есть ли разница между правой и левой стойкой стабилизатора

Стойки стабилизатора

Стойка стабилизатора — это одна из частей ходовой системы, предназначенная для обеспечения поперечной устойчивости корпуса автомобиля. Каждый автовладелец должен знать об основных неисправностях стоек стабилизаторов, как их проверить, а также произвести замену стойки. Это необходимо для проведения своевременного ремонта с тем, чтобы из-за стойки не вышли из строя другие, более важные, элементы подвески.

Также многих автовладельцев интересует вопрос, какие стойки выбрать? Какому производителю отдать свое предпочтение? В конце статьи вы найдете краткую выжимку на основе реальных отзывов автолюбителей, использовавших те или иные стойки стабилизатора. Об этом и не только мы расскажем вам в данном материале

Схема шарнирной стойки стабилизатора

Что такое стойка стабилизатора

Многих, особенно начинающих, автовладельцев интересует вопрос — стойки стабилизатора, что это? Для начала опишем в двух словах, что же такое непосредственно стабилизатор и для чего он нужен. Итак, стабилизатор поперечной устойчивости нужен для уменьшения горизонтального крена корпуса автомобиля при поворотах и различных отклонениях в горизонтальной плоскости. А стойки стабилизатора служат для крепления последнего к корпусу автомобиля. Она обеспечивает подвижное соединение упругого стабилизатора и ступицы или поворотного кулака за счет имеющихся шарниров. В зависимости от конструкции подвески могут быть разными и стойки.

Различные виды стоек стабилизатора поперечной устойчивости

Устройство и работа стоек

Как правило, стойкаэто шток длиной 5. 20 см. На обоих его концах имеются шарниры, обеспечивающие подвижное соединение. Это могут быть либо два шаровых шарнира, либо шарнир и втулка стабилизатора, либо две втулки, либо шарнир с одной стороны и резьба с другой. Обычно они приварены к штоку под прямым или близким к нему углом.

В том месте, где наконечник примыкает к металлическому стержню имеется утончение (“шейка”). Оно служит своего рода предохранителем. В случае, когда механизм испытывает запредельные нагрузки, его корпус сломается именно в этом месте. В противном случае стойка может сломаться в любом месте, пробив днище автомобиля и причинив вред пассажирам или другим механизмам.

Устройство шарнирной стойки

Наиболее популярными в настоящее время являются стойки с использованием шарового шарнира. Его конструкция состоит из двух частей — стального шарового пальца и посадочного пластикового места с температурно-динамической смазкой. Сверху палец запрессовывается пластиковой или металлической крышкой.

Шарнирные соединения всегда защищают с помощью герметичных пыльников со смазкой. Она обеспечивает более мягкую работу механизма, а также увеличивает срок его эксплуатации. Смазка является морозоустойчивой, обеспечивая нормальную работу ходовой системы автомобиля зимой.

Чтобы лучше понять принцип работы стойки, нужно вспомнить, что она не жестко соединяется со стабилизатором, обеспечивая ограниченное движение объединенных в механизм элементов. При повороте машины на скорости возникает ее естественный крен. При этом на кузов действуют одни силы, а на подвеску — направленные в противоположную сторону. Если их не компенсировать, то возникает риск поломки сопряженных элементов — стабилизатора и проушины ступицы. Таким образом, стойка стабилизатораэто демпфер, который принимает и гасит большие разнонаправленные усилия. Однако в процессе работы под воздействием упомянутых усилий происходит постепенное разрушение шарнирных соединений. Вследствие этого стойки приходят в негодность.

Неисправности стойки стабилизатора

Рассмотрим подробнее, с какими же неисправностями стоек стабилизаторов чаще всего приходится сталкиваться автовладельцам.

Признаки появления неисправности стоек

Итак, основные признаки, которые указывают на то, что стойки стабилизатора полностью или частично вышли из строя, это:

Характерные проблемы

Вышедший из строя шарнир стойки

Основные проблемы связаны с шарнирными креплениями. Первая — это выход из строя пыльника. Из-за этого происходит попадание грязи и мусора в механизм, что приводит к его чрезмерному износу. Вторая типичная проблема заключается в том, что со временем обойма шарового пальца стирается, вследствие чего шаровый палец начинает “биться” в посадочном месте. Это приводит к его разбиванию.

Восстанавливать сломанную стойку достаточно сложно, и для этого нужно заводское оборудование. В частности, теоретически можно заменить шаровый палец или втулку. Однако эти работы будут дорогостоящими, и превосходить цену новой стойки.

Поэтому ремонт стоек стабилизатора нецелесообразен. Гораздо проще провести их замену на новые. В настоящее время на авторынках продается большое количество неоригинальных, однако достаточно качественных запчастей. О них мы поговорим ниже.

Как проверить стойки стабилизатора

Выполнить проверку стоек на основе шаровых шарниров несложно. Самый простой метод — покачать машину из стороны в сторону в направлении, поперечном движению автомобиля. В случае, если раскачивание происходит без усилий — это первый признак того, что шарнирная группа вышла из строя или близка к этому. Если стойка неисправна — со стороны колеса вы услышите знакомый характерный стук.

Второй метод. Нужно полностью вывернуть колесную пару в сторону. После этого вы сможете добраться непосредственно до стоек. Рукой проверьте наличие люфта. Самостоятельно или с помощью помощника покачайте машину. Если люфт есть — вы ощутите его на ощупь. Если же при повороте колес доступа к стойкам нет — загоните машину на смотровую яму. Так вы гарантированно получите необходимый доступ. В остальном процедура аналогична — один человек раскачивает машину, другой ощупывает и слушает стойки.

При проверке обязательно обращайте внимание на состояние пыльников. Если они порваны или под ними есть потеки масла — велика вероятность значительного или полного износа стоек стабилизатора. Особенно это актуально в случае, если вы купили подержанный автомобиль. Если пыльники в плачевном состоянии — проверьте и стойки.

При использовании другого метода необходимо снять колеса с машины, предварительно поддомкратив ее и подставив под шаровую надежный упор с целью разгрузить стабилизатор. Таким образом вы получите доступ к креплениям стойки. Далее нужно открутить верхнее крепление (гайку) и произвести аналогичные расшатывания с целью убедиться, возникает ли звук из нижнего крепления. Если он есть — придется менять стойку.

Если же в вашем автомобиле установлены стойки на втулках, то диагностировать их еще проще. Для этого достаточно визуально проконтролировать, не “подъедается” ли резина с одной стороны. Ведь в противном случае в соприкосновение войдут металлические детали и возникнет естественный стук.

Как поменять стойки стабилизатора

Сразу стоит оговориться, что замена стоек стабилизатора будет отличаться у различных марок и моделей машин. Но как правило, процедура не составляет большого труда и доступна даже для неопытных автовладельцев. Для этого нужно иметь домкрат и слесарные инструменты — ключи, шестигранники, монтировка (в зависимости от модели машины). Передние и задние стойки у большинства машин отличаются. Передние — длинные, задние — короткие.

Первое, о чем нужно помнить перед тем как начинать работы по замене стоек, это то, что ось автомобиля, где предполагается менять запчасть, должна быть полностью вывешена, то есть стабилизатор и стойка должны находиться в разгруженном состоянии. Это можно добиться, поддомкратив ее с одной стороны, а после этого установить шаровую на подставку. В противном случае даже при условии, что вы сможете демонтировать старую стойку, новую вы правильно не установите. По статистике это является основной причиной преждевременного выхода стойки из строя.

В процессе замены ни в коем случае не повредите пыльники. Если они находятся в плачевном состоянии — замените их. Ведь от их целостности напрямую зависит срок службы стойки.

есть ли разница между правой и левой стойкой стабилизатора

Замена передней стойки стабилизатора на Ford Focus

есть ли разница между правой и левой стойкой стабилизатора

Диагностика и замена стоек на TOYOTA RAV4 2002

Также советуем вам ознакомиться с видеоинструкциями по замене стоек на “Шевроле Круз” и “Рено Логан”.

Выбор стоек стабилизатора

Многих из автовладельцев интересует резонный вопрос — какие лучшие стойки стабилизатора? Сразу стоит сказать, что однозначного ответа на него нет и быть не может. Причин этому много. Во-первых, это зависит от марки автомобиля. Во-вторых, от того, оригинальной вы пользуетесь запчастью или неоригинальной. Также в данном случае стоит учитывать качество дорог. Например, если оригинальная импортная стойка иномарки предназначена для эксплуатации по европейским дорогам с пробегом, например, 50 тысяч километров, в то в наших условиях это будет гораздо меньше.

есть ли разница между правой и левой стойкой стабилизатора

Почему умирают стойки стабилизатора и на что обратить внимание при покупке

Главное, выбирайте те стойки, которые предназначены для вашего автомобиля производителем. В первую очередь, это касается размера. Ведь даже 1-2 сантиметра их длины могут сыграть критичную роль при эксплуатации подвески. Взаимозамена стоек от разных моделей возможна лишь в рамках одного автопроизводителя (например, стойки от Ford Focus подходят также и к Ford Fiesta, Ford Escort, Ford Ka 1995-2001 годов выпуска). Подобная информация, как правило, указывается на упаковке новых стоек. Обязательно обращайте на это внимание при покупке.

Лучшие стойки стабилизатора

Мы собрали в интернете информацию о популярных производителях стоек стабилизаторов, отзывы о которых мы и предоставляем для вас.

LEMFORDER (Германия). Солидная компания, производящая запчасти для таких марок автомобилей, как General Motors, Mitsubishi, Toyota, Opel, VW, Mercedes, Audi, BMW, Volvo, Ford, Fiat и других. Продукция отличается отличным качеством и используемыми инновационными технологиями. Обратите внимание! Иногда в упаковке Lemforder могут содержаться стойки CTR. Уточняйте это при покупке.

Положительные отзывыОтрицательные отзывы
Один из продавцов не порекомендовал попробовать продукцию фирмы Lemforber, мол дешево и недурно. По-сравнению с другими производителями запчастей для вторичного рынка, немцы оказались на высоте. Ставил их стойки на Опель Омегу Б, Опель Вектра С, теперь вот ставлю на Хёндай Санта-Фе NEW.Lemforder ничего не производит на японские и корейские автомобили, а лишь упаковывает запчасти сторонних производителей. В 2000-м году Lemforder был поглощен ZF, с тех пор, видимо, все и испортилось.
Да, запчасти данной фирмы отличаются своим качеством и долговечностью. Сколько раз ставил на свои авто они меня удивили, ходят достаточно долго, не меньше 30-35 тысяч я думаю проедешь.Заказал LEMFERDER; проходили полгода, опять стучат. Кстати, летом 2014 менял один рулевой наконечник, тоже на LEMFERDER, вот ему коже кранты пришли за полгода.

TOPRAN (Германия/Китай). Компания является упаковщиком различных деталей, произведенных в разных странах мира (всего 23 страны, в том числе Китай, откуда более всего запчастей). Поэтому при выборе необходимо смотреть на код страны на упаковке, где произведена деталь.

Положительные отзывыОтрицательные отзывы
Ставил на Опель Омега А. Отходили уже 30+тысяч, пока все ок. Своих денег стоят.И не хорошие и не плохие. Что-то среднее. Друг катался, но я брать не стал.
Стойка-это расходник по определению. Купил в Экзисте. Пришли, все ок, уже 50 тысяч, скрипов-стуков нет.Редкое гавнище! Их видно из пластилина делают. Через 5 тысяч застучала. Никому не советую.

SASIC (Франция). Все запчасти производятся в Нормандии (Франция). Они используются для французских же автомобилей (Рено, Пежо, Ситроен). Отличаются качеством и невысокой ценой.

Положительные отзывыОтрицательные отзывы
До этого стояли “китайцы”, лопнули через 10 тысяч. Решил купить Сасик. Понравилось, что корпус такой массивный, что ли, не знаю. короче ходят пока. Уже 15 тыс.Через 5 тыс. км просели и это было уже видно, у меня на автомобиле верхушка крепежа стойки поднимается над стаканом при просадке опоры. Надо сказать, что дорожный просвет у меня довольно большой, опорные подшипники работали нормально, поэтому в таком состоянии я ездил еще около 20 тыс. км.
Что радует — так это цена. Один хрен застучат рано или позно. зачем переплачивать? У меня рено Логан. Стоят два месяца — полет нормальный, стука нет.Вообщем 2 недели назад поменял я стоечки стабилизатора на Sasic, совсем не дешевый аналог, вроде как пользующийся популярностью, сегодня по делам заехал в сервис подняли машинку, как обычно прошелся осмотрел подвесочку и выяснил, что мои новенькие стойки стабилизатора лопнули. ОБЕ. Пипец, товарищи, нет слов.

GMB (Япония). Японская компания, выпускающая запчасти, в основном, для японских и корейских машин (но не только) — Toyota, Nissan, Mitsubishi, Hyundai, Kia, Renault, Suzuki, GM. Отличается оригинальным японским качеством.

Положительные отзывыОтрицательные отзывы
Поставил GMB — на данный момент больше 35 киломиль прошла, проблем нет (тьфу три раза).Отрицательных отзывов не найдено
Помню ставил такие на свой старый Pajero. Японец он и есть японец. Все четко и слажено, проблем не было. Продал машину вместе с ним.

CTR (Южная Корея). Компания, которая в свое время отделилась от японской GMB. В настоящее время производит запчасти для таких автомобилей — Hyundai, KIA, GM, FORD и многих других. Отличается качеством и невысокой ценой.

Положительные отзывыОтрицательные отзывы
Стойки приобрел два месяца назад, стойками очень доволен, держат хорошо, на ясах ничего не хрустит, ничего не вылетает. советую данные стойки. стойки легкая установка, цена радует, и качество.У друга такие стояли около 2-3 мес., потом просто треснула и все, купил которые у меня и уже 8 месяцев без проблем, хотя эти по цене еще дороже. Вообщем, если нет вариантов больше, то на первое время сойдет, но все же придется потом искать замену.
Стойки стабилизаторов это только корейский цтр не хуже оригинала на сто процентов. преимущества: увеличенный ресурс применения, адекватная цена по сравнению с оригинальными стойками стабилизаторов, отличная устойчивость на дороге, всегда есть в магазинах авто запчастейДобрый день. Ставил стойки стабилизатора на ФФ2. Прошли 10т. км(за 1 год) застучали, пыльники расслоились. Езда аккуратная. Больше такие не поставлю. Читал много положительных отзывов, брал в екзисте, неужели подделка?

Sidem (Бельгия). Один из мировых лидеров по производству автозапчастей для рулевого управления самых разных машин. Имеет официальные представительства в 80 странах мира. Однако существует вероятность покупки запчасти китайского производства, которые не отличаются качеством.

Положительные отзывыОтрицательные отзывы
При условии что найдете старые бельгийские проблем не будет.Вообще — фирма sidem уже давно занимается производством запчастей для подвески, и мне приходилось приобретать их продукцию. Раньше — все было хорошо. Но вот в последний год у меня на них стойкое отвращение и недоверие. Раньше запчасти служили реально долго — теперь как лотерея, сам не знаешь что из приобретенного выйдет из строя раньше чем того обещает нам sidem. Хотя отзывы о них — в основном все так же хорошие. В последнее время мне кажется что они начали экономить и перенесли часть производства в Китай.
.Вообщем весной поставил себе стойки стабилизатора фирмы Sidem. Ставил впервые, дабы протестить качество продукта. Продукт оказался полным гуаном. Менял в очередной раз масло и решил проверить как чувствуют себя эти стойки. На тот момент проехал на них восемь тысяч. Я просто офигел когда попробовал их «пошатать», они болтались. Такое впечатление, что центральная резинка «усохла» в размерах. Короче затянул их. Проехав ещё три тысячи, начал слышать стук стоек. Подтягивать уже не имеет смысла, буду менять.

Links Master (Россия, г. Тверь). Новое российское предприятие, которое только набирает обороты. Продукция относится к среднему и низкому ценовому сегменту. К сожалению, в силу молодости компании, нам не удалось найти отзывов о продукции. Однако существует мнение, что качество этих стоек уступает импортным. Поэтому ответственность за решение о покупке всецело лежит на вас (кстати, если есть опыт использования, будем благодарны если напишите в отзывах ниже).

Надеемся, что приведенная выше информация поможет вам определиться с ответом на вопрос, какие стойки стабилизатора установить на ваш автомобиль и какой фирмы выбрать запчасть.

Заключение

Помните, что на состояние стоек влияют не только некачественные дороги, но и стиль вождения владельца автомобиля. Выбирайте правильный скоростной режим на неровной дороге, берегите подвеску машины.

Рекомендуем вам следить за состоянием подвески вашей машины и своевременно проводить ремонт. Это избавит вас от ухудшения контроля над автомобилем, а также износа отдельных деталей. А это, в свою очередь, позволит вам значительно сэкономить на ремонтах.

Источник

Есть ли разница между правой и левой стойкой стабилизатора

В том, то и дело. Я говорил перед установкой стоек, что они разные. Но сотрудник сервиса положил их рядом. Они были совершенно одинаковые! Отличие только в красной и белой ленте и обозначении на коробке с цифрой 9 и 10. Т.е. если стойка подошла на право значит она и есть правая? У кого-то есть фото «правой» и «левой» стойки? На фото в инете они одинаковые.

Вот фотки правой и левой. Обратить внимание на ориентацию кулачков относительно друг друга.
35968

35969
на левой кулачки вверх смотрят, на правой вниз.

Они были совершенно одинаковые! Отличие только в красной и белой ленте и обозначении на коробке с цифрой 9 и 10
Они не «совершенно одинаковые».

Головки развёрнуты в разные стороны.
В остальном, конечно, отличий нет.
Красные и белые метки совпадают по цвету с GMовскими, которые штатно стоят.

10L
думаю-специально добавили дя упаковщиков : Право и лево(Right and Left)

Думаю заказать, но как то не слышал ни разу о подобной технологии, стоит ли ставить такие стойки стаба?
А я думаю, что ты спамер.

Стойки CTR по 250 рублей, ходят по 30-50 тыщ.

А я думаю, что ты спамер.

Стойки CTR по 250 рублей, ходят по 30-50 тыщ.

Почему спамер то? Я просто спрашиваю мнение форумчан, был ли у кого опыт эксплуатации этих стоек и если был, то действительно ли всё так, как заявляет производитель.

Почему спамер то? Я просто спрашиваю мнение форумчан, был ли у кого опыт эксплуатации этих стоек и если был, то действительно ли всё так, как заявляет производитель.
Спамер, потому что с первого же сообщения сразу ссылка на магазин.

А заявлять производитель может всё, что угодно.

А я думаю, что ты спамер.

Стойки CTR по 250 рублей, ходят по 30-50 тыщ.

Я только что был на сервисе мне сказали надо менять левую стойку чтоб сход развал проверить.Пробег 37тыс. Заменили маркировка белая цена полоса.Цена оригинала 900р.Там 800р замена нормально.

Не всегда со стойками стабилизатора так просто получается. Лично я например с правой стороны верхнюю высверливал, УШМ под рукой не было, а если бы была, то минут 30 на обе стороны. Под фторопластовым вкладышем гайки резьба сильно подвергается коррозии и после 3-х оборотов гайка намертво заедает, после чего прокручивается шестигранник на пальце тяги. Естественно выступающая часть резьбы была предварительно тщательно зачищена металлической щеткой и обработана WD-40. При первых признаках закусывания гайки, её целесообразно закрутить обратно до упора, а выступающую часть резьбы и часть гайки с фторопластовым вкладышем спилить УШМ. После процесс откручивания превратится в игру.

Подскажите плиз стойки стабилизатора надо менять парой или нет?

Сегодня проверил свои утверждения по поводу герметизации термоусадочными кольцами пыльников стабилизаторов поперечной устойчивости, позитива применения дисульфида молибдена и мовиля для безболгаркинового откручивания.
http://img-fotki.yandex.ru/get/6434/131906199.1e/0_a0c34_9e1a374a_M.jpg.jpg (http://fotki.yandex.ru/users/avic817622/view/658484/)
Проехал на модернизированных 72 тыс.км или 3 года с зимами с песко-соляной смесью.

avic, дружище. взрослый мужик. а такой мелочный.Поставь новые и не парься.

ALEX911 добавил 17.04.2013 в 23:05
Темболее твой совет. не стоит заморочек.Я проехал на своих 110000. и меняю первый раз.

avic, дружище. взрослый мужик. а такой мелочный.Поставь новые и не парься.

ALEX911 добавил 17.04.2013 в 23:05
Темболее твой совет. не стоит заморочек.Я проехал на своих 110000. и меняю первый раз.

Через 78 тыс.км поставлю непременно! 😉

А в чем заморочка? В откручивании гайки подвески руками через 3 года эксплуатации.

avic, заморочку в смазке дополнительной. а на счёт гайки. у меня и за четыре года. руками открутилась.

Вспомнился старый анекдот про партсобрание и проститутку, которая на вопрос «Как докатилась?!», отвечает : «Повезло!» 😉
Кто-то тут и болгаркой пилит. Лотерея, однако!

Ставятся метками вверх, метки должны быть ближе к капоту.

Хорошо.Сегодня попробую.Если не получится срежу к такой-то матери.

Уважаемые соклубники, на ТО-4 сказали, что нужно менять стойки стабилизатора (вместе с втулками). Поскольку я не разбираюсь и никаких эффеков износа в управлении не ощущаю, то хочу спросить:

1) официалы говорят, что втулки без съема подрамника сделать не получится (не берутся).
Это правда или лучше поискать другой сервис?
2) нужно ли делать сход-развал ПОСЛЕ такой замены?

а у некоторых партнеров клуба получается и без матерка 🙂

Я про тех, кто самообслуживанием занимается.

1) официалы говорят, что втулки без съема подрамника сделать не получится (не берутся).
Это правда или лучше поискать другой сервис?
2) нужно ли делать сход-развал ПОСЛЕ такой замены?

1. врут Ваши официалы. мои официалы мне поменяли втулки за 600 рублей без снятия подрамника. можно и самому, но нужен хороший инструмент, усидчивость и большое самообладание.
2. делать сход развал не требуется

а у некоторых партнеров клуба получается и без матерка 🙂

Cruze, а что, Автотрест единственный партнер? 🙂

Не единственный.
Так кто делает замену втулок без съема подрамника?

Это не нонсенс, а говеное качество резинок от неизвестных поставщиков.
Сами резинки не рвутся, а просто дубеют до степени твердостти камня вот и не гасят вибрацию от прута стабилизатора, а наоборот усиливают её добавляя акустическое сопровождение стуками-скрипами.

Это что ж за 56 000 км уже 3-й комплект проситься на установку (раз вторая замена)?! Фига се!
И хде ж так надо «аккуратно» ездить. Большинство до 80-90 т.км спокойно на первом (заводском) комплекте доезжает и только потом меняют.

А шо таки, сангшин маркирует свои колодки (те что родные GM) абравиатурай DAF, или DAC не помню точно.

у меня стойки на перед менялись если мне память не изменяет (не охото лезть в документы) где-то на 45-50 тыс. (около того). задняя одна поменялась на 60. еще одна пока живет. скоро поеду на то, посмотрим.

ДмитрийМР добавил 07.11.2013 в 01:29
кстати вот чего я заметил

ДмитрийМР добавил 07.11.2013 в 01:33
аккуратней надо ездить через ИДН. Вот точно помню то место на которых мои передние екнулись. проехал через лежачего «м»илицейского неаккуратно (чего то тогда день не задался). БЕРЕЧЬ МАШИНКУ НАДО вобщем и все будет ОК.

ДмитрийМР добавил 07.11.2013 в 01:34
этож вам не хаммер какой или камаз

D.V.S. А нафиг она нужна, если в Южном Административном округе Техкомов и Руси штук пять, да еще КЭМП на Коломенской

А где у Лады М10×1.25 стоит?

Купил стойки переднего стабилизатора фирмы Rst (Россия) по 175 р. (http://im.lipetsk.ru/a_p_brak.htm)

avic, а Вы покупайте нормальные стойки и не будете потом локти кусать. Уж сколько раз твердили миру, что кроилово всегда ведёт к попадалову

Вообще-то я их никогда не кусал! И я чего вы взяли про «кроилово», из каких фактов?

avic добавил 01.03.2014 в 16:41
Чёт наш док сдавать начал, на такую хрень повелся.
Или это очередной эксперимент?!

Критерии «хрени» озвучьте!

У Вас есть факты по качеству?

albano-1967 добавил 01.03.2014 в 16:51
У Вас есть факты по качеству?
Читать пост № 657

Эффективность той или иной конструкции шарниров стоек стабилизаторов покажет только время!

Для меня предпочтительнее выглядит вариант герметичного пыльника, т.е без шестигранника на стержне шарнира, несмотря на определенную трудность в их установке!

Промовиленные резьбы во время снятия не требуют болгарки и окручиваются пальцами, после того как стронуты ключом!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *