есть ли законодательный акт устанавливающий эпидемию
Для юридически значимого учета эпидемиологической обстановки в Российской Федерации
использовать обстоятельства, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) и носящие характер форс-мажора, в качестве самостоятельных доводов, в дополнение ко всем иным доводам, обращая внимание лиц, в производстве которых находится дело, на необходимость незамедлительного разрешения процессуального обращения.
Возможная (примерная) формулировка в ходатайстве:
«Суд не исследовал и не дал оценку эпидемиологической обстановке в Российской Федерации и в Москве, в частности.
Вместе с тем, согласно Указу Мэра Москвы от 05.03.2020 №12-УМ (в редакции указов от 10.03.2020 № 17-УМ, от 14.03.2020 № 20-УМ, от 16.03.2020 № 21-УМ) на территории Москвы введен режим повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV). Этим указом констатируется, что распространение новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) является в сложившихся условиях чрезвычайным и необратимым обстоятельством, повлекшим необходимость соблюдения режима изоляции лиц, заболевших новой инфекцией, лиц, контактировавших с ними, а также лиц, находящихся в повышенной зоне риска заражения. Как следует из рекомендаций Всемирной организации здравоохранения, Министерства здравоохранения РФ, п. 6.2. данного Указа, к категории лиц, наиболее подверженных риску заболевания коронавирусом, относятся граждане старше 60 лет, а также лица с ослабленным иммунитетом: страдающие сахарным диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями, ожирением и др.».
Нормативно-правовые акты, на которые можно ссылаться для учета коронавируса в РФ:
Президент подписал указ об объявлении в России нерабочих дней
1) Дни с 30 марта по 3 апреля 2020 г. Объявлены нерабочими. Заработная плата за работниками сохраняется.
2) Указ не распространяется на работников непрерывно действующих организаций*, медицинских и аптечных организаций, организаций, обеспечивающих население продуктами питания и товарами первой необходимости, организаций, выполняющие неотложные работы в условиях чрезвычайных обстоятельств, в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия населения, организаций, осуществляющих неотложные ремонтные и погрузочно-разгрузочные работы.
* В соответствии со ст. 113 ТК РФ к непрерывно действующим организациям относятся те организации, приостановка работ на которых невозможно по производственно-техническим условиям. То есть речь идет о тех компаниях, в которых технические процессы являются цикличными и непрерывными. К непрерывному типу производства относятся поточное производство: металлургия, процессы с использованием химических реакций, изготовление бумаги и пленок, нефтепереработка и тд. Также процессы непрерывного обслуживания населения (электростанции, отопление, системы непрерывной очистки, и пр.).
Губернатор Московской области ввел дополнительные меры, направленные на борьбу с коронавирусом
1) С 26 марта 2020 года по 14 апреля 2020 года режим самоизоляции обязаны соблюдать граждане в возрасте старше 65 лет, а также граждане, имеющие хронические заболевания. Исключение предусмотрено для лиц, занимающих руководящие должности, чье присутствие на предприятиях необходимо;
2) Данные категории граждан смогут получить разовую материальную помощь в размере 3000 руб. (1500 руб. сразу и 1500 руб. по завершении режима самоизоляции); Кроме того, этим категориям граждан операторы связи обязаны не отключать телефоны и интернет при нулевом или отрицательном балансе. Отменяются пени и штрафы за просрочку оплаты услуг ЖКХ;
3) Министерство здравоохранения Московской области должно обеспечить возможность оформления листков нетрудоспособности без посещения медицинских организаций для данных категорий граждан;
4) Приостанавливается действие социальных карт школьников Московской области (старше 5-го класса) и ограничивается продажа льготных билетов школьникам в общественном транспорте.
Нормативный акт: Постановление губернатора Московской области от 23 марта 2020 года № 136-ПГ «О внесении изменений в постановление Губернатора Московской области от 12.03.2020 № 108-ПГ «О введении в Московской области режима повышенной готовности для органов управления и сил Московской областной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и некоторых мерах по предотвращению распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) на территории Московской области»
Мэр Москвы запретил появляться на улицах города москвичам старше 65 лет и лицам, страдающим хроническими заболеваниями
Мэр Москвы ввел дополнительные меры реагирования на коронавирусную инфекцию:
1) обязал перевести в режим удаленной работы, либо предоставить им оплачиваемый отпуск или отправить на больничный лиц старше 65 лет и лиц, страдающих хроническими заболеваниями. Для данных категорий граждан домашняя самоизоляция стала обязательной. Исключение предусмотрено для лиц, занимающих руководящие должности, чье присутствие на предприятиях необходимо.
Им будет выплачена разовая материальная помощь в размере 4000 руб.: 2000 руб. сразу и 2000 руб. за соблюдение условий самоизоляции. Кроме того, этим категориям граждан операторы связи обязаны не отключать телефоны и интернет при нулевом или отрицательном балансе. Отменяются пени и штрафы за просрочку оплаты услуг ЖКХ.
2) Молодому поколению рекомендовано воздержаться от контактов с лицами пожилого возраста и общаться с ними с помощью телефонов и интернета;
3) Школьники, имеющие право на льготное питание, смогут получить запас продуктов. Осуществляться данная мера будет через школы.
4) Временно блокируются социальные карты школьников (5-ый класс и старше).
Нормативный акт: Указ Мэра Москвы от 23 марта 2020 г. «О внесении изменений в Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ».
Торгово-промышленная палата России свидетельствует форс-мажорные ситуации в условиях коронавируса
Московская торгово-промышленная палата России пояснила, что в соответствии с Федеральным законом «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации» и Положением о порядке свидетельствовали ТПП в России, свидетельствовали обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор) в соответствии с условиями внешнеторговых сделок и международных договоров РФ отнесено к исключительной компетенции ТПП РФ. ТПП свидетельствует обстоятельства, которые произошли на территории РФ и находятся в причинно-следственной связи с исполнением внешнеторговой сделки.
Источник: информация на сайте Московской торгово-промышленной палаты от 20 марта 2020 г. Доступна по ссылке: https://mostpp.ru/news/deyatelnost-mtpp/tpp-upolnomocheny-vydavat-biznesu-zaklyucheniya-o-fors-mazho.
Правительство представило отсрочку малому и среднему бизнесу по уплате арендных платежей
Отсрочка возможна по договорам аренды, заключенным в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2010 г. No 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества».
Росимущество должно в течение 3 дней со дня вступления в силу Распоряжения проинформировать субъектов малого и среднего бизнеса о возможности заключения дополнительного соглашения к договору аренды о предоставлении отсрочки. В случае обращения арендаторов Росимущество должно заключить соответствующее дополнительное соглашение в течение 3-х дней. Дополнительное соглашение может предусматривать отсрочку арендных платежей в 2020 г. и уплату её равными частями в 2021 г. или на иных условиях, предложенных арендатором, по согласованию сторон.
Рекомендовано принять меры, направленные на поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, путем заключения дополнительных соглашений к договорам аренды имущества, не включенного в перечень, определенный постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2010 г. No 645 «Об имущественной поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства при предоставлении федерального имущества».
Нормативный акт: Распоряжение Правительства от 19 марта 2020 года №670-р
Председатель Правительства Мишустин объявил о введении 3-х месячного моратория на уплату страховых взносов для малого и среднего бизнеса
Премьер Михаил Мишустин на заседании Правительства, состоявшегося 19 марта 2020 г., сообщил о трехмесячной отсрочке для малого и среднего бизнеса по уплате страховых взносов. По его словам, указанные меры начнут действовать уже в марте.
На официальном портале судов общей юрисдикции города Москвы информация об изменении режима работы в связи с распространением коронавирусной инфекции
Изменен режим посещения судебных участков мировых судей, районных судов г. Москвы, Московского городского суда:
Мэр Москвы принял Указ, в силу которого граждане, контактировавшие с людьми, зараженными коронавирусом, должны соблюдать самоизоляцию, а работодатели не должны допускать таких лиц на территорию организации
14 марта в Указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. «О введении режима повышенной готовности» внесены новые положения:
1) граждане, совместно проживающие с лицами, которые обязаны соблюдать режим самоизоляции, также должны обеспечить самоизоляцию на дому;
2) работодатели не должны допускать на рабочее место и территорию организации лиц, которые должны соблюдать режим самоизоляции;
3) Департамент здравоохранения Москвы и соответствующее Управление Роспотребнадзора должны обеспечить самоизоляцию граждан, зараженных коронавирусом;
4) органы власти в сфере образования должны обеспечить свободное посещение занятий в организациях общего образования обучающимися по решению родителей (законных представителей);
5) коронавирусная инфекция признана обстоятельством непреодолимой силы.
Нормативный акт: Указ Мэра Москвы от 14 марта 2020 г. №20-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. №12-УМ.
В связи с распространением коронавируса может быть разрешено проведение общих собраний акционеров в заочной форме
Законопроект о приобретении Правительством РФ у Центрального банка РФ акций Сбербанка содержит положение о том, что общее собрание акционеров может проходить в заочной форме, в том числе это может коснуться собраний акционеров по вопросам избрания совета директоров, ревизионной комиссии и аудитора.
Источник: Законопроект № 901908-7 «О приобретении Правительством Российской Федерации у Центрального банка Российской Федерации обыкновенных акций публичного акционерного общества «Сбербанк России» и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».
Правовое обеспечение борьбы с эпидемией (закон и практика): краткая аналитика
Конституция и законы в борьбе с эпидемией
Административно-правовые режимы в борьбе с эпидемией коронавируса
По закону: режим «Карантин»; режим «чрезвычайной ситуации»; чрезвычайное положение
На практике: режим «повышенной готовности» режим «нерабочие дни»; режим «самоизоляции»
Юридические санкции за нарушение санитарно-эпидемиологических правил
В условиях нынешней ситуации очень актуальны вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения, способах и порядке его обеспечения. Надлежащее санитарно-эпидемиологическое благополучие населения должно обеспечиваться государством путем использования соответствующими органами и должностными лицами имеющихся правовых средств. Для выполнения этой задачи в России существуют необходимые законы и иные нормативные правовые акты.
Назовем основные из них:
Конституция РФ (ст. 56, подп. «з» ч. 1 ст. 72, ч. 2, 3 ст. 87, ст. 88, подп. «б», «в» ст. 102);
Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»;
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
Теперь обратимся к их содержанию.
1) Основным из названных законов, «работающих» в повседневном режиме, является Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». Он заключает в себе основные понятия, определяет полномочия государства на федеральном и региональном уровнях, устанавливает права и обязанности граждан в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, содержит широкий перечень санитарно-эпидемиологических требований к обеспечению безопасности среды обитания для здоровья человека, закрепляет разные виды профилактических мероприятий, регулирует организацию федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, устанавливает ответственность за нарушение санитарного законодательства.
В ст. 1 указанного закона определяется санитарно-эпидемиологическое благополучие населения; это состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности. Если состояние среды обитания таково, что в ней отсутствует вредное воздействие ее факторов на человека (безвредные условия) и имеются возможности для восстановления нарушенных функций организма человека, то это «благоприятные условия жизнедеятельности человека».
Бросается в глаза, что в этом перечне почему-то не указаны меры экстремального характера, такие как, например, как чрезвычайное положение и др. Зато в списке полномочий Российской Федерации и ее субъектов имеется такое: «введение и отмена … ограничительных мероприятий (карантина) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей» (ст.ст. 5 и 6 закона).
Известными во всем мире средствами борьбы со всякого рода экстремальными ситуациями и положениями являются так называемые специальные административно-правовые режимы, характеризуемые особым порядком деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, повышенными требованиями к деятельности (поведению) и ограничениями прав организаций (объединений) и граждан, направленным на обеспечение надлежащего общественного правопорядка, общественной безопасности и решение конкретной задачи восстановления мира, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, предотвращения катастрофы и т.п.
В общем, карантин – первый из возможных правовых режимов общественной жизни, направленный на восстановление нормального состояния среды обитания человека и санитарно-эпидемиологической обстановки.
Карантин может вводиться на всей территории Российской Федерации, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также в организациях и на объектах хозяйственной и иной деятельности в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
О введении режима «карантин». Согласно ст. 31 указанного Федерального закона введение (и отмена) ограничительных мероприятий (карантина) на территории Российской Федерации – это полномочия Правительства РФ. Карантин на территории субъекта Российской Федерации может вводиться на основании предложения (предписания) главного государственного санитарного врача (и его заместителя) органом государственной власти субъекта Российской Федерации (например, постановлением губернатора региона).
Цитата: Ст. 31 п. Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
Порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В ст. 2 (п. 2) указанного закона установлено важное положение о том, что осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации. А осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий … является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
Органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств (п. 2 ст. 2 закона).
Закон устанавливает и гарантирует права граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей. Согласно ст. 8 данного закона граждане имеют право: … на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью или имуществу вследствие нарушения другими гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Такие же права гарантируются индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам в случае причинения вреда их имуществу, в частности при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (ст. 9 закона).
Что мы имеем на данный момент: никакого правового акта о введении в стране ограничительных мероприятий (карантина) Правительством РФ не принято. Карантин официально не введен.
Воробьев Н.И., к.ю.н., доцент, профессор РАЕ
Правовые основания введения ограничительных мер для граждан в целях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019), административная ответственность за их нарушения
Вопросы обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду урегулированы Федеральным законом от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – «Федеральный закон № 52-ФЗ»).
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 52-ФЗ законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из федерального законодательства, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 31 Федерального закон № 52-ФЗ ограничительные мероприятия (карантин) могут вводиться на всей территории Российской Федерации, на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования.
Ограничительные мероприятия (карантин) вводятся (отменяются) на основании предложений, предписаний главных государственных санитарных врачей и их заместителей решением Правительства Российской Федерации или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, а также решением уполномоченных должностных лиц федерального органа исполнительной власти или его территориальных органов, структурных подразделений, в ведении которых находятся объекты обороны и иного специального назначения.
Указом Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции COVID-2019» обеспечение разработки и реализации комплекса ограничительных и иных мероприятий предписано высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации, исходя из санитарно-эпидемиологической обстановки и особенностей распространения новой коронавирусной инфекции.
Таким образом, ограничительные мероприятия с учетом положений Федерального закона 52-ФЗ, Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 239, постановления Правительства Российской Федерации от 19 августа 2005 г. № 529 «Об организации и контроле за введением и отменой ограничительных мероприятий (карантина) по предписанию территориального органа, осуществляющего государственный санитарно-эпидемиологический надзор», постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации устанавливаются нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следует учесть, что в соответствии со ст.10 Федерального закона № 52-ФЗ граждане обязаны:
выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц;
заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей;
не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации в 2020 году принят ряд постановлений, направленных на недопущение распространения новой коронавирусной инфекции:
Так, постановлением от 13 марта 2020 г. № 6 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019» было поручено высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации) обеспечить соблюдение противоэпидемического режима в образовательных организациях (с возможностью обеспечения перехода на дистанционное обучение), ограничение проведения массовых мероприятий;
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18 марта 2020 г. № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» предусмотрена обязанность российских граждан, возвращающихся на территорию РФ воздушным транспортом, заполнять анкету прибывающего на территорию Российской Федерации до вылета в Российскую Федерацию (но не позднее регистрации на рейс), а также обязанность пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР в течение трех календарных дней со дня прилета, с размещением информации о результате такого исследования в Едином портале государственных и муниципальных услуг. При этом такие граждане до получения результатов обязаны соблюдать режим изоляции по месту жительства (пребывания), а также в случае появления любого ухудшения состояния здоровья в течение четырнадцати календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации незамедлительно обращаться за медицинской помощью по месту жительства (пребывания) без посещения медицинских организаций.
Указанным постановлением всем иностранным гражданам (лицам без гражданства), прибывающим регулярными рейсами на территорию Российской Федерации, предписано заполнять на борту воздушного судна анкету по прилагаемой форме на английском или русском языке; представлять сведения об отрицательном результате исследования материала на COVID-19 методом ПЦР, отобранного не ранее чем за три календарных дня до прибытия на территорию Российской Федерации. При этом в случае отсутствия у них медицинского документа, подтверждающего отрицательный результат лабораторного исследования, то такие граждане обязаны в течение трех календарных дней пройти лабораторное обследование на территории Российской Федерации методом ПЦР.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 16 октября 2020 г. № 31 «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения COVID-2019 в период сезонного подъема заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями и гриппом» предписано лицам, находящимся на территории Российской Федерации, обеспечить ношение гигиенических масок для защиты органов дыхания в местах массового пребывания людей, в общественном транспорте, такси, на парковках, в лифтах.
Меры, предусмотренные Федеральным законом № 52-ФЗ, могут быть дополнены ограничениями в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
С 1 апреля 2020 г. вступили в силу изменения в Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», согласно которым:
расширено определение чрезвычайной ситуации, и теперь, в понятие «чрезвычайная ситуация» включается обстановка, сложившаяся в результате распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих;
органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены полномочиями устанавливать с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения дополнительные обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации;
граждане Российской Федерации обязаны выполнять установленные в соответствии с Федеральным законом правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 г. № 417 были утверждены Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями, при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, которые предусматривают, что при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, граждане обязаны выполнять законные требования должностных лиц, осуществляющих мероприятия по предупреждению чрезвычайных ситуаций; при угрозе возникновения чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью, а также осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни и здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации (подпункт «б» пункта 3, подпункты «в», «г» пункта 4).
Таким образом, с учетом вышеназванных положений действия (бездействие) граждан, выражающиеся в нарушении санитарных правил и гигиенических нормативов, а также бездействие, состоящее в невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемиологических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, влекут административную ответственность по части 2 статьи 6.3 КоАП, с наложением административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В свою очередь, невыполнение гражданами предусмотренных правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует возникновение чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации влечет для них административную ответственность по части 1 статьи 20.6.1 КоАП, которая влечет для граждан предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей.
Правовой отдел МВД по Республике Саха (Якутия)