если особи одного вида поедают особей другого вида такая форма взаимоотношений иллюстрирует
Помогите с биологией
Тест «Биотические связи в природе» вариант №2
1. Конкуренция в экосистеме существует между:
а) дубом и березой;
б) березой и трутовиком;
в) елью и белкой;
г) дубом и белыми грибами.
3. Паразитический организм:
а) вступает в симбиотические связи с хозяином;
б) приносит вред, но обычно не приводит к быстрой гибели хозяина;
в) становится конкурентом для хозяина;
г) во всех случаях приводит к гибели хозяина.
4. Симбиотические отношения устанавливаются между:
а) заразихой и подсолнечником;
б) мухой и синицей;
в) муравьем и тлей;
г) зайцем и лисицей.
5. В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:
а) хищничества; б) паразитизма; в) комменсализма; г) симбиоза.
6. Примером конкуренции являются отношения между:
а) хищниками и жертвами;
б) паразитами и хозяевами;
в) особями одного вида;
г) живыми организмами и абиотическими факторами.
7. Ярусность является примером таких межвидовых отношений, как:
а) симбиоз; б) конкуренция; в) паразитизм; г) хищничество.
8. Если оба вида извлекают пользу в ходе взаимодействия, то это пример:
а) хищничества; б) конкуренции; в) комменсализма; г) паразитизма.
9. Если особи одного вида поедают особей другого вида, такая форма взаимоотношений иллюстрирует:
а) мутуализм; б) паразитизм; в) хищничество; г) конкуренцию.
10. Как называется форма взаимоотношений клубеньковых бактерий и бобовых растений?
а) Хищничество; б) конкуренция; в) паразитизм; г) симбиоз.
11. Семена череды распространяются с помощью человека. Это пример:
а) мутуализма; б) симбиоза; в) конкуренции; г) комменсализма.
12. Конкуренция возникает между:
а) хищниками и жертвами;
б) паразитами и хозяевами;
в) видами со сходными потребностями;
г) видами, извлекающими пользу из связи друг другом
13. Взаимовыгодное сосуществование популяций называют:
а) хищничеством; б) паразитизмом; в) конкуренцией; г) симбиозом
14. Пример симбиоза:
а) росянка и мелкое насекомое;
б) рак-отшельник и актиния;
в) гриб трутовик и береза;
г) ласточка и стриж
15. При паразитизме наблюдается:
а) прямое уничтожение одного организма другим;
б) взаимовыгодное сожительство организмов;
в) выделение одним организмом веществ, угнетающих жизнедеятельность организма-хозяина;
г) конкуренция организмов за одинаковые условия существования.
16. Отношения между щуками и окунями называют хищничеством, так как:
а) окуни и щуки питаются сходной пищей;
б) щуки поедают окуней;
в) окуни поедают щук;
г) щуки и окуни обитают в сходных условиях.
17. Тип взаимоотношений между черным и рыжим тараканом называется:
а) хищничеством; б) конкуренцией; в) симбиозом; г) паразитизмом.
Тест по биологии. 9 класс. 4 четверть
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Тест по биологии за 4 четверть. 9 класс. 1 вариант
А1. Явления круговорота веществ и энергии, происходящие при участии живых организмов, изучают на уровне:
1) биосферном 3) популяционно-видовом
2) биогеоценотическом 4) организменном
А2. К антропогенным факторам относятся:
1) осушение болот, вырубка лесов, строительство дорог
3) минералы, растения, соленость воды, распашка полей
4) температура воздуха и воды, атмосферное давление
А3. Одной из главных причин сокращения видового разнообразия животных в настоящее время является:
1) межвидовая борьба
2) разрушение мест обитания животных
3) чрезмерное размножение хищников
4) возникновение глобальных эпидемий – пандемий
А4. Биосфера является открытой системой, так как она
1) способна к саморегуляции 3) состоит из экосистем
2) способна изменяться во времени 4) связана с космосом обменом веществ
А5. По В.И. Вернадскому кислород является веществом
1) живым 2) биокосным 3) биогенным 4) косным
А6. Верхняя граница биосферы находится на высоте 20 км от поверхности Земли, так как там
1) отсутствует кислород 3) очень низкая температура
2) отсутствует свет 4) размещается озоновый слой
А7. Оболочка Земли, населенная живыми организмами и преобразованная ими, называется
1) гидросфера 2) литосфера 3) ноосфера 4) биосфера
А8. По определению В.И. Вернадского ведущая роль в создании ноосферы принадлежит
1) бактериям 2) растениям 3) космосу 4) человеку
А9. Наибольшая концентрация живого вещества наблюдается
1) на стыке атмосферы, гидросферы и литосферы
2) в нижних слоях гидросферы
3) в верхних слоях атмосферы
4) в литосфере на глубине 200 м
А10. Парниковый эффект в биосфере вызывает накопления в атмосфере
1) пыли 2) ядовитых веществ 3) углекислого газа 4) азота
В1. Конкуренция в экосистеме существует между: а) дубом и березой; б) березой и трутовиком; в) елью и белкой; г) дубом и белыми грибами.
