если лишили прав на лодку лишают ли на машину
Можно ли получить новые права в другой стране, если российские у меня отобрали?
Вы писали про получение водительского удостоверения в Грузии. Я правильно понимаю, что такой способ дает лазейку тем, кого в России прав лишили?
Например, у человека отбирают права за вождение в пьяном виде, он отправляется в условную Грузию и за 5 тысяч получает новые права, после чего спокойно ездит в России снова. Это вообще законно или нет?
Водители, которых лишили прав, скорее всего, смогут получить водительское удостоверение в другой стране. Но если использовать этот документ в России, то возникнут проблемы с законом.
Дело в том, что суды не лишают человека водительского удостоверения — они лишают права на управление транспортными средствами. Пластиковая карточка с фотографией водителя — просто документ, подтверждающий, что это право есть.
В чем разница между правом и удостоверением
Наличие пластиковой карточки с фотографией далеко не всегда означает, что у человека есть право управлять автомобилем. И наоборот, у человека может не быть водительского удостоверения, а право на управление автомобилем при этом сохраняется.
Право управлять транспортным средством возникает, если одновременно выполнить несколько условий:
Даже если человек выполнил все эти условия, но не стал получать водительское удостоверение, у него есть право на управление автомобилем. Удостоверение понадобится, чтобы воспользоваться этим правом.
Водитель обязан иметь при себе водительское удостоверение и передавать его для проверки сотрудникам полиции. В правилах не уточняется, какое водительское удостоверение должен иметь водитель — российское или зарубежное. Но документ должен быть в любом случае.
Если водитель потерял удостоверение, право на управление само по себе не исчезает. Не нужно повторно проходить обучение, медкомиссию, сдавать экзамены. Достаточно уплатить госпошлину, обратиться в ГИБДД и получить новую пластиковую карточку с фотографией.
Чего лишает суд
Лишить прав могут за управление транспортным средством в состоянии алкогольного или иного опьянения, за отказ пройти медицинское освидетельствование, выезд на встречную полосу и многое другое. Полный список нарушений ПДД, за которые лишают права управления, есть в главе 12 КоАП РФ.
Лишить прав может только суд. В решении не указывается формулировка «лишить водительского удостоверения»: человек утрачивает само право управления, а не документ, который его подтверждает. Суд аннулирует право на управление независимо от того, в какой стране оно было выдано.
Еще суд никогда не пишет «лишить права на управление автомобилем». За пьяную езду на мотоцикле человек в судебном порядке лишается права управлять любым транспортом: автомобилем, катером, трактором и даже самолетом. Такой человек сможет управлять только тем транспортом, на который не требуется специальное разрешение, например велосипедом или самокатом.
Само водительское удостоверение водителю действительно приходится сдавать, но это не наказание, а только мера его обеспечения.
А если получить новые права за рубежом
Допустим, водитель, лишенный права управления в России, едет в соседнюю страну, сдает там экзамены и получает новое удостоверение. Это не нарушает российские законы. Нарушает ли зарубежное законодательство, я не знаю, скорее нет. Проверить, лишался ли человек прав в другой стране, бывает очень сложно.
Информация обо всех лишенцах есть в базе данных ГИБДД и доступна всем сотрудникам, подключенным к ней. Если водителя, лишенного права управлять транспортными средствами, остановят сотрудники ГИБДД, они легко выявят нарушение. Им достаточно связаться с дежурной частью и попросить проверить человека с удостоверением, выданным в другой стране.
Запомнить надо вот что:
Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите. На самые интересные вопросы ответим в журнале.
За управление лодкой в состоянии опьянения суд может лишить прав и на автомобиль. Точка или знак вопроса?
Время от времени данная актуальная тема возникает на рыболовных и прочих околоводномоторных интернет-болталках.
Суды периодически лишают лодочников-пьяниц прав на все транспортные средства (а не только на лодки-катера). Однако, не смотря на это, есть группы людей, активно убеждающих, что за управление плавсредством в нетрезвом состоянии лишат прав только на плавсредство. А всем, что на колесах лишить права управлять не имеют таких прав (пардон за тавтологию).
Я лично, когда вопрос заходит о подобных неоднозначных вопросах, на первое место ставлю сложившуюся практику правоприменения, т.е. судебную практику. А она говорит, что да, у любителя поколдырять и потом сесть за штурвал лодки есть реальный шанс отдохнуть некоторое время, как от штурвала, так и от руля. Одно из судебных решений, подтверждающих данный, тезис вы найдёте в конце статьи.
Более того, и про это почему-то все забывают, правило действует и в обратном направлении. Т.е. за нетрезвое состояние на автомобиле могут лишить прав не только на него, но и на все транспортные средства, включая лодки, катера и прочие гидроциклы.
Друг рассказывал об одном поучительном случае. Дело было так. Один человек, отдыхая и расслабляясь в загородном доме (а для чего же ещё нужны загородные дома?), ожидал жену, отъехавшую на машине в местное сельпо за продуктами. И вот возле этого магазина у неё возник конфликт с каким-то мужчиной-водителем. Ситуация-то была, как говорится на копейку, а ругани на рупь. В общем, жена звонит мужу и жалуется. Тот, ничтоже сумняшеся, прыгает в квадроцикл и мчится по лесным тропам поддержать супругу.
Мужик-водитель тоже не растерялся и тоже сделал звонок. Таким образом, на месте совершенно пустяшного инцидента сошлись две конфликтующие группы: 1) мужик + гаишники (им он и звонил), 2) жена + муж. Представители первой группы по доброй традиции приобщили всех участников конфликта к старинной гаишной забаве под названием «познакомься с нашим алкотестером». Таким вот образом муж-заступник и попался на НС. Суд его лишил прав НА ВСЁ, что несовместимо с нетрезвым состоянием, включая катер. Мотайте на ус.
Но вернемся к нашим катерам. Какие аргументы применяют сторонники тезы, что за пьянку на лодке могут лишить прав только на лодку?
Аргумент всего один, но весомый. Это КоАП, где в статье 11.9 (Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения) чётко прописана санкция: 1,5-2 тыс. руб. или(!) лишение права управления судном на 1-2 года.
И на это возразить нечего. Поэтому я тоже сторонник того, что лодки отдельно, машины отдельно. Но… к сожалению, есть судебные прецеденты, когда за НС на лодке лишают прав на все транспортные средства. Чем руководствуются данные судьи мне неведомо. Но такие решения есть, и это факт.
Я проанализировал доступную судебную практику по части 1 ст. 11.9 КоАП Управление судном судоводителем или иным лицом, находящимся в состоянии опьянения. Примерно в половине случаев судья ограничивается штрафом, в остальных ситуациях лишают прав на год-полтора. Попалась пара решений, где за пьянку на лодке лишили прав на остальные ТС. Одно решение, как я уже писал, выкладываю здесь. Второе практически такое же, так что нет смысла тратить ваше время на его прочтение. В обоих случаях судьи никак не обосновывают расширение санкции по ст. 11.9 на все транспортные средства.
Конечно, речь здесь может идти о судебной ошибке: судьи ведь люди и, увы, могут ошибаться. Дело тут в другом. Ну, допустим, вернет вам Верховный суд ваши права на автомобиль, но сколько времени и нервов вам это будет стоить?
И возникает резонный вопрос, а стоит ли 300 грамм веселья таких вот неопределенных ситуаций? И тогда может ну его на фиг ездить «под шафе» на лодке?
Если лишили прав за пьянку на автомобиле, на лодку с мотором прав не лишат.
Во-первых, про автодорожный транспорт. Если лишили прав за пьянку на автомобиле, то на моторную лодку прав не лишат.
Верховный суд РФ указал, что Правила дорожного движения Российской Федерации распространяются на все транспортные средства. Лишение водителя за совершение им административного правонарушения права управления транспортным средством определенного вида означает, что это лицо одновременно лишается права управления всеми транспортными средствами независимо от того, транспортным средством какой категории (подкатегории) оно управляло в момент совершения административного правонарушения. То есть, водитель одновременно лишается права управления всеми транспортными средствами. Возникает вопрос: какими? Верховный суд пояснил, что они указаны пункте 1 примечания к статье 12.1 КоАП РФ.
Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» № 196 –ФЗ от 10.12.1995г. установлены следующие категории и входящие в них подкатегории транспортных средств, на управление которыми предоставляется специальное право:
категория «A» — мотоциклы;
категория «B» — автомобили (за исключением транспортных средств категории «A»), разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми; автомобили категории «B».
категория «C» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов;
категория «D» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми сидячих мест, помимо сиденья водителя;
категория «BE» — автомобили категории «B», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов и превышает массу автомобиля без нагрузки;
категория «CE» — автомобили категории «C», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов;
категория «DE» — автомобили категории «D», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов; сочлененные автобусы;
категория «Tm» — трамваи;
категория «Tb» — троллейбусы;
категория «M» — мопеды и легкие квадрициклы;
подкатегория «A1» — мотоциклы с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания, не превышающим 125 кубических сантиметров, и максимальной мощностью, не превышающей 11 киловатт;
подкатегория «B1» — трициклы и квадрициклы;
подкатегория «C1» — автомобили, за исключением автомобилей категории «D», разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов, но не превышает 7500 килограммов;
подкатегория «D1» — автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более восьми, но не более шестнадцати сидячих мест, помимо сиденья водителя; автомобили
подкатегория «C1E» — автомобили подкатегории «C1», сцепленные с прицепом, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов;
подкатегория «D1E» — автомобили подкатегории «D1», сцепленные с прицепом, который не предназначен для перевозки пассажиров, разрешенная максимальная масса которого превышает 750 килограммов, но не превышает массы автомобиля без нагрузки, при условии, что общая разрешенная максимальная масса такого состава транспортных средств не превышает 12 000 килограммов.
К транспортным средствам категорий «B», «C» и подкатегории «C1» приравниваются самоходные шасси транспортных средств, используемых для перевозки грузов и относящихся к соответствующим категориям и подкатегории.
Как видите в федеральном законе «О безопасности дорожного движения» не указана ни одна категория ВОДНОГО ВИДА ТРАНСПОРТА. При этом Верховный суд уточнил, что ПОНЯТИЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА, закрепленного в примечании к статье 12.1 КоАП РФ, РАСШИРИТЕЛЬНОМУ ТОЛКОВАНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ, следовательно, на моторную лодку прав не лишат.
Не сказано про водный транспорт (маломерное судно и т.п.) и в Постановлении Правительства РФ от 12 июля 1999 г. N 796 «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)»
Удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) подтверждает наличие права на управление самоходными машинами следующих категорий:
категория «A» — автомототранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования либо имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее:
I — внедорожные мототранспортные средства;
II — внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8;
III — внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов (за исключением относящихся к категории «A IV»);
IV — внедорожные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест;
кат.«B» — колесные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 110,3 кВт;
кат. «C» — колесные машины с двигателем мощностью от 25,7 до 110,3 кВт;
кат.«D» — колесные машины с двигателем мощностью свыше 110,3 кВт;
кат.«E» — гусеничные машины с двигателем мощностью свыше 25,7 кВт;
кат.«F» — самоходные сельскохозяйственные машины.
Вывод : если лишили прав на управление автомобилем или другим дорожным транспортным средством (трактор, снегоход, мопед, мотоцикл, квадрицикл и т.д.) по ст. 12.8 КоАП РФ (управление пьяным), ч.4 ст. 12.15 КоАП РФ (выезд на встречку), ст.12.9 КоАП РФ (превышение скорости), ст. 12.1. (управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке) и т.д., то лишаетесь управлять всеми перечисленными в Ф едеральным законе «О безопасности дорожного движения» и Постановлении Правительства РФ «Об утверждении Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)» транспортными средствами, но можете управлять ВОДНЫМ транспортом ( маломерным судном, моторной лодкой, гидроциклом и т.д.) и, наоборот, если лишили прав на моторную лодку, то можете управлять автомобилем, мотоциклом, трактором, снегоходом и т.д.
Во-вторых, про водный транспорт. Если лишили прав за пьянку на моторную лодку, то на автомобиль прав не лишат.
Когда поймали пьяным на водном виде транспорта, вменяют статью 11.9 КоАП РФ.
По статье 11.9 КоАП РФ лишают права управления только судном, в том числе маломерным, к которым относятся:
В интернете много разъяснений адвокатов, автоюристов и юристов, где они утверждают, что если лишат прав на моторную лодку, то автоматически лишаетесь прав и на машину. Ссылаются на решения мировых судов. Эти разъяснения неверны, а решения мировых судов незаконны.
По их мнению, если, например, привлекли на лодке за Нарушение правил плавания по ч. 2 ст. 11.7 КоАП РФ «Превышение судоводителем или иным лицом, управляющим маломерным судном, установленной скорости … — предусмотрено предупреждение, или наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей, или лишение права управления маломерным судном на срок до шести месяцев, тогда должны лишить права управления и автомобилем, но за превышение какой установленной скорости, на какой срок и по какой статье КоАП РФ. Размер превышения скорости и сроки лишения для машины и лодки установлены разные и разными статьями КоАП РФ. Для лодки ст. 11.7 КоАП РФ, а для машины ст. 12.9 КоАП РФ.
Если лишили прав, обращаетесь к адвокату, обжалуете постановление о лишении и возвращаете права через вышестоящий суд, и ли, если лишили прав на водном судне, — сдаёте на дорожное транспортное средство, если лишили прав на дорожном транспортном средстве — сдаёте на управление водным судном.
Информация актуальна на 2020 год.
ВС решил, когда можно вернуть права нетрезвому водителю
Ночь с воскресенья на понедельник весной 2020 года Виталий Самарин* проводил у знакомых в одном из поселков Подмосковья. Поссорившись с ними, Самарин уехал, а кто-то из оставшихся мужчин сообщил в полицию о нетрезвом водителе на дороге. Прибывшие полицейские обнаружили Самарина пьяным за рулем своего Hyundai Sonata.
Обжаловать не получилось
Мужчину отправили на медицинское освидетельствование, а иномарку — на спецстоянку. Оказалось, что водитель действительно был сильно нетрезв. Полицейский составил протокол по ч. 1 ст. 12.8 КоАП «Управление авто в состоянии опьянения» и направил дело для рассмотрения в мировой суд судебного участка № 43 района Зябликово г. Москвы. Основным доказательством виновности водителя стало видео, сделанное инспектором ГИБДД. На нем было запечатлено как полицейский спрашивает у Самарина об обстоятельствах происшествия.
В суд «нарушитель» не пришел. Инспектора ГИБДД и свидетелей происшествия судья тоже не допросила. В итоге водитель получил 30 000 руб. штрафа с лишением прав на 1 год 8 месяцев (дело № 05-0229/47/2020).
Мужчина настаивал на своей невиновности и обжаловал это постановление в Нагатинском районном суде г. Москвы. Представитель Самарина в судебном заседании убеждал суд, что водитель не управлял автомобилем, а просто сидел за рулем. Еще заявитель считал неправильным акт освидетельствования и действия полицейских, которые не потребовали с Самарина объяснения происшествия.
Судья Ольга Шумова изучила видеозапись, сделанную инспектором той ночью. На ней инспектор ГИБДД спрашивал у Самарина, почему тот ехал в нетрезвом виде, на что он ответил: «Нужно было по семейным обстоятельствам». Эту же фразу водитель написал в графе «объяснения» протокола. На вопрос о согласии с актом освидетельствования Самарин ответил «согласен» и записал это в соответствующей графе дважды: первый раз инспектор не разобрал написанное. Второй кассационный суд поддержал позицию нижестоящих инстанций (дело № 16-10220/2020).
Верховный суд не устроила нечитаемая запись в протоколе
Тогда Самарин обратился в Верховный суд, попросил вернуть права и отменить штраф. Судья Сергей Никифоров согласился с доводами мужчины и нашел для этого сразу несколько причин. Во-первых, на видео, снятом сотрудником ГИБДД, не видно, как Самарин управлял автомобилем. На записи полицейский составляет протокол, а Hyundai стоит припаркованным.
Еще судья не смог разобрать написанное в некоторых графах протокола и акта освидетельствования. Поэтому вопрос о том, взяли ли у Самарина объяснения и согласен ли он с актом освидетельствования, остался открытым.
В довершение ко всему судья обнаружил несостыковки между протоколом и показаниями свидетеля. Время отъезда пьяного мужчины, которое указал свидетель, и время совершения правонарушения, которое зафиксировал инспектор ГИБДД, значительно отличались. К тому же полицейские забыли предупредить свидетеля об ответственности за заведомо ложные показания по ст. 17.9 КоАП. А мировой судья в судебном заседании не допросила ни инспектора, ни свидетеля.
ВС решил, что лишать автовладельца прав при таком расследовании правонарушения нельзя, отменил акты нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью (дело № 5-АД 21-29-К2).
Ошибки в протоколе могут повлиять на исход дела
При освидетельствовании также должны присутствовать двое понятых или вестись видеофиксация. Водитель тоже вправе вести аудио- или видеофиксацию всего происходящего, уведомив об этом инспектора ГИБДД.
В пьяном виде управлял лодкой – лишился прав на автомобиль?
Разбираемся, распространяется ли лишение прав за пьяное судоходство на автотранспорт. О лишении права управления транспортными средствами за пьяную езду на автомобиле или мототранспорте написано и сказано немало. Лишь совсем ленивый или законопослушный не в курсе о санкциях, которые грозят за пьяную езду.
Но вот лишь единицы в курсе, что за управление в нетрезвом виде маломерными судами (даже надувной лодкой с подвесным мотором!) так же можно лишиться права управления водным транспортом. Или же не только водным?
На днях нашим юристам поступил такой вопрос:
Вопрос: Добрый день! Были с друзьями на рыбалке, катались на моторной лодке. Был слегка нетрезв – выпили пива перед заплывом. Тут инспектора ГИМС нарисовались, они активно патрулировали акваторию реки из-за пары недавних инцидентов. Тормознули нас, заставили дышать в алкотестер – оказался пьян. Привлекают по части 1 ст. 11.9 КоАП РФ и, как говорят, меня лишат прав не только на лодку, но и на автомобиль. Действительно ли это так?
Ситуация настолько типична, насколько же неординарна, поэтому мы решили провести тщательное изучение всех обстоятельств.
Пьяное управление судном: нормативная база
Судоводители – то есть лица, управляющие маломерными судами, так же как и водители прочих транспортных средств обязаны сохранять трезвость и не садиться за штурвал в пьяном виде.
Об этом нам говорит Приказ МЧС РФ от 29.06.2005 N 502 (ред. от 21.07.2009) «Об утверждении Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации» и пункт 8 в частности. Данный документ — аналог Правил дорожного движения для водителей.
За контроль движения судов на водных объектах ответственна ГИМС – Государственная инспекция по маломерным судам, периодически патрулирующая особо «населенные» акватории, а также места повышенной опасности – где, например, находятся в воде люди и катаются на моторном водном транспорте.
А вот санкции за пьяные покатушки на лодках на порядок ниже по ст. 11.9 КоАП РФ.
Так, пьяному судоводителю грозит штраф от 1500 до 2000 рублей ИЛИ лишение права управления судном на срок от 1 года до 2 лет. Аналогичное наказание предусмотрено и за отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
При этом в КоАП РФ прямо указано – лишение права управления судном, как вы можете видеть ниже на выдержке из КоАП РФ.
Таким образом, по закону мировой суд (а именно он будет рассматривать этот материал) не вправе лишать права управления другими транспортными средствами, поскольку предметом правонарушения является именно управление водным транспортом.
Лишали ли прав на авто за пьяное управление лодкой?
Увы, в сети можно найти упоминания о, якобы, имевших место случаях лишения судьями прав судоводителей не только на судно, но и на все транспортные средства.
В числе таких – решение судебного участка в Волгоградской области по делу № 5-96-989/2010, где судоводителя лишили прав по ст. 11.9 КоАП РФ сразу на все транспортные средства.
Выдержка из решения ниже.
Проверить вступление решения в законную силу не удалось – электронные базы решений судов за указанный год в общем доступе отсутствуют. Неизвестно, было ли это решение обжаловано, исполнено и вообще – существует ли оно в реальности.
Однако найти подобные решения на bsr.sudrf.ru так же не вышло – в современной практике по ст. 11.9 КоАП РФ суды четко указывают – «лишение права управления судном». Что является верным – ведь именно такая формулировка дана в КОАП РФ.
Таким образом, все пугалки и рассказы о том, что лишение права управления судном влечет лишение же прав и на другие транспортные средства ничем, кроме баек, не являются.
А применительно к указанному выше решению, если оно в действительности и существовало, имела место скорее всего техническая опечатка – когда помощник судьи или сам судья перебили «старое» решение на пьяного водителя автомобиля, забыв изменить формулировку.
Нужна помощь юристов? Пишите свой вопрос в форме ниже или звоните по телефонам горячей линии прямо сейчас!