если фсс переплатил больничный прямые выплаты
Если фсс переплатил больничный прямые выплаты
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Работнику филиала бюджетного учреждения излишне выплачено пособие по временной нетрудоспособности из-за неверно предоставленных данных. ФСС просит вернуть излишне выплаченную сумму. Работник умер. Регион участвует в пилотном проекте ФСС «Прямые выплаты».
Как в бухгалтерском учете учреждения отразить возврат этих средств (КВР, КОСГУ, проводки)? За счет каких средств это можно сделать?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
1. Расходы учреждения на возмещение ФСС излишне понесенных им расходов в результате представления недостоверных данных могут быть отнесены на КВР 853 «Уплата иных платежей» в увязке с подстатьей 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» КОСГУ или подстатьей 295 «Другие экономические санкции» КОСГУ.
2. Полагаем, что возврат средств ФСС можно осуществить за счет средств от приносящей доход деятельности, при определенных условиях за счет экономии прошлого или текущего года субсидии на выполнение задания, а также за счет средств, внесенных виновным лицом в добровольном порядке.
Обоснование вывода:
1. В рассматриваемой ситуации учреждением была предоставлена информация, на основании которой орган ФСС произвел оплату больничного листа работника в большем размере, чем полагалось. Согласно п. 16 постановления Правительства РФ от 21.04.2011 N 294 расходы, излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством РФ.
В целях отнесения расходов на соответствующие коды бюджетной классификации и статьи (подстатьи) КОСГУ организации бюджетной сферы должны руководствоваться Порядками NN 85н и 209н.
Согласно п. 48.8.5.3 Порядка N 85н платежи штрафов, пеней, компенсаций и прочих платежей, включая возмещение ущерба юридическим лицам, понесенного ими в результате отчуждения принадлежащего им имущества, а также другие аналогичные расходы отражаются по элементу вида расходов 853 «Уплата иных платежей». Учитывая, что перечень расходов, отражаемых с применением КВР 853, исчерпывающим не является, то поименованные в вопросе расходы могут быть отнесены на код видов расходов 853 «Уплата иных платежей».
Порядком N 209н не урегулирован вопрос отнесения таких затрат как возмещение излишне понесенных расходов ФСС. Так как данные расходы не связаны с оказанием услуг, считаем возможным отнести данные расходы на одну из подстатей статьи 290 «Прочие расходы» КОСГУ. К тому же Таблицей соответствия КВР и КОСГУ на 2020 год увязка КВР 853, наряду с подстатьями 233 «Обслуживание долговых обязательств учреждений» и 252 «Перечисления наднациональным организациям и правительствам иностранных государств», предусмотрена именно с подстатьями статьи 290. Исходя из экономического смысла, подобные расходы могут рассматриваться в качестве компенсации вреда, причиненного юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) должностных лиц учреждения, то есть отнесены на подстатью 297 «Иные выплаты текущего характера организациям» КОСГУ (пп. 10.9.7 п. 10 Порядка N 209н).
Учитывая, что вопрос отнесения на подстатьи КОСГУ подобных расходов полностью не урегулирован, данный вариант учета следует закрепить в порядке формирования учетной политики, так как не исключено, что такие расходы могут расцениваться в качестве экономических санкций, и, соответственно, могут быть отнесены на подстатью 295 «Другие экономические санкции» КОСГУ (пп. 10.9.5 п. 10 Порядка N 209н).
Необходимо отдельно остановиться на выборе счета учета. Для расчетов в рамках обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством предназначен счет 0 303 02 000 «Расчеты по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством». В то же время возврат учреждением ФСС излишне уплаченной суммы по больничному листу может рассматриваться в качестве операции по прочим платежам в бюджет. Соответственно, в этом случае может применяться счет 0 303 05 000 «Расчеты по прочим платежам в бюджет». В связи с тем, что для конкретной ситуации Инструкцией N 174н не закреплено отдельного счета расчетов, то использование как одного, так и другого счета будет обоснованно верным. Поэтому выбор счета, которым воспользуется учреждение для данного случая в бухгалтерских записях, также следует закрепить в учетной политике.
2. Относительно того, за счет каких средств можно осуществить возврат средств ФСС, отметим следующее.
Доходы бюджетного учреждения, полученные от приносящей доход деятельности, поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и используются им для достижения целей, ради которых оно создано, если иное не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 298 ГК РФ). Следовательно, за счет средств от приносящей доход деятельности могут осуществляться различные расходы бюджетного учреждения при соблюдении следующих условий:
— расходы связаны с уставной деятельностью учреждения;
— расходы предусмотрены Планом ФХД.
Как уже было отмечено выше, обязанность по возмещению расходов, излишне понесенных страховщиком в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений, лежит на страхователе. Поэтому считаем, что такие расходы вполне могут быть увязаны с уставной деятельностью учреждения. Поэтому бюджетное учреждение вправе осуществить возврат средств фонду за счет средств от приносящей доход деятельности при условии, что затраты будут отражены в Плане ФХД.
Кроме этого, если государственное (муниципальное) задание выполнено в полном объеме, с учетом установленных допустимых отклонений, не использованные в текущем финансовом году остатки средств, предоставленных бюджетному учреждению из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ в соответствии с абзацем 1 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, используются в очередном финансовом году для достижения целей, ради которых эти учреждения созданы (ч. 17 ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ, письма Минфина России от 06.02.2020 N 02-07-10/7764, от 23.12.2019 N 09-07-07/100885). На указанные в вопросе цели могут быть направлены средства экономии:
— достигнутой учреждением при выполнении задания в прошлые годы;
— экономии субсидии на выполнение задания текущего года, при условии, что подобное решение не повлияет на достижение показателей, характеризующих качество и объем оказываемых услуг (выполняемых работ), установленных в задании.
Поэтому при выполнении определенных условий действующее законодательство, по сути, предоставляет бюджетным учреждениям возможность распоряжаться остатками средств субсидий на выполнение задания по собственному усмотрению. Главное, чтобы направления расходов соответствовали целям, ради которых учреждение создано, утвержденным в его уставе.
С учетом вышеизложенного полагаем, что возврат излишне выплаченной суммы по больничному листу ФСС может быть осуществлен за счет средств КФО 2, а также за счет средств экономии субсидии (при наличии) при условии, что такие расходы будут предусмотрены в Планах ФХД.
Кроме того, в учреждении может быть принято решение о взыскании суммы планируемых расходов с виновного лица (при его установлении). Следовательно, в сложившихся обстоятельствах не исключается возможность добровольного возмещения виновным лицом суммы, подлежащей в последующем перечислению в ФСС.
Таким образом, расчеты по возмещению ФСС расходов, излишне понесенных им в результате недостоверности данных, представленных учреждением как страхователем, в бухгалтерском учете учреждения могут быть оформлены следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет 0 401 20 297 (0 401 20 295) Кредит 0 303 02 731 (0 303 05 731)
— отражено принятие обязательств в размере предъявленных ФСС требований;
2. Дебет 0 303 02 831 (0 303 05 831) Кредит 0 201 11 610,
увеличение забалансового счета 18, КВР 853, КОСГУ 297 (295))
— денежные средства перечислены с лицевого счета учреждения.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Отражение в бухгалтерском учете расходов, не принятых к зачету ФСС (для бюджетной сферы);
— Энциклопедия решений. Учет расходов, не принятых к зачету ФСС (для бюджетной сферы).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Как вернуть «переплату» по расходам на социальное страхование, образовавшуюся в 2020 году?
Автор: Манохова С. В., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
С 2021 года все субъекты РФ перешли на механизм прямых выплаты из средств ФСС. То есть пособия по временной нетрудоспособности и другие пособия по социальному страхованию выплачивает не работодатель с дальнейшим зачетом выплаченных сумм, а непосредственно сам Фонд социального страхования. У вновь перешедших на данный механизм страхователей могла образоваться «переплата» по социальным выплатам. Можно ли ее вернуть, вы узнаете из статьи.
В 2012 году на территории Российской Федерации стартовал пилотный проект «Прямые выплаты из средств ФСС» (Постановление Правительства РФ от 21.04.2011 № 294). Изначально в нем участвовали два региона. Впоследствии – вплоть до 2020 года – к пилотному проекту ежегодно присоединялись все новые и новые участники. Последними в 2021 году на указанный механизм перешли следующие субъекты РФ: Краснодарский, Пермский края, Московская, Свердловская, Челябинская области, Ханты-Мансийский автономный округ, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург (п. 3 ст. 5 Федерального закона от 03.07.2016 № 243-ФЗ).
На практике возможна ситуация, когда на дату перехода на механизм прямых выплат из средств ФСС (в частности, на 1 января 2021 года) у учреждения осталась «переплата» по страховым взносам за счет превышения размера пособий, которые ФСС не успел зачесть в счет уплаты страховых взносов. Можно ли ее вернуть или зачесть?
По общим правилам зачет или возврат сумм излишне уплаченных налогов и страховых взносов осуществляется согласно ст. 78 НК РФ. Так, сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда РФ, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по данному взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов в порядке, предусмотренном названной статьей (п. 1.1 ст. 78 НК РФ).
Зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика). Той же статьей установлены сроки, в которые осуществляется зачет (возврат) налогов, страховых взносов
А могут ли применяться положения ст. 78 НК РФ, если возврату подлежит не сумма излишне уплаченных страховых взносов (перечисленных в бюджет), а разница в виде превышения величины произведенных работодателем расходов на выплату страхового обеспечения (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом ФСС в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) над общей суммой исчисленных страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством?
Аналогичный вопрос анализировался в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2021 № 15АП-9671/2021 по делу № А32-16337/2020. Приведем спорную ситуацию и решение судей по ней в качестве примера.
В расчетный период в организации были произведены расходы на обязательное социальное страхование на сумму 1 564 099 руб., начислены страховые взносы на сумму 426 298 руб. В результате образовалась «переплата» по страховым взносам по обязательному социальному страхованию по временной нетрудоспособности и в связи с материнством в размере 1 137 801 руб. Причем образовалась она не за счет уплаты страховых взносов, а в результате уменьшения начисленных к уплате страховых взносов на сумму произведенных обществом расходов на выплату страхового обеспечения по указанному виду обязательного социального страхования.
Суд пришел к выводу, что порядок возврата излишне уплаченных сумм налогов, сборов, страховых взносов, установленный ст. 78 НК РФ, распространяется только на случаи, когда переплата образовалась в результате уплаты в фонд страховых взносов на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В рассматриваемом случае переплата по страховым взносам в том смысле, который предусмотрен ст. 78 НК РФ, у организации не возникла.
Согласно п. 9 ст. 431 НК РФ (действовал до 31 декабря 2020 года), если по итогам расчетного (отчетного) периода сумма произведенных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (за вычетом средств, выделенных страхователю территориальным органом ФСС в расчетном (отчетном) периоде на выплату страхового обеспечения) превышает общую сумму исчисленных страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, полученная разница подлежит зачету налоговым органом в счет предстоящих платежей по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на основании полученного от территориального органа ФСС подтверждения заявленных плательщиком расходов на выплату страхового обеспечения за соответствующий расчетный (отчетный) период или возмещению территориальными органами ФСС в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Вместе с тем согласно п. 1 ч. 1 ст. 4.1 Федеральным законом № 255-ФЗ страхователи имеют право обращаться к страховщику за получением средств, необходимых на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам, сверх начисленных страховых взносов.
В соответствии с п. 3 ст. 4.6 Федерального закона № 255-ФЗ территориальный орган ФСС выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов.
Следовательно, разница в виде превышения величины произведенных работодателем расходов на выплату страхового обеспечения над общей суммой исчисленных страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством может быть:
либо зачтена налоговым органом в счет предстоящих платежей по данному виду обязательного социального страхования;
либо возмещена территориальными органами ФСС в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом № 255-ФЗ.
Ключевой вывод: излишне уплаченной или взысканной суммой налога (взноса) могут быть признаны зачисленные на счета соответствующего бюджета (фонда) денежные средства в размере, превышающем подлежащие уплате суммы налога (сбора) за определенные налоговые периоды. Разница, образовавшаяся не за счет уплаты страховых взносов, а в результате уменьшения начисленных к уплате страховых взносов на сумму произведенных организацией расходов на выплату страхового обеспечения, переплатой по смыслу ст. 78 НК РФ не является.
В мае 2021 года ФНС выпустила письмо (Письмо от 26.05.2021 № БС-4-11/7258@) об уменьшении страховых взносов на ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на суммы расходов на выплату страхового обеспечения при переходе на прямые выплаты. В частности, в письме разъясняется, что выплаты застрахованным лицам (пособия на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) осуществляются территориальными органами ФСС, и страховые взносы, исчисленные с выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц начиная с 1 января 2021 года, не могут быть уменьшены работодателями, перешедшими с указанной даты на механизм «Прямые выплаты из средств ФСС», на суммы расходов на выплату страхового обеспечения.
При этом переход на осуществление выплат застрахованным лицам территориальными органами ФСС не повлиял на порядок отражения в карточках расчета с бюджетом (в налоговом органе) сумм страховых взносов, начисленных к уменьшению. Операция начисления (уменьшения), содержащая сумму расходов, превышающих общую сумму начисленных страховых взносов за периоды до 1 января 2021 года, произведенных плательщиком страховых взносов на выплату страхового обеспечения по ОСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и отраженных в расчете по страховым взносам за периоды до названной даты, учитывается в налоговом органе в счет предстоящих платежей плательщика страховых взносов по данному виду страхования по общеустановленным правилам.
То есть это первый возможный вариант – зачет налоговым органом «переплаты» по страховым взносам в счет предстоящих платежей по данному виду обязательного социального страхования.
Для возврата «переплаты» (второй возможный вариант разрешения ситуации) необходимо обратиться в территориальный орган ФСС с соответствующим заявлением и подтверждающими документами.
Перечень документов для возмещения расходов утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 № 951н:
1) заявление (формы заявления и двух его приложений приведены в Письме ФСС РФ от 07.12.2016 № 02-09-11/04-03-27029) о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения с двумя приложениями, а именно:
справкой-расчетом, представляемой при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения;
расшифровкой расходов на цели обязательного социального страхования и расходов, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета;
2) копии документов, подтверждающих обоснованность расходов (например, листка нетрудоспособности);
3) другие документы по запросу ФСС.
(должность руководителя
(заместителя руководителя)
органа контроля за уплатой
страховых взносов, Ф. И. О.)
Заявление
о выделении необходимых средств на выплату
страхового обеспечения
(полное наименование организации (обособленного подразделения), фамилия, имя, отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя, физического лица)
регистрационный номер в органе контроля
за уплатой страховых взносов ______________________________________________________________,
код подчиненности _______________________________________________________________________,
адрес места нахождения организации (обособленного подразделения) / адрес постоянного места жительства индивидуального предпринимателя, физического лица ______________________________ ________________________________________________________________________,
в соответствии со статьей 4.6 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» просит выделить средства на выплату страхового обеспечения в сумме _____________________________ руб.
путем перечисления денежных средств на счет страхователя
№ ______________________________ в банке _______________________________
(полное наименование банка)
ИНН _______________ КПП __________________ корр/счет __________________
БИК ________________ ОКТМО ______________ № лицевого счета *
(наименование финансового органа)
_________________________________________ ___________ ______________ ____________________
(должность руководителя (подпись) (Ф. И. О.) (контактный телефон) организации (обособленного подразделения)) **
_____________________
(Ф. И. О.)
__________________
(контактный телефон)
Место печати страхователя
Законный или уполномоченный представитель страхователя
_____________________
(Ф. И. О.)
__________________
(контактный телефон)
Наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность представителя страхователя ________________________________________________________________________________________
Документ, подтверждающий полномочия представителя страхователя ________________________________________________________________________________________
Справка-расчет, представляемая при обращении за выделением средств на выплату страхового обеспечения (Приложение 1 к Заявлению о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения) и Расшифровка расходов на цели обязательного социального страхования и расходов, осуществляемых за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета (Приложение 2 к Заявлению о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения) страхователем представлены
_____________________
(Ф. И. О.)
* Заполняется организацией, имеющей лицевой счет в органах Федерального казначейства.
** Заполняется руководителем организации (обособленного подразделения).
*** Заполняется при наличии главного бухгалтера.
Приложение 1
к Заявлению о выделении
необходимых средств на выплату
страхового обеспечения
Справка-расчет,
представляемая при обращении за выделением средств
на выплату страхового обеспечения
Если фсс переплатил больничный прямые выплаты
Дата публикации 01.01.2021
В результате проверки Фондом социального страхования выявлена переплата по больничному листу. Ошибка связана с неверным применением норм законодательства при расчете пособия. Как отразить в учете сумму переплаты, если работник отказался ее добровольно возвращать?
Суммы пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы. Исключение – случаи счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (ч. 4 ст. 15 закона № 255-ФЗ). Подробнее об этом см. здесь.
В бухгалтерском учете корректировка суммы излишне начисленного и выплаченного пособия за счет средств ФСС, которая не была возвращена работником, отражается следующими бухгалтерскими проводками:
Если работник не вернул излишне выплаченную сумму пособия, то на эту сумму необходимо начислить страховые взносы как на выплату, производимую в рамках трудовых отношений (письмо Минфина России от 19.10.2017 № 03-15-06/68336). Доначисленные суммы страховых взносов можно учесть в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (пп. 1 п. 1 ст. 264 НК, письмо Минфина от 15.07.2013 № 03-03-06/1/27562). Если итоговая сумма, отраженная в расчете по страховым взносам, стала больше, то необходимо подать уточненный расчет по страховым взносам (ст. 81 НК РФ, п. 1.2 Порядка, утв. приказом ФНС от от 18.09.2019 № ММВ-7-11/470@). Если сумма доначисленных страховых взносов превысила сумму корректировки пособия за счет средств работодателя (три первых дня пособия по временной нетрудоспособности) и исправление допущенной в расчете пособия ошибки привело к уменьшению суммы уплаченного налога на прибыль, организация вправе подать уточненную декларацию по налогу на прибыль, но не обязана (абз. 2 п. 1 ст. 81 НК РФ, абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ).
Пособия по беременности и родам не облагаются НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ). Соответственно, с суммы пособия по беременности и родам, выплаченной работнику сверх положенной по закону (если он ее не вернул), необходимо исчислить, удержать и уплатить в бюджет НДФЛ.
В отношении пособий по временной нетрудоспособности никаких дополнительных удержаний делать не нужно, поскольку оно облагается НДФЛ (п. 1 ст. 217 НК РФ).