естественные формы проявления двигательной активности в ходьбе беге плавании прыжках
Естественные формы проявления двигательной активности в ходьбе беге плавании прыжках
Определение и виды двигательной активности
Наиболее распространенным определением двигательной активности является любое движение тела, обусловленное сокращением скелетных мышц и приводящее к затратам энергии. Двигательную активность можно рассматривать, используя биомеханику, физиологию и бихевиоризм (изучение поведения). В биомеханике двигательная активность характеризуется такими показателями, как сила, скорость, ускорение, углы, инерция, механическая сила или механическая работа. Физиология анализирует двигательную активность в показателях метаболизма при помощи таких параметров, как потребление кислорода, метаболическая энергия, метаболическая мощность или метаболический эквивалент. Метаболический эквивалент (МЕТ) – это соотношение между энерготратами, связанными с двигательной активностью и энерготратами в состоянии покоя.
С точки зрения науки о поведении интерес вызывает тип активности (например, бег по сравнению с гимнастикой или баскетболом), условия, в которых ребенок занимается (игровая площадка, школа), использование игрушек или приспособлений; взаимодействие с другими людьми (друзьями, членами семьи), определение инициатора двигательной активности (ребенок, родители, друзья).
Двигательная активность – это сумма движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности. Двигательная активность делится на регламентированную (организованная), частично-регламентированную, нерегламентированную (неорганизованная).
Неорганизованная (нерегламентированная) двигательная активность включает объем самопроизвольно осуществляемых двигательных актов.
Это самостоятельная двигательная деятельность, возникающая по инициативе детей, ее продолжительность зависит от персональных проявлений детей в двигательных занятиях (игры со сверстниками, прогулки, самообслуживание и т. д.)
Частично-регламентированная двигательная активность – это объем двигательных актов, являющихся в ходе решения двигательных заданий (утренняя гимнастика, подвижные виды развлечения, физические упражнения во время прогулок, разминка во время перерыва между занятиями, физкультминутки на занятиях с интеллектуальной нагрузкой, гимнастика после дневного сна).
Организованная (регламентированная) двигательная активность – это сумма специально выбираемых и направленно влияющих на организм ребенка физических упражнений и двигательных мероприятий (физические упражнения на уроках физкультуры, на занятиях в спортивных секциях и др.). Эти составляющие двигательной активности, обеспечивают определенный уровень в течение суток у школьников разного возраста и пола.
Двигательную активность группируютпо интенсивности, виду, длительности и частоте занятий.
Интенсивность определяется величиной физической нагрузки. Чем больше нагрузка, тем интенсивность больше. Двигательную активность подразделяют на три степени: легкую, умеренную, высокую.
К легкой степени двигательной активности относят такие разновидности занятий человека, которые вызывают дополнительные затраты энергии человека в пределах 2-3 МЕТ (несложная работа по дому, навыки приготовления пищи, мытье посуды, уборка жилья, стирка и глажение белья, приобретение покупок в магазине, работа за компьютером, пешие прогулки, утренняя зарядка). Также к данному виду двигательной активности относятся физические упражнения, которые могут выполняться не активно и не продолжительно: бадминтон, боулинг, гольф, танцы.
Примерами умеренной двигательной активности могут быть мытье пола, работа с пылесосом, ремонтные работы в доме, катание на коньках и лыжах, ходьба, бег трусцой, другие виды занятий и физические упражнения, требующие дополнительных энергетических трат в пределах 4-6 МЕТ.
Высокая двигательная активность (7-9 МЕТ и выше) включает в себя следующие виды деятельности: быстрая ходьба, плавание, гребля, туризм, хоккей на льду, прыжки через скакалку, занятия на велотренажере, бег в среднем темпе, езда на велосипеде, лыжах и коньках (в персональной тренировочной зоне частоты сердечных сокращений в зависимости от возраста). Также к высокой двигательной активности могут быть отнесены погрузочно-разгрузочные работы, копка земли, работы плотника, каменщика и спортсмена-профессионала.
Одним из основных условий формирования здоровья ребенка является суточная двигательная активность. Она включает в себя различные формы, методы и средства физического воспитания, учебно-воспитательного процесса, а также организацию свободного времени школьника в определенных рациональных соотношениях.
В повседневной жизни ребенок выполняет различные движения, связанные с трудовой и игровой деятельностью, которые сопровождаются различными изменениями положения тела в пространстве. Данные двигательные действия школьник выполняет с определенными физическими усилиями, сопряженные с непрерывными мышечными сокращениями различной интенсивности. В процессе двигательных действий накопленная в скелетных мышцах химическая энергия преобразуется в механическую работу.
Затраты в течение суток включают энерготраты в состоянии покоя, на расщепление питательных веществ, энерготраты, связанные с физической активностью. Наиболее информативным методом количественной и качественной оценки двигательной активности служит определение величин суточных энергетических затрат.
На практике применяется расчетный метод определения величин энергетических затрат. Для этого используются показатели продолжительности по времени (в минутах, часах) составной двигательной части в суточном бюджете времени.Число перемещений тела в пространстве за единицу времени, выраженное в величине пройденной дистанции за сутки (в км). Данные показатели дают возможность получить объективную информацию об объеме и характере двигательной активности школьников. При этом не требуется использования специального оборудования.
При обучении двигательному навыку и его совершенствовании большое значение имеет соблюдение основных педагогических принципов:
1) сознательность и активность;
Каждый из этих принципов обучения двигательным навыкам находит свое отражение в сложных физиологических процессах, происходящих в организме. Для более быстрого образования двигательного навыка необходимы определенная степень физической подготовленности организма, сознательное (и волевое) отношение к тому, что предстоит делать, правильное представление о данном движении. Уже с первых попыток воспроизведения определенного движения практически начинается процесс образования двигательного навыка.
Методика овладения жизненно важными двигательными навыками
Естественные формы проявления двигательной активности в ходьбе, беге, передвижении на лыжах, плавании и т. д., обеспечивающие активную деятельность человека в природной среде – это есть жизненно важные умения и навыки. При обучении двигательным действиям ставится задача довести до определенной степени совершенства двигательные умения, навыки и связанные с ними знания. Ниже представлена схема формирования двигательного навыка:
1-й этап. Ознакомление, первоначальное разучивание движения. Краткая характеристика этапа:
· осознанный контроль действий.
Цель – обучить основам техники двигательного действия, добиться выполнения его хотя бы в приближенной форме. Для этого требуется решить следующие задачи:
· создать общее представление о двигательном действии;
· научить частям (элементам) техники этого действия;
· сформировать общий ритм двигательного акта;
· предупредить или сразу же устранить неправильные движения и грубые искажения техники действия.
Первоначальное объяснение техники движения – только в самых главных моментах. Общее представление создается путем демонстрации разучиваемого движения (натуральный показ, демонстрация наглядных пособий, кинограмм) и акустической демонстрацией (ритма движения).
Выполняя двигательное задание впервые, можно разучивать движения по частям (хотя это менее эффективно), а также с помощью подводящих упражнений. В связи с быстрой утомляемостью на первом этапе разучивания нецелесообразно давать большую нагрузку на отдельном уроке или учебно-тренировочном занятии. Между тем длительные перерывы в занятиях на первом этапе в большей мере задерживают процесс обучения, чем на последующих. Это связано с быстрым угасанием новых, еще не стойких, двигательных рефлексов.
2-й этап. Формирование двигательного умения. углубленное детализированное разучивание. Краткая характеристика этапа:
· осознанный контроль действия.
Цель обучения достигается путем детализированного освоения техники на основе разучиваемого двигательного действия, сформированного на первом этапе обучения. Основные задачи этого этапа:
· углубленно понять закономерности движений действия;
· уточнить технику действия (по ее пространственным, временным и динамическим характеристикам) в соответствии с индивидуальными осо-
· усовершенствовать ритм выполнения движения;
· создать предпосылки для вариативного выполнения этого действия.
Техника уточняется в процессе многократных повторений. По мере ее усвоения увеличивается количество движений, выполняемых автоматически. С увеличением автоматизации движений растет число повторений упражнения. Но на этом этапе при улучшении качества исполнения действия в целом возможны временные ухудшения, которые постепенно случаются все реже и реже. Преподавателю, чтобы избежать негативных эмоций, следует заранее предупредить о возможных спадах своих учеников. Это подкрепит установку на продолжение работы и настойчивость.
Второй этап обучения заканчивается в тот момент, когда занимающийся научился правильно выполнять основную схему движения и детали техники в целостном движении при специальной фиксации внимания. Именно в это время следует переходить к следующему этапу обучения.
3-й этап. Формирование двигательного навыка, достижение двигательного мастерства. Краткая характеристика этапа:
· автоматизм двигательного действия.
На основе двигательного умения формируется двигательный навык. Чтобы достичь цели – добиться совершенного владения двигательным действием в разнообразных условиях его применения, необходимо применять методы как для закрепления разучиваемого упражнения, так и для его возможного варьирования. Этот этап может длиться очень долго в процессе тренировки высококвалифицированных спортсменов, так как изменение уровня развития физических качеств требует коррекции содержания самого движения не только по форме, но и по временным параметрам. Задачи третьего этапа:
· закрепить навык и совершенствовать технику движения, чтобы повысить достижения (результат). Для этого постепенно увеличиваются требования к результату без нарушения техники двигательного действия;
· избирательно совершенствовать те физические качества (или функциональные системы), от которых зависит высокий результат в двигательном действии;
· совершенствовать технику двигательного действия в нестандартных условиях, т. е. увеличивать его вариативность. Этому могут служить требования выполнить движение в экстремальном состоянии, на фоне сильного утомления, эмоциональной напряженности; усложняются задания (подключаются дополнительные движения) или, наоборот, условия его выполнения упрощаются;
· облегчить технику движения. Ознакомиться с прикладными способами его выполнения, когда применяются варианты этого движения из бытовой, производственной или военной практики (плавание в военном обмундировании и т. п.).
В процессе многократного повторения разучиваемого двигательного действия отдельные его операции становятся все более привычными, осваиваются и постепенно автоматизируются его координационные механизмы, двигательные умения переходят в навык. Двигательный навык – такая степень владения техникой действия, при которой управление движением (движениями) происходит автоматически, и действия отличаются надежностью. Прочный двигательный навык сохраняется в течение многих лет. Классический пример: научившись ездить на велосипеде или плавать, а это сложные двигательные навыки, разучиться уже невозможно.
Успех или неуспех обучающихся в освоении упражнений зависит от степени развития у них тех качеств, которые являются ведущими при освоении двигательного действия. Следовательно, необходима самостоятельная работа отстающих над развитием этих физических качеств.
Дидактические принципы обучения при освоении двигательных навыков
Для успешного обучения и совершенствования новых двигательных навыков в системе физического воспитания разработана научно-методическая основа занятий и тренировок. Каждое занятие или тренировка планируется и осуществляется на принципах научности, всесторонности и активности, повторности и систематичности, постепенности, доступности, коллективности в сочетании с индивидуализацией, наглядностью и прочностью. Перечисленные принципы взаимосвязаны, и только применение их неразрывной совокупности обеспечивает высокую эффективность учебно-тренировочного процесса.
Заключение
Двигательный навык – степень владения техникой действия, при которой управление движениями происходит автоматически. Он формируется по механизму образования условных рефлексов на базе безусловных в результате соответствующих систематических упражнений. Физиологической основой формирования двигательных навыков служат временные связи, возникающие между нервными центрами.
Список литературы
2. Теоретический курс к методико-практическому разделу дисциплины «Физическая культура» для студентов I–III курса / под ред. И. В. Переверзевой. – Ульяновск: УлГТУ, 2009. – 184 с.
Физическая культура. 6 класс
Конспект урока
Физическая культура, 6 класс
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. Роль и значение занятий прикладными физическими упражнениями для жизнедеятельности человека.
2. Связь данных занятий с освоением избранной профессиональной деятельности.
Физкультурная деятельность — это форма активного отношения человека к окружающему миру и к себе самому с целью достижения физического совершенства.
Физические упражнения — движения или действия, используемые для формирования и совершенствования двигательных умений и навыков, развития физических качеств.
Прикладные физические упражнения — это естественные двигательные действия или их элементы, встречающиеся в жизни или в спорте.
Жизнедеятельность человека — это способ его существования, и нормальная повседневная деятельность, и отдых.
Профессиональная деятельность — это социально значимая деятельность, выполнение которой требует специальных знаний, умений и навыков.
Жизненно необходимые умения и навыки — это естественные формы проявления двигательной активности (ходьба, бег, плавание, лазание, ползание, метания и т.д.), обеспечивающие целенаправленную активную деятельность человека в природной среде.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
Физическая культура. 5 кл. Учебник для общеобразовательных организаций. / А. П. Матвеев. — М.: Просвещение, 2019.
Физическая культура.5-7 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений / (М.Я. Виленский, И.М. Туревский, Т.Ю. Торочкова) ; под ред. М.Я. Виленского.- 2-е изд.- М.: Просвещение, 2018.
Теоретический материал для самостоятельного изучения:
Прикладно-ориентированная физкультурная деятельность так же, как спортивное и физкультурно-оздоровительное направление, является одним из основных видов физической культуры.
Нам известны такие виды прикладно-ориентированной физкультурной деятельности, как:
Целями занятий прикладно-ориентированной физкультурной деятельности будут:
В мире существует много профессий, имеющие свои особенности, свои условия и специфику. Поэтому и условия труда людей разных профессий могут очень сильно различаться.
Занятия прикладными физическими упражнениями важны для освоения избранной профессиональной деятельности и направлены на формирование умений и навыков, которые способствуют подготовке занимающихся к профессиональной деятельности.
При составлении комплексов упражнений для работников, чьи профессии, связанны преимущественно с умственным трудом, необходимо ориентироваться на выполнение динамических упражнений, за счет которых будут включаться в работу основные мышечные группы. Это приведет к тренировке сердечно-сосудистой, дыхательной и кровеносной систем. Упражнения должны быть направлены и на укрепление осанки, улучшение гибкости, выносливости и координационных способностей.
При составлении комплексов упражнений для работников, связанных преимущественно с физическим трудом, необходимо ориентироваться на выполнение заданий по улучшению выносливости, силы, координации движений. Необходимы упражнения, направленные на улучшение быстроты реакции, гибкости и ловкости.
При составлении комплексов упражнений для работников этих профессий, в которых имеется связь умственного и физического труда, необходимо ориентироваться на выполнение заданий динамического характера на все группы мышц, которые способствуют общему укреплению организма, улучшению деятельности обмена веществ и кровообращения. Упражнения на развитие силовой выносливости, гибкости, координации движений.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Выберите тип интерактивного теста:
I группа – не более 20%:
1. Единичный / множественный выбор;
II группа – не более 30%:
2. Выбор элемента из выпадающего списка;
3. Установление соответствий между элементами двух множеств;
5. Добавление подписей к изображениям;
6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;
7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;
III группа – не менее 50%
4. Ребус – соответствие;
8. Сортировка элементов по категориям;
9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;
10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;
11. Выделение цветом;
12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;
13. Смежный граф (автоматически заполняемый);
Информация о тестовом вопросе:
Текст задания: Назовите виды занятий физической культурой. Выберите все правильные ответы.
в) игра на компьютере
г) ходьба по стадиону
д) занятия футболом
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):
Правильный вариант: А, Г, Д
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): Б,
Выберите тип интерактивного теста:
I группа – не более 20%:
1. Единичный / множественный выбор;
II группа – не более 30%:
2. Выбор элемента из выпадающего списка;
3. Установление соответствий между элементами двух множеств;
5. Добавление подписей к изображениям;
6. Подстановка элементов в пропуски в тексте;
7. Подстановка элементов в пропуски в таблице;
III группа – не менее 50%
4. Ребус – соответствие;
8. Сортировка элементов по категориям;
9. Восстановление последовательности элементов горизонтальное / вертикальное;
10. Подчеркивания / зачеркивания элементов;
11. Выделение цветом;
12. Ввод с клавиатуры пропущенных элементов в тексте;
13. Смежный граф (автоматически заполняемый);
Информация о тестовом вопросе:
Условия труда людей разных _________ могут очень сильно различаться. Выберите правильный элемент.
Информация об ответах
Тип вариантов ответов: (Текстовые, Графические, Комбинированные):
Условия труда людей разных профессий могут очень сильно различаться
Неправильный вариант/варианты (или комбинации): все остальные варианты являются не верными
Основные виды движений
Елена Селиванова
Основные виды движений
ОСНОВНЫЕ ДВИЖЕНИЯ — это жизненно необходимые для ребенка движения, которыми он пользуется : ползание, лазание, бросание, метание, ходьба, бег, прыжки. Сопровождая ребенка с раннего детства, основные движения естественны и содействуют оздоровлению организма, а также всестороннему совершенствованию его личности. Основные движения укрепляют все группы мышц, связки, суставы, сердечно-сосудистую, дыхательную, нервную системы, внутренние органы, способствуют развитию физических качеств.
Развитие основных движений должно производиться не ради приобретения двигательных навыков, а для формирования умения использовать их в повседневной практической деятельности, производя при этом наименьшие физические и нервно-психические затраты.
Конечная цель формирования навыков основных движений состоит в том, чтобы научить каждого ребенка:
1) сознательно управлять своими движениями;
2) самостоятельно наблюдать и анализировать различные ситуации, выбирая наиболее эффективный способ реализации двигательного поведения применительно к конкретным условиям взаимодействия с окружающими;
3) понимать особенности каждого вида основных движений, преимущество их использования;
4) навыкам точных мышечных ощущений правильного выполнения движения, творческому использованию этих движений в повседневной жизни.
Упражнения в основных движениях повышают тонус коры головного мозга, оказывая влияние на его функциональные возможности. Так, установлено, что в скелетной мускулатуре находятся проприорецепторы, стимулирующие импульсы, идущие в кору головного мозга. Они несут информацию о производимых мышечных усилиях организма: натяжении мышц, связок, сухожилий. Поступающие данные анализируются, и на их основе вырабатывается ответная реакция, опосредованно активизирующая и корректирующая работающие мышцы. Этот процесс имеет замкнутую кольцевую систему реагирования, что обеспечивает его непрерывность и стабильность.
В процессе выполнения движения активизируется мыслительная деятельность как необходимое условие овладения саморегуляцией движения.
Основные движения делятся на циклические и ациклические. ЦИКЛИЧЕСКИМИ называются движения, в которых наблюдается повторяемость одних и тех же фаз в строгой последовательности. К циклическим движениям относятся ходьба, бег,плавание, езда на велосипеде.
Ходьба — основной, естественный способ передвижения человека, относящийся к типу циклических движений. Отличительной чертой циклических движений является их быстрая усвояемость и способность автоматизироваться. В целях совершенствования ходьбы, а также профилактики плоскостопия используется ряд специальных упражнений.
Физическая нагрузка при ходьбе зависит от ее темпа и затраченной энергии при этом. Обычный, умеренный, бодрый темп ходьбы, вовлекая в активную деятельность большое количество мускулатуры, усиливает деятельность сердечно — сосудистой и дыхательной систем, что в целом способствует повышению обмена веществ. Совершенствование ходьбы продолжается на протяжении всего периода дошкольного детства.
Бег вызывает значительно большую нагрузку, чем ходьба, но ходьба и бег в меньшей или большей мере активизируют работу всех органов, укрепляют мышцы, способствуют развитию двигательных качеств.
Основные показатели правильного бега— это естественное, напряженное положение тела, прекрасная координация движений рук и ног, наличие фазы полета.
ДВИЖЕНИЯ АЦИКЛИЧЕСКОГО ТИПА не имеют повторных циклов. Такие движения заключают в себе строгую последовательность двигательных фаз, имеют определенный ритм выполнения отдельных фаз. К ациклическим движениям относят метание, прыжки. Они характеризуются сложной координацией движений, сосредоточенностью и волевым усилием.
Метание – это движение ациклического типа, имеющее скоростно-силовой характер. Упражнения в метании развивают все группы мышц, но особенно мышцы плечевого пояса. Развиваются также ловкость, глазомер, гибкость, быстрота, равновесие. Метание выполняется на дальность и в цель, причем обучение метанию на дальность предшествует обучению метанию в цель.
Прыжки характеризуются сильными, но кратковременными мышечными усилиями.
В теории и методике физического воспитания прыжки по форме принято делить на подготовительные прыжки (подпрыгивание, спрыгивание в глубину, прыжки с короткой и длинной скакалкой, простейшие прыжки через горизонтальные препятствия (в длину с места и с разбега) и через вертикальные препятствия (в высоту с места и с разбега).В самом процессе прыжка выделяют 4 фазы: подготовительную, отталкивание, полет, приземление. Показателями правильного прыжка являются сильный толчок при отрыве от почвы и легкое, без потери равновесия, приземление.
Упражнения детей в основных видах движений желательно организовывать по подгруппам, в зависимости от степени подвижности детей. Каждая подгруппа выполняет своё задание. Например, дети первой и второй подгруппы (с высоким и средним уровнем подвижности) выполняют упражнения, требующие концентрации внимания, координации и ловкости, при этом воспитатель осуществляет контроль. Дети третьей подгруппы (с низким уровнем подвижности) упражняются в разных видах прыжков через скакалку.
Успешное усвоение основных движений требует определенного уровня развития чувства равновесия. Развивается оно постепенно и связано с совершенствованием функций коры головного мозга, развития вестибулярного аппарата, своеобразного мышечного чувства, которое помогает ребенку определять положение тела в пространстве, а также изменение положения тела. У детей дошкольного возраста чувство равновесия развивается от возможности удерживать позу в статическом положении, до возможности сохранять равновесие в самых разнообразных движениях. Для развития равновесия используются специальные упражнения, выполняемые в основном на уменьшенной площади опоры. Эти упражнения предлагаются детям с раннего возраста. Наиболее интенсивно чувство равновесия развивается в пятилетнем возрасте.
Основные формы и виды физических упражнений Под физическими упражнениями понимаются двигательные действия, созданные и применяемые для развития физических способностей, укрепления.
Основные сведения о ДОУ Основные сведения о ДОУ № п/п Основные показатели Сведения 1. Полное название дошкольного учреждения, его адрес Муниципальное бюджетное.
Основные виды движений для подготовительной группы детского сада. Ходьба: 1. Ходьба скрестным шагом 2. Ходьба в приседе и полуприседе 3. Ходьба выпадами 4. Ходьба спиной вперед 5. Ходьба гимнастическим.
Картотека по физкультуре «Основные виды движений для средней группы детского сада» Ходьба: 1. Ходьба в колонне со сменой ведущего, темпа 2. Ходьба в разных направлениях 3. Ходьба на пятках 4. Ходьба на внешней стороне стопы.
Основные виды движений для старшей группы детского сада. Ходьба: 1. Ходьба на носках, на пятках, на внешней стороне стопы 2. Ходьба широким шагом 3. Ходьба в полуприседе 4. Ходьба со сменой положения.
Картотека «Основные виды движений для второй младшей группы детского сада» Ходьба: 1. Ходьба обычная в колонне. 2. Ходьба шеренгой с одной стороны площадки на другую. 3. Ходьба на носках. 4. Ходьба с высоким подниманием.
Основные виды логоритмических упражнений Группа упражнений Цель Пример Вводные Учат детей первоначальным навыкам ходьбы по кругу, в одиночку, парами, группой. обходить различные.
Основные виды музыкально-дидактических игр и пособий в музыкально-сенсорном развитии дошкольников Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение «Школа №1155» Консультация для педагогов ДОУ «Основные виды музыкально-дидактических.
Основные этапы речевого развития Ребенок не рождается со сложившейся речью. Овладение речью – это сложный психический процесс, который начинает формироваться, когда слух,.
Основные задачи и виды театральной деятельности в разных возрастных группах Самым распространенным видом детского творчества является театральная деятельность. Театральная деятельность тесно связана с игрой, поэтому.