есть ли акты в балете
Что такое классический русский балет
8 вещей, которые важно знать
Сегодня посмотреть классический балет на сцене невозможно. Это будет не он, а позднейшие советские редакции редакций, с обломками подлинника. Чтобы разглядеть в этих редакциях настоящий классический балет, нужно хорошо знать матчасть и умело вчитывать свои знания прямо во время спектакля. Это сложное интеллектуальное удовольствие, собственно, и называется в наши дни балетоманией.
1. Что такое классический балет и кто его придумал
Классический русский балет включает в себя около десятка названий: «Дон Кихот», «Баядерка», «Спящая красавица», «Лебединое озеро», «Раймонда». А также «Жизель», «Сильфида», «Корсар», «Эсмеральда», «Пахита». Автор первых — Мариус Петипа, французский хореограф, в 1847 году переехавший в Петербург. Вторые Петипа получил «по наследству» вместе с должностью главного балетмейстера петербургской труппы: спектакли остались в репертуаре от предшественников, и Петипа потом их несколько раз переделывал, подтягивая к меняющимся вкусам публики, новым балеринам и собственным представлениям о том, что такое балет.
2. Что случилось с балетом после революции
То, что идет под названием «Дон Кихот», «Лебединое озеро» и далее по списку, — совсем не то, что наблюдала публика времен Петипа. Революция 1917 года оказалась для балета роковым событием. Сначала в эмиграцию сбежала почти вся труппа, а потом уже те, кто остался или пришел им на смену. С текстами Петипа вытворяли всё что хотели: выкидывали и переставляли местами номера, вставляли свое, купировали целые акты, заменяли пантомиму танцами и наоборот. И уж конечно, спешили добавить на афишу свое имя.
3. Как устроен балет
Структура классического балета подчинена шаблону. Каждый акт начинался с небольшой пантомимной завязки, затем следовала сложно устроенная танцевальная композиция — дивертисмент или гран-па. После — молниеносная пантомимная развязка. Следование шаблону было профессиональным требованием: такая форма выработалась за годы практики и была оптимальной, чтобы показать зрителям всю труппу. Спектакль был не просто представлением, но церемонией и парадом. Мода на сюжеты могла меняться, но главный смысл русского балета оставался неизменным. Балет показывал идеальную пирамиду идеального государства — мощного, цветущего, безупречно упорядоченного и сходящегося к царственной вершине: балерине, символизировавшей фигуру монарха. Именно поэтому балет был любимым зрелищем императорской фамилии. По случаю коронации сочинялись специальные постановки, приглашались высокие иностранные гости.
4. Балетомания
Во времена Петипа балетомании предавались мужчины из высшего общества: смотрели на открытые ножки, сравнивали, чья любовница зажигательнее на сцене, чья сделает больше оборотов в пируэтах. В Петербургское театральное училище Сейчас Академия русского балета имени А. Я. Вагановой. детей отдавали семьи бедные. Девочкам балет давал шанс чуть ли не со школы найти богатого покровителя.
5. Словарь балета
Гран-па (фр. grand pas)
Па-де-де (фр. pas de deux)
В переводе с французского — «танец двоих». Однако па-де-де XIX века, по сути, не был дуэтом. Кавалер был лишь техническим, инженерным элементом конструкции: он поддерживал балерину во время длительных позировок на пуантах, помогал с опорой в пируэтах. То, что мы называем дуэтом, было просто медленным соло балерины, для которого требовалась поддержка.
Балерина
Высшее звание в труппе, которое получали по сумме артистических заслуг, чаще всего через несколько лет службы в театре. Всех выпускниц Театрального училища принимали в труппу танцовщицами кордебалета и лишь в исключительных случаях — солистками. Некоторые взлетали к положению балерины всего за несколько лет, некоторые — уже перед пенсией. Балерина получала только ведущие партии, предложить ей выйти в вариации солистки было немыслимо. Как и в любой карьере, в балетной тоже было место протекции, взяткам, влиянию высоких покровителей, но в целом талант и мастерство были решающими. Танцовщики-премьеры в Петербурге занимали весьма скромное положение, и их гонорары не шли ни в какое сравнение с тем, что получали дамы, а воплощение монарха-мужчины в виде танцующей женщины никому не казалось странным.
Дивертисмент
Концерт бойких и броских танцевальных номеров. У дивертисмента должна была быть тема, а у танца — характер. Дивертисмент развернуто показывал время и место действия спектакля. И здесь балетмейстеру полагалось проявить выдумку. Публика отбивала себе ладони, глядя на танцы индийские, уральские, китайские, цыганские, испанские, казачьи, на тарантеллы, польки, чардаши. Петипа придумывал дивертисменты насекомых, цветов, сластей, небесных светил и даже игральных карт (причем пик изображали брюнетки, червей — блондинки и т. д.). В дивертисментах выходили живые лошади, бутафорские слоны, взлетали фонтаны.
Тюник
Насколько костюмы дивертисментов должны быть детальными и достоверными, настолько же прочно гран-па держалось униформы: все его участницы были одеты в тюник, или пачку. Слоистые накрахмаленные слои тюля крепились к лифу, длина варьировалась по моде. Близость русского балета ко двору накладывала консервативный отпечаток: юбки русских артисток всегда были такими, чтобы не задеть чувства очередной «вдовствующей императрицы». Юбки укоротили чуть ли не по самые панталоны, когда в Петербурге появились гастролирующие итальянские виртуозки 1880-х — за вульгарными итальянками так стали делать и русские.
Классический танец
Основной язык балета — классический танец. Он состоит из па, образующих своего рода алфавит. Условно движения можно поделить на три группы: позы, прыжки, вращения. Каждое движение распадается на плие (приседание) и батман (движение ноги — мягко разгибаемой, поднимаемой или резко выбрасываемой). Мариус Петипа рисовал свои знаменитые ансамбли на бумаге — в виде квадратов, кругов, звезд, треугольников, и, по рассказам мемуаристов, даже держал дома набор куколок, который помогал хореографу лучше прикинуть расположение артистов на сцене.
Харáктерный танец
Характерные танцы балета — испанские, индийские, русские, венгерские, польские — лишь отчасти напоминают свои фольклорные прототипы. Этот жанр достиг расцвета в 1830-х и чем дальше, тем больше отвечал страсти викторианских европейцев описывать окружающий мир. Характерный танец исполнялся в туфлях на каблуках или сапогах, тогда как классический танец — только в шелковых пуантовых туфлях.
6. Музыка
Петипа сочинил намного больше того, что мы можем увидеть на сцене сегодня. Раз в сезон он был обязан показывать новый балет. Штатные балетные композиторы тогда писали километры музыки. Их балеты после революции погибли первыми — как не имеющие художественной ценности, да и написанные иностранцами — в основном Цезарем Пуни и Людвигом Минкусом. В советское время их поливали презрением: не гении, не оригинальны, шаблонны. Однако именно умение работать в шаблоне ценилось во времена Петипа. Балетная музыка была специальной профессией, требовала особых навыков, знаний, опыта. Музыка балета должна была ясно выражать жестикуляцию персонажей, их эмоциональные движения, обладать четким правильным ритмом, верным размером, длительностью, характером; она должна была быть острой и запоминающейся. А главное — удобной для танцев: учитывать и размечать прыжки, пируэты, позировки. Кроме того, писать балеты нужно было быстро — императорский театр работал как фабрика.
7. Балет и современность
Классический балет был остросовременным искусством, как ни трудно в это поверить. «Дочь фараона» Петипа сочинил, когда в газетах взахлеб обсуждали строительство Суэцкого канала в Египте. Индийская «Баядерка» появилась в ответ на очередное обострение российско-английской политики 1870-х. Современным всегда старалось быть и исполнение. Во времена Петипа не полагалось поднимать ноги выше 90 градусов — вертикальные шпагаты современных балерин ломают хореографию того времени. Эта физкультурная эстетика зародилась в советские 1930-е и обрела второе дыхание в 1970–80-е на волне успехов фигурного катания и художественной гимнастики. Другой стала и внешность танцовщиц. Излюбленные балерины Петипа были маленькими, мускулистыми и коренастыми. Все изменилось с появлением Анны Павловой. В детстве ее дразнили «шваброй», да и чисто технически Павлова всегда танцевала на грани фола, но ее гений превратил неправильность в стиль, а худобу — в правило. Петипа нашел в себе широту вкуса, чтобы оценить и Павлову тоже: он называл ее среди своих любимых балерин. Вслед за Павловой бросились худеть остальные. А в конце ХХ века, когда царила высоченная француженка Сильви Гиллем, балерины еще и «подросли». Теперь длинные линии, исключительная худоба и высокий рост — непременное профессиональное требование.
8. Как не прослыть невеждой
— Не называть балеринами всех, кто танцует в балете.
— Не аплодировать после выходов в антре, не зная, что само антре еще не закончилось.
— На приглашение посетить «Спящую красавицу» не отвечать: «Спасибо, „Спящую красавицу“ я уже видел».
Классический балет: краткий словарь
Путеводитель VTBRussia.ru по ключевым балетным терминам
В мире существуют сотни балетных трупп, чьи спектакли ежедневно собирают огромные залы и вызывают волны восторженных публикаций в соцсетях и пиратских видео в YouTube. Все это не мешает классическому балету оставаться «вещью в себе» для неискушённой публики. В балете чаще всего видят средство кратковременного спасения от повседневности, красивое и не обремененное смыслом, — и понимают под ним исключительно спектакли, «приплывшие» в современность из XIX века. Все прочее — постановки XX столетия, а также те балеты, что сочиняются на наших глазах, — выглядит необязательными заметками на полях великой и слегка запылившейся Классики.
В словарь VTBRussia.ru не вошли сугубо профессиональные термины, то есть названия отдельных движений и поз (кроме единственного, «арабеск»). Гораздо важнее было ответить на вопросы: из каких структур состоит классический балетный спектакль? Как мы воспринимаем этот театральный феномен? Основная идея: классический балет — сумма законов и определенный тип мышления, который проявляется независимо от эпохи. Иначе говоря, классические балеты сочиняются и сегодня, а наличие расписных холстов на сцене и тюлевых пачек на танцовщицах — еще не гарантия того, что перед нами настоящий классический балет, а не подделка. Достаточно присмотреться.
адáжио
Развернутый номер в медленном темпе, чаще всего — дуэт центральных персонажей, иногда в сопровождении кордебалета. В спектакле это момент поэтической остановки времени, момент любования пластической фигурой. Адажио часто включают в развернутую танцевальную структуру pas classique, классического па (см.)
антрé
Танцевальный выход персонажей, первая часть «классического па». От французского «выступление», «вход».
Подробнее о pas classique и его ключевых терминах (па-де-дé, па-де-труá, па-де-катр, большое па) — в самом конце словаря.
арабéск
Одна из основных поз классического танца (см.). Рабочая нога поднята назад, руки в удлиненном положении (алонжé) отведены — одна в сторону или назад, другая вперед. Разные комбинации рук и рабочей ноги образуют четыре арабеска. Наиболее часто на сцене встречается первый арабеск: например, эта поза является ключевой в композиции картины «Царство теней» в балете «Баядерка» (см. белый балет). Понятие происходит от французского arabesque, «восточный», и родственно с термином «арабеска», означающим растительный орнамент.
балери́на
Танцовщица, занимающая высшее положение в иерархии труппы. Также — исполнительница главной партии в балетном спектакле. В русском языке закрепился и плеоназм «прима-балерина» — калька с итальянского выражения «prima ballerina assoluta» (первая абсолютная танцовщица), неофициального титула, возникшего в прессе в конце XIX века. Некорректно называть балеринами всех танцовщиц.
балетмéйстер
Хранитель и репетитор чужой хореографии. В широком смысле — знаток балетного ремесла, носитель хореографической школы. Балетмейстер не сочиняет собственную хореографию — не путать с хореографом (см.)
белый балет
Выражение, которое употребил писатель и критик Вадим Гаевский в книге «Дивертисмент». Белый балет как устойчивый элемент хореографического спектакля возник в 1830-е годы: развернутые танцевальные композиции при участии кордебалета, который облачен в одинаковые белые костюмы и призван изображать фантастических существ или одушевленные природные силы — сильфид, теней, нереид, лебедей, снежинок. В широком смысле это философская категория, танцевальный акт отмены быта, отрешения от житейских страстей.
В ХХ веке «белый балет» превратился в определенный тип классического балетного спектакля: «Шопениана» Михаила Фокина, «Серенада» Джорджа Баланчина, «Сюита в белом» Сержа Лифаря. Метаморфозы белого балета можно наблюдать и в недавних произведениях — например, в балетах Вячеслава Самодурова «Вариации Сальери» и «Приказ короля». Костюмы исполнителей при этом не всегда могут иметь белый цвет.
«В белом балете красота отделена от красок телесности и от красок крови. В белом балете красота сближена с цветом летящего снега и недоступных горных вершин. Белый балет исходит из рисунка самой балетной позы. Балетмейстерами руководит вкус к строгим линиям и нарастающий интерес к скрытым от непосвященных профессиональным секретам. Белый балет — спектакль о тайнах балета. Предметом балетного театра оказывается он сам. В белом зеркале кордебалетных композиций — “больших классических па” — балет узнает свою красоту и свой подлинный образ. Когда кордебалет становится в арабеск, оркестр звучит патетически: это миг истины, явление балета как чистого жанра» (Вадим Гаевский, «Дивертисмент», 1982)
бессюжетный балет
Просторечное обозначение балетов, в которых нет литературной фабулы, персонажи не носят конкретных имен, а содержание заключается во взаимодействии музыки и пластики, в том, как сформировано пространство и разворачивается время. Более корректные определения — абстрактный, ненарративный балет. См. также сюжетный балет.
вариáция
Краткий сольный (реже парный или тройной) номер, демонстрация виртуозности. В отличие от музыкального термина употребляется в единственном числе: в балетной вариации нет темы, которая подвергается метаморфозам. Вариативность — в возможности замены отдельных сегментов хореографии.
гротéск
Один из пяти базовых танцевальных языков классического балета наряду с классическим, харáктерным, историческим танцем и пантомимой (см.) Для танца гротеск характерны ломаная, эксцентричная пластика, преувеличенная жестикуляция, неправильные с точки зрения балетных правил позиции ног и рук. Примеры: партия Феи Карабос в «Спящей красавице», заглавная партия в «Шурале», миниатюры Леонида Якобсона, партии Мачехи и сестер в разных постановках «Золушки».
деми́-соли́ст, деми́-соли́стка
Танцовщик или танцовщица, занимающие промежуточную ступень иерархии между корифеями и солистами. Выступают в вариациях или ансамблевых номерах, где заняты от двух до восьми исполнителей — обычно им предоставляются партии безымянных друзей/подруг центральных персонажей.
дивертисмéнт
Сюита разнохарактерных танцев. Внутри большого спектакля может служить для нагнетания атмосферы и ускорения действия либо, наоборот, в качестве оттяжки кульминации. Примеры — сюита национальных танцев в третьей картине «Лебединого озера», танцы сказочных персонажей в третьем акте «Спящей красавицы». В форме дивертисмента может быть построен целый балет (Divertimento №15 Баланчина). Слово происходит от итальянского «увеселение».
драмбалéт
Жаргонное определение для спектаклей, в которых последовательно излагается мелодраматическая фабула, а на сцене детально показаны бытовые приметы конкретных времени и места. Изначально слово «драмбалет» применялось с уничижительным оттенком к отечественным постановкам 1930–1950-х годов и обозначало конкретное направление в советской хореографии; наиболее известные его образцы — «Пламя Парижа» Василия Вайнонена, «Бахчисарайский фонтан» и «Медный всадник» Ростислава Захарова, «Лауренсия» Вахтанга Чабукиани, «Ромео и Джульетта» Леонида Лавровского.
историко-бытовой танец
Исполняемые в балетном спектакле салонные и придворные танцы минувших эпох — менуэт, гавот, бурре, паспье, полонез и многие другие. Обычно предусматривают использование обуви на низком каблуке и составляют контраст классическим ансамблям на пуантах. Сюита историко-бытовых танцев открывает второй акт «Спящей красавицы»; ряд подобных танцев ввел Сергей Прокофьев во второй акт «Золушки». Позировки менуэта можно увидеть в балете Уильяма Форсайта Steptext.
классическая постановка
В просторечии — спектакль с живописными декорациями и танцовщицами в пачках, — либо постановка, имеющая отношение к XIX веку. В этом ложном смысле «классическая постановка» противопоставляется «современным постановкам» или «модерну».
В строгом смысле это каноническое, вошедшее в репертуарную традицию хореографическое произведение или интерпретация того или иного музыкального произведения. Например, классические постановки «Ромео и Джульетты» Прокофьева (то есть партитуры ХХ века) принадлежат Леониду Лавровскому и Кеннету Макмиллану. В пачках там не танцуют.
Другой пример. Существует классическая версия «Жизели», авторами которой считаются Жан Коралли, Жюль Перро и Мариус Петипа — ее можно увидеть в Мариинском театре. Однако «Жизель», которую в 1982 году сочинил Матс Эк и в которой опирался на структуру и смысловые пласты балета Коралли–Перро–Петипа, также вошла в культурный обиход и может быть названа классической — в отличие от «Жизели» Акрама Хана, который в 2018 году тоже сделал ремейк старинного спектакля. С третьей стороны, Алексей Ратманский готовит в Большом театре постановку «Жизели» (премьера которой состоится при поддержке банка ВТБ), впервые в мировой практике опираясь на хореографическую нотацию 1860-х годов. То есть его постановка визуально будет следовать канону (та самая «классика» в обывательском смысле), основа мизансцен и хореографии сохранится, но от спектакля Мариинского театра все это будет, по-видимому, довольно сильно отличаться.
классический танец
Главный пластический язык в классическом балете. (Важно понимать, что классический балет как вид искусства не сводится к одному классическому танцу.) В его основе — принцип выворотности (ноги, по сравнению с природным положением, развернуты в тазобедренном суставе наружу), разработанная система поз и движений, пуантная техника у женщин, а также основанная на всем перечисленном система ежедневного тренажа.
В современном виде классический танец сложился в первой трети XIX столетия. В ХХ веке его выразительные средства и технические приемы расширялись — результат этого процесса получил название «неоклассический танец» и связан в первую очередь с именем хореографа Джорджа Баланчина, — но базовые положения и принципы остались неизменными. В балетах наших современников Алексея Ратманского, Кристофера Уилдона, Юрия Посохова, Вячеслава Самодурова, Алексея Мирошниченко главенствует именно классический танец.
кóда
Заключительная часть pas classique или всего балета. Исполняется в быстром темпе, чаще всего в двух частях. Восклицательный знак, эмоциональная кульминация, где зрителю «бьют по нервам»: для коды хореограф и исполнители припасают самые эффектные трюки, в том числе серию фуэте. Слово происходит от итальянского «хвост».
кордебалéт
Массовый персонаж балетного спектакля. Также — низшее и наиболее многочисленное подразделение балетной труппы. Слово происходит от французского «тело балета».
корифéй
В балетной труппе — промежуточная ступень между кордебалетом и деми-солистами. В кордебалетных композициях корифеи занимают место впереди или по краям линий, служа ориентиром для перестроений остальных исполнителей.
костюм балетный
Традиционный женский наряд называется тюни́к, в просторечии — пачка: несколько слоев тюля в форме блина или колокола, пришитых к лифу. Мужская униформа в классических спектаклях — трико, колет и мягкие туфли.
либрéтто
Сценарный план балета, в котором разработана повествовательная линия (если она имеется), а также выстроена музыкальная и хореографическая конструкция. Краткое содержание, опубликованное в программке, не является либретто. В так называемых абстрактных балетах (см. бессюжетный балет) краткое содержание вообще невозможно напечатать (иначе придется признать, что все идеи произведения можно выразить письменно и нет никакой необходимости в музыке и танце), — но это не значит, что у абстрактного балета нет сценария.
модéрн (танец)
Исторический термин — танцевальное течение первой трети ХХ века, противопоставившее себя классическому балету и связанное в первую очередь с именем американского хореографа и танцовщицы Марты Грэм. Начиная с 1980-х годов некоторым балетным спектаклям в отечественных театрах даются подзаголовки «модерн-балет» с целью уберечь их от сравнения с балетами прошлого.
Часто слово «модерн» ошибочно применяют ко всему, что не является в обывательском понимании «классикой» — к балетам, где живописная декорация не изображает интерьер или пейзаж, а балерины не носят пачки (даже если танцуют на пуантах).
музыкальных и пластических линий схождение и расхождение
Главный и постоянный сюжет, источник смыслов, оправдание существования балетного искусства. Формулировка принадлежит Вадиму Гаевскому.
пантоми́ма
Один из базовых пластических языков в классическом балете — система условных жестов, призванных передать бытовую речь и обозначить очередной поворот сюжета. В чистом виде, хотя и сильно урезанная, пантомима сохранилась в редакциях балетов XIX века — «Сильфиде», «Жизели», «Пахите», «Баядерке», «Спящей красавице», «Лебедином озере», «Раймонде». Начиная с 1910-х годов пантомима уже не использовалась в чистом виде, образуя гибридные формы с танцем: см. «Бахчисарайский фонтан» Захарова, «Ромео и Джульетту» Лавровского, повествовательные балеты Кеннета Макмиллана и Фредерика Аштона, балеты Юрия Григоровича, «Светлый ручей» и «Утраченные иллюзии» Алексея Ратманского.
полупáльцы
Положение ступни, при котором пятка отделена от пола. Один из важных элементов сценического танца. Наиболее наглядный пример: на полупальцах исполняются вращения в мужском танце. Некорректная формулировка — «на цыпочках».
премьéр
Танцовщик, занимающий высшую ступень в иерархии балетной труппы — визави и партнер балерины.
психологизм
Термин, часто употребляемый по отношению к балетам с литературной фабулой (см. сюжетный балет), но не имеющий точного определения. Выражение психологизма часто усматривают в экспрессивной мимике и жестикуляции персонажей, иллюстративно-патетической манере пластики, использовании музыки, которую можно определить как «трагическую» (Чайковский, Берг, Шостакович, Шнитке, Пярт). По советской традиции психологизм воспринимается как безусловное достоинство и ценность балетного спектакля, однако это сомнительный тезис (см. бессюжетный балет, музыкальных и пластических линий схождение и расхождение).
пуáнты
Обувь с твердым носком; жаргонное название — пальцы («танцевать на пальцах», «пальцевая техника»). Разработанная техника танца на пуантах — отличительный признак женского классического танца. Мужчины танцуют на пуантах только в качестве пародии либо в комических балетах, сообразно сюжетным положениям (например, в «Светлом ручье» Алексея Ратманского).
реконструкция
Условное обозначение постановок, авторы которых пытаются максимально вернуть музыкально-хореографическое произведение к изначальному виду — воссоздать оригинальные декорации и костюмы, скорректировать или восстановить хореографию и мизансцены. Примеры: «Спящая красавица» и «Пробуждение Флоры» в Мариинском, «Коппелия» в Большом. Настоящая реконструкция старинного балетного спектакля невозможна: можно приблизиться к визуальному сходству, но нельзя восстановить исполнителей и зрителей прежних времен.
русский классический балет
Корпус балетов XIX века, подписанных именами хореографов Мариуса Петипа, Льва Иванова и Александра Горского: «Дон Кихот», «Спящая красавица», «Баядерка», «Лебединое озеро», «Тщетная предосторожность», «Коппелия», «Пахита». Все эти балеты многократно редактировались в советское время — поэтому в подлинном виде русский классический балет сегодня не существует.
содержание
Сумма идей, выраженных в хореографическом произведении. Содержание балета (как и любого произведения искусства) не сводится к либретто, сюжету, краткому содержанию.
соли́ст
Ранг в балетной иерархии, предшествующий статусу балерины и премьера. Солисты исполняют вторые по значимости партии в классических балетах, а также сольные вариации безымянных персонажей. Повелительница дриад и цветочницы в «Дон Кихоте», Фея Сирени в «Спящей красавице», Бирбанто и Али в «Корсаре», Ганс и исполнители крестьянского па-де-де в «Жизели» и т.д.
сюжетный балет
Просторечное определение балетов, в которых рассказывается история, персонажи имеют конкретные имена и вступают в бытовые взаимоотношения. Такой нарративный балет часто основан на известном литературном произведении: «Манон», «Анна Каренина», «Ромео и Джульетта». Часто нарративный балет представляется профессионалам и зрителям как более развитая форма балетного спектакля по сравнению с бессюжетным балетом. На практике деление балетов на бессюжетные и сюжетные не имеет смысла — формы и виды балетных постановок куда разнообразнее. Как определить Impressing the Tzar Форсайта, «Русские сезоны» Алексея Ратманского, Woolf Works Уэйна Макгрегора, «Приказ короля» Вячеслава Самодурова? И с другой стороны: много ли осталось от Сервантеса в классическом «Дон Кихоте» Александра Горского, или произведением движет некая внутренняя логика? Любой балет, даже если его участники не носят имен и не связаны семейно-родственными или профессиональными узами, развивает сразу несколько сюжетов, тем, эмоциональных линий — обнаружить и осмыслить их всегда доверено зрителю.
танцóвщик
Обозначение исполнителя-мужчины в классическом балете. Некорректные варианты: танцор, балерун, болеро.
техника — образ
Распространенный тип суждения об исполнителях: «Балерина N достойно преодолела технические сложности партии NN, однако создала недостаточно убедительный образ». В таких случаях под образом понимается умение танцовщика или танцовщицы активно выражать бытовые эмоции мимикой и жестикуляцией. Такое отделение техники от образа имеет отношение к пониманию балетного искусства как целого: его природа такова, что техническая сторона в первую очередь и формирует сценический образ, и одно без другого не существует — так же как форма неотделима от содержания.
фуэтé
В классическом танце — тип вращения, исполняемого на одной точке. Наиболее популярна разновидность фуэте, в котором рабочая нога совершает хлещущие движения вокруг опорной ноги: она встречается в «Лебедином озере», «Дон Кихоте», «Пахите», других балетах и па-де-де. Фуэте возникает в качестве кульминации в коде pas classique, — но вовсе не является главным элементом балетного спектакля.
харáктерный танец
Один из пластических языков классического балета — стилизованные пляски в национальном характере: испанские, венгерские, цыганские, русские и другие. В конце XIX века характерные пляски были обязательной частью новых балетов и оттеняли классические ансамбли — см. сюиты национальных танцев в «Лебедином озере», испанские танцы в «Дон Кихоте». Элементы характерного танца иногда внедрялись в чисто классическую пластику, главный пример — классическое венгерское па в финале «Раймонды». В советские годы появился ряд балетов, где характерный танец был главным пластическим языком: «Лауренсия», «Гаяне», «Испанские миниатюры».
хореóграф
Автор не существовавших прежде хореографических произведений. Не путать с балетмейстером.
хореогрáфия
Па, позы и переходы, составленные в комбинации, определенным образом сопряженные с музыкой, имеющие законченную форму. (Иногда употребляется термин «хореографический текст».) Другое значение — сфера, связанная с сочинением танца. Выражение «заниматься хореографией» в значении «посещать танцевальный кружок» не имеет отношения к профессиональному балету.
Pas classique (па класси́к, «классическое па»)
Основная композиционная единица в классических балетах. Сформировалась во второй половине XIX века. Вне зависимости от количества участников имеет типовое строение:
Иногда в эту структуру могут включаться дополнительные части, иногда исключаются антре или вариации. Очень редко происходит перемена порядка, например, вариации идут впереди адажио (см. «Сильвию» Фредерика Аштона).
Количество участников определяет разновидности pas classique — па-де-де (дуэт), па-де-труа (трио), па-де-катр (четыре исполнителя) и так далее. Наиболее развернутая по времени и количеству участников форма — гран-па, то есть «большое па». Гран-па — центральная часть композиции балетов «Жизель» (ансамбль вилис во втором акте), «Баядерка» (картина «Царство теней»), «Лебединое озеро» (большое па лебедей во второй картине), «Пахита», «Дон Кихот», «Раймонда» (Классическое венгерское па). Часто форма pas classique организует балетный спектакль целиком: «Аполлон» Баланчина — классический па-де-катр, его «Вальпургиева ночь» — гран-па.
Pas classique — хореографический универсум, законченное смысловое целое, не требующее подпорок и оправданий в виде литературной фабулы, бутафории, декораций и исторической костюмировки. Аналог — сонатная форма в классической музыке.