашей стороны осуществлены все мероприятия по технологическому присоединению и сетевая компания об этом надлежащим образом извещена, вы можете обратиться в Чувашское УФАС России с заявлением о привлечении сетевой организации к ответственности, не забыв приложить к заявлению документы, подтверждающие совершения вами указанных действий. — Если электрические линии нужно прокладывать через чужие здания, земли, кто должен решать эти вопросы? — В договоре прописывается обязанность сетевой организации по урегулированию вопросов с третьими лицами, в том числе и по прокладке электрических линий. — Какие документы должна сетевая компания выдать по итогам подключения? — По окончании осуществления мероприятий по технологическому присоединению стороны составляют акт об осуществлении технологического присоединения — Не всегда все идет по прописанному сценарию, бывают разные ситуации. Часто меняются собственники энергопринимающих устройств. Как быть в этом случае? — При покупке любого объекта, будь то нежилое помещение, либо земельный участок, на котором располагаются присоединенные энергопринимающие устройства, у прежнего собственника необходимо запросить документы, подтверждающие данный факт. При наличии указанных документов новому собственнику необходимо обратиться в сетевую организацию с заявлением о переоформлении документов о технологическом присоединении (акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон). Документы будут готовы в течение 7 дней. В том случае, если объект был технологически присоединен опосредованно, (с использованием объектов инфраструктуры и другого имущества общего пользования СНТ, ТСЖ, УК и пр.), то заявление подается через данных лиц. В случае утраты документов, подтверждающих технологическое присоединение, сетевая организация может осуществить их восстановление. — Какие особенности подключения к электрическим сетям для целей ведения предпринимательской деятельности? — Цена за подключение к электросетям для объектов мощностью до 15 кВт составляет 550 рублей. Данной мощности вполне достаточно для удовлетворения нужд, к примеру, небольшого кафе, автомойки, магазина. Для среднего и крупного бизнеса стоимость подключения будет выше. При осуществлении подключения к электросетям нежилых помещений, находящихся в многоквартирном доме, при подаче заявки необходимо представить копию документа, подтверждающего согласие управляющей компании многоквартирного дома, либо решения общего собрания собственников такого дома, на организацию присоединения нежилого помещения в многоквартирном доме.
|