если сетевая организация не вводит ограничение в отношении потребителя
Порядок ограничения энергоснабжения (624-ПП)
Основные положения новых Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии
(утв. постановлением Правительства РФ от 24.05.2017 г. № 624)
С 29 сентября 2017 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 24.05.2017 № 624, которым внесены изменения в Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Постановление №624).
Указанные изменения приняты в развитие Федерального закона от 03.11.2015 г. №307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» и преследуют цель обеспечения своевременной оплаты за электрическую энергию и услуги по ее передаче.
Основные изменения, вносимые в порядок введения ограничения режима потребления электрической энергии следующие:
Сокращение сроков и этапов процедуры ограничения электроснабжения потребителя.
Процедура введения ограничения в общем случае сокращается до одного этапа – введения полного ограничения потребления электроэнергии. Частичное ограничение вводится только в отношении потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, и иных потребителей, имеющих акт согласования технологической и (или) аварийной брони. Полное ограничение режима потребления вводится сетевой организацией после предварительного однократного уведомления, в котором отражается исчерпывающая информация о предстоящем ограничении (дата, время, уровень ограничения и т.п.).
Ограничение за любой размер задолженности.
Гарантирующий поставщик имеет право инициировать ограничение электроснабжения потребителя – должника при образовании задолженности в любом размере, не дожидаясь ее накопления до определенного уровня.
Установление обязанности самоограничения потребителем.
Постановление №624 вводит обязанность потребителя, в случае получения соответствующего уведомления инициатора, самостоятельно обеспечить прекращение (сокращение) потребления электроэнергии в указанный в уведомлении срок.
Для контроля самоограничения потребитель обязан допустить представителей сетевой организации на свои объекты. Контроль самоограничения потребителя производится не позднее 10 дней с даты его введения и далее не реже чем один раз в 30 дней.
Ограничение «неотключаемых» потребителей.
В соответствии с Постановлением №624 стало возможным полное ограничение электроснабжения абсолютно всех типов потребителей, в том числе ограничение которых может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям. Такие потребители отключаются от электроснабжения после проведения ими мероприятий, обеспечивающих их готовность к введению полного ограничения.
С даты вступления в силу постановления Правительства № 624 у всех «неотключаемых потребителей» возникает обязанность разработать и утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению полного ограничения режима потребления.
Расширение перечня способов уведомления потребителя.
Постановление №624 предусматривает более широкий перечень способов уведомления потребителей о введении ограничений потребления электрической энергии. По согласованию сторон договора имеется возможность использования смс-сообщений, сообщений на адрес электронной почты, путем включения соответствующего уведомления в счет на оплату услуг, публикацией в СМИ, на официальном сайте гарантирующего поставщика в сети Интернет и рядом иных способов.
С перечнем адресов электронной почты ПАО «Мосэнергосбыт», предназначенных для направления потребителям-должникам уведомлений о предстоящем введении режима ограничения энергоснабжения, можно ознакомиться здесь.
Административная ответственность.
В соответствии со статьей 9.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность потребителя (на должностных лиц – штраф от 10 до 100 тыс. руб. или дисквалификация на срок от 2 до 3 лет, а на юридических лиц – штраф от 100 до 200 тыс. руб.) за следующие нарушения, связанные с ограничением режима потребления электрической энергии:
С более подробной информацией о новых Правилах полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии можно ознакомиться в Памятке для потребителей, разработанной Ассоциацией гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний.
С полным текстом постановления Правительства РФ от 24.05.2017 № 624 можно ознакомиться на сайте Правительства Российской Федерации.
Основания для введения полного и (или) частичного ограничения режима электропотребления потребителям
Физические лица
Ограничение или приостановление режима потребления электрической энергии в соответствии «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, вводится в следующих случаях:
Без предварительного уведомления потребителя:
С предварительным уведомлением потребителя:
а) неполной оплаты потребителем коммунальной услуги;
Под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у потребителя задолженности по оплате 1 коммунальной услуги в размере, превышающем сумму 2 месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива потребления коммунальной услуги независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа на соответствующий вид коммунального ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного потребителем-должником с исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем-должником условий такого соглашения;
Юридические лица
Ограничение режима потребления электрической энергии в соответствии с «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012
№ 442 (далее – Правила), вводится при наступлении любого из следующих обстоятельств:
а) получение законного требования судебного пристава-исполнителя о введении ограничения режима потребления;
б) нарушение потребителем своих обязательств, выразившееся в следующих действиях:
— неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям, если это привело к образованию задолженности потребителя перед гарантирующим поставщиком, энергосбытовой, энергоснабжающей организацией или производителем электрической энергии (мощности) на розничном рынке по основному обязательству, возникшему из договора энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), в том числе обязательству по предварительной оплате электрической энергии (мощности);
— неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, если это привело к образованию задолженности потребителя перед сетевой организацией по основному обязательству, возникшему из договора об оказании услуг по передаче электрической энергии, в том числе обязательству по предварительной оплате таких услуг;
— неисполнение или ненадлежащее исполнение потребителем условий договора, касающихся обеспечения функционирования устройств релейной защиты, противоаварийной и режимной автоматики, устройств компенсации реактивной мощности;
— нарушение характеристик технологического присоединения, указанных в документах о технологическом присоединении (в том числе превышение максимальной мощности энергопринимающего устройства потребителя), вызванное подключением потребителем к принадлежащим ему энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики электропотребляющего оборудования либо изменением потребителем режима работы подключенного электропотребляющего оборудования;
в) прекращение обязательств по поставке электрической энергии (мощности) по договору энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) и (или) по оказанию услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики по договору оказания услуг по передаче электрической энергии;
г) выявление факта бездоговорного потребления электрической энергии;
д) выявление ненадлежащего технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителя, которое установлено гарантирующим поставщиком, заключившим с этим потребителем в случаях, предусмотренных « Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 04.05.2012
№ 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии», договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) при отсутствии документов, подтверждающих технологическое присоединение и (или) разграничение балансовой принадлежности;
е) поступление от потребителя заявления о введении в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики ограничения режима потребления в случае, если у потребителя отсутствует техническая возможность самостоятельного ограничения режима потребления;
ж) окончание срока, на который осуществлялось технологическое присоединение с применением временной схемы электроснабжения, или возникновение основания для его досрочного прекращения;
з) возникновение (угроза возникновения) аварийных электроэнергетических режимов;
и) необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства сетевой организации, к которым присоединены энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, или необходимость проведения ремонтных работ на объектах электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций (объектах электросетевого хозяйства иных владельцев) либо на объектах по производству электрической энергии в случае, если проведение этих работ невозможно без ограничения режима потребления.
При этом в соответствии с п. 16 Правил, Потребитель, ограничение режима потребления которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, обязан утвердить план мероприятий по обеспечению готовности к введению в отношении его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики полного ограничения режима потребления, включающий в себя мероприятия, необходимые для безаварийного прекращения технологического процесса, обеспечения безопасности людей и сохранности оборудования, и (или) мероприятия по установке за свой счет автономных источников питания, обеспечивающих снабжение электрической энергией его энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.
Информация об ответственности, установленной законодательством Российской Федерации, за нарушение порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии
С 1 января 2016 года вступил в силу Федеральный закон от 03.11.2015 № 307-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с укреплением платежной дисциплины потребителей энергетических ресурсов» (далее – Закон № 307-ФЗ).
Закон № 307-ФЗ ввел ряд новых составов административных правонарушений, семь из которых имеют отношение к введению ограничения режима потребления:
— нарушение потребителем электрической энергии введенного в отношении его полного или частичного ограничения режима потребления электрической энергии при сохранении обстоятельств, послуживших основанием для введения такого ограничения;
— невыполнение потребителем электрической энергии требования о самостоятельном ограничении режима потребления электрической энергии, предъявленного ему в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии;
— необеспечение потребителем электрической энергии в предусмотренных указанным порядком случаях доступа представителей сетевой организации или иного лица, обязанного осуществлять действия по введению ограничения режима потребления электрической энергии, к принадлежащим потребителю энергопринимающим устройствам;
— нарушение потребителем электрической энергии или субъектом электроэнергетики установленных законодательством Российской Федерации об электроэнергетике требований о составлении актов согласования брони;
— невыполнение потребителем электрической энергии, ограничение режима потребления электрической энергии которого может привести к экономическим, экологическим или социальным последствиям, определенных в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке мероприятий, обеспечивающих готовность потребителя электрической энергии к введению в отношении его полного ограничения режима потребления электрической энергии и предотвращение наступления экономических, экологических или социальных последствий вследствие введения такого ограничения;
— невыполнение сетевой организацией или иным лицом, обязанным осуществлять действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии, требований о введении такого ограничения (за исключением требований о введении ограничения режима потребления электрической энергии в целях предотвращения или ликвидации аварийного электроэнергетического режима), предъявленных в соответствии с установленным законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, при отсутствии предусмотренных указанным порядком обстоятельств, препятствующих введению такого ограничения;
— невыполнение сетевой организацией или иным лицом, обязанным осуществлять действия по введению ограничения или возобновлению режима потребления электрической энергии в отношении потребителя электрической энергии, требований о выполнении организационно-технических мероприятий, которые необходимы для возобновления снабжения электрической энергией потребителя, предъявленных в соответствии с установленным законодательством об электроэнергетике порядком полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, при отсутствии предусмотренных указанным порядком обстоятельств, препятствующих возобновлению режима потребления электрической энергии.
Федеральным органом исполнительной власти, к компетенции которого отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях, связанных с нарушением порядка полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, является Ростехнадзор.
Рассмотрение дела об административном правонарушении Ростехнадзор проводит в соответствии с нормами Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и по результатам рассмотрения может передать это дело в суд.
В случае установления Ростехнадзором (либо судом, если ему было передано дело на рассмотрение) вины, Ростехнадзор применяет следующие меры ответственности:
– штраф для должностных лиц в размере от 10 000 до 100 000 рублей;
– дисквалификацию должностного лица на срок от 2 до 3 лет;
– штраф для самого юридического лица в размере от 100 000 до 200 000 рублей.
Закон № 307-ФЗ усиливает административную ответственность за самовольное подключение к электрическим сетям.
Дата публикации / последних изменений: 27.01.2020
Вторжение организации (СНТ) в поставку электроэнергии
СНТ ограничило подачу электроэнергии своему должнику (члену СНТ). Правомерно ли это?
Согласно ч. 9 ст. 14 Федерального закона от 29.07.2017 № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о садоводстве и огородничестве) уставом товарищества может быть установлен порядок взимания и размер пеней в случае несвоевременной уплаты взносов.
Согласно ч. 10 ст. 14 Закона о садоводстве и огородничестве в случае неуплаты взносов и пеней товарищество вправе взыскать их в судебном порядке.
Таким образом, специальный закон установил правовые последствия, которые могут быть применены к должнику, – взыскание взносов и пеней в судебном порядке.
Такое «наказание», как ограничение подачи электроэнергии, может быть только за задолженность по ее оплате.
Существуют Правила полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (далее – Правила), которыми, вероятно, руководствовалось ваше СНТ.
Согласно п. 1 (1) Правил субисполнитель – сетевая организация либо иное лицо, включая садоводческие и огороднические некоммерческие товарищества, которые не оказывают услуг по передаче электрической энергии и к энергопринимающим устройствам и (или) объектам электроэнергетики которых технологически присоединены (в случае отсутствия надлежащего технологического присоединения – непосредственно присоединены) энергопринимающие устройства и (или) объекты электроэнергетики потребителя, ограничение режима потребления которыми подлежит введению в соответствии с Правилами.
Согласно п. 1 (2) Правил субисполнитель осуществляет действия по введению ограничения режима потребления в соответствии с требованиями Правил, установленными для исполнителя, с учетом особенностей, предусмотренных Правилами.
Согласно пп. «б» п. 2 Правил ограничение режима потребления вводится при наступлении любого из обстоятельств, указанных в п. 2 Правил, в том числе при возникновении у граждан, ведущих садоводство или огородничество на земельных участках, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, задолженности по оплате электрической энергии по договору энергоснабжения или перед садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом ввиду неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по оплате части стоимости электрической энергии, потребленной при использовании имущества общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, и части потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, принадлежащих садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу (абз. 6) или в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем обязательств по оплате услуг по передаче электрической энергии, если это привело к образованию задолженности потребителя перед сетевой организацией по основному обязательству, возникшему из договора об оказании услуг по передаче электрической энергии, в том числе обязательству по предварительной оплате таких услуг (абз. 3).
Согласно п. 17 Правил введение ограничения режима потребления в отношении индивидуальных предпринимателей, граждан – потребителей электрической энергии, за исключением граждан – потребителей коммунальной услуги по электроснабжению, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными данными Правилами.
Согласно п. 17(1) Правил введение ограничения режима потребления в отношении граждан – потребителей коммунальной услуги по электроснабжению осуществляется по основаниям и в порядке, которые установлены жилищным законодательством Российской Федерации.
Таким образом, СНТ вправе ограничить режим потребления электроэнергии до погашения задолженности, но, повторяю, только за потребление электроэнергии.
Ответственность сетевой организации за неисполнение заявки на ограничение подачи электрической энергии на примере дела о взыскании 125 млн. рублей
В предыдущем выпуске Вестника уже освещался затянувшийся спор между ООО «Каспэнергосбыт» и МУП «Каспийские электрические сети «Каспэнерго» по вопросу взыскания задолженности за ненадлежащее исполнение обязательств по договору оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности).
Поскольку данная тема споров в области правоотношений, складывающихся между участниками рынка электроэнергетики, всегда вызывает повышенный интерес у практикующих юристов и самих субъектов рынка электроэнергетики, мы продолжим освещать рассмотрение дела №А15-3818/2014.
Ни для никого не секрет, что целью недобросовестного контрагента является уход от ответственности, установленной законом и/или договором, и даже участники такого крупного и социально значимого рынка, как розничный рынок электроэнергии, не являются исключением.
Вопрос о привлечении к предусмотренной ответственности в полном объеме и взыскания штрафных санкций до последнего остается открытым, поскольку применение отдельных положений закона о снижении меры ответственности недобросовестного контрагента напрямую зависит от доказанности его вины и установленной степени его виновности в неисполнении или ненадлежащем исполнении возложенных на него, как участника правоотношений, обязанностей.
Действующее законодательство предусматривает сложный и емкий порядок ограничения подачи электроэнергии. В связи с чем, для ограничения на розничном рынке электроэнергии поставки ресурсоснабжающей организации требуется не только соблюдение определенных требований по отношению к абоненту (недобросовестному контрагенту) прежде, чем отключить его, но и установленного порядка уведомления сетевой компании, по сетям которой поставляется электроэнергия непосредственно до недобросовестного потребителя (абонента).
Данный порядок не всегда представляется возможным соблюдать неукоснительно, неточности в оформлении отдельных видов документов при осуществлении заявки на ограничение подачи электроэнергии могут стать существенным основанием для отказа в их удовлетворении и причинить значительные убытки организации розничного рынка электроэнергии.
Однако обзор данного спора показывает, что не всегда требуется безупречное оформление первичной документации для обеспечения ее исполнения, а равно определены условия, при которых даже при наличии пороков в оформлении, сетевая организация обязана исполнить заявки на ограничения поставки электроэнергии и ограничение ее ответственности не допустимо.
Как следует из материалов дела, 10.01.2013 г. МУП «Каспийские электрические сети «Каспэнерго» (предприятие (исполнитель)) и ООО «Каспэнергосбыт» (общество (заказчик)) заключили договор № 1-Э(т) оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) (далее – договор оказания услуг), в соответствии с которым исполнитель обязался оказать заказчику комплекс организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии и мощности через технические устройства электрических сетей, принадлежащих исполнителю, включающий в себя: передачу электроэнергии и мощности надлежащего качества до электроприемников потребителей заказчика по сетям исполнителя; введение по заявкам заказчика полного или частичного ограничения режима потребления электроэнергии и мощности потребителям и возобновление их электроснабжения; осуществление контроля за состоянием схем электроснабжения и приборов учета покупателей; урегулирование отношений со смежными сетевыми организациями в целях исполнения обязательств по передаче электроэнергии и мощности в точки поставки; обеспечение и поддержание в надлежащем состоянии принадлежащих исполнителю систем коммерческого учета передаваемой потребителям электроэнергии и мощности, а заказчик обязался оплатить названный комплекс услуг.
МУП «Каспийские электрические сети «Каспэнерго» обратилось в арбитражный суд с иском к ООО «Каспэнергосбыт» о взыскании 125 142 135 рублей 50 копеек долга по договору оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности) от 10.01.2013 г. № 1-Э(т) с 01.01.2013 г. по 30.09.2014 г.
Общество обратилось в арбитражный суд к предприятию со встречным иском о взыскании 76 344 313 рублей 26 копеек долга по договору купли-продажи потерь электроэнергии от 01.01.2010 г. № 1-Э(кп) с 01.04.2013 г. по 30.09.2014 г.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.07.2015 г. (с учетом дополнительного решения от 05.11.2015 г. ) с общества в пользу предприятия взыскано 104 617 843 рубля 56 копеек долга, в остальной части в иске отказано; с предприятия в пользу общества взыскано 76 344 313 рублей 26 копеек. Суд произвел зачет встречных требований и взыскал с общества в пользу предприятия 28 073 530 рублей 30 копеек, распределил судебные расходы. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждается наличие у общества долга за оказанные ему предприятием услуги по передаче электроэнергии. Удовлетворяя требования общества, суд исходил из того, что объем потерь в сетях предприятия подтвержден подписанными сторонами актами. Доводы общества о ненадлежащем исполнении предприятием его заявок на введение ограничения режима потребления суд отклонил, установив, что заявки не отвечают требованиям законодательства.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.12.2015 г. решение от 14.07.2015 г. изменено, с общества в пользу предприятия взыскано 54 286 676 рублей 97 копеек, в удовлетворении остальной части требований предприятия отказано; с предприятия в пользу общества взыскано 76 344 313 рублей 26 копеек; в результате зачета встречных требований с предприятия в пользу общества взыскано 22 057 626 рублей 29 копеек; судебные расходы перераспределены. Апелляционный суд исходил из того, что заявки общества на введение ограничения режима потребления электроэнергии абонентам соответствуют предъявляемым требованиям, предприятие имело доступ к программе общества по расчету с потребителями, позволяющей установить места расположения коммутационных аппаратов, поэтому у предприятия отсутствовали основания для их неисполнения, объем потребленной этими абонентами электроэнергии не подлежит включению в объем услуг по передаче электроэнергии.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.03.2016 г. апелляционное постановление от 01.12.2015 г. отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд. Направляя дело на новое рассмотрение, суд округа указал следующее. Суд апелляционной инстанции, сделав вывод о том, что заявки общества соответствуют правилам полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 г. № 442 «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии» (далее – правила № 442), не проверил соблюдение обществом пункта 15 правил № 442, не выяснил правомерность заявок на полное ограничение режима потребления. Кроме того, определением Арбитражного суда Республики Дагестан от 29.07.2015 г. по делу № А15-599/2015 в отношении предприятия введена процедура наблюдения, решением от 23.10.2015 г. предприятие признано банкротом, в отношении него открыто конкурсное производство. Данное обстоятельство не учтено апелляционным судом, не дана оценка доводам предприятия о невозможности зачета первоначального и встречного исков.
Апелляционным постановлением от 16.06.2016 г. решение от 14.07.2015 г. в части взыскания с общества в пользу предприятия 50 331 166 рублей 59 копеек долга, проведения зачета взыскиваемых сумм и распределения судебных расходов изменено; первоначальный иск удовлетворен частично: с общества в пользу предприятия взыскано 54 286 676 рублей 97 копеек долга, в остальной части с иске отказано; встречный иск удовлетворен: с предприятия в пользу общества взыскано 76 344 313 рублей 26 копеек долга, 200 тыс. рублей и 3 тыс. рублей в возмещение расходов по уплате государственной пошлины за подачу встречного иска и апелляционной жалобы; в доход федерального бюджета за подачу первоначального иска взыскано с предприятия – 113 239 рублей 97 копеек, с общества – 86 760 рублей 03 копейки. Апелляционное постановление мотивировано тем, что материалами дела подтверждается наличие у общества долга за оказанные ему предприятием услуги по передаче электроэнергии. Размер требований предприятия уменьшен на 50 331 166 рублей 59 копеек рублей, поскольку предприятие не выполнило требования общества о введении режима ограничения потребления электрической энергии, что повлекло необоснованную передачу электроэнергии недобросовестным абонентам и данный объем не может быть включен в объем услуг по передаче электрической энергии. Удовлетворяя встречные требования общества, суд исходил из того, что объем потерь в сетях предприятия подтвержден актами, подписанными сторонами без замечаний.
Не согласившись с апелляционным постановлением от 16.06.2015 г. стороны обратились с кассационной жалобой в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
В этой связи следует определить порядок регулирования отношений складывающихся между сетевой организацией и участниками розничного рынка электроэнергии.
Согласно пункту 189 Основных положений, обязанностью сетевой организации является передача до 10-го числа месяца, следующего за расчетным периодом, соответствующему гарантирующему поставщику способом, позволяющим подтвердить факт получения, информации об объеме потребления электрической энергии, объеме оказанных услуг по передаче электрической энергии, объеме безучетного потребления электрической энергии, объеме электрической энергии (мощности), подлежащей покупке сетевой организацией в целях компенсации фактических потерь электрической энергии, за этот расчетный период. В случае, если сетевая организация, приобретающая электрическую энергию (мощность) для целей компенсации потерь у гарантирующего поставщика, не предоставила указанную информацию, то такой гарантирующий поставщик определяет фактические потери в объектах электросетевого хозяйства такой сетевой организации в соответствии с пунктом 190 Основных положений.
Таким образом, обязанность сетевой организации по компенсации фактических потерь электроэнергии в принадлежащих ей сетях, возникающих при оказании услуг по передаче электрической энергии, прямо предусмотрена названными нормами.
В силу подпункта «г» пункта 4 Правил № 442 ограничение режима потребления вводится по заявлению потребителя, у которого отсутствует техническая возможность введения ограничения режима потребления самостоятельно, о введении в его отношении ограничения режима потребления, направленному в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего этого потребителя, или в адрес сетевой организации, с которой таким потребителем заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии.
В соответствии с пунктом 26 Правил № 442 исполнитель (субисполнитель), не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший уведомление инициатора введения ограничения о необходимости введения ограничения режима потребления, несет ответственность перед инициатором введения ограничения в размере, равном стоимости электрической энергии (мощности), отпущенной потребителю после предполагаемой даты введения ограничения режима потребления, указанной в уведомлении. Объем отпущенной потребителю электрической энергии после предполагаемой даты введения ограничения режима потребления определяется исходя из показаний приборов учета на такую дату.
Если исполнитель (субисполнитель) не снял и (или) не предоставил указанные показания приборов учета, то объем электрической энергии, отпущенной потребителю до предполагаемой даты введения ограничения режима потребления, указанной в уведомлении о необходимости введения ограничения режима потребления, определяется расчетным путем с использованием среднесуточного объема потребления данного потребителя за три предшествующих расчетных периода.
В силу пункта 27 Правил № 442 исполнитель (субисполнитель) не несет ответственности перед инициатором введения ограничения за неисполнение или ненадлежащее исполнение уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления в случае, если такое неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие одного из следующих обстоятельств: отказ потребителя в доступе к энергопринимающим устройствам (объектам электросетевого хозяйства) исполнителя (субисполнителя или инициатора введения ограничения), который должен присутствовать при осуществлении им действий по самостоятельному ограничению режима потребления, и отсутствие технической возможности введения ограничения с центров питания исполнителя (субисполнителя); невозможность введения исполнителем (субисполнителем) ограничения режима потребления в соответствии с уведомлением инициатора введения ограничения о необходимости введения ограничения режима потребления вследствие получения от субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике решения об отказе в согласовании диспетчерской заявки (если такое согласование требуется согласно пункту 21 настоящих Правил) или невозможность выполнения по независящим от исполнителя (субисполнителя) обстоятельствам условий, необходимых для согласования диспетчерской заявки; несоответствие уведомления инициатора введения ограничения о необходимости введения ограничения режима потребления или о возобновлении подачи электрической энергии требованиям, предусмотренным пунктами 2, 4, 5, 7, подпунктом «а» пункта 15, пунктом 16, подпунктами «а», «б» и «в» пункта 17, подпунктами «а» и «б» пункта 19, пунктами 21, 22 и 24 настоящих Правил; невозможность введения исполнителем (субисполнителем) ограничения режима потребления, в том числе в указанные в уведомлении о необходимости введения ограничения режима потребления сроки, вследствие отсутствия возможности проведения организационно-технических мероприятий по обеспечению введения ограничения режима потребления, обеспечивающих соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, в указанных в пункте 8 настоящих Правил случаях; действие обстоятельств непреодолимой силы.
Таким образом, в Правилах ограничения № 442 предусмотрено то, что сетевая организация не несет ответственности перед гарантирующим поставщиком за неисполнение заявки, если она (заявка) не соответствует названным требованиям.
По смыслу пункта 16 Правил ограничения № 442 полное ограничение режима потребления вводится в связи с наступлением обстоятельств, указанных в подпункте «а», абзацах четвертом и пятом подпункта «б», подпункта «е», «ж» и «к» пункта 2.
В силу пункта 15 Правил ограничения № 442 наступление обстоятельств, указанных в абзаце втором подпункта «б» пункта 2 названных Правил, введение ограничения режима потребления осуществляется в следующем порядке:
— обязательное предварительное письменное уведомление потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления (подписывается инициатором введения ограничения или сетевой организацией, если по ее инициативе вводится ограничение режима потребления, и вручается потребителю под расписку либо направляется заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, если иной способ уведомления не предусмотрен договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии) с указанием: размера задолженности по оплате электрической энергии (мощности) и (или) услуг по передаче электрической энергии, услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям; даты предполагаемого введения частичного ограничения режима потребления, которая не может наступить ранее истечения 10 дней со дня получения уведомления потребителем; даты полного ограничения режима потребления, подлежащего введению в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в указанном в уведомлении размере после введения частичного ограничения;
— в случае невыполнения потребителем требования о погашении задолженности в размере и в срок, установленные в уведомлении о планируемом введении ограничения режима потребления: введение частичного ограничения режима потребления в соответствии с пунктом 9 или пунктом 11 данных Правил на указанный в уведомлении срок; введение полного ограничения режима потребления по истечении 3 дней со дня введения частичного ограничения режима потребления (по истечении 3 дней с указанной в уведомлении даты планируемого введения частичного ограничения режима потребления (если введение частичного ограничения невозможно по технической причине) либо по истечении 3 дней с даты составления акта об отказе в доступе. Отдельное уведомление о планируемом введении полного ограничения режима потребления не направляется;
— соблюдение иных условий, связанных с действиями сторон при введении ограничения режима потребления и определенных договором энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)), договором оказания услуг по передаче электрической энергии.
ООО «Каспэнергосбыт» в установленном законом порядке представило дополнительные доказательства надлежащего письменного уведомления потребителя о планируемом введении ограничения режима потребления электроэнергии, а также надлежащего уведомления сетевой компании МУП «Каспийские электрические сети «Каспэнерго» о необходимости введения ограничения поставки электроэнергии ряду абонентов ООО «Каспэнергосбыт».
МУП «Каспийские электрические сети «Каспэнерго» посчитало данные уведомления не соответствующими требованиям действующего законодательства. Сославшись на отсутствие в них указаний на точки подключения абонентов подлежащих ограничению поставки электроэнергии и отсутствие возможности самостоятельного исполнения данных заявок ввиду невозможности определения точек подключения данных абонентов.
Между тем, из условий договора следует, что общество предоставило доступ предприятию к его программе по расчету с потребителями, в которой содержатся все необходимые сведения для прекращения подачи электрической энергии недобросовестным абонентам.
Таким образом, даже при наличии пороков в составлении самой заявки для ограничения подачи электроэнергии недобросовестным абонентам, сетевая организация (ответчик) имела возможность самостоятельно устранить данные пороки, а именно установить точки подключения абонентов.
Данные обстоятельства, отсутствие сведений о точках подключения в заявках на ограничение подачи электроэнергии абонентам, не дают оснований для освобождения сетевой организации от обязанности исполнения ограничений поставки электроэнергии и освобождения от установленной ответственности за неисполнение заявок на ограничение поставки электроэнергии при наличии доступа к недостающим сведениям.
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28.11.2016 г. постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2016 г. по делу № А15-3818/2014 оставлено без изменения, встречные исковые требования Общества удовлетворены.
Заместитель генерального директора
ООО «Юридическое агентство «СРВ»
Е.И. Грунис
АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГА
Именем Российской Федерации
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
арбитражного суда кассационной инстанции
г. Краснодар
28 ноября 2016 годаДело № А15-3818/2014
Резолютивная часть постановления объявлена 23 ноября 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 ноября 2016 года.
Исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства.
Общество обратилось в арбитражный суд к предприятию со встречным иском о взыскании 76 344 313 рублей 26 копеек долга по договору купли-продажи потерь электроэнергии от 01.01.2010 г. № 1-Э(кп) с 01.04.2013 г. по 30.09.2014 г.
Определением от 24.11.2014 г. суд первой инстанции перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 14.07.2015 г. (с учетом дополнительного решения от 05.11.2015) с общества в пользу предприятия взыскано 104 617 843 рубля 56 копеек долга, в остальной части в иске отказано; с предприятия в пользу общества взыскано 76 344 313 рублей 26 копеек. Суд произвел зачет встречных требований и взыскал с общества в пользу предприятия 28 073 530 рублей 30 копеек, распределил судебные расходы. Судебный акт мотивирован тем, что материалами дела подтверждается наличие у общества долга за оказанные ему предприятием услуги по передаче электроэнергии. Удовлетворяя требования общества, суд исходил из того, что объем потерь в сетях предприятия подтвержден подписанными сторонами актами. Доводы общества о ненадлежащем исполнении предприятием его заявок на введение ограничения режима потребления суд отклонил, установив, что заявки не отвечают требованиям законодательства.
Постановлением суда апелляционной инстанции от 01.12.2015 г. решение от 14.07.2015 г. изменено, с общества в пользу предприятия взыскано 54 286 676 рублей 97 копеек, в удовлетворении остальной части требований предприятия отказано; с предприятия в пользу общества взыскано 76 344 313 рублей 26 копеек; в результате зачета встречных требований с предприятия в пользу общества взыскано 22 057 626 рублей 29 копеек; судебные расходы перераспределены. Апелляционный суд исходил из того, что заявки общества на введение ограничения режима потребления электроэнергии абонентам соответствуют предъявляемым требованиям, предприятие имело доступ к программе общества по расчету с потребителями, позволяющей установить места расположения коммутационных аппаратов, поэтому у предприятия отсутствовали основания для их неисполнения, объем потребленной этими абонентами электроэнергии не подлежит включению в объем услуг по передаче электроэнергии.
По мнению предприятия, при новом рассмотрении дела апелляционный суд не выполнил указания суда округа. Представленные обществом заявки на введение ограничения режима потребления не соответствуют требованиям законодательства. Вывод суда о том, что общество предоставило доступ предприятию к его программе по расчету с потребителями, в которой содержатся все необходимые сведения для прекращения подачи электрической энергии недобросовестным абонентам, не обоснован, поскольку наличие договорного условия о предоставлении доступа к базе данных не свидетельствует о фактическом предоставлении такого доступа. Неисполнение заявок на ограничение подачи электроэнергии не является основанием для уменьшения долга. Суд апелляционной инстанции принял от общества дополнительные доказательства без обоснования невозможности их предоставления в суд первой инстанции и не предоставил достаточного времени для ознакомления с такими документами.
Общество в своей жалобе ссылается на незаконность и необоснованность взыскания с него в пользу предприятия 54 286 676 рублей 97 копеек долга за оказанные услуги, поскольку предприятие не исполнило его заявки на прекращение подачи электрической энергии недобросовестным потребителям на всю оспариваемую сумму. Указывает, что если права кредиторов не затрагиваются и отсутствуют возражения конкурсного управляющего предприятия, возможность проведения зачета требований в процедурах наблюдения и финансового оздоровления не ограничена.
В судебном заседании представители сторон поддержали свои правовые позиции по спору.
Законность судебных актов проверяется кассационным судом в обжалуемой части в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе (части 1 и 3 статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, изучив материалы дела, выслушв названных представителей, считает, что кассационные жалобы не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 6.2 договора оказания услуг, если исполнитель не исполнил или ненадлежащим образом исполнил заявку заказчика на введение ограничения режима потребления (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 27 правил № 442) исполнитель несет ответственность перед заказчиком в размере стоимости электроэнергии, переданной потребителю сверх объема (срока), указанного в заявке на введение заявленного ограничения режима потребления.
Протоколом разногласий к договору оказания услуг установлено, что стороны согласовали пункт 5.1.2 договора в редакции общества: «Заказчик дает доступ исполнителю к программе заказчика по расчету с потребителями, где содержатся данные об объеме потребления электрической энергии потребителями в жилых и многоквартирных домах».
Неисполнение обществом обязательств по оплате 125 142 135 рублей 50 копеек задолженности за услуги по передаче электрической энергии в период с 01.01.2013 г. по 30.09.2014 г. послужило основанием обращения предприятия в арбитражный суд с иском.
Пунктом 2.3 договора купли-продажи установлено, что объем потерь электроэнергии определяется в соответствии с разделом 4 договора. Расчет объемов потерь осуществляется покупателем в течение пяти дней с момента окончания расчетного периода на основании данных об объемах полученной и переданной электроэнергии. Объем потерь электроэнергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электроэнергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электроэнергии, и объемом электроэнергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к данной сети, а также переданной в другие сетевые организации (пункты 4.1, 4.2 договора купли-продажи).
Согласно пункту 5.2 договора купли-продажи покупатель до 5 числа месяца, следующего за расчетным, направляет продавцу сведения об объемах поступившей в сети покупателя электроэнергии для передачи ее абонентам и сведения об объемах фактически переданной электроэнергии абонентам, а продавец обязан в течение трех дней рассмотреть представленные документы и подписать их.
Пунктом 5.5 договора купли-продажи установлено, что оплата объема технологических потерь электроэнергии, подлежащего компенсации в сетях покупателя, производится до 15 числа месяца, следующего за расчетным, на основании акта об оказании услуг по передаче электроэнергии и счета-фактуры (пункт 5.5 договора). Договор распространяет свое действие на 2013 и 2014 годы на основании пункта 9.3 о ежегодной годичной пролонгации.
Разрешая спор, суд апелляционной инстанции руководствовался следующим.
В соответствии с пунктами 50 и 51 правил № 861 размер фактических потерь электрической энергии в электрических сетях определяется как разница между объемом электрической энергии, поставленной в электрическую сеть из других сетей или от производителей электрической энергии, и объемом электрической энергии, потребленной энергопринимающими устройствами, присоединенными к этой сети, а также переданной в другие сетевые организации. Сетевые организации обязаны оплачивать стоимость фактических потерь электрической энергии, возникших в принадлежащих им объектах сетевого хозяйства, за вычетом стоимости потерь, учтенных в ценах (тарифах) на электрическую энергию на оптовом рынке.
В силу подпункта «г» пункта 4 правил № 442 ограничение режима потребления вводится по заявлению потребителя, у которого отсутствует техническая возможность введения ограничения режима потребления самостоятельно, о введении в его отношении ограничения режима потребления, направленному в адрес гарантирующего поставщика (энергосбытовой, энергоснабжающей организации), обслуживающего этого потребителя, или в адрес сетевой организации, с которой таким потребителем заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии. Ограничение режима потребления электроэнергии в соответствии с пунктом 29 правил № 442 вводится в порядке и сроки, установленные в договоре, на основании которого осуществляется продажа электрической энергии (мощности) и (или) оказание услуг по передаче электрической энергии в отношении энергопринимающих устройств такого потребителя.
В соответствии с пунктом 26 правил № 442 исполнитель (субисполнитель), не исполнивший или ненадлежащим образом исполнивший уведомление инициатора введения ограничения о необходимости введения такого ограничения, несет ответственность перед инициатором введения ограничения в размере, равном стоимости электрической энергии (мощности), отпущенной потребителю после предполагаемой даты введения ограничения режима потребления, указанной в уведомлении. Объем отпущенной потребителю электрической энергии после предполагаемой даты введения ограничения режима потребления определяется исходя из показаний приборов учета на такую дату. Если исполнитель (субисполнитель) не снял и (или) не предоставил указанные показания приборов учета, то объем электрической энергии, отпущенной потребителю до предполагаемой даты введения ограничения режима потребления, указанной в уведомлении о необходимости введения ограничения режима потребления, определяется расчетным путем с использованием среднесуточного объема потребления данного потребителя за 3 предшествующих расчетных периода.
В силу пункта 27 правил № 442 исполнитель (субисполнитель) не несет ответственности перед инициатором введения ограничения за неисполнение или ненадлежащее исполнение уведомления о необходимости введения ограничения режима потребления в случае, если такое неисполнение или ненадлежащее исполнение произошло вследствие одного из следующих обстоятельств: отказ потребителя в доступе к энергопринимающим устройствам (объектам электросетевого хозяйства) исполнителя (субисполнителя или инициатора введения ограничения), который должен присутствовать при осуществлении им действий по самостоятельному ограничению режима потребления, и отсутствие технической возможности введения ограничения с центров питания исполнителя (субисполнителя); невозможность введения исполнителем (субисполнителем) ограничения режима потребления в соответствии с уведомлением инициатора введения ограничения о необходимости введения ограничения режима потребления вследствие получения от субъекта оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике решения об отказе в согласовании диспетчерской заявки (если такое согласование требуется согласно пункту 21 правил) или невозможность выполнения по независящим от исполнителя (субисполнителя) обстоятельствам условий, необходимых для согласования диспетчерской заявки; несоответствие уведомления инициатора введения ограничения о необходимости введения ограничения режима потребления или о возобновлении подачи электрической энергии требованиям, предусмотренным пунктами 2, 4, 5, 7, подпунктом «а» пункта 15, пунктом 16, подпунктами «а», «б» и «в» пункта 17, подпунктами «а» и «б» пункта 19, пунктами 21, 22 и 24 правил; невозможность введения исполнителем (субисполнителем) ограничения режима потребления, в том числе в указанные в уведомлении о необходимости введения ограничения режима потребления сроки, вследствие отсутствия возможности проведения организационно-технических мероприятий по обеспечению введения ограничения режима потребления, обеспечивающих соблюдение прав и законных интересов третьих лиц, в указанных в пункте 8 правил случаях; действие обстоятельств непреодолимой силы.
Таким образом, в правилах ограничения № 442 предусмотрено то, что сетевая организация не несет ответственности перед гарантирующим поставщиком за неисполнение заявки, если она (заявка) не соответствует названным требованиям.
При новом рассмотрении дела, суд апелляционной инстанции повторно в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оценил представленные в материалы дела доказательства в их взаимосвязи и совокупности и установил следующее. Стоимость услуг по первоначальному иску правомерно определена предприятием с учетом тарифов, установленных постановлениями Республиканской службы по тарифам Республики Дагестан от 26.12.2012 г. № 110 и 30.12.2013 г. № 135 (с последующими изменениями).
Поскольку спор по объему электрической энергии, переданной по сетям предприятия в течение спорного периода между сторонами отсутствует, суды сочли обстоятельства, касающиеся данного объема, установленными и соответствующими предъявленным предприятием объемам, указанным в расчете суммы иска, акте об оказании услуг по передаче доучтенной электрической энергии с 01.04.2011 г. по 30.04.2014 г., актах об оказании услуг по передаче электроэнергии за период с января 2013 года по сентябрь 2014 года.
Указанные акты подписаны обеими сторонами без разногласий, возражений и замечаний, скреплены печатями предприятия и общества. Кроме того, сторонами без замечаний и разногласий подписаны акты сверки взаимных расчетов, содержащие сведения о размере обязательств помесячно в размере, соответствующем помесячной стоимости услуг по передаче электроэнергии в объемах, указанных в актах об оказании услуг по передаче электроэнергии за период с января 2013 года по сентябрь 2014 года.
Изучив акты сверок расчетов и платежные поручения об оплате, суды пришли к выводу, что задолженность общества перед предприятием по договору оказания услуг за спорный период составляет 104 617 843 рубля 56 копеек.
Из материалов дела следует, что общество направляло предприятию заявки, в которых просило прекратить подачу электрической энергии абонентам, имеющим задолженность за потребленную электроэнергию и которые уведомлены извещениями о предстоящем прекращении подачи им электрической энергии.
Предприятие заявки на прекращение подачи электрической энергии недобросовестным абонентам не исполнило, сославшись на то, что в заявках неверно, либо совсем не указаны места расположения коммутационных аппаратов, позволяющих приостановить подачу электрической энергии конкретным потребителям. В результате неисполнения заявок данным абонентам продолжала поступать электрическая энергия, включенная предприятием в общий объем оказанных услуг по передаче электрической энергии.
Выполняя указания суда округа, апелляционный суд исследовал уведомления о введении режима ограничения потребления электрической энергии и доказательства их направления потребителям и предприятию, и пришел к выводу о том, что названные уведомления соответствуют положениям пунктов 7 и 15 правил № 442. Из протокола разногласий к договору оказания услуг следует, что общество предоставило предприятию доступ к программе по расчету с потребителями, в которой содержатся все необходимые сведения для прекращения подачи электрической энергии недобросовестным абонентам. В подтверждение данного обстоятельства общество в материалы дела представило абонентские карты потребителей, которые содержат исчерпывающий перечень данных, позволяющих определить места расположения коммутационных аппаратов и прекратить подачу электрической энергии конкретным потребителям.
При таких обстоятельствах апелляционный суд сделал обоснованный вывод о том, что у предприятия отсутствовали основания для неисполнения заявок на прекращение подачи электрической энергии абонентам, имеющим задолженность за потребленную электроэнергию, со ссылкой на несоответствие уведомления требованиям правил № 442.
В соответствии с актами компенсации потерь в электрических сетях предприятия за период с января 2013 года по сентябрь 2014 года, счетами-фактурами и актами сверки расчетов, объем электроэнергии, подлежащий приобретению в целях компенсации потерь в электрических сетях, составляет 91 402 903 рубля 74 копейки. Задолженность предприятия перед обществом согласно акту сверки расчетов на 01.01.2013 г. составляет 14 941 409 рублей 52 копейки, за спорный период предприятием уплачено обществу 30 млн рублей. Акты компенсации потерь подписаны сторонами без разногласий и возражений, претензий в установленном порядке предприятие не направляло. Таким образом, по состоянию на 01.10.2014 г. задолженность предприятия перед обществом составила 76 344 313 рублей 26 копеек, которая правомерно взыскана судебными инстанциями.
Доводы предприятия о том, что неисполнение заявок на ограничение подачи электроэнергии не является основанием для уменьшения долга, не опровергают выводов суда апелляционной инстанции. Предприятие не обосновало несоответствие представленных обществом заявок на введение ограничения режима потребления требованиям законодательства. Довод о том, что наличие договорного условия о предоставлении доступа к базе данных не свидетельствует о фактическом предоставлении такого доступа, приведен без ссылки на его подтверждение допустимыми доказательствами. Ссылка предприятия на принятие судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств без обоснования невозможности их предоставления в суд первой инстанции и не предоставлении достаточного времени для ознакомления с ними отклоняется судом кассационной инстанции, поскольку согласно разъяснениям, приведенным в абзаце пятом пункта 26 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.05.2009 № 36 «О применении Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел в арбитражном суде апелляционной инстанции», принятие судом апелляционной инстанции дополнительных доказательств не может служить основанием для отмены принятого им постановления. Как усматривается из материалов дела, предприятию предоставлено время для ознакомления с представленными документами для чего объявлялся перерыв в судебном заседании.
Довод общества о том, что если права кредиторов не затрагиваются и отсутствуют возражения конкурсного управляющего предприятия, возможность проведения зачета требований в процедурах наблюдения и финансового оздоровления не ограничена, отклоняется. Прекращение обязательств должника путем зачета не допускается, если при этом нарушается очередность требований кредиторов, установленная законом. Довод о нарушении прав зачетом приведен кредитором предприятия ОАО «Дагэнергосеть» в его кассационной жалобе, исследован при новом рассмотрении дела апелляционным судом и правомерно отказано в проведении зачета. Несогласие заявителей кассационных жалоб с соответствующими выводами апелляционного суда связаны с иной оценкой установленных по делу обстоятельств и иным пониманием ими норм права, что не свидетельствует о судебной ошибке и не является основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Основания для отмены или изменения апелляционного постановления по доводам кассационной жалобы отсутствуют.
Нарушения норм процессуального права, предусмотренные частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора не установлены.
Определением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 12.09.2016 г. предприятию предоставлена отсрочка уплаты государственной пошлины в размере 3 тыс. рублей до окончания рассмотрения кассационной жалобы. С учетом рассмотрения жалобы с предприятия надлежит взыскать государственную пошлину в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Северо-Кавказского округа
Взыскать с муниципального унитарного предприятия «Каспийские электрические сети «Каспэнерго»» в доход федерального бюджета 3000 рублей государственной пошлины по кассационной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.