если фсс отказал в возмещении пособия действия бухгалтера
Важно! Статья актуальна в отношении пособий, выданных до 31.12.2020. С 2021 года зачетный механизм отменен, а пособия оплачивает напрямую ФСС.
Почему ФСС не принял к зачету пособия?
Траты на оплату листков нетрудоспособности, декретных и детских пособий, а также иные меры соцподдержки работников работодателю компенсирует ФСС: либо соцвыплаты засчитываются в счет взносов на временную нетрудоспособность и материнство (ВНиМ), либо возмещаются страхователю на расчетный счет.
Для принятия соцрасходов к зачету или возмещению ФСС должен их проверить. Согласно подп. 4 п. 1 ст. 4.2 и п. 4 ст. 4.7 закона «Об обязательном соцстраховании на случай ВНиМ» от 29.12.2006 № 255-ФЗ соцстрах имеет право не засчитывать расходы на выплату пособий по госсоцстрахованию, если они произведены:
ФСС может обвинить организацию в создании искусственных условий для возмещения или зачета бюджетных средств. Мы разобрали такие случаи в этой статье.
ФСС также отказывает в возмещении или зачете, если считает, что больничный лист поддельный.
Как бухгалтеру действовать при подозрении, что листок нетрудоспособности поддельный, читайте здесь.
Можно ли подтвердить правомерность расходов иными документами, если ФСС не принял к зачету расходы на оплату листков нетрудоспособности в связи с их утерей? Ответ на это вопрос вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите к разъяснениям эксперта.
Итак, у ФСС есть полномочия отказать страхователю в зачете или возмещении соцвыплат. Организация может в таком случае либо спорить с фондом в суде, либо согласиться с госорганом. Если возместить соцвыплаты так и не удалось, то бухгалтеру придется внести ряд корректировок в учет и отчетность по не принятым фондом расходам.
Алгоритм отражения в учете пособий, не принятых ФСС к зачету
Если ФСС не принял облагаемое пособие и отказал в возмещении или зачете соцвыплат, то бухгалтер должен поступить следующим образом:
С требованием чиновников начислять взносы можно и поспорить. Поможет вам в этом подборка правоприменительной практики, которую вы найдете в КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе, его можно получить бесплатно.
* Если подоходный налог ранее не был удержан и вы решили все же его удержать.
** Корректируется, если вы предпочли удержать подоходный налог с сумм, ранее им не облагаемых.
Рассмотрим подробнее каждый этап.
Учет пособий, не принятых к зачету ФСС: работник вернул пособие
Бухучет соцвыплат, не зачтенных или не возмещенных соцстрахом, зависит от того, вернул ли работник пособие, а также облагалось ли оно изначально подоходным налогом.
По незачтенным пособиям — в бухучете бухгалтер сторнирует записи по начислению сумм данных выплат. Дата бухпроводки будет соответствовать дате решения фонда о непринятии к зачету расходов. Затем не подтвержденные фондом соцрасходы могут быть удержаны с работника, но только в 2 случаях:
Согласно ч. 4 ст. 137 ТК РФ, ч. 4 ст. 15 закона 255-ФЗ, ч. 1 ст. 138 ТК РФ такие суммы можно удержать из трудовых доходов работника, но не более 20% заработка за каждый месяц. В остальных ситуациях возврат излишних соцвыплат производится работником добровольно.
Если работник возвращает пособие добровольно либо соцвыплату удерживают из его зарплаты, то бухзаписи будут следующие:
Когда ФСС отказывает в возмещении пособия
Нередки ситуации, когда работодатель (страхователь), произведя выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию и подав в Фонд социального страхования заявление (о возмещении расходов), получает отказ.
Разберем различные случаи отказа в возмещении расходов, понесенных работодателями на выплату пособий по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также причины принятия Фондом соответствующих решений.
Нормативно-правовое обоснование
В силу части 1 статьи 3, части 1 статьи 4 Закона № 81-ФЗ пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и ежемесячное пособие по уходу за ребенком являются государственными пособиями и выплачиваются за счет средств ФСС РФ.
Условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, предусмотрены Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
В подпункте 1 пункта 1 статьи 2 Закона № 255-ФЗ установлено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, работающие по трудовым договорам.
В силу пункта 5 названной статьилицами, работающими по трудовым договорам, в целях Закона№ 255-ФЗ, признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, а также лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.
Частью 1 статьи 14Закона № 255-ФЗ установлено, что пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.
Согласно части 2 статьи 1.2 Закона № 255-ФЗ, в том числе, страховым случаем по обязательному социальному страхованию признается уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с подпунктом 5 части 1 статьи 1.4 Закона № 255-ФЗ одним из видов страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством является ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
В пункте 1 статьи 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» установлено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного страхования с момента заключения с работником трудового договора.
В силу статьи 12 Закона № 165-ФЗ страхователь обязан выплачивать страховое обеспечение застрахованным работникам при наступлении страхового случая. Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (пункт 1 статьи 22 Закона № 165-ФЗ).
Итак, для возникновения у работодателя обязанности по выплате страхового обеспечения по рассматриваемому виду социального страхования необходимо:
Принятия Фондом решения о возмещении страхователю страховых взносов
В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Закона № 165-ФЗ страховщик имеет право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование только в том случае, если данные расходы произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации.
Следовательно, Фонд социального страхования в силу закона наделен полномочиями по контролю и проверке правильности расходования денежных средств на выплату страхового обеспечения.
Важно! Интересы сотрудника, имеющего право на получение пособий по государственному социальному страхованию, в данном случае не затрагиваются.
В ходе проверки Фонд при наличии необходимости запрашивает документы, которые, в первую очередь, подтверждают трудовую деятельности и непосредственно осуществление выплаты в пользу застрахованного лица.
Кроме того, в случае возникновения у Фонда сомнений в реальности трудовых отношений, наличия сомнений в правомерности выплаты по страхованию Фондом могут быть запрошены и иные документы, например:
Таким образом, для получения соответствующего возмещения работодатель должен доказать реальность трудовых отношений с застрахованным лицом.
При проведении проверок нередки случаи, когда у Фонда возникают сомнения в объективной необходимости введения новой должности. Конечно, работодатель в случае появления сомнений со стороны Фонда может представить доказательства наличия такой необходимости. Например, представить документы, указывающие на расширение предприятия, рост количества заказов со стороны контрагентов и др.
Между тем, суды придерживаются той позиции, что целесообразность принятия новых работников, определение порядка распределения должностных обязанностей между работниками является прерогативой работодателя и не входит в компетенцию Фонда.
Вызывает определенные сомнения у Фонда заключение трудового договора с работником в период осуществления последним ухода за ребенком.
Однако, такие обстоятельства не свидетельствуют о незаконности действий работодателя, так как в статье 64 Трудового кодекса Российской Федерации установлен запрет на необоснованный отказ в заключении трудового договора, в частности, по мотивам, связанным с беременностью или наличием детей.
Следовательно, непринятие на работу женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком, напротив, будет нарушением действующего трудового законодательства.
Позиции высших судов относительно полномочий Фонда
Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 19.07.2011 № 282/11, условиями, необходимыми для возмещения страхователю расходов по обязательному социальному страхованию, являются наличие между страхователем и застрахованным лицом трудовых отношений; подтверждение наступления страхового случая листком нетрудоспособности; документальное подтверждение выплаты пособия застрахованному лицу.
Вместе с тем, указанные обстоятельства имеют правовое значение в том случае, если по результатам проверки не установлены обстоятельства, свидетельствующие о незаконности получения денежных средств из ФСС РФ под видом возмещения пособия по беременности и родам и единовременного пособия.
Таким образом, Фонд вправе оценивать трудоустройство застрахованных лиц как фиктивное, делать выводы о необходимости трудоустройства работников, устанавливать действительность возложенных на работника функций, поскольку Фонд наделен полномочиями по оценке обоснованности и документального подтверждения заявленных страхователем расходов по обязательному социальному страхованию.
Вам надо по-другому работать с наличкой. Кого прижмут налоговики и банки? Забирайте запись, пожалуй, лучшего вебинара «Клерка»: «Как будут контролировать наличку по 115-ФЗ».
Только сегодня можно забрать запись со скидкой 60%. Программу вебинара смотрите здесь
Что делать, если ФСС не принял пособия к зачету
ФСС может не принять пособия к зачету. Предприниматель не может проигнорировать это решение органов. Он должен правильно учесть расходы, не принятые к учету, внести исправительные записи.
Вопрос: По результатам камеральной проверки ФСС РФ не принята сумма пособия к зачету из-за неправильно оформленного больничного листа. Сумма пособия с работника не взыскана. Нужно ли и каким образом внести корректировки в расчет по страховым взносам?
Посмотреть ответ
Причины неприятия пособий к зачету
Существуют различные виды зачетов: по больничным листам, декретные и детские пособия. Для чего вообще нужен их зачет? Средства изначально выплачиваются работодателем. Однако расходы последнего компенсируются ФСС. Принятие пособий выполняется по итогам их проверки. В пункте 1 статьи 4.2 и пункте 4 статьи 4.7 ФЗ №255 «Об обязательном соцстраховании» от 29 декабря 2006 года указано, что ФСС может не принимать пособия к вычету в этих случаях:
Вопрос: Организация выплатила работнице пособие по беременности и родам, сумму которого ФСС РФ не принял к зачету. Организация уведомлена, что сумма пособия по беременности и родам, не зачтенная ФСС РФ, подлежит обложению страховыми взносами. Правомерно ли это?
Посмотреть ответ
К СВЕДЕНИЮ! ФСС может обнаружить признаки того, что фирма искусственно создала условия для выплаты пособий. К примеру, это могут быть подделанные листы нетрудоспособности.
Варианты действий
Если ФСС не приняла пособия к вычету, существует два варианта действий:
Варианты действий зависят от нюансов конкретной ситуации.
Вопрос: ФСС РФ отказал в зачете части пособия по беременности и родам по причине искусственного завышения оклада работнице перед декретным отпуском. Организация не согласилась и направила документы в суд. Каков порядок обложения НДФЛ в период судебного разбирательства? Должен ли страхователь после принятия решения ФСС РФ об отказе исчислить с отказной суммы пособия НДФЛ и представить налоговую отчетность?
Посмотреть ответ
Особенности оспаривания
Оспаривание возможно только в том случае, если решение о непринятии пособий принималось на базе субъективных причин. То есть служба не обосновала свое решение. Иск нужно подавать в адрес самой ФСС. В заявлении требуется изложить все обстоятельства дела, приложить подтверждающие документы.
Вопрос: В результате ошибки, допущенной при исчислении пособия по беременности и родам, организация выплатила работнице данное пособие на 2 000 руб. больше, чем положено. ФСС РФ обнаружил это при проведении камеральной проверки и не принял к зачету расходы в размере 2 000 руб. Позднее, в день выплаты годовой премии организация удержала НДФЛ с данной суммы. Как заполнить разд. 2 расчета по форме 6-НДФЛ? Вправе ли налоговый орган привлечь организацию как налогового агента к ответственности по ст. 123 НК РФ?
Посмотреть ответ
Часто незачет выполняется тогда, когда есть ошибки в листе нетрудоспособности. К примеру, это могут быть следующие ошибки:
Что делать при наличии этих ошибок? Рекомендуется попросить сотрудника принести новый лист нетрудоспособности.
Отражение пособий, которые не приняты к учету
Если пособия не были приняты, бухгалтер должен действовать в соответствии с этим алгоритмом:
То есть непризнание пособий предполагает целый ряд проблем. Бухгалтер обязательно должен предпринять соответствующие меры.
Учет пособий при их возврате сотрудником
Бухучет выплат определяется тем, вернул ли пособие сотрудник. Записи по тратам нужно сторнировать. Дата новой проводки аналогична дате решения фонда о том, что выплаты не будут приниматься к зачету. Удержание пособий может проводиться только при этих обстоятельствах:
Если указанные условия отсутствуют, удержание может выполняться только добровольно.
В части 4 статьи 137 ТК РФ, части 4 статьи 15 ФЗ №255, части 1 статьи 138 ТК РФ указано, что подобные траты могут удерживаться из доходов сотрудника в размере не больше 20% от ежемесячного заработка.
Если сотрудник вернул средства, в учете выполняются эти проводки:
Сторно представляет собой возврат изначально указанного значения. То есть это исправление ранее внесенной записи.
Учет пособий в том случае, если сотрудник их не вернул
Сумму пособия нельзя вернуть в принудительном порядке в случае, если незачет — это следствие нарушения законов бухгалтером учете. Взыскание средств – это право, а не обязанность работодателя. То есть он может и не взыскивать пособие, даже если на это есть основания (основание – статья 240 ТК РФ).
Если сотрудник не возвратил пособие, выполняются эти проводки:
С сотрудника будет удерживаться НДФЛ. Если работник уволился, о невозможности удержания налога нужно сообщить в ФНС.
Особенности составления отчетности
Если произошел незачет, нужно внести изменения и в отчетность:
Внесение изменений зависит от обложения пособий налогами и от того, возвращена ли сумма сотрудником.
Нарушения, при которых ФСС отказывает в возмещении расходов
Автор: Зарипова М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
ФСС – администратор расходов на выплату страхового обеспечения на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Указанные полномочия накладывают на фонд обязанности по проведению проверок страхователей в отношении расходов, финансирование которых осуществляется за счет средств фонда (ч. 1 ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ). Камеральные и выездные проверки расходов на выплату страхового обеспечения проводятся в порядке, аналогичном порядку, установленному Законом № 125-ФЗ. Рассмотрим нарушения, которые выявляются по результатам проверок.
Виды страхового обеспечения по социальному страхованию приведены в ст. 8 Закона № 165-ФЗ. К ним, в частности, относятся:
пособие по беременности и родам;
единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских организациях в ранние сроки беременности;
единовременное пособие при рождении ребенка.
Предлагаем рассмотреть нарушения, которые наиболее часто выявляются в ходе проверок.
Страховой случай не подтвержден документально
Согласно ч. 4 ст. 2, ст. 13 Закона № 255-ФЗ застрахованные лица имеют право на получение страхового обеспечения (пособий) только при соблюдении условий и наличии необходимых подтверждающих документов, оформленных в установленных законодательством РФ порядке.
В силу п. 5 ст. 13 Закона № 255-ФЗ основанием для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам является представленный застрахованным лицом листок нетрудоспособности утвержденной формы, выданный ему медицинской организацией. Форма листка нетрудоспособности утверждена Приказом Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 347н, а порядок его заполнения – Приказом Минздравсоцразвития РФ от 29.06.2011 № 624н (далее – Порядок № 624н).
Как отмечается в Определении ВС РФ от 04.04.2016 № 304-КГ16-2017 по делу № А27-15847/2014, обязанность по документальному подтверждению расходов по обязательному социальному страхованию возлагается на страхователя, и в отсутствие таких доказательств (нет листков нетрудоспособности, не получены ответы лечебных учреждений) нельзя говорить об их связи с наступившим страховым случаем. В связи с этим у ФСС нет оснований для принятия к зачету и возмещения в установленном порядке спорных расходов.
Обратите внимание: наличие данного листка нетрудоспособности является документальным подтверждением страхового случая (ч. 1 ст. 22 Закона № 165-ФЗ).
Листок нетрудоспособности выдан с нарушением Порядка № 624н
В ходе проверок контрольный орган нередко выявляет листки нетрудоспособности, выданные с нарушениями. Так, в Постановлении АС УО от 17.02.2017 № Ф09-12390/16 по делу № А60-20699/2016 суд отказал в удовлетворении требований администрации города о признании недействительным решения ФСС о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Причиной отказа явилось нарушение п. 11, 13 Порядка № 624н, касающееся продления листка нетрудоспособности при сроках, превышающих 15 календарных дней, без решения врачебной комиссии.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 11 Закона № 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства РФ. Страховщик вправе не принимать к зачету расходы, если работодатели произвели выплаты по листкам нетрудоспособности, не соответствующим установленным требованиям. В постановлении судьями было обращено внимание на то, что обязанность проверки листков нетрудоспособности для выплаты пособия лежит на администрации предприятия (работодателя), которое производит выплату пособия. Только при надлежащем исполнении этой обязанности у учреждения возникает право возмещения средств за счет ФСС, а у последнего – принятия обязательства к зачету. Вывод суда соответствует правовой позиции, изложенной в постановлениях Президиума ВАС РФ от 11.12.2012 № 10605/12, ВАС РФ от 26.11.2013 № 9383/13.
Однако не все ошибки, допущенные при выписке листков нетрудоспособности, являются существенными, о чем свидетельствует обширная судебная практика.
В Постановлении АС ЗСО от 26.04.2017 № Ф04-973/2017 по делу № А03-14272/2016 рассматривался спор по поводу ошибок, допущенных в фамилии застрахованного лица. Впоследствии медицинское учреждение выдало дубликат листка нетрудоспособности взамен испорченного. Однако ФСС его не принял, поскольку он был выдан за пределами проверяемого периода, что, по мнению страховщика, не могло свидетельствовать о несении спорных расходов именно в проверяемом периоде. Суд отказал ФСС в его требованиях, обоснованно указав, что сам по себе факт наличия ошибок в листке нетрудоспособности, допущенных медицинским учреждением, не является основанием для отказа в принятии к зачету произведенных страхователем расходов и включении данных расходов в базу для начисления страховых взносов.
Аналогичное мнение изложено в Постановлении АС ЗСО от 14.04.2017 № Ф04-725/2017 по делу № А46-11541/2016. В нем арбитры встали на сторону организации, указав, что выявленные в ходе проверки нарушения по оформлению листков нетрудоспособности допущены не страхователем, а медицинским учреждением. Фонд не доказал, что установленные проверкой недостатки в оформлении больничного листка влияют на данные, имеющие существенное значение для принятия к зачету расходов по обязательному социальному страхованию.
В дополнение к вышесказанному добавим, что судьи по поводу ошибок и нарушений, допущенных при выписке листков нетрудоспособности, отмечают следующее:
если ошибки в листках нетрудоспособности носят устранимый характер, это не является основанием для отказа в принятии к зачету произведенных страхователем расходов (см. Постановление АС СКО от 27.05.2016 № Ф08-3232/2016 по делу № А32-38535/2015);
если отсутствие страхового случая установлено не было, нецелевое расходование средств социального страхования отсутствует, в связи с этим отсутствуют и убытки, которые якобы понес фонд (см. постановления АС ЗСО от 20.03.2017 № Ф04-496/2017 по делу № А27-18599/2016, от 14.04.2016 № Ф04-1416/2016 по делу № А45-14489/2015).
Одновременная выплата зарплаты и пособия по нетрудоспособности
В силу пп. 1 п. 1 ст. 1.2 Закона № 255-ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая. Как следует из материалов проверки, рассмотренных в Постановлении АС ДВО от 10.04.2017 № Ф03-969/2017 по делу № А73-12219/2016, по штатному расписанию числятся всего три должности сторожа управления. При этом замена сторожа, который болеет и временно нетрудоспособен, другим работником не отражена в табелях рабочего времени. Следовательно, сторож, который должен был быть в отпуске по временной нетрудоспособности, выполнял свои трудовые обязанности по трудовому договору в полном объеме. Ввиду обнаруженных обстоятельств ФСС было отказано в возмещении расходов на выплату пособия по временной нетрудоспособности.
Определением ВС РФ от 22.08.2017 № 303-КГ17-10708 организации было отказано в передаче дела № А73-12219/2016 в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для пересмотра в порядке кассационного производства данного постановления.
Неправильно произведена замена лет при расчете пособия
Согласно п. 1 ст. 14 Закона № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком. В случае если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.
Как отмечается в Постановлении АС СЗО от 05.04.2017 № Ф07-2439/2017 по делу № А56-36338/2016, выплата пособия на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством направлена на частичное возмещение работнику утраченного им заработка в связи с наступлением страхового случая. При этом работнику должен возмещаться не любой заработок, а полученный им непосредственно перед наступлением страхового случая.
Принимая во внимание указанные обстоятельства, суд пришел к правомерному выводу о том, что замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые предшествующие годы, а на годы, непосредственно предшествующие наступлению страхового случая.
Поскольку в 2014 году работница находилась в отпуске по беременности и родам в связи с рождением первого ребенка и в отпуске по уходу за ним, а 2013 году имела заработок, при исчислении пособия в связи с рождением второго ребенка в 2015 году она вправе была заменить только 2014 год на 2012 год.
Таким образом, ФСС правомерно отказал организации в полном возмещении расходов на выплату страхового обеспечения, рассчитав размер пособия с учетом произведенной замены 2014 года исходя из сумм заработка за период с 01.01.2012 по 31.12.2013.
Превышен размер пособия по уходу за больным ребенком
В соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 7 Закона № 255-ФЗ при осуществлении ухода за больным ребенком пособие за счет средств ФСС выплачивается с учетом следующих особенностей:
при амбулаторном лечении за первые 10 календарных дней оно выплачивается в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица, а за последующие дни – в размере 50% среднего заработка;
при стационарном лечении – в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица (восемь лет и более – 100% среднего заработка, от пяти до восьми лет – 80% среднего заработка, до пяти лет – 60% среднего заработка).
Как отмечается в Постановлении АС ВВО от 03.03.2016 № Ф01-209/2016 по делу № А82-3568/2015, организацией при расчете пособия не были учтены положения п. 1 ч. 3 ст. 7 Закона № 255-ФЗ. В связи с этим непринятие ФСС к зачету произведенных расходов является правомерным.
Выплата пособия по недооформленным документам
В силу ст. 13 Закона № 81-ФЗ право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком. Названное пособие назначается по месту работы застрахованных лиц, поименованных в п. 1 ст. 13 данного закона, в размере 40% среднего заработка (ст. 15 Закона № 81-ФЗ). Правила и условия назначения указанного пособия определены Порядком № 1012н.
Так, в п. 54 Порядка № 1012н приведен перечень документов, которые представляются для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком. К ним, в частности, относится справка с места работы (службы) отца (матери, обоих родителей) ребенка о том, что он (она, они) не использует указанный отпуск и не получает пособия. При этом в случае, если отец (мать, оба родителя) ребенка не работает (не служит), предоставляется справка из органов социальной защиты населения по месту жительства отца, матери ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком (для одного из родителей – в соответствующих случаях).
Как следует из материалов проверки, организация назначила пособия по уходу за ребенком в отсутствие справок о неполучении по месту работы другим родителем пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. Данный факт послужил основанием для неприятия произведенных расходов ФСС (см. Постановление АС ЗСО от 20.06.2017 № Ф04-1726/2017 по делу № А70-10159/2016).
Выплата пособия лицу, работающему неполный рабочий день
Статьей 11.1 Закона № 255-ФЗ предусмотрена возможность сохранения права матерью на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком при условии, что она, находясь в отпуске по уходу за ребенком, предоставленном на основании ст. 256 ТК РФ, работает на условиях неполного рабочего времени и продолжает осуществлять уход за ребенком. Напомним, что в соответствии со ст. 91 ТК РФ нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.
Как отмечается в определениях ВС РФ от 24.05.2017 № 307-КГ17-1728 по делу № А13-2070/2016, от 18.07.2017 № 307-КГ17-1728 по делу № А13-2070/2016, сокращение рабочего времени менее чем на пять минут в день не может расцениваться как мера, необходимая для продолжения осуществления ухода за ребенком, повлекшая утрату заработка. В данной ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника. Указанные обстоятельства свидетельствуют о злоупотреблении организацией правом в целях предоставления своему сотруднику дополнительного материального обеспечения, возмещаемого за счет средств фонда. Аналогичное решение принято в Постановлении АС УО от 28.07.2017 № Ф09-3191/17 по делу № А76-24837/2016.
Недостоверность сведений, представленных в ФСС
С 01.01.2017 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 22.12.2016 № 1427, в соответствии с которым пилотный проект по выплатам работникам пособий из ФСС напрямую продлен до 31.12.2019. С 01.07.2017 в пилотном проекте участвует 59 субъектов РФ. Напомним: пилотный проект заключается в том, что расходы на выплату пособий, связанных с временной нетрудоспособностью, материнством и детством, в указанных субъектах осуществляются через региональные отделения ФСС напрямую застрахованным лицам. При этом организации-работодатели передают все необходимые сведения для назначения пособий страховщику.
В силу ст. 15.1 Закона № 255-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, выдаваемых ими застрахованному лицу и необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Как следует из материалов проверки, организация, представляя в ФСС сведения, необходимые для назначения и выплаты пособий, указала неверное количество календарных дней в расчетном периоде и неверные сведения о среднем заработке застрахованных лиц за расчетный период, включив в него суммы вознаграждений, выплаченные данным лицам по договорам гражданско-правового характера. В связи с этим расчет пособия был произведен неверно, что повлекло его переплату. Поскольку срок исковой давности не был пропущен, суд вынес решение о возмещении убытков фонда, связанного с переплатой пособия по уходу за ребенком (см. постановления АС ВВО от 18.08.2017 № Ф01-3211/2017 по делу № А43-15657/2016)
Аналогичные решения были вынесены в постановлениях АС ВВО от 28.03.2016 № Ф01-612/2016 по делу № А43-5593/2015, от 04.03.2016 № Ф01-243/2016 по делу № А43-7778/2015.
Иные нарушения, выявляемые в ходе проверок
Кроме перечисленных выше нарушений, на практике выявляются случаи, при которых ФСС также отказывает в принятии к зачету произведенных расходов. К ним относятся нарушение требований, установленных (Постановление АС ДВО от 21.04.2017 № Ф03-495/2017 по делу № А51-13753/2016):
в пункте 1 ч. 1 ст. 7, ч. 5 ст. 14 Закона № 255-ФЗ, – дважды начислено и выплачено пособие по временной нетрудоспособности по листку нетрудоспособности;
в пункте 1 ч. 2 ст. 8 Закона № 255-ФЗ (нарушение больничного режима), – работнику выплачено пособие по временной нетрудоспособности в размере, превышающем МРОТ;
в статье 4.2 Закона № 81-ФЗ, Порядке № 1012н – при исчислении единовременного пособия при рождении ребенка работнику начислена и выплачена сумма в завышенном размере, не соответствующем году рождения ребенка, что подтверждается справкой выданной отделом загса.
Поскольку пособия по временной нетрудоспособности, единовременное пособие при рождении ребенка были выплачены работникам с нарушением норм законов № 255-ФЗ, 81-ФЗ, Порядка № 1012н в части, касающейся исчисления размера подлежащих выплате пособий, суд указал, что фондом правомерно не приняты к зачету расходы по выплате страхового обеспечения в размере, превышающем установленный законодательством.
В заключение отметим, что суммы начисленных работнику излишних выплат, которые не приняты к зачету территориальным органом ФСС по результатам проверки правильности расходования средств фонда, признаются объектом обложения страховыми взносами на общих основаниях. Поэтому учреждениям следует избегать нарушений, связанных с назначением и выплатой пособий, финансирование которых осуществляется за счет средств указанного фонда.