а) хищниками и жертвами; б) живыми организмами и абиотическими факторами; в) паразитами и хозяевами; г) организмами со сходными потребностями.
В3. Паразитический организм: а) вступает в симбиотические связи с хозяином; б) приносит вред, но обычно не приводит к быстрой гибели хозяина; в) становится конкурентом для хозяина; г) во всех случаях приводит к гибели хозяина.
В4. Симбиотические отношения устанавливаются между:
а) заразихой и подсолнечником; б) мухой и синицей; в) муравьем и тлей; г) зайцем и лисицей.
В5. В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером: а) хищничества; б) паразитизма; в) комменсализма; г) симбиоза.
В6. Конкуренция возникает между:
а) хищниками и жертвами; б) паразитами и хозяевами; в) видами со сходными потребностями; г) видами, извлекающими пользу из связи друг другом
В7. Взаимовыгодное сосуществование популяций называют:
а) хищничеством; б) паразитизмом; в) конкуренцией; г) симбиозом
В8. Паразит: а) приносит пользу хозяину; б) всегда приводит к быстрой гибели хозяина; в) не приносит хозяину ни вреда, ни пользы; г) приносит хозяину вред, но не вызывает его немедленной гибели
В9. Пример симбиоза: а) росянка и мелкое насекомое; б) рак-отшельник и актиния; в) гриб трутовик и береза; г) ласточка и стриж
С1. Какие последствия может иметь глобальное потепление? Приведите не менее трех причин.
Тест по биологии за 4 четверть. 9 класс. 2 вариант
А1. В настоящее время наибольшие изменения в биосфере вызывают факторы
1) биотические 3) антропогенные
2) абиотические 4) космические
А2. Жизнь на Земле невозможна без круговорота веществ, в котором растения выполняют роль
1) разрушителей органических веществ 3) производителей органических веществ
2) источника минеральных веществ 4) потребителей органических веществ
А3. Основателем учения о биосфере является
1) В. Докучаев 2) Э. Геккель 3) В. Вернадский 4) Ч. Дарвин
А4. Нефть по В.И. Вернадскому является веществом
1) биогенным 2) живым 3) биокосным 4) косным
А5. Биосфера представляет собой глобальную экосистему, структурными компонентами которой являются
1) типы животных 3) популяции
2) биогеоценозы 4) отделы растений
А6. Нижняя граница биосферы располагается в литосфере на глубине
1) 1 км 2) 8 км 3) 5 км 4) 3,5 км
А7. Биологическим круговоротом называется непрерывное движение веществ между
1) микроорганизмами и грибами
2) растениями и почвой
3) животными, растениями и микроорганизмами
4) растениями, животными, микроорганизмами и почвой
А8. К глобальным изменениям в биосфере, снижению плодородия почвы, вызванным воздействием человека, относят
1) эрозию и засоление, опустынивание
3) создание искусственных водохранилищ
4) известкование полей
А9. Загрязнение атмосферы оксидами серы и азота способствует
1) разрушению озонового слоя
2) разрушению структуры пахотного слоя
3) выпадению кислотных дождей и уничтожению лесов
4) вымыванию из почвы питательных веществ
А10. Расширение озоновых дыр приводит к
1) повышению температуры воздуха, частому появлению туманов
2) усилению ультрафиолетового излучения, вредного для здоровья
3) понижению температуры и повышению влажности воздуха
4) уменьшению прозрачности атмосферы и снижению интенсивности фотосинтеза
В3. Если оба вида извлекают пользу в ходе взаимодействия, то это пример:
а) хищничества; б) конкуренции; в) комменсализма; г) паразитизма.
В4. Если особи одного вида поедают особей другого вида, такая форма взаимоотношений иллюстрирует: а) мутуализм; б) паразитизм; в) хищничество; г) конкуренцию.
В5. Как называется форма взаимоотношений клубеньковых бактерий и бобовых растений?
а) Хищничество; б) конкуренция; в) паразитизм; г) симбиоз.
В6. Примером симбиоза являются взаимоотношения между: а) собакой и блохой; б) зубром и оленем; в) горохом и клубеньковыми бактериями; г) муравьем и гусеницей капустной белянки.
В7. При паразитизме наблюдается: а) прямое уничтожение одного организма другим; б) взаимовыгодное сожительство организмов; в) выделение одним организмом веществ, угнетающих жизнедеятельность организма-хозяина; г) конкуренция организмов за одинаковые условия существования.
В8. Отношения между щуками и окунями называют хищничеством, так как: а) окуни и щуки питаются сходной пищей; б) щуки поедают окуней; в) окуни поедают щук; г) щуки и окуни обитают в сходных условиях.
В9. Тип взаимоотношений между черным и рыжим тараканом называется: а) хищничеством; б) конкуренцией; в) симбиозом; г) паразитизмом.
Тест «Биотические связи в природе»
Тест предназначен для проверки знаний по теме «Биотические связи в природе»
Просмотр содержимого документа
«Тест «Биотические связи в природе»»
Тест «Биотические связи в природе»
1. Конкуренция в экосистеме существует между:
б) березой и трутовиком;
г) дубом и белыми грибами.
а) хищниками и жертвами;
б) живыми организмами и абиотическими факторами;
в) паразитами и хозяевами;
г) организмами со сходными потребностями.
3. Паразитический организм:
а) вступает в симбиотические связи с хозяином;
б) приносит вред, но обычно не приводит к быстрой гибели хозяина;
в) становится конкурентом для хозяина;
г) во всех случаях приводит к гибели хозяина.
4. Симбиотические отношения устанавливаются между:
а) заразихой и подсолнечником;
г) зайцем и лисицей.
5. В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:
а) хищничества; б) паразитизма; в) комменсализма; г) симбиоза.
6. Примером конкуренции являются отношения между:
а) хищниками и жертвами;
б) паразитами и хозяевами;
в) особями одного вида;
г) живыми организмами и абиотическими факторами.
7. Ярусность является примером таких межвидовых отношений, как:
а) симбиоз; б) конкуренция; в) паразитизм; г) хищничество.
8. Если оба вида извлекают пользу в ходе взаимодействия, то это пример:
а) хищничества; б) конкуренции; в) комменсализма; г) паразитизма.
9. Если особи одного вида поедают особей другого вида, такая форма взаимоотношений иллюстрирует:
а) мутуализм; б) паразитизм; в) хищничество; г) конкуренцию.
10. Как называется форма взаимоотношений клубеньковых бактерий и бобовых растений?
а) Хищничество; б) конкуренция; в) паразитизм; г) симбиоз.
11. Семена череды распространяются с помощью человека. Это пример:
а) мутуализма; б) симбиоза; в) конкуренции; г) комменсализма.
12. Конкуренция возникает между:
а) хищниками и жертвами;
б) паразитами и хозяевами;
в) видами со сходными потребностями;
г) видами, извлекающими пользу из связи друг другом
13. Взаимовыгодное сосуществование популяций называют:
а) хищничеством; б) паразитизмом; в) конкуренцией; г) симбиозом
14. Пример симбиоза:
а) росянка и мелкое насекомое;
б) рак-отшельник и актиния;
в) гриб трутовик и береза;
г) ласточка и стриж
15. При паразитизме наблюдается:
а) прямое уничтожение одного организма другим;
б) взаимовыгодное сожительство организмов;
в) выделение одним организмом веществ, угнетающих жизнедеятельность организма-хозяина;
г) конкуренция организмов за одинаковые условия существования.
16. Отношения между щуками и окунями называют хищничеством, так как:
а) окуни и щуки питаются сходной пищей;
б) щуки поедают окуней;
в) окуни поедают щук;
г) щуки и окуни обитают в сходных условиях.
17. Тип взаимоотношений между черным и рыжим тараканом называется:
а) хищничеством; б) конкуренцией; в) симбиозом; г) паразитизмом.
18. Какой тип межвидовых связей является взаимоневыгодным (антагонистическим)?
а) мутуализм; б) комменсализм; в) конкуренции; г) симбиоз
Ответы: 1-а; 2-г; 3-б; 4-в; 5-г; 6-в; 7-б; 8-в; 9-в; 10-г;
11-а; 12-в; 13-г; 14-б; 15-в; 16-б; 17-б; 18-б
Тестирование «Биотические связи в природе»
Просмотр содержимого документа
«Тестирование «Биотические связи в природе»»
Тест «Межвидовые взаимоотношения»
1. Если оба вида извлекают пользу в ходе взаимодействия, то это пример:
а) хищничества; б) конкуренции;
в) комменсализма; г) паразитизма.
2. Какие взаимоотношения возникают между повиликой и сиренью?
А) паразитизм В) нейтрализм
Б) хищничество Г) конкуренция
3. Лишайник является примером симбиоза:
А) грибов и бактерий В) вирусов и водорослей
Б) бактерий и водорослей Г) водорослей и грибов
4. Примером мутуализма являются отношения:
А) акулы и рыбыприлипалы Б) повилики и смородины
В) трутовика и берёзы Г) актинии и ракаотшельника
5. Как называются взаимоотношения, которые складываются между животными одного вида при борьбе за пищу, территорию, самку?
А) симбиотические Б) конкурентные
В) нейтральные Г) паразитические
6. Примером чего является появление головни на злаковых растениях?
А) мутуализма В) протокооперации
Б) симбиоза Г) паразитизма
7. Как называется проникновение нитей гриба подберёзовика в корневую систему берёзы?
А) паразитизм В) мутуализм
Б) комменсализм Г) микориза
8. Примером чего является откладывание горчаком икринок в раковину беззубки?
А) паразитизма В) квартиранства
Б) нейтрализма Г) нахлебничества
9. Примером нахлебничества являются взаимоотношения между:
А) дятлом и птицами дуплогнёздниками Б) акулой и рыбойприлипалой
В) заразихой и подсолнечником Г) актинией и ракомотшельником
10. Семена череды распространяются с помощью человека. Это пример:
а) мутуализма; б) симбиоза;
в) конкуренции; г) комменсализма.
11. Если особи одного вида поедают особей другого вида, такая форма взаимоотношений иллюстрирует:
а) мутуализм; б) паразитизм;
в) хищничество; г) конкуренцию.
12.Как называется форма отношений организмов, при которой они не оказывают никакого влияния друг на друга?
А) комменсализм В) нейтрализм
Б) симбиоз Г) протокооперация
13.При паразитизме наблюдается:
а) прямое уничтожение одного организма другим;
б) взаимовыгодное сожительство организмов;
в) выделение одним организмом веществ, угнетающих жизнедеятельность организма-хозяина;
г) конкуренция организмов за одинаковые условия существования.
14. Отношения между щуками и окунями называют хищничеством, так как:
а) окуни и щуки питаются сходной пищей;
б) щуки поедают окуней;
в) окуни поедают щук;
г) щуки и окуни обитают в сходных условиях.
а) паразитизмом; б) комменсализмом;
в) симбиозом; г) соттрапезничеством.
16. Хищники в природном сообществе:
а) уничтожают популяцию жертв;
б) способствуют росту популяции жертв;
в) оздоровляют популяцию жертв и регулируют ее численность;
г) не влияют на численность популяции жертв.
17. Конкуренция возникает между:
а) хищниками и жертвами; б) паразитами и хозяевами;
в) видами со сходными потребностями;
г) видами, извлекающими пользу из связи друг другом
18. Тип взаимоотношений между черным и рыжим тараканом называется:
а) хищничеством; б) конкуренцией;
в) симбиозом; г) паразитизмом.
19. Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:
а) протокооперацией; б) паразитизмом;
в) комменсализмом; г) аменсализмом.
20. В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:
а) хищничества; б) паразитизма;
в) комменсализма; г) симбиоза
Тест «Межвидовые взаимоотношения» Вариант 2
1. Взаимовыгодное сосуществование популяций называют:
а) хищничеством; б) паразитизмом;
в) конкуренцией; г) симбиозом
2. Примером конкуренции являются отношения между:
а) хищниками и жертвами; б) паразитами и хозяевами;
в) особями одного вида;
г) живыми организмами и абиотическими факторами
3. Какие взаимоотношения образуют заразиха и подсолнечник?
А) конкурентные В) паразитические
Б) симбиотические Г) мутуалистические
4. Весной на отдельных участках леса происходит токование тетеревов. Это пример каких отношений?
А) конкурентных В) мутуалистических
Б) паразитических Г) симбиотических
5. Что гриб получает от дерева при симбиозе?
А) минеральные соли Б) органические вещества
В) воду Г) минеральные соли, органические вещества и воду
6. Примером чего является самоизреживание сосен в лесу?
А) протокооперации Б) мутуализма
В) комменсализма Г) конкуренции
7. Какие взаимоотношения образуют азотофиксирующие бактерии, поселяясь на корнях растений?
А) паразитические В) протокооперационные
Б) мутуалистические Г) симбиотические
8. Ярусность является примером таких межвидовых отношений, как:
а) симбиоз; б) конкуренция;
в) паразитизм; г) хищничество.
9. Как называется форма взаимоотношений, при которой насекомые опыляют цветы?
А) комменсализм Б) аменсализм
В) мутуализм Г) симбиоз
10. Примером квартиранства являются взаимоотношения, которые складываются между:
А) воробьями и скворцами
Б) дятлом и птицамидуплогнёздниками
В) акулой и рыбой-прилипалой
Г) актинией и раком отшельником
11. Конкуренция в экосистеме существует между:
а) дубом и березой; б) березой и трутовиком;
в) елью и белкой; г) дубом и белыми грибами.
12. Если рыба горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска, это пример:
а) взаимополезных отношений; б) полезно-нейтральных отношений;
в) полезно-вредных отношений; г) взаимовредных отношений
13. Паразитический организм:
а) вступает в симбиотические связи с хозяином;
б) приносит вред, но обычно не приводит к быстрой гибели хозяина;
в) становится конкурентом для хозяина;
г) во всех случаях приводит к гибели хозяина.
14. Симбиотические отношения устанавливаются между:
а) заразихой и подсолнечником; б) мухой и синицей;
в) муравьем и тлей; г) зайцем и лисицей.
15. В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:
а) хищничества; б) паразитизма;
в) комменсализма; г) симбиоза.
16. При какой форме отношений организмов один организм питается тканями, соками другого?
А) при хищниществе В) при нейтрализме
Б) при паразитизме Г) при аменсализме
17. Как называется форма взаимоотношений клубеньковых бактерий и бобовых растений?
а) Хищничество; б) конкуренция;
в) паразитизм; г) симбиоз.
а) хищниками и жертвами;
б) живыми организмами и абиотическими факторами;
в) паразитами и хозяевами;
г) организмами со сходными потребностями.
19. ) Беспозвоночные разных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется:
а) симбиозом; б) протокооперацией;
в) квартирантством; г)нахлебничеством.
20. Отношения «паразит – хозяин» состоят в том, что паразит:
а) не оказывает существенного влияния на хозяина;
б) всегда приводит хозяина к смерти;
в) приносит определенную пользу хозяину;
г) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина.
Тест «Межвидовые взаимоотношения»
2) Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называются:
а) комменсализмом; б) мутуализмом;
в) протокооперацией; г) нейтрализмом.
4) Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида, называется:
а) хищничеством; б) симбиозом;
в) аменсализмом; г) паразитизмом.
Задание № 3. Установите соответствие между организмами и типом отношений между ними.
Организмы Тип отношений
А) берёза и березовая чага (трутовик); 1) паразитизм
Б) берёза и подберёзовик; 2) симбиоз
Г) клубеньковые бактерии и корни бобовых растений;
Д) взаимоотношение одноклеточных водорослей и гифов гриба в слоевище лишайника.
14. Пример симбиоза:
а) росянка и мелкое насекомое;
б) рак-отшельник и актиния;
в) гриб трутовик и береза;
г) ласточка и стриж
Как называются взаимоотношения, которые складываются между животными разных видов из-за пищи, территории?
А) паразитизм В) мутуализм
Урок биологии в 11 классе «Конкурентные взаимодействия»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
организовать самостоятельную работу учащихся по поиску необходимой учебной информации;
продолжить формировать и углублять знания учащихся о многообразии отношений между организмами в природных сообществах на основе характеристики конкуренции; об эволюционной роли этих форм взаимоотношений организмов;
показать, каким образом взаимоотношения между организмами обеспечивают биологическое разнообразие и равновесие в экологической системе.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: наглядные материалы, демонстрирующие конкурентные взаимодействия.
Методы : репродуктивные, частично-поисковые.
Технологии: личностно-ориентированное обучение, технология уровневой дифференциации, проблемные технологии.
Письменные ответы по карточкам:
Задание: Выберите признаки, характеризующие соответственно хищника и паразита.
В течение своей жизни нападает на одну, иногда несколько особей.
В течение своей жизни нападает на большое число особей.
Поедает только часть вещества своей жертвы.
Поедает практически всю жертву.
Приводит свою жертву к гибели.
Наносит вред жертве, но редко приводит её к быстрой гибели.
Цикл развития тесно связан с жертвой.
Нападает на жертву и сам ею питается.
Нападает на жертву, но сам ею не питается.
Задание: Соедините стрелками понятия с соответствующими им определениями.
Особи одного вида используют остатки пищи особей другого вида
Особи одного вида предоставляют убежище особям другого вида, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы.
Совместное взаимовыгодное сосуществование особей двух и более видов.
Ответ: 1 – 3, 2 – 1, 3 – 2.
Поставьте напротив предложенных типов биотических взаимодействий соответствующую пару символов.
2. Письменный ответ у доски.
Задание: составьте схему «Основные типы экологических взаимодействий».
3. Тестирование. Вариант 1
1. В какой тип отношений вступают рак-отшельник и актиния?
2. Как называют отношения березы и обитающего на ней трутовика?
3. Примером симбиоза, как особой формы биотических отношений, служит
1) микориза корней цветковых растений и гифов шляпочных грибов
2) обитание кожного клеща на шерсти собаки
3) подкладывание кукушкой яиц в гнезда насекомоядных птиц
4) образование финны плоского червя в теле быка
4. Какой из приведенных примеров иллюстрирует конкурентные отношения между организмами?
3) корова – бычий цепень
4) клевер красный – шмель
5. Установите соответствие между примерами и типом взаимоотношений организмов.
В) аскарида – человек
Г) черный коршун – лесная полевка
Д) таежный клещ – лесная мышь
Е) бычий цепень – копытное животное
Форма взаимоотношений, при которой один вид получает какое-либо преимущество, не принося другому ни вреда, ни пользы, называется:
Симбиотические отношения, при которых присутствие каждого из двух видов становится обязательным для другого партнера, называются:
В желудке и кишечнике жвачных млекопитающих постоянно обитают бактерии, вызывающие брожение. Это является примером:
Форма взаимосвязей между видами, при которой организмы одного вида живут за счет питательных веществ или тканей организма другого вида, называется:
Если рыба горчак откладывает икру в мантию двустворчатого моллюска, это пример:
6. Беспозвоночные разных видов поселяются в норах грызунов, находя там благоприятные для себя условия и не являясь при этом паразитами хозяина норы. Это явление называется:
7. Отношения «паразит – хозяин» состоят в том, что паразит:
1) не оказывает существенного влияния на хозяина
2) всегда приводит хозяина к смерти
3) приносят определенную пользу хозяину
4) приносит вред, но лишь в некоторых случаях приводит к скорой гибели хозяина.
9. Хищники в природном сообществе:
1) уничтожают популяцию жертв
2) способствуют росту популяции жертв
3) оздоровляют популяцию жертв и регулируют её численность
4) не влияют на численность популяции жертв
10. Организм, в теле которого происходит размножение паразита, называется:
1) основным хозяином
2) промежуточным хозяином
Взаимопроверка, подведение результатов
II .Изучение нового материала
Работа учащихся с текстом учебника (с. 308 – 311) с целью знакомства с конкуренцией как одним из видов отрицательных взаимоотношений между организмами.
Задание 1 . Внимательно прочитайте текст (с.308 – 311) и ответьте на вопросы:
1.2.Какова биологическая основа возникновения конкуренции?
У организмов возникают сходные потребности. Конкурентное взаимодействие может касаться пространства, пищи, света, зависимости от хищников и других врагов, подверженности болезням и действию различных экологических факторов (когда этого ресурса не хватает и когда его совместное потребление неблагоприятно отражается на популяции).
Задание 2. Опишите особенности конкурентных отношений внутри одного вида на примере территориальности.
Задание 3. Ответьте на вопросы:
3.1. В чем особенности межвидовой конкуренции?
3.2. Каковы формы её проявления?
(От жестокой борьбы до почти мирного сосуществования, но, как правило, из двух видов с одинаковыми потребностями, один обязательно вытесняет другой).
3.3. Приведите примеры межвидовой конкуренции.
3.4. В чем заключается принцип Гаузе?
(Два одинаковых в экологическом отношении вида сосуществовать не могут. Конкуренция особенно сурова между организмами, обладающими сходными экологическими потребностями).
Задание 4. Рассмотрите рисунок и объясните, как уживаются между собой виды со сходными экологическими потребностями (на примере насекомоядных птиц). Ответ искать на стр. 311.
Ответ: В сообществе совместно уживаются только те виды, которые хотя бы немного разойтись в экологических требованиях. Насекомоядные птицы, кормящиеся на деревьях, избегают конкуренции друг с другом благодаря разному характеру поиска добычи на разных частях дерева.
Задание 5. Ответьте на вопросы:
5.1. К чему в итоге приводит межвидовая конкуренция?
Ответ: либо вытеснение одного из двух видов из сообщества, либо расхождение обоих видов по экологическим нишам.
5.2. Какой тип конкуренции наиболее важен в формировании видового состава сообщества?
Задание 6. Сформулируйте вывод по данной теме, вставляя в текст пропущенные слова.
Вывод: все формы биологических связей между … (видами) служат … … (регуляторами численности) животных и растений в биоценозе, определяя степень его … (устойчивости) , причем, чем богаче … … (видовой состав) биоценоза, тем … (устойчивее) сообщество в целом.
В ходе эволюции и развития экосистем существует тенденция к … (уменьшению) роли отрицательных взаимодействий за счет положительных, увеличивающих выживание обоих видов. Поэтому в зрелых экосистемах доля сильных отрицательных взаимодействий … (меньше), чем в молодых.
IV . Закрепление изученного материала
Задание: охарактеризовать сущность и привести примеры различных взаимоотношений в виде таблицы, заполнить последнюю колонку таблицы примерами, характеризующими тип биотического взаимодействия между разными организмами: цапля, шакал, человек, лев, амеба, береза, акула, горох, рак—отшельник, щука, рыба-лоцман, пшеница, наездник-трихограмма, росянка, смородина, подберезовик, актиния, тля, муравьиный лев, бодяк полевой, бизон, аскарида, муравей, заяц-беляк, лягушка, яйца капустной белянки, дикая лошадь мустанг, муха, клубеньковые азотфиксирующие бактерии, водные бактерии, заяц-русак, карась.
Примеры взаимоотношений данного типа
Пшеница – бодяк полевой
Наездник-трихограмма – яйца капустной белянки