еврейский новый год какой по счету
Праздник еврейский, год — общий
Сегодня вечером евреи отмечают праздник Рош а-Шана – еврейский Новый год, как его чаще всего называют. У нас он 5782-й — мы счет ведем от сотворения мира.
Строго говоря, с шестого дня этого процесса — когда Бог создал Человека, дал ему жену, поселил их в райском саду на всем готовом. И они в течение того же длинного дня, со свойственной нам благодарностью, нарушили единственный данный им запрет — согрешили. В тот же день состоялся Божественный суд над Адамом и Евой, в результате которого они, а вслед за ними и мы все оказались на земле.
Согласно еврейской традиции, с тех пор в этот день, то есть 1-го числа месяца Тишрей, в первый день нового года, на небесах проходит суд над всеми живущими на земле, суммируются добрые и дурные дела, совершенные каждым из нас за год, и выносится приговор – кому на земле оставаться, а кому придется покинуть этот мир в наступающем году.
То есть еврейский Новый год – это день суда. И первая реакция на это со стороны — какое, мол, чудачество: над ними суд, а они празднуют!
Однако не стоит особо сторониться. По нашим понятиям, суд идет над всеми – не только над евреями, а то что, в основном, лишь евреи на нем сосредотачиваются, — не факт, что это не касается других.
Многим просто невдомек, насколько они, сами того не подозревая, следуют еврейским канонам. Почему в неделе семь дней и последний из них – выходной? Потому что так договорились – для удобства? Как бы не так! Евреям это было предписано Торой: потому что Всевышний за шесть дней создал мир и в седьмой отдыхал – делайте и вы так, для вас это закон. От евреев это перешло к окружающим народам. Не без неприятия сначала: особенное сопротивление, даже насмешки и обвинения в лени вызывал отказ от работы на целый день каждую неделю, — но прижилось, как свое.
А почему День знаний – начало учебного года — практически во всем мире 1 сентября? Год вон начинается с Рождества: перед ним или после, в зависимости от конфессии, во всяком случае, 1 января. А учебный год – повсеместно – с 1 сентября, с первого дня первого осеннего месяца.
Почему так? Не потому ли, что так испокон веков заведено у евреев? И у них с этим никакой путаницы нет. Год начинается с первого дня первого осеннего месяца – с 1 тишрея. И учебный год – тоже.
Праведные евреи, как известно, должны учиться всю жизнь, и учат они Тору. Этот обязательный всеобуч введен ни много ни мало 2600 лет назад, когда первая большая группа евреев вернулась на родину из вавилонского плена и приступила к строительству Второго Храма. Их вождь и предводитель – законоучитель Эзра — был обескуражен невежеством остававшихся в Иудее соплеменников – не с кем было восстанавливать народ. И он решил его образовать – ввел публичные чтения глав из Торы с обязательным присутствием.
Это стало законом. Впоследствии установили годичный цикл чтения Торы. То есть весь свиток поделен на недельные главы, которые заканчивают читать после завершения осенних праздников, начинающихся с Рош а-Шана, и с последнего из них – праздника Симхат-Тора — начинают читать заново, от начала, с первой главы книги «Бе-решит», что означает «Сначала», — так начинается библейская книга «Бытие».
Это происходит последние две с половиной тысячи лет во всех синагогах, школах с самой низшей ступени, где с III в. н.э. занимались все еврейские мальчики с 3-летнего возраста, до академий и просто семей, в которых чтут традицию. Учебный год начинается по завершению осенних праздников с первой главы Торы. Когда школы, а потом академии и университеты появились в остальном мире, эту цикличность приняли как давно опробованную и они, — учебный год у школяров, бурсаков, студентов, да хоть лицеистов тоже стал начинаться с первого месяца осени.
Так и осталось в традиции – уже своей, никто не помнит, с кого началось. Может, когда-нибудь будет заимствована как своя еврейская традиция раскаяния и примирения, предписанная евреям в канун Рош а-Шана и первых десяти дней нового года, когда подписанный нам приговор проходит апелляцию и утверждение, и мы называем этот период Днями трепета.
То есть – это сейчас. Уже можно. Ведь, как уже было сказано, суд идет над всеми. Опрометчиво, если беспокоятся о нем только евреи.
Так что желаю всем – хорошего и сладкого года. 5782-го. Какая разница, какой у кого номер года, если нам все равно проживать его вместе?
Еврейский новый год в 2021 году — какого числа празднуется
Новый год по еврейскому календарю выпадает на осень. При этом постоянной даты по григорианскому календарю, которым мы пользуемся ежедневно, у этого праздника нет. Из-за особенностей лунно-солнечного календаря еврейского народа даты праздника “плавают”. Напомним, какого числа будет еврейский новый год в 2021 году, какой по счёту год будут встречать евреи, главные особенности этого праздника.
Какого числа в 2021 году еврейский новый год
Праздник Рош ха-Шана (именно так называется новый год у евреев) отмечается два дня подряд. С точки зрения еврейского календаря даты праздника всегда одинаковы — это 1 и 2 число месяца тишрей.
Но поскольку календарь евреев ориентируется на лунно-солнечный цикл, он является более сложным, чем привычный нам календарь, составленный в Риме и ориентированный только на движение Земли вокруг Солнца.
Каждый из месяцев еврейского календаря начинается в новолуние. А каждая конкретная дата должна совпадать не только с сезоном года, но и с определённой фазой луны.
В 2021 году Рош ха-Шана, еврейский новый год, приходится на промежуток времени с вечера 6 сентября по вечер 8 сентября.
Летоисчисление по еврейскому календарю ведётся от сотворения мира. Осенью 2021 года евреи будут встречать 5782-й год. Соответственно, до 5 сентября включительно продолжается 5781 год, который начался 18 сентября 2020 года по григорианскому календарю.
Напомним, что по еврейскому календарю новый день начинается с заката. Всё дело в том, что в Торе говорится “и был вечер, и было утро — день один”. Поэтому начинать праздновать новый год Рош ха-Шана можно с заката солнца 6 сентября. Правда, сами традиции празднования еврейского нового года и смысл праздника совсем иные, чем в случае с новогодними праздниками в европейской культуре.
Как принято отмечать Рош ха-Шана
Еврейский новый год совершенно не похож на европейский. Это не просто весёлый праздник с фруктами, хлопушками и вкусными блюдами на столе. Рош ха-Шана — это время подведения некоторых итогов, когда прошлое переосмысливается, а за плохие поступки следует покаяние.
Считается, что в дни Рош ха-Шана мир предстаёт перед Божьим судом. У евреев есть десять дней на то, чтобы дать оценку собственным поступкам, отчитаться перед самими собой за прошедший год, раскаяться, если какие-то из поступков были неблаговидными. Последним из таких дней покаяния становится Йом-Кипур (в 2021 году он приходится на время с вечера 15 сентября по вечер 16 сентября) — “Судный день” или “День прощения”. Считается, что именно в этот день окончательно решается судьба каждого человека в новом году.
Если говорить о ритуалах еврейского нового года, то в эти двое суток любая работа, кроме приготовления пищи, запрещена.
Традиционным блюдом праздника являются яблоки, которые макают в мёд. Это блюдо является символом доброго и сладкого года. На стол выставляются морковные, свекольные, тыквенные блюда, а также финики, голова рыбы или барана. Для привлечения удачи в новом году на столе также появляется хала — круглый сдобный хлеб.
Ещё одно неизменное украшение стола на Рош ха-Шана — плод граната. Считается, что в гранате ровно 613 зёрнышек — столько же, сколько и заповедей в иудаизме.
Ни в коем случае нельзя подавать на стол орехи или блюда из орехов — на иврите слова “орех” и “грех” созвучны.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Еврейский календарь
Зманим
Выбранный город
Выберите город из списка:
Или найдите город в нашей базе:
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Рекомендуем:
Несколько секунд и вся жизнь
Почему «Эдом» — это западная цивилизация?
Отвечает Рав Менахем Эпель
Красивый Бней Брак
Праотец Яаков, сын Ицхака
Праотец Яаков. В шатрах мудрецов
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Яаков и Эйсав
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Яаков и Эсав. Комментарии к молитве 26
Рав Элиезер Ксидо,
из цикла «Комментарии к молитве»
Четыре жены Яакова
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Четыре жены символизируют четыре лагеря ангелов, располагающихся вокруг Б-га. Разъяснение смысла борьбы с ангелом в человеческом обличье.
Рождение Яакова и Эсава. Книга Брейшит 20
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Уроки Пятикнижия — Берешит»
Почему иногда Яаков, а иногда Исраэль?
Рав Овадья Климовский
Почему иногда одно, а иногда другое?
Праотец Яаков. Бегство от Эсава
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков был вынужден бежать от Эсава. В пророческом сне он увидел ангелов, которые поднимались на небо по лестнице. Что испугало праотца?
Зачем Рахель украла божков?
Лаван спохватился в пути, что забыл терафим?
Разве можно родному брату, когда он голоден, продавать еду? Как Яаков Эсаву.
Рав Зеев Гершензон
А как же братская любовь? Отдать последнее, но помочь брату?
Праотец Яаков. Благословение отца
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Ривка знала, что именно Яакову, а не Эсаву полагается отцовское благословение. Именно правдолюбец Яаков должен был пройти через испытание.
Праотец Яаков. В Харане
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Подмен Рахели на Лею произошел не случайно. Наши мудрецы подробно объясняют, что стояло за этим шагом.
Праотец Яаков. Встреча с Эсавом
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Иудаизм и евреи
Опечатка? Выделите и нажмите Ctrl+Enter
Перепечатка материалов приветствуется с обязательной активной гиперссылкой на Toldot.ru
после каждого процитированного материала
Просмотр вами страниц сайта означает автоматическое согласие с нашей
Политикой конфиденциальности и условиями хранения и обработки персональных данных
Ссылку на ее актуальную версию всегда можно найти в футере сайта
Согласен
Мы просим евреев не пользоваться нашим сайтом в Шаббат и Еврейские праздники
Еврейский календарь
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Оглавление
Еврейский календарь — солнечно-лунный [↑]
В основу еврейского года положены два принципа — цикл луны и цикл солнца.
Уже несколько тысяч лет назад еврейский календарь абсолютно точно синхронизировался с солнечным в соответствии со знаниями, полученными Моше на Синае (и позднее записанными в Талмуде).
По солнцу отсчитывают дни, при этом день — это промежуток времени между заходами солнца. В каждых сутках — по определению — двадцать четыре часа.
По солнцу отсчитываются и годы. Помимо суточного цикла, у него есть годичный цикл.
Оно представляется нам удаляющимся от точки зенита в течение полугода — с середины лета до середины зимы, когда дни сокращаются, а ночи удлиняются, — и поднимающимся к зениту, начиная с середины зимы и до середины лета, когда удлиняются дни, а сокращаются ночи. С того момента, как солнце минует зенит, до того дня, когда оно снова возвращается в него, проходит — по определению — ровно год, равный приблизительно 365 дням и 6 часам.
Понятие месяца связано исключительно с понятием «фаз луны». С момента, когда на небе появляется новый месяц, и до того момента, когда, став полной и вновь ущербной, луна «рождается» вновь, проходит ровно месяц.
Понятие «солнечный месяц» не имеет смысла — солнечные «месяцы» ничем не отделены один от другого. Аналогично, для луны не существует «года».
Еврейский год состоит из 12-ти месяцев, начало которых устанавливается по новолунию («молад»). Продолжительность месяца определяется средним промежутком времени между новолуниями и составляет 29 дней, 12 часов и 793/1080 частей часа (29 дней, 12 часов, 44 минуты и 3 и 2/3 секунды).
Первый день каждого месяца — новомесячье — называется «Рош Ходеш».
В эти дни в молитвы добавляют просьбу, чтобы месяц принес добро и счастье. Стараются провести эти дни радостно; принято устраивать семейные трапезы.
Месяц Нисан — всегда весной [↑]
Итак, в еврейском календаре за основу приняты лунные месяцы, но приведены они к солнечному году, чтобы сезоны (зима, весна и т.д.) не смещались по месяцам, как это происходит в чисто лунных календарях (например, у мусульман).
Когда Тора заповедала Израилю освящать начала месяцев и первым месяцем сделать Нисан («Этот месяц для вас — глава месяцев», см. книгу Шмот, 12:2), она указала также: «Оберегай этот весенний месяц и совершай Песах Г-споду Б-гу твоему» (Дварим, 16).
Иными словами, устанавливая начало каждого месяца в соответствии с фазами луны, мы должны также следить за тем, чтобы Нисан всегда оставался весенним месяцем.
Однако, как уже говорилось, солнечный год равен приблизительно 365 дням и 6 часам. Лунный месяц равен 29 дням 12 часам 44 минутам и 3 и 2/3 секунды. Если умножить это число на двенадцать, получится 354 дня, 8 часов, 48 минут и 40 секунд. До полного солнечного года не хватает 10 дней 21 часа 11 минут и 20 секунд.
Чтобы компенсировать накопившийся сдвиг, в еврейском календаре предусмотрены «високосные» года: после нескольких обычных лет к году прибавляют тринадцатый месяц.
Точность календаря: передача по традиции [↑]
Как известно, пока существовал Санhедрин [Синедрион — Великий суд], начало нового месяца устанавливалось по свидетельству двух очевидцев, заметивших момент появления новой луны.
Люди, которые видели новую луну, приходили в бейт-дин [еврейский суд] в Иерусалим и сообщали об этом. Требовалось не менее двух таких свидетелей. Их подробно расспрашивали, и, если ответы были убедительны, бейт-дин объявлял Рош Ходеш — начало нового месяца.
С другой стороны, в Талмуде, в трактате «Рош hа-Шана» (25а) сказано:
«Однажды двадцать девятого числа [одного] месяца небеса были закрыты облаками и показалось что-то вроде лунного серпа. Народ думал, что это начало месяца, и раввинский суд хотел объявить Рош Ходеш. Сказал рабан Гамлиэль: “Такое предание у меня от дома отца моего отца. Не может быть новой луны раньше, чем прошло двадцать девять с половиной дней и две трети часа и семьдесят три тысяча восьмидесятых части часа [половина дня — это полсуток, а в сутках — двадцать четыре часа, отсчитываемые по солнцу, ибо, как сказано, “солнце знает свой заход” — в отличие от луны]. Поэтому я не принимаю свидетелей — облачко им показалось луной”.
В тот день умерла мать у Бен-Заза, и рабан Гамлиэль держал большую речь. Не потому, что она была великим человеком, а для того, чтобы народ знал, что новый месяц не объявлен, — в новомесячье не говорят траурных речей».
Рабан Гамлиэль ясно сказал: «Такое предание… от дома отца моего отца». А откуда знали это отец его отца и их предки? От Моше. Моше же это знание получил прямо от Всевышнего.
Итак, у нас есть предание, гласящее, что Луна совершает один оборот вокруг Земли за 29 дней 12 целых и 793 / 1080 часа (2 / 3 + 73 / 1080 = 793 / 1080).
Кроме того, у нас же есть предание, что за время, когда Земля совершит 19 оборотов вокруг Солнца (то есть за 19 солнечных лет) Луна сделает 235 оборотов (то есть пройдут 235 лунных месяцев). Сегодня эти 19 лет называют циклом Метона (по имени греческого ученого, впоследствии пришедшего к этой цифре в результате расчетов).
На этих двух преданиях и строится еврейский календарь.
Получается, что каждые 19 лет солнечное и лунное время как бы совпадают, то есть каждые 19 лет на ту же дату европейского календаря приходится определенная дата календаря еврейского.
Так, каждые 19 лет первый день Тамуза приходится на 13 июня (скажем, 1972 года, 1991 года и т. п.).
Иногда возникает смещение на день из-за того, что мы все время оперируем долями суток, а в действительности живем полными сутками.
По этой же причине и лунные, и солнечные месяцы бывают разной длины — не 29 дней с дробью, а 29 ровно — в одном месяце и 30 — в другом [в еврейском календаре первые называются «неполными», вторые — «полными»].
Полные и неполные месяцы [↑]
Полные и неполные месяцы обычно следуют друг за другом, чередуясь.
Если месяц — неполный, он продолжается 29 дней, а следующий за ним день — новомесячье, Рош Ходеш. В таком случае Рош Ходеш празднуется один день.
Если месяц «полный» (т.е. в нем 30 дней), то последний его день (30-й) тоже объявляется «Рош Ходеш» следующего месяца, у которого, таким образом, будет два дня «Рош Ходеш».
Обычно Тишрей — полный месяц, а Хешван — неполный, Кислев — полный, Тевет — неполный, Шват — полный, Адар — неполный, Нисан полный, Ияр — неполный, Сиван полный, Тамуз — неполный, Ав — полный, Элул — неполный.
Почти всегда за полным месяцем следует неполный. Все праздники, кроме одного, приходятся на полные месяцы. Осенние праздники — на Тишрей, праздник Ханука — на Кислев, Новый год деревьев (Ту би Шват) — на Шват, Песах — на Нисан, праздник Шавуот — на Сиван. На полный месяц приходится и Девятое Ава — день, который в будущем превратится в праздник.
Только Пурим празднуют в неполном месяце Адаре, но он установлен в память о событиях, происшедших за пределами Эрец Исраэль.
Почему полные и неполные месяцы чередуются? Вспомним, что продолжительность лунного месяца — 29 дней 12 часов 44 минуты и три с лишним секунды. А поскольку месяц, как требует того Тора, состоит из целого числа дней (она называет его «месяцем дней»), то, чередуя полные и неполные месяцы, мы восполняем двенадцать часов до суток, отнимая эти часы у неполного месяца и присоединяя их к полному.
Поскольку и в этом случае все же остается избыток — лишние сорок четыре минуты с лишком — с течением времени он накапливается и становится сравнимым с сутками. Чтобы уравновесить этот накопившийся избыток, два месяца подряд — Хешван и Кислев — дважды на протяжении девятнадцатилетнего цикла объявляются полными.
Что же касается високосных лет, то первый месяц Адар всегда бывает полным, а второй — Адар шени — всегда неполный. Новомесячье первого Адара, соответственно, продолжается один день, а второго — два дня. Рош Ходеш месяца Нисан всегда празднуется один день.
Високосные годы в 19-летнем цикле [↑]
Если разделить 235 месяцев на 19 лет, мы получим 12 месяцев в году и остаток в 7 месяцев.
Значит, чтобы закрепить месяцы по временам года (как это получается в солнечном календаре), надо установить 12 обычных лет по 12 месяцев и 7 високосных — по 13 месяцев. 144 (12 X 12) и 91 (7 X 13) в сумме — 235. На 19 солнечных лет будут приходиться 12 обычных и 7 високосных лунных лет.
Как распределить 7 високосных лет в девятнадцатилетнем периоде с минимальной погрешностью?
Разница между продолжительностью обычного солнечного года (примерно 365 дней и 6 часов) и обычного лунного года (примерно 354 дня) — около 11 дней. За 3 года она составит 33 дня, то есть около месяца. В течение 6 лет разница составит 11 X 6=66 дней (точнее, 65 с небольшим). Через 8 лет отставание от солнечного года образует уже неполных 88 дней. И так далее. Именно в эти годы удобнее всего добавить по месяцу.
Так евреи и поступили — третий, шестой, восьмой, одиннадцатый, четырнадцатый, семнадцатый и девятнадцатый годы они сделали високосными. И праздник Песах всегда остается весенним месяцем.
В високосном году добавляется тринадцатый месяц — «Адар бет» — дополнительный месяц Адар. В этом случае первый Адар («Адар Алеф») содержит 30 дней, а второй («Адар бет») — 29.
Но если мы можем пользоваться такими расчетами, зачем нам свидетели?
Это сложный вопрос, на который мы сейчас отвечать не будем. Отметим только, что эти два процесса: наблюдения и расчеты — всегда велись параллельно, а результат утверждался Большим Санhедрином.
Согласно Рамбану, тот, основанный на расчетах календарь, которым мы пользуемся сегодня, был утвержден последним действовавшим судом.
Кстати, цифра, которой рабан Гамлиэль определяет продолжительность лунного месяца, — обобщенная, поскольку промежуток между двумя новолуниями не всегда одинаков. По ряду причин он колеблется между 29,25 и 29,83 дня. Как ни ничтожна эта разница, за тысячелетия, однако, набежит немало! Значит, в календарных и астрономических расчетах без знания средней продолжительности лунного месяца не обойтись. И евреям она была известна по устному преданию.
Поразительная точность еврейской традиции [↑]
Надо сказать, что эту величину можно установить эмпирически. Разумеется, простое зрительное наблюдение за временем появления новой луны здесь не годится, потому что при этом нельзя ручаться за точность.
Ученые воспользовались двумя полными солнечными затмениями, совпавшими с новолунием и выбранными так, чтобы их разделял большой временной интервал (статистически значимое число месяцев).
Время появления новой луны в момент полного солнечного затмения можно указать точно. Такое случалось в истории пятнадцать раз. Тринадцать раз никто не уделил этому событию внимания. Но четырнадцатое затмение было предсказано Фалесом. Оно произошло в точно известное время: 28 мая 585 года до н. э. Пятнадцатое затмение произошло также в точно установленное время: 22 сентября 1968 года, т.е. спустя 932221,9 дня, или 31568 месяцев.
Разделив первую цифру на вторую, мы получим среднюю продолжительность лунного месяца. Она равняется 29,53059 дня, или 29 дням 12 часам 44 минутам 3 секундам.
Переведя часы, названные рабаном Гамлиэлем, в доли суток, мы получим цифру 29,5305941 — в точности равную цифре, названной в «Истории календаря и хронологии», из которой исходили ученые, рассчитывая полет на Луну!
Листая эту книгу, можно поразиться: всем народам без исключения время от времени приходится календарь «поправлять». И только у евреев ничто в календаре не меняется уже свыше 3300 лет. Это единственный такой календарь в мире!
У римлян каждые три-четыре года добавляли месяц мерцедоний, состоявший из 23 или из 24 дней. Это делалось произвольно и зависело от решения жрецов-понтификов, исходивших при этом из каких-то своих интересов.
Из современных календарей более или менее точен григорианский.
Несколько мнений о еврейском календаре [↑]
А вот несколько мнений о еврейском календаре.
Пишет раби Йеhуда hа-Леви (Кузари, 2:64): «Разве это не удивительно? Исчисление времени, которое было принято домом Давида и основано на наблюдении фаз луны, не подвергалось изменениям вот уже более тысячи лет. Для греческих и других систем исчисления потребовались поправки и добавления каждые сто лет, но наша система осталась неизменной, ибо в основе ее — пророчество».
Пишет раби дон Ицхак Абрабанель, министр финансов Испании конца XV века, крупнейший авторитет Торы (комментарий к книге «Шмот», 12): «Когда Птолемею рассказали о еврейском счете времени, он изумился и произнес: “Это доказывает, что было пророчество у евреев”».
Еврейские месяцы [↑]
Ниже приводим список еврейских месяцев с обозначением их «созвездий» (места на небосводе, где находится солнце в данном месяце) и примерным (очень примерным) соответствием грегорианскому календарю:
Месяц НИСАН — Овен (ТАЛЕ) — апрель
Месяц ИЯР — Бык (ШОР) — май
Месяц СИВАН — Близнецы (ТЕОМИМ) — июнь
Месяц ТАМУЗ — Рак (САРТАН) — июль
Месяц АВ — Лев (АРЬЕ) — август
Месяц ЭЛУЛЬ — Дева (БЕТУЛА) — сентябрь
Месяц ТИШРЕЙ — Весы (МОЗНАИМ) — октябрь
Месяц ХЕШВАН — Скорпион (АКРАВ) — ноябрь
Месяц КИСЛЕВ — Стрелец (КЕШЕТ) — декабрь
Месяц ТЕВЕТ — Козерог (ГДИ) — январь
Месяц ШВАТ — Водолей (ДЛИ) — февраль