если субсидии относятся к амортизируемым активам они

Имущество, приобретенное на средства субсидии, амортизируется в общеустановленном порядке

если субсидии относятся к амортизируемым активам они
SergeyNivens / Depositphotos.com

Минфин России рассказал о порядке амортизации имущества, приобретенного или созданного за счет бюджетных средств целевого финансирования и субсидий на финансовое обеспечение затрат (письмо Департамента налоговой и таможенной политики Минфина России от 12 августа 2019 г. № 03-03-06/1/60538).

Согласно нормам налогового законодательства имущество не подлежит амортизации, если оно было приобретено или создано за счет бюджетных средств целевого финансирования (подп. 3 п. 2 ст. 256 Налогового кодекса). Ведь такие средства не учитываются при формировании налоговой базы по налогу на прибыль организаций (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Что же касается субсидий, полученных коммерческими организациями на финансовое обеспечение затрат, связанных с созданием или реконструкцией объектов инфраструктуры, то они не поименованы в вышеуказанном перечне неучитываемых при формировании налоговой базы. А значит, для целей налога на прибыль организаций они не относятся к средствам целевого бюджетного финансирования. Поэтому, как поясняет Минфин России, имущество, созданное за счет средств полученной субсидии и отвечающее критериям амортизируемого имущества (они указаны в ст. 256 НК РФ), подлежит амортизации для целей налогообложения прибыли в общеустановленном порядке.

О том, какие расходы учитываются при формировании первоначальной стоимости основного средства в налоговом учете, читайте в материале «Определение первоначальной стоимости амортизируемого имущества в целях налогообложения прибыли» в «Энциклопедии решений. Налоги и взносы» интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите полный доступ на 3 дня бесплатно!

Напомним, что вышеуказанные субсидии учитываются для целей налога на прибыль организаций в доходах, за исключением случаев их получения в рамках возмездного договора, по мере осуществления и признания расходов или единовременно, если к моменту их получения данные расходы произведены и признаны в налоговом учете (п. 4.1 ст. 271 НК РФ).

Источник

Если субсидии относятся к амортизируемым активам они

7. Государственные субсидии, в том числе немонетарные субсидии по справедливой стоимости, не должны признаваться до тех пор, пока не появится обоснованная уверенность в том, что:

(a) предприятие выполнит связанные с ними условия;

(b) субсидии будут получены.

8. Государственная субсидия не признается до тех пор, пока не появится обоснованная уверенность в том, что предприятие будет выполнять все условия, связанные с субсидией, и что субсидия будет получена. Получение субсидии само по себе не является решающим доказательством того, что условия, связанные с ней, выполнены или будут выполнены.

9. Способ получения субсидии не влияет на выбор метода ее учета. Таким образом, субсидия учитывается одинаково, независимо от того, получена ли она в форме денежных средств или в форме уменьшения обязательств перед государством.

10. Условно-безвозвратный заем от правительства учитывается как государственная субсидия, если имеется обоснованная уверенность в том, что предприятие выполнит условия, достаточные для прощения займа.

10A. Преимущество, получаемое от государственной субсидии по ставке процента ниже рыночной, учитывается как государственная субсидия. Ссуда должна быть признана и оценена в соответствии с МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты». Преимущество от использования ставки процента ниже рыночной должно оцениваться как разница между первоначальной балансовой стоимостью ссуды, определенной в соответствии с МСФО (IFRS) 9, и полученной прибылью. Преимущество учитывается в соответствии с настоящим стандартом. Предприятие должно рассмотреть условия и обязательства, которые были или должны были быть выполнены при идентификации затрат, которые ссуда намерена компенсировать.

(п. 10А в ред. МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)

(см. текст в предыдущей редакции)

11. После признания государственной субсидии все связанные с ней условные обязательства или условные активы отражаются в соответствии с МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы».

12. Государственные субсидии следует систематически признавать в составе прибыли или убытка на протяжении периодов, в которых предприятие признает в качестве расходов соответствующие затраты, которые данные гранты должны компенсировать.

13. Существует два основных подхода к порядку учета государственных субсидий: подход с позиции капитала, в соответствии с которым субсидия признается не в составе прибыли и убытка, и подход с позиции доходов, в соответствии с которым субсидия относится на доходы/расходы на протяжении одного или нескольких отчетных периодов.

14. Сторонники подхода с позиции капитала выдвигают следующие аргументы:

(a) Государственные субсидии представляют собой один из способов финансирования и, соответственно, должны отражаться в отчете о финансовом положении, а не признаваться в составе прибыли или убытка с целью приведения их в соответствие со статьями расходов, которые они финансируют. Поскольку возврат субсидий не предусматривается, такие субсидии следует признавать не в составе прибыли или убытка.

(b) Неправомерно признавать государственные субсидии в составе прибыли или убытка, поскольку они не заработаны, но представляют собой стимулы, предоставляемые правительством, с которыми не связаны никакие затраты.

15. В пользу подхода с позиции доходов выдвигаются следующие аргументы:

(a) Так как государственные субсидии представляют собой поступления из источников, отличных от акционеров, их следует признавать не непосредственно в капитале, а в составе прибыли или убытка в соответствующих периодах.

(b) Государственные субсидии редко предоставляются без каких-либо условий. Предприятие зарабатывает их посредством соблюдения связанных с ними условий и выполнения предусмотренных обязательств. Поэтому правительственные субсидии следует признавать в составе прибыли или убытка на протяжении тех периодов, в которых предприятие признает в качестве расходов соответствующие затраты, которые данные гранты должны компенсировать.

(c) Поскольку налог на прибыль и другие налоги представляют собой расходы, логично таким же образом отражать государственные субсидии, являющиеся продолжением фискальной политики, в составе прибыли или убытка.

16. Для подхода с позиции доходов важно, чтобы государственные субсидии признавались в составе прибыли или убытка на систематической основе на протяжении периодов, в которых предприятие признает в качестве расходов соответствующие затраты, которые данные гранты должны компенсировать. Признание государственных субсидий в составе прибыли или убытка в момент получения не соответствует принципу учета по методу начисления (см. МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности») и приемлемо только в том случае, если не существует базы для распределения субсидии по периодам, кроме того периода, в котором она была получена.

17. В большинстве случаев периоды, на протяжении которых предприятие признает связанные с государственной субсидией затраты или расходы, легко определяются и, таким образом, в момент признания конкретных расходов субсидии признаются как доходы в тех же периодах, что и соответствующие расходы. Подобным образом субсидии, относящиеся к амортизируемым активам, обычно признаются в качестве доходов на протяжении тех периодов и в той пропорции, в которых начисляется амортизация на данные активы.

18. Субсидии, относящиеся к неамортизируемым активам, могут также потребовать выполнения определенных обязательств и тогда будут относиться на доходы в тех же периодах, в которых возникают затраты, связанные с выполнением данных обязательств. Например, субсидия в виде земельного участка может быть предоставлена с тем условием, что на этом участке будет возведено здание, и в таком случае может быть правомерным признание ее в качестве дохода в течение срока службы такого здания.

20. Государственная субсидия, которая подлежит получению в качестве компенсации за уже понесенные расходы или убытки или в целях оказания предприятию немедленной финансовой поддержки без каких-либо будущих соответствующих затрат, признается как доход того периода, в котором она подлежит получению.

21. В определенных обстоятельствах государственные субсидии могут предоставляться для оказания предприятию немедленной финансовой помощи, а не для того, чтобы стимулировать его к осуществлению каких-либо конкретных затрат. Такие субсидии могут быть ограничены одним конкретным предприятием и могут не распространяться на весь класс бенефициаров. Эти обстоятельства могут служить основанием для признания субсидии в качестве дохода того периода, в котором у данного предприятия возникло право на ее получение, с раскрытием информации, обеспечивающей правильное понимание ее последствий.

22. Предприятие может получить государственную субсидию в качестве компенсации за расходы или убытки, понесенные в одном из прошлых отчетных периодов. Такая субсидия признается как доход того периода, в котором она стала подлежать получению, с раскрытием информации, обеспечивающей правильное понимание ее последствий.

Источник

Как отразить в налоговом учете субсидию на амортизируемое имущество

Письмо Министерства финансов РФ №03-03-06/1/56257 от 30.06.2020

Бывает, что компания приобретает или создает какой-то объект частично за свой счет, а частично – за счет полученной на эти цели субсидии. В письме от 30.06.2020 № 03-03-06/1/56257 специалисты Минфина раскрыли особенности «прибыльного» учета такой помощи.

Теме предоставления субсидий юрлицам посвящена статья 78 Бюджетного кодекса РФ. В ней, в частности, сделан упор на безвозмездном и безвозвратном характере подобной помощи. Тем не менее, иногда субсидия подлежит возврату. Основания – нарушение получателем средств установленных условий или неисполнение (ненадлежащее исполнение) им пунктов договора (Постановление АС Уральского округа от 24.08.2016 № Ф09-7795/16). Однако установить какие-либо иные последствия невыполнения условий предоставления субсидии, кроме возврата самой этой суммы, нельзя (Определение ВС РФ от 23.04.2014 № 44-АПГ14-8).

Равнение на спецправила

Средства в виде субсидий признаются во внереализационных доходах в порядке, оговоренном пунктом 4.1 статьи 271 Налогового кодекса РФ. Правда, из этого правила есть исключения. Речь о субсидиях, указанных в статье 251 данного НПА либо полученных в рамках возмездного договора.

В 251-й статье перечислены доходы, не учитываемые при определении «прибыльной» базы. В письме от 18.12.2017 № 03-03-06/1/84357 специалисты финансового ведомства подчеркнули, что их перечень является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями на финансирование трат по созданию амортизируемого имущества, в нем не значатся. Поэтому такую помощь следует отражать в налоговом учете в общеустановленном порядке, то есть согласно предписаниям пункта 4.1 статьи 271 Кодекса.

То есть, по мнению чиновников, субсидирование коммерческих фирм не подпадает под действие подпункта 14 пункта 1 статьи 251 НК РФ, освобождающего от налога на прибыль имущество, которое получено в рамках целевого финансирования. А к основному средству, приобретенному за счет средств субсидии, не применяется норма подпункта 3 пункта 2 статьи 256 Кодекса. Значит, оно амортизируется в общем порядке.

К аналогичным выводам приходят и служители Фемиды (см., например, Постановление АС Поволжского округа от 30.01.2017 № Ф06-16220/2016, поддержанное Определением ВС РФ от 05.06.2017 № 306-КГ17-5830).

Каковы же предписания пункта 4.1 статьи 271 Кодекса? Он гласит, что субсидии на приобретение (создание) амортизируемого имущества учитываются по мере признания расходов, фактически осуществленных за счет этих средств. А если объект впоследствии выбыл (например, был продан)? В таком случае недоучтенная сумма субсидии признается в доходах на крайнюю дату того отчетного (налогового) периода, когда выбыло ОС. При нарушении же условий пункта 4.1 статьи 271 сумму субсидии целиком отражают в доходах календарного года, в котором допущена промашка.

В комментируемом нами письме минфиновцы уточнили порядок учета субсидии, частично финансирующей траты, связанные с созданием объекта. Сумма помощи отражается в доходах по мере начисления амортизации пропорционально доле полученной субсидии в величине расходов на ОС.

Схожая позиция содержится в письме финансового ведомства от 23.03.2015 № 03-03-06/1/15754. А в другом разъяснении чиновники сделали упор на том, что сумму субсидии включают в доходы лишь после признания в налоговом учете начисленных сумм амортизации (письмо от 10.11.2017 № 03-03-06/1/74253).

НДС не начисляем и к вычету не ставим

Полученные субсидии в НДС-базу не включают, поскольку эти средства не связаны с оплатой реализуемых компанией товаров, работ или услуг. Именно так считают в Минфине (письма от 25.04.2018 № 03-07-11/28036, от 15.04.2016 № 02-01-11/21926 и от 14.04.2016 № 03-07-11/21297).

В случае приобретения объекта частично за счет субсидии сумма «входного» налога не подлежит вычету в соответствующей доле. Не поставленный к вычету НДС в стоимость приобретения не включают, а учитывают единовременно в составе прочих расходов в соответствии со статьей 264 главного налогового документа (п. 2.1 ст. 170 НК РФ, письмо Минфина России от 18.01.2018 № 03-11-10/2342).

Пример. Налогообложение при частичном субсидировании объекта

Предприятие приобрело станок стоимостью 1 800 000 руб. (в том числе НДС 20% – 300 000 руб.). Данный объект куплен частично за счет субсидии, сумма которой согласно платежному поручению – 1 260 000 руб.

Станок введен в эксплуатацию в августе 2020 года. Срок его полезного использования – 37 месяцев (третья амортизационная группа). Фирма начисляет амортизацию линейным методом. Амопремия не применялась.

Организация не включила сумму полученной субсидии в НДС-базу.

Доля не вычитаемого «входного» налога – 0,7 (1 260 000 руб. / 1 800 000 руб.). Таким образом, компания в III квартале 2020 года:

Доля суммы субсидии в стоимости станка – те же 0,7. Ежемесячная величина амортизации – 40 541 руб. [(1 800 000 руб. – 300 000 руб.) / 37 мес.].

Следовательно, начиная с сентября 2020 года во внереализационных доходах ежемесячно (в течение срока службы ОС) нужно отражать сумму в 28 379 руб. (40 541 руб. x 0,7).

Поделиться

Распечатать

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Источник

Если субсидии относятся к амортизируемым активам они

Данный документ фактически утратил силу в связи с изданием Приказа от 28.12.2015 N 217н, которым признан утратившим силу Приказ Минфина России от 25.11.2011 N 160н о введении в действие данного документа, а также с 9 февраля 2016 года введен в действие Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи».

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СТАНДАРТ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ (IAS) 20
«УЧЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СУБСИДИЙ И РАСКРЫТИЕ ИНФОРМАЦИИ
О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОМОЩИ «

(в ред. МСФО (IFRS) 13, утв. Приказом Минфина России
от 18.07.2012 N 106н,
МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России
от 02.04.2013 N 36н,
МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)

1. Настоящий стандарт должен применяться при учете и раскрытии информации о государственных субсидиях и при раскрытии информации о других формах государственной помощи.

2. Настоящий стандарт не применяется в отношении:

(a) особенных вопросов, возникающих при отражении государственных субсидий в финансовой отчетности, отражающей влияние изменения цен, или в составе дополнительной информации аналогичного характера;

(b) государственной помощи, предоставленной предприятию в форме льгот при определении налогооблагаемой прибыли или налоговых убытков, определяемых или ограничиваемых исходя из величины обязательства по налогу на прибыль. Примерами таких льгот являются налоговые каникулы, инвестиционные налоговые кредиты, налоговые скидки на ускоренную амортизацию и снижение ставок налога на прибыль;

(c) принадлежащей государству доли участия в капитале предприятия;

(d) государственных субсидий, которые входят в сферу применения МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство».

3. В настоящем стандарте используются следующие термины в указанных значениях:

4. Государственная помощь может принимать разнообразные формы и различаться как по характеру предоставляемой помощи, так и по условиям, обычно связанным с ней. Цель предоставления помощи может состоять в том, чтобы побудить предприятие принять такой образ действия, который в обычных условиях, при отсутствии такой помощи, оно бы не выбрало.

5. Получение предприятием государственной помощи может иметь важное значение в свете подготовки финансовой отчетности по двум причинам. Во-первых, в случае передачи ресурсов должен быть найден соответствующий метод учета такой передачи. Во-вторых, желательно обозначить ту меру, в которой предприятие выиграло от получения такой помощи в отчетном периоде. Это облегчает сопоставление показателей финансовой отчетности с ее показателями за прошлые периоды и с финансовой отчетностью других предприятий.

6. Государственные субсидии иногда обозначаются другими словами, например дотации, субвенции или премии.

7. Государственные субсидии, в том числе немонетарные субсидии по справедливой стоимости, не должны признаваться до тех пор, пока не появится обоснованная уверенность в том, что:

(a) предприятие выполнит связанные с ними условия;

(b) субсидии будут получены.

8. Государственная субсидия не признается до тех пор, пока не появится обоснованная уверенность в том, что предприятие будет выполнять все условия, связанные с субсидией, и что субсидия будет получена. Получение субсидии само по себе не является решающим доказательством того, что условия, связанные с ней, выполнены или будут выполнены.

9. Способ получения субсидии не влияет на выбор метода ее учета. Таким образом, субсидия учитывается одинаково, независимо от того, получена ли она в форме денежных средств или в форме уменьшения обязательств перед государством.

10. Условно-безвозвратный заем от правительства учитывается как государственная субсидия, если имеется обоснованная уверенность в том, что предприятие выполнит условия, достаточные для прощения займа.

10A. Преимущество, получаемое от государственной субсидии по ставке процента ниже рыночной, учитывается как государственная субсидия. Ссуда должна быть признана и оценена в соответствии с МСФО (IFRS) 9 «Финансовые инструменты». Преимущество от использования ставки процента ниже рыночной должно оцениваться как разница между первоначальной балансовой стоимостью ссуды, определенной в соответствии с МСФО (IFRS) 9, и полученной прибылью. Преимущество учитывается в соответствии с настоящим стандартом. Предприятие должно рассмотреть условия и обязательства, которые были или должны были быть выполнены при идентификации затрат, которые ссуда намерена компенсировать.
(п. 10A в ред. МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)

11. После признания государственной субсидии все связанные с ней условные обязательства или условные активы отражаются в соответствии с МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы».

12. Государственные субсидии следует систематически признавать в составе прибыли или убытка на протяжении периодов, в которых предприятие признает в качестве расходов соответствующие затраты, которые данные гранты должны компенсировать.

13. Существует два основных подхода к порядку учета государственных субсидий: подход с позиции капитала, в соответствии с которым субсидия признается не в составе прибыли и убытка, и подход с позиции доходов, в соответствии с которым субсидия относится на доходы/расходы на протяжении одного или нескольких отчетных периодов.

14. Сторонники подхода с позиции капитала выдвигают следующие аргументы:

(a) Государственные субсидии представляют собой один из способов финансирования и, соответственно, должны отражаться в отчете о финансовом положении, а не признаваться в составе прибыли или убытка с целью приведения их в соответствие со статьями расходов, которые они финансируют. Поскольку возврат субсидий не предусматривается, такие субсидии следует признавать не в составе прибыли или убытка.

(b) Неправомерно признавать государственные субсидии в составе прибыли или убытка, поскольку они не заработаны, но представляют собой стимулы, предоставляемые правительством, с которыми не связаны никакие затраты.

15. В пользу подхода с позиции доходов выдвигаются следующие аргументы:

(a) Так как государственные субсидии представляют собой поступления из источников, отличных от акционеров, их следует признавать не непосредственно в капитале, а в составе прибыли или убытка в соответствующих периодах.

(b) Государственные субсидии редко предоставляются без каких-либо условий. Предприятие зарабатывает их посредством соблюдения связанных с ними условий и выполнения предусмотренных обязательств. Поэтому правительственные субсидии следует признавать в составе прибыли или убытка на протяжении тех периодов, в которых предприятие признает в качестве расходов соответствующие затраты, которые данные гранты должны компенсировать.

(c) Поскольку налог на прибыль и другие налоги представляют собой расходы, логично таким же образом отражать государственные субсидии, являющиеся продолжением фискальной политики, в составе прибыли или убытка.

16. Для подхода с позиции доходов важно, чтобы государственные субсидии признавались в составе прибыли или убытка на систематической основе на протяжении периодов, в которых предприятие признает в качестве расходов соответствующие затраты, которые данные гранты должны компенсировать. Признание государственных субсидий в составе прибыли или убытка в момент получения не соответствует принципу учета по методу начисления (см. МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности») и приемлемо только в том случае, если не существует базы для распределения субсидии по периодам, кроме того периода, в котором она была получена.

17. В большинстве случаев периоды, на протяжении которых предприятие признает связанные с государственной субсидией затраты или расходы, легко определяются и, таким образом, в момент признания конкретных расходов субсидии признаются как доходы в тех же периодах, что и соответствующие расходы. Подобным образом субсидии, относящиеся к амортизируемым активам, обычно признаются в качестве доходов на протяжении тех периодов и в той пропорции, в которых начисляется амортизация на данные активы.

18. Субсидии, относящиеся к неамортизируемым активам, могут также потребовать выполнения определенных обязательств и тогда будут относиться на доходы в тех же периодах, в которых возникают затраты, связанные с выполнением данных обязательств. Например, субсидия в виде земельного участка может быть предоставлена с тем условием, что на этом участке будет возведено здание, и в таком случае может быть правомерным признание ее в качестве дохода в течение срока службы такого здания.

20. Государственная субсидия, которая подлежит получению в качестве компенсации за уже понесенные расходы или убытки или в целях оказания предприятию немедленной финансовой поддержки без каких-либо будущих соответствующих затрат, признается как доход того периода, в котором она подлежит получению.

21. В определенных обстоятельствах государственные субсидии могут предоставляться для оказания предприятию немедленной финансовой помощи, а не для того, чтобы стимулировать его к осуществлению каких-либо конкретных затрат. Такие субсидии могут быть ограничены одним конкретным предприятием и могут не распространяться на весь класс бенефициаров. Эти обстоятельства могут служить основанием для признания субсидии в качестве дохода того периода, в котором у данного предприятия возникло право на ее получение, с раскрытием информации, обеспечивающей правильное понимание ее последствий.

22. Предприятие может получить государственную субсидию в качестве компенсации за расходы или убытки, понесенные в одном из прошлых отчетных периодов. Такая субсидия признается как доход того периода, в котором она стала подлежать получению, с раскрытием информации, обеспечивающей правильное понимание ее последствий.

Немонетарные государственные субсидии

23. Государственная субсидия может принимать форму передачи немонетарного актива, например, земли или других ресурсов, для использования предприятием. В этих обстоятельствах обычной практикой является оценка справедливой стоимости немонетарного актива и учет как субсидии, так и актива по данной справедливой стоимости. Иногда применяется альтернативный подход, при котором и актив, и субсидия учитываются по номинальной величине.

Представление субсидий, относящихся к активам

24. Государственные субсидии, относящиеся к активам, в том числе немонетарные субсидии по справедливой стоимости, представляются в отчете о финансовом положении либо путем отражения субсидии в качестве отложенного дохода (доходов будущих периодов), либо путем ее вычитания при определении балансовой стоимости актива.

25. Два метода представления субсидий (или их соответствующих частей), относящихся к активам, в финансовой отчетности считаются приемлемыми альтернативами.

26. Согласно первому методу субсидия признается как отложенный доход, который признается в составе прибыли или убытка на систематической основе в течение срока полезного использования актива.

27. Согласно другому методу субсидия вычитается при определении балансовой стоимости актива. Субсидия признается в составе прибыли или убытка в течение срока использования амортизируемого актива в качестве уменьшения величины начисляемых амортизационных расходов.

28. Покупка активов и получение связанных с этим субсидий может привести к значительным движениям денежных средств предприятия. По этой причине и для отражения общей величины инвестиций в активы такие движения часто раскрываются как отдельные статьи в отчете о движении денежных средств, независимо от того, вычитается или нет субсидия из соответствующего актива при представлении ее в отчете о финансовом положении.

Представление информации о субсидиях, относящихся к доходам

29. Субсидии, относящиеся к доходам, представляются как часть прибыли или убытка либо отдельно, либо в составе общей статьи, например, «Другие доходы»; альтернативно возможен вычет субсидий из соответствующих расходов при отражении их в отчете о прибылях и убытках.
(п. 29 в ред. поправок, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)

29A. Исключен. — Поправки, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н.

30. Сторонники первого метода утверждают, что производить взаимозачет статей доходов и расходов некорректно и что представление субсидии отдельно от расходов облегчает сопоставление с другими расходами, на которые субсидия не повлияла. В защиту второго метода приводятся аргументы, основанные на том, что предприятие могло бы и не понести расходов, если бы не было субсидии, и, следовательно, представление расходов без взаимозачета их с субсидией может вводить пользователей в заблуждение.

31. Оба метода считаются приемлемыми для представления субсидий, относящихся к доходам. Раскрытие информации о субсидии может быть необходимым для правильного понимания финансовой отчетности. Как правило, уместно раскрытие влияния субсидий на любую статью доходов или расходов, требующую отдельного отражения.

Возврат государственных субсидий

32. Государственная субсидия, подлежащая возврату, должна учитываться в порядке, предусмотренном для изменения бухгалтерской оценки (см. МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки»). При возврате субсидии, относящейся к доходам, ее сумма в первую очередь относится в уменьшение любой оставшейся несамортизированной величины отложенного дохода, отраженного в отношении данной субсидии. В размере превышения возвращаемой суммы над величиной такого отложенного дохода или при отсутствии такого отложенного дохода возвращаемая сумма немедленно признается как расход. Возврат субсидии, относящейся к активам, учитывается путем увеличения балансовой стоимости актива или уменьшения сальдо отложенного дохода на сумму, подлежащую возврату. Совокупная сумма дополнительных амортизационных отчислений, которые при отсутствии субсидии были бы отнесены на расходы к настоящему времени, немедленно признается как расход.

33. Обстоятельства, вызвавшие возврат относящейся к активам субсидии, могут требовать, чтобы новая балансовая стоимость актива была проанализирована на предмет возможного обесценения.

34. Из определения государственных субсидий в пункте 3 исключены некоторые формы государственной помощи, стоимость которых не поддается обоснованной оценке, а также такие операции с правительством, которые нельзя отличить от обычных коммерческих операций предприятия.

35. В качестве примера помощи, стоимость которой не поддается обоснованной оценке, можно привести бесплатные технические или маркетинговые консультации и предоставление гарантий. Примером помощи, которую нельзя отличить от обычных коммерческих операций предприятия, является закупочная политика правительства, которая распространяется на часть продаж предприятия. Наличие выгоды может быть бесспорным, но любые попытки отделить коммерческую деятельность от государственной помощи вполне могут оказаться произвольными.

36. Значимость выгоды в вышеприведенных примерах может быть таковой, что будет необходимо раскрыть информацию о характере, степени и продолжительности оказываемой помощи, для того чтобы финансовая отчетность не вводила пользователей в заблуждение.

38. В целях настоящего стандарта государственная помощь не включает обеспечение инфраструктуры путем улучшения общей транспортной и коммуникационной сети, а также предоставление улучшенных систем, например, ирригации и водоснабжения, которые доступны без ограничений и приносят выгоду для всех живущих в определенной местности.

39. В финансовой отчетности должна быть раскрыта следующая информация:

(a) учетная политика, принятая для учета государственных субсидий, в том числе методы, принятые для их представления в финансовой отчетности;

(b) характер и размер государственных субсидий, признанных в финансовой отчетности, а также указание на другие формы государственной помощи, от которых предприятие получило прямую выгоду;

(c) невыполненные условия и прочие условные события, связанные с государственной помощью, которая была признана.

Условия переходного периода

40. Предприятие, впервые применяющее настоящий стандарт, должно:

(a) соблюдать, где это необходимо, требования по раскрытию информации;

(b) выполнить одно из двух действий:

(i) скорректировать свою финансовую отчетность в связи с изменением учетной политики в соответствии с МСФО (IAS) 8; или

(ii) применять предписанные стандартом требования учета только к субсидиям или их частям, подлежащим получению или возврату после даты вступления стандарта в силу.

Дата вступления в силу

41. Настоящий стандарт должен применяться в отношении финансовой отчетности, охватывающей отчетные периоды, которые начинаются 1 января 1984 г. или после этой даты.

42. МСФО (IAS) 1 (в редакции 2007 г.) внес поправки в терминологию, используемую в Международных стандартах финансовой отчетности (IFRS). Кроме этого, он внес поправки в пункт 29A. Предприятие должно применять указанные поправки в отношении годовых периодов, начинающихся 1 января 2009 г. или после этой даты. Если предприятие применит МСФО (IAS) 1 (в редакции 2007 г.) в отношении более раннего периода, то указанные поправки должны применяться в отношении такого более раннего периода.

43. Публикация «Улучшений в МСФО (IFRS)» в мае 2008 г. привела к удалению пункта 37 и добавлению пункта 10A. Предприятие должно применять указанные поправки на перспективной основе в отношении государственных субсидий, полученных в периодах, начинающихся 1 января 2009 г. или после этой даты. Досрочное применение разрешается. Если предприятие применит указанные поправки в отношении более раннего периода, оно должно раскрыть этот факт.

44. Исключен. — МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н.

45. МСФО (IFRS) 13, выпущенный в мае 2011 года, внес поправки в определение справедливой стоимости в пункте 3. Предприятие должно применять данные поправки при применении МСФО (IFRS) 13.
(п. 45 введен МСФО (IFRS) 13, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)

46. Документ «Представление статей прочего совокупного дохода» (Поправки к МСФО (IAS) 1), выпущенный в июне 2011 года, внес поправки в пункт 29 и удалил пункт 29A. Предприятие должно применять эти поправки при применении МСФО (IAS) 1 в действующей редакции с учетом поправок, внесенных в июне 2011 г.
(п. 46 введен поправками, утв. Приказом Минфина России от 18.07.2012 N 106н)

47. МСФО (IFRS) 9, выпущенный в измененной редакции в ноябре 2013 года, внес поправки в пункт 10A и удалил пункт 44. Предприятие должно применить указанные поправки одновременно с применением МСФО (IFRS) 9 в измененной редакции, выпущенной в ноябре 2013 года.
(п. 47 введен МСФО (IFRS) 9, утв. Приказом Минфина России от 26.08.2015 N 133н)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *