есть ли транспортный налог в польше
Налогообложение в Польше: суть транспортного налога
В Польше, как и в других странах, существует транспортный налог. Взымается он с владельцев зарегистрированных транспортных средств. Впервые такой налог появился в 1908 году в США. За более чем вековое существование, в разных странах, были прописаны разные условия при оплате транспортного налога.
Неуплата транспортного налога в Польше, как впрочем и любого другого, является нарушением на законодательном уровне. Особенно с этой проблемой сталкиваются мигранты, которые не знакомы с подробностями польского законодательства или просто из-за своей невнимательности забывают изучить налоговые требования.
Во избежание неприятных инцидентов, стоит разобраться в этом вопросе, чтобы не привлекать лишний раз внимание госорганов и не создавать себе проблемы. Неуплата налогов наказуема законом – штрафами или даже тюремным заключением.
Кто платит транспортный налог в Польше?
Налогообложению подлежит любой человек, который имеет доходы в пределах и на территории Польши:
Что касается налога на авто в Польше, то есть приятный момент для владельцев легковых автомобилей. Так, хозяева легкового транспорта, по закону, не должны платить налог на свое транспортное средство.
Но уплатить в казну необходимо тем гражданам, которые являются владельцами:
Также от налога на авто освобождаются:
Ставка налога на авто
Ставки налога на машину в Польше принимает совет муниципалитета в пределах, которые установлены положением Закона о местных налогах и сборах. Этот документ определяет верхний и нижний пределы налоговых ставок.
Местные власти имеют право дифференцировать ставку. Это происходит при учете влияния транспортного средства на окружающую среду, год выпуска, количество мест.
При покупке и регистрации автомобиля, в среднем, налог будет составлять около 2% от стоимости транспортного средства.
Какие сроки оплаты?
Налог оплачивается двумя частями раз в полгода: до 15 февраля и до 15 сентября ежегодно. Заполненную по шаблону справку налогоплательщик приносит в налоговую службу. Также эту справку можно подавать онлайн.
Оплата поступает в казну территориальной общины, где официально зарегистрировано место проживания плательщика.
Налоговое обязательство возникает с первого числа месяца, следующего за месяцем, когда авто было зарегистрировано на территории Польши, приобретено (оно могло быть зарегистрировано ранее), было введено в эксплуатацию (если до этого было принято решение о временном выводе транспортного средства из работы).
Оплатить налог необходимо в течение 14 дней со дня покупки (регистрации) автомобиля.
Истекает налоговое обязательство когда транспорт снят с учета, его вывели из эксплуатации или истек срок, когда авто находилось в доверенности.
Условия для предпринимателей
Налогообложению подлежат также и предприниматели, которые владеют транспортным средством или которые зарегистрировали авто на свою фирму. Оплата происходит по той же схеме, как и для физического лица.
В случае многопрофильного предприятия или юридического лица, включающего в себе отдельные организационные единицы, органом, компетентным в вопросах налогообложения транспортных средств, является налоговый орган, в котором находится предприятие или единица с налогооблагаемыми транспортными средствами.
Заключение
Для уплаты налогов в Польше для начала необходимо зарегистрироваться в налоговой службе, а также, получить номер PESEL. Он аналогичен нашему ИИН.
Среди особенностей налогообложения в Польше можно выделить момент, что польские граждане обязаны платить налог от всех своих доходов, таким образом пополняя казну. Что касается иностранцев, то они платят налоги только на те доходы, которые получают в пределах страны.
Из немаловажных преимуществ – отмена двойного налогообложения со странами СНГ. То есть, иностранец в Польше, при переезде туда, будет платить в бюджет только одной страны. Но перед этим, покидая родину, ему необходимо рассчитаться со всеми налоговыми долгами.
Акцизы на ввоз и регистрацию авто в Польше
Комитеты бюджета и государственных финансов, инфраструктуры и законодательной комитет одобрили подготовленное Министерством финансов предложение внести изменения в акциз на автомобили.
В январе законопроект перешел в Сейм и был отправлен на первое чтение.
Он появился на повестке дня, но позже он был удален.
В настоящее время неизвестно, будет ли продолжаться работа над законом.
Акциз оплачивается для впервые зарегистрированных в Польше легковых автомобилей. Это касается как новых автомобилей так и подержанных, пригнанных из-за рубежа (в том числе и стран Евросоюза). В настоящее время существуют две ставки акцизного налога: 3,1% от стоимости транспортного средства для автомобилей с рабочим объемом двигателя до 2,0 л и 18,6% для автомобилей с двигателем выше 2,0 литров.
Согласно проекту акцизный налог на автомобили зависит от мощности двигателя и норм выбросов. Кроме того, плата также будет зависеть от возраста транспортного средства.
Чтобы узнать сумму налога, умножьте ставку акциза, которая зависит от мощности двигателя на коэффициент в зависимости от возраста автомобиля. Чем ниже уровень стандарта выбросов выхлопных газов, тем выше будет ставка налога.
Коэффициент амортизации
Коэффициент амортизации зависит от возраста автомобиля (время, отсчитываемое в месяцах с момента первой регистрации автомобиля в месяцах). Он составляет:
Как считает министерство, изменения должны способствовать покупке более новых автомобилей и тех, которые отвечают высоким стандартам выбросов. В результате, более старые автомобили будут покупать намного меньше, чем сегодня, и будет наблюдаться эффект улучшения общего технического состояния транспортных средств.
Что касается транспортных средств малой и средней мощности двигателя (до 2,0 л) и в возрасте до 11 лет, предлагаемая стоимость акцизного налога аналогична той, которая есть. Иногда она даже ниже. Цены увеличатся для автомобилей старше 12 лет или Евро III и ниже. Ставки акцизного налога будут немного увеличены для машин с малой мощностью и сильнее увеличены для автомобилей с большой мощностью двигателя. В случае гибридных автомобилей, акциз будет уменьшен на 20%.
Теперь изменениями в законе займется Сейме. Согласно проекту поправки вступят в силу в первый день второго месяца, следующего за подписанием закона.
Покупка авто в Польше, регистрация и страховка
Покупка как нового, так и старого авто имеет свои плюсы и минусы.
Налоговая система Польши
Как и в большинстве восточноевропейских стран, рыночное налогообложение в Польше начало формироваться с 1991 года. Ставка налога для субъекта предпринимательской деятельности рассчитывается по прогрессивной шкале — больше зарабатываешь — выше ставка.
Польша, Республика Польша, прибалтийское европейское государство. С 1947 по 1989 страна называлась Польской Народной Республикой. На севере омывается водами Балтийского моря, на северо-востоке граничит с Россией (Калининградской областью) и Литвой, на востоке – с Белоруссией и Украиной, на юге – с Чехией и Словакией, на западе – с Германией. Столица – Варшава. Польша — парламентская республика. Весной 1999, во время празднования 50-летия НАТО, Польша стала членом этой военной организации. Польша является членом ООН, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Совета Европы, Организации по международной торговле, Всемирной Организации Здравоохранения.
Выгодное географическое положение, относительная неразвитость товарных рынков по сравнению с другими европейскими государствами и активное желание польских властей создать здоровую социально-экономическую обстановку в Польше стали основными определяющими факторами при выборе иностранными инвесторами территории для перспективных капиталовложений. На сегодняшний день общие объемы иностранных инвестиций в Польшу превышают показатели соседних восточно-европейских государств (в частности, Чехии и Венгрии), а основными инвесторами являются американские, немецкий и французские компании. Капиталовложения в Польшу осуществляются также Европейским Союзом. Тем не менее, картина развития польского государства не лишена политико-правовых недостатков и экономических ошибок. Сегодня просчеты польской власти выражаются в рецессии темпов реформирования польской экономики, увеличении бюджетного дефицита и, в целом, в стагнации экономической активности. На фоне этих процессов система налогообложения Польши выступает своеобразным спасательным кругом.
Если коротко подсуммировать принцип налогообложения, то получим:
Важно! Минимальный размер заработной платы сотрудника — 1600 PLN. Работодатель дополнительно оплачивает около 700 PLN (45%) обязательных платежей за каждого сотрудника (соц.страх, пенсионные отчисления, и т.д). Бухгалтерская отчетность по деятельности компании — ежемесячно + итоговый годовой отчет
Должны ли платить налоги в Польше иностранцы?
Любой человек, независимо от гражданства, у которого в Польше присутствуют личные и экономические интересы (например проживание и работа) и который пребывает в Польше более 183 дней в году автоматически становится налоговым резидентом и обязан оплачивать налоги в Польше.
Какие налоги действуют в Польше?
Из них налог на транспортные средства, недвижимость, сельскохозяйственный и лесной являются местными. Ставки утверждают муниципальные советы в пределах, установленных в Законе о местных сборах.
Местные общины – гмины – могут вводить свои налоги: курортный и рыночный сбор, налог на собак, на рекламу и т. п.
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)
Уплачивается подоходный налог в Польше как резидентами так и нерезидентами. К резидентам относятся граждане другого государства, при условии беспрерывного пребывания на территории страны более 183 дней в году
При расчёте НДФЛ используется прогрессивная шкала. Не облагаемый налогами годовой доход составляет 3091 злотый. Несмотря на отсутствие обязательств по уплате налогов, эти лица обязаны подать декларацию за соответствующий период.
Закон даёт право налогоплательщикам – супругам рассчитываться с бюджетом совместно, если они имеют общее имущество и состояли в браке весь отчётный год. Таким образом, под ставку в 18% подпадает 85 528 х 2 = 171 056 PLN. Соответствующее заявление надо подавать в бухгалтерию предприятия-работодателя ежегодно.Местными общинами налог на недвижимость в Польше устанавливается в физических величинах. Граничные ставки устанавливаются на республиканском уровне. Базой служит его целевое использование и площадь.
Доходы от прироста капитала (дивиденды, продажа ценных бумаг и т. п.) облагаются 19% налогом. По такой же ставке облагаются доходы от несельскохозяйственной экономической деятельности, продажи недвижимости.
Выплаты процентов и роялти для резидента уменьшатся после уплаты налога источником на 18%, для нерезидента – на 19%.
Налогообложение заработной платы
Кроме налога с физических лиц из зарплаты ежемесячно удерживаются взносы в систему социального страхования – ZUS. Работодатель и работник поровну пополняют пенсионный фонд, работодатель оплачивает страховой взнос от несчастного случая, работник – на медицинское обслуживание и рождение ребёнка. Совместители выплачивают эти взносы по первому месту работы.
Ставки соцстраха на 2015 год
Этим налоги в Польше с зарплаты не исчерпываются: небольшие средства удерживаются и на другие цели.
Налоги с юридических лиц
Естественный интерес вызывают налоги при ведении бизнеса в Польше, особенно если ведут его или владеют им иностранцы. Разница между резидентом и нерезидентом (не юридическим лицом) только в том, что нерезидент уплачивает налог на прибыль в Польше, полученный только из местных источников.
Надо отметить, что акцизный налог на топливо Польша собирает особо тщательно – вплоть до биокомпонентов в его составе. 1,54 злотых в каждом литре автомобильного бензина – такова ставка акциза в этом году. Полный перечень подакцизных товаров насчитывает 33 позиции.
Юридические лица освобождены от уплаты налогов с доходов в сельскохозяйственной сфере, лесном хозяйстве (с исключениями в обеих отраслях). Плательщики налога с тоннажа – также в этой группе. О том, какие налоги в Польше работают на будущее, свидетельствует такой факт: Законодатель допускает вычет (до 50%) из налоговой базы предприятия расходов на приобретение передовых технологий. Предусмотрены вычеты части расходов на благотворительность.
Общество с ограниченной ответственностью (Spółka z o.o.) – наиболее привлекательная форма организации бизнеса. Оно может быть образовано нерезидентом – лично или по доверенности – при наличии загранпаспорта. Но если учредителем ООО единолично захочет стать юр.лицо с единственным владельцем, зарегистрировать такое предприятие не удастся.
Уставной капитал для открытия ООО всего 5 тыс. злотых (около 1100 евро), который необязательно вносить на счёт фирмы при регистрации: достаточно подписанной декларации. Наличие нескольких учредителей позволяет заметно уменьшить налоговую нагрузку. Гражданин Польши среди них не требуется и не даёт никаких преференций: налоги в Польше для иностранцев не отличаются особыми ставками.
ООО не может быть создано или требует лицензирования в следующих сферах:
Кроме этого, некоторые виды деятельности требуют государственного разрешения, концессии или согласия. В отдельных случаях необходимо подтверждение квалификации. При регистрации обязателен один основной вид деятельности, сопутствующих – девять. После внесения в реестр (KRS) и получения налогового идентификационного номера можно приступать к работе.
В том, какие налоги платит ООО в Польше по сравнению с другими европейскими странами, больших отличий нет. Предприятие с такой формой собственности платит налог с прибыли (CIT) и НДС (VAT). Если объём средств, подлежащих налогообложению, выше объёма прибыли (предприятие понесло убытки), то в последующие 5 лет можно понижать прибыль на сумму, не превышающую 50% годовых убытков.
Отчётность по налогам в Польше ежемесячная или квартальная, налоговый период – календарный год.
Возмещение НДС
В соответствии с законодательством возврат налогов в Польше предусмотрен только для физических лиц-путешественников, не имеющих постоянного места жительства в странах Евросоюза. Возврату подлежит НДС, включённый в стоимость товара. При покупке товаров следует уточнить, будет ли выдан документ на возврат налога. Такие места розничной торговли отмечены специальным знаком TAX FREE, в них обязаны быть «Правила возврата налога» на русском языке.
Право на возврат наступает при стоимости покупки более чем на 200 злотых (без НДС). Запакованный товар необходимо предъявить на таможне в трёхмесячный срок от даты покупки. На чеке, скреплённом с фактурой VAT, ставится штамп и подпись ответственного лица в пункте пересечения границы. Предварительное электронное уведомление таможенной службы значительно ускорит эту процедуру. С заверенным документом в течение 10 месяцев следует обратиться в магазин и там получить НДС. Можно это сделать и в своей стране.
Двойное налогообложение в Польше
В целях оптимизации уплаты налогов 92 страны подписали соглашение об избежании двойного налогообложения с Польшей, пресечения уклонения от налогов.
Например, Конвенция между Правительствами Украины и Республики Польша от 12.01.93 состоит из 30 статей, в которых подробно описаны методы (распределительный, налоговый кредит и т. д.) обложения доходов всех категорий особ и капитала, порядок обмена информацией.
Ответственность налогоплательщика или что происходит в случае уклонения?
Предприниматель должен чётко представлять, что будет в случае неуплаты налога в Польше, сокрытии источников дохода, занижения его объёма. Административное и уголовное наказание предусмотрено, однако не является самоцелью. Упор делается на погашение задолженности по налогам.
Широко используются налоговые санкции, такие как проценты за просрочку, лишение льгот, пересмотр налоговой базы, дополнительные налоговые обязательства. Они могут быть применены параллельно с наказанием, предусмотренным Уголовно-финансовым кодексом.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Все предприятия, имеющие статус юридического лица обязаны уплачивать налог на прибыль. Исключением являются товарищества, которые не являются юридическими лицами, а доля прибыли, которую получают партнеры (участники товарищества), подлежит обложению подоходным налогом. Налогоплательщиками налога на прибыль могут быть также хозяйственные группы, состоящие как минимум из двух торговых обществ (обществ с ограниченной ответственностью и/или акционерных обществ, если уставной капитал каждого из участников составляет не менее 1 млн. зл.). Участники налоговой хозяйственной группы должны заключить договор (подлежащий последующему нотариальному заверению) на срок не менее трех лет, а также обязаны соблюдать целый ряд условий, установленных законодательством.
С 01.01.2004 г. ставка налога на прибыль была понижена и на сегодняшний день составляет 19 %. Под прибылью понимается разница, которая образуется в результате превышения общей суммы полученных доходов над суммой расходов за истекший налоговый период. Компании, зарегистрированные не на территории Польши, имеют так называемый «ограниченный налоговый статус» и уплачивают налог лишь на ту прибыль, которая была получена на территории Польши. От налога на прибыль освобождены доходы от сельскохозяйственной деятельности, за исключением доходов, полученных в связи с осуществлением некоторых видов сельского хозяйства; доходы от лесных хозяйств согласно Закону «О лесах»; платежи, полученные в качестве компенсации и в благотворительных целях (включая, образование, здравоохранение, культуру спорт и т.п.); а также доходы, подпадающие под регулирование международными соглашениями.
Привлекательные особенности польского налога на прибыль заключаются в том, что законодательство разрешает относить к затратам суммы практически любых расходов налогоплательщика. Более того, к затратам разрешено также относить рекламные расходы, вложения в неприбыльные объекты, вложения, связанные с поддержкой и развитием науки, затраты на образование, здравоохранение, охрану окружающей среды, благотворительность и пр. Годовые амортизационные отчисления варьируются от 1,5 % до 50 %, а их размер зависит от вида основных фондов. В случае возникновения финансового убытка законодательством разрешается учитывать сумму убытка при расчете налога на прибыль на протяжении пяти очередных налоговых лет, в тоже время, максимальная сумма амортизационных отчислений в одном году не может превышать половины суммы убытков.
Заключение
В целом налоговая система Польши благоприятствует бизнесу, в том числе и мелкому. Привлекательна страна и для иностранцев. Вместе с тем поиск свободной ниши для бизнес-проекта требует тщательного анализа экономической ситуации.
Индекс Джини в Польше – самый высокий в ЕС. Он свидетельствует, что разница в заработных платах по регионам довольно большая. Это позволяет маневрировать производственными мощностями, оптимизируя тем самым налоговую нагрузку на предприятие. Результат — увеличение прибыли.
Налоги с населения в России и Польше: сравнение
Разберёмся, кто оплачивает экономический рост Польши и откуда в польском бюджете деньги на развитие.
В польском языке есть парочка пословиц, которые одинаково метко характеризуют и предпринимательство в стране, и отношения уровней «государство — человек», «власть — бизнес». Одна звучит так:
— Даром и курица не кудахчет.
— Кто не идет вперед, тот пятится назад.
Бурный экономический рост Польши признают даже самые жесткие критики этой республики в центре Европы… Правда, с оговорками. Дескать, это все Евросоюз устроил. Миллиардные вливания не из самой Польши пришли.
При этом забывают упомянуть, насколько много сделали сами поляки, чтобы страна шла к процветанию, а не погружалась в пучины регресса.
В том, что Польша активно растет, выкарабкивается из пула развивающихся стран и имеет все шансы стать развитой экономикой уже в ближайшее годы, есть заслуга каждого жителя этой страны. Потому что самый значимый вклад в будущее вносят не разовые транши объединенной Европы, а налоги, выплаченные простым народом и поверившими в выгоды ведения бизнеса на этой территории предпринимателями.
Я решил сравнить, насколько отличаются в Польше и России налоги, выплачиваемые населением. Если хотите знать больше, не торопитесь искать Налоговый кодекс Польши, такого документа не существует. Там правовой основой для налогообложения является конституция, а по каждому налогу есть свой закон. Всего их 16, но я расскажу лишь о трех самых массовых видах налогов и сборов в 2021 году.
Налоги с потребления
Наш НДС — 20% стандартная ставка, 10% льготная, на отдельные категории товаров. Цены в магазинах растут, а государству с этого что? Правильно, прибыль! Например, сборы НДС с января по апрель выросли на 35% год к году, принеся бюджету дополнительные средства — 472 млрд рублей. Поэтому попытки бороться с ростом цен выглядят как восстание козы против капусты. Гораздо эффективнее стимулировать рост доходов населения, чтобы оно и не замечало подорожание мяса на 30-50 рублей.
В Польше НДС выше российского — 23%. Законом о налоге на товары и услуги (pdf, 339 страниц) установлено сразу несколько льготных ставок, от 0% до 8%. Интересно, что в 2010 году, когда налог повышали на 1%, это позиционировалось как временная мера. Но кто ж от такой прибыли откажется, а?
В приложениях к вышеупомянутому закону есть огромные перечни по отдельным продуктам и товарным группам. То, что у нас облагается по льготной ставке 10%, например, хлеб или мясо, в Польше, как правило, имеет НДС 5% и ниже. Овощи, крупы, детские товары — ставка 3%. Так что базовое потребление в плане налогов полякам обходится в 2-3 раза дешевле, чем россиянам.
Видите пончики? НДС на них может варьировать от 5 до 23 %, в зависимости от содержания сахара и срока годности. Чем полезнее продукт, тем ниже НДС
Страховые сборы
У нас все просто. Работодатель платит от начисленных зарплат 30% в три фонда (пенсионный, ФОМС, ФСС). Многие даже не подозревают об этих отчислениях, считая, что от страховых сборов освобождены.
В Польше совокупная ставка выше российской — 35,85%. Но бизнесу жить проще, они платят только 22,14%. Еще 13,71% вычитается из зарплаты поляка наряду с подоходным налогом.
Налог на доходы
И в Польше, и в России шкалу налогообложения доходов граждан можно условно назвать прогрессивной. Почему условно? Да потому что изобилия градаций, как в других странах, у нас нет. Есть две ставки — стандартная и на сверхдоходы:
Теперь понимаете, откуда в польском бюджете есть деньги на развитие? Вот так по-разному в двух странах относятся к богатым — в одной мягко и нежно, в другой жестко принуждают делиться.
Основная ставка на 4% выше нашей, но в Польше масса налоговых льгот, поэтому реальный НДФЛ может быть вообще нулевой. Например, молодые люди в возрасте до 26 лет и с доходом менее 85528 злотых в год от налога полностью освобождены. Так Польша борется с оттоком молодежи из страны.
Забавно, но в русском языке я не нашел ни одного аналога польских поговорок, которые процитировал в начале статьи. А ведь если вдуматься, курица и правда даром если и закудахчет, то точно не снесется…
Не самый дорогой. Журналисты сравнили транспортный налог в Беларуси и соседних странах
20 сентября белорусам начали выставлять счета за транспортный налог. В текущем году придется отдать государству по одной базовой величине (29 рублей), а в следующем будем платить по полной программе.
Автобизнес решил посмотреть, какие налоги на легковые авто в соседних странах, и сравнить их на примере одинаковых машин.
Беларусь
Обновленный транспортный налог в РБ по-прежнему привязан к полной массе автомобиля, как и старая пошлина за допуск к участию в дорожном движении. Но суммы и «шаг» начисления изменились:
Разрешенная максимальная масса
Ставка налога, руб.
Не более 1,5 тонны (а также за легковой автомобиль, в отношении которого отсутствуют сведения о разрешенной максимальной массе)
Более 1,5 тонны, но не более 1,75 тонны
Более 1,75 тонны, но не более 2 тонн
Более 2 тонн, но не более 2,25 тонны
Более 2,25 тонны, но не более 2,5 тонны
Более 2,5 тонны, но не более 3 тонн
За 2021-й все заплатят 29 руб. в этом году, а в следующем придется доплатить разницу. Для ветеранов Великой Отечественной, инвалидов I и II групп, пенсионеров предусмотрена скидка 50%, для инвалидов III группы – 25%. Освобождены от налога автомобили старше 1991 года выпуска; автомобили, используемые для оказания социальных услуг или медицинской помощи; электромобили (до 31 декабря 2025 года); автомобили, оборудованные для инвалидов; автомобили, находящиеся в угоне.
В качестве первого автомобиля для сравнения возьмем Ford Focus 3, выпущенный в 2017 году, в кузове универсал, популярный на рынке «проходных» авто из Европы. Машина с дизельным двигателем объемом 1499 куб.см и мощностью 120 л.с., оснащенная системой Старт/Стоп, имеет разрешенную максимальную массу 1900 кг. Соответственно ежегодно за нее придется платить 102 рубля транспортного налога.
Вторым будет Renault Scenic II c полуторалитровым дизелем мощностью 106 л.с. и разрешенной максимальной массой 1945 кг. В Беларуси транспортный налог на него – те же 102 рубля.
Россия
В Российской Федерации величина транспортного налога зависит от мощности двигателя. Налоговым кодексом утверждены следующие ставки налога на одну лошадиную силу:
Мощность двигателя
Ставка налога на 1 л.с.
2,5 российского рубля
3,5 российского рубля
5 российских рублей
7,5 российского рубля
15 российских рублей
Это базовые тарифы, которые могут отличаться от региона к региону. Местные власти имеют право увеличивать или уменьшать ставки по своему усмотрению, но не более чем в 10 раз. Они же определяют льготы и категории автовладельцев, которым эти льготы полагаются. При этом зарегистрировать автомобиль можно только по месту регистрации собственника, поэтому схитрить и выбрать самый дешевый регион не получится.
От налога освобождены легковые автомобили, специально оборудованные для использования инвалидами, а также автомобили с мощностью двигателя до 100 л.с., полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке; транспортные средства, находящиеся в розыске, а также транспортные средства, розыск которых прекращен, с месяца начала розыска соответствующего транспортного средства до месяца его возврата лицу, на которое оно зарегистрировано.
Кроме того, существует так называемый налог на роскошь, который платят собственники автомобилей стоимостью выше 3.000.000 российских рублей (чуть меньше 103.000 белорусских по нынешнему курсу). При цене авто от 3 до 5 млн рублей в течение первых трех лет применяется коэффициент 1,1, на который умножается транспортный налог. Коэффициент 2 действует в течение пяти лет для автомобилей стоимостью свыше 5 млн рублей и до 10 млн рублей. Ну а если машина дороже 10 млн рублей, то для нее на 10-летний срок применяется коэффициент 3. Наконец, при цене выше 15 миллионов налог, умноженный на три, придется платить в течение 20 лет.
В Москве за наш 120-сильный Focus 3 заплатили бы по ставке 25 руб. за лошадиную силу. Сумма налога составит 3000 российских рублей, или около 103 белорусских. Почти 1 в 1 с нашим тарифом. Scenic обойдется чуть дешевле – в 2650 российских рублей (91 BYN).
А, например, в Санкт-Петербурге ставка составляет 35 российских рублей за 1 л.с., или 4200 рос. рублей (145 BYN) за 120 л.с. и 3710 руб. (128 BYN) за 106 л.с. В ближайшей к нам Смоленской области сумма налога – 2400 рос. рублей, или 83 белорусских, и 2120 рубля, или 73 BYN соответственно. Ставка там – 20 рос. рублей за 1 л.с. В некоторых регионах налог еще ниже.
Украина
В нашей южной соседке за такие банальные машины, как Focus 3 и Scenic II ничего выплачивать государству не придется. В Украине платят налог только владельцы дорогих автомобилей возрастом до пяти лет включительно. Дорогих – это когда среднерыночная цена превышает 375 размеров минимального дохода, который в настоящее время равняется 6000 гривен. Таким образом машины среднерыночной стоимостью более 2 250 000 гривен (около 211 700 бел. руб.) облагаются налогом на роскошь. Размер налога фиксирован – 25 000 гривен, или около 2350 BYN.
Расчет среднерыночной стоимости производится по методике, утвержденной Кабинетом министров Украины. Среднерыночная стоимость равняется стоимости новой машины с учетом марки, модели, объема двигателя и типа топлива, умноженной на коэффициент корректировки рыночной стоимости с учетом срока эксплуатации. Ежегодно до 1 февраля Минэкономразвития рассчитывает среднерыночную стоимость и размещает у себя на сайте список автомобилей, за которые необходимо платить транспортный налог.
Литва
В Литве с 2023 года планируют ввести ежегодный налог, зависящий от эмиссии углекислого газа конкретного автомобиля. Пока же там действует сбор за регистрацию автомобиля, который уплачивается как при первой регистрации, так и при каждой последующей перерегистрации. Он также привязан к количеству выбросов. Налог применяется, если выбросы превышают 130 г/км.
Чтобы не усложнять жизнь, возьмем таблицу с сайта regitra.lt. В первых двух столбцах указан диапазон выбросов от и до, в третьем и четвертом – суммы налога в евро для дизельных (а также дизель/газ и дизель/электричество) и бензиновых (а также бензиново-электрических гибридов) авто, в пятом – суммы для автомобилей, двигатели которых работают на нескольких видах топлива (бензин/газ; бензин/этанол; бензин/электричество/газ; бензин/этанол/газ; газ/электричество; этанол и этанол/газ). Очевидно, что в плане налога не самые современные бензиновые автомобили обходятся вдвое дешевле аналогичных дизельных.
Но за наш 1,5-литровый дизельный Focus 3 в Литве нам не пришлось бы платить ничего, так как его эмиссия углекислого газа составляет 99 г/км. А вот Scenic II с его 137 г/км подпадает под минимальную ставку налога 30,06 евро, или около 88 бел. рублей.
Если количество выбросов не указано в документации автомобиля, то оно рассчитывается как медианное значение на основе выбросов других зарегистрированных эквивалентных автомобилей. Когда рассчитать медианное значение невозможно, применяются специальные формулы.
Латвия
В Латвии ставка налога зависит от количества выбросов углекислого газа, но сам налог уплачивается ежегодно. Если автомобиль впервые зарегистрирован после 31 декабря 2020 года (имеется в виду дата первой регистрации в любой стране – фактически год выпуска), то применяются следующие ставки:
Для легковых автомобилей, впервые зарегистрированных после 31 декабря 2008 года, действуют повышенные ставки:
Если объем двигателя превышает 3500 куб.см, в обоих случаях дополнительно уплачивается 300 евро. Соответственно за наш Ford Focus 2017 г.в. с количеством выбросов 98 г/км придется заплатить 48 евро, или 141 бел. рубль в год.
Для более старых автомобилей, впервые зарегистрированных после 1 января 2005 года, схема взимания транспортного налога в Латвии другая. Суммируются налоговые ставки за полную массу, объем двигателя и максимальную мощность в киловаттах:
за полную массу в килограммах:
15 EUR – до 1500 кг;
32 EUR – от 1501 до 1800 кг;
55 EUR – от 1801 до 2100 кг;
70 EUR – от 2101 до 2600 кг;
84 EUR – от 2601 до 3000 кг;
97 EUR – от 3001 до 3500 кг;
110 EUR – более 3500 кг.
за объем двигателя (куб.см):
9 EUR – до 1500 куб.см;
23 EUR – от 1501 до 2000 куб.см;
37 EUR – от 2001 до 2500 куб.см;
55 EUR – от 2501 до 3000 куб.см;
91 EUR – от 3001 до 3500 куб.см;
160 EUR – от 3501 до 4000 куб.см;
228 EUR – от 4001 до 5000 куб.см;
297 EUR – более 5000 куб.см.
за максимальную мощность двигателя в киловаттах:
9 EUR – до 55 кВт;
23 EUR – от 56 до 92 кВт;
37 EUR – от 93 до 129 кВт;
55 EUR – от 130 до 166 кВт;
91 EUR – от 167 до 203 кВт;
160 EUR – от 204 до 240 кВт;
228 EUR – от 241 до 300 кВт;
297 EUR – более 300 кВт.
По этой связке ставок за Scenic II пришлось бы заплатить 87 евро, или 255 рублей.
За легковые автомобили, не вошедшие в пункты выше, налог платится исходя из их полной массы:
38 EUR – до 1500 кг;
81 EUR – от 1501 до 1800 кг;
137 EUR – от 1801 до 2100 кг.
Польша и Эстония
Владельцам легковых автомобилей в Польше не нужно платить никаких ежегодных налогов и сборов. Единственный налог в размере 2% стоимости уплачивается при покупке автомобиля. То есть если вы купили наш условный Focus 3 за 12.000 долларов, как он стоит в РБ, вам придется заплатить 240 долларов налога, или 600 бел. рублей. Средняя цена Scenic II, выпущенного в 2008 году, на рынке Беларуси – около 5500 долларов. Соответственно за него нужно заплатить 110 долларов налога (275 BYN).
Но платить налог в Польше необходимо только в случае приобретения автомобиля у физического лица. Если машина покупается у юрлица, ничего платить не нужно. Еще проще живется автовладельцам в Эстонии. Там и вовсе отсутствуют какие-либо налоги для собственников легковых автомобилей.
Вердикт
Чтобы сравнение ставок транспортного налога было более наглядным, собрали все в одну таблицу. Платежи ежегодные, если не указано иное. Суммы указаны по курсу на сегодняшний день.
Ford Focus 3 Estate, 2017 г.в., 1.5 TDCi, 120 л.с., максимальная полная масса 1900 кг
Renault Scenic II, 2008 г.в., 1.5 dCi, 106 л.с., максимальная полная масса 1945 кг