если на ютубе жалоба на нарушение авторских прав
10 заблуждений об авторском праве на YouTube
Руководитель отдела политик медиасети Yoola
Быстрая популярность и хороший доход — вот к чему стремятся некоторые YouTube-блогеры. Игнорируя правила и законы размещения своих роликов, можно не только лишиться монетизации, но и попасть в бан. Для авторов каналов такие решения со стороны YouTube кажутся полнейшей неожиданностью. А происходит это потому, что изначально представления блогеров об авторском праве были неверными и основывались на мифах.
Миф 1. Если я укажу в видео имя правообладателя, можно использовать чужой материал
Использовать чужой контент при упоминании имени правообладателя – незаконно. Даже если вы добавите свой контент в уже существующие чужие материалы, вряд ли это признают добросовестным использованием. Поэтому обязательно перед загрузкой роликов на свой YouTube-канал проверяйте их на нарушение авторских прав. Также внимательно изучите главные критерии добросовестного использования:
Пример правомерного использования — недавно нашумевший случай с BadComedian, российским видеоблогером и обозревателем кинофильмов, который создает критические обзоры, в основном, на российские фильмы, реже — на зарубежные.
Автор использовал несколько фрагментов из фильма для критического анализа. Правообладатели решили заблокировать неприятную им критику и обратились в суд. Но автор не побоялся суда, обратился за юридической помощью и воспользовался понятием добросовестного использования. В итоге отстоял свое право даже без судебного разбирательства – иск был отозван.
Миф 2. Если я публикую контент не для получения прибыли, авторское право не нарушается
Хотите вы монетизировать видео или нет, соблюдать пункты законодательства об авторском праве обязательно всегда. Даже если вы заявляете, что создали ролик исключительно в развлекательных целях или для некоммерческого использования, это не оправдание при проверке. Такое использование контента никогда не считают добросовестным.
Первая всероссийская премия в области AgroTech-решений. Участвуй сам или номинируй достойных!
Если суд докажет, что материал был использован недобросовестно, правообладатель сможет привлечь к ответственности за нарушение авторских прав с выплатой компенсации.
Миф 3. Если все выкладывают чужой контент, мне тоже можно
Да, на YouTube можно увидеть много похожих друг на друга материалов, принадлежащих разным пользователям. Но это не основание считать, что выкладывать такие ролики правильно и законно. Это верно в том случае, когда правообладатели сами дают разрешение на размещение своего контента.
Еще один интересный момент – права на видео могут принадлежать разным лицам. Один правообладатель не против переработки своего материала, а другой – наоборот. Лучше не пренебрегайте проверкой информации, которую вы хотите выпустить под своим именем.
Некоторые зарубежные блогеры разрешают переводить свой контент на другие языки. К примеру, студия Frontways получила разрешение на перевод канала Charlie Houpert, который помогает развивать харизму, уверенность в себе и другие внутренние установки, и создала отдельный канал «Искусство Харизмы» (официальный перевод популярного американского YouTube). Но это не означает, что любой может делать перевод контента и просто указывать ссылку на оригинал или на автора.
Некоторые партнеры нашей медиасети переводили ролики зарубежных авторов и выкладывали к себе на канал, однако у большинства из них есть прямое разрешение на перевод от правообладателей контента.
Миф 4. Не будет проблем с тем материалом, который я записал в кино или на концерте
Если вы хотите выложить на YouTube материал, записанный на камеру или диктофон, заручитесь согласием автора. Это правило работает и в случае с музыкой, которую вы ставите на фон вашего ролика. Всегда помните: если вы хотите добавить чужое произведение в свое видео, сначала нужно разрешение правообладателя.
Так, один наш партнер снял ролик, в котором маленькая девочка смотрела в телефоне другой ролик с рыбками, и это отображалось несколько секунд. Обладатель того видео заявил права на этот фрагмент, но медиасеть посоветовала автору эту ситуацию оспорить по добросовестному использованию. В результате заявка была отозвана, а партнер не потерял доход с 1,5 млн просмотров.
Миф 5. Если я использую несколько секунд чужого материала, то не нарушу авторское право
Закон об авторском праве действует и на полный материал, и на его отрывки. Две секунды трека, полминуты фильма или одно предложение авторского текста – на все нужно разрешение правообладателя, иначе это будет считаться незаконным использованием авторского материала.
Заявка через автоматическую систему поиска контента (Content ID) или жалобу правообладателя поступает вне зависимости от хронометража совпадения. Вы можете подать апелляцию и попробовать оспорить этот момент – возможно, даже удастся. Но вероятность этого очень мала. Помните, что апелляция может довести до судебного процесса. Поэтому выучите критерии и принципы добросовестного использования и не рискуйте их нарушать.
Миф 6. Разрешено использовать чужие произведения в ознакомительных целях
В законе не существует понятия «ознакомительная цель». Получили вы деньги за материал или нет — все равно правообладатель в силах потребовать с вас выплату компенсации за нарушение авторских прав.
Вернемся к ранее обсуждаемому формату «Реакции». Бывает, что авторы бeз разрешения правообладателя записывают, например, как они смотрят чужой ролик, и потом выдают его за свой контент. В описании к ролику они ссылаются на статью 1274 ГК РФ с припиской, что видео использовано в ознакомительных целях. В действительности же это банальное нарушение авторских прав.
Миф 7. Можно написать кавер на музыкальное произведение и получать с него доход
Действительно, aвтором кавера или ремикса считается его создатель — тот, кто его записал. Несмотря на это использовать получившийся материал даже на собственном сайте для бесплатного скачивания нельзя. На это обязательно нужно разрешение обладателя оригинала.
Также правообладатель вправе заблокировать любой кавер, ремикс или караоке-версию. Поэтому при создании таких произведений важно иметь разрешение автора оригинала. Правообладатель может разрешить публикацию и забрать монетизацию с видеоролика себе либо разрешить полное коммерческое использование.
Например, кавер на песню KAZKA «Плакала» в оригинальном исполнении Клавы Коки монетизируется самой исполнительницей, и она получается с него доход.
Дуэт Double Blast опубликовали оригинальное инструментальное исполнение этого же хита. Но в данном случае монетизация трека принадлежит не им, а лицензиарам — группе правообладателей, имеющим права на трек в разных регионах.
Миф 8. У меня есть идея для видео — ее можно запатентовать
Одна и та же идея может прийти нескольким людям сразу. Вопрос заключается в ее воплощении — как тот или иной автор ее обыграет и какой в итоге получится продукт. Саму идею запатентовать нельзя. Иначе не существовало бы такого понятия, как здоровая конкуренция.
Однако существует патентное право. Оно работает, если представить идею в виде технического решения или способа ее воплощения и реализации. Только тогда, когда идея обретет форму и станет изобретением, его можно запатентовать и рассчитывать на охрану.
Одно время был популярен формат Long Story Short или «Короче говоря». В русскоязычном сегменте он стал известен благодаря каналу Room Factory (3,7 млн подписчиков). Но вскоре этот формат подхватили и другие. И это допустимо, ведь идею не запатентуешь. Для примера можно взять Night Show — форматов такого шоу на американском телевидении невероятное количество.
Похожих форматов на видеорынке очень много, вопрос в их воплощении и интерпретации. Поэтому важно самому создавать тренды и первому выпускать уникальные форматы. Некоторые умудряются даже какие-то старые идеи переделывать на совершенно новый лад и удивлять аудиторию интересным контентом.
Миф 9. Авторские права надо регистрировать
Некоторые авторы уверены, что нужно регистрировать авторские права, чтобы точно обезопасить себя от недобросовестного использования материалов. Но это глубокое заблуждение. Действующим законодательством регистрация авторских прав не предусмотрена – такой процедуры просто не существует.
Когда начинает работать защита авторского права? Ответ прост – с момента его зарождения. Когда автор выпустил свой уникальный продукт, песню или видео, все это уже автоматически имеет авторство. Ничего регистрировать для этого не нужно.
В п.4. ст.1259 ГК РФ говорится о том, что для возникновения авторского права не нужно соблюдать никаких формальностей или регистрировать произведение.
Миф 10. Если удалить ролик, то правообладатель не сможет взыскать компенсацию
Если вы получили страйк за какой-либо ролик, то, вероятнее всего, вы нарушили авторское право. Но помните, что в этом случае удалять материал бесполезно. Самого факта фиксации правонарушения будет вполне достаточно. И если правообладатель заранее зафиксировал нарушение, то автору, который опубликовал такой материал, уже не отвертеться от последствий.
Удалять ролики со страйками не стоит еще по одной причине: страйк может быть неправомерный и его можно попробовать оспорить. Поэтому не спешите удалять ролик, лучше сначала проконсультируйтесь со специалистами.
Выйти из ситуации можно по-другому — с правообладателем можно договориться о небольшой компенсации и покупке разрешения на публикацию его материала после страйка. В этом случае будет достаточно нажатия одной кнопки, чтобы ролик сразу был восстановлен. Если же ролик изначально удалить, то восстановить или вернуть его будет невозможно.
Авторское право на YouTube | Как не заработать бан на свой канал
Авторское право на YouTube — один из важнейших вопросов безопасности вашего канала. И любой начинающий автор, безусловно, должен четко осознавать всю сложность ситуации. Однако это особенно важно для музыкальных педагогов. В своих утренниках, спектаклях и других занятиях они используют музыку, которая нередко бывает защищена авторским правом.
На связи снова Вадим, и сегодняшняя статья про защиту контента. Я надеюсь, что прочитав ее, у вас не будет проблем с правообладателями на YouTube. Даже с такими страшными как Danmark Music Group. А пока рассмотрим все вопросы по порядку.
Каким бывает авторское право на YouTube
У ютуба есть много сложностей, которые необходимо учитывать при работе. Возможно, главная сложность — это авторское право. Под его защиту попадают следующие виды контента.
Аудио-визуальный контент
В эту категорию входит музыка, фильмы, мультфильмы, видеоклипы, рекламные ролики и многое другое.
Например, на своих занятиях вы решили поставить танец «Наш сосед» на одноименную композицию Эдиты Пьехи.
Вы репетируете этот танец с ребятами, снимаете его на видео и выкладываете на свой YouTube-канал. В этом случае правообладатель песни «Наш сосед» может посчитать свои авторские права нарушенными.
Каким образом он узнает о нарушении своих прав, и что вам за это будет, описано ниже — в разделе «Виды нарушений и их последствия». А как избежать серьезных последствий — в разделе «Как минимизировать риски».
Графический контент
Графический контент — это изображения (картины, фотографии, фрески и тому подобное). Например, вы учитель истории или мировой художественной культуры, и решили сделать видеоролик на тему голландской живописи. Очевидно, вам придется показывать примеры работ Рембрандта, Вермеера и других. Такой ролик также будет находиться в зоне риска.
Причем правообладатели могут пожаловаться не только на использование изображения в самом видеоролике, но и на изображение на обложке видео (как например мы используем фото Эдиты Пьехи в своем видео выше).
Такие случаи на ютубе бывают, хотя и довольно редко — на музыку и фильмы подают заявки гораздо чаще.
Текстовый контент
Наконец, третий вид — это текстовый контент. Если вы учитель литературы, и решили прочитать «Войну и Мир» на камеру, а потом выложить эту запись на свой канал, вы рискуете получить предупреждение (страйк). В основном в эту категорию попадают литературные произведения, но не тексты песен. Песни защищают сразу вместе с музыкой и попадают под аудио-визуальный контент.
Почему возникают проблемы у тех видео-блогеров, которые читают книги на видео? Потому что они создают подобие аудиокниг, только еще и с видеорядом. Это создает конкуренцию обычным аудиокнигам, поэтому правообладатели подают жалобы на таких авторов.
Чисто теоретически, родственники Корнея Ивановича Чуковского могут подать жалобу и на использование текста «Мухи-Цокотухи» в детском утреннике:
Однако на практике это крайне маловероятно.
И даже если такая жалоба придет, то ее можно будет оспорить, сославшись на добросовестное цитирование, о котором в чуть ниже.
Добросовестное цитирование
Добросовестное цитирование, или добросовестное использование — понятие не строгое. Считается, что если цитируемый объект короче 15 секунд, то проблем с правообладателями быть не должно. На самом деле это не совсем так, и каждый случай рассматривается индивидуально. Решение базируется на четырех критериях:
Более подробно об этом написано на сайте YouTube. Особенно внимательно прочитайте вкладку «Мифы о добросовестном использовании».
Виды нарушений и их последствия
Заявка Content ID
Content ID — это система в YouTube, которая автоматически ищет и распознает неправомерное использование аудио и видео контента. И если находит, то нарушителю приходит уведомление на почту, в личный кабинет на ютубе (т.е. в творческую студию), а на самом видео появляется дополнительная метка:
Во-первых, теперь правообладатель может манипулировать вашим видеороликом, и получать от этого доход. Он может вставлять туда свою рекламу (иногда совсем недетскую), и ссылки на свои ресурсы.
Во-вторых, он может кинуть вам страйк (предупреждение) — а это намного хуже.
И в-третьих, хотя YouTube и заявляет об обратном, но наличие заявок из системы Content ID негативно отражается на репутации вашего канала.
В упомянутом мной видео с танцем «Наш сосед» система нашла песню Эдиты Пьехи. Я написал правообладателю (компании Creativ Media), и они любезно согласились отозвать свою заявку Content ID. Но это единичный случай, остальные правообладатели даже не отвечали на подобные запросы. В этом случае приходится или вырезать звук из видео, или удалять весь ролик.
Предупреждение о нарушении авторских прав (страйк от правообладателя)
Предупреждение о нарушении (так называемый «страйк») — это уже очень серьезно, и за три таких нарушения канал блокируется.
Проверить статус своего канала можно на странице «Статус и функции», расположенной по адресу https://www.youtube.com/features:
Такие предупреждения могут появляться как с использованием системы Content ID, так и без нее. В первом случае YouTube ищет нарушения и сообщает о них. Во втором случае правообладатели сами ищут нарушения.
Как минимизировать риски
Во-первых, при выборе композиции для своих пьес и спектаклей, отдавайте предпочтение менее известной музыке. Это не панацея, однако шанс нарваться на предупреждение снижается.
Во-вторых, если вы не уверены в надежности той или иной композиции, вы можете произвести проверку. Загрузите ее на свой канал, но не выкладывайте в открытый доступ, а настройте отложенный или приватный режим (т.е. чтобы видеозапись была доступна только вам). Система все равно проверит вашу запись на наличие совпадений со своей базой Content ID, и если совпадение обнаружится — просто удалите эту запись. Никаких последствий за это не будет.
Еще лучше, если вы будете производить такую проверку не на своем основном канале. Создайте тестовый аккаунт, заведите на нем тестовый канал, желательно на другом компьютере (как открыть свой канал и настроить режимы публикации — в нашей отдельной статье). И тестируйте любые аудио и видео.
В третьих, если утренник уже снят, и поменять музыку уже нельзя — удалите звук в той части записи, которая нарушает авторские права. Это можно сделать как на этапе подготовки видео, так и после загрузки, средствами творческой студии YouTube.
В выпускном утреннике «Поле чудес» полностью вырезан звук песни «Прекрасное далеко» между 2:27 и 4:22. Таким образом, авторское право на YouTube этот ролик не нарушает.
И еще один немаловажный момент. Иногда попадаются очень известные песни, которые на первый взгляд не защищены авторским правом. Такова, например, композиция «Puttin` on the Ritz», входящая в золотой стандарт мирового джаза:
Однако со временем база Content ID может меняться, и то, что сегодня разрешено, завтра может быть запрещено. И если вдруг вам придет заявка от системы Content ID на видеоролик, с которым раньше не было проблем — лучше тут же принять меры и удалить как минимум звук.
Заключение
Таким образом, важно помнить, что авторское право на YouTube — вопрос очень сложный и многогранный. Его надо всегда держать в голове, как и другие аспекты работы с видеоплатформой. И чтобы не получить блокировку канала, всегда лучше подстраховаться и не использовать чужие произведения в своей работе. Тогда работа со своим каналом будет простой и приятной!
Видеозапись моего исполнения музыкального произведения блокирует Youtube. Что делать?
Для всех, кто когда-либо сталкивался с претензиями о нарушении авторских прав в видео исполнения музыкального произведения, загруженного на Youtube, будет интересно узнать, почему это происходит, как этого не допустить и что предпринять, если такая претензия появилась.
Youtube очень заботится о соблюдении авторских прав, настолько, что порой его автоматические системы ограничивают доступ к видео даже без всяких на то оснований. Парадоксальная ситуация: на Youtube загружается видео исполнения музыкантом сонаты Бетховена «Хаммерклавир», и после этого появляется претензия, что права на звучащую в видео сонату принадлежат другому лицу, у которого не спросили разрешения.
Но как же так – ведь произведения Бетховена уже давно являются общественным достоянием?
Как Youtube борется с нарушениями авторских прав?
Youtube предусматривает несколько способов защиты для правообладателей музыкальных произведений, чьи права нарушаются другими лицами, загружающими видео, содержащими принадлежащую таким правообладателям музыку:
Жалоба на нарушение авторских прав, так называемая система «страйков»
Жалоба с использованием системы Content ID (наиболее распространенная)
Как видео с моим исполнением классического произведения может нарушать права композиторов, которые уже давно мертвы?
Музыкальные произведения охраняются в течение определенного времени после смерти их авторов (в России, как правило, – 70 лет), а после этого переходят в общественное достояние. После перехода произведения в общественное достояние оно может использоваться свободно любым лицом без чьего-либо согласия и разрешения.
Произведения Баха, Бетховена, Шопена, Чайковского уже являются таким общественным достоянием. Для того чтобы их исполнять, спрашивать чьего-либо разрешения нет необходимости. Почему же Youtube тогда блокирует видео исполнения таких произведений? Проблема в том, что механизмы Youtube несовершенны: так, например, если кто-то, кто используют систему Content ID, загрузил видео исполнения такого же произведения раньше, то система автоматически может находить дальше совпадения с видео с другими исполнениями того же произведения и, соответственно, применять соответствующие меры защиты контента.
Кроме этого, музыкальные лейблы могут обладать смежными правами на записи фонограмм исполнения произведения определенным исполнителем. От таких музыкальных лейблов зачастую могут приходить претензии, так как их автоматические системы также могут посчитать, что на видео звучит не Ваше исполнение, а запись, права на которую принадлежат лейблу.
Что же делать, если мое видео заблокировано?
В данном случае претензии необоснованны, если Вы представили свое личное исполнение музыкального произведения, которое Вы были вправе исполнять и записывать, и запись Вашего выступления не имеет ничего общего с записью другого исполнения, кроме самого исполняемого произведения.
В данном случае нужно разобраться, действительно ли такое лицо обладает правами на музыкальное произведение, и действительно ли было нужно получать его согласие на исполнение и запись музыки.
Если становится понятно, что исполнение и его запись были законными (разрешения спрашивать было не нужно, или Вы все необходимые разрешения получили и можете это доказать), необходимо принимать меры по оспариванию направленной претензии:
Если видео заблокировано из-за жалобы на нарушение авторских прав:
В данном случае Вы просто договариваетесь с пользователем, который отправил жалобу, объясняя ему, что никакого нарушения прав в данном случае нет, потому что это запись Вашего исполнения произведения, которые Вы были вправе исполнять и записывать. Такой механизм работает только в случае, если пользователь соглашается с Вашими доводами, признает ошибку и соглашается жалобу отозвать.
В данном случае Вы готовите и направляете через форму на Youtube свои подробные доводы, почему в указанном видео не нарушаются ничьи авторские права и претензия необоснованна.
В случае если Вами исполнено произведение, которое находится в общественном достоянии, в форме Youtube необходимо будет выбрать пункт «Контент находится в общественном достоянии или не охраняется авторскими правами».
В случае если у Вас были все права на исполнение охраняемого произведения, стоит выбрать «У меня есть лицензия или письменное согласие правообладателя на использование контента».
Здесь же необходимо обосновать, почему Вы имеете право использовать спорное произведение.
Такое встречное уведомление направляется лицу, подавшему жалобу, у которого будет возможность обратиться в суд, если он не согласен с доводами, изложенными во встречном уведомлении. Доступ к видео же будет восстановлен, если оспаривания в суд не последует.
Если видео заблокировано или применены иные правила в соответствии с работой системы Content ID:
Возражение на полученную заявку Content ID создается через форму на Youtube, там же обосновывается, что совпадение было найдено случайно, либо у Вас есть права на исполнение и запись музыкального произведения.
После направления возражения у правообладателя будет 30 дней, чтобы предпринять одно из действий:
А можно что-то сделать, чтобы исключить получение таких претензий совсем?
При подготовке встречного уведомления или возражения на полученную заявку Content ID можно, например, использовать следующие формулировки для обоснования своей позиции:
На видео, загруженном на Youtube по адресу: [вставить ссылку на видео], представлено мое исполнение музыкального произведения [указать автора, наименование произведения]. Исполнение было записано [указать место и дату].
В отношении указанного музыкального произведения прекращено действие исключительного права в связи с истечением срока его правовой охраны, так как автор музыкального произведения умер в [указать год]. Указанное музыкальное произведение перешло в общественное достояние, что предполагает возможность его свободного использования любым лицом без чьего-либо согласия или разрешения и без выплаты авторского вознаграждения. Таким образом, использование мной указанного музыкального произведения путем его воспроизведения, публичного исполнения, доведения до всеобщего сведения являлось правомерным.
[Указать наименование лица, направившего претензию] не обладает исключительным правом на указанное музыкальное произведение вследствие истечения действия исключительного права на него.
На спорном видео записано исполнение музыкального произведения [указать имя исполнителя]. В спорном видео не используется запись фонограммы, смежные права на которые принадлежат [указать наименование лица, направившего претензию]. Наличие у [указать наименование лица, направившего претензию] смежных прав на использование записи фонограммы исполнения указанного музыкального произведения другим лицом — [указать имя другого исполнителя] не может ограничивать возможность использования музыкального произведения, перешедшего в общественное достояние, любым другим лицом.
На видео, загруженном на Youtube по адресу: [вставить ссылку на видео], представлено мое исполнение музыкального произведения [указать автора, наименование произведения]. Исполнение было записано [указать место и дату]. Правообладателем исключительного права на музыкальное произведение является [указать имя правообладателя].
Согласие на использование музыкального произведения путем его воспроизведения, публичного исполнения и доведения до всеобщего сведения ранее было получено у правообладателя, что подтверждается [указать ссылку на лицензионный договор, письменное разрешение и т.д., приложив указанные документы] / Правообладатель предоставляет возможность использования указанного музыкального произведения на основании открытой лицензии [указать наименование лицензии, например, Creative Commons, а также ссылку или указание на то, где содержится информация о лицензии]. Музыкальное произведение было использовано в соответствии с условиями открытой лицензии.
Автор — Антонина Шишанова, младший юрист практики по интеллектуальной собственности / информационным технологиям «Качкин и Партнеры».