европа и казахстан отношения

Казахстан – Евросоюз: сотрудничество равноправных партнеров (Юлия Магер)

европа и казахстан отношения

Новое Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и Европейским союзом вступило в полную силу. О том, какие возможности открывает этот документ для нашей страны и какое влияние он окажет на развитие взаимоотношений с Европой, мы поговорили с послом РК в Королевстве Бельгия, главой представительства в ЕС и НАТО Айгуль Куспан.

— Айгуль Сайфоллаевна, с 1 марта вступило в силу Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве между Казахстаном и Евросоюзом. В чем принципиальная разница между предыдущим документом 1995 года и нынешним?

— Действительно, это уже второе соглашение о сотрудничестве, которое подписывают Казахстан и Европейский союз.

Для своего времени документ был очень важный и нужный, он сыграл позитивную роль и в становлении Казахстана, и в развитии наших отношений с Евросоюзом. Но в середине 2000-х годов стало очевидным, что это соглашение морально устарело, и Первый Президент Нурсултан Назарбаев предложил начать разработку нового, которое будет предусматривать сотрудничество Казахстана и ЕС на равных и охватывать гораздо более широкий спектр сфер взаимодействия.

Собственно, если говорить о принципиальных различиях двух документов, то оно именно в этом: старое соглашение предполагало, скорее, кураторство ЕС над молодым государством, новое же предусматривает полноценную совместную работу двух равноправных партнеров.

Европейская сторона идею поддержала, и уже в 2011 году мы приступили к переговорам и разработке нового Соглашения о расширенном партнерстве и сотрудничестве. Это был огромный, кропотливый труд, занявший более трех лет.

За это время было проведено 8 раундов переговоров в Брюсселе и более десяти консультаций в формате видеоконференций. Поскольку тематически документ предполагался очень широким, были задействованы эксперты практически всех профильных министерств. Особенно хочу упомянуть тех, кто руководил этой работой. С казахстанской стороны переговоры по политической части в разное время вели заместители министра иностранных дел Константин Жигалов и Алексей Волков, обсуждение важнейшего торгово-экономического блока было за Жанар Айтжановой. С европейской стороны переговорами руководили Гуннар Виганд и Люк Девинь. Эти люди внесли огромный вклад в то, чтобы документ был разработан и принят.

Спустя несколько лет кропотливой работы 21 декабря 2015 года соглашение было подписано в казахстанской столице министром иностранных дел РК Ерланом Идрисовым и Верховным представителем по внешней политике и безопасности ЕС Федерикой Могерини.

— На самом деле, соглашение было ратифицировано достаточно быстро.

Процедура ратификации такого рода международных соглашений сама по себе достаточно долгая и бюрократически громоздкая: правительство каждой страны должно представить документ в парламент, тот должен его принять, потом он направляется на подпись первому руководителю государства.

— А что насчет Великобритании? Она тоже ратифицировала соглашение, но теперь не является частью Евросоюза.

— У Казахстана очень хорошие отношения с этой страной, налажены тесные деловые и политические связи. Так что мы еще до того, как Brexit подошел к логическому завершению, договорились: «развод» Великобритании с Евросоюзом не повлияет на наши отношения, Соглашение о расширенном партнерстве и сотрудничестве переведем на двустороннюю платформу и будем на его основе развивать взаимодействие.

Разумеется, понадобится составить и принять новый документ, но у нас есть база, есть принципиальные договоренности, и в двустороннем формате все можно будет сделать довольно быстро. Я знаю, что уже началось обсуждение. Думаю, вполне реально в течение года разработать, подписать и ратифицировать Соглашение о расширенном сотрудничестве между Казахстаном и Великобританией.

— Помимо направлений, связанных с экономическим сотрудничеством, в соглашении прописаны и другие сферы взаимодействия. Почему при подготовке документа акцент был сделан именно на них?

— Новое соглашение гораздо более диверсифицированное, оно охватывает 29 сфер сотрудничества. Как и в предыдущем документе, здесь есть экономика и финансы, транспорт, энергетика, охрана окружающей среды, образование и научные исследования, верховенство закона, борьба с коррупцией.

Но есть и абсолютно новые блоки. Например, первое соглашение разрабатывалось в 1995 году, и тогда в принципе мало кто даже просто понимал, что такое цифровизация или кибербезопасность. Сейчас же это исключительно важные как для нас, так и для ЕС направления, и они отражены в нашем соглашении о расширенном сотрудничестве.

Сегодня в Казахстане идут важные процессы модернизации политической системы, экономики, социальной сферы, и я могу сказать, что для всех наших задач мы можем найти в соглашении статью, которая уже эту сферу как-то обозначила и, значит, создала фундамент для сотрудничества с ЕС в этом направлении.

МИД на постоянной основе последовательно работает над облегчением визового режима для казахстанцев с различными странами, и новое соглашение с ЕС позволит нам активизировать эту работу с государствами Евросоюза. В принципе, у нас есть взаимопонимание с европейской стороной по данному вопросу. Тем более что Казахстан объективно никакой миграционной угрозы для Евросоюза не представляет, мы любим съездить куда-нибудь, но и возвращаться домой любим не меньше.

— Частичное применение положений соглашения началось еще в мае 2016 года. Какое влияние это уже оказало на развитие сотрудничества за прошедшие 3 года?

Стало больше двусторонних площадок, на которых мы можем решать практические вопросы. Если раньше у нас были Совет сотрудничества, Комитет сотрудничества, подкомитет по правосудию и диалог по правам человека, то со вступлением в силу соглашения к ним добавились Комитет сотрудничества в торговой конфигурации, подкомитеты по таможенному сотрудничеству, энергетике, транспорту, экологии и изменению климата.

В целом благодаря тому, что в нашей работе мы стали идти по повестке, которая определена новым СРПС, контакты между Казахстаном и Евросоюзом стали гораздо более интенсивными. Идет постоянный обмен делегациями, в том числе проходят очень важные встречи на уровне экспертов, которые создают базу для практического сотрудничества по всему обозначенному спектру направлений.

В частности, если взять торговлю и предпринимательство, а это один из ключевых разделов, то мы ведем работу по упорядочению технических регламентов, по упрощению процедур торговли, по санитарным и фитосанитарным нормам, стандартизации, сертификации. Данные вопросы критически важны, если хотим наладить стабильный экспорт в Европу продукции нашего агропромышленного комплекса.

Например, благодаря активизировавшейся после начала частичного применения соглашения работы в этом направлении мы уже сейчас поставляем в Бельгию в большом количестве семена льна, где их перерабатывают, делают масло и другие вещи. Конечно, хорошо было бы у нас на месте перерабатывать отечественное сырье по бельгийской технологии и уже готовую продукцию экспортировать, но пока вот так.

Еще один важный шаг, сделанный за это время: в 2019 году была создана платформа при Премьер-министре РК для диалога с представляющими страны Евросоюза дипломатами, а у нас в стране присутствуют посольства почти всех стран ЕС и европейскими компаниями. В рамках этой инициативы глава Кабмина вместе с руководителями профильных министерств встречается с послами и предпринимателями Европы и открыто обсуждает с ними все волнующие их вопросы, в том числе изменения в казахстанском законодательстве, решения руководства страны.

Мы нацелены на то, чтобы в наших взаимоотношениях с ЕС выйти на качественно новый уровень, и прежде чем получить результаты, которые смогут увидеть все, необходима большая работа, условно говоря, «за кулисами». То есть на тех самых площадках сотрудничества всех уровней, которые позволяют нам укрепить базу для выстраивания более широкого и сильного взаимодействия.

— На встрече с дипкорпусом в прошлом году Президент Касым-Жомарт Токаев в числе важнейших приоритетов казахстанской дипломатии выделил «обеспечение нового уровня «экономизации» внешней политики». Как нужно выстраивать работу, чтобы привлечь из ЕС «качественные инвестиции»?

Вопрос сегодня в том, что нужно менять подходы в работе с инвесторами, предлагать им не абстрактные перспективы и возможности, а конкретные, интересные, хорошо оформленные проекты с продуманной инфраструктурой и сопутствующими производствами. Которые после реализации будут работать и приносить выгоду и нам, и инвесторам.

И потом, есть еще нюанс. Нам, Казахстану, нужны технологии, которые позволят качественно развивать существующие производства, создавать новые, поднимать инфраструктуру и так далее. Но, например, в Европе далеко не всегда у того, у кого есть технологии, одновременно есть и средства для реализации большого проекта за рубежом. Поэтому над привлечением инвестиций нужно работать более широко, на нескольких уровнях.

— Вы приезжали в Нур-Султан для участия в очередной встрече Комитета парламентского сотрудничества. Какое место во взаимодействии РК и ЕС занимает это направление?

Европарламент в соответствии с Лиссабонским договором (фактически новой конституцией Евросоюза) играет очень важную роль в продвижении сотрудничества с другими странами и в международной политике ЕС в целом. Все международные вопросы в ЕС согласуются с Европарламентом. Со всеми странами и регионами мира он сотрудничает в рамках специальных комитетов, чьи заседания проходят раз в год.

Несколько лет назад один из европейских депутатов выдвинул инициативу о создании отдельной Группы дружбы с Казахстаном в Европарламенте. Мы ее, разумеется, поддержали. Там сейчас около 90 человек, и мы с ними проводим различные мероприятия. Это очень важно для сближения РК и ЕС в целом: когда лучше знаешь своих партнеров по сотрудничеству, возникает больше доверия.

Источник

Казахстан и страны Европейского Союза

Европейский Союз (ЕС) и Казахстан представляют собой стороны, политические и экономические отношения между которыми развивались поступательно, стабильно и взаимовыгодно. Вот уже в течение десяти лет Европейский Союз пристально наблюдает за тем, как в Казахстане развивается демократия и устойчивая рыночная экономика. Европейский Союз является вторым после СНГ торговым и инвестиционным партнером Казахстана. Торгово-экономические связи между Европейским Союзом и Республикой Казахстан со временем приобрели приоритетный характер. ЕС придает большое значение развитию благоприятных и взаимовыгодных условий торговли с РК в контексте свободной рыночной экономики. В связи с этим ЕС полностью поддерживает стремление РК вступить в ВТО.

Официально Казахстан и Европейский Союз оформили свои отношения 23 января 1995 года, когда стороны подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве. Данное Соглашение оформило отношения двух сторон в политической, экономической и культурно-гуманитарной сферах и стало одним из крупных достижений того периода, когда республика проводила политику поиска новых надежных партнеров. К концу 1990-х годов наметилась тенденция к расширению участия Европы в делах Центральной Азии и Каспийского региона. Основными направлениями сотрудничества Казахстана с Европой являются следующие.

Интересы ЕС распространяются также на каспийскую нефть и газ. Тем более, когда стало ясно, что в перспективе ожидается значительное увеличение нефтедобычи в бассейне Каспийского моря и повышение роли каспийских энергоресурсов в мировом энергоснабжении. Как известно, потребление нефти в Европе быстро растет, стоит задача диверсификации источников европейского энергопотребления. Европейские страны рассчитывают взять на себя решение инфраструктурных вопросов в регионе с тем, чтобы соединить европейскую газовую систему с каспийским пространством. Таким образом, Европе предстоит определиться со своей позицией в отношении проекта магистральных трубопроводов из Каспийского региона в Европу.

Между Казахстаном и ЕС осуществляется межгосударственное сотрудничество в деле охраны окружающей среды, а также по проблемам защиты прав человека, ежегодно весной проводятся ставшие традиционными «Дни Европейского Союза в Казахстане», которые служат важным каналом пропаганды в казахстанском обществе европейских культурных ценностей.

Деятельность научных и образовательных программ ЕС в Казахстане, основные цели которых преследуют предоставление возможностей для осуществления интересных Европе проектов: рыночное переустройство общества, оборонная конверсия и так далее.

Интеграционные процессы в ЦА служат предметом особо пристального внимания Европейской Комиссии. Эти процессы тщательно отслеживаются европейскими экспертами, проводится их постоянная стимуляция, особенно в 1990-е годы. Именно на основании анализа интеграционных возможностей в отдельных странах на предшествующем этапе развития вырабатывалась и строилась политика ЕС в отношении Казахстана, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана.

В сфере торгово-инвестиционного сотрудничества Казахстана с Евросоюзом, Республика Казахстан расценивается как страна, имеющая хорошие перспективы для дальнейшего плодотворного роста. Согласно данным Европейского Банка Реконструкции и Развития, из всех прямых инвестиций, привлеченных в государства СНГ, на долю Казахстана приходится четвертая часть.

В соответствии с заключенным ранее Соглашением о партнерстве и сотрудничестве, содержащим некоторые отдельные положения о сотрудничестве в области законодательства, Казахстан предоставил европейским бизнесменам и компаниям благоприятный климат для деятельности: свободное передвижение прямых инвестиций, осуществление платежей за услуги в свободноконвертируемой валюте и прочие.

Из государств — членов ЕС можно выделить главных инвестиционных партнеров, в отношении которых Казахстан проводит политику, построенную на общности взаимовыгодных интересов и сотрудничества. Это объясняется экономическим потенциалом, огромной сырьевой базой республики и интересами этих стран к Казахстану. Прежде всего, это Великобритания, Германия, Италия, Нидерланды и Франция.

Особенностью европейского капиталовложения в Казахстане служит его концентрация в сырьевом секторе экономики. В отраслевом разрезе большая часть инвестиций поступает в нефтегазовый комплекс (около 46%) и цветную металлургию (более 25%). Большой интерес европейских инвесторов вызывает также черная металлургия (4,4%), энергетический комплекс (4,3%), пищевая промышленность (3,4%) и связь (2,4%).

Основной формой привлечения прямых инвестиций в Республику Казахстан из Европы являются совместные предприятия. По данным на 2001 год, на территории Казахстана действовало 634 предприятия из 33-х стран Европы.

Полное единодушие Европейский Союз и Республика Казахстан продемонстрировали по вопросу об американской военной акции в Афганистане и поддерживают международную кампанию против терроризма. ЕС крайне озабочен и обеспокоен угрозами нестабильности в Центральноазиатском регионе. Несмотря на то, что Казахстан расположен вдали от Афганистана и на данный момент развернувшаяся ситуация в Афганистане не представляет прямой угрозы для республики, ЕС в дальнейшем будет стремиться помогать этому государству как самой стабильно развивающейся и наиболее экономически активной стране в Центральной Азии.

Кроме естественных экономических интересов, сохранение стабильности в регионе, экономическое развитие и поощрение плюрализма, демократии и рыночных отношений являются для стран Европы приоритетными задачами в Республике Казахстан. В этой связи европейское направление внешней политики Казахстана следует рассматривать в качестве стратегического.

Страны ЕС изначально проявили в отношении РК свои экономические интересы и добрую волю, в результате чего сегодня они выступают ключевым партнером Казахстана по вопросам безопасности, а также одним из главных партнеров и инвесторов в экономике.

В новых условиях страны ЕС предприняли целенаправленные меры по распространению и утверждению своего влияния в регионе. Этому служили крупномасштабные программы экономической помощи и укрепление режима ОБСЕ. Свои цели Европа достигает также посредством международных и европейских организаций и институтов (ОБСЕ, Совет Европы, Европарламент, Европейская Комиссия, Комиссариат ООН по беженцам и так далее).

Кроме того, мощно развернули свою деятельность в Казахстане программы ЕС: ТЕМПУС, ИНКО-КОПЕРНИКУС, курирующие область образования, ТАСИС, затрагивающая сферу экономики и научно-техническую сферу, ИНТАС, затрагивающая сферу науки.

Красноречивы такие факты: приблизительно каждый десятый проект в Казахстане получает финансовую поддержку названных программ, действующих в Казахстане с 1993 года.

В целом на европейском направлении политика Республики Казахстан в период после событий 11 сентября 2001 года не претерпела коренных изменений, выдвинув вопросы безопасности во главу вектора партнерства, который и раньше был одной из основных тем сотрудничества в рамках Казахстан — ЕС. Казахстан и Европейский Союз имеют большой потенциал развития торгово-экономических и политических отношений. Что касается казахстанской стороны, то свои внешнеполитические и внешнеэкономические интересы Казахстан связывает с развитием долгосрочных отношений с Европейским Союзом.

Источник

«Европа vs Азия»: зачем Западу понадобился Казахстан?

Кому выгодно, если Казахстан будут считать европейским государством.

Зарубежное издание Isdp.eu выпустило объемную статью под названием «Kazakhstan in Europe: Why Not?» («Казахстан в Европе: почему бы нет?»). Портал Caravan.kz приводит некоторые фрагменты этой публикации.

Как отмечают авторы материала – шведские специалисты Сванте КОРНЕЛЛ и Йохан ЭНГВАЛЛ, время для этого вопроса может показаться не совсем подходящим. Европейские институты сталкиваются с глубокими внутренними трудностями: Евросоюз только оправился от выхода Великобритании и споров с Венгрией и Польшей, а у Восточной Европы возникают серьезные проблемы со странами на восточных и юго-восточных территориях, которые, подобно Казахстану, обошли границы между Европой и Азией. По мнению ученых, это может ограничить аппетит к обсуждению отношений Казахстана с Европой, посему вопрос уже не может быть перенесен на неопределенный срок.

«Он соответствует двум критериям Совета Европы, согласно которым страна должна быть «полностью или частично расположена в Европе» и иметь такую «культуру, которая тесно связана с европейской культурой».

Вполне очевидно, что многие не поспешат высказать свою солидарность c европейскими учеными в этом достаточно спорном мнении. Именно поэтому редакция медиа-портала Caravan.kz решила взглянуть на этот вопрос с другой стороны и напомнить о нескольких факторах, почему считать Казахстан Европой, по крайней мере, несостоятельно.

САМЫЙ ОЧЕВИДНЫЙ НОНСЕНС

Иными словами, Республику Казахстан, которая является членом ЕАЭС, уже автоматически нельзя считать частью Европы.

ОТВЕТ МИДа

В официальном письме юристу сотрудники внешнеполитического ведомства страны сослались на устав Совета Европы (СЕ), в котором говорится, что стать членом совета может только европейское государство, поэтому Казахстан в силу географического положения не может войти в эту структуру.

«В этой связи вопрос вступления Казахстана в СЕ не включен в повестку дня внешней политики Казахстана», — ответили тогда юристу дипломаты.

Между тем адвокат напомнил, что территория Казахстана, которая находится в европейской части континента, по площади занимает 7-е место среди европейских стран, после Норвегии.

ПРОВАЛ С BREXIT

Одной из возможных косвенных причин «приписывания» Казахстану статуса европейской державы можно назвать безнадежные попытки ЕС наладить отношения со своим некогда очень важным союзником.

европа и казахстан отношения

Евросоюз все еще надеется заключить взаимовыгодное соглашение с Великобританией по вопросу выхода страны из сообщества. Как заявил председатель Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер, отсутствие решения приведет к большим трудностям для всех сторон. ЕС обязательно необходимо достичь компромисса с Великобританией по условиям Brexit.

А ранее, после неформальной встречи ЕС в Зальцбурге, британский премьер-министр Тереза Мэй заявила, что переговоры Лондона и Брюсселя об условиях выхода Великобритании из Европейского союза оказались в тупике.

Можно лишь предположить, что роль нового союзника взамен британцам ЕС решит отдать именно Казахстану, таким способом надеясь наладить через РК свои отношения с Российской Федерацией в обход санкций.

ТВОРЧЕСКИЙ ПОДХОД

Казахстан впервые будет участвовать в детском песенном конкурсе Eurovision-2018, где нашу страну представит Данэлия ТУЛЕШОВА.

европа и казахстан отношения

Согласно правилам, в детском конкурсе Eurovision (Junior Eurovision Song Contest) и основном конкурсе Eurovision (Eurovision Song Contest) беспрепятственно могут участвовать лишь страны, входящие в Европейскую вещательную зону. Неевропейские страны могут стать партнерами EBU. Казахстан и государственный телеканал «Хабар» вошли в Европейский вещательный союз в качестве члена-партнера в 2016 году.

Однако члены-партнеры не могут постоянно участвовать в конкурсе Eurovision. Для участия они должны получить приглашение от EBU, заплатить взнос и оплатить телетрансляцию. На сегодняшний день Казахстан получил приглашение от EBU только на детский конкурс.

ЭТАЛОН ОТНОШЕНИЙ

В своем недавнем послании казахстанскому народу Елбасы Нурсултан Назарбаев заявил, что отношения между Казахстаном и Россией являются эталоном межгосударственных связей. Президент уточнил, что Астана взяла «миролюбивый курс», а «определенные в этой сфере приоритеты полностью себя оправдывают».

«Отношения Казахстана сегодня с РФ являются эталоном межгосударственных связей, и мы продолжим это направление», — подчеркнул он.

европа и казахстан отношения

Ранее Назарбаев назвал Россию «Богом данным соседом» Казахстана. Сотрудничество с Россией он назвал образцом межгосударственных отношений. При этом казахский лидер пообещал соблюдать этот принцип, потому что он отвечает коренным интересам населения.

ОБРАТНАЯ СТОРОНА

Затрагивая тему дружеских межгосударственных отношений, мы решили привести довольно интересную статистику, которую два года назад опубликовал Finprom.kz.

европа и казахстан отношения

В ЧЕМ ВЫГОДА ДЛЯ НАС?

В любых переменах всегда можно отметить и положительные моменты. И если представить такой вариант развития событий, что однажды Казахстан станет Европой, то, возможно, будет целесообразно говорить о следующих плюсах:

Источник

Казахстан и Европейский Союз

Казахстан и Европейский Союз. Сотрудничество с Европейским Союзом является одним из приоритетных направлений во внешней политике Республики Казахстан. Перспектива и необходимость развития этих отношений для Казахстана определяются международной ролью Европейского Союза в современном мире. Вместе с тем ЕС является важным торгово-экономическим партнером Казахстана и крупным инвестором казахстанской экономики. Определенный интерес для Казахстана вызывает также богатый опыт законодательно-правового и научно-технического развития западноевропейских государств.

Хроника отношений Казахстана и Европейского Союза выделяет несколько этапов двустороннего сотрудничества. Начальный этап (1992–1995 гг.) характеризуется как период установления официальных политических контактов, формирования договорно-правовой и институциональной базы межгосударственных отношений сторон. К значимым событиям и важным моментам двустороннего взаимодействия этого времени относится ряд подписанных соглашений и обмен делегациями уполномоченных представителей РК и Европейский Союз. Закономерным следствием сотрудничества РК и ЕС в указанный период явилось подписание Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) 23 января 1995 г. в Брюсселе во время очередного заседания Совета министров иностранных дел ЕС. Со стороны Казахстана документ подписал Президент РК Н. Назарбаев, со стороны ЕС – Председатель Совета ЕС А. Жюппе.

Следует отметить, что Соглашение о партнерстве и сотрудничестве явилось основным двусторонним документом, направленным на развитие политических, экономических и культурных связей между Казахстаном и Европейский Союз. СПС создал основу для конструктивного политического диалога, сформировал открытый торговый и инвестиционный режим между его сторонами, а также предусматривает сотрудничество по 27 направлениям: от транспорта – до образования и от энергетики – до борьбы с незаконной деятельностью.

Последующие годы (1996–2000 гг.) ознаменовались углублением и активизацией взаимоотношений, развиваемых на основе ранее достигнутых договоренностей. Основной акцент в данный период приобрело сотрудничество в нефтегазовой и энергетической сферах, взаимодействие в сфере транспорта и коммуникаций, укрепляются взаимная торговля, инвестиционная деятельность.

В это же время получили свое практическое развитие инициативы по созданию двусторонних структур сотрудничества. Так, 29 апреля 1996 г. постановлением Правительства РК был создан совместный Комитет сотрудничества «Казахстан – Европейский Союз». Необходимо отметить, что в последующие годы данный комитет стал важным политическим звеном в развитии и поддержании конструктивного партнерства Казахстана и ЕС. В этой связи были созданы другие совместные институциональные органы на высоком уровне, такие, как Совет сотрудничества и Комитет парламентского сотрудничества. В мае 1997 г. состоялся визит в Казахстан делегации ЕС по вопросам юстиции и внутренних дел. В целях сближения, модификации и гармонизации законодательства ЕС и Казахстана с европейской стороны было озвучено предложение о создании в республике консультативного центра по стратегическим и юридическим вопросам. В этом же году вступил в силу подписанный тремя годами ранее базисный договор по Европейской энергетической хартии. Для Казахстана этот документ имел принципиальное значение: прежде всего, он гарантировал недопущение дискриминации на рынке энергоносителей и способствовал интеграции в мировое экономическое сообщество с соблюдением национальных тор­гово-экономических интересов.

17-18 июня 1998 г. в Астане с рабочим визитом побывала делегация Европейской комиссии с целью обсуждения поли­тических и организационных аспектов реализации программы «ТАСИС» в Казахстане. Помимо формирования национальных индикативных программ и программ содействий, ЕС разрабаты­вал для стран-партнеров межгосударственные и региональные программы, такие, как программа «ИНОГЕЙТ» (содействие прикаспийским государствам в привлечении инвестиционных ресурсов для восстановления существующей сети и разработ­ки новых маршрутов трубопровода); программа «ТРАСЕКА» (инвестиционные проекты и проекты техпомощи на развитие транспортного коридора между Европой и Центральной Азией); программа «ЕВРОКАСТОМС» (таможенное сотрудничество) и программа «ЕВРОСТАТ» (сотрудничество в области статис­тики).

Значимым событием рассматриваемого периода явилось вступление в силу Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Республикой Казахстан и Европейским Союзом (1 июля 1999 г.), что завершило официальное политическое оформление отношений между обеими сторонами.

Новыми направлениями взаимовыгодного сотрудничества стали: развитие партнерских связей с предприятиями Европей­ского космического агентства по созданию и запуску совместного спутника, а также реализация других совместных проектов в сфере высоких технологий. Первым шагом в этом отношении стал успешный запуск в марте 2000 г. макета космического спутника «Кластер-2» с помощью российской ракеты-носителя с космодрома «Байконыр».

В пользу расширения сотрудничества в данной области свидетельствует возможное присоединение Казахстана к реализации проекта спутниковой навигационной системы «Галилео» и подключение РК к Европейской рамочной программе повышения конкурентоспособности и развития инноваций. Успешно развивается межпарламентский диалог с участием депутатов Парламента РК и Парламента ЕС. 23 мая 2000 г. Казахстан посетила группа депутатов Европейского Парламента во главе с первым заместителем председателя делегации Европарламента по связям со странами Центральной Азии и Монголией И. Кукиадисом. Члены делегации обсудили вопросы сотрудничества сторон с руководством Парламента и Правительства РК, приняли участие в работе первого заседания Комитета парламентского сотрудничества «Казахстан – Европейский Союз».

На сегодняшний день проведено 8 заседаний данного Комитета, в рамках которого идет продуктивный взаимообмен парламентариев информацией и мнениями по широкому кругу вопросов двустороннего взаимодействия в политической, экономической и социальной областях. Существенное внимание приобретают программы в рамках технического содействия ЕС в области экологии и здравоохранения. В частности, Казахстану предоставлялась финансовая и техническая помощь на решение проблем бассейна Аральского моря, ликвидацию последствий ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

По итогам данных визитов было подписано Соглашение между РК и ЕС о внесении изменений в Соглашение между Республикой Казахстан и Европейским Экономическим Сообществом (ЕЭС) по торговле текстильными изделиями, а также парафировано Соглашение между Правительством РК и Европейским Сообществом по атомной энергии о сотрудничестве в области управляемого ядерного синтеза.

С 2002 г. отношения Казахстана и Европейского Союза выходят на новый уровень сотрудничества. Это время оценивается как период активной реализации принципиальных положений СПС, сопровождаемый все более возрастающим интересом со стороны ЕС к сотрудничеству с государствами Центральной Азии. Большое значение приобрели новые сферы взаимодействия, обусловленные мировыми событиями последних лет. Совместными усилиями осуществляется разработка ряда проектов по содействию Казахстану в решении комплекса вопросов внутреннего развития страны.

Так, в феврале 2002 г. в Астане прошли переговоры руководителя Отдела по Кавказу и Центральной Азии Генерального директората по внешним связям Европейской Комиссии К. Виттебруда с Правительством РК. В своих выступлениях К. Виттебруд подчеркнул, что ЕС рассматривает Казахстан как важного экономического партнера и готов продолжить развитие взаимовыгодного сотрудничества.

В рамках переговоров была достигнута договоренность по вопросам избежания двойного налогообложения, ввоза иностранной рабочей силы и соблюдения заключенных ранее контрактов. Наряду с этим были обсуждены вопросы экологии и регионального сотрудничества, укрепления пограничных и таможенных служб, а также процесс вступления Казахстана во Всемирную торговую организацию.

Важное место в отношениях Республики Казахстан и Евросоюза занимает инвестиционное сотрудничество. Доля инвестиций стран Европейского Союза в проекты на территории республики за 2002 г. составила 40% от общего объема привлеченных в Республику Казахстан прямых иностранных инвестиций. Основной формой привлечения европейского капитала явилась передача крупных промышленных предприятий в управление зарубежным фирмам, а также создание совместных и дочерних предприятий.

Согласно статистическим данным, на январь 2003 г. на территории РК было зарегистрировано 1355 предприятий с участием иностранного капитала из стран Европы. По количеству действующих предприятий, созданных с участием европейских стран, в Республике Казахстан преобладают: Бельгия, Велико британия, Германия, Ирландия, Италия, Нидерланды и Франция. Следует отметить, что особенностью европейских капиталовложений в страну является их концентрация в сырьевом секторе экономики.

Динамично развивается сотрудничество в нефтегазовой и энергетической сферах. Рассматривая структуру экспорта минеральных продуктов Казахстана, необходимо подчеркнуть, что Европейский Союз приобретает значительную часть от общего объема экспортируемых минеральных ресурсов. Энергетическая политика стран ЕС заключается как в использовании действующих нефтепроводов, по которым углеводороды доставляются на перерабатывающие предприятия Европы, так и в активном участии в процессе добычи на шельфах Каспийского моря.

Участие в нефтяной и газовой добыче Каспийско-Центральноазиатского региона принимают компании Shell (Голландия), TotalFinaElf и Schlumberger (Франция), ENI и Agip (Италия), British Petroleum и Lasmo (Великобритания), REPSOL (Испания), Wintershall (Германия) и Statoil (Норвегия).

Наряду с этим взаимодействие РК и ЕС в нефтяном секторе осуществляется путем диалога сторон в рамках проектов «Баку – Тбилиси – Джейхан» и «Одесса – Броды – Полоцк».

Во время официального визита в Республику Казахстан 15–16 марта 2004 г. Комиссар по внешним связям Европейской Комиссии К. Паттен отметил, что сотрудничество в области энергетических ресурсов является стратегическим направлением политики ЕС в Центральноазиатском регионе. В этой связи в ноябре 2004 г. благодаря так называемой «Бакинской инициативе» начался диалог между ЕС, причерноморскими и прикаспийскими государствами с целью углубления партнерства в энергетической сфере. *

С 2006 г. сотрудничество РК и ЕС в области энергетики значительно укрепилось. В целях активизации совместных энергетических проектов в мае 2006 г. Казахстан с официальным визитом посетил член Европейской Комиссии, ответственный за вопросы энергетики, А. Пиебалгса. В декабре этого же года между Казахстаном и ЕС был подписан Меморандум по сотрудничеству в области энергетики. Данный документ предусматривает две «дорожные карты» по сотрудничеству в области укрепления энергетической безопасности и промышленности, реализация которых включает регулярный обмен информацией по энергетическим вопросам, взаимовыгодной транспортировке энергоресурсов и развитию экологически чистых технологий.

Одним из перспективных направлений в укреплении энергетического диалога РК и ЕС является развитие сотрудничества в области атомной энергетики и связанной с ней урановой промышленности. Результатом взаимодействия сторон в данной области явилось подписание 5 декабря 2006 г. Соглашения между РК и ЕС об использовании ядерной энергии в мирных целях. Указанный документ предполагает усовершенствование сотрудничества в области ядерной безопасности и ядерного синтеза путем обеспечения устойчивой структуры развития торговли ядерными материалами между двумя сторонами. Другой важной сферой взаимодействия, получившей в этот период качественное развитие, является сотрудничество в области торговли текстильной продукцией. В этой связи еще в апреле 2004 г. в Брюсселе постоянный представитель РК при Европейских Сообществах К. Жигалов и постоянный представитель председательствующей в ЕС Ирландии А. Андерсон подписали казахстанско-европейское межправительственное соглашение о торговле текстильной продукцией, в соответствии с которым Казахстан получил возможность экспортировать в страны ЕС свыше 150 наименований текстильных изделий. Экспорт казахстанского текстиля в страны ЕС (Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Италия) в 2004 г. составил 8,4 млн. долл. США, импорт (Великобритания, Германия, Италия, Франция, Нидерланды) – 29,6 млн. долл. [35].

В целом за время сотрудничества РК и ЕС структура товарооборота не претерпевает значительных изменений, металлы, углеводородное сырье и минеральные продукты занимают основное место в экспорте казахстанских предприятий. В структуре импорта Казахстана преобладают электротехническое оборудование, средства наземного, воздушного и водного транспорта, их комплектующие части, продукция химической и металлургической промышленности. Учитывая вступление в ЕС с 1 мая 2004 г. десяти новых стран-членов, а также – с 1 января 2007 г. – Болгарии и Румынии, между РК и ЕС подписан Протокол к Соглашению о партнерстве и сотрудничестве, адаптирующий действие Соглашения к условиям расширенного Европейского Союза. Отметим, что за счет расширения Европейского Союза (ЕС-25) в мае 2004 г. объем товарооборота Казахстана со странами ЕС на 2005 г. заметно увеличился и составил 15,3 млрд. долл. США, в том числе экспорт – 11 млрд. долл., импорт – 4,3 млрд. долл.

В 2006 г. рост товарооборота продолжился и составил 22,7 млрд. долл., в том числе экспорт – 16,53 млрд. долл., импорт – 6,26 млрд. долл. Доля стран Европейского Союза в товарообороте составила 36,3% от общего объема внешней торговли РК.

В 2007 г. объем взаимной торговли сторон увеличился до 27,5 млрд. долл. (экспорт – 19,5 млрд. долл., импорт – 8,0 млрд. долл.). В прошедшем 2008 г. объем торговли РК и ЕС составил 34,1 млрд. долл. (экспорт – 26,9 млрд. долл., импорт – 7,1 млрд. долл.).

За первый квартал 2009 г. объем взаимной торговли Казахстана с ЕС составляет 4,7 млрд. долл., в том числе экспорт – 3,3 млрд. долл., импорт – 1,4 млрд. долл. Таким образом, за годы сотрудничества страны ЕС инвестировали в экономику Казахстана более 73,4 млрд. долл. США. Основными инвесторами являются: Нидерланды, Германия, Италия, Франция и Великобритания.

С 2006 г. во взаимоотношениях Казахстана и Европейского Союза наблюдается интенсификация политической составляющей. В октябре 2006 г. состоялся первый официальный визит Министра иностранных дел Казахстана К. Токаева в структуры Европейского Союза в Брюсселе. По итогам встреч с Генеральным секретарем Совета ЕС – Верховным представителем ЕС по вопросам ОВППБ Х. Соланой и Комиссаром ЕС по внешним связям и европейской политике соседства Б. Ферреро-Вальднер было озвучено предложение о повышении уровня сотрудничества с Казахстаном посредством подключения республики к европейской политике соседства и проведения регулярных консультаций в формате «тройка ЕС – Казахстан» на министерском уровне. Данная тема получила свое дальнейшее развитие во время официального визита в Казахстан 18–20 октября 2006 г. Комиссара ЕС по внешним связям и европейской политике соседства Б. Ферреро-Вальднер. Комиссар ЕС встретилась с Президентом РК Н. Назарбаевым, Министром иностранных дел Казахстана К. Токаевым, спикером верхней палаты Парламента РК Н. Абыкаевым.

В ходе встреч сторонами обсуждался широкий круг вопросов взаимоотношений РК и ЕС, в том числе вопросы: диверсификации поставок энергоресурсов в страны ЕС; энергетической безопасности в регионе; взаимодействия в рамках космической навигационной программы «Галилео»; расширения политического и торгово-экономического сотрудничества. Значимым моментом сотрудничества Казахстана и ЕС на современном этапе стал визит Президента РК Н. Назарбаева в Брюссель 4–6 декабря 2006 г. Президент РК посетил штаб-квартиру Европейской Комиссии и встретился с Председателем Европейской Комиссии Ж. Баррозу.

По итогам прошедших переговоров был подписан Меморандум о взаимопонимании в области энергетики. Президент Н. Назарбаев также провел переговоры с Генеральным секретарем Совета ЕС – Верховным представителем ЕС по вопросам ОВППБ Х. Соланой. Состоялся обмен мнениями по широкому кругу вопросов казахстанско-европейского политического сотрудничества.

Принимая во внимание, что срок действующего между Казахстаном и ЕС Соглашения о партнерстве и сотрудничестве в 2009 г. истекает, стороны согласились с необходимостью выведения отношений Казахстана и Европейского Союза на уровень стратегического партнерства.

Немаловажным моментом политического сотрудничества является участие руководства РК и ЕС во встречах в формате «Тройка ЕС и страны Центральной Азии». В ходе встречи, состоявшейся в Астане в марте 2007 г., обсуждался проект новой Стратегии ЕС для Центральной Азии на 2007–2013 гг., которая была принята 22 июня 2007 г. на саммите ЕС под названием «Европейский Союз и Центральная Азия: стратегия нового партнерства». На встрече было подчеркнуто стремление ЕС повышать уровень своего присутствия в Центральноазиатском регионе через содействие в политическом и экономическом развитии стран Центральной Азии.

Таким образом, за прошедшие 18 лет взаимовыгодного сотрудничества Республика Казахстан и Европейский Союз достигли положительных результатов почти во всех сферах взаимодействия. Казахстан позитивно оценивает перспективы дальнейшего сотрудничества и рассчитывает на углубление диалога с Европейским Союзом.

В свою очередь, со стороны Европейского Союза высоко оценено значение инициативы Президента РК Н. Назарбаева по разработке специальной программы «Путь в Европу» в контексте казахстанско-европейских отношений, в том числе подготовки Республики Казахстан к предстоящему председательству в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2010 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *