если есть каско нужно ли оформлять осаго на новый автомобиль в кредит
Надо ли делать ОСАГО если есть КАСКО в 2021 году
Многие водители задаются вопросом о том, зачем оформлять ОСАГО, если имеется КАСКО. Чаще всего такая дилемма возникает при покупке нового авто в кредит. Дело в том, что большинство банков обязывает граждан, оформляющих заем, заключать договор КАСКО.
В статье будет рассмотрено, можно ли обойтись без приобретения ОСАГО в случае автокредита и покупки новой машины. Также опишем отличия программ и правила приобретения страховок.
Нужно ли оформлять ОСАГО, если есть КАСКО 
Да, нужно обязательно! Ситуацию регулирует ФЗ – № 40 от 25.04.2002. Согласно данному акту полис ОСАГО является обязательным документом, который должен иметь каждый водитель. Кроме того, на необходимость оформления этой страховки указывает и расшифровка аббревиатуры (обязательное страхование автогражданской ответственности).
Оказание услуги полностью контролируется государством. Ответственность за отсутствие договора ОСАГО прописана в КоАП РФ. Если водитель не имеет полиса, то ему назначается штраф по ст. 12.37 ч. 2.
КАСКО – добровольное страхование движимого имущества. Т.е. полис приобретается по желанию автовладельца. Документ регламентируют обобщенные нормы, принятые в сфере страхования. Наличие этого полиса инспекторы ГИБДД не проверяют.
Рассмотрев нормативную базу, регулирующую эти виды страхования, можно сделать вывод: если есть КАСКО, все равно надо делать ОСАГО.
Отличия ОСАГО от КАСКО
ОСАГО и КАСКО – две разные программы страхования. Отличие заключается не только в нормативном регулировании.
ОСАГО – страхование автогражданской ответственности, требующееся на государственном законодательном уровне. Такой полис защищает обязательства водителя перед другими участниками дорожного движения. Иными словами, если собственник машины будет ответственен за вред, причиненный другим ТС или третьим лицам, то страховая компания покроет затраты на ремонт автомобиля или лечение потерпевших. Свою машину виновнику придется восстанавливать за свой счет.
Сумма покрытия «автогражданки» (ОСАГО) не может превышать:
400000 рублей при порче чужого ТС;
500000 рублей в случае причинения вреда здоровью потерпевших.
КАСКО направлено на защиту личных имущественных интересов. Такой полис страхует автомобиль и покрывает затраты на его ремонт. При этом компания не принимает в расчет степень вины водителя. Даже если он будет являться инициатором происшествия, СК покроет стоимость восстановительных работ. Вред, причиненный действиями страхователя третьим лицам, не компенсируется.
Кроме ущерба, полученного в результате ДТП, КАСКО «защищает» автомобиль от ряда других происшествий:
повреждения вследствие природных катаклизмов;
неправомерных действий злоумышленников (поджог, кража комплектующих и пр.);
повреждений лобового стекла, вызванных попаданием гравия из-под колес впереди идущих автомобилей;
самостоятельной непредумышленной порчи ТС.
Финансовая защита при тех или иных ситуациях должна быть прописана в договоре. Максимальный размер компенсации зависит от суммы, на которую был застрахован автомобиль. Она не может превышать стоимость самого ТС.
Для всесторонней защиты можно одновременно оформить две страховки. В таком случае при ДТП КАСКО покроет расходы на восстановление собственного авто, а ОСАГО компенсирует убытки потерпевшей стороне.
Где оформлять полисы
Если водитель решил приобрести ОСАГО и КАСКО, то он должен помнить, что страховщики не имеют права заставлять клиента оформлять оба полиса в одной компании. Водитель волен самостоятельно выбирать организации. Он может оформить полисы как в одной, так и в разных фирмах.
Приобретение документов в одной СК поможет сэкономить время на походы в разные организации. Оформление ОСАГО и КАСКО у одного страховщика имеет и другие положительные моменты:
возможность получения скидки при приобретении двух страховых продуктов;
хорошая «репутация» по ОСАГО поможет получить бонусы на приобретение КАСКО у постоянного страховщика.
Не всегда решение оформить обе страховки в одной СК является целесообразным. Если водитель постоянно приобретает «автогражданку» в одной компании, а предложения на КАСКО в этой организации невыгодны, то рекомендуется изучить варианты других участников рынка.
Стоимость ОСАГО установлена на законодательном уровне и не имеет существенных отличий у разных страховщиков. Цена на КАСКО не регулируется государством, определяется компаниями самостоятельно. Кроме того, разные организации могут предлагать различные программы страхования, зависящие от включаемых рисков или возможности получать бонусы и скидки.
В заключении
КАСКО не заменяет ОСАГО, оформление последнего является обязательным. Управление машиной без этого полиса запрещено и может повлечь за собой наложение штрафа. «Автогражданка» гарантирует только компенсацию ущерба, который может быть причинен действиями страхователя.
Нужно ли ОСАГО, если есть КАСКО
ОСАГО – это обязательная страховка, она должна быть у каждого автомобиля, независимо от наличия или отсутствия других полисов. Владелец автотранспортного средства может оформить дополнительно к обязательному страхованию добровольное КАСКО. Это выгоднее в финансовом плане, можно будет рассчитывать на выплату не зависимо от того виновник вы или пострадавшая сторона.
Нужно ли ОСАГО при КАСКО
ОСАГО требуется в любом случае, независимо, оформил водитель КАСКО или нет. Это требование российского законодательства.
Полис КАСКО оформляется по желанию владельца транспортного средства и в случаях, когда это необходимо по условиям кредитного договора, если автомобиль приобретается за счет заемных средств.
Что говорит закон
Обязательность наличия полиса ОСАГО установлена Статьей 4 ФЗ от 25.04.2002 N 40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств». В ней говорится о том, что владелец автомобиля обязан страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств.
Отличия страховок
ОСАГО и КАСКО – это разные виды страховых программ для владельцев транспортных средств. Они отличаются законодательной базой, ответственностью, объектом страхования, ценой полиса, размером возмещения.
ОСАГО. Обязательное страхование автогражданской ответственности, т. е. полис защищает не страхователя и не автомобиль, а ответственность водителя. Если произойдёт авария, ущерб выплачивается потерпевшему, а виновник не получит никакой компенсации от страховой. Стоимость полиса, максимальная сумма выплаты регулируется ЦБ РФ.
КАСКО. Добровольное страхование транспортного средства без страховки гражданской ответственности водителя. При аварии, страховая компания полностью покроет весь причиненный ущерб страхователю, независимо от того, кто виновник ДТП. Стоимость полиса определяется по тарифам, действующим в СК. Максимальная сумма возмещения зависит от программы страхования.
Самый оптимальный вариант – наличие двух полисов.
Какую страховку выбрать при ДТП
Выбор страховки зависит от ситуации.
Если вы являетесь виновником ДТП, не сможете обращаться за возмещением по ОСАГО, т. к. выплаты получит пострадавшая сторона. Чтобы возместить свой ущерб, вам нужно обращаться для выплат с полисом КАСКО.
Если вы пострадавшая сторона, вы получите выплату больше по добровольному полису. Страховка не будет учитывать величину износа ТС, однако вы этим увеличите цену полиса на следующий год. По ОСАГО сумма компенсации будет меньше, но сохранит ваш рейтинг в системе бонусов при автогражданке, у вас сохраниться скидка при оформлении полиса на следующий год.
Если в ДТП виновны две стороны, тогда на выплату по ОСАГО могут претендовать водители обоих поврежденных транспортных средств, конечно, если есть полиса. В этом случае выплаты производятся в размере 50%.
Примеры из жизни
Гражданин А. стал виновником ДТП, при этом пострадал автомобиль гражданина Б. По обязательной страховке виновника (гр. А.) гр. Б. будет отремонтирован автомобиль. Гр. А. будет ремонтировать свой автомобиль за счет собственных средств, если у него нет полиса КАСКО. Если он заключил договор добровольного страхования, он сможет возместить свой ущерб.
В этой ситуации гражданин Б. может получить выплату по полису автогражданской ответственности гр. А или по своему полису КАСКО (при наличии). По КАСКО он получит выплату деньгами (или ремонтом по желанию клиента), величина выплаты будет зависеть от страховой суммы. Однако стоимость полиса для него на следующий год будет выше. По ОСАГО он сможет получить выплату максимально 400 тыс. руб. (если нет пострадавших). Компенсация производится осуществлением ремонта.
Ответы на вопросы
КАСКО заменяет ОСАГО?
Нет оформление полиса КАСКО не освобождает владельца ТС от страхования ОСАГО.
Допускается ли получение выплат по обоим полисам КАСКО и ОСАГО?
Нет, вы сможете получить компенсацию по одному полису.
Можно ли приобрести полиса КАСКО и ОСАГО в разных страховых компаниях?
Да, оформить автостраховку можно в разных организациях.
Может ли страховая компания отказать в оформлении полиса КАСКО или ОСАГО
В оформлении ОСАГО не может, это ее обязанность. При оформлении КАСКО клиенту рассчитывается скоринговый балл, согласно которому принимается решение о заключении договора.
Подведем итоги
Каско нельзя оформить без ОСАГО.
ОСАГО можно оформить без КАСКО.
Страховки никак не связаны между собой.
При ДТП, если вы пострадавшая сторона и сумма ущерба меньше 400 тыс. руб., получать выплату лучше по полису ОСАГО.
Получить выплату при ДТП по двум полисам одной стороне происшествия нельзя.
Отказ от КАСКО при автокредите
КАСКО и автокредитование тесно связаны. Одно из требований банка для покупки машины в кредит – оформление страховки. Можно ли отказаться от КАСКО при автокредите?
Обязательно ли КАСКО при автокредите?
Обязательное автострахование – это ОСАГО. КАСКО официально является добровольным страхованием, но так ли это на самом деле?
Автокредиты предполагают оформление залога на транспорт. Чтобы защитить объект залога, банки требуют застраховать его. Ведь залог – это гарантия возврата денег. Поэтому отказ от КАСКО при автокредите может повлечь отказ от кредитования. Но авторедиты без КАСКО все же существуют.
Банки не афишируют причины неподтверждения заявки. Но негласно на первое место менеджеры ставят именно отказ от КАСКО.
То есть теоретически ответ на вопрос: «Можно ли не оформлять КАСКО?» будет положительным. Но в кредите в случае отказа будет отказано.
Другой вариант – при отказе:
Главная причина нежелания оформить КАСКО у водителей – высокая стоимость. Банки сами выбирают программы страхования, поэтому они оказываются не самыми дешевыми.
У кого нет денег на оплату КАСКО, стоимость полиса включается в кредит, соответственно, общая переплата существенно возрастает.
Чтобы уменьшить расходы, можно попросить банк самостоятельно выбрать программу страхования и агентство. Во-вторых, лучше оплачивать полис собственными деньгами, без включения его стоимости в кредит.
Не всегда отказ от КАСКО – это экономия. Ведь в случае аварии оплачивать ремонт придется собственными деньгами.
Чтобы понять, что выгоднее – посчитайте сумму кредита с повышенной ставкой и сумму с льготной ставкой и полисом. Возможно, переплата будет одинаковой. Тогда целесообразней воспользоваться страховым предложением, чтобы получить деньги при наступлении страхового случая.
Как избежать КАСКО при автокредите?
Чтобы избежать КАСКО, лучше сразу выбирать программы без страхования.
В ВТБ есть кредитная программа без КАСКО «Автоэкспресс». Но страховать залог все равно нужно, только по другой страховой программе.
Банк разработал альтернативную страховку – «Вместо КАСКО». Учитывается выгода двух сторон. Цена полиса значительно ниже, но деньги в случае угона или полной гибели автомобиля будут возвращены страховой компанией. Кроме перечисленных условий, кредит будет погашен страховой компанией при наступлении непредвиденных событий.
Чтобы переманить клиентов, некрупные банки могут выдать автокредит без КАСКО. Но в этом случае нужно будет регулярно предоставлять информацию о состоянии машины. То есть регулярно посещать СТО и делать полную диагностику авто.
Другой вариант – можно брать нецелевой потребительский кредит. Он не предполагает ни страховок, ни первоначальных платежей.
Как отказаться от КАСКО при автокредите?
С июля 2016 года заёмщики, которые оплатили добровольную страховку перед подписанием кредитного договора, могут отказаться от нее в течение пяти дней.
Создавался закон для того, чтобы появилась возможность отказаться от навязанных нечестным путем страховок. В первую очередь это касается страхования жизни и здоровья. КАСКО тоже является добровольным страхованием, поэтому можно воспользоваться этим постановлением.
Банки учитывают нововведение, поэтому в договоре прописано, что отказ от КАСКО влечет ухудшение условий кредитования. То есть отказаться от КАСКО и сохранить низкую процентную ставку не получится.
Но если отказ все-таки нужно сделать:
Страховка будет возвращена не полностью, ведь определенное количество дней она все-таки действовала.
Если не воспользоваться возможностью возврата в отведенные пять дней, то отказаться от КАСКО можно будет только через суд. Причем выиграть дело будет сложно, потому что кредитополучатель добровольно подписал страховой договор.
Автокредит без КАСКО на новый автомобиль
Не каждому по карману новое авто, поэтому многие задумываются о взятии кредита в банке. Сегодня финансовые учреждения предлагают своим клиентам разноплановые программы. При этом во многих банках потенциальный заёмщик во время оформлении займа сталкивается с условием обязательного приобретения КАСКО при автокредите и прочих дополнительных услуг. Полис покрывает многие риски, однако, это ещё и дополнительные расходы. Можно ли взять автокредит без КАСКО и в каких банках предоставляется такая возможность?
КАСКО для кредитного автомобиля — обязательно ли оформлять
Для многих граждан взять кредит в банке является единственным способом получения автомобиля. Здесь сразу возникает вопрос – можно ли отказаться от КАСКО при автокредите и тем самым сэкономить? Ответ один — можно. Оформлять данную услугу или нет — решение индивидуальное, и по закону не может быть навязано кредитующим учреждением.
На законодательном уровне регламентируется, что автокредит без КАСКО взять возможно. Однако отказ от полиса автоматически приведёт к ухудшению условий по кредиту. Банк в таком случае выдвигает более жёсткие требования из-за того, что его риски становятся выше. Ведь гарантии, что человек не испортит транспортное средство, а затем не откажется платить за него далее, у финансового учреждения нет. Проще говоря, автокредит без КАСКО на поддержанные автомобили или новые взять возможно, но есть масса нюансов.
Обратите внимание. При оформлении каких-либо дополнительных услуг, стоимость приобретаемого авто зачастую возрастает на 50%. Чтобы минимизировать финансовые потери, можно отказаться от КАСКО при автокредите, а затем купить полис ОСАГО.
Автокредит без КАСКО — подводные камни
Если спросить у представителя кредитующей организации — обязательно ли КАСКО при автокредите на новое ТС (транспортное средство), ответ, вероятнее всего, будет положительным. Таким образом финорганизации страхуют себя. Однако, как уже говорилось выше, это незаконно, клиент сам вправе выбирать пакет дополнительных услуг. При этом отказ от обязательного страхования может повлечь за собой:
Ещё один подводный камень, когда оформляется автокредит без КАСКО на новый автомобиль или подержанный — снижается кредитный лимит на автозаём. Такое решение финансового учреждения заставит клиента выбирать лишь бюджетные марки машин, что устраивает далеко не всех.
Обратите внимание. Если оформляется автокредит без КАСКО на новый автомобиль, банк вправе потребовать много дополнительных документов и поручителей.
Автокредит без КАСКО на поддержанные автомобили — условия
Некоторые кредиторы одобряют автокредит без КАСКО на поддержанные автомобили, но только при одном условии — срок эксплуатации транспортного средства не превышает 5 лет для зарубежных транспортных средств и не больше, чем 3 года для отечественных марок. Если данные требования соблюдены, то заёмщик может смело подавать заявку.
Заём на поддержанные автомобили, как правило, должен быть выплачен в течение пяти лет, а на зарубежные до десяти лет. Чтобы автокредит без КАСКО на поддержанные отечественные или зарубежные авто был одобрен с большей долей вероятности, лучше предоставить кредитующей финорганизации залог или привлечь к сделке поручителя.
Как взять автокредит без КАСКО
Прежде чем отдавать предпочтение тому или иному кредитору, важно тщательно ознакомиться с условиями договора, узнать, нужна ли КАСКО на автокредит в данном банке, а затем подавать заявку. Взять автокредит без КАСКО и страхования жизни возможно. Условия при этом будут следующие:
Как вернуть страховку по автокредиту
Как вернуть КАСКО по автокредиту, если, например, задолженность за машину выплачена досрочно? Возврат денег в таком случае возможен, но только в частичном объёме. Полностью компенсировать сумму, внесённую за полис, можно, если заём выплачен досрочно. Перед тем как вернуть страховку КАСКО по автокредиту, нужно обратиться в банк и написать заявление на перерасчёт и возврат денежных средств. Если кредитор отказывает в выплате, то клиент вправе обратиться в суд, который во всех случаях удовлетворяет требования заёмщика.
Важно! Оформили КАСКО, но передумали? Обратитесь в банк кредитора в течение пяти дней с официальным заявлением на возврат денежных средств, потраченных на полис. Этот период предусмотрен законом Российской Федерации, поэтому ни одна финансовая организация не вправе отказать. Отсчёт срока начинается с того дня, как клиент и кредитор заключили официальное соглашение.
Какие банки оформляют автокредит без КАСКО
Подводим итог — КАСКО для кредитного автомобиля обязательно ли к оформлению? Нет, необязательно. Заставить купить полис не может никто, и это закреплено на законодательном уровне. Один момент — без вышеуказанного полиса взять кредит на авто будет сложно и возможно в ограниченном числе организаций. Если всё же решено оформлять полис, то, как происходит выплата по КАСКО кредитного авто, какие сроки по возмещению ущерба и многие другие нюансы следует узнавать до подписания договора.
Мини-каско против франшизы: как безопасно сэкономить на страховке автомобиля
Собираетесь приобрести новое авто, да еще и в кредит? Не забудьте обезопасить его страховкой. Какое каско лучше выбрать, чтобы не тратить слишком много денег и обеспечить эффективную защиту?
За I квартал 2021 года продажи новых легковых автомобилей и легких коммерческих транспортных средств в России снизились на 2,8% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года (на 11 196 проданных единиц меньше — до 387 322 единиц), говорится в отчете комитета автопроизводителей АЕБ. А чем менее доступным становится авто, тем больше хочется его обезопасить. Тем более если купили его в кредит. Застраховать машину по договору имущественного страхования каско сейчас не проблема — предложений таких полисов на рынке великое множество. Условно их можно разделить на три группы: каско с полным покрытием, мини-каско и каско с франшизой. Главное, вовремя в них разобраться, чтобы не платить за полис лишние деньги.
Минимум от мини-каско
Самый бюджетный вариант каско, конечно же, мини. Впервые оно появилось в 2006 году, а более массовым продукт стал только в 2014-м, когда мотивированные непростой ситуацией на рынке и желанием сохранить клиентскую базу страховщики разрабатывали усеченные продукты. Мини-каско покрывало только риск ущерба при ДТП, а другие риски — вроде угона, хищения и ущерба от стихийных бедствий — не входили в перечень страховых. В современной версии мини-каско не слишком изменилось. Хотя все зависит от страховщика.
«Как правило, мини-каско — это пакетное (коробочное) предложение с определенным набором рисков и опций, фиксированной стоимостью, оно покрывает усеченные риски, такие как ДТП с установленным виновником, — рассказывает управляющий директор по автострахованию СК «Ренессанс Страхование» Сергей Демидов. — Полное каско покрывает все риски (ущерб, полная гибель, угон) и стоит гораздо дороже».
Аналогичный риск «столкновение» (то есть ДТП по вине установленных третьих лиц) основной и в продуктах «РЕСО-Гарантии». Правда, по словам заместителя генерального директора компании Игоря Иванова, по желанию клиента полис можно дополнить риском «хищение», а также защитой водителя и пассажиров от несчастных случаев. Для сравнения: традиционное каско у компании покрывает риски хищения, противоправных действий третьих лиц (от случайных царапин тележкой на парковке до умышленного вандализма), пожаров в результате самовозгорания, поджога или замыкания электропроводки, падения или попадания инородных предметов (от выброса камней из-под колес других машин до падения деревьев), стихийных природных явлений (град, ураган, наводнение и т. д.), действий животных, находящихся вне салона автомобиля, просадки грунта, провала дорог или мостов и даже падения в воду.
Собери сам
У «Ингосстраха» отдельного продукта мини-каско нет, но доступны усеченные версии полного каско — компания пошла по пути создания продуктов-конструкторов, в которых страхователь может выбрать тот набор рисков, который ему наиболее интересен и за который он готов платить, при этом по каждому риску можно установить различные страховые суммы.
Проведенный в марте опрос автомобилистов показал, что 86% хотели бы иметь возможность самостоятельно выбирать перечень рисков, страхуя транспортное средство по каско. Из них, например, защитить авто от угона хотели бы 33%, столько же предпочли бы компенсировать средства от ущерба при ДТП по собственной вине, чуть меньше (19%) — по вине третьих лиц. Некоторые участники опроса (15%) хотели бы включить в страховое покрытие риск полной гибели автомобиля.
«Продукты каско могут быть очень разнообразны как в части покрываемых рисков, так и в части размера премии, — комментирует заместитель начальника управления страховых продуктов и прикладной методологии «Ингосстраха» Дмитрий Пастухов. — Например, есть продукт, который покрывает только риск ДТП по вине третьих лиц, не имеющих полиса ОСАГО. Есть продукты с более широким покрытием». Например, в «Экспресс каско» клиент может застраховать авто от рисков в любых сочетаниях: угон/хищение, полная гибель, полная гибель в результате ДТП, стихийные бедствия / повреждения упавшим предметом, ДТП по вине страхователя, ДТП по вине третьих лиц. Кроме того, можно застраховать личные вещи в автомобиле и даже включить в договор сервисные услуги, например выезд эксперта на место страхового случая, техническую помощь на дороге, «гарантию мобильности» — эта опция дает возможность уехать с места ДТП на такси бесплатно и пользоваться услугами такси или каршеринга за счет страховой компании в период ремонта автомобиля.
Но чем разнообразнее опции и гибче условия продукта, тем он дороже.
Цена имеет значение
Цена полиса остается главным аргументом в пользу его покупки. Средняя стоимость полного каско колеблется в диапазоне 3—5% от цены автомобиля. Для некоторых особенно проблемных с точки зрения угона или ремонта моделей она может превышать 7%. Мини-каско в этом плане значительно выигрывает, потому что его цена в разы ниже.
«Разница по стоимости полисов может достигать до 90% за счет ограничения в мини-каско рисков и опций», — говорит Сергей Демидов. Помимо наполнения конкретного продукта, цена зависит и от других параметров (марка/модель и стоимость ТС, страховая сумма, возраст и стаж водителей и т. д.). Если смотреть в абсолютных цифрах, то, например, в «РЕСО-Гарантии» «Каско-Профи» стоит от 5 тыс. рублей, «Каско-Профи-50» — в среднем в районе 50% от стоимости ОСАГО. Например, 28-летнему владельцу популярного автомобиля Ford Focus 2011 года выпуска со стажем вождения десять лет такая защита обойдется примерно в 9 500 рублей, тогда как полное каско превышало бы 100 тыс. рублей. В случае столкновения с другими авто обладатель «Каско-Профи» получит ремонт на профильной станции техобслуживания в пределах максимально возможной страховой суммы — 400 тыс. рублей, но не более действительной стоимости автомобиля на момент заключения договора страхования.
У «Ренессанс Страхования» стоимость программ мини-каско стартует от 2 000 рублей. У крупных федеральных страховщиков есть продукты с более широким покрытием стоимостью 10—15 тыс. рублей. Например, в «Ингосстрахе» средняя стоимость мини-каско в прошлом году была 10 219 рублей, продолжая снижаться (для сравнения: в 2019 году она составляла 11 217 рублей, в 2018-м — 18 576 рублей, а в 2017-м — 23 566). В среднем по рынку, по информации Банка России, премия по базовому каско в прошлом году была 35 тыс. рублей, а по мини-каско — 3 тыс. рублей.
Каско с франшизой vs мини-каско
«Усеченные версии в любом случае намного дешевле полного каско, — отмечает Игорь Иванов. — Хотя за счет франшизы, которую можно применить к классическим программам каско, премию можно сильно приблизить к стоимости усеченных версий. Причем существует вариант франшизы, которая не будет применяться, если есть установленный виновник ДТП».
Франшиза — это часть убытков, которую при наступлении страхового случая возмещает не страховая компания, а сам страхователь. Полный полис каско на автомобиль стоимостью 3,5 млн рублей обойдется собственнику в среднем в 170 тыс. рублей, а с франшизой (в зависимости от ее вида) — в среднем в 100 тыс. рублей, мини-каско — в сумму значительно меньшую. Но по привлекательности для потребителя мини-каско может уступать базовому каско с франшизой, считают эксперты.
«Конечно, уступают, так как усеченные продукты имеют ограничение по покрытию (рискам), плюс зачастую страхование идет не на полную стоимость машины, — продолжает Игорь Иванов. — Полис с франшизой защищает застрахованный автомобиль на полную страховую сумму и от всех рисков, которые заложены в продукт каско. Правда, покупая договор с франшизой, мелкие убытки (например, царапины на бампере. — Прим. ред.) уже не заявить, но однозначно можно себя защитить от серьезных расходов, чего не дают усеченные продукты, такие как мини-каско».
«Франшизный полис имеет более широкое страховое покрытие, но оно и стоит дороже. Если клиент хочет сэкономить, при этом защитить себя от неопытных водителей на дороге, он выбирает мини-каско», — говорит Сергей Демидов. Дмитрий Пастухов считает, что все очень индивидуально и зависит от потребностей конкретного клиента. «Продукты мини-каско имеют свою нишу и своих пользователей, что подтверждается статистикой, — отмечает он. — При этом полагаем, что будущее все-таки за возможностью клиента самостоятельно определять объем страхового покрытия и настраивать продукт под себя».
Подтверждает это и статистика. Несмотря на то что мини-каско на рынке активно предлагается уже около шести лет, спрос на него не превышает 10—15% от общего числа покупателей каско. В «РЕСО-Гарантии» сообщили, что в 2020 году доля продаж мини-каско оказалась чуть более 5% в денежном выражении.
Клиенты «Ингосстраха» в 2020 году четверть договоров каско заключали по усеченной программе, но если смотреть по сборам премии, то меньше 7%. «В целом доля по количеству договоров более или менее стабильна в последние годы, а вот доля в премии снижается, — рассказывает Дмитрий Пастухов. — Это связано прежде всего с тем, что размер премии по продуктам мини-каско падает, запускаются все более и более доступные варианты страхования с «точечным» покрытием и низкой премией (например, страхование только на случай ДТП по вине третьих лиц, у которых отсутствует полис ОСАГО; в «Ингосстрахе» такой полис стоит от 1 400 рублей)».
В «Ренессанс Страховании», напротив, отмечают ежегодный рост доли мини-каско. «Все больше людей хотят сэкономить и переходят на франшизное каско и усеченные продукты мини-каско, покрывающие только риски ДТП с установленным виновником и с ограниченной страховой суммой», — говорит Сергей Демидов.
Где выгоднее покупать?
Сэкономить на каско можно благодаря не только правильно выбранным рискам, но и правильному выбору места покупки полиса. «При покупке нового авто, особенно кредитного, каско обязательно, потому что если транспортное средство приобретается в кредит, то у банка должны быть какие-то гарантии защиты залога, — поясняет аналитик проекта «Страхование Банки.ру» Александр Блинов. — В 99% случаев у банка есть требование, чтобы машина была застрахована от угона и тотальной гибели, когда она восстановлению не подлежит. Этот минимальный набор рисков будет стоить на несколько десятков тысяч дешевле, чем полис полного каско, который предлагают в автосалонах».
Автосалоны, как любые коммерческие организации, заинтересованы в прибыли. Им выгоднее продать более дорогой продукт, а не дешевое мини-каско. Теоретически каско можно купить за 30—40 тыс. рублей, а в автосалоне предлагают за 100—120 тыс. рублей и больше в зависимости от машины. «Салоны пользуются тем, что автомобилисту необходимо каско, и предлагают ему самые дорогие варианты, потому что им это выгодно. Мини-каско у них тоже можно найти, но предлагают они его в самую последнюю очередь», — продолжает Блинов, советуя не спешить с выбором. Первое, что нужно сделать, причем лучше до того, как пришли забирать автомобиль из салона, — узнать, какие условия к его страхованию выдвигает банк-кредитор. Если он хочет, чтобы транспортное средство было застраховано от двух или трех рисков, то не обязательно покупать полное каско.
Есть и еще один фактор — психологический. Покупка машины, особенно в кредит, отнимает массу времени и сил, и велик соблазн прямо в автосалоне, не читая, подписать предложенный договор каско, чтобы закрыть вопрос окончательно. Однако уже на следующий день человек может обнаружить, что переплатил за полис не одну тысячу рублей. И в другой страховой компании можно было купить каско с теми же видами рисков, но значительно дешевле. «В автосалоне хоть и представлены несколько страховых компаний, но на рынке их гораздо больше, — напоминает Александр Блинов. — Поэтому имеет смысл изучить предложения и цены на рынке. Например, в финансовом супермаркете Банки.ру удобно сравнить стоимость каско ведущих страховых компаний и выбрать наиболее подходящий вариант. Разница может оказаться в несколько десятков тысяч рублей». Так же можно поступить и при выборе полиса ОСАГО, изучив предлагаемые рынком варианты, выбрав оптимальный, и уже с полисами отправляться забирать автомобиль из автосалона.