европейская комиссия по правам человека статья 9

Свобода совести, мысли и религии (статья 9 Конвенции)

европейская комиссия по правам человека статья 9

Статья 9 Конвенции о защите прав человека: разъяснения юриста

Статья 9 Конвенции защищает право каждого человека на свободу мысли, совести и религии, одновременно, в части 2, устанавливая недопустимость ограничения такого права иначе, как в силу закона и только в определенных целях. Перекликаются с этой нормой и зачастую рассматриваются вместе с ней положения статьи 2 Протокола №1 к Конвенции. Они защищают, в частности, право родителей обеспечить образование и обучение в соответствии с их религиозными и философскими убеждениями, а также требуют от государства уважать это право при выполнении любых функции в сфере образования.

Свобода мысли, совести и религии

Право на свободу мысли, совести, религии при отсутствии в тексте статьи 9 Конвенции определения этих понятий допускает возможность их самого широкого толкования. Однако правоприменительная практика ЕСПЧ сужает рамки, хотя и оставляет простор для разнообразия подходов в каждом конкретном деле.

Используемая в тексте статьи 9 Конвенции формулировка позволяет сделать вывод о направленности нормы, прежде всего, на защиту религиозных и иных убеждений индивидуального и коллективного порядка. Это прямо вытекает из части 1, где дается разъяснение того, что включает право на свободу мысли, совести и религии: свободу изменения религии или убеждений и свободу исповедования своей религии или убеждений. При этом здесь же определяются и защищаемые Конвенцией формы проявления таких свобод – индивидуально и коллективно (сообща с другими), публично и частно, в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

Под убеждениями понимаются личные убеждения, которые:

Оценка убеждений на соответствие этим критериям проводится в плоскости ценностей демократического общества – они должны быть значимыми в масштабе человеческой жизни и при этом быть настолько важными, чтобы их нужно было защищать в таком обществе. Именно поэтому многие личные убеждения частного характера, которые не представляют общественной ценности, не подпадают под защиту статьи 9 Конвенции. Например, ЕСПЧ признавал необходимость судебной защиты убеждений атеистов, пацифистов, веганов, последователей определенной политической идеологии. Но не нашел такой необходимости, например, в вопросах эвтаназии или способах погребения умерших.

Что касается религии, то ЕСПЧ никогда не пытался дать какого-либо четкого определения этому понятию. Более того, указывал на то, что отнесение сводов убеждений, правил, обычаев к некой религии на является обязанностью Суда. Обычно в делах, где возникает спор относительно принадлежности к религии и религиозным убеждениям, ЕСПЧ либо придерживается национального законодательства конкретной страны, либо руководствуется общепризнанными в Европе оценками наличия/отсутствия религиозного характера в деятельности каких-то организаций. Нередко ЕСПЧ признает наличие «религиозного» только по той причине, что со ссылкой на такой характер убеждений, деятельности и т.п. состоялось нарушение прав, на которое ссылается заявитель в жалобе. Разумеется, не возникает никаких вопросов, когда речь идет о мировых религиях. Все споры, как правило, касаются отдельных групп, сект, движений и т.п. В ряде случаев, если невозможно поступить иначе, Суд просит заявителя доказать религиозный характер убеждений или деятельности либо тот факт, что религия, на которую ссылается заявитель, существует в действительности.

Свободу мысли, совести, религии можно определить в общем виде как свободу внутренних убеждений и их проявлений. ЕСПЧ часто использует общий термин «свобода вероисповедания». В российском законодательстве применяются термины «свобода вероисповедания» и «свобода совести».

Защита свобод и убеждений, предусмотренная статьей 9 Конвенции, – это защита от вмешательства в них государства и от государственной идеологической обработки личности. Поскольку существование убеждения нельзя ни доказать, ни опровергнуть, пока оно каким-то образом себя не проявят, фактически под защиту попадают проявления личных убеждений. С другой стороны, статья 9 Конвенциизащищает и от попыток государства заставить человека поменять свои убеждения либо обязать его высказать их или проявить иным образом.

Типичные нарушения права на свободу мысли, совести и религиив практике ЕСПЧ:

Практика применения статьи 9 Конвенции

До последнего времени жалобы со ссылками на нарушение прав на свободу мысли, совести и религии были малочисленны в практике ЕСПЧ. Однако на современном этапе их количество стало возрастать и, как отмечается самим Судом, наметилась тенденция усложнения дел.

Если ранее основные жалобы сводились к нарушению личного права в условиях лишения свободы или в связи с трудовыми отношениями, то сегодня многие обращения носят коллективный характер, поступают от юридических лиц и касаются самых разносторонних проявленийсвободы мысли, совести и религии. Кроме того, жалобы в ЕСПЧ часто связаны с нарушениями комплексного характера, которые подпадают под действие нескольких статей Конвенции – не только статьи 9 Конвенции, но и, в частности, статьи 8 (уважение к частной жизни), статьи 10 (свобода выражения мнения), статьи 11 (свобода собраний и объединений) и упомянутой выше статьи 2 Протокола №1 к Конвенции, причем в разных комбинациях. Поскольку во многих делах эти нормы Конвенции тесно переплетаются, при подготовке жалобы и оценке ее приемлемости обязательно нужно анализировать, нет ли конкуренции норм и будет ли статья 9 Конвенции lex specialis – нормой, которая должна применяться приоритетно.

Небольшой процент дел, связанных с «чистым» нарушением статьи 9 Конвенции, в практике ЕСПЧ также следует учитывать. Акцент необходимо делать на прецедентах последнего времени и брать за основу при толковании новейшие разъяснения ЕСПЧ и справочные пособия Совета Европы. Одним из таковых является изданное на русском языке пособие Джима Мердока: «Защита права на свободу мысли, совести и религии в рамках Европейской конвенции о защите прав человека», подготовленное Генеральным Директоратом по правам человека и верховенству права Совета Европы в 2012 году (в русском переводе – в 2014 году).

И, наконец, в вопросах применения статьи 9 Конвенциипо делам, связанным с проблемами и конфликтами на национальной (этнической) почве, определенную роль играет Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств 1995 года. Она подписана и ратифицирована большинством стран Совета Европы, в том числе Россией (в 1998 году).

В любом случае правильное применение статьи 9 Конвенции по правам человекадолжно основываться на 5 пунктах:

Тенденция увеличения и усложнения жалоб о нарушении статьи 9 Конвенции началась с конца 1990-х годов. Но пока что еще правоприменительная практика ЕСПЧ в этом направлении довольно-таки скромная. Для России применение статьи 9 сегодня не является особо актуальным, поскольку наша страна является многонациональной и многорелигиозной, а возникающие проблемы более-менее эффективно разрешаются на национальном уровне. Кроме того, многие нарушения при правильной квалификации оказываются нарушениями, подпадающими под действие других норм Конвенции, в частности статей 10 и 11. Наиболее резонансные дела против России были связаны с ограничениями и запретами деятельности религиозных сект и движений. При этом российские суды стараются придерживаться прецедентного права ЕСПЧ и не игнорируют его позицию при рассмотрении аналогичных дел.

(!) ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Если вы находите нашу работу полезной, то вы можете поддержать проект и отблагодарить автора, пройдя по этой ссылке

Источник

Европейская комиссия по правам человека статья 9

(с изменениями на 24 июня 2013 года)

Документ с изменениями, внесенными:

международным протоколом от 13 мая 2004 года N 14 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.07.2018, N 0001201807160016) (о порядке вступления в силу см. статью 19 международного протокола от 13 мая 2004 года N 14);

международным протоколом от 24 июня 2013 года N 15 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 04.08.2021, N 0001202108040001) (о порядке вступления в силу см. статью 7 и статью 8 международного протокола от 24 июня 2013 года N 15).

* Конвенция подписана Российской Федерацией 28 февраля 1996 года, вступила в силу для Российской Федерации 5 мая 1998 года

** Текст Конвенции изменен в соответствии с положениями Протокола N 3 (СЕД N 45), который вступил в силу 21 сентября 1970 года, Протокола N 5 (СЕД N 55), который вступил в силу 20 декабря 1971 года, и Протокола N 8 (СЕД N 118), который вступил в силу 1 января 1990 года. Он также включает в себя текст Протокола N 2 (СЕД N 44; Бюллетень международных договоров, 1998 год, N 7), который в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Протокола является неотъемлемой частью Конвенции с даты вступления его в силу 21 сентября 1970 года. Все положения (Бюллетень международных договоров, 1998 год, N 7), которые были дополнены или изменены указанными Протоколами, заменены положениями Протокола N 11 (СЕД N 155; Бюллетень международных договоров, 1998 год, N 12) с даты вступления его в силу 1 ноября 1998 года. С этой даты прекращается действие Протокола N 9 (СЕД N 140; Бюллетень международных договоров, 1998 год, N 10), который вступил в силу 1 октября 1994 года, а Протокол N 10 (СЕД N 146), который не вступил в силу, утрачивает свою цель.

В соответствии с Протоколом N 11 к Конвенции изменена нумерация ее статей и введены их заголовки. Русский текст Конвенции дан в переводе с английского и французского текстов Конвенции с учетом практики Европейского суда по правам человека, особенно толкования Судом смысла статей 5, 6, 9, 10, 43 и др.

Правительства, подписавшие настоящую Конвенцию, являющиеся членами Совета Европы,

принимая во внимание Всеобщую декларацию прав человека, провозглашенную Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года,

учитывая, что эта Декларация имеет целью обеспечить всеобщее и эффективное признание и осуществление провозглашенных в ней прав,

считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами и что одним из средств достижения этой цели является защита и развитие прав человека и основных свобод,

подтверждая свою глубокую приверженность основным свободам, которые являются основой справедливости и всеобщего мира и соблюдение которых наилучшим образом обеспечивается, с одной стороны, подлинно демократическим политическим режимом и, с другой стороны, всеобщим пониманием и соблюдением прав человека, которым они привержены,

преисполненные решимости, как Правительства европейских государств, движимые единым стремлением и имеющие общее наследие политических традиций, идеалов, свободы и верховенства права, сделать первые шаги на пути обеспечения коллективного осуществления некоторых из прав, изложенных во Всеобщей декларации,

Подтверждая, что Высокие Договаривающиеся Стороны в соответствии с принципом субсидиарности несут основную ответственность за обеспечение прав и свобод, определенных в настоящей Конвенции и Протоколах к ней, пользуются при этом свободой усмотрения, надзор за осуществлением которой осуществляется Европейским судом по правам человека, учрежденным на основании настоящей Конвенции

(Часть дополнительно включена с 1 августа 2021 года международным протоколом от 24 июня 2013 года N 15)

согласились о нижеследующем:

Статья 1
Обязательство соблюдать права человека

Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе I настоящей Конвенции.

РАЗДЕЛ I
ПРАВА И СВОБОДЫ

Cтатья 2
Право на жизнь

1. Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание.

2. Лишение жизни не рассматривается как нарушение настоящей статьи, когда оно является результатом абсолютно необходимого применения силы:

a) для защиты любого лица от противоправного насилия;

b) для осуществления законного задержания или предотвращения побега лица, заключенного под стражу на законных основаниях;

c) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа.

Статья 3
Запрещение пыток

Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Статья 4
Запрещение рабства и принудительного труда

1. Никто не должен содержаться в рабстве или подневольном состоянии.

2. Никто не должен привлекаться к принудительному или обязательному труду.

3. Для целей настоящей статьи термин «принудительный или обязательный труд» не включает в себя:

a) всякую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям статьи 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения;

b) всякую службу военного характера, а в тех странах, в которых правомерным признается отказ от военной службы на основании убеждений, службу, назначенную вместо обязательной военной службы;

c) всякую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающего жизни или благополучию населения;

d) всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей.

Статья 5
Право на свободу и личную неприкосновенность

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом:

a) законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом;

b) законное задержание или заключение под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом;

c) законное задержание или заключение под стражу лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения;

d) заключение под стражу несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное заключение под стражу, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом;

e) законное заключение под стражу лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также законное заключение под стражу душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;

f) законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.

2. Каждому арестованному незамедлительно сообщаются на понятном ему языке причины его ареста и любое предъявляемое ему обвинение.

3. Каждый задержанный или заключенный под стражу в соответствии с подпунктом «с» пункта 1 настоящей статьи незамедлительно доставляется к судье или к иному должностному лицу, наделенному, согласно закону, судебной властью, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может быть обусловлено предоставлением гарантий явки в суд.

4. Каждый, кто лишен свободы в результате ареста или заключения под стражу, имеет право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности его заключения под стражу и на освобождение, если его заключение под стражу признано судом незаконным.

5. Каждый, кто стал жертвой ареста или заключения под стражу в нарушение положений настоящей статьи, имеет право на компенсацию.

Статья 6
Право на справедливое судебное разбирательство

2. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления считается невиновным, до тех пор пока его виновность не будет установлена законным порядком.

3. Каждый обвиняемый в совершении уголовного преступления имеет как минимум следующие права:

a) быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения;

b) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;

c) защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия;

d) допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него;

e) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке.

Статья 7
Наказание исключительно на основании закона

1. Никто не может быть осужден за совершение какого-либо деяния или за бездействие, которое согласно действовавшему в момент его совершения национальному или международному праву не являлось уголовным преступлением. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления.

2. Настоящая статья не препятствует осуждению и наказанию любого лица за совершение какого-либо деяния или за бездействие, которое в момент его совершения являлось уголовным преступлением в соответствии с общими принципами права, признанными цивилизованными странами.

Статья 8
Право на уважение частной и семейной жизни

1. Каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

2. Не допускается вмешательство со стороны публичных властей в осуществление этого права, за исключением случаев, когда такое вмешательство предусмотрено законом и необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, экономического благосостояния страны, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья или нравственности или защиты прав и свобод других лиц.

Статья 9
Свобода мысли, совести и религии

1. Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов.

2. Свобода исповедовать свою религию или убеждения подлежит лишь тем ограничениям, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц.

Статья 10
Свобода выражения мнения

1. Каждый имеет право свободно выражать свое мнение. Это право включает свободу придерживаться своего мнения и свободу получать и распространять информацию и идеи без какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ. Настоящая статья не препятствует государствам осуществлять лицензирование радиовещательных, телевизионных или кинематографических предприятий.

2. Осуществление этих свобод, налагающее обязанности и ответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями, условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности, территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия.

Статья 11
Свобода собраний и объединений

1. Каждый имеет право на свободу мирных собраний и на свободу объединения с другими, включая право создавать профессиональные союзы и вступать в таковые для защиты своих интересов.

2. Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, кроме тех, которые предусмотрены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц. Настоящая статья не препятствует введению законных ограничений на осуществление этих прав лицами, входящими в состав вооруженных сил, полиции или административных органов государства.

Статья 12
Право на вступление в брак

Мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право вступать в брак и создавать семью в соответствии с национальным законодательством, регулирующим осуществление этого права.

Статья 13
Право на эффективное средство правовой защиты

Каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Источник

Добро пожаловать на сайт Европейского Суда по правам человека

Этот ресурс посвящен Европейскому суду по правам человека, цивилизованному инструменту в руках Совета Европы, призванному компенсировать нарушения прав и основных свобод человека

Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод

европейская комиссия по правам человека статья 9

Европейская Конвенция по правам человека и Протоколы к ней

(Европейская) Конвенция о защите прав человека и основных свобод, также Европейская конвенция по правам человека (ЕКПЧ) или просто Конвенция — международное соглашение между странами — участниками Совета Европы (на момент 50-х). Соглашение разработано и подписано в 1950 году и вступило в силу 3 сентября 1953 года. Европейская Конвенция устанавливает неотъемлемые права и свободы каждого человека и обязывает государства, ратифицировавшие Конвенцию, гарантировать эти права каждому человеку, который находится под их юрисдикцией. Главное отличие Конвенции от иных международных договоров в области прав человека — существование реально действующего механизма защиты декларируемых прав в виде Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ), рассматривающего индивидуальные жалобы на нарушения Конвенции против подписавших её государства. Любой гражданин или житель страны Совета Европы, считающий, что его права и свободы, закреплённые какой-либо статьёй Конвенции, были нарушены, имеет возможность обратиться в ЕСПЧ, если соответствующая статья была ратифицирована государством, которое обвиняется в нарушении прав.

Членами Конвенции являются все страны Совета Европы. Новые государства-члены обязаны подписать её при вступлении в Совет Европы и ратифицировать в течение одного года. В России Конвенция и протоколы к ней ратифицированы и действуют с марта 1998 года, протоколы 6, 12, 13 и 16 по состоянию на 2019 год остаются не ратифицированными.

Отправной точкой возникновения Европейской Конвенции стала Всеобщая декларация прав человека, принятая после Второй мировой Войны в 1948 году.

Конвенция имеет особую Статью 1, три раздела и дополнительные протоколы к ней. Первый раздел оговаривает права и свободы человека (статьи 2 — 18), второй устанавливает Европейский суд по правам человека (статьи 19 — 51) третий оговаривает другие, не перечисленные в первых двух, положения. Протоколы № 2, 3, 5, 8, 9, 10, 11, 14 и 14бис (утратил силу после вступления в силу протокола № 14), прилагаемые к Конвенции, посвящены изменениям в порядке деятельности ЕСПЧ. Протоколы № 10 и 15 остаются не вступившим в силу (по состоянию на 2019 год).

Статья 1 — Обязанность соблюдать права человека

Первая статья обязывает все страны и государства, подписавшие Конвенцию, уважать и соблюдать перечисленные ею первом разделе права человека: «Высокие договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе I настоящей Конвенции.»

Европейская конвенция. Раздел 1 — Права и свободы

Статья 2 — Право на жизнь

Статья декларирует право на жизнь.

Статья 3 — Запрещение пыток

Статья 4 — Запрещение рабства и принудительного труда

Статья запрещает нахождение или содержание в рабстве, рабский или принудительный труд, а также оговаривает исключения из этой статьи. Согласно статье, «„принудительный“ или „обязательный труд“ не включает в себя»: работу лиц находящихся в заключении (или условно освобождённое от такового) при соблюдении 5 Статьи Конвенции; военную или альтернативной службу; службу обязательную при чрезвычайном положении или бедствии, угрожающего жизни или благополучию населения, а также работу являющуюся частью обычных гражданских обязанностей.

Статья 5 — Право на свободу и личную неприкосновенность

Настоящая статья декларирует право на «личную неприкосновенность», а также декларирует исключительные случаи на основании закона, в которых государство имеет право лишать человека свободы.

Статья 6 — Право на справедливое судебное разбирательство

Статья обеспечивает подробности права на справедливое судебное разбирательство, декларирует презумпцию невиновности и устанавливает минимальные права обвиняемого.

Статья 7 — Наказание исключительно на основании закона

Статья защищает право человека на свободу от наказания, не предусмотренного законом в момент совершения вменяемого преступления, а также исключает применение статьи в случаях преступлений против общепризнанных прав и свобод, даже если те не наказывались по местным законом в момент их совершения.

Статья 8 — Право на уважение частной и семейной жизни

Статья защищает право на личную и семейную жизнь, а также на тайну корреспонденции и условия вмешательства в настоящее право лишь на основании закона и в исключительных случаях.

См. Дело Романа Захарова (Zakharov v. Russia), [2015] ЕСПЧ (ECHR) — Большая Палата ЕСПЧ нашла Россию виновной в нарушении Статьи 8 Конвенции, так как созданная ею система СОРМ не являлась достаточно прозрачной и оставляла ничем не ограниченную возможность получать без судебного решения доступ к информации о передвижении граждан.

Статья 9 — Свобода мысли, совести и религии

Статья защищает свободу человека выбирать, следовать или отказываться от религии или убеждений. Лично или в сообществе. Статья предусматривает ограничения на основании закона.

Статья 10 — Свобода выражения мнения

Данная статья Европейской Конвенции декларирует право человека свободно выражать и придерживаться своего мнения, а также распространять информацию и идеи без какого-либо ограничения, а также оговаривает случаи, когда государства вправе устанавливать ограничения в части распространения информации посредством лицензирования либо иным способом установленном законом.

Статья 11 — Свобода собраний и объединений

Статья предусматривает право человека на мирное собрание и объединения и союзы с другими.

Осуществление этих прав не подлежит никаким ограничениям, за исключением предусмотренных законом «в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц».

Статья 12 — Право на вступление в брак

Статья декларирует право мужчин и женщин, достигших брачного возраста, вступать в брак и создавать семью в соответствии с национальным законом.

Статья 13 — Право на эффективное средство правовой защиты

Статья обязует государства (их правительства) обеспечить право на «эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве» в случая нарушения оговорённых настоящей Конвенций прав, свободы или иных обязательств.

Статья 14 — Запрещение дискриминации

Статья обязует государства применять оговорённые права без каких либо условностей.

Статья 15 — Отступление от соблюдения обязательств в чрезвычайных ситуациях

Статья 15 позволяет договаривающимся государствам отступать от определенных прав, гарантированных Конвенцией, в период «войны или иного чрезвычайного положения, угрожающего жизни нации». Допустимые отступления согласно статье 15 должны отвечать трем основным условиям:

должно быть чрезвычайное положение, угрожающее жизни нации;
любые меры, принимаемые в ответ, должны быть «строго предписаны требованиями ситуации»;
меры, принимаемые в ответ на это, должны соответствовать другим обязательствам государства по международному праву.
В дополнение к этим существенным требованиям отступление должно носить процедурный характер. Должно быть официальное объявление об отступлении и уведомление об отступлении и о любых мерах, принятых в соответствии с ним, и о прекращении отступления должно быть сообщено Генеральному секретарю Совета Европы.

По состоянию на 2016 год, восемь государств-членов когда-либо ссылались на отступления. Суд вполне допускает принятие государством отступлений от Конвенции, но применяет более высокую степень контроля при решении вопроса о том, являются ли меры, принимаемые государствами в соответствии с отступлениями, по словам статьи 15, «строго необходимыми с учетом остроты ситуации». Таким образом, в деле А против Соединенного Королевства Суд отклонил заявление о том, что отступление, поданное британским правительством в ответ на нападения 11 сентября, было недействительным, но далее пришел к выводу, что меры, принятые Соединенным Королевством в соответствии с этим отступлением, были несоразмерными.

Примеры таких отступлений включают:

В греческом деле 1969 года Европейская комиссия по правам человека постановила, что отступление является недействительным, поскольку предполагаемая коммунистическая подрывная деятельность не представляет достаточной угрозы. Это единственный случай на сегодняшний день, когда система Конвенции отвергла попытку отступления.
Операция «Деметрий» — интернированные лица, арестованные без суда в соответствии с операцией «Деметрий», не смогли подать жалобу в Европейскую комиссию по правам человека на нарушения статьи 5, поскольку 27 июня 1975 года Соединенное Королевство направило в Совет Европы уведомление о том, что существует «чрезвычайное положение в государстве по смыслу пункта 1 статьи 15 Конвенции».

Статья 16 — Ограничение на политическую деятельность иностранцев

Статья 17 — Запрещение злоупотреблений правами

Статья 18 — Пределы использования ограничений в отношении прав

Статья запрещает применение ограничений, установленных статьями на перечисленные в Конвенции права, для целей отличных от тех, для которых оные были предусмотрены. В зависимости от статьи, использование ограничений государством должно быть предписано законом либо действовать только при определённых условиях. Статья 8 («Право на уважение частной и семейной жизни») Конвенции пункт 2, к примеру, прямо указывает, что вмешательство в частную или семейную жизнь возможно для государства, только в том случае, когда таковое предусмотрено законом и «необходимо в демократическом обществе в интересах национальной безопасности и общественного порядка, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц», таким образом сужая возможности государств в применение таких ограничений. По утверждению палаты ЕСПЧ в деле «Гусинский п. России», статья 18 применяется лишь в связке с нарушениями других статей и не является полностью самостоятельной статьей, которую могли бы нарушить государства.

См. Дело Гусинский v. России (Gusinsky v. Russia), [2004] ЕСПЧ (ECHR), один из первых случаев в истории дел против России, когда последняя была найдена виновной в нарушении 18 статьи.

Европейская конвенция. Раздел 2 — Европейский суд по правам человека

Большая палата Европейского суда по правам человека.

Создание ЕСПЧ предусмотрено Статьей 19 Конвенции в качестве обеспечения соблюдения обязательств принятых на себя участниками Конвенции. Общее количество судей входящих в состав суда равно числу сторон подписавших Конвенцию, которое по состоянию на 2018 год равно 47. Каждый судья выбирается Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) из 3 кандидатов предоставленных каждым участником Конвенции простым большинством голосов. Срок работы судьи не превышает 9 лет.

Статья 34 — Индивидуальные жалобы

Статья оговаривает право любого человека на подачу от своего или лица своего представителя жалобы против государства на нарушенные права Конвенции, а также прямо запрещает как-либо препятствовать этому праву. Любая жалоба должна быть подана в соответствии с условиями приемлемости жалобы согласно Статье 35 («Условия приемлемости [жалобы]»).

Статья 35 — Условия приемлемости (жалобы)

1. Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние средства правовой защиты, как это предусмотрено общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты вынесения национальными органами окончательного решения по делу.

2. Суд не принимает к рассмотрению никакую индивидуальную жалобу, поданную в соответствии со статьей 34, если она:

a) является анонимной; или

b) является по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит новых относящихся к делу фактов.

3. Суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, поданную в соответствии с положениями статьи 34, если он сочтет, что:

a. эта жалоба является несовместимой с положениями настоящей Конвенции или Протоколов к ней, явно необоснованной или является злоупотреблением правом подачи индивидуальной жалобы; или

b. заявитель не понес значительный ущерб, если только принцип уважения прав человека, как они определены в настоящей Конвенции и Протоколах к ней, не требует рассмотрения жалобы по существу и при условии, что на этом основании не может быть отказано в рассмотрении никакого дела, которое не было надлежащим образом рассмотрено внутригосударственным судом.

4. Суд отклоняет любую переданную ему жалобу, которую сочтет неприемлемой в соответствии с настоящей статьей. Он может сделать это на любой стадии разбирательства.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Ссылка для скачивания.

Скачать Европейскую Конвенцию можно здесь. Для Вашего удобства она представлена в разных форматах:

европейская комиссия по правам человека статья 9

Европейская конвенция по правам человека (ЕКПЧ)

Протоколы к Европейской Конвенции

Протокол № 1 — Собственность, образование, выборы и юрисдикция

Статья 1 — Защита собственности

Статья предусматривает право на мирное пользование своим имуществом.

Статья 2 — Право на образование

Статья предусматривает право на образование

Статья 3 — Право на свободные выборы

Статья предусматривает право на свободные выборы

Статья 4 — Территориальная сфера действия

Статья 5 — Соотношение с Конвенцией

Протокол № 4 — Свобода передвижения, высылка и лишение свободы за долги

Статья 1. Запрещение лишения свободы за долги

Статья 2. Свобода передвижения

Статья 3. Запрещение высылки граждан

Статья 4. Запрещение коллективной высылки иностранцев

Протокол № 6 — Ограничения в смертной казни

Статья 1. Отмена смертной казни (ограничена мирным временем)

Протокол № 7 — Высылка иностранцев, компенсация за ложное обвинение и семья

Статья 1. Процедурные гарантии в случае высылки иностранцев

Статья 2. Право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции

1. Каждый осужденный за совершение уголовного преступления имеет право на то, чтобы вынесенный в отношении него приговор или определенное ему наказание были пересмотрены вышестоящей судебной инстанцией. Осуществление этого права, включая основания, на которых оно может быть осуществлено, регулируется законом.

2. Из этого права могут делаться исключения в отношении незначительных правонарушений, признанных таковыми законом, или когда соответствующее лицо было судимо уже в первой инстанции верховным судом или признано виновным и осуждено в результате судебного пересмотра его оправдания.

Статья 3. Компенсация в случае судебной ошибки

Если какое-либо лицо на основании окончательного приговора было осуждено за совершение уголовного преступления, а вынесенный ему приговор впоследствии был отменен, или оно было помиловано на том основании, что какое-либо новое или вновь открывшееся обстоятельство убедительно доказывает, что имела место судебная ошибка, то лицо, понесшее наказание в результате такого осуждения, получает компенсацию согласно закону или существующей практике соответствующего государства, если только не будет доказано, что ранее неизвестное обстоятельство не было своевременно обнаружено полностью или частично по его вине.

Статья 4. Право не быть судимым или наказанным дважды

1. Никто не должен быть повторно судим или наказан в уголовном порядке в рамках юрисдикции одного и того же государства за преступление, за которое уже был оправдан или осужден в соответствии с законом и уголовно-процессуальными нормами этого государства.

2. Положения предыдущего пункта не препятствуют повторному рассмотрению дела в соответствии с законом и уголовно-процессуальными нормами соответствующего государства, если имеются сведения о новых или вновь открывшихся обстоятельствах или если в ходе предыдущего разбирательства были допущены существенные нарушения, повлиявшие на исход дела.

3. Отступления от выполнения настоящей статьи на основании положений статьи 15 Конвенции не допускаются.

Статья 5. Равноправие супругов.

Протокол № 12 — Дискриминация

Статья 1. Общее запрещение дискриминации

Протокол № 13 — Абсолютный запрет на смертную казнь

ПРОТОКОЛ N 13 к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод относительно отмены смертной казни в любых обстоятельствах (Вильнюс, 3 мая 2002 г.). ETS N 187. Государства — члены Совета Европы, подписавшие настоящий Протокол, будучи убеждены, что право каждого человека на жизнь является фундаментальной ценностью в демократическом обществе и что отмена смертной казни является основным условием защиты этого права и полного признания достоинства, присущего всем человеческим существам; желая усилить защиту права на жизнь, гарантированного Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 г. (далее именуемой «Конвенция», «Европейская Конвенция»); отмечая, что Протокол N 6 к Конвенции, касающийся отмены смертной казни, подписанный в Страсбурге 28 апреля 1983 г., не исключает применения смертной казни за действия, совершенные во время войны или неизбежной угрозы войны; преисполненные решимости сделать последний шаг с целью отмены смертной казни в любых обстоятельствах, согласились о нижеследующем:

Статья 1. Отмена смертной казни

Смертная казнь отменяется. Никто не может быть приговорен к смертной казни или казнен.

Статья 2. Запрещение отступлений от выполнения обязательств

Никакие отступления от положений настоящего Протокола на основании статьи 15 Конвенции не допускаются.

Статья 3. Запрещение оговорок

Никакие оговорки в отношении положений настоящего Протокола на основании статьи 57 Конвенции не допускаются.

Статья 4. Территориальная сфера действия

Любое государство может при подписании или сдаче на хранение своей ратификационной грамоты или документа о принятии или утверждении указать территорию или территории, к которым применяется настоящий Протокол.

Любое государство может позднее, в любой момент путем заявления, направленного на имя Генерального секретаря Совета Европы, распространить применение настоящего Протокола на любую другую территорию, указанную в заявлении. В отношении этой территории Протокол вступает в силу в первый день месяца, следующего по истечении трех месяцев с даты получения декларации Генеральным секретарем.

Статья 5. Соотношение с Конвенцией

Государства-участники рассматривают статьи 1 — 4 настоящего Протокола как дополнительные статьи к Конвенции, и все положения Конвенции применяются соответственно.

Статья 6. Подписание и ратификация

Настоящий Протокол открыт для подписания государствами — членами Совета Европы, подписавшими Конвенцию. Он подлежит ратификации, принятию или утверждению. Государство — член Совета Европы не может ратифицировать, принять или утвердить настоящий Протокол без одновременной или предшествующей ратификации Конвенции. Ратификационные грамоты или документы о принятии или утверждении сдаются на хранение Генеральному секретарю Совета Европы.

Статья 7. Вступление в силу

Настоящий протокол вступает в силу в первый день месяца, следующего по истечении трех месяцев с даты, когда десять государств — членов Совета Европы выразят свое согласие быть связанными настоящим Протоколом в соответствии с положением статьи 6.

Для любого государства-члена, которое впоследствии выразит свое согласие быть связанным настоящим Протоколом, он вступает в силу в первый день месяца, следующего по истечении трех месяцев с даты сдачи на хранение ратификационной грамоты или документа о принятии или утверждении.

Статья 8. Функции депозитария.

Функции депозитария Генеральный секретарь Совета Европы уведомляет все государства — члены Совета Европы о:

любом подписании;
сдаче на хранение любой ратификационной грамоты или документа о принятии или утверждении;
любой дате вступления настоящего Протокола в силу в соответствии со статьями 4 и 7;
любом ином действии, уведомлении или сообщении, относящемся к настоящему Протоколу.

В удостоверении чего нижеподписавшиеся, должным образом на то уполномоченные, подписали настоящий Протокол, Совершено в г. Вильнюсе 3 мая 2002 г. на английском и французском языках, причем оба текста являются равно аутентичными, в единственном экземпляре, который хранится в архиве Совета Европы. Генеральный секретарь Совета Европы направляет заверенную копию каждому государству — члену Совета Европы.

Европейская конвенция. Протокол № 14bis

Протокол перестал действовать и был заменён протоколом № 14 от 2010 года.

Протокол № 14 — Улучшение эффективности ЕСПЧ

Протокол предполагался для «улучшения эффективности» работы ЕСПЧ.

Протокол № 15 — Поддержание эффективности ЕСПЧ, судьи

Протокол сокращает временной период в течение которого возможно обращения в ЕСПЧ (считая от момента получения решения национального суда) с 6 до 4 месяцев, а также подчёркивает в преамбуле принцип субсидиарности при обращении в ЕСПЧ, согласно которому, последний в праве отклонить жалобу в порядке Статьи 35 («Условия приемлемости [жалобы]») Пункта 3 Конвенции если заявитель проигнорировал (не обращался в) национальные суды. Протокол был ратифицирован Россией в сентябре 2017 года.

Протокол № 16 — Консультации национальных судов с ЕСПЧ

Протокол стал результатом дебатов в ПАСЕ в 2013 году и подразумевает возможность для верховных судов («highest courts») получать консультации и советы на предмет применения или интерпретации (толкования) тех или иных прав у ЕСПЧ, тем самым улучшая взаимодействие последнего с национальными судами.

Скачать Европейскую Конвенцию по правам человека можно здесь >>>

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *