естественное и позитивное право обществознание
Права естественные и позитивные. Современные концепции
Естественные права человека – это совокупность определенных принципов и привилегий, которые он получает от рождения. Такие категории являются неотъемлемыми. В философии естественные права противопоставляются позитивным. Второе понятие обозначает совокупность привилегий каждого человека, закрепленных законодательно. Итак, в этой публикации мы поговорим про права естественные и позитивные. Понятия, виды, концепции и значение представлены ниже.
Что такое естественное право?
Естественные права – это совокупность свобод, которые присущи каждому человеку от рождения. Эти ценности не связаны с государством, они признаются каждым институтом и считаются неотъемлемыми. В юриспруденции эта категория противоположна позитивному праву.
Можно выделить 3 главных признака естественного права:
Виды естественных прав
В разные исторические эпохи естественные права подразделялись на категории. В целом нельзя выделить общие понятия, характерные для всех этапов развития данной теории.
Сегодня естественные права человека разделяют на следующие виды:
Что такое позитивное право?
Естественно-правовая теория права основана на признании существования двух видов права: естественного и позитивного.
Позитивное (положительное) право – это совокупность общеобязательных норм, признанных государством и действующих в пределах его границ. В юриспруденции эта категория рассматривается как система принципов, воплощенных на законодательном уровне.
Сегодня естественное и позитивное право противопоставляются друг другу. Положительные привилегии устанавливаются государством, контролируются и гарантируются посредством нормативно-правовых актов. Права естественные присущи человеку с момента его рождения. Они не зависят от воли кого-либо.
Особенности позитивного права
Данная категория имеет ряд признаков:
Естественное и позитивное право противопоставляются друг другу. В то же время они образуют некий симбиоз – единство противоположностей. Позитивные права не всегда присущи человеку от рождения в отличие от естественных. Граждане государства получают такие привилегии лишь с принятием определенных нормативно-правовых актов.
Понятие «естественное право» в античную эпоху
Первые попытки разграничить права естественные и позитивные предпринимались еще в античную эпоху.
Согласно самым ранним мифологическим и религиозным воззрениям греков все земное устройство восходит к сверхчеловеческому источнику (т. е. установлено богами). Однако уже с V в. до н. э. право трактуется как результат деяний людей. Софисты утверждали, что все законы обязаны своим происхождением человеку.
Знаменитый древнегреческий философ Сократ утверждал, что есть два вида права. Существуют неписаные божественные законы, которые все знают и строго им следуют. В то же время есть законы, установленные человеком.
Эта мысль ранее также была развита в трудах Демокрита. Философ утверждал, что естественные законы, т. е. божественные, существуют «по правде». Позитивные права рассматривались как те, которые установлены согласно «общему мнению».
В римское время юристы также наряду с гражданским и народным законом выделяли естественное право.
Естественно-правовые теории в Средние века
В Средние века теория естественного права, выдвинутая древнегреческими философами, продолжает развиваться.
Фома Аквинский (итальянский философ) в своем труде «Сумма теологии» рассматривал понятие «вечный закон». Он выделил два вида «вечного закона»: божественный и человеческий. Первая категория рассматривалась как средство божественного управления миром. Человеческий закон признавался необходимым. Однако Фома Аквинский считал, что он обязательно должен ограничиваться совестью.
Теория естественного права Г. Гроция
Расцвет теории естественного права происходит на рубеже XVII-XVIII вв. Ее основоположником считается нидерландский ученый Гуго Гроций. Он является автором трактата «О праве войны и мира. Три книги».
Гуго Гроций в своем труде выделил два основных вида права: естественное и волеустановленное. Первое определялось им как «предписание здравого ума». Согласно Гроцию права естественные имели один источник – человеческий разум. Волеустановленные законы он разделил на три категории: установленные богом, государством и народом.
Гроций признавал равенство всех людей от рождения. Соответственно, он говорил о том, что естественное право исходит от законов природы, а не зависит от божественной воли. Кроме того, Г. Гроций утверждал, что государство – это договорной союз свободных людей, заключенный ради соблюдения установленных порядков.
Рационалистическая школа естественного права, созданная Г. Гроцием, развивалась и в последующие эпохи.
Теории естественного права в XVII-XVIII вв.
Характеристика естественного права, разработанная Г. Гроцием, была принята многими учеными эпохи Просвещения. Вслед за этим стали появляться новые концепции, которые нередко использовались для критики феодальных порядков.
Шарль Луи Монтескье – один из самых ярких представителей эпохи французского Просвещения. Он является автором трактата «О духе законов». В своем труде Ш. Л. Монтескье привел свою рационалистическую интерпретацию права. Естественные права логично вытекают из устройства человека. Соответственно, законы – это не что иное, как человеческий разум.
Еще одним видным деятелем эпохи Просвещения, разрабатывавшим теорию естественных прав, стал Жан-Жак Руссо. Он ввел новое понятие – «общая воля». Каждый закон государства является актом общей воли. Естественное право рассматривалось Ж.-Ж. Руссо как абсолютная и неотчуждаемая власть всего народа. Философ утверждал, что отдельные граждане государства не должны наделяться такими привилегиями.
Концепции естественного права в Новое время
Томас Гоббс – английский философ, политолог. Его самое знаменитое произведение «Левиафан» основано на исследовании природы и страстей человека. Томас Гоббс утверждал, что людям свойственна враждебность, недоверие, эгоизм и завистливость. Эти характеристики определяют «естественное состояние» человека и приводят к бесконечным войнам, взаимному уничтожению. Выходом из такой ситуации Томас Гоббс видел заключение общественного договора и установление государством законов, контролирующих деятельность граждан.
Еще одним видным теоретиком естественного права считается Бенедикт Спиноза. Он занимался разработкой таких философских понятий, как «субстанция», «атрибут», «мышление», «причинность», «аффекты» и т. д. Под естественным правом Спиноза понимал необходимость, в связи с которой происходят некие природные события. Он утверждал, что свобода – это подчинение равному и справедливому для всех людей закону.
Концепция естественного права Ж. Маритена
Рассматривая теории естественного права Новейшего времени, стоит уделить внимание концепции Ж. Маритена. Жак Маритен – один из самых видных представителей неотомизма, французский богослов, профессор Вашингтонского университета. Он создал и развил персоналистскую концепцию естественного права. Она основана на представлениях о божественном происхождении государства. В целом такие идеи были характеры для последователей неотомизма – учения Фомы Аквинского. Жак Маритен утверждал, что естественное право образовано от вечного закона. Он рассмотрел это понятие с двух точек зрения: онтологической и гносеологической.
Следует отметить, что Жак Маритен противопоставлял свою концепцию рационалистической теории. В его понимании естественное право – идеальный порядок действий человека, которому должны соответствовать позитивные законы и введение их в жизнь.
Современные концепции естественных прав
Современная естественно-правовая теория права признает существование наряду с позитивным правом идеального порядка человеческих отношений. По сути, законы государства могут быть легитимны только тогда, когда они не противоречат идеальным (естественным) правам. К ним относятся все неотъемлемые свободы.
В целом современные концепции права можно условно разделить на три группы:
Социологические теории основаны на научном подходе к обоснованию естественных прав. Ведущие представители этой школы занимаются анализом фактов для обобщения знаний о стремления и свободах человека. Социологические теории наибольшее развитие получили в США и странах Западной Европы.
Католические концепции естественных прав развиваются в тех государствах, где ведущее положение занимает католическая церковь. В основе этих теорий лежат идеи Фомы Аквинского и других теологов эпохи Средневековья.
Философские концепции развиваются в западноевропейских странах. Как правило, они носят неокантианский характер. Представители философской школы права разрабатывают свои идеи на основе взглядов Канта на сферу морали и закона.
Позитивное право и естественное – соотношение и взаимосвязь, сравнительная характеристика
Общество может нормально функционировать только при наличии правового регулирования. В процессе развития государства регулирующими факторами выступают правовые нормы, которые являются обязательными для соблюдения всеми гражданами страны. Рассматривая право как систему норм его принято подразделять на естественное и позитивное (или положительное). Эти две характеристики еще с древности представляют собой соотношение общей справедливости. Но в каждой стране они воспринимаются по-разному. Например, на востоке позитивное право и мораль противостоят друг другу, как добро и зло. Причем оно принимается как навязывающий фактор, без которого прожить можно, а вот без морали нет. Можно ли сравнить позитивное и естественное право? Определения этих двух понятий.
Что они собой представляют – характеристика позитивного и естественного права, и есть ли между ними взаимосвязь
Любые отношения строятся на равенстве и свободе. При этом государство и общество порой отделают друг от друга. Их соотношение отражается в видах.
Естественное право и его соотношение с позитивным
Естественное – свободы и обязанности человека, которые предоставляются ему от рождения природой. К ним могут относиться следующие права:
Особенность естественного права в том, что оно никак не связано с государством. Регламентируемые им нормы не могут им контролироваться.
Определение позитивного и отличие от естественного
Позитивное – установлено на государственном уровне и регулируется им законодательно. То есть это все права, которые закреплены на официальном уровне.
Нормы положительного права могут взаимодействовать с естественными, но одновременно с тем противоречить им. И это не единичные аспекты, а целые догмы. Историческое противостояние этих двух разновидностей прав сложилось под грузом социальных изменений общества.
На видео – естественное и позитивное право:
Сходство
Почему необходимо взаимодействие естественного и позитивного права? Они обособлены друг от друга. Но в соответствии с естественно-правовой теорией, то позитивное право – нормы установленные государством не должны противоречить естественным правам и ограничивать свободу граждан, влиять на их равенство и придерживаться справедливости для всех людей без исключения.
Как видим, без тесного переплетения естественных норм с позитивными, регулировать отношения в обществе невозможно. Благодаря четкой конкретизации и обозначению возможных нарушений позитивное вполне может регулировать те процессы, которые уже есть или зарождаются в обществе, но при этом они отвечают естественным нормам.
Узнать больше про предмет правового регулирования семейного права, можно из данной статьи.
Как происходит отграничение трудового права от смежных отраслей права, указано в статье.
Возможно вам так же будет интересно узнать про судебный прецедент как источник российского права.
В правовом государстве законы должны отвечать идеям демократии, предоставлять свободу гражданам и соответствовать морали, гуманности и справедливости.
Таблица сравнения – различия двух видов
Положительное – результат цивилизации. И оно несет как негативные, так и позитивные стороны. Последние служат разумным целям и находят свое применение совместно с естественным правом. К отрицательным проявлениям искусственного права относится неприятная возможность подчиняться произволу власть имущих, находиться в подчинении у узкоклассовых интересов.
Таблица сравнения – различия и сходства
Показатель | Естественное | Позитивное |
Связь | через него осуществляется взаимосвязь со всеобщими правилами бытия | неразрывно связано с конкретным государством |
Возникновение | это право появляется сов-местно с формированием человечества | оно возникает после того как сформировано конкретного государства |
Создание права | производное от природного уклада вещей, оно является неотъемлемой составляющей мироздания | искусственно созданное законодательство, которое служит интересам государства |
Права человека на свободу | имущество, жизнь, воля и честь считаются его еще с момента его рождения | права и свободы граждан регулируется государством. Оно отмеривает их в определенной степени и может их забрать. |
Правовые нормы | представляет собой неписанные правила и обычаи, которые можно встретить в религиозных документах | выполнено в виде нормативных актов, носящих юридический характер |
Религиозные и этнические оправдания | это право их признает | отказывается от них. при-знает только волеизъявление государства |
Взаимосвязь с законодательством | отождествляет себя с цивилизацией и культурой, не подчиняется юридическим догмам | полностью подчинено законной власти и является показателем цивилизации |
Предел устремлений | высшая справедливость, которая является идеальным условием для создания укоренившихся устоев правопорядка | интересы государства |
Причастность к мировой культуре | целостное сосуществование с ней | является автономной частью |
Приведенные выше сходства и отличия двух прав не противоречат их взаимоотношениям, приводя к тому, что становится понятно их неразрывная взаимосвязь.
Почему необходимо взаимодействие
Ранее в России естественная теория права не находила откликов. Ее официальное признание произошло только в 1991 году и документ, подтверждающий это, назывался – Декларацией прав и свобод человека. А в 1993 году прописанные естественные права нашли отклик в Конституции РФ.
В последнее время во многих странах естественные права отражаются в нормах позитивного права, которые издают государственные органы. Естественные существовали и ранее. Они исходили из природы человека, как отдельного индивидуума целого общества, но никто их не закреплял на государственном уровне.
Возможно вам так же будет интересно узнать про то, что означает деликтное обязательство в гражданском праве.
Чем определён правовой статус человека и гражданина РФ, можно узнать из данной статьи.
Каково соотношение понятий административного права и административного законодательства, указано в данной статье.
Так же можно узнать из данной статьи про соотношение понятий избирательного права и избирательной системы.
Но концепция права такова, что естественные нормы становятся ориентиром при создании государством позитивных их аналогов.
В качестве вывода отметим, что свобода каждого человека определяется естественным. Она рождается совместно с человеком, но это не дает ему право совершать необдуманные поступки и приносить вред другим членам общества. Если свободу и права людей оставить без государственного регулирования, то такое действие может плачевно отразиться на состоянии общества, поэтому позитивное право предусматривает законы, придерживаясь которых общество существует столько веков.
Основные признаки права. Естественное и позитивное право
Право – это одно из главных понятий юриспруденции. Означает оно обязательную для всех и охраняемую государством систему норм и правил поведения, которые регулируют отношения в обществе. Единовременно такие нормы и правила не возникают, они вырабатываются в процессе исторического развития.
Функции, которые право выполняет в социуме, делятся на 2 большие группы:
Отличительные черты права
Признаки права – это его уникальные характеристики, отличающие его от прочих социальных регуляторов (например, норм этикета, морально-нравственных установок и т.д.).
В качестве основных признаков права можно выделить:
Естественное и позитивное право
Естественное право представляет собой совокупность прав и возможностей, которые даны человеку от рождения, от природы. Оно обусловлено естественным, «природным», порядком вещей.
Главными признаками естественных прав являются:
К естественным относятся такие права, как:
Для своего существования естественное право не требует официального закрепления в каких-либо нормах.
Естественные права являются высшими по отношению к государственным. А значит, государство, признавая приоритет естественных прав человека, должно их защищать и обеспечивать их реализацию, издавая законы.
Таким образом, появляется позитивное право.
Позитивное (положительное) право – это право, выраженное в нормативно-правовых актах и других источниках, принятых в установленном государством порядке.
Признаки позитивного права:
Отличия позитивного и естественного права
Эти 2 вида права можно назвать противоположными. Они отличаются по ряду параметров:
Для выражения естественно-правовых норм, в отличие от позитивно-правовых, не требуется письменная фиксация в официальных документах.
Естественное право стремится к высшей справедливости. Позитивное – к обеспечению правового порядка.
Естественное и позитивное право противопоставляются, но они находятся в тесной взаимосвязи и не могут существовать друг без друга. Для того чтобы человек мог реализовать свои естественные права, нужен прочный государственный нормативно-правовой фундамент. Таким образом, естественное право представляет собой содержание, а позитивное – необходимую форму его существования.
Естественные и позитивные права
Естественные права являются доюридическим правом, которое провозглашается, но не создается.
Естественные права –порождены природной закономерностью и человеческим разумом, осознавшим ценность и предназначение человека.
Естественные права – это представление о справедливом и должном положении человека в обществе. Поэтому они достаточно абстрактны. Это неотъемлемые, прирожденные права. Это право на жизнь, личную неприкосновенность, свободу мысли и убеждений, право на создание семьи, право на труд и собственность.
Это права от которых невозможно отказаться.
Позитивные права юридически фиксированы, т.е. закреплены в номах международного и национального права.
Позитивные права – это юридические нормы, в которых выражена воля государства. Поэтому их перечень, содержание и объем подвержены политической коньюктуре.
Позитивные права защищаются государственным принуждением, исключает неопределенность в трактовках, устанавливают границы притязаний инидивидов, гарантируют их осуществление специальными механизмом обеспечения.
В 20 в. возникли сомнения о целесообразности разделения прав человека на естественные и позитивные. Появился термин « позитивных естественных прав.».Это стало следствием сближения понимания естественных и позитивных прав. Сегодня в системе прав человека их следует рассматривать с точки зрения взаимодополняемости.
Права человека и права гражданина
Права человека отличаются от прав гражданина по происхождению: первые возникают с момента рождения индивида, вторые — с момента возникновения гражданства. Другое различие — по нормативному основанию. Права человека реализуются на основании правовых норм, нравственных принципов, политических требований, религиозных догматов; права гражданина — на основе правовых норм. Различаются они и по формам реализации, ибо права человека осуществляются в рамках правовых, нравственных, политических и других общественных отношений, а права гражданина — только в рамках правовых отношений. И, наконец, существенное различие в формах защиты. Защита прав человека происходит как внутригосударственными, так международно-правовыми средствами, а защита прав гражданина — только внутригосударственными.
3. В 70-х годах ХХ века появилась концепция «трёх поколений» прав человека. Сторонники этой концепции делят права человека на три поколения по времени их возникновения:
4. Позитивные и негативные права человека.
К позитивным правамотносятся: основная масса социально-экономических и культурных прав: право на защиту от безработицы, образование и медицинскую помощь, охрану здоровья, социальное обеспечение, приобщение к культурным ценностям и т.д.
Негативные права– это права, которые могут быть обеспечены простым воздержанием государства от какого-либо вмешательства. Практически все гражданские и политические права являются негативными. Это свобода вероисповедания, свобода проведения митингов и демонстраций, неприкосновенность личности и частной жизни.
Сюда же относятся часть экономических прав: право собственности, свобода предпринимательской деятельности). Культурные права (свобода творчества).
5. Индивидуальные и коллективные права
Данная классификация основана исходя из круга субъектов-носителей прав.
Индивидуальные права-права отдельного взятого человека и гражданина.
Коллективные права – те, которые принадлежат и реализуются совместными действиями людей определенной общности.
К коллективным относятся: 1. права народов. 2. права меньшинств (национальных или этнических, религиозных и языковых) 3. права социальный групп (женщин, несовершеннолетних, инвалидов, безработных, беженцев, лиц, оказавшихся в чрезвычайной ситуации).
Коллективные права реализуются как правило группой совместно, Но часть из них может осуществляться одновременно как индивидом, так и сообществом. Например, права верующих, права языковых меньшинств). Другие коллективные права могут реализовываться исключительно коллективно. (Например, право на забастовку, право на гражданское неповиновение.
Коллективные права не являются естественными по происхождению. Они складываются по мере осознания общностью своих специфических интересов.. Например, РФ актуализировала проблемы положения лиц, находящихся в местах лишения свободы, военнослужащих.
Коллективные права обладают более высокой степенью публичности. Т.Е. в их защите заинтересованы не только конкретный индивидуум, а общество в целом.
Утверждая приоритет прав личности над коллективными, нельзя впадать в крайности. Индивидуальные и коллективные права должны не конкурировать между собой, а дополнять друг друга.
6. Реализуемые; польностью не реализуемые и принципиально нереализуемые.
Реализуемые: свобода вероисповедания, право на труд, право на выезд из страны.
Полностью нереализуемые. Это права, которые постоянно повышаются качественно и количественно в соответствии с конкретно-историческим этапом. Это право на соц обеспечение, участие в делах государства, образование, удовлетворительное вознаграждение за труд, благоприятную окружающую среду.
Принципиально нереализуемые: это права, не позволяют совершенно определенно утверждать, что их цель достигнута. В таких правах заключается стратегический ориентир развития в будущем. Например, право на развитие, право на постоянный рост уровня жизни.
Стоимостные и нестоимостные.
Стоимостные: это те права, осуществление которых требует немалых капиталовложений. Например, право на образование, охрану материнства и детства, чистую окружающую среду)
Нестоимостные: т.е. ничего не стоят государству. Право вступать в брак и создавать семью, свобода мысли.
8. Основные и отраслевые права человека
Основные права порождают отраслевые (производные) права.
Отраслевые права раскрывают содержание основных и определяют их объем.
Они являются средством реализации основных прав.
Могут выступать в качестве юридической гарантии по отношению к основным правам.
Помимо вышеназванных классификаций, все права также делятся на две категории: материальные и процессуальные.
Дата добавления: 2018-05-12 ; просмотров: 2517 ; Мы поможем в написании вашей работы!