европейская зеленая сделка это
European Green Deal — главные положения закона
Что произошло
14 июля 2021 года Еврокомиссия обнародовала пакет предложений по сокращению вредных выбросов в атмосферу. Названный European Green Deal («Европейским зеленым курсом»), он, в частности, предусматривает к 2035 году переход на автомобили, избавленные от выбросов СО2.
Закон также устанавливает для стран Евросоюза нижние допустимые пределы по борьбе с выбросами CO2, чтобы исключить возможность таких сценариев, когда выбросы вредных веществ в атмосферу формально сокращаются, но лишь путем большого количества зеленых насаждений в стране — таким образом, закон де-факто обязывает страны-члены ЕС проводить активную борьбу с эмиссией углекислого газа.
Напомним, в марте 2020 года Минэкономразвития России подготовило стратегию долгосрочного развития России со снижением выбросов парниковых газов к 2050 году. В декабре 2020 года Саммит ЕС утвердил задачу по сокращению к 2030 году углеродных выбросов на 55%
До этого, в 2013 году Еврокомиссия предложила странам ЕС снизить выбросы CO2 к 2030-му на 40%. А в 2016 году ЕС и 195 стран заключили Парижское климатическое соглашение, направленное на сдерживание роста глобальной температуры в пределах 2°C (желательно 1,5°C).
Поскольку European Green Deal представляет собой пакет инициатив, мы выбрали несколько ключевых положений, чтобы рассказать, что в него входит и что именно он меняет.
Выбросы от автомобиля, авиации и других отраслей
Налог для авиакомпаний на неэкологичное топливо (авиакеросин) предполагается ввести в 2023 году и в течение десяти лет повышать его с нуля до максимальной ставки. Правда, размер предельной ставки в документе не указан. Так Еврокомиссия надеется побудить перевозчиков перейти на более экологичное топливо.
Евросоюз предложил ускорить избавление от автомобильных двигателей внутреннего сгорания. Автомобили, зарегистрированные с 2035 года, должны будут быть экологически чистыми. Напомним, власти Украины предложили запретить ввоз бензиновых машин с 2030 года. А Франция к 2040 году откажется от продаж бензиновых и дизельных машин. Британия хочет запретить продажу в стране дизельных и бензиновых машин с 2040 года.
Развитие электромобилей. В течение десяти лет за счет государственных и частных инвестиций планируется вложить в эту отрасль около €50 млрд. Например, заправки через регулярные промежутки времени на основных автомагистралях: каждые 60 км для электрической зарядки и каждые 150 км для заправки водородом. Напомним, программа развития электромобилей в России подорожала до ₽800 млрд. С 2016 года зарядки для электромобилей включены в список требований при оборудовании российских АЗС.
К механизму торговли квотами на выброс СО2 планируется подключить все отрасли европейской экономики, включая производство электроэнергии, автомобильный и жилищный сектора, а также судоходство, авиацию и сельское хозяйство. В 2023 году налоги введут на поставки стали, цемента, удобрений и алюминия.
Удаление углерода из атмосферы
Борьба с обезлесением. ЕС разрабатывает план посадки 3 млрд деревьев по всей Европе к 2030 году.
К 2035 году ЕС должен стремиться к достижению углеродной нейтральности в секторах землепользования, лесного хозяйства и сельского хозяйства. Напомним, Netflix объявил о программе перехода к углеродной нейтральности. Сбербанк решил «обнулить» углеродный след своих отделений к 2030 году.
К 2030 году постановление о землепользовании, лесном и сельском хозяйстве устанавливает общую цель ЕС по удалению углерода естественными поглотителями, эквивалентную 310 млн т выбросов CO2.
Амбициозные меры по борьбе с изменением климата в Европе не приведут к «утечке углерода». Так как новый механизм регулирования углеродной границы установит цену на выбросы углерода для импорта целевых продуктов.
Развитие возобновляемых источников энергии
К 2030 году директива по возобновляемым источникам энергии устанавливает цель по производству 40% энергии из возобновляемых источников. Речь пойдет о комплексном решении проблемы: сокращение общего энергопотребления, сокращение выбросов и решение проблемы энергетической бедности. Сейчас на производство и использование энергии приходится 75% вредных выбросов в Евросоюзе.
Государства-члены ЕС должны будут способствовать использованию возобновляемых источников энергии. Например, на транспорте, при отоплении и охлаждении жилых и промышленных зданий.
Государственный сектор должен будет обновлять 3% своих зданий каждый год, чтобы стимулировать волну реновации, создавать рабочие места и снижать потребление энергии и расходы для налогоплательщиков.
Энергетический налог
В директиве о налогообложении энергетики предлагается привести налогообложение энергопродукции в соответствие с политикой ЕС в области энергетики и климата, продвигая чистые технологии и удаляя устаревшие льготы и пониженные ставки, которые в настоящее время поощряют использование ископаемого топлива.
Когда будет реализован пакет предложений EC
С начала 2023 года схема отчетности по углеродному следу и налоговой базе заработает в тестовом режиме, при этом импортерам дадут трехлетний переходный период до начала действия сбора, который начнут взимать с 2026 года.
К 2035 году планируется переход на полностью «чистые» (избавленные от выбросов углекислого газа) автомобили.
Мнения о пакете документов
Член Европарламента от фракции «Зеленых» Михаэль Блосс написал в своем Twitter, что климатический пакет необходим и включает в себя ряд важных предложений, но некоторые ключевые для охраны окружающей среды моменты в нем либо упущены, либо сглажены.
В свою очередь, член Европарламента от Польши Анна Залевска, представитель правящей консервативной партии «Право и справедливость», предупреждает, что предложенные Еврокомиссией меры дорого обойдутся гражданам и правительствам. В ее родной стране придется закрыть угольные шахты: «Принятый документ вызывает разочарование. Денег на него сейчас нет. Без должного финансирования не удастся добиться справедливого для всех результата. Закон о климате содержит приказы и запреты. Он не только приведет к новым налогам, но также увеличит стоимость повседневной жизни». Блосс из «Зеленых» также отмечал, что социальный аспект прописан в документе недостаточно четко.
«Зелёная сделка» ЕС — угроза для России?
Авторизуйтесь, если вы уже зарегистрированы
Программный координатор РСМД, аспирант МГИМО МИД России
11 декабря 2019 г. в Европейском союзе по инициативе Европейской комиссии была принята «Зелёная сделка» (The European Green Deal) — первый по-настоящему крупный шаг ЕС на пути к системной борьбе с изменением климата. Европейцы уже работают над претворением планов в жизнь. Однако эта работа не только не идёт гладко внутри самого Союза, но и влияет на соседей и партнёров.
«Зелёная сделка» — это 24-х страничный документ, в котором изложен путь ЕС к климатической нейтральности и радикальному снижению уровня выбросов парниковых газов в атмосферу к 2050 году. Документ затрагивает разные сферы жизнедеятельности — энергетику, сельское хозяйство, транспорт, биоразнообразие и др. «Зелёная сделка» стала основой для Климатического закона Европейского союза, который должен будет юридически обязать участников объединения соблюдать положения «Зелёной сделки» и добиваться поставленных целей к 2050 году.
Когда Климатический закон ЕС вступит в силу, на все 27 государств-членов будет оказываться давление из Брюсселя, чтобы закон исполнялся. Это вызывает недовольство и беспокойство стран, которые зависят от угля и у которых есть своя развитая угольная добыча (Польша, Чехия и Болгария). Европейской автомобильной промышленности также могут не понравиться такие изменения, ведь они способны привести к изменениям производственных циклов и необходимости срочных разработок автомобилей, соответствующих будущим нормативам (если таковые появятся). Неминуемо возникнут вопросы и в сельскохозяйственной сфере. Общая сельскохозяйственная политика ЕС строится на принципе максимизации производительности, что может противоречить экологическим целям использования большего количества земли для захоронения углерода.
Вместе с тем Европейский союз занялся экологической политикой не только по причине следования глобальным трендам, но и в связи с желанием снизить энергетическую зависимость. Кроме того, ЕС, оглядываясь на успехи КНР, обеспокоен тем, что он может остаться в хвосте процесса перехода к зеленым технологиям. Сегодня Китай является лидером в солнечной энергетике, а также далеко продвинулся в области электромобилей и готов стать лидером в ветровой энергетике.
«Зелёная сделка» — это сделка стран Европейского союза, но она будет влиять как на соседей ЕС, так и на других глобальных игроков, в частности, на Россию.
Может ли Россия нивелировать эти риски? Да, может. Но это будет сложный и долгий путь для экономики, которая опирается на потребление и экспорт ископаемых видов топлива.
Наша страна может сильно выиграть от взаимодействия с европейцами по вопросам развития ВИЭ. Например, это позволит России быстро развивать новые технологии, которые не дадут ей оказаться в аутсайдерах экономического развития в ближайшие десятилетия.
Начать можно с переработки отходов, где у ЕС имеются опыт и технологии, а у России — необходимость этим заниматься. Нашей стране будет выгодно получить технологии без дополнительных вложенных средств в их разработку, а для ЕС — это масштабирование бизнеса и реализация новых проектов.
Переход России к высокому уровню использования ВИЭ будет сложным. Связано это с рядом особенностей нашей экологической политики и экономики. У России нет чётко прописанного плана устойчивого развития. Под этим планом обычно подразумевают «майские» указы президента, национальный проект «Экология», энергетическую концепцию и другие документы. Однако в этих документах заложен рост добычи ископаемого топлива, как и не отражены цели устойчивого развития ООН, которые Россия приняла в 2015 году.
Чтобы «Зелёная сделка» ЕС пагубно не сказалась на экономике России необходимо интенсифицировать научные исследования в области экологии, разрабатывать меры адаптации к этим изменениям на основе зелёных технологий, а также системно подходить к созданию законодательного процесса в этой сфере.
11 декабря 2019 г. в Европейском союзе по инициативе Европейской комиссии была принята «Зелёная сделка» (The European Green Deal) — первый по-настоящему крупный шаг ЕС на пути к системной борьбе с изменением климата. Европейцы уже работают над претворением планов в жизнь. Однако эта работа не только не идёт гладко внутри самого Союза, но и влияет на соседей и партнёров.
Что такое «Зелёная сделка»?
«Зелёная сделка» — это 24-х страничный документ, в котором изложен путь ЕС к климатической нейтральности и радикальному снижению уровня выбросов парниковых газов в атмосферу к 2050 году. Документ затрагивает разные сферы жизнедеятельности — энергетику, сельское хозяйство, транспорт, биоразнообразие и др.
В «Зелёную сделку» входят:
план действий по экономике замкнутого цикла;
обзор и возможный пересмотр всех инструментов политики, связанных с климатом, в том числе система торговли эмиссионными квотами;
стратегия «От фермы к вилке» (по-русски её правильнее назвать «от фермы к столу» — прим. автора), которая направлена на сокращение использования пестицидов в производстве продуктов питания, а также увеличение количества натурально выращенных продуктов (растительного и животного происхождения);
пересмотр директивы по налогообложению энергетики, которая затрагивает вопрос субсидий на ископаемое топливо и льготы для секторов бизнеса (авиация, судоходство);
лесная стратегия ЕС, в рамках которой планируется значительное увеличение лесных площадей.
«Зелёная сделка» стала основой для Климатического закона Европейского союза, который должен будет юридически обязать участников объединения соблюдать положения «Зелёной сделки» и добиваться поставленных целей к 2050 году. Если «Зелёная сделка» — это серьёзный, но декларативный документ, необязательный для исполнения, то Климатический закон ЕС странам игнорировать уже не получится.
В декабре 2020 г. лидеры Европейского союза должны будут согласовать спорные моменты и принять итоговую версию закона в 2021 году. Вместе со вступлением этого закона в силу можно будет ожидать, что в законодательство ЕС будут внесены изменения по ряду вопросов, среди которых — стратегия развития сельского хозяйства, использование и применение водорода, правила ремонта и строительства зданий, оффшорная ветроэнергетика, нормы загрязнения воздуха метаном, экономика замкнутого цикла и т.д. Например, возьмем сферу сельского хозяйства. «Общая сельскохозяйственная политика ЕС» и «Зеленый курс» имеют ряд серьезных конфликтов, которые необходимо решить, если европейцы хотят заставить эти два документа работать согласованно. Общая сельскохозяйственная политика ЕС строится на принципе максимизации производительности, что может противоречить экологическим целям использования большего количества земли для захоронения углерода.
Один из основных источников загрязнения воздуха в городах — транспорт. Тут у руководства ЕС также возникнет потребность в изменении нормативов выбросов легковых и грузовых автомобилей. При этом выбросы автомобилей могут попасть под углеродный сбор ЕС. Европейской автомобильной промышленности могут не понравиться такие изменения, ведь они способны привести к изменениям производственных циклов и необходимости срочных разработок автомобилей, которые будут соответствовать будущим нормативам (если таковые появятся).
Не все в ЕС «зелёные»
Когда Климатический закон ЕС вступит в силу, на все 27 государств-членов будет оказываться давление из Брюсселя, чтобы закон исполнялся. Это вызывает недовольство и беспокойство стран, которые зависят от угля и у которых есть своя развитая угольная добыча (Польша, Чехия и Болгария). В Польше, например, потребности в энергии на 80% покрывает уголь.
Ещё до подписания «Зелёной сделки» в 2019 г. лидеры Польши, Венгрии и Чехии сомневались, ставить ли подпись под этим соглашением. В итоге только премьер-министр Польши Матеуш Моравецкий воздержался. Он заявил, что Польша «будет достигать климатической нейтральности в своём собственном темпе». Лидеры Чехии и Венгрии поставили подписи под текстом «Зелёной сделки» после заверения со стороны других коллег, что атомная энергия будет признана одним из способов достижения климатической нейтральности. Подобные разногласия внутри ЕС вызваны не с нежеланием стран достигнуть климатической нейтральности, а разницей способов её достижения. Более бедные страны Центральной Европы понимают, что для них климатическая нейтральность будет более дорогостоящей, чем для западноевропейских коллег. Они будут настаивать, что более богатые страны с менее углеродоемкой экономикой должны будут делать больше в масштабах ЕС.
После представления очередной версии проекта Климатического закона ЕС политическая борьба между странами вступит в новую фазу. В следующем году вместо споров о том, следует ли ЕС сократить выбросы на 55% или меньше, страны будут бороться за то, кто именно должен взять на себя наибольшее бремя.
Зачем всё это ЕС?
В мире завершается третья промышленная революция и начинается четвёртая. Эти технологические процессы в первую очередь влияют на экономику стран и их развитие. Тот, кто не способен обуздать волну новой «революции» будет обречен быть в хвосте экономического развития. И не только экономического.
Индустриальная экономика претерпевает изменения и в развитых странах трансформируется в постиндустриальную. Одним из основных признаков индустриальной экономики — сжигание ископаемого топлива. Признаком же постиндустриальной экономики является использование возобновляемых источников энергии (ВИЭ), а также атомной энергии. Современный энергетический тренд — распространение технологий энергосбережения, интеграция энергетики в техносферу, децентрализация энергетики и распространение использования ВИЭ. Экологический фактор является одним из ключевых для развития энергетики, он сопряжён с развитием и появлением новых технологий.
Европейский союз занялся экологической политикой не только по причине следования глобальным трендам, но и в связи с желанием снизить энергетическую зависимость. В 2000-х гг. наблюдался стремительный рост спроса на нефть в развивающихся странах, в то время как в развитых он падал. В условиях истощения месторождений с благоприятными условиями нефтедобычи цены на нефть стали расти. Это показывает наличие такого аспекта, как ценовая волатильность энергоресурсов, в частности, нефти. Всё больше и больше на стоимость ископаемого топлива влияют неэкономические факторы, например, события на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Немасштабные потери ресурсов в рамках мирового рынка привели к неадекватно высокому скачку цен, который имел ярко выраженный спекулятивный характер. Развитие ВИЭ в Европе может создать более стабильную экономическую ситуацию, которая позволит не оглядываться на цены за баррель нефти [1].
Ещё одним источником энергии является природный газ. От него ЕС также планирует постепенно отказаться. Газовая генерация сегодня выгоднее по цене, чем угольная, атомная и возобновляемая. Данное топливо способно заменить значительную часть потребления в транспортной сфере. Несмотря на эти преимущества, ЕС рассматривает газ как элемент перехода к климатической нейтральности, так как при его сжигании выброс углекислого газа меньше, чем от угля и нефтепродуктов, но выше, чем от ВИЭ.
Помимо сугубо экономического фактора нельзя отрицать роль экологического. В научной среде идут споры о том, чем вызвано повышение средней температуры на планете. Успеху экологических лоббистов поспособствовали лесные пожары в Австралии, Сибири, Бразилии, Португалии и Калифорнии, таяние ледяных шапок, летние тепловые волны в Европе, прибрежные наводнения и постоянно растущая концентрация углекислого газа в атмосфере.
В дополнение к этим экологическим проблемам ЕС обеспокоен тем, что он может остаться в хвосте процесса перехода к зеленым технологиям. Китай является лидером в солнечной энергетике, а также далеко продвинулся в области электромобилей и готов стать лидером в ветровой энергетике.
ЕС рассматривает изменение климата как проблему, которая позволяет ему играть роль глобального игрока, который надоедат США с просьбами присоединиться к Парижскому соглашению, заключает сделки с Китаем и оказывает давление на другие страны, чтобы они также повысили свои обязательства в отношении климата.
Когда принимали «Зелёную сделку» в 2019 г., председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен заявила: «Я убеждена, что наша прежняя модель экономического