есть ли пенсия у адвокатов

Информация об условиях формирования пенсионных прав у адвокатов, являющихся получателями пенсий за выслугу лет или пенсии по инвалидности, добровольно вступающих в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Федеральным законом от 30.12.2020 № 502-ФЗ (вступил в силу 10.01.2021) внесены изменения в Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ), в соответствии с которыми физические лица из числа адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-I и не вступивших добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию или прекративших такие правоотношения, не являются страхователями (статья 6) и исключены из числа застрахованных лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование (статья 7).

Кроме того, в статью 29 Федерального закона № 167-ФЗ внесены изменения, согласно которым физические лица из числа адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-I, вправе вступить в добровольные правоотношения по обязательному пенсионному страхованию (подпункт 7 пункт 1).

Физические лица из числа адвокатов, являющихся получателями пенсии за выслугу лет или пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-I (далее адвокаты – военные пенсионеры), вступают в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и прекращают правоотношения по обязательному пенсионному страхованию путем подачи заявления в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по правилам, утверждаемым в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Лица, добровольно вступающие в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты страховых взносов в ПФР, самостоятельно с учетом ограничений, установленных пунктом 1 статьи 29 Федерального закона № 167-ФЗ, определяют размер страховых взносов и исчисляют страховые взносы, подлежащие уплате за расчетный период. Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

При этом адвокаты – военные пенсионеры могут уплачивать страховые взносы в любом размере, но не более максимального размера, определяемого как произведение восьмикратного МРОТ, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в ПФР, установленного подпунктом 1 пункта 2 статьи 425 Налогового кодекса Российской Федерации, увеличенное в 12 раз.

Вместе с тем в страховой стаж засчитывается период, равный соответствующему расчетному периоду, если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года составила не менее фиксированного размера страхового взноса на обязательное пенсионное страхование, определяемого в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 430 Налогового кодекса Российской Федерации). В случае если общая сумма уплаченных страховых взносов в течение календарного года вышеуказанными лицами составляет менее фиксированного размера – в страховой стаж засчитывается период, определяемый пропорционально уплаченным страховым взносам, но не более продолжительности соответствующего расчетного периода.

Источник

Изменения затронут адвокатов

1 января вступит в силу Закон об отказе от индексации фиксированных страховых выплат для ряда лиц

Изменения в ст. 430 НК, которые сохраняют в 2021 г. фиксированный размер страховых взносов для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физлицам, затронут и адвокатов. Ранее в комментарии «АГ» член Совета ФПА РФ, президент АП Воронежской области Олег Баулин отмечал, что уплата страховых взносов в фиксированном размере является головной болью для адвокатов и проблемой для адвокатуры.

1 января вступают в силу поправки в ст. 430 НК РФ, которые сохраняют в 2021 г. фиксированный размер страховых взносов для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физлицам, на уровне 2020 г., сообщает «АГ». Поправки также затрагивают выплаты на ОПС и ОМС, производимые адвокатами.

Напомним, ранее Минфин России выносил на общественное обсуждение соответствующий законопроект. 15 октября Президент РФ подписал Закон № 322-ФЗ, который вступит в силу 1 января 2021 г.

В абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 430 НК РФ указано, что размер взносов на ОПС будет зависеть от величины дохода плательщика за год. Так, если доход составит менее 300 тыс. руб., плательщик уплачивает взносы на ОПС только в фиксированном размере (например, за расчетный период 2021 г. – 32 448 руб., за расчетный период 2022 г. – 34 445 руб., 2023 г. – 36 723 руб.). Если величина дохода за расчетный период превысит 300 тыс. руб. – страховые взносы уплачиваются в указанном фиксированном размере плюс 1% суммы дохода плательщика, превышающего 300 тыс. руб., за расчетный период. При этом размер взносов на ОПС за расчетный период не может превышать восьмикратный фиксированный размер, установленный абз. 2 указанного подпункта.

Адвокат, партнер Five Stones Consulting Екатерина Болдинова в комментарии «АГ» отметила, что итоговый текст закона несколько изменился по сравнению с проектом. Законопроект Минфина предусматривал, что, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 тыс. руб., он будет платить страховые взносы в фиксированном размере, установленном абз. 2 подп. 1 п. 1 ст. 430 НК, плюс 1% от суммы дохода, превышающего 300 тыс. руб. за расчетный период. Формулировка принятого документа иная: из абз. 3 подп. 1 п. 1 ст. 430 НК убрали ссылки на конкретные суммы, однако общий смысл сохранился прежний – если доходы плательщика выше 300 тыс. руб. в год, он должен уплатить установленную законом фиксированную сумму плюс 1% от суммы доходов. Соответственно, взносы за 2021 г. действительно “заморожены” и остаются на уровне 2020 г., а затем начинают потихоньку увеличиваться», – пояснила она.

Эксперт добавила, что многие предприниматели и адвокаты оказались в таких условиях, что 2020 г. в принципе не принес им дохода, но при этом уплатить в бюджет фиксированные страховые взносы придется. «С учетом экономической ситуации, на мой взгляд, было бы правильнее установить некий минимальный размер дохода, освобождающий от страховых взносов хотя бы за 2020 г.», – полагает Екатерина Болдинова.

По ее мнению, есть некоторая несправедливость в том, что адвокаты (при том, что их деятельность в соответствии с Законом об адвокатуре не направлена на извлечение прибыли!) должны уплачивать взносы на уровне предпринимателей. «Напомню, что использовать тот же УСН адвокат не вправе. В итоге при объективно меньшем доходе, чем у ИП, адвокат вынужден платить в бюджет больше. А на фоне коронавирусных ограничений и общей ситуации, когда многие оставались без дохода большую часть 2020 г., поскольку суды и прочие госорганы работали в весьма “урезанном” режиме, это выглядит как минимум несправедливо», – убеждена эксперт.

Старший юрист ООО «Персональный налоговый менеджмент» Юлия Кузнецова отметила, что сохранение фиксированного размера страховых взносов для плательщиков, не производящих выплаты и иные вознаграждения физлицам, на уровне текущего года можно было бы оценить положительно, но только если оценивать в отрыве от реальной ситуации. «Фиксированные тарифы установлены для дохода не более 300 тыс. руб. за календарный год. Если произвести элементарные расчеты, это составит в среднем 25 тыс. руб. в месяц, что существенно (в 1,5–2 раза) ниже средних зарплат во многих регионах», – пояснила она.

По мнению эксперта, тарифы для уплаты страховых взносов адвокатами установлены в тех же размерах, как и для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. «Однако, в отличие от предпринимателей из ʺнаиболее пострадавших отраслейʺ, адвокаты вообще не получили мер господдержки. Сейчас адвокаты оказались в не менее сложной ситуации, чем субъекты малого и среднего предпринимательства, – в первую очередь, из-за снижения доходов населения, которому в подавляющем большинстве и оказывается профессиональная юридическая помощь. Между тем для многих адвокатов их деятельность является единственным источником средств к существованию, а также оплаты расходов, в том числе по аренде помещений и выплате зарплаты помощникам и стажерам (за которых также нужно уплачивать страховые взносы по общим, а не фиксированным, тарифам), и обеспечения средствами индивидуальной защиты и дезинфекции», – отметила юрист.

Кроме того, добавила Юлия Кузнецова, в ряде случаев юридическая помощь оказывается адвокатами бесплатно, а суммы оплаты за защиту по назначению либо оказание помощи гражданам в рамках БЮП являются расходными обязательствами РФ и ее субъектов. В то же время страховые взносы с указанных сумм относятся к расходным обязательствам адвоката, а не соответствующего бюджета. «В таких условиях даже при сохранении размера фиксированного тарифа доля страховых взносов в затратах увеличилась, что означает увеличение налоговой нагрузки. Учитывая социальную роль адвокатуры, было бы правильнее либо установить для адвокатов пониженные тарифы страховых взносов, либо освободить от уплаты страховых взносов с сумм, выплачиваемых за счет бюджета», – считает эксперт.

Ранее в комментарии «АГ» член Совета Федеральной палаты адвокатов РФ, президент АП Воронежской области Олег Баулин заметил, что уплата страховых взносов в фиксированном размере является головной болью для адвокатов и проблемой для адвокатуры. «Нисколько не преувеличу, если скажу, что установление фиксированных платежей заметно повлияло и на численность корпорации, и на желание частнопрактикующих юристов становиться адвокатами. Особенно это заметно в сельских районах. Многие адвокаты с солидным стажем, практиковавшие в районных центрах, прекращали статус и в качестве причины называли невозможность собрать сумму в размере около 40 тыс. руб. и заплатить фиксированные платежи», – указывал он.

Олег Баулин подчеркивал, что закон определил фиксированные платежи в 2021 г. на уровне нынешнего года. «Это было бы неплохо в обычной ситуации, но в 2020 г. в связи с пандемией адвокаты несколько месяцев вообще не могли работать в судах, да и сейчас продолжают испытывать серьезные затруднения, повсюду констатируется заметное снижение доходов. Именно поэтому ФПА просила о мерах государственной поддержки адвокатов, в том числе и в отношении обязательных платежей. Видимо, нас услышали – увеличивать на 2021 г. фиксированные платежи на пенсионное и медицинское страхование не стали», – заключил он.

Источник

Адвокатам-пенсионерам рекомендовали предупредить налоговиков об освобождении от страховых взносов

есть ли пенсия у адвокатов

ФНС разъяснила, как адвокатам – военным пенсионерам получить освобождение от уплаты страховых взносов.

В своем сообщении от 09.09.2021 ведомство напоминает, что в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2020 № 502-ФЗ с 11 января 2021 года из числа страхователей и застрахованных лиц исключены адвокаты, получающие пенсии за выслугу лет или по инвалидности, и не вступившие добровольно в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Таким образом, в 2021 году указанные лица обязаны перечислить фиксированные страховые взносы только за первые десять дней текущего года.

Изменения в части освобождения от страховых взносов адвокатов – военных пенсионеров не были внесены в НК РФ, поэтому специальный порядок такого освобождения для применения налоговыми органами отсутствует.

В связи с этим ФНС ввела специальный механизм прекращения уплаты пенсионных страховых взносов для этой категории граждан. Он приведен в письме от 02.02.2021 № БС-4-11/1183@.

В частности, адвокатам, получающим пенсии за выслугу лет или по инвалидности, для прекращения обязанности по уплате взносов на пенсионное страхование нужно обратиться в налоговый орган по месту жительства с заявлением по рекомендованной форме (КНД 1150118). К нему следует приложить копию пенсионного удостоверения.

При этом если в заявлении не указано, что получаемая лицом пенсия назначена в соответствии с Федеральным законом от 12.02.1993 № 4468-1, то необходимо дополнительно предоставить подтверждающую справку из федерального ведомства, выплачивающего пенсию.

Источник

Особенности пенсионного обеспечения адвокатов. Модели пенсионного обеспечения

В соответствии с п. 4 ст. 2 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» каждому адвокату гарантируется социальное обеспечение, предусмотренное для граждан Конституцией Российской Федерации.

Анализ правового регулирования, действующего в сфере пенсионного обеспечения, позволяет выделить три его системы: государственную, обязательную страховую, негосударственную (добровольную) страховую.

Эти системы отличаются друг от друга организационно-правовой формой (способом образования и распределения денежных средств на пенсионное обеспечение), субъектным составом, источником финансирования, видами пенсий, условиями возникновения права на пенсию и механизмом ее исчисления.

Система государственного пенсионного обеспечения организована и функционирует за счет прямых ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и средств муниципальных бюджетов в целях пенсионного обеспечения лиц, осуществляющих государственную и муниципальную службу; лиц, пострадавших вследствие радиационных или техногенных катастроф; космонавтов и работников летно-испытательного состава; участников Великой Отечественной войны; лиц, награжденных знаком «Жителю блокадного Ленинграда»; военнослужащих по призыву при наличии у них инвалидности; лиц, которые не приобрели право на страховую пенсию.

Система обязательного страхового пенсионного обеспечения организована и функционирует за счет средств обязательного пенсионного страхования, аккумулированных в бюджете страховщика, – Пенсионного фонда РФ, в целях пенсионного обеспечения лиц, выполняющих работу по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг, а также лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой. Страховая нагрузка возложена исключительно на страхователей, – работодателей и лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой.

Система негосударственного (добровольного) страхового пенсионного обеспечения основана на добровольном вступлении граждан и (или) работодателей в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию и является, по сути, дополнительной по отношению к системе обязательного страхового пенсионного обеспечения.

При добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию необходимо помнить, что дополнительные страховые взносы на формирование страховой пенсии или страховой и накопительной пенсии будут распределяться страховщиком с учетом: варианта пенсионного обеспечения; величины предельной базы для уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд; максимального значения индивидуального пенсионного коэффициента и его стоимости, определяемой государством и учитываемой при установлении пенсии.

Кроме того, нужно учитывать, что право на получение накопительной пенсии реализуется при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 424-ФЗ «О накопительной пенсии». В случае смерти застрахованного лица выплата правопреемникам средств пенсионных накоплений, сформированных за счет дополнительных страховых взносов на накопительную пенсию, будет осуществляться по правилам, которые установлены федеральными законами «О накопительной пенсии», «О негосударственных пенсионных фондах» и «Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации».

Адвокаты как лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, подлежат обязательному пенсионному страхованию. В связи с этим они имеют право на страховые пенсии по старости, инвалидности, накопительные пенсии. Нетрудоспособным членам семьи адвоката полагаются страховые пенсии по случаю потери кормильца.

Дополнительное страховое пенсионное обеспечение адвокатов не является государственным и возможно только при дополнительной уплате адвокатом из личных средств страховых взносов на страховую и накопительную пенсию.

Варианты пенсионного обеспечения адвокатов в системе обязательного пенсионного страхования

Особенность обязательного пенсионного страхования адвокатов состоит в том, что функцию страхователя осуществляет сам адвокат. В качестве страхователя он должен по установленному страховому тарифу уплачивать за себя страховые взносы. В качестве застрахованного лица он вправе выбрать вариант пенсионного обеспечения: направить страховые взносы на формирование либо страховой пенсии, либо страховой и накопительной пенсии.

От размера страховых взносов, уплачиваемых адвокатом, и выбранного им варианта пенсионного обеспечения зависит величина годового индивидуального пенсионного коэффициента, с учетом которой определяется право на страховую пенсию и ее размер. В частности, в соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» одним из условий возникновения права на страховую пенсию по старости является наличие 30-балльного индивидуального пенсионного коэффициента. Согласно п. 1 ст. 15 того же Закона размер страховой пенсии по старости определяется как произведение величины индивидуального пенсионного коэффициента на стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.

Согласно ст. 28 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» адвокаты уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

Как следует из положений подп. 1 п. 1 ст. 430 Налогового кодекса РФ, размер страховых взносов адвоката зависит от величины его дохода за расчетный период. Если доход не превышает 300 000 руб., страховые взносы уплачиваются в фиксированном размере. Если доход превысил эту сумму, то дополнительно следует уплатить один процент с дохода, превышающего 300 000 руб. При этом сумма страховых взносов за расчетный период в общей сложности не может быть больше их восьмикратного фиксированного размера.

Фиксированный размер страховых взносов на обязательное страховое пенсионное обеспечение за 2019 г. составляет 29 354 руб., за 2020 г. – 32 448 руб.

Уплачиваемый адвокатами на обязательное пенсионное страхование тариф страхового взноса состоит из солидарной и индивидуальной части.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» солидарная часть этого тарифа предназначена для формирования денежных средств на осуществление фиксированной выплаты к страховой пенсии и социального пособия на погребение умерших пенсионеров, которые на день смерти не работали.

Индивидуальная часть тарифа страховых взносов используется для формирования денежных средств и пенсионных прав застрахованного лица, в том числе в целях определения размера страховой пенсии (без учета фиксированной выплаты к ней), накопительной пенсии или единовременной выплаты средств пенсионных накоплений.

Исчисление и учет индивидуальной части тарифа страховых взносов осуществляются Пенсионным фондом на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета в соответствии с установленным законом вариантом пенсионного обеспечения.

Положениями ст. 33.3 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» с 1 января 2014 г. предусмотрено два варианта пенсионного обеспечения:

– направление индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой пенсии;

– направление индивидуальной части тарифа страхового взноса на финансирование страховой и накопительной пенсии.

Для адвокатов 1966 г. рождения и старше установлен только первый вариант пенсионного обеспечения.

Адвокаты 1967 г. рождения и моложе имеют возможность выбрать один из двух указанных вариантов.

Выбор второго варианта пенсионного обеспечения возможен в течение установленного законом периода.

В частности, адвокаты 1967 г. рождения и моложе, которые подлежали обязательному пенсионному страхованию до 1 января 2014 г., были вправе выбрать такой вариант до 31 декабря 2015 г. включительно.

Адвокаты 1967 г. рождения и моложе, которые подлежат обязательному пенсионному страхованию начиная с 1 января 2014 г., могут реализовать право выбора этого варианта до 31 декабря года, в котором истекает пятилетний период с момента первого начисления страховых взносов.

Реализация права выбора варианта пенсионного обеспечения осуществляется посредством заключения договора об обязательном пенсионном страховании и подачи заявления либо о переходе в негосударственный пенсионный фонд, либо о выборе одного из предусмотренных законодательством инвестиционных портфелей управляющей компании.

До реализации, а также в случае нереализации в течение установленного законом периода права выбора варианта пенсионного обеспечения устанавливается вариант пенсионного обеспечения, предусматривающий направление индивидуальной части страховых взносов на финансирование страховой пенсии.

В случае выбора варианта, при котором формируется страховая и накопительная пенсия, новый тариф индивидуальной части страхового взноса начинает применяться с 1 января следующего календарного года.

Необходимо обратить внимание на то, что в 2014–2021 гг. индивидуальная часть тарифа страхового взноса адвокатов, выбравших вариант формирования страховой и накопительной пенсии, направляется в полном размере на финансирование страховой пенсии с индексацией в порядке, установленном законодательством.

При исчислении и учете солидарной и индивидуальной частей страховых взносов в соответствии с установленным или выбранным адвокатом вариантом пенсионного обеспечения применяются тарифы, которые «привязаны» к тарифу страховых взносов в размере 22%.

В частности, при формировании адвокатом только страховой пенсии тариф в размере 22% распределяется следующим образом: 6% приходится на солидарную часть тарифа, 16% – на индивидуальную часть.

Так, в 2019 г. при формировании страховой пенсии исходя из суммы страховых взносов, подлежащих уплате адвокатом в размере 29 354 руб., солидарная часть тарифа страхового взноса составила 8005,64 руб. (29 354,0 *6/22), индивидуальная часть тарифа на формирование страховой пенсии адвоката – 21 348,36 руб. (29 354,0 *16/22). Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент адвоката будет составлять 1,16 балла ((21 348,36/ 1 150 000*16%)*10) из 10 максимальных баллов.

При формировании адвокатом страховой и накопительной пенсии исходя из тарифа страховых взносов в размере 22% на финансирование страховой пенсии учитывается 16%; из них на солидарную часть тарифа приходится 6%, на индивидуальную часть тарифа – 10%. На формирование накопительной пенсии учитывается 6% от тарифа страховых взносов в размере 22%.

Например, в случае если бы в 2019 г. формировалась страховая и накопительная пенсия, то на формирование страховой пенсии адвоката была бы учтена сумма в размере 21 348,36 руб. (29 354,0 *16/22). Из нее на солидарную часть тарифа страхового взноса – 8005,64 руб. (21 348,36*6/16), на индивидуальную часть тарифа – 13 342,72 руб. (21 348,36*10/16). На формирование накопительной пенсии – 8005,64 руб. (29 354,0 *6/22). Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент адвоката для исчисления страховой пенсии составлял бы 0,725 балла ((13 342,72 руб. / 1 150 000*16%)*10) из 6,25 максимальных баллов.

Отметим важное обстоятельство. При направлении адвокатом страховых взносов, уплачиваемых в фиксированном размере на формирование страховой пенсии, величина индивидуального пенсионного коэффициента (30 баллов), при которой возникает право на страховую пенсию по возрасту, будет образована примерно через 26 лет адвокатской деятельности (30 баллов / 1,16 балла). Что касается формирования страховой и накопительной пенсии, то величину этого коэффициента можно достичь примерно через 42 года адвокатской деятельности (30 баллов/ 0,725 балла). Расчет произведен без учета тарифа страхового взноса 1% с части дохода, превышающего 300 000 руб., а также суммы страховых взносов, уплачиваемой иными страхователями в связи с осуществлением адвокатом трудовой деятельности, не запрещенной законом.

Поэтому адвокаты должны быть заинтересованы в уплате тарифа страхового взноса в размере 1% с части дохода от адвокатской деятельности, превышающего 300 000 руб.

Вместе с тем уплата адвокатами установленных тарифов не исключает необходимости государственной поддержки из федерального бюджета на формирование пенсионных накоплений на страховую пенсию. Она необходима для обеспечения в системах государственного пенсионного обеспечения и обязательного страхового пенсионного обеспечения равенства, гарантированного минимального и максимального размеров доли замещаемого заработка (дохода) в процентном выражении.

Кроме того, следует обратить внимание на то, что суммы оплаты труда адвокатов, участвующих в уголовном судопроизводстве в качестве защитников по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда либо оказывающих юридическую помощь гражданам в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, являются расходными обязательствами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В то же время страховые взносы с указанных сумм – это расходные обязательства адвоката, а не соответствующего бюджета.

Представляется, что финансовое обеспечение расходов на уплату страховых взносов с указанных сумм оплаты труда адвокатов должно осуществляться за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджета субъекта РФ, соответственно.

Условия, определяющие право на страховую пенсию по старости адвоката, и ее размер

С 1 января 2015 г. установление страховой пенсии по возрасту регулируется Федеральным законом «О страховых пенсиях». Указанным законом трудовые пенсии переименованы в страховые, существенно изменены условия возникновения права на страховую пенсию по возрасту, введен новый механизм исчисления размера страховых пенсий, в том числе по старости.

В соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», применявшимся до 1 января 2015 г., право на трудовую пенсию по старости возникало по достижении 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин и при наличии страхового стажа не менее 5 лет.

Новым законом минимальная продолжительность страхового стажа увеличена с 5 до 15 лет, введено дополнительное условие – наличие индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30. С 1 января 2019 г. предусмотрено повышение пенсионного возраста на 5 лет.

Исходя из положений нового закона повышение пенсионного возраста, продолжительности страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента осуществляется постепенно, в течение установленного переходного периода.

Период повышения пенсионного возраста составляет 5 лет – с 1 января 2019 г. по 1 января 2023 г. (приложение № 6 к Федеральному закону «О страховых пенсиях»). В течение переходного периода, начиная с 1 января 2019 г. ранее установленный пенсионный возраст ежегодно увеличивается на 1 год (12 месяцев). С 1 января 2023 г. возраст выхода на пенсию будет составлять 65 и 60 лет (мужчины и женщины соответственно).

Следует отметить, что в отношении лиц, которые в период с 1 января 2019 г. по 31 декабря 2020 г. достигнут возраста 60 и 55 лет (мужчины и женщины соответственно), установлен льготный режим повышения пенсионного возраста. Указанным лицам страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста, исчисленного по новым правилам, но не более чем за шесть месяцев до его достижения. По существу указанным лицам ранее установленный пенсионный возраст (55 или 60 лет) повышается в 2019 г. на 6 месяцев, в 2020 г. на 1 год 6 месяцев.

55 или 60 лет (женщины и мужчины соответственно) исполнилось 1 января 2019 г. В 2019 г. страховая пенсия по старости устанавливается по достижении 56 лет и 61 года. 56 лет или 61 год исполнится 1 января 2020 г., поэтому страховая пенсия может быть назначена не ранее, чем с 1 июня 2019 г.

55 или 60 лет исполнится 31 декабря 2020 г. В 2020 г. страховая пенсия по старости устанавливается по достижении 57 или 62 лет. 57 лет или 62 года исполнится 31 декабря 2021 г., значит, страховая пенсия может быть назначена не ранее, чем с 31 июня 2020 г.

Для повышения минимальной продолжительности страхового стажа, дающего право на страховую пенсию, установлен переходный период 10 лет – с 1 января 2015 г. по 1 января 2024 г. (приложение № 3 к Федеральному закону «О страховых пенсиях»). С 1 января 2015 г. ранее установленная минимальная продолжительность страхового стажа 5 лет ежегодно увеличивается на 1 год. С 1 января 2024 г. страховая пенсия по возрасту будет устанавливаться при наличии страхового стажа не менее 15 лет.

Повышение размера индивидуального пенсионного коэффициента предусмотрено в течение 10 лет (п. 3 ст. 35 Федерального закона «О страховых пенсиях»). С 1 января 2015 г. для возникновения права на страховую пенсию по старости необходимо наличие индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6. С 1 января 2016 г. указанный коэффициент подлежит ежегодному увеличению на 2,4 до достижения 30. С учетом поэтапного повышения величина индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 30 будет достигнута к 1 января 2024 г.

Таким образом, по окончании переходных периодов страховая пенсия по старости будет устанавливаться застрахованным лицам, в том числе адвокатам, по достижении 60 или 65 лет (женщины и мужчины соответственно), при наличии страхового стажа не менее 15 лет и размера индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 30.

В соответствии с Конвенцией МОТ № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения», подлежащей применению в Российской Федерации с 1 января 2019 г., возраст, по достижении которого гарантируется обеспечение по старости, не должен превышать 65 лет (ст. 26). Оно должно предоставляться лицу, приобретшему стаж в виде 30 лет уплаты взносов или работы по найму, либо лицу, которое имеет необходимый стаж уплаты взносов и за которое в период его трудоспособного возраста было выплачено установленное среднегодовое число взносов.

На первый взгляд, положения Федерального закона «О страховых пенсиях» соответствуют нормам Конвенции. Возраст не превышает установленный предел, продолжительность страхового стажа ниже 30 лет, право на пенсию зависит от величины индивидуального пенсионного коэффициента, которая определяется за каждый страховой год в зависимости от суммы уплаченных за застрахованное лицо страховых взносов и суммы страховых взносов, подлежащей внесению в Пенсионный фонд.

Вместе с тем, исходя из понятия индивидуального пенсионного коэффициента, предусмотренного в п. 3 ст. 3 Федерального закона «О страховых пенсиях», для возникновения права на страховую пенсию по возрасту, по сути, установлено два условия о минимальной продолжительности страхового стажа, причем разной.

В частности, положения ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» предусматривают, что право на пенсию возникает при наличии страхового стажа не менее 15 лет и величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 30.

Как ранее указывалось, если отталкиваться от суммы страховых взносов за страховой год на уровне фиксированного тарифа, то (исходя из механизма исчисления индивидуального пенсионного коэффициента) его размер за один страховой год составит 1,16. Соответственно, чтобы величина индивидуального пенсионного коэффициента была не ниже 30, необходимо практически 30 лет страхового стажа, а при формировании страховой и накопительной пенсии такая величина может быть достигнута только через 42 года, что превышает максимальную продолжительность стажа, который в соответствии с Конвенцией гарантирует пенсионное обеспечение по старости.

Это дает основание сделать вывод о том, что положения ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» в части установления величины индивидуального пенсионного коэффициента не соответствуют положениям Конвенции.

Кроме того, вызывает вопросы сам механизм исчисления с 1 января 2015 г. годового индивидуального пенсионного коэффициента.

Из установленного в п. 18 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» механизма следует, что годовой индивидуальный пенсионный коэффициент исчисляется как отношение суммы страховых взносов на страховую пенсию, перечисленной за застрахованное лицо, к нормативной величине страховых взносов за страховой год, умноженной на 10. Нормативная величина страховых взносов за страховой год исчисляется как произведение максимального тарифа страховых взносов на величину предельной базы для уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд. При этом в законе отсутствуют положения, которые определяют параметр «10», с учетом которого определяется годовой индивидуальный пенсионный коэффициент.

В связи с этим представляется, что право на страховую пенсию по старости должно гарантироваться при достижении установленного возраста и наличии продолжительности страхового стажа, без учета величины индивидуального пенсионного коэффициента.

Как следует из положений ст. 29 Конвенции, правила приобретения стажа, при наличии которого гарантируется пенсионное обеспечение по старости, определяются национальным законодательством.

Согласно ст. 3, 11, 12 Федерального закона «О страховых пенсиях» в страховой стаж для права на страховую пенсию включаются периоды работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, а также нестраховые периоды, предусмотренные законом.

Правила исчисления, порядок подсчета и подтверждения страхового стажа для назначения страховых пенсий регулируются положениями ст. 13, 14 Федерального закона «О страховых пенсиях», а также Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2014 г. № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий».

Исходя из системного применения указанных нормативных актов адвокатам в страховой стаж для установления страховой пенсии по возрасту подлежат включению периоды адвокатской деятельности, за которые адвокатом уплачивались страховые взносы, а также нестраховые периоды.

Нестраховые периоды, подлежащие включению в страховой стаж для установления страховой пенсии по возрасту, могут иметь место как в период адвокатской деятельности, так и за ее пределами.

В соответствии с п. 1 ст. 16 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» в случае неспособности адвоката более шести месяцев исполнять свои профессиональные обязанности его статус приостанавливается. Неспособность адвоката в течение этого периода времени исполнять свои профессиональные обязанности может быть обусловлена различными обстоятельствами, которые могут как не относиться, так и относиться к нестраховым периодам, подлежащим включению в страховой стаж для установления страховой пенсии по старости.

Из положений п. 7 ст. 430 НК РФ следует, что приостановление статуса адвоката служит основанием для освобождения адвоката от уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование[1]. Если адвокат был освобожден от уплаты страховых взносов в период приостановления статуса по иным обстоятельствам, чем нестраховые периоды, предусмотренные ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», то указанный период не будет включен в страховой стаж. Если же обстоятельства относятся к нестраховому периоду, предусмотренному ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях», то он учитывается в страховом стаже.

Кроме того, необходимо учитывать, что исходя из смысла п. 7 ст. 430 НК РФ адвокаты вправе не уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование без приостановления статуса адвоката за следующие нестраховые периоды[2]:

– военная служба по призыву;

– уход за каждым ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более шести лет в общей сложности (при условии, что второй родитель не воспользовался данной гарантией или не находился в отпуске по уходу за ребенком до 1,6 лет);

– уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за лицом, достигшим возраста 80 лет;

– проживание вместе с супругом-военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в местностях, где не было возможности трудиться, но не более пяти лет в общей сложности;

– проживание за границей с супругом, работающим в дипломатическом представительстве, консульском учреждении Российской Федерации, ином постоянном представительстве Российской Федерации или в международной организации, перечень которых утверждается правительством РФ, но не более пяти лет в общей сложности.

В силу положений п. 8 ст. 430 НК РФ, если в течение указанных выше периодов адвокатом осуществлялась адвокатская деятельность, то он уплачивает страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, пропорциональном количеству календарных месяцев, в течение которых он исполнял адвокатские обязанности. Следует обратить внимание на то, что Федеральный закон от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ в п. 8 ст. 430 НК РФ были внесены дополнения в части определения суммы страховых взносов за неполный месяц, в течение которого плательщиком осуществлялась соответствующая деятельность. С учетом указанных дополнений, вступивших в силу с 1 января 2020 г., фиксированный размер страховых взносов за неполный месяц адвокатской деятельности, имевшей место в течение периодов, предусмотренных в п. 7 ст. 430 НК РФ, определятся пропорционально количеству календарных дней этого месяца, в течение которых адвокатом осуществлялась адвокатская деятельность.

Таким образом, налоговым законодательством в период освобождения от уплаты страховых взносов по основаниям, предусмотренным п. 7 ст. 430 НК РФ, в том числе в связи с приостановлением статуса адвоката, допускается возможность эпизодической адвокатской деятельности. В то же время в соответствии с п. 3.1 ст. 16 Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» осуществление адвокатской деятельности в период приостановления статуса адвоката влечет за собой прекращение этого статуса.

В этих условиях возможны два варианта исчисления страхового стажа. Первый: в страховой стаж пропорционально периодам уплаты страховых взносов включаются периоды осуществления адвокатской деятельности, а пропорционально периодам освобождения от уплаты страховых взносов засчитываются нестраховые периоды, в связи с которыми адвокат был освобожден от такой уплаты. Второй: включить только нестраховые периоды, в связи с которыми адвокат был освобожден от уплаты страховых взносов.

При выборе варианта исчисления стажа необходимо принимать во внимание, что периоды освобождения от уплаты страховых взносов, предусмотренные п. 7 ст. 430 НК РФ, за исключением периода приостановления статуса адвоката, учитываются как сумма индивидуальных пенсионных коэффициентов (баллов), которые влияют не только на определение права на страховую пенсию по старости, но и на ее размер.

В частности, в соответствии с подп. 1–3 п. 12 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» полный календарный год ухода одного из родителей за первым ребенком до достижения им возраста полутора лет учитывается в размере 1,8, за вторым ребенком – 3,6, за третьим или четвертым ребенком – 5,4. Тогда как при уплате адвокатом страховых взносов в фиксированном размере 29 354 руб. (за 2019 г.) на формирование страховой пенсии индивидуальный пенсионный коэффициент за календарный год составит лишь 1,16 балла (29 354*16/22= 21 348,36/ (1 150 000 (предельная база)*16%) = 0,116*10 = 1,16).

Федеральным законом «О страховых пенсиях» введен новый механизм исчисления пенсии. До 1 января 2015 г. размер трудовой пенсии по старости зависел от пенсионных прав, приобретенных до 1 января 2002 г. (общего трудового стажа и заработка за 2000–2001 гг. либо за любые пять лет подряд до 1 января 2002 г.), суммы страховых взносов, перечисленных за застрахованное лицо, начиная с 1 января 2002 г., и продолжительности ожидаемого периода выплаты пенсии (228 месяцев (19 лет)).

В отличие от трудовой, размер страховой пенсии зависит от величины индивидуального пенсионного коэффициента и его стоимости.

Принципиальное отличие заключается в том, что начиная с 1 января 2015 г. при исчислении размера страховой пенсии сумма страховых взносов учитывается по каждому календарному году отдельно и в соотношении с нормативным размером страховых взносов, исчисленным по максимальному тарифу страхового взноса к предельной величине базы для уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд за соответствующий год. До 1 января 2015 г. страховые взносы при исчислении трудовой пенсии учитывались в фактическом размере.

Кроме того, сложна сама методология расчета размера страховой пенсии, что позволяет при сохранении внешних параметров формулы легко манипулировать ее реальным содержанием.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях» размер страховой пенсии по старости определяется по формуле: СПст = ИПК x СПК, где СПст – размер пенсии; ИПК – индивидуальный пенсионный коэффициент; СПК – стоимость одного пенсионного коэффициента по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.

Согласно п. 9 той же статьи величина индивидуального пенсионного коэффициента представляет собой совокупность индивидуальных пенсионных коэффициентов за периоды до 1 января 2015 г. и за периоды с 1 января 2015 г. по состоянию на день, с которого назначается страховая пенсия.

Величину индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 г. составляют:

– индивидуальные пенсионные коэффициенты, полученные в результате деления размера страховой пенсии (без учета ее фиксированного базового размера), исчисленной по состоянию на 31 декабря 2014 г, на стоимость индивидуального пенсионного коэффициента по состоянию на 1 января 2015 г., равной 64,1 руб.;

– индивидуальные пенсионные коэффициенты за иные нестраховые периоды при условии, что последние не учитывались при исчислении части страховой пенсии по состоянию на 1 января 2014 г.

Величину индивидуальных пенсионных коэффициентов за периоды с 1 января 2015 г. составляют:

– сумма годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов за страховые периоды работы или иной деятельности;

– сумма годовых индивидуальных пенсионных коэффициентов за иные нестраховые периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со ст. 12 Федерального закона «О страховых пенсиях».

Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент за страховые периоды работы или иной деятельности определяется как отношение индивидуального размера страховых взносов на страховую пенсию к их нормативному размеру в десятикратном выражении. В свою очередь нормативный размер страховых взносов на страховую пенсию по старости рассчитывается как произведение максимального значения индивидуальной части тарифа страховых взносов на финансирование страховой пенсии по старости (на 2019 г. – 16%) и предельной величины базы для начисления страховых взносов в Пенсионный фонд (на 2019 г. – 1 150 000 руб.).

Годовой индивидуальный пенсионный коэффициент за иные нестраховые периоды, засчитываемые в страховой стаж, рассчитывается по правилам п. 12–14 ст. 15 Федерального закона «О страховых пенсиях».

При этом величина годового индивидуального пенсионного коэффициента может быть учтена в объеме, не превышающем максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента, которое, как ранее отмечалось, зависит от избранного застрахованным лицом варианта пенсионного обеспечения. При варианте формирования и страховой, и накопительной пенсии максимальное значение годового индивидуального пенсионного коэффициента составляет 6,25 баллов, при варианте формирования только страховой пенсии – 10 баллов.

Такая методология расчета пенсии позволяет легко управлять уровнем ее реального содержания. Например, достаточно увеличить предел заработной платы, на которую начисляются страховые взносы, чтобы у значительной части застрахованных лиц с невысокими заработками индивидуальный пенсионный коэффициент резко снизился. Можно также регулировать стоимость индивидуального пенсионного коэффициента или не повышать его максимальный размер.

Согласно ст. 16 Федерального закона «О страховых пенсиях» к страховой пенсии (за счет солидарной части тарифа страховых взносов) устанавливается фиксированная выплата, базовый размер которой на 1 января 2019 г. составлял 5334,19 руб.

Основаниями повышения базового размера такой выплаты являются: наличие инвалидности I группы; достижение возраста 80 лет; наличие иждивенцев; проживание в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним; установление пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера не менее 15 календарных лет, в местностях, приравненных к ним, – не менее 20 лет; в связи с работой в сельской местности не менее 30 лет.

При инвалидности I группы или достижении возраста 80 лет базовый размер фиксированной выплаты увеличивается вдвое. При наличии иждивенцев размер фиксированной выплаты увеличивается на 1/3 от базового размера за каждого иждивенца, но не более чем за трех. Лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к ним, фиксированная выплата определяется с учетом районного коэффициента, установленного правительством РФ. Лицам, которым назначена пенсия в связи с работой в районах Крайнего Севера, фиксированная выплата повышается на 1/2, независимо от местности проживания. Тем, кому страховая пенсия по возрасту установлена в связи с работой в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, фиксированная выплата повышается на 1/3.

Страховая пенсия по возрасту устанавливается по общему правилу со дня обращения, но не ранее чем со дня возникновения права на нее. Обратиться за назначением пенсии можно заранее. Правила обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии, утверждены приказом Минтруда России от 17 ноября 2014 г. № 884н.

[1] До 1 января 2020 г. для реализации права на освобождение от уплаты страховых взносов, в связи с приостановлением статуса адвоката, адвокат обязан был наряду с заявлением об освобождении от уплаты страховых взносов представить в налоговый орган документ, подтверждающий приостановление статуса адвоката. В соответствии с новой редакцией п. 7 ст. 430 НК РФ (в ред. ФЗ от 29 сентября 2019 г. № 325-ФЗ), вступившей в силу с 1 января 2020 г., и разъяснений в Письме ФНС от 23 октября 2019 г. № БС-4-11/21726@ для освобождения от уплаты страховых взносов, в связи с приостановлением статуса адвоката, в налоговый орган достаточно предоставить заявление об освобождении от уплаты страховых взносов. Сведения о принятых решениях о приостановлении (возобновлении) статуса адвокатов в соответствии с п. 2 ст. 85 НК РФ поступают в налоговые органы от адвокатских палат субъектов Российской Федерации. Форма заявления приведена в Письме ФНС России от 7 июня 2018 г. № БС-4-11/11018@ «О рекомендуемой форме Заявления».

[2] Для реализации права на освобождение от уплаты страховых взносов за периоды, указанные в п. 1 (в части военной службы по призыву), п 3, 6–8 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в течение которых адвокат не осуществлял адвокатскую деятельность и не приостанавливал статус адвоката, адвокату необходимо как до 1 января 2020 г., так и после 1 января 2020 г., предоставить в налоговый орган по месту учета заявление об освобождении от уплаты страховых взносов и подтверждающие документы. Перечень документов, подтверждающих обстоятельства, являющиеся основанием освобождения от уплаты страховых взносов, содержится в Письме Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы от 26 апреля 2017 г. № БС-4-11/7990@ «Об освобождении от уплаты страховых взносов».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *