если взаимодействующие виды обладают сходными потребностями то их отношения называют

§ 68. Взаимодействие популяций разных видов

В природе существуют сложные и очень разные связи между популяциями, так как все они вступают в те или иные пищевые и территориальные взаимоотношения. Невзаимодействующих популяций и видов в сообществе нет.

Конкуренция. Явление конкуренции мы уже разбирали, говоря о естественном отборе (см. § 47). Популяции, принадлежащие к разным видам, могут конкурировать между собой за жизненные ресурсы: воду и пищу, убежища, места кладки яиц и т. д. Конкуренция возникает в том случае, если различные виды обладают сходными потребностями в условиях жизни, пище, пространстве. Такие отношения, угнетающие оба вида, возникают, например, между культурными растениями и сорняками. Конкуренция проявляется тем резче, чем более сходны потребности взаимодействующих видов. В результате конкуренции наименее приспособленные организмы погибают.

Хищничество. Связь жертвы и хищника — одна из самых тесных и распространенных связей в сообществе. Хищничеством называют такие отношения, при которых особи одного вида поедают особей другого. Например, растительноядных насекомых поедают хищные насекомые (хищные осы, жуки, муравьи). Мелких хищных насекомых поедают крупные (муравьиный лев поедает муравьев).

Хищничество возможно не только между животными, но и между животными и растениями. Так, насекомоядные растения (например, росянка) являются хищниками по отношению к насекомым.

Хищничество практически никогда не приводит к полному истреблению жертвы. Волки, например, ежегодно убивают лишь 25% оленей. Приблизительно такую же величину имеет прирост популяции оленей в результате размножения.

Хищники, истребляя наиболее ослабленных особей, поддерживают состав и численность популяции на оптимальном уровне. В результате взаимосвязи хищник — жертва в природе осуществляется естественный отбор.

Симбиотические связи организмов. Симбиозом называют такую форму существования популяций, при которой каждый вид извлекает пользу из связи с другим видом. Примером симбиоза являются азотфиксирующие клубеньковые бактерии, которые снабжают растения органическим азотом, получая от них сахара. Лишайники — это симбиоз гриба и водорослей. Водоросли снабжают гриб сахарами и получают от гриба минеральные соли, которые тот извлекает из древесины, породы, почвы и др.

Организмы, входящие в симбиоз, настолько приспособлены к совместному существованию, что часто не могут жить самостоятельно, а если некоторые симбионты живут отдельно, то не выдерживают конкуренции с другими видами.

Источник

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПОПУЛЯЦИЙ РАЗНЫХ ВИДОВ В СООБЩЕСТВЕ

В природе существуют сложные и очень разные связи между популяциями, так как все они вступают в те или иные пищевые и территориальные взаимоотношения. Невзаимодействующих популяций и видов в сообществе не бывает.

Конкуренция. Популяции, принадлежащие к разным видам, могут конкурировать между собой за жизненные ресурсы: воду и пищу, убежища, места кладки яиц и т.д. Конкуренция возникает в том случае, если различные виды обладают сходными потребностями к условиям жизни, пище, пространству. Такие отношения, угнетающие оба вида, возникают, например, между культурными растениями и сорняками. Конкуренция проявляется тем резче, чем более сходны потребности взаимодействующих видов. В результате конкуренции наименее приспособленные организмы погибают.

Хищничество. Связь жертвы и хищника — одна из самых тесных и распространенных связей в сообществе. Хищничеством называют такие отношения, при которых особи одного вида поедают особей другого. Например, растительноядные насекомые (тли) поедаются хищными насекомыми (хищные осы, жуки, муравьи). Мелкие хищные насекомые поедаются крупными (муравьиный лев поедает муравьев).

Хищничество возможно не только между животными, но и между животными и растениями. Так, насекомоядные растения (например, росянка) являются хищниками по отношению к насекомым. Хищничество практически никогда не приводит к полному истреблению жертвы. Волки, например, ежегодно убивают лишь около 25% популяции оленей. Приблизительно такую же величину имеет прирост популяции оленей в результате размножения.

Хищники, истребляя наиболее ослабленных особей, поддерживают состав и численность популяции на оптимальном уровне. Взаимосвязь хищник — жертва в природе способствует процессу естественного отбора.

Симбиотические связи организмов. Симбиозом называют такую форму взаимодействия видов, при которой каждый вид извлекает пользу из связи с другим видом. Примером симбиоза являются связи азотфиксирующих клубеньковых бактерий с бобовыми растениями. Бактерии снабжают растения соединениями азота, доступными для использования, получая от них сахара. Лишайники — это симбиоз гриба и водорослей. Водоросли снабжают гриб сахарами и получают от гриба минеральные соли, которые тот извлекает из древесины, породы» почвы и др.

Организмы, входящие в симбиоз, настолько приспособлены к совместному существованию, что часто не могут жить самостоятельно, а если некоторые симбионты живут отдельно, то не выдерживают конкуренции с другими видами. Таким образом, симбиотические взаимоотношения организмов, возникшие в результате естественного отбора, могут иметь для выживания вида большее значение, чем конкуренция.

Дата добавления: 2015-08-08 ; просмотров: 4033 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Урок-лекция по биологии «Взаимоотношения живых организмов в природе» (9-й класс)

Класс: 9

Оборудование: мультимедийная установка, экран, презентация на тему «Биотические отношения в природе».

На предыдущем уроке мы с вами поговорили о влиянии на живые организмы неживой природы, но вы прекрасно понимаете, что живые организмы в природе не живут обособленно, они постоянно взаимодействуют не только с неживой природой, но и с другими организмами биоценоза. (Слайд №3)

Взаимоотношения между живыми организмами в природе принято делить на несколько основных групп.

в) мутуализм нейтрализм антибиоз:

Среди огромного разнообразия взаимосвязей живых существ выделяют определенные типы отношений, имеющие много общего у организмов разных систематических групп.

Нейтрализм, при котором совместно обитающие на одной территории организмы не влияют друг на друга. При нейтрализме особи разных видов не связаны друг с другом непосредственно. Примером нейтрализма могут быть взаимоотношение белки и лося в одном лесу, где они не контактируют друг с другом.

Антибиоз, при котором обе взаимодействующие популяции или одна из них испытывают отрицательное влияние.

Рассмотрим эти типы взаимодействий подробнее.

Симбиоз. Положительные симбиотические взаимоотношения представлены в природе самыми разнообразными формами.

Примером перехода нахлебничества в более тесные взаимоотношения между видами служат рыбы-прилипалы, обитающие в тропических и субтропических морях. Их передний спинной плавник преобразовался в присоску, что позволяет прилипалам прочно удерживаться на поверхности тела акул, китообразных. Биологический смысл прикрепления прилипал заключается в облегчении передвижения и расселения этих рыб. (Слайд № 10)

Если прилипалы используют крупных рыб, как «извозчиков», то гораздо чаще тела животных других видов или их местообитание (постройки) служат убежищем. Эта форма взаимоотношений получила название квартирантства. (Слайд № 11)

Взрослые рыбы также нередко ищут защиты у животных других видов. Мелкие кривохвостки подолгу держатся между длинными иглами морских ежей, в полной безопасности от хищников.

В тропических морях на небольших глубинах обитают своеобразные кишечнополостные животные, относящиеся к коралловым полипам,- актинии. В отличие от других кораллов они лишены твердого скелета и имеют вид небольшого цилиндра, окаймленного на верхнем конце венчиком из щупалец. Как и все кораллы, актинии ведут сидячеприкрепленный образ жизни. Однако нередко можно видеть, как актинии медленно перемещаются по морскому дну. Это бывает в тех случаях, когда актиния поселяется на пустой раковине какого-нибудь моллюска. В раковине находит себе убежище рак-отшельник, прячущий в ней свое мягкое брюшко, и он-то и «везет» на себе раковину вместе с актинией. Такое сожительство взаимовыгодно: перемещаясь по дну, рак увеличивает пространство, используемое актинией для ловли добычи. Часть добычи, пораженная стрекательными клетками актинии, не захватывается ею, падает на дно и поедается раком. Польза для обоих организмов очевидна, но связь их необязательна: и рак и актиния могут существовать обособленно. (Слайд № 12)

Другой пример необязательной, но взаимовыгодной связи дают взаимоотношения мелких рыбок семейства Губановых и крупных хищных мурен. Среди Губановых имеются так называемые рыбы-чистильщики, освобождающие крупных рыб от наружных паразитов, находящихся на коже, в жаберной и ротовой полости. Обитают губаны-чистильщики всегда в одном и том же месте. Крупные хищники, в том числе мурены, страдающие от паразитов, приплывают в места обитания губанов и дают им возможность уничтожать паразитов даже у себя во рту, хотя могли бы с легкостью их проглотить.

Частным случаем хищничества служит каннибализм — поедание особей своего вида, чаще всего молоди. Каннибализм часто встречается у пауков (самки нередко поедают самцов), у рыб (поедание мальков). Самки некоторых млекопитающих также иногда съедают своих детенышей.

Хищничество связано с овладением сопротивляющейся и убегающей добычей. При нападении на птиц сокола-сапсана большинство жертв погибает мгновенно от внезапного удара его когтей. Мыши и полевки так же не могут оказать сопротивления лисице или сове. Но иногда борьба хищника и жертвы превращается в ожесточенную схватку. Поэтому естественный отбор, действующий в популяции хищников, будет увеличивать эффективность поиска, ловли и поедания добычи. Этой цели служит ловчая паутина пауков, ядовитые зубы змей, точные нападающие движения стрекоз, змей, птиц и млекопитающих. Вырабатывается сложное поведение, например, согласованные действия стаи волков при охоте на оленей.

Жертвы в процессе отбора также совершенствуют средства защиты и избегания хищников. Сюда относятся покровительственная окраска, различные шипы и панцирь, приспособительное поведение. При нападении хищника на стаю рыб все особи бросаются врассыпную, что увеличивает их шансы уцелеть. Напротив, скворцы, заметив сапсана, сбиваются в плотную кучу. Хищник избегает нападать на плотную стаю, так как рискует получить увечья. Крупные копытные при нападении на них волков становятся кругом. Для волков вероятность отбить и зарезать отдельную особь в результате такого поведения стада значительно уменьшается. Поэтому они предпочитают нападать на старых и ослабленных болезнями животных, особенно отбившихся от стада.(Слайд № 17)

Паразитизм не всегда можно отличить от хищничества. Например, миноги, относящиеся к классу круглоротых (подтип Позвоночные), европейская речная минога и морская минога, нападают на треску, лососей, корюшку, осетров и других крупных рыб даже на китов. Присосавшись к жертве, минога питается соками ее тела в течение нескольких дней, даже недель. Выделения щечных желез миноги препятствуют свертыванию крови, разрушают эритроциты и вызывают распад тканей. Многие рыбы погибают от ран. При массовом размножении миноги наносят огромный ущерб ценным промысловым рыбам.

Образ жизни паразитов, вызывая глубокие изменения в строении и жизнедеятельности, служит причиной появления у них приспособлений к новым условиям существования. Личинки жуков Атемелис, паразитирующие в муравьином гнезде, поедая личинок своих хозяев, выделяют химическое вещество, привлекающее муравьев. Действие продукта настолько сильно, что личинки этих жуков даже переносятся муравьями в гнезда и выкармливаются как собственные личинки.

Таким образом, ребята мы с вами убедились в том, что в ходе эволюции, на основе конкуренции в живой природе развились приспособления к выживанию.(Слайд № 23, Слайд № 24)

Подведение итогов лекции.

Слайды с основными выводами и иллюстрациями приобщены к лекции (приложение 1).

Учащиеся заносят основные положения лекции в тетрадь в виде конспекта.

Источник

Использование интерактивных методов обучения на уроках экологии

Разделы: Экология

В процессе обучения экологии наряду с традиционными методами обучения (словесные, наглядные, практические) необходимо использовать интерактивные методы и формы организации обучения.

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы с учителем. В ходе интерактивного обучения осуществляется взаимодействие между учителем и учащимися, взаимодействие учащихся друг с другом, со своим окружением и учебной средой [1].

К числу интерактивных методов обучения можно отнести: игры, “мозговой штурм”, дискуссии, дебаты, тренинги, метод “Займи позицию”, метод “Шкала мнений” и другие.

При подготовке к уроку учитель выбирает методы обучения, учитывая специфику содержания изучаемого материала и возрастные особенности учащихся.

Приведем пример игры, разработанной нами для обобщения изученного материала учащимися по теме: “Отношения между животными различных видов” (7 класс).

Тип урока: обобщающий.

Вид урока: игра.

Методы обучения: игра, словесные (беседа), наглядные (демонстрация фотографий, рисунков), практические (самостоятельная работа).

Оборудование: фотографии и рисунки биотических отношений. (Рисунки представлены в Приложении 1).

Ход урока

1. Организационный момент (2 минуты)

Проверка готовности класса к уроку. Приветствие. Запись отсутствующих в журнале.

2. Обобщение материала (30 минут).

Сообщение цели урока учащимся. Сегодня вы должны вспомнить материал большой темы, который изучали в течение нескольких уроков. Для этого мы поиграем в игру “Биотические взаимоотношения”.

Для того чтобы поиграть в игру “Биотические отношения”, учащиеся должны разделиться на две команды и в каждой команде выбрать капитана. Ученики по очереди достают из мешка бочонки с номерами. Учитель читает текст под выбранным номером, ученик должен узнать, о какой форме отношений между животными, идет речь. Выигрывает та команда, которая даёт наибольшее количество правильных ответов. Если команда не может ответить или отвечает неправильно, право ответа переходит ко второй команде. При отсутствии ответа среди команд учитель отвечает сам.

Вопросы для игры разрабатывались нами в соответствии с учебным материалом представленным в учебнике под редакцией Н.М. Черновой [2].

Вопросы игры:

1. Каким образом могут осуществляться прямые связи между видами?

Ответ: Прямые связи осуществляются при непосредственном влиянии одного вида на другой. Например, влияние хищника на жертву.

2. Каким образом осуществляются косвенные связи между видами?

Ответ: Косвенные связи осуществляются через влияние на внешнюю среду или на другие виды. Например, могут складываться в результате конкурентной борьбы в условиях роста численности и плотности популяции за места своих гнездований, пищевые ресурсы.

3. Назовите форму отношений, когда особи одного вида поедают особей другого вида.

Ответ: Если особи одного вида поедают особей другого вида, то такая форма взаимоотношений называется хищничество.

4. Как называется форма отношений, при которой одни организмы уничтожаются другими организмами, например, поедание лисицей зайцев?

Ответ: Форма отношений, при которой одни организмы уничтожаются другими организмами, например, поедание лисицей зайцев называется хищничество.

5. Назовите форму взаимоотношений, при которой синица поедает гусениц.

Ответ: Если синица поедает гусениц, то эта форма отношений хищничество.

6. Назовите форму отношений, при которой норка уничтожает больных и старых ондатр, а на взрослых особей не нападает?

Ответ: Форма взаимоотношений, при которой норка уничтожает больных и старых ондатр, а на взрослых особей не нападает называется хищничество.

7. К каким последствиям может привести полное уничтожение хищников в сообществе?

Ответ: Хищники, истребляя наиболее ослабленных особей, поддерживают состав и численность популяции на оптимальном уровне. В результате взаимосвязи хищник-жертва в природе осуществляется естественный отбор.

8. Может ли хищничество привести к полному истреблению жертвы? Приведите примеры.

Ответ: Хищничество практически никогда не приводит к полному истреблению жертвы. Например, волки ежегодно убивают лишь 25% оленей. Приблизительно такую же величину имеет прирост популяции оленей в результате размножения.

9. Приведите примеры хищничества между организмами нашей местности.

Ответ: Например, растительноядных насекомых поедают хищные насекомые (жуки, муравьи). Волки охотятся на оленей. Поедание лисицей зайцев, синицей – гусениц.

10. Какое биологическое значение в природе имеют отношения между хищником и жертвой?

Ответ: При помощи хищничества поддерживается биологическое равновесие в популяциях.

11. Как называется форма взаимоотношений, когда организмы одного вида используют особей другого вида в качестве среды обитания и источника пищи, причиняя им вред, но не вызывая их немедленной гибели?

Ответ: Форма отношений, когда организмы одного вида используют особей другого вида в качестве среды обитания и источника пищи, причиняя им вред, но не вызывая их немедленной гибели называется паразитизм.

12. Назовите форму межвидовых отношений, при которых одни организмы существуют за счет других, питаясь их кровью, тканями или переваренной пищей. Приведите примеры.

Ответ: Форма межвидовых отношений, при которых одни организмы существуют за счет других, питаясь их кровью, тканями или переваренной пищей называется паразитизм. Например, взаимоотношения между человеком и аскаридой, собакой и блохами, грибом-трутовиком и деревом и др.

13. Как называется организм, в теле которого происходит размножение паразита?

Ответ: Организм, в теле которого, происходит размножение паразита называют основным хозяином.

14. Как называется форма отношений между собакой и клещом, который поселился у собаки на теле?

Ответ: Форма отношений, которая возникает между собакой и клещом называется паразитизм. Клещ внедряется в кожу собаки и питается ее кровью.

15. Назовите форму отношений между человеком и аскаридой, которая поселилась у человека в организме?

Ответ: Форма отношений между человеком и аскаридой называется паразитизм.

16. Приведите примеры паразитизма между организмами.

Ответ: Например, взаимоотношения между блохами и собакой, вшами и человеком, тлей и яблоней и т.д.

17. Назовите форму взаимоотношений, при которой одно животное питается остатками пищи другого и вреда ему не причиняет.

Ответ: Форма взаимоотношений, при которой одно животное питается остатками пищи другого и вреда ему не причиняет называется нахлебничество.

18. Как называется форма взаимоотношений, при которых одно животное прикрепляется к животному другого вида или живёт возле него, передвигается с его помощью и питается остатками его трапезы?

Ответ: Форма биологических взаимоотношений, при которых одно животное прикрепляется к животному другого вида или живёт возле него, передвигается с его помощью и питается остатками его трапезы называется нахлебничество.

19. Назовите форму взаимоотношений, при которой мелкий кольчатый червь питается остатками пищи рака-отшельника?

Ответ: Форма взаимоотношений, при которой мелкий кольчатый червь питается остатками пищи рака-отшельника называется нахлебничество.

20. Назовите форму взаимоотношений, при которой рыба-прилипала плавником-присоской прикрепляется к коже акул и других крупных рыб, и питается остатками пищи крупных рыб.

Ответ: Форма взаимоотношений, при которой рыба-прилипала плавником-присоской прикрепляется к коже акул и других крупных рыб, и питается остатками пищи крупных рыб называется нахлебничество.

21. Как называется форма взаимоотношений, при которой рыбы-лоцманы, следующие за акулами питаются остатками их пищи?

Ответ: Форма взаимоотношений, при которой рыбы-лоцманы, следующие за акулами питаются остатками их пищи называется нахлебничество.

22. Как называется форма биологических взаимоотношений, при которых одно животное использует другое в качестве временного убежища?

Ответ: Если одно животное использует другое в качестве временного убежища, то эта форма взаимоотношений называется квартиранство.

23. Назовите форму взаимоотношений, при которой рыба-горчак откладывает икринки в мантийную полость моллюска-беззубки, где они защищены от врагов?

Ответ: Форма взаимоотношений, при которой рыба-горчак откладывает икринки в мантийную полость моллюска-беззубки, где они защищены от врагов, называется квартиранство.

24. Как называется форма взаимоотношений, при которой в полости “морского огурца” (голотурии) находят убежище разнообразные мелкие организмы?

Ответ: Форма взаимоотношений, при которой в полости “морского огурца” (голотурии) находят убежище разнообразные мелкие организмы называется квартиранство.

25. Назовите форму взаимоотношений между организмами разных видов, при которой особи разных видов, обладая схожими потребностями, соперничают между собой за жизненные ресурсы: воду и пищу, убежища, места, кладки яиц.

Ответ: Форма взаимоотношений между организмами разных видов, при которой особи разных видов, обладая схожими потребностями, соперничают между собой за жизненные ресурсы называется конкуренцией.

26. Как называется форма взаимоотношений, когда различные виды обладают сходными потребностями в условиях жизни, пище, пространстве?

Ответ: Форма взаимоотношений, когда различные виды обладают сходными потребностями в условиях жизни, пище, пространстве называется конкуренцией. Такие отношения, угнетают оба вида.

27. Какая форма взаимоотношений присутствует между видами, использующими одни и те же ресурсы?

Ответ: Между видами, использующими одни и те же ресурсы, возникает конкуренция.

28. Какая форма взаимоотношений возникает между лосями и зубрами, обитающими в одном лесу?

Ответ: Между лосями и зубрами, обитающими в одном лесу, возникает конкуренция.

29. Какое влияние наносит конкуренция на оба конкурирующих вида?

Ответ: Конкуренция наносит отрицательное влияние на оба конкурирующих вида. Например, уменьшение численности лосей и зубров вследствие недостатка корма.

30. При завозе в Британию из Северной Америки каролинской белки уменьшилась численность обыкновенной белки. Какая форма взаимодействия наблюдается между белками?

Ответ: Между белками возникла конкуренция, каролинская белка оказалась более конкурентоспособной.

31. Какая форма конкуренции наиболее остро выражена между белкой обыкновенной и белкой каролинской?

Ответ: Наиболее остро выражена внутривидовая конкуренция.

32. Какие организмы при недостатке ресурсов могут поедать животных особей своего вида?

Ответ: При недостатке ресурсов возможно поедание животных особей своего вида (волки, рыси, кролики, хищные клопы, пауки, крысы, щука, окунь и другими)

33. Какая форма отношений присутствует между особями одного вида?

Ответ: Между особями одного вида присутствует внутривидовая конкуренция.

34. Приведите примеры внутривидовой конкуренции.

Ответ: Например, сосны, растущие в одном лесу, волки, пауки, крысы, щуки обитающие в одном ареале.

35. В результате, какой формы отношений происходит поиск новых мест обитания?

Ответ: Поиск новых мест обитания происходит в результате внутривидовой конкуренции.

36. Какая форма отношений возникает между черным и рыжим тараканом?

Ответ: Между черным и рыжим тараканом возникает межвидовая конкуренция.

37. Как называется форма взаимоотношений, когда каждый из двух взаимодействующих видов извлекает пользу из связи с другими видами?

Ответ: Форма взаимоотношений, когда каждый из двух взаимодействующих видов извлекает пользу из связи с другими видами, называется симбиозом.

38. Организмы, входящие, в какую форму отношений приспособлены к совместному существованию?

Ответ: Организмы, входящие в симбиотические взаимоотношения приспособлены к совместному существованию. Они часто не могут жить самостоятельно.

39. Какая форма взаимоотношений присутствует между термитами и живущими в их кишечнике бактерии кишечной палочки?

Ответ: Форма взаимоотношений между термитами и живущими в их кишечнике бактерии кишечной палочки называется симбиоз.

Конкурс капитанов

Капитаны команд приглашаются для конкурса.
Выберите признаки, характеризующие соответственно хищника и паразита.

Варианты:

(Ответы: хищник – 2, 4, 5, 9; паразит – 1, 3, 6, 8, 9).

Итог урока

Награждение учащихся и вручение призов.

3. Самостоятельная работа (6 минут)

По завершению игры проводилась самостоятельная работа.

На карточках представлены рисунки, которые не демонстрировались на уроках и учащиеся должны определить, какие формы взаимоотношений изображены на рисунках.

IV. Оценка знаний и выставление отметок с комментарием за устные ответы (2 минуты).

Оценки за самостоятельную работу учащиеся узнают на следующем уроке.

Включение в учебно-воспитательный процесс игр и других интерактивных методов обучения способствует активизации познавательной деятельности учащихся, предполагает такое взаимодействие учителя и обучающихся, которое ориентирует личность на раскрытие ее творческого потенциала.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *