если страны разрывают дипломатические отношения
Что последует за прекращением миссии России в НАТО и как теперь будут строиться отношения с Альянсом
Россия приостанавливает работу своего представительства при НАТО. В Москве будет прервана деятельность военной миссии Альянса и его информационного бюро. Это ответ на сокращение миссии России при НАТО.
Научный сотрудник Института США и Канады Александра Филиппенко и генеральный директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов рассказали Настоящему Времени, с чем они связывают очередное обострение отношений между Россией и НАТО и какими будут дальше отношения Москвы и стран-участниц Североатлантического альянса.
Александра Филиппенко: «Этот шаг России играет на руку нынешней американской администрации»
Александра Филиппенко о прекращении миссии НАТО в России
No media source currently available
— Как вы думаете, насколько закрытие представительства России при НАТО и военной миссии НАТО в Москве связано с прозвучавшими заявлениями, что двери в НАТО для Украины и Грузии открыты?
— Конечно, для России в целом отношения с НАТО никогда не имели успешных дипломатических последствий. Очень правильно один из экспертов уже отметил, что ничего особенно, наверное, не изменится. Конечно, один из болезненных для России вопросов, то, что Кремль беспокоит больше всего, – это пресловутое расширение НАТО на Восток. Это та бесконечная фраза, которую мы слышали постоянно на протяжении конца 1990-х – начала 2000-х годов.
Поскольку мы знаем, что Организация стран Варшавского договора, в которую входили страны, подконтрольные Советскому Союзу в период холодной войны, была расформирована, распалась вместе с крахом Советского Союза, а НАТО – это организация, которая была создана противоборствующей Организации Варшавского договора, она продолжает существовать.
— Можно ли утверждать, что чем быстрее Россия рвет отношения с НАТО, тем быстрее в Альянс возьмут Украину и Грузию?
— Да, отчасти. Во-первых, мы понимаем, что дипломатия требует переговоров. И в любом случае выход из переговоров, даже из самых сложных, – это, конечно, должно было бы быть последним шагом, последним этапом. И одновременно еще нужно уточнить, что такой шаг России удивительным образом на руку играет Джо Байдену, президенту США. Потому что, если мы вспомним, Дональд Трамп, которого так пытались поддерживать из Москвы, заявлял о том, что США вообще могут выйти из Альянса. Он говорил, что страны-участницы НАТО – нахлебники и не вкладывают достаточно денег в работу Альянса.
А сейчас на первых строчках [газеты] The New York Times, даже мне пришло оповещение среди ночи, когда пришло заявление о том, что Россия разрывает дипломатические отношения с НАТО, – о визите замгоссекретаря Нуланд The New York Times не писали, о восстановлении российско-американских отношений, а вот об усложнении российско-американских отношений сейчас очень много говорят. И НАТО снова теперь в глазах американцев будет показывать большую эффективность и необходимость для обеспечения безопасности. Поэтому удивительным образом этот шаг России играет вполне на руку нынешней американской администрации.
— А вообще можно ли говорить, что теперь совсем никаких контактов по линии взаимодействия Россия – НАТО не будет?
— Нет. Во-первых, Россия остается в дипломатических отношениях со всеми странами-участницами НАТО. Конечно, в любом случае вопросы общей безопасности так или иначе обсуждаются. Такие яркие дипломатические шаги, конечно, посылают очень серьезные сигналы, очень усложняют отношения, но одновременно нужно помнить, что после Женевы сейчас происходят переговоры о так называемой стратегической стабильности между Россией и США: все, что касается вооружения, все, что касается кибербезопасности, так или иначе сейчас это обсуждается. Поэтому да, это усложнит отношения.
Но, возвращаясь к началу, стоит сказать, что отношения России с НАТО никогда не были особенно успешными. Поэтому это, к сожалению, еще один знак усложнения российско-американских отношений. И такой яркий шаг со стороны российского МИДа, который посылает определенные сигналы, просто усложняет отношения, которые и так непростые. А изменения здесь вряд ли какие-то последуют.
— А зачем вообще делать этот шаг? Учитывая, что есть двусторонние отношения у России и США, у России и других стран, зачем все это нужно?
— Это символический жест, который действительно ничего особенно не изменит, наверное, но тем не менее вызывает большую волну обсуждений, в том числе даже мы с вами сейчас это обсуждаем. В целом отношения России и США сейчас и так уже находятся на таком низком уровне, мы уже устали говорить о том, что это холодная война 2.0, но действительно, мы находимся примерно в подобной ситуации.
В любом случае любые контакты очень важны. Даже, опять же повторюсь, визит замгоссекретаря Нуланд – это очень важно для российско-американских отношений, продолжение переговоров о вооружении – это очень важно. И такие шаги только усложняют нынешнюю сложившуюся ситуацию. Для США в целом это не так важно, но тем не менее это такой дипломатический сигнал.
Андрей Кортунов: «После какой-то паузы стороны начнут искать иные форматы взаимодействия»
— Решение о закрытии российского представительства НАТО в Брюсселе – это исторический шаг, но в России шли к нему достаточно давно, с осени 2008 года, когда страна НАТО впервые заморозила работу совета Россия-НАТО в ответ на известные события в регионе Южного Кавказа (российско-грузинская война в Южной Осетии – НВ).
Тогда работа совета была достаточно оперативно возобновлена, но в 2014 году было принято решение о прекращении военного сотрудничества между НАТО и Россией в связи с событиями в Украине и аннексией Крыма. И тогда это решение было интерпретировано Западом как отказ от любых контактов между российскими и натовскими военными.
Примерно три с половиной – четыре года совет Россия-НАТО вообще не работал. Потом его работа была частично восстановлена, но она свелась к фактически формальным встречам, на которых стороны излагали свои официальные позиции. Поскольку эти встречи были не очень продуктивными, то Россия после отъезда российского посла в НАТО Глушко просто не назначила нового посла НАТО в Брюсселе. НАТО неоднократно призывало Россию все-таки его назначить, но при этом не торопилось восстановить военное измерение взаимодействия России и НАТО.
А после последнего решения о высылке российских дипломатов стало ясно, что совет Россия-НАТО в качестве полноценного органа работать уже не будет, по крайней мере в обозримом будущем. Ну и, по всей видимости, это и спровоцировало нынешнее, достаточно резкое решение уже с российской стороны.
Я сам несколько лет участвовал в попытках восстановления диалога между Россией и НАТО. Были разные варианты, разные алгоритмы. Мы с нашими коллегами из экспертного сообщества неоднократно выходили с предложениями, как это сотрудничество можно реализовать. Но, в общем, успеха мы не имели. И для себя я сделал вывод, что, скорее всего, дело идет к тому, чтобы этот диалог был полностью прекращен.
Сейчас разрабатывается новая военная стратегия, скорее всего, в следующем году она будет приниматься. Очевидно, что в Брюсселе возобладали те силы, которые бы хотели «перевернуть страницу» в отношениях Россия-НАТО и начать новую главу.
Несколько каналов взаимодействия все еще есть. Есть двусторонние, с основными странами-членами Альянса, прежде всего с Соединенными Штатами. Как вы знаете, сейчас идут российско-американские консультации по целому ряду направлений, включая стратегическую стабильность. Есть контакты с британскими коллегами и с некоторыми другими членами Альянса.
В многостороннем плане самой перспективной структурой сейчас, наверное, остается ОБСЕ, и в рамках ОБСЕ можно обсуждать некоторые вопросы, которые касаются мер укрепления в военной области. Но при этом нынешнее взаимодействие между Россией и НАТО вряд ли что-то может изменить. И я думаю, что после какой-то паузы стороны начнут искать иные форматы взаимодействия.
Может быть, например, создана какая-то рабочая группа по управлению кризисами между РФ и НАТО. Будет создана какая-то структура, которая, может быть, будет и не такая полезная, как совет Россия-НАТО, но которая будет выполнять функции обмена информацией и снижения рисков неконтролируемой эскалации конфликта в случае возникновения каких-то кризисов. Без этого, я думаю, нам не обойтись.
Регламент установления и разрыва дипотношений между странами. Справка
Порядок установления дипломатических отношений, аккредитования главы дипломатического представительства и прекращения его функций устанавливает Венская конвенция о дипломатических сношениях, принятая 18 апреля 1961 года в Вене на Конференции ООН по дипломатическим сношениям и иммунитетам (вступила в силу 24 апреля 1964 года).
В соответствии со Статьей 2 Венской конвенции установление дипломатических отношений между государствами и учреждение постоянных дипломатических представительств осуществляются по взаимному согласию. Первым шагом к установлению дипломатических отношений является признание де-факто или де-юре того или иного государства и его правительства со стороны другого государства.
Установление дипломатических отношений происходит в результате переговоров между представителями заинтересованных государств непосредственно или через дипломатических представителей третьих государств и оформляется в виде обмена посланиями, письмами, нотами между главами государств и правительств или министрами иностранных дел. Стороны договариваются о самом факте установления дипломатических отношений, уровне дипломатических представительств (посольство или миссия), дате вступления в силу соглашения, сроке и порядке его опубликования.
Разрыв дипломатических отношений предпринимается по инициативе какого-либо государства, которое официально объявляет о прекращении дипломатических отношений с другим государством. Обычно разрыв дипломатических отношений сопровождается отзывом дипломатических представителей. Факт отзыва дипломатических представителей не означает разрыва дипломатических отношений, если об этом прямо не указано в заявлении отзывающего государства.
Разрыв дипломатических отношений происходит в случаях возникновения между государствами вооруженного конфликта, утраты одним из государств-контрагентов международной правосубъектности (например, при слиянии с другим государством), социальной революции, сопровождающейся кардинальным изменением системы государственности, а также в случае смены правительства неконституционным путем. Причиной разрыва дипломатических отношений может быть враждебная политика одного государства в отношении другого, совершение каких-либо действий, исключающих нормальную работу дипломатических представительств и др.
Уставом ООН предусматривается возможность разрыва дипломатических отношений в соответствии с решением Совета Безопасности в качестве меры воздействия (санкции) на государство, виновное в создании угрозы международному миру.
Разрыв дипотношений осуществляется посредством официального заявления или издания специального нормативного акта, исходящего от высших органов государственной власти страны. Со своей стороны государство пребывания согласно ст. 44 Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. независимо от причины разрыва должно оказывать необходимое содействие для скорейшего выезда со своей территории дипломатического персонала представительства и членов семей дипломатов, а также других лиц, пользующихся привилегиями и иммунитетами, независимо от их гражданства.
Конвенция, кроме того, устанавливает, что в случае разрыва дипломатических отношений между двумя государствами, страна пребывания дипломатического представительства должна даже в случае вооруженного конфликта охранять помещения представительства вместе с его имуществом и архивами.
В дополнение к этому Венской конвенцией о консульских сношениях 1963 года специально оговаривается, что разрыв дипломатических отношений не влечет за собой автоматического разрыва консульских отношений.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Если страны разрывают дипломатические отношения
11. Билет №11.
11.1. Дипломатические отношения и порядок их установления. Приостановление, пре-кращение (разрыв) дипломатических отношений.
Дипломатическое взаимодействие государств требует установления между ними формы официальных отношений. Такие отношения, именуемые дипломатическими, устанавливаются с их взаимного согласия и осуществляются в соответствии с нормами международного права и утвердившейся практикой международного общения. Первым шагом к этому обычно является признание одним гос-вом другого, которое могло возникнуть в результате того или иного события: национально-освободительной борьбы, социальной революции, объединения государств или разделения существующего гос-ва на ряд самостоятельных..
Международное право устанавливает две основные формы признания: де-факто и де-юре.
Признание де-факто является официальным, хотя и неполным, своего рода «полупризна-нием». Оно предполагает ограниченные политические контакты, торговые связи, возмож-ность решения конкретных вопросов, например, консульских.
Признание де-юре является официальным признанием в полном объёме. Оно создаёт правовую основу для установления дипломатических отношений.
Обе формы признания могут быть выражены явно, т.е. путём заявления со стороны при-знающего гос-ва или направления признаваемой стороне специального документа. Однако признание может быть и молчаливым, когда действия признающей стороны не могут быть истолкованы иначе как признание. Так, признание гос-ва де-юре подразумевается в случае официального выражения признающей стороной желания установить с ним дипломатиче-ские отношения.
Однако отсутствие признания де-юре или де-факто не означает, что между обоими гос-вами исключаются вообще какие-либо отношения. Иногда требуется решать возникающие между ними различными практические вопросы и даже вести переговоры с участием официальных представителей. Такие фактические отношения нередко имеют место в течение достаточно длительного времени. Иногда они носят кратковременный характер. Это породило ещё одну форму признания — признание «ad hoc», что означает «к этому», «для данного случая».
Что касается акта, которым устанавливаются дип отношения, то он может представлять собой обмен нотами, телеграммами на самом высоком гос уровне или между министрами ИД, подписание соглашения, согласование совместного коммюнике или иной, устраиваю-щий обе стороны официальный акт.
Дипломатические отношения могут быть приостановлены или разорваны по инициативе одной из сторон под предлогом каких-то чрезвычайных обстоятельств. Они прекращаются в случае войны между бывшими партнёрами. В таких случаях представительство интересов каждой из воюющих сторон могут принять на себя третьи страны. Дип отношения прекра-щаются также в том случае, если один из партнёров теряет свою правосубъектность как са-мостоятельное, суверенное государство.
11.2. Российское посольство, его задачи и функции.
Основными задачами и функциями Посольства являются:
— обеспечение национальных интересов, реализация внешнеполитического курса РФ в го-сударстве пребывания
— выполнение поручений Президента РФ, Правительства РФ, МИДа России, а также согласованных с МИДом России поручений других федеральных органов гос. власти и запросов органов гос. власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций. Поручения федеральных органов исполнительной власти и запросы органов гос. власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций Посольству только через МИД РФ
— сбор информации о государстве пребывания, анализ отношений РФ с государством пре-бывания, его внешней и внутренней политики, положения в системе МО, а также изуче-ние деятельности других государств, межд организаций и союзов в регионе, в котором расположено государство пребывания
— информирование в установленном порядке Президента РФ, Правительства РФ, МИДа России, других федеральных органов исполнительной власти по вопросам внешней и внутренней политики государства пребывания и внесение в установленном порядке предложений по развитию отношений РФ с государством пребывания, обеспечению ин-тересов РФ в соответствующем регионе и мире в целом
— обеспечение дипломатическими средствами развития сотрудничества РФ с государством пребывания в политической, торгово-экономической, научно-технической, культурной и других областях, представляющих взаимный интерес, оказание содействия гос органам и при необходимости общественным объединениям и представителям деловых кругов РФ в установлении контактов с гос органами, представителями общественных объединений и деловых кругов государства пребывания
— получение в установленном порядке от федеральных органов гос власти, органов гос власти субъектов РФ, органом местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций документов, справочных и иных материалов, необходимых для решения вопросов, входящих в компетенцию посольства, передача в установленном порядке информации указанным органам, предприятиям, учреждениям и организациям
— участие в подготовке проектов международных договоров РФ с государством пребыва-ния, предложений о заключении, выполнении, прекращении и приостановлении действия договоров, осуществление контроля за выполнением двусторонних договоров РФ с государством пребывания, а также многосторонних договоров в части отношений РФ с государством пребывания
— защита в государстве пребывания прав и интересов граждан и юридических лиц РФ с учётом законодательства пребывания
— поддержание контактов с органами гос власти государства пребывания, внешнеполити-ческим и другими ведомствами, обществ. объединениями, деловыми, научными и куль-турными кругами, СМИ, представителями дипл корпуса в государстве пребывания
— выполнение консульских функций, общее руководство деятельностью конс.учреждений РФ в государстве пребывания, содействие установлению и развитию связей и контактов с проживающими в нем соотечественниками
— распространение в гос-ве пребывания официальной информации о внешней и внутр по-литике РФ, её соц-эк, культурной и духовной жизни,
— участие в подготовке и осуществлении межгос обменов на высшем и высоком уровне, а также визитов официальных делегаций, включая делегации Фед. Собранеия РФ
— согласование по поручению МИДа РФ вопросов направления делегаций и представите-лей федеральных органов гос власти и органов гос власти субъектов РФ в гос-во пребы-вания
— защита имущественных прав и интересов РФ в гос-ве пребывания
— осуществление необходимых мер по обеспечению безопасности посольства, его сотруд-ников и членов их семей, организация в условленном порядке действия загранучрежде-ний РФ и российских граждан в гос-ве пребывания в условиях чрезв ситуаций и руково-дство их действиями
— представительство и защита в гос-ве пребывания на основе соответствующих междуна-родных договорённостей интересов третьих гос-в и их граждан.
12. Билет №12.
12.1. Особенности, дополнительные задачи и функции российских консульских загра-нучреждений, содержащиеся в «Положении о Консульском учреждении РФ».
Консульское учреждение (КУ) РФ является гос органом внешних сношений РФ, осуще-ствляющим в пределах соответствующего консульского округа на территории государства пребывания консульские функции от имени РФ. КУ открывается по решению Правительства РФ на основании между договора РФ с соответствующим иностранным государством. КУ входит в систему МИДа РФ. В государстве пребывания КУ подчинено главе дип представительства РФ.
КУ в зависимости от класса подразделяются на генеральные консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства. Консульские функции выполняются также дип-представительствами РФ, в составе которых для этих целей могут создаваться консульские отделы. КУ, его сотрудники и члены их семей пользуются в гос-ве пребывания привилегия-ми и иммунитетами в соответствии с международным правом и законодательством гос-ва пребывания.
Задачи и функции КУ:
— защита в гос-ве пребывания прав и интересов РФ, граждан РФ и российских юридиче-ских лиц
— содействие развитию торговых, эк-ких, культурных и научных связей между РФ и гос-вом пребывания, дружественных отношений между ними
— выяснение всеми законными путями условий и событий в торговой, эк-кой, культурной и научной жизни гос-в пребывания, информирование о них МИДа России, диппредставительства РФ в гос-ве пребывания и внесение в установленном порядке предложений по развитию отношений РФ с гос-вом пребывания
— распространение в консульском округе официальной информации о внешней и внутрен-ней политике РФ, её соц-эк, культурной и духовной жизни
— поддержание и развитие контактов с компетентными органами в пределах консульского округа, а также с общ. объединениями, представителями деловых, научных и культурных кругов, СМИ
— оказание помощи и содействия гражданам РФ и российским юр лицам
— осуществление паспортно-визового обслуживания в соответствии с законодательством РФ
— осуществление в пределах своей компетенции нотариальных действий, гос регистрации актов гражданского состояния, функций по вопросам гражданства, установления опеки и попечительства, легализации документов, функций в отношении наследства с соблюдением законодательства гос-ва пребывания
— представительство или обеспечение надлежащего представительства граждан РФ в су-дебных и иных учреждениях гос-ва пребывания, если в связи с отсутствием или по дру-гим причинам такие граждане не в состоянии своевременно осуществить защиту своих прав и интересов
— осуществление соответствующих функций в отношении находящихся в пределах кон-сульского округа на территории гос-ва пребывания морских и речных судов под Гос фла-гом РФ, военных кораблей, и военно-вспомогательных судов РФ, воздушных судов, зарегистрированных или учтённых в РФ, и их экипажей, оказание помощи таким судам и кораблям и и х экипажам с соблюдением законодательства гос-ва пребывания
— осуществление в пределах своей компетенции функций по вопросам правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам с соблюдением законодательства гос-ва пребывания
— ведение в установленном порядке учёта находящихся в пределах консульского округа граждан РФ
— принятие мер по розыску пропавших без вести в пределах консульского округа граждан РФ
— оказание содействия гражданам РФ, находящимся в пределах конс округа, в реализации избирательных прав и права на участие в референдуме
— содействие установлению и развитию связей с соотечественниками, проживающими в пределах консульского округа
— обеспечение безопасности КУ, его сотрудников и членов их семей, принятие необходи-мых мер по обеспечению безопасности граждан РФ в условиях чрезв ситуаций в преде-лах консульского округа
— принятие мер по учёту, обеспечению сохранности. Благоустройству российских воинских и гражданских захоронений, установленных на них памятников, памятных знаков и мемориальных сооружений в пределах конс округа
— участие в подготовке и обеспечении межгос обменов и визитов офиц делегаций
— формирование банков данных по зак-ву гос-ва пребывания и фирмам гос-ва пребывания, заинтересованным в сотрудничестве с российскими партнёрами, оказание на платной ос-нове информационно-консульских услуг, не запрещённых зак-вом гос-ва пребывания
12.2. Структура и организация работы российского посольства.
Посольство возглавляется Чрезвычайным и Полномочным Послом РФ в иностранном го-сударстве (далее именуется — Посол), являющимся высшим официальным представителем РФ, аккредитованным в государстве пребывания.
Посол представляет РФ, непосредственно руководит работой Посольства, несёт персо-нальную ответственность за выполнение возложенных на Посольство задач и осуществление им функций, определяет в соответствии с нормативными актами МИДа России структуру Посольства, распределяет должностные обязанности между его сотрудниками.
Основные права и обязанности посла регламентируются Положением о Чрезвычайном и Полномочном После РФ в иностранном государстве.
В случае отсутствия После в государстве пребывания его функции исполняет Временный поверенный в делах РФ, назначаемый в установленном порядке из числа старших дип. Сотрудников посольства.
Обеспечение безопасности посольства, его сотрудников и членов их семей, организация защиты государственной и иной охраняемой законом тайны, распоряжение кредитами, орга-низация работы персонала и взаимодействия подразделений посольства осуществляются по-слом непосредственно или назначаемым им старшим дипломатическим сотрудником.
Штатное расписание посольства утверждается в установленном порядке МИДом России.
Права и обязанности сотрудников посольства определяются законодательством РФ, нор-мативными актами МИДа России, должностными инструкциями. Сотрудники посольства обязаны выполнять приказы и указания посла, а в его отсутствие — Временного поверенного в делах РФ.
В посольстве могут создаваться отделы или группы по направлениям: внешней политики, внутренней политики, двусторонних отношений, экономической работы, другие отделы или группы.
Работа посольства строится на основе квартальных или полугодовых планов, составляе-мых с учётом МИДа России.
Назначение в штат посольства, а также перемещение и замена сотрудников осуществля-ются в порядке, установленном МИДом России. При назначении на старшие дипломатиче-ские должности посольства (советник и выше) учитывается мнение посла.
В состав посольства могут включаться в установленном порядке представители иных фе-деральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений.
Условия их направления, назначения, деятельности и отзыва определяются в установлен-ном порядке МИДом России совместно с соответствующими федеральными органами ис-полнительной власти и российскими государственными учреждениями.
При посольстве может функционировать в соответствии с нормативными актами МИДа России общеобразовательная школа.
В соответствии с законодательством РФ в посольстве не могут образовываться структуры политических партий, религиозных, общественных объединений, за исключением профес-сиональных союзов.
Виды виз: а) дипломатическая, служебная, обыкновенная, транзитная и виза временного проживающего лица; б) однократная, двукратная и многократная, а срок ее действия может быть продлен во время пребывания иностранного гражданина в России; в) въездные (на ра-боту или учебу на период свыше 1-го года или на постоянное жительство. Срок действия не превышает 3-х месяцев со дня выдачи), въездные-выездные (выдаются въезжающим в Рос-сию на период более 1-го года), выездные-въездные (выдаются въехавшим в Россию на пе-риод более 1-го года и выезжающим из России окончательно), транзитные. Существуют также групповые визы.
Иностранные граждане и лица без гражданства, получившие вид на жительство в РФ въезжают и выезжают из РФ на основании действительных документов, удостоверяющих их личность, а также вида на жительство и на основании проездного документа беженца.
Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в России обязаны выехать из страны, в противном случае они подлежат депортации.
Въезд в РФ иностранному гражданину и лицу без гражданства не разрешен в случае, если эти граждане нарушили правила пересечения госграницы РФ, таможенные правила или санитарные нормы, использовали подложные документы либо сообщили заведомо ложные сведения о себе или о цели своего пребывания в России, имеют не снятую или не погашенную судимость, два или более раза в течение трех лет привлекались к административной ответственности в соответствии с российским законодательством, а также в период своего предыдущего пребывания в России или при выезде из России не сдали миграционную карту или уклонились от уплаты налога или административного штрафа.
Въезд в РФ иностранному гражданину и лицу без гражданства не разрешается в случае, если это необходимо в целях обеспечения обороноспособности, безопасности государства, общественного порядка, здоровья населения, если этими гражданами не был предоставлен полис медицинского страхования, действительный на территории России, за исключением сотрудников диппредставительств и консульских учреждений иностранных государств, а также сотрудников международных организаций.
Во въезде в РФ может быть отказано и в том случае, если въезжающий в Россию граж-данин не смог подтвердить наличие средств для проживания на территории страны и после-дующего выезда из РФ или же не смог предъявить гарантий предоставления таких средств. Въехать в Россию также будет отказано гражданам в отношении которых принято решение о нежелательности пребывания (проживания) на территории РФ.
Нововведения касаются и порядка пересечения границ РФ гражданами России. В частно-сти, не рассматривается как выезд и въезд в РФ пересечение россиянином и иностранцем в течение срока действия имеющейся у него визы госграницы при следовании с одной части территории РФ на другую ее часть через территорию иностранного государства в режиме транзитного проезда, либо при следовании на российских судах через исключительную эко-номическую зону РФ, или через открытое море без захода в иностранные порты.
В законе оговорено, что в случае если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявят о своем несогласии на выезд из РФ несовершеннолетнего гражданина России, то вопрос о возможности его выезда из РФ решается в судебном порядке.
13.2. Положение о посольстве РФ.
1. Посольство (П) РФ является гос органом внешних сношений РФ, осуществляю-щим представительство РФ в гос-ве пребывания. П учреждается по решению Правит-ва РФ в связи с установлением на основании указа През-та РФ дип отношений с соответствующим иностр-ным гос-вом на уровне посольств. П входит в систему МИД РФ.
2. П осуществляет свою деят-ть в соответствии с Конституцией РФ, Фзаконами, указами и распоряжениями През-та РФ, постановлениями и распоряжениями Прав-ва РФ, Положением о МИД РФ, Положением о Чрезвычайном и Полномочном После РФ в ино-странном гос-ве, настоящим Положением, нормативными актами и указаниями МИДа РФ, а также Венской конвенцией о дип сношениях и другими применимыми нормами МП.
3. П обеспечивает проведение единой полит линии РФ в отношениях с гос-вами пребывания и в этих целях осуществляет в установленном порядке координацию деят-ти и контроль за работой находящихся в гос-ве пребывания представительств федеральных орга-нов исполнительной власти, российских гос-ных учреждений, орг-ций и предприятий, их делегаций и групп специалистов, а также представительств субъектов РФ, открываемых в установленном порядке на территории отдельных субъектов, административно-террит-ных образований.
Указанные представительства, делегации и группы специалистов оказывают П-ву содей-ствие в осуществлении его ф-ций, в установленном порядке информируют П о своей деят-ти.
4. На здании П или его территории поднимается Гос флаг РФ, устанавливается щит с изображением Гос герба РФ и надписью «П РФ в (наименование ин-го гос-ва)» на русском языке и гос языке/ках гос-ва пребывания. Гос символика РФ используется с учетом протокольной практики гос-ва пребывания.
5. П, его сотрудники и члены их семей пользуются в гос-ве пребывания привиле-гиями и иммунитетами в соответствии с МП и закон-вом гос-ва пребывания. Сотрудники П и члены их семей обязаны уважать законы, административные правила, а также традиции и обычаи гос-ва пребывания, воздерживаться от любых действий, которые могут быть истол-кованы как вмешат-во во внутренние дела гос-ва пребывания.
14.2. Положение о Чрезвычайном и Полномочном После РФ.
I Общие положения
1. ЧПП РФ в ин-ном гос-ве (далее именуется Посол) является высшим офиц-ным пред-ставителем РФ, аккредитованным в гос-ве пребывания.
Посол обеспечивает дип средствами проведение внешнеполит-го курса РФ, защиту нац-х интересов, суверенитета, безопасности, территориальной целостности РФ, прав и интересов ее граждан и рос-ких юр-х лиц в гос-ве пребывания.
2. Посол назначается и отзывается по предложению Мининдел РФ Президентом РФ по-сле консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Фед Собрания РФ. Послом может быть гражданин РФ, способный по своим профессион-м и личным каче-ствам, образованию и состоянию здоровья выполнять возложенные на него обяз-ти.
3. В своей деят-ти Посол руководствуется Конституцией РФ, ФЗ-ми, указами и распоря-жениями През-та РФ, постан-ми и распор-ми Правит-ва РФ, Положением о МИД РФ, Поло-жением о П-ве РФ, настоящим Положением, Венской конвенцией и др.
4. Посол возглавляет П РФ в гос-ве пребывания, непосредственно руководит работой П-ва, определяет его структуру в соот-вии с нормативными актами МИДа РФ, распределяет должностные обяз-ти между сотруд-ми П-ва. Посол несет персональную ответ-ть за выпол-нение возложенных на П-во задач и осущ-е им ф-ций, отчитывается перед МИДом за выпол-нение указаний и поручений.
5. В случае отсутствия Посла в гос-ве пребывания его ф-ции исполняет Временный пове-ренный в делах РФ, назначаемый из числа старших дип сотруд-ков П-ва.
6. Посол обеспечивает проведение единой внешнеполит-кой линии РФ и осуществляет координацию деят-ти и контроль за работой находящихся в гос-ве пребывания иных пред-ставительств РФ. Руководители представительств, делегаций и групп специалистов обязаны согласовывать свою деят-ть с Послом, оказывать Послу содействие в осуществлении его полномочий, информир-ть Посла о своей деят-ти.
7. Основными обяз-ми Посла являются:
— выполнение поручений През-та РФ, Прав-ва РФ, МИДа России, а также согласо-ванных с МИДом РФ поручений других фед-х органов гос власти;
— информирование в установленном порядке През-та РФ, Прав-ва РФ, МИДа РФ по вопросам внешней и внутренней политики гос-ва пребывания и внесение в установленном порядке предложений по развитию отношений РФ с гос-вом пребывания, обеспечению интересов РФ в соответствующем регионе и мире в целом;
— обеспечение развития сотруд-ва РФ с гос-вом пребывания в областях, представ-ляющих взаимный интерес, оказание содействия гос органам;
— участие в подготовке проектов международных договоров РФ с гос-вом пребы-вания, осуществление контроля за их выполнением;
— ведение работы по защите в гос-ве пребывания прав и интересов граждан РФ и рос-ких юр-ких лиц с учетом зак-ва гос-ва пребывания;
— участие в подготовке и осущ-нии межгос. обменов на высшем и высоком уровне;
— осущ-ние общего рук-ва деят-ю консульских учреждений РФ в гос-ве пребыва-ния;
— защита права собственности РФ на принадлежащее ей имущество в гос-ве пре-бывания, обеспечение его сохранности и рационального использования;
— проведение работы с персоналом П-ва;
— принятие необходимых мер к тому, чтобы в гос-ве пребывания обеспечивались привилегии и иммунитеты, предоставляемые П-ву, его сотруд-кам и членам их семей;
— орган-ция защиты гос и иной охраняемой законом тайны;
— обеспечение рационального расходования гос ср-в, выделяемых П-ву;
— обеспеч-е необходимых условий для работы персонала П-ва.
III Основные права Посла
8. Посол для выполнения обяз-тей имеет право:
— вести переговоры и по поручению соответственно През-та РФ, Прав-ва РФ, МИ-Да РФ подписывать межд-ные договоры РФ с гос-вом пребывания, а также участвовать в межд-ных конференциях, встречах;
— вносить в установленном порядке на рассмотрение През-та РФ, Прав-ва РФ, МИДа России предложения по вопросам двусторонних отн-ний с гос-вом преб-я и деят-ти П-ва;
— получать от фед-х органов гос власти, органов гос власти субъектов РФ, органов местного самоуправ-я, а также рос-ких предприятий, учрежд-й и орг-ций документы, спра-вочные и иные материалы, необходимые для решения вопросов, входящих в компетенцию П-ва, передавать в информацию указанным органам;
— приостанавливать исполнение решений и предотвращать действия в гос-ве пре-бывания представителей фед-х органов исполнительной власти, органов гос власти субъек-тов РФ, рос-ких го учрежд-й, орг-ций и пред-тий, в случае если такие решения и действия не отвечают интересам РФ; о принятых мерах Посол уведомляет МИД РФ;
— выезжать в случае необх-ти и с согласия МИДа РФ в кратковременные служебные ко-мандировки за пределы гос-ва пребывания;
— производить в случае необх-ти перераспред-е утвержденных годовых ассигнова-ний по статьям сметы П-ва в порядке, установленном МИДом РФ;
— вносить в МИД РФ предложения о представлении особо отличившихся сотруд-ков П-ва к награждению гос наградами РФ и присвоении почетных званий РФ, о повышении в ранге и должности дип сотруд-ков П-ва, о продлении сроков работы за границей дип и админ-технич-х сотруд-ков П-ва, замещающих гос должности федер-ной гос службы, а также о наложении на них дисциплинарных взысканий;
— издавать приказы о поощрении админ.-технич-х сотруд-ков П-ва, занимающих должности, не отнесенные к гос должностям, и наложении на них дисциплинарных взыска-ний, о приеме на работу и увольнении с работы, об отпусках и командировках сотруд-ков, принятых на месте, а также по другим вопросам;
— решать вопросы о досрочном прекращении в необх-х случаях работы сотруд-ков П-ва, находящихся в гос-ве пребывания иных представительств РФ;
— решать вопросы, связанные с кратковременными выездами в РФ, а также в дру-гие страны сотруд-ков П-ва и членов их семей, находящихся в гос-ве преб-я;
— пользоваться другими правами в соответ-и с зак-вом РФ, нормами МП, законо-дат-вом гос-ва пребывания.
15. Билет №15.
15.1. Дипломатические представительства, постоянные представительства при между-народных организациях, специальные миссии. Их характеристика и функции.
В систему МИД входят загранпредставительства, т.е. дипломатические представитель-ства и консульские учреждения России, ее представительства при международных (межгосу-дарственных, межправительственных) организациях, представительства министерства на территории РФ, а также подведомственные министерству предприятия, учреждения и орга-низации, созданные для обеспечения его деятельности на территории России.
Загранпредставительства условно можно разделить на три категории:
1. дипломатические представительства, т.е. представительства одного государства в другом;
2. представительства в международных (межгосударственных, межправительственных) организациях;
3. непостоянные или специальные миссии, т.е. выполняющие специальное поручение или представительскую функцию.