европейская система защиты прав человека кратко

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод

европейская система защиты прав человека кратко

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (неофициально — Европейская конвенция по правам человека) — основополагающий документ Совета Европы (СЕ). Подписана в Риме 4 ноября 1950 года, вступила в силу 3 сентября 1953 года.

Конвенция принята в развитие Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной ООН в 1948 году, и повторяет ее главный тезис о том, что признание равных и неотъемлемых прав и свобод человека — основа «справедливости и всеобщего мира».

Однако если Декларация не является обязательным документом, будучи лишь «задачей, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства», Конвенция гарантирует соблюдение прав человека на территории стран-членов СЕ и определяет конкретный механизм их защиты.

Членство в СЕ прямо предполагает присоединение к Конвенции.

Раздел I Конвенции включает статьи, устанавливающие права и свободы человека.

Подтверждается принцип презумпции невиновности.

Согласно статьям Конвенции, каждый имеет право на уважение личной жизни и жилища, свободу мысли, совести и религии, свободу выражения своего мнения, свободу мирных собраний и объединений.

Допускается ограничение свободы религии и убеждений в интересах безопасности, общественного здоровья или нравственности.

Осуществление права свободно выражать мнение, получать и распространять информацию «может быть сопряжено с формальностями, условиями или санкциями». Допустимы ограничения для военных и чиновников в плане свободы собраний и объединений; ограничение на политическую деятельность для иностранцев.

В случае войны или в «иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации», государство вправе отступить от положений Конвенции, но «только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств».

Раздел II Конвенции посвящен деятельности Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) как единственной инстанции, отвечающей за ее толкование и соблюдение.

Европейский Суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством — членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Суд принимает жалобу к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние, национальные средства правовой защиты.

ЕСПЧ не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства — участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Если решено, что нарушение Конвенции имело место, а внутреннее право государства-ответчика допускает возможность только частичного устранения последствий нарушения, потерпевшей стороне может быть присуждена «справедливая компенсация».

Судьи ЕСПЧ избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы по одному от каждой страны-члена СЕ на шестилетний срок с возможностью переизбрания. Судьи выступают в личном качестве, но представитель страны, являющейся стороной в деле, обязательно принимает участие в его рассмотрении.

Неотъемлемой частью Конвенции считаются Протоколы к ней, принятые в разные годы и дополняющие ее содержание.

В Протоколах зафиксировано право на образование и на неприкосновенность имущества, запрет на лишение свободы за долги, свобода передвижения и выбора места жительства. Отдельно подчеркнуто, что никто не может быть выслан из своей страны, и никого нельзя лишить права вернуться. Запрещается «коллективная высылка иностранцев». Государствам вменяется в обязанность «проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования».

Протокол №13, принятый 3 мая 2002 года, отменяет смертную казнь в любых обстоятельствах, не допуская оговорок и ссылок, например, на случай войны или чрезвычайные обстоятельства.

Россия вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года, Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» был подписан президентом РФ 30 марта 1998 года.

Глава 2 действующей Конституции РФ охватывает все те права и свободы человека и гражданина, которые перечислены в Конвенции, а также называет некоторые другие. Например, право на труд и на социальное обеспечение.

Установлено, что «каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Деятельность всех российских органов государственной власти не должна противоречить Конвенции, поскольку, в соответствии со статьей 15 Конституции РФ, она образует составную часть правовой системы России.

Российская Федерация подписала, но не ратифицировала Протокол №6 к Конвенции относительно отмены смертной казни.

При подписании Конвенции Россия сделала оговорку о поэтапном присоединении к Протоколу № 6. РФ не подписала и не ратифицировала Протокол № 13 относительно отмены смертной казни в любых обстоятельствах.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Кто мы?

Совет Европы расположен в Страсбурге (Франция) и объединяет 44 государства.

Он стал трибуной для выражения тревог, надежд и чаяний почти 800 миллионов человек, проживающих от Атлантики до Дальнего Востока России.

С 1949 года главной целью Совета Европы является продвижение по пути укрепления единства континента и гарантий coхранения достоинства наций и граждан Европы путем соблюдения наших основополагающих ценностей: демократии, прав человека и верховенства закона.

Совет Европы разделяет все возрастающую заинтересованность европейских граждан к решению таких вопросов, как права детей, наркомания, нетерпимость, защита нацменьшинств, биоэтика, расширение возможностей для молодежи в области образования.

Мы полагаем, что только защищая эти ценности и решая эти проблемы, можно построить толерантное и цивилизованное общество. Мы уверены, что нет другого пути для обеспечения европейской стабильности, экономического роста и общественного благосостояния.

Многие инициативы Совета Европы зачастую воплощаются в форме конвенций, направленных на гармонизацию национальных правовых систем, а также приведение их в соответствие со стандартами Совета. Эти конвенции дополняются многочисленными резолюциями и рекомендациями Комитета Министров, которые адресованы государствам-членам и играют решающую роль в процессе нахождения решений по общим вопросам.

Вот лишь несколько примеров наших основных достижений:

Европейская конвенция о правах человека устанавливает систему защиты прав и свобод приблизительно 800 миллионов человек. Каждый, кто считает, что его права по Конвенции были нарушены, может обратиться с жалобой в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге при условии, что исчерпаны все национальные средства правовой защиты.

Европейская конвенция по предотвращению пыток предоставляет дополнительные права по защите лиц, лишенных свободы.

Европейская социальная хартия гарантирует основные социальные и экономические права.

Европейская хартия местного самоуправления определяет принципы, которые должны соблюдаться любой демократической системой на уровне местных органов власти.

Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств содержит цели и положения по защите прав национальных меньшинств.

Европейская конвенция о правах человека и биомедицине запрещает клонирование человеческих организмов и определяет права человека в этой связи вне зависимости от медицинского лечения.

Конвенция о защите информации личного характера определяет ряд принципов по беспрестрастному и законному сбору и использованию информации личного характера.

Европейская конвенция о трансграничном телевидении гарантирует свободу трансляции и приема трансграничных телевизионных программ.

Бернская конвенция защищает находящиеся под угрозой виды растений и животных в их природной среде обитания.

Европейская культурная конвенция обеспечивает основу для межправительственного сотрудничества в области образования, культуры, наследия, спорта и молодежи.

Банк социального развития предоставил кредиты на сумму приблизительно 13 миллиардов евро для финансирования социальных проектов, а также в качестве помощи, направленной на ликвидацию посследствий чрезвычайных ситуаций в государствах-членах банка.

Европейская фармакопея играет важную роль в стандартизации качества лекарств.

«Группа Помпиду» координирует политику государств-членов в области борьбы с наркоманией и незаконным оборотом наркотиков, а также в области лечения и реабилитации наркоманов.

Европейская хартия «Спорт для всех» служит целям популяризации спорта во всех его формах и обеспечивает его доступность для всех.

Художественные выставки Совета Европы посвящены важнейшим темам национальных культур Европы.

Европейский фонд по сохранению традиционных ремесел и промыслов занимается вопросами сохранения традиционных знаний и навыков, а также распространения этого наследия во всей Европе.

Европейские дни наследия помогают поднять уровень осознания нашего общего культурного наследия, а также предоставляют гражданам всей Европы редкую возможность посещать достопримечательные места, обычно закрытые для широкой публики.

Европейские молодежные центры в Страсбурге и Будапеште служат местом встреч и обучения представителей молодежных организаций. Многочисленные проекты, финансируемые Европейским молодежным фондом (ЕМФ), вовлекли в это движение более 200000 молодежных лидеров, представляющих разные уголки Европы.

Европейский центр современных языков в Граце (Австрия) является форумом и местом встреч представителей сферы образования.

Молодежная карточка облегчает передвижение молодежи по Европе, давая ей возможность путешествовать, знакомиться с культурой и заниматься спортом по льготным тарифам.

Европейский центр за глобальную взаимозависимость и солидарность (Центр «Север-Юг» в Лиссабоне) содействует развитию сотрудничества между Европой и странами Юга.

Программы помощи и сотрудничества позволяют новым государствам-членам и кандидатам пользоваться знаниями и опытом экспертов Совета в целях укрепления и ускорения демократических и правовых реформ.

Около 400 неправительственных организаций имеют консультативный статус при Совете Европы, что позволяет развитию реального и практического партнерства между организациями.

Как все начиналось?

Искру европейского единства удалось разжечь Уинстону Черчиллю своей речью в Цюрихе в 1946 году. Выражая настроения послевоенной эпохи, он говорил о «Соединенных Штатах Европы» и предложил в качестве первого практического шага в этом направлении создать нечто вроде «Совета Европы».

Через три месяца Робер Шуман, как представитель Франции, страны, в которой будет находиться штаб-квартира Организации, открыл первое заседание Комитета Министров.

Наши цели

Защищать и укреплять принципы демократии, права человека и верховенство закона.

Находить решения основных проблем, стоящих перед европейским обществом: расизм, нетерпимость, дискриминация нацменьшинств, наркомания, клонирование человеческих организмов и биоэтика, социальное отторжение, защита окружающей среды, коррупция и организованная преступность.

Содействовать осознанию европейского своеобразия и дальнейшему взаимопониманию между народами с различными культурами.

Как мы работаем

Парламентская Ассамблея является движущей силой Совета. На ее сессии для обсуждения социальных проблем и вопросов международной политики съезжаются делегации (около 600 депутатов), представляющие основные политические течения в национальных парламентах. Ассамблея проводит свои пленарные сессии в Страсбурге четыре раза в год. Ее работу готовят специальные комиссии. Она является инициатором многих начинаний Совета, вынося рекомендации Комитету Министров. Без ее одобрения в Совет Европы не может быть принято ни одно новое государство.

Эти органы обслуживает Секретариат в количестве приблизительно 1 300 сотрудников, выходцев из многих стран Европы. Он работает на двух официальных языках, английском и французском.

Возглавляет Секретариат Генеральный секретарь Вальтер Швиммер ( Австрия).

Европейская символика

Европейский флаг был принят Советом Европы в 1955 году. На нем изображен круг из двенадцати золотых звезд на голубом фоне. Количество звезд неизменно, а число двенадцать символизирует совершенство. В 1986 году такой же флаг был принят и Европейским сообществом (нынешним Европейским Союзом).

Европейский гимн был принят Советом Европы в 1972 году и представляет собой прелюдию к «Оде радости» из Девятой симфонии Бетховена в аранжировке австрийского музыканта и дирижера Герберта фон Караяна.

Хотя эти символы являются общими для Европейского Союза и Совета Европы, эти две организации абсолютно разные.

Государства-члены (по состоянию на ноябрь 2001 г.)

Австрия, Азербайджан, Албания, Андорра, Армения, Бельгия, Болгария, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Молдова, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Россия, Румыния, Сан-Марино, Словакия, Словения, Соединенные Королевство, Турция, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, бывшая Югославская Республика Македония Эстония.

Страны-кандидаты: Парламентская Ассамблея рассматривает вопрос о приеме в члены Совета кандидатуры следующих государств: Босния и Герцеговина, Союзная Республика Югославия и Монако.

Дополнительная информация

Данная брошюра, изданная на многих европейских языках, содержит лишь краткие сведения об истории Совета Европы и дает представление лишь о некоторых сферах деятельности Организации.

Мы с удовольствием ответим на все ваши запросы о дополнительной информации.

Обращайтесь по адресу

Council of Europe
F-67075 Strasbourg Cedex
Телефон: +33 (0) 3 88 41 20 33
Факс: +33 (0) 3 88 41 27 45

Источник

Основные права и свободы человека и гражданина

европейская система защиты прав человека кратко

Основные права человека

Права человека (англ. Human rights) по-разному определяются в правовых теориях (доктринах), системах права и национальном законодательстве разных стран. Это многогранное понятие. Основные (базовые) права человека закреплены на международном уровне, в частности, во Всеобщей декларации прав человека ООН и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

европейская система защиты прав человека кратко

Что такое права человека?

В международной системе права, основанной на концепциях демократии и правового государства, различают следующие понятия:

Кроме того, выделяется несколько категорий прав и свобод человека и гражданина исходя из их особенностей и сферы реализации. Права человека бывают личными, политическими, социальными, экономическими, культурными и экологическими. Правда, такая классификация считается в значительной степени условной, поскольку часто трудно провести четкую грань между правами разных категорий.

Система прав человека – достаточно динамичная. Под влиянием множества факторов со временем появляются новые права человека – общечеловеческие ценности, которые должны признаваться на государственном и межгосударственном уровне.

Если выделить ключевые принципы (свойства, особенности) всех прав человека, то они сводятся к следующему:

Где закрепляются и чем регулируются права человека

Права человека ничем не регулируются, потому что их нельзя регулировать в принципе. Одна из ключевых характеристик прав человека – существование независимо от признания в каком-либо государстве и, соответственно, закрепления и регулирования на законодательном уровне. Но в то же время пределы прав одного человека – права каждого другого человека.

Все мы живем в определенном социуме и в определенном государстве, поэтому соблюдение прав человека – не такая уж и безусловная категория. Можно сколь угодно заявлять о своих правах, но пока они не закреплены, не признаны на государственном уровне и, главное, пока государство не предоставит действенные инструменты реализации и защиты прав человека, они не будут соблюдаться. И останется только одно – либо смириться, либо уехать в другую страну, либо обратиться в международные институты защиты прав человека, что, правда, зачастую все равно влечет необходимость отъезда.

В демократических странах, придерживающихся концепции правового государства, основные права человека установлены государством – признаны и закреплены на уровне национального законодательства каждой отдельно взятой страны. Как правило, они находят отражение в Конституции или иных законах.

Помимо национального законодательства права человека закрепляются на международном уровне. Основополагающим актом является Международный билль о правах человека, который состоит из Всеобщей декларации прав человека, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и Международного пакта о гражданских и политических правах. На уровне Совета Европы действует Конвенция о защите прав человека и основных свобод. В отличие от всех других международных актов, Конвенция предусматривает высокоэффективный механизм защиты – принятие обращений и рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод человека.

К сожалению, далеко не все страны миры придерживаются концепций демократии и правового государства, а во многих государствах положение с соблюдением прав человека находится на катастрофически низком уровне. Но даже в такой ситуации любой вправе воспользоваться своими неотъемлемыми правами человека – свободой передвижения и выбора места жительства, а равно правом на убежище.

Права человека в России

Россия – демократическое и правовое государство. В постсоветский период немало сделано для того, чтобы права человека не были пустым звуком. В нашей стране на уровне законодательства признаются и защищаются все основные права человека, гарантированные на международном уровне.

Основным способом защиты нарушенных прав является обращение в суд, в том числе Конституционный суд РФ. Кроме того, любой человек вправе обратиться в международные инстанции. Исходя из практики, можно сказать, что основной и самой эффективной инстанцией является Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ).

Практика ЕСЧП по делам в отношении России способна многое сказать о реальном положении дел с соблюдением прав человека:

Приведенная статистика, тем не менее, не отражает полностью реальной картины. Многие жалобы россиян слишком похожи, особенно в части нарушений в рамках оперативно-розыскных мероприятий, уголовного преследования, незаконного лишения свободы и условий содержания под стражей. Такие обращения десятками объединяются в одно производство, превращаясь в статистике в одно решение, одно нарушение и т.д. Не отражаются в статистике и дела, завершенные мирным путем, когда Россия признавала нарушение и самостоятельно выплачивала компенсацию. Но даже при таких «исключениях» присутствие России по целому ряду показателей в лидерах статистики ЕСПЧ говорит, с одной стороны, о неважном состоянии дел с соблюдением прав человека, с другой – о недостаточной эффективности российской судебной системы и недоверии к ней.

Права человека – неотъемлемые свойства каждого индивида, существенные признаки его бытия и правового статуса, необходимые для нормальной жизнедеятельности. Эти права есть у каждого с рождения. Государство не может ими наделять, но его обязанность – закрепить права человека в законе, признавать их и соблюдать, а также обеспечить реализацию и защиту. Если государство не может или не хочет этого сделать, каждый вправе обратиться в международные инстанции. Для россиян самой авторитетной и, главное, эффективной в этом плане инстанцией является Европейский суд.

(!) ПОДДЕРЖИТЕ ПРОЕКТ

Если вы находите нашу работу полезной, то вы можете поддержать проект и отблагодарить автора, пройдя по этой ссылке

Источник

Воздействие Европейской конвенции о правах человека

европейская система защиты прав человека кратко

европейская система защиты прав человека кратко

Европейская конвенция о защите прав человека: как она работает?

европейская система защиты прав человека кратко

европейская система защиты прав человека кратко

Конвенция о правах человека защищает права более чем 830 миллионов людей в Европе.

Все 47 стран-членов Совета Европы подписали Европейская конвенция о правах человека (ЕКПЧ) – договор, призванный защищать права человека и основные свободы.

Основная ответственность за соблюдение прав, изложенных в Конвенции, возлагается на правительства, парламенты и суды в каждой стране.

При этом Европейский суд по правам человека действует как подушка безопасности. Отдельные лица могут подать жалобу о нарушении прав человека, на любое из 47 государств-членов в Суд в Страсбурге, после того как они использовали все возможности обжалования на национальном уровне.

Если Европейский суд устанавливает, что права человека заявителя были нарушены, то соответствующая страна должна обеспечить правосудие для данного лица. Страна может также принять меры для обеспечения того, чтобы подобные вещи не повторялись. Действия, предпринимаемые национальными властями в ответ на постановления Суда, находятся под надзором Комитета министров Совета Европы.

Наряду с этим процессом, права, содержащиеся в Европейской конвенции, защищаются в странах самыми разными способами. Принципы Конвенции и судебная практика Европейского суда учитываются на повседневной основе в постановлениях, выносимых национальными судами, в законодательстве, принимаемом парламентами, а также в решениях национальных органов власти. Таким образом, постановления Европейского суда являются лишь одним из путей защиты прав человека в Европе.

Источник

КОМПАС
Пособиe по образованию в области прав человека с участием молодежи

европейская система защиты прав человека кратко

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод

европейская система защиты прав человека кратко

Европейская конвенция по правам человека

измененная и дополненная Протоколами № 11 и № 14, вступившими в силу 1 июня 2010 г.

Конвенция о защите прав человека и основных свобод

Правительства, подписавшие настоящую Конвенцию, являющиеся членами Совета Европы, принимая во внимание Всеобщую декларацию прав человека, провозглашенную Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года, учитывая, что эта Декларация имеет целью обеспечить всеобщее и эффективное признание и осуществление провозглашенных в ней прав, считая, что целью Совета Европы является достижение большего единства между его членами и что одним из средств достижения этой цели является защита и развитие прав человека и основных свобод, подтверждая свою глубокую приверженность основным свободам, которые являются основой справедливости и всеобщего мира и соблюдение которых наилучшим образом обеспечивается, с одной стороны, подлинно демократическим политическим режимом и, с другой стороны, всеобщим пониманием и соблюдением прав человека, которым они привержены, преисполненные решимости, как Правительства европейских Государств, движимые единым стремлением и имеющие общее наследие политических традиций, идеалов, свободы и верховенства права, сделать первые шаги на пути обеспечения коллективного осуществления некоторых из прав, изложенных во Всеобщей декларации, согласились о нижеследующем:

Статья 1

Обязательство соблюдать права человека Высокие Договаривающиеся Стороны обеспечивают каждому, находящемуся под их юрисдикцией, права и свободы, определенные в разделе I настоящей Конвенции.

РАЗДЕЛ I ПРАВА И СВОБОДЫ

Статья 2 – Право на жизнь

(а) (а) для защиты любого лица от противоправного насилия;

(b) для осуществления законного задержания или предотвращения побега лица, заключенного под стражу на законных основаниях;

(с) для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа.

Статья 3 – Запрещение пыток

Никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.

Статья 4 – Запрещение рабства и принудительного труда

(а) всякую работу, которую обычно должно выполнять лицо, находящееся в заключении согласно положениям статьи 5 настоящей Конвенции или условно освобожденное от такого заключения;

(b) всякую службу военного характера, а в тех странах, в которых правомерным признается отказ от военной службы на основании убеждений, службу, назначенную вместо обязательной военной службы;

(с) всякую службу, обязательную в случае чрезвычайного положения или бедствия, угрожающего жизни или благополучию населения;

(d) всякую работу или службу, являющуюся частью обычных гражданских обязанностей.

Статья 5 – Право на свободу и личную неприкосновенность

(a) законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом;

(b) законное задержание или заключение под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом;

(с) законное задержание или заключение под стражу лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать ему скрыться после его совершения;

(d) заключение под стражу несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное заключение под стражу, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом;

(e) законное заключение под стражу лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также законное заключение под стражу душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;

(f) законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.

2. Каждому арестованному незамедлительно сообщаются на понятном ему языке причины его ареста и любое предъявляемое ему обвинение.

3. Каждый задержанный или заключенный под стражу в соответствии с подпунктом „с“ пункта 1 настоящей статьи незамедлительно доставляется к судье или к иному должностному лицу, наделенному, согласно закону, судебной властью, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может быть обусловлено предоставлением гарантий явки в суд.

4. Каждый, кто лишен свободы в результате ареста или заключения под стражу, имеет право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности его заключения под стражу и на освобождение, если его заключение под стражу признано судом незаконным.

5. Каждый, кто стал жертвой ареста или заключения под стражу в нарушение положений настоящей статьи, имеет право на компенсацию.

Статья 6 – Право на справедливое судебное разбирательство

(а) быть незамедлительно и подробно уведомленным на понятном ему языке о характере и основании предъявленного ему обвинения;

(b) иметь достаточное время и возможности для подготовки своей защиты;

(с) защищать себя лично или через посредство выбранного им самим защитника или, при недостатке у него средств для оплаты услуг защитника, пользоваться услугами назначенного ему защитника бесплатно, когда того требуют интересы правосудия;

(d) допрашивать показывающих против него свидетелей или иметь право на то, чтобы эти свидетели были допрошены, и иметь право на вызов и допрос свидетелей в его пользу на тех же условиях, что и для свидетелей, показывающих против него;

(е) пользоваться бесплатной помощью переводчика, если он не понимает языка, используемого в суде, или не говорит на этом языке.

Статья 7 – Наказание исключительно на основании закона

Статья 8 – Право на уважение частной и семейной жизни

Статья 9 – Свобода мысли, совести и религии

Статья 10 – Свобода выражения мнения

Статья 11 – Свобода собраний и объединений

Статья 12 – Право на вступление в брак

Мужчины и женщины, достигшие брачного возраста, имеют право вступать в брак и создавать семью в соответствии с национальным законодательством, регулирующим осуществление этого права.

Статья 13 – Право на эффективное средство правовой защиты

Каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.

Статья 14 – Запрещение дискриминации

Пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.

Статья 15 – Отступление от соблюдения обязательств в чрезвычайных ситуациях

Статья 16 – Ограничение на политическую деятельность иностранцев

Ничто в статьях 10, 11 и 14 не может рассматриваться как препятствие для Высоких Договаривающихся Сторон вводить ограничения на политическую деятельность иностранцев.

Статья 17 – Запрещение злоупотреблений правами

Ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо Государство, какая-либо группа лиц или какоелибо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции.

Статья 18 – Пределы использования ограничений в отношении прав

Ограничения, допускаемые в настоящей Конвенции в отношении указанных прав и свобод, не должны применяться для иных целей, нежели те, для которых они были предусмотрены.

СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

Статья 19 – Учреждение Суда

В целях обеспечения соблюдения обязательств, принятых на себя Высокими Договаривающимися Сторонами по настоящей Конвенции и Протоколам к ней, учреждается Европейский суд по правам человека, далее именуемый «Суд». Он работает на постоянной основе. Статья 20 – Число судей Число судей, входящих в состав Суда, равно числу Высоких Договаривающихся Сторон.

Статья 21 – Предъявляемые к судьям требования

Статья 22 – Выборы судей

Судья от каждой из Высоких Договаривающихся Сторон избирается Парламентской ассамблеей большинством поданных за него голосов из списка, включающего трех кандидатов, представляемых этой Высокой Договаривающейся Стороной.

Статья 23 – Срок полномочий и освобождение от должности

Статья 24 – Секретариат и докладчики

Статья 25 – Пленарные заседания Суда

На пленарных заседаниях Суд:

(а) избирает своего Председателя и одного или двух заместителей Председателя сроком на три года; они могут быть переизбраны;

(b) образует Палаты, создаваемые на определенный срок;

(с) избирает Председателей Палат Суда; они могут быть переизбраны;

(d) принимает Регламент Суда;

(e) избирает Секретаря-канцлера Суда и одного или нескольких его заместителей;

(f) представляет какое-либо ходатайство в соответствии с пунктом 2 статьи 26.

Статья 26 – Единоличные судьи, комитеты, Палаты и Большая Палата

Статья 27 – Компетенция единоличных судей

Статья 28 – Компетенция комитетов

1. В отношении жалобы, поданной в соответствии со статьей 34, комитет вправе единогласным решением:

(а) объявить ее неприемлемой или исключить ее из списка подлежащих рассмотрению дел, если таковое решение может быть принято без дополнительного изучения жалобы; или

(b) объявить ее приемлемой и одновременно вынести постановление по существу жалобы, если лежащий в основе дела вопрос, касающийся толкования или применения положений настоящей Конвенции либо Протоколов к ней, уже является предметом прочно утвердившегося прецедентного права Суда.

2. Решения и постановления, принимаемые в соответствии с пунктом 1, являются окончательными.

3. Если судья, избранный от Высокой Договаривающейся Стороны, выступающей стороной в споре, не является членом комитета, последний вправе на любой стадии производства по делу предложить этому судье заместить одного из членов комитета, учитывая при этом все имеющие отношение к делу факторы, включая вопрос, оспаривала ли эта Сторона применение процедуры, предусмотренной подпунктом «b» пункта 1.

Статья 29 – Решения Палат о приемлемости жалобы и по существу дела

Статья 30 – Уступка юрисдикции в пользу Большой Палаты

Если дело, находящееся на рассмотрении Палаты, затрагивает серьезный вопрос, касающийся толкования положений Конвенции или Протоколов к ней, или если решение вопроса может войти в противоречие с ранее вынесенным Судом постановлением, Палата может до вынесения своего постановления уступить юрисдикцию в пользу Большой Палаты, если ни одна из сторон не возражает против этого.

Статья 31 – Полномочия Большой Палаты

(а) выносит решения по жалобам, поданным в соответствии со статьей 33 или статьей 34, когда какая- либо из Палат уступила юрисдикцию на основании положений статьи 30 или когда дело направлено ей в соответствии с положениями статьи 43;

(b) принимает решения по вопросам, переданным на рассмотрение Суда Комитетом Министров в соответствии с пунктом 4 статьи 46; и

(с) рассматривает запросы о вынесении консультативных заключений, направленные в соответствии с положениями статьи 47.

Статья 32 – Компетенция Суда

Статья 33 – Межгосударственные дела

Любая Высокая Договаривающаяся Сторона может передать в Суд вопрос о любом предполагаемом нарушении положений Конвенции и Протоколов к ней другой Высокой Договаривающейся Стороной.

Статья 34 – Индивидуальные жалобы

Суд может принимать жалобы от любого физического лица, любой неправительственной организации или любой группы частных лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, признанных в настоящей Конвенции или в Протоколах к ней. Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются никоим образом не препятствовать эффективному осуществлению этого права.

Статья 35 – Условия приемлемости

(а) является анонимной; или

(b) является по существу аналогичной той, которая уже была рассмотрена Судом, или уже является предметом другой процедуры международного разбирательства или урегулирования, и если она не содержит новых относящихся к делу фактов.

3. Суд объявляет неприемлемой любую индивидуальную жалобу, поданную в соответствии с положениями статьи 34, если он сочтет, что:

(a) эта жалоба является несовместимой с положениями настоящей Конвенции или Протоколов к ней, явно необоснованной или является злоупотреблением правом подачи индивидуальной жалобы; или

(b) заявитель не понес значительный ущерб, если только принцип уважения прав человека, как они определены в настоящей Конвенции и Протоколах к ней, не требует рассмотрения жалобы по существу, а также при условии, что на этом основании не может быть отказано в рассмотрении дела, которое не было надлежащим образом рассмотрено внутригосударственным судом.

4. Суд отклоняет любую переданную ему жалобу, которую сочтет неприемлемой в соответствии с настоящей статьей. Он может сделать это на любой стадии разбирательства.

Статья 36 – Участие третьей стороны

Статья 37 – Прекращение производства по делу

(а) заявитель более не намерен добиваться рассмотрения своей жалобы; или

(b) спор был урегулирован; или

(с) по любой другой причине, установленной Судом, если дальнейшее рассмотрение жалобы является неоправданным. Тем не менее, Суд продолжает рассмотрение жалобы, если этого требует соблюдение прав человека, гарантированных настоящей Конвенцией и Протоколами к ней.

2. Суд может принять решение восстановить жалобу в списке подлежащих рассмотрению дел, если сочтет, что это оправдано обстоятельствами.

Статья 38 – Порядок рассмотрения дела

Суд рассматривает дело с участием представителей сторон и, если это необходимо, предпринимает расследование обстоятельств дела, для эффективного проведения которого участвующие в нем Высокие Договаривающиеся Стороны создают все необходимые условия.

Статья 39 – Мировые соглашения

Статья 40 – Открытые судебные заседания и доступ к документам

Статья 41 – Справедливая компенсация

Если Суд объявляет, что имело место нарушение Конвенции или Протоколов к ней, а внутреннее право Высокой Договаривающейся Стороны допускает возможность лишь частичного устранения последствий этого нарушения, Суд, в случае необходимости, присуждает справедливую компенсацию потерпевшей стороне.

Статья 42 – Постановления Палат

Постановления Палат становятся окончательными в соответствии с положениями пункта 2 статьи 44.

Статья 43 – Передача дела в Большую Палату

Статья 44 – Окончательные постановления

(а) стороны не заявляют, что они будут просить о передаче дела в Большую Палату; или

(b) по истечении трех месяцев с даты вынесения постановления не поступило обращения о передаче дела в Большую Палату; или

(с) Коллегия Большой Палаты отклоняет обращение о передаче дела согласно статье 43.

3. Окончательное постановление подлежит публикации.

Статья 45 – Мотивировка постановлений и решений

Статья 46 – Обязательная сила и исполнение постановлений

Статья 47 – Консультативные заключения

Статья 48 – Компетенция Суда в отношении консультативных заключений

Вопрос о том, относится ли направленный Комитетом министров запрос о вынесении консультативного заключения к компетенции Суда, как она определена в статье 47, решает Суд.

Статья 49 – Мотивировка консультативных заключений

Статья 50 – Расходы на содержание Суда

Расходы, связанные с деятельностью Суда, несет Совет Европы.

Статья 51 – Привилегии и иммунитеты Судей

Судьи при исполнении своих функций пользуются привилегиями и иммунитетами, предусмотренными статьей 40 Устава Совета Европы и в соглашениях, заключенных на ее основе.

РАЗДЕЛ III РАЗЛИЧНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 52 – Запросы Генерального секретаря

По получении просьбы от Генерального секретаря Совета Европы каждая Высокая Договаривающаяся Сторона представляет разъяснения относительно того, каким образом ее внутреннее право обеспечивает эффективное применение любого из положений настоящей Конвенции.

Статья 53 – Гарантии в отношении признанных прав человека

Ничто в настоящей Конвенции не может быть истолковано как ограничение или умаление любого из прав человека и основных свобод, которые могут обеспечиваться законодательством любой Высокой Договаривающейся Стороны или любым иным соглашением, в котором она участвует.

Статья 54 – Полномочия Комитета министров

Ничто в настоящей Конвенции не умаляет полномочий Комитета министров, которыми он наделен в силу Устава Совета Европы.

Статья 55 – Отказ от иных средств урегулирования споров

Высокие Договаривающиеся Стороны согласны, если иное не установлено особым соглашением, не прибегать к действующим между ними договорам, конвенциям или декларациям при передаче на рассмотрение, путем направления заявления, спора по поводу толкования или применения положений настоящей Конвенции и не использовать иные средства урегулирования спора, чем предусмотренные настоящей Конвенцией.

Статья 56 – Территориальная сфера действия

Статья 57 – Оговорки

Статья 58 – Денонсация

Статья 59 – Подписание и ратификация

СОВЕРШЕНО В РИМЕ 4 НОЯБРЯ 1950 ГОДА на английском и французском языках, причем оба текста имеют одинаковую силу, в единственном экземпляре, который хранится в архиве Совета Европы. Генеральный секретарь направляет заверенные копии всем подписавшим Конвенцию Государствам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *