есть ли налог на майнинг

Добытчик в законе: власти выступили за признание майнеров предпринимателями

есть ли налог на майнинг

Майнинг криптовалют следует официально признать предпринимательской деятельностью, присвоить ему ОКВЭД и регламентировать порядок его налогообложения, заявили «Известиям» в Минэкономразвития, Минэнерго и Госдуме. Легализация майнинга может быть выгодна и государству, и криптоиндустрии, считают в Минэке. ЦБ, в свою очередь, не поддерживает инициативу, ссылаясь на риски оборота криптовалют в России. Опрошенные «Известиями» эксперты и представители отрасли в целом позитивно оценили идею. По их словам, сейчас большинство майнеров не уплачивает налоги, но приравнивание к предпринимателям может упростить легализацию их доходов от криптодобычи и пополнить бюджет, однако заставить платить в казну непрофессиональных игроков будет практически невозможно.

Мнения разделились

Регулирование майнинговой деятельности в России пока отсутствует, констатировали «Известиям» в Минфине. В законе о цифровых финансовых активах (ЦФА) понятие «майнинг» не упоминается, но встречается определение «выпуск цифровой валюты». В общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) добыча криптовалют также не указывается.

Майнинг следует приравнять к предпринимательству и нормативно урегулировать, поскольку он вполне вписывается в определение предпринимательской деятельности, закрепленной в Гражданском кодексе, полагают в Минэкономразвития.

есть ли налог на майнинг

— Признание майнинга предпринимательством позволит облагать доходы от такой деятельности налогом и, соответственно, увеличить доходы государственного бюджета, — отметили в министерстве.

есть ли налог на майнинг

В настоящее время ведомство обсуждает возможное регулирование с предпринимательским сообществом. Представители бизнеса планируют представить конкретные проекты в этой сфере уже в ближайшее время, уточнили в Минэке.

Отрасль добычи криптовалют «заслуживает уважения и регулирования», подчеркнул в беседе с «Известиями» заместитель директора департамента развития цифровой экономики Минэка Алексей Минаев в кулуарах форума Blockchain Life 2021.

— Это как раз та сфера, в которой и государство может получить свою выгоду в виде налогов, и люди могут легализовать свои доходы, крупный бизнес также всё больше интересуется этим, — подчеркнул чиновник.

Минэнерго поддержало идею официального признания майнинга предпринимательством. По мнению представителей ведомства, регулирование этой сферы должно предполагать, что на этапе присоединения к энергосистеме необходимо заявлять характер потребляемой нагрузки (для бизнеса или личного потребления), поскольку для бытовых нужд и майнинга она серьезно различается.

Идею признания майнинга предпринимательством поддерживают и в Госдуме. Глава комитета по финрынку Анатолий Аксаков в беседе с «Известиями» отметил, что криптодобыча и сейчас не запрещена, но принципы ее налогообложения не ясны.

— Очевидно, надо присвоить майнингу ОКВЭД, определить порядок налогообложения и получать доходы от этого вида деятельности, — призвал депутат.

есть ли налог на майнинг

есть ли налог на майнинг

Парламентарий также предложил подумать над вопросом повышенных тарифов на электроэнергию для майнеров, поскольку сейчас они платят за нее наравне с рядовыми потребителями. По его данным, большинство из них не уплачивает никаких налогов, но крупные фермы хотели бы легализоваться.

Принципиальной иной, консервативной точки зрения придерживается ЦБ, который последовательно выступает против оборота криптовалют в России.

— Банк России не поддерживает инициативы, способствующие появлению денежных суррогатов, — указали в регуляторе.

В Минфине, в свою очередь, считают, что вопросы осуществления майнинговой деятельности, «включая установление регуляторных особенностей, необходимо рассматривать в контексте формирования правовой базы в сфере обращения цифровых валют».

Взаимная выгода

есть ли налог на майнинг

Регулирование криптодобычи может повлечь определенные выгоды как для государства (рост налоговых поступлений), так и для самих майнеров, считает руководитель направления «Правовое развитие» ЦСР Максим Башкатов. Официальное признание может помочь последним легче получать кредиты на покупку мощностей под майнинг, а также даст возможность господдержки инвестпроектов, прогнозирует эксперт.

Сейчас подавляющее число майнеров не уплачивает налогов, отмечают аналитики и представители индустрии. Регулирование ничего не изменит для «домашнего» и малого майнинга, которые генерируют в сумме лишь несколько процентов от общего объема, поскольку их криптодобычу трудно отследить, ожидает руководитель компании Comino Евгений Власов.

По той же причине майнинговую отрасль практически невозможно приравнять к обычному предпринимательству и высчитывать налоги по классической схеме, согласился майнер Михаил Плужников. Он привел в пример модель налогообложения в Казахстане, где сбор взымается в расчете на потребленное электричество.

есть ли налог на майнинг

— Государство не сможет заставить платить налоги мелких майнеров, которые работают дома или в гараже, это коснется только крупных игроков рынка, — полагает он.

есть ли налог на майнинг

Для крупных же ферм регулирование будет означать четкие правила игры, благодаря чему они смогут с уверенностью масштабировать свой бизнес, уверен Михаил Плужников.

В ФНС на запрос «Известий» не дали разъяснений о существующем порядке налогообложения майнинговой отрасли.

Цифровые финансовые активы (ЦФА) в целом пока не регламентированы Налоговым кодексом, напомнила партнер PwC Карина Худенко. По ее мнению, во избежание различных интерпретаций можно было бы четко прописать в НК, что доходы от реализации добытых криптоактивов подлежат налогообложению.

Источник

Как легально майнить биткоины в России. Подробная инструкция

есть ли налог на майнинг

Во втором квартале 2021 года Россия вышла на третье место в мире по майнингу биткоина, по данным Кембриджского университета. Доля страны достигла 11%. Это произошло за счет того, что доля Китая, который до недавнего времени был крупнейшим майнинговым центром, за четыре месяца упала с 46% до нуля.

При этом в России законодательно не регулируется деятельность по добыче криптовалюты. В июне глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков говорил, что в стране «про майнинг забывают, этот бизнес уходит». Однако в середине октября губернатор Иркутской области Игорь Кобзев пожаловался на существенный рост энергопотребления из-за подпольных майнеров, предложил признать добычу криптовалюты видом предпринимательства и ввести повышенные тарифы на электроэнергию для майнеров. В результате Минэнерго поддержало идею особых тарифов на электричество для майнеров. Сейчас власти «прорабатывают вопрос в части электроэнергетики».

Майнинг на сегодняшний день в России регулируется общими нормами о предпринимательской деятельности и налогообложении, отметил член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Ефим Казанцев. По его словам, специального регулирования нет индустрии майнинга нет, а с точки зрения государства майнинг мало чем отличается от любой другой деятельности, где человек покупает себе какой-то станок, что-то на нем делает и продает результаты.

Как сейчас работают майнеры

Сооснователь Bitcluster Сергей Арестов рассказал, как работают российские майнинг-компании:

Компания покупает вычислительное оборудование (ASIC), далее сдает вычислительные мощности в аренду, например, иностранной организации, которая зарегистрирована на криптобирже. Из полученного дохода вычитаются расходы на электроэнергию и обслуживание, остается прибыль, с которой необходимо заплатить налоги.

«Ситуация упростится, когда на криптобиржах разрешат регистрацию российских ООО. Насколько мне известно, пилотные проекты уже есть у крупных бирж», — отметил Арестов. Он добавил, что в скором времени могут появиться биржи вычислительных мощностей.

Как регистрировать майнинг с юридической точки зрения

Законодательное определение майнинга в России отсутствует. В то же время налоговые органы могут посчитать, что майнинг обладает признаками предпринимательской деятельности по смыслу ст. 2 Гражданского кодекса РФ (самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг), объяснил адвокат, преподаватель Moscow Digital School Дмитрий Кириллов.

По этой причине человеку, который собирается постоянно заниматься майнингом, стоит заранее зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя или учредить юридическое лицо, отметил эксперт. При регистрации необходимо выбрать вид деятельности, наиболее подходящими для майнинга кодами ОКВЭД являются 63.11 «Деятельность по обработке данных, предоставление услуг по размещению информации и связанная с этим деятельность» и 63.11.1 «Деятельность по созданию и использованию баз данных и информационных ресурсов».

Как платить налоги

Если предполагаемый доход от майнинга не превысит 150 миллионов рублей в год, можно использовать упрощенную систему налогообложения со ставкой налога 6% от дохода. Это снимет большую часть налогового бремени и устранит необходимость обосновывать расходы на эту деятельность, как при применении ставки 15% от доходов за вычетом расходов (хотя учет расходов вести все же придется). Во всех случаях потребуется ежегодная подача налоговой декларации, предупредил Кириллов.

Если майнер ожидает, что весь его годовой доход, включая доход от майнинга, не превысит 2,4 млн. руб., и он не планирует нанимать работников, он может зарегистрироваться не в качестве индивидуального предпринимателя, а как самозанятое лицо. Такой режим позволяет применять пониженные ставки налога на профессиональный доход (6% или 4% от дохода) и не подавать налоговую декларацию, фиксируя доход онлайн через специальное приложение Федеральной налоговой службы.

При ведении майнинга придется учитывать ограничение, установленное ст. 14 закона о цифровых финансовых активах — российские резиденты не вправе принимать криптовалюту в качестве встречного предоставления за товары, работы или услуги. Ответственность за нарушение запрета пока не установлена, но о правильном документировании деятельности майнерам стоит подумать уже сейчас.

Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.

Источник

Вниманию владельцев криптовалют: закон, налоги, ответственность!

Важно! С 1 января 2021 года вступает в силу Закон о цифровых финансовых активах, регулирующий торговлю криптовалютой.

В 2020 году значительно увеличился интерес инвесторов к криптовалютам.

Если для Вас Bitcoin, Ethereum, Ripple, Litecoin, майнинг не просто набор непонятных слов, то эта статья обязательна к прочтению.

Тема будут актуальна еще и потому, что ЦБ РФ анонсировал скорый запуск цифрового рубля.

Криптовалюта – цифровой актив и в то же время платежная система, которая использует криптографическую функцию для шифрования записей. Считается альтернативой деньгам, которые выпускаются государством. В основе криптовалют лежит технология распределенного реестра — блокчейн.

Продажа криптовалюты рассматривается как продажа имущества, в связи с чем полученный доход подлежит обложению НДФЛ (13%).

N.B. Со следующего года 15%, если доходы превысят 5 млн. руб.

Налоговая база: разница между доходами от продажи и расходами на покупку цифровых валют, если они документально подтверждены (пп. 2 п. 2 ст. 220 НК РФ; Письма Минфина России от 08.11.2018 N 03-04-07/80764, от 17.05.2018 N 03-04-07/33234).

При получении дохода от продажи криптовалюты необходимо самостоятельно исчислить НДФЛ и подать налоговую декларацию.

Это важно знать о криптовалюте

— в России запрещается использовать криптовалюту для оплаты товаров, работ и услуг, а также распространять информацию о возможности расчетов цифровой валютой.

— цифровая валюта признается имуществом, следовательно, она может быть получена по сделкам, а также в порядке наследования, изъята в пользу кредиторов в исполнительном производстве и в процедуре банкротства.

— необходимо декларировать (информировать) ФНС о владении цифровой валютой – это обязательное условие судебной защиты.

Налоговые штрафы за неуплату (ст. 122 НК РФ): неумышленную — 20% суммы недоимки; умышленную — 40%.

Согласно п. 5 ст. 108 НК РФ привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога и пени.
Если налогоплательщик не уплатил налог в установленный срок, но при этом налог рассчитал правильно – с него взыщут только пени.

Неуплата физлицом налогов в крупном размере (2 млн. 700 тыс. руб. в пределах 3х лет) путем непредставления декларации в налоговый орган, а равно умышленное включение в нее недостоверных сведений – вплоть до 300 тыс. руб. штрафа и лишения свободы до года (ст. 198 УК РФ).

За особо крупный размер (13 млн. 500 тыс. руб.) – штраф может достичь 500 тыс. руб., а лишение свободы – 3х лет.

Особое внимание! Минфин разработал поправки в УК РФ, УПК РФ об ответственности за незадекларированную криптовалюту, а также в НК РФ – в части регулирования цифровых валют и цифровых финансовых активов (ЦФА).

— установить обязанность владельцев криптоактивов декларировать сделки с цифровой валютой, если сумма операций превышает 600 тыс. руб.

— если в течение 3х лет более 2х раз данные в налоговый орган не представлялись – уголовная ответственность (наказание до 3 лет лишения свободы).

В последнее время участились случаи налоговых проверок физлиц, многократно увеличились запросы ФНС в банки, в связи с чем ЮК «Дмитренко и партнеры» рекомендует легализовать торговлю криптовалютой для защиты своих имущественных прав, передачи криптовалюты наследникам, а также избежания налоговой и уголовной ответственности.

Источник

Что не так с законом «О ЦФА». Все про регулирование криптовалют в России

есть ли налог на майнинг

1 января 2021 года в России вступит в силу закон «О цифровых финансовых активах» (ЦФА). В Госдуме его рассматривали более 2,5 лет, он был принят и подписан президентом Владимиром Путиным летом нынешнего года. Moscow Digital School опубликовала подробный анализ федерального закона.

Последняя версия закона «О ЦФА» существенно отличается от принятой в первом чтении. Документ был представлен с пакетом актов — проектами трех федеральных законов, касающихся непосредственного регулирования рынка криптовалют, а также уголовной и административной ответственности за нарушения новых правил. Последние акты были направлены на доработку после резко негативной реакции сообщества и бизнеса.

Пробелы в регулировании

Юристы Moscow Digital School подчеркнули, что из-за ряда пробелов в регулировании, для многих сторон криптобизнеса ситуация осталась без изменений. Многие термины, используемые криптосообществом, уже были изобретены и успешно используются в мировой практике, однако в законе о ЦФА вместо них применяются свои собственные, которые вводят новые правовые институты и создают неопределенность.

В отличие от ряда зарубежных стран, в законе нет регулирования для некоторых типов токенов и криптовалют с разным функционалом и сущностью. При этом под определение цифровой валюты в соответствии с документом «О ЦФА» могут подпадать, например, бонусы, а также используемые в электронной коммерции сертификаты. За рамками понятий остались многие виды деятельности, прежде всего, майнинг.

«Тогда как от Закона о ЦФА ожидали введения единого аппарата и понятийной правовой базы для всего криптовалютного рынка в целом, в результате он стал основой исключительно для цифровизации российских активов, выпуска цифровых дубликатов ценных бумаг по российскому праву — которые сложно выводить на международный рынок», — говорится в отчете.

В документе присутствуют противоречащие друг другу нормы. Например, согласно определению, данному в законе «О ЦФА», цифровая валюта признается средством платежа и может являться инвестицией. Однако в соответствии со ст.14, российские юридические и физические лица не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за передаваемые товары, услуги или в качестве оплаты иным образом. Это противоречит признанию криптовалюты средством платежа и значительно ограничивает ее использование на территории России, а также снижает экономическую целесообразность владения криптовалютой.

Специалисты уверены, что авторам закона так и не удалось выработать адекватное определение цифровой валюты. В документе говорится: «криптовалюта — это токены, по которым отсутствует обязанная сторона». Такое определение от противного позволяет отнести к криптовалюте большое количество различных электронных записей (аккаунты, электронную валюту и так далее). Поэтому авторы дополнили, что криптовалюта — это не любые записи, а те, что могут быть либо средством платежа, либо инвестирования.

По новому закону судебная защита прав на цифровую валюту возможна лишь в случае, если она специальным образом декларировалась и с нее выплачивались налоги (п. 6 ст. 14). Неясно, как это будет проверяться — в декларации доходы от продажи цифровой валюты могут указываться совершенно по-разному, а хранение цифровой валюты (без извлечения дохода) никогда не требовалось отдельно декларировать. Вероятно, ФНС или Минфин позднее дадут разъяснения по этому поводу.

«Также, разумеется, чрезвычайно сомнительна сама идея, что для получения судебной защиты собственник цифровой валюты должен подтверждать выполнение неких публичных обязанностей — почему уплата или неуплата налогов влияет на наличие судебной защиты, то есть, по существу, на само право собственности?», — задаются вопросом в Moscow Digital School.

Пока в законе «О ЦФА» нет норм, посвященных майнингу. В конце августа Минфином был разослан в профильные ведомства пакет законопроектов о внесении поправок в еще не вступивший в силу документ. В нем косвенно упоминается добыча криптовалюты и написание софта. Однако в том же пункте установлен запрет на получение оплаты за такие действия в цифровой валюте.

На практике майнеры, как правило, получают вознаграждение именно в виде криптовалюты. Если предлагаемый пакет законопроектов будет принят, российским предпринимателям, занимающимся добычей криптовалюты, придется искать обходные пути, чтобы не попасть под административную и уголовную ответственность, которую также предлагает ввести Минфин, предупредили юристы.

Закон о цифровых финансовых активах вводит новый субъект российского крипторынка — операторы обмена цифровых финансовых активов. Они по сути являются криптобиржами, но только для обмена токенов, которые признаются по российскому законодательству цифровыми правами. На сегодняшний день такими специальными законами являются ФЗ об инвестиционных платформах и ФЗ о ЦФА. Операторы обмена могут организовывать торговлю утилитарных цифровых прав и цифровых финансовых активов.

Существующие криптобиржи, торгующие криптовалютами, например, биткоином и Ethereum, не подпадают под определение нового субъекта и остаются неурегулированными. Закон о ЦФА прямо допускает возможность организации на территории России площадки для обмена криптовалют.

Закон устанавливает требования «деловой репутации» к исполнительным органам информационной системы, оператора обмена ЦФА. Такие требования включают отсутствие неснятой и непогашенной судимости, отсутствие за последние годы фактов привлечения к административной или уголовной ответственности в связи с банкротством, в связи с деятельностью финансовой организации, сведений о причастности лиц к экстремистской деятельности или терроризму и др.

Оператор обмена ЦФА обязан хранить информацию о сделках с ЦФА не менее 5 лет. Банк России вправе установить дополнительные требования к деятельности информационных систем и операторов обмена ЦФА, например, к операционной надежности и к предоставлению отчетности. Подобные требования могут усилить транспарентность, а также повысить безопасность.

«Однако при установлении требований должен учитываться принцип технологической нейтральности, то есть возможность использовать любые технологии безопасности, а не только те, которые разработаны или установлены государством», — подчеркнули юристы.

Закон устанавливает требования к рекламе ЦФА, в частности, необходимость предупреждать инвесторов, что предлагаемые активы являются высокорисковыми, и их приобретение может привести к потере внесенных денежных средств в полном объеме. Такое требование о предупреждении инвесторов о возможных рисках покупки ЦФА распространено во многих странах (Франция, Швейцария, США).

Установлено, что реклама не должна содержать обещание выплаты дохода по ЦФА, за исключением дохода, обязанность выплаты которого предусмотрена решением о выпуске. Реклама не должна содержать прогнозы роста курсовой стоимости выпускаемых ЦФА, что также является мерой защиты от введения инвестора в заблуждение, чрезмерных ожиданий в отношении инвестиций и обеспечения достоверной оценки инвестором таких инвестиций.

Закон о ЦФА не регламентирует вопросы, связанные с налогообложением цифровых финансовых активов. Вопрос налоговых последствий совершения сделок с криптовалютой остается открытым. В мире вопросы налогообложения чаще всего решаются за счет профильных разъяснений органов налоговой службы по системам уплаты налогов с операций с цифровыми активами.

«Оборот криптоактивов будет подчиняться общим правилам налогообложения, что может привести к ряду затруднений и противоречий и, очевидно, будет работать против развития нового рынка», — пояснили эксперты.

В настоящее время в России не определен подход к косвенному налогообложению криптоактивов. В мае 2018 года Минфин выразил свое мнение о налогообложении криптовалютных операций для физических лиц.

«. особый порядок налогообложения доходов физлиц при совершении операций с криптовалютами не установлен, физические лица должны самостоятельно исчислить налог и подать декларацию в инспекцию; налоговая база по операциям купли-продажи криптовалют определяется в рублях как превышение общей суммы доходов от продажи криптовалюты над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение; до законодательного урегулирования вопросов, связанных с обращением и налогообложением криптовалют, при определении налоговой базы необходимо исходить из ст. 220 НК РФ», — говорится в письме Минфина.

Касательно корпоративного налогообложения в министерстве подчеркивали, что согласно статье 247 НК РФ объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком, определяемая для российских организаций в общем случае как разница между полученными доходами и произведенными расходами, квалифицируемыми в соответствии с положениями главы 25 НК РФ.

«Логика положений главы 25 НК РФ подразумевает налогообложение всех доходов, полученных налогоплательщиком при осуществлении деятельности, за исключением поименованных в ст. 251 НК РФ. При этом особый порядок налогообложения доходов при совершении операций с криптовалютой главой 25 НК РФ не установлен», — объяснили в Moscow Digital School.

Руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС при президенте РФ Антонина Левашенко предупредила, что с 1 января 2021 года криптобизнес, по сути, не сможет использовать криптовалюту для своих операций. Это значит, что ему будет невыгодно работать на территории России.

«На данный момент по смыслу закона запрещены будут именно операции по оплате в криптовалюте, теоретически операции по обмену криптовалюты на фиатные средства или другие криптовалюты (как конвертация) не ограничены. Не запрещено также и получение, например, зарплаты в криптовалютах. Смена юрисдикции крупного и не очень криптобизнеса — это то, что ожидает криптоэкономику в России, ведь ни одна из развитых стран не вводит запретов на использование криптовалют», — предупредила Левашенко.

По ее словам, поправки, предложенные Минфином, могут еще больше усугубить ситуацию. Например, ограничить возможность покупки криптовалюты, а также получения зарплаты в криптовалюте. Подобный запрет не только обесценивает криптовалюту, но и влечет отток бизнеса и капитала из России.

Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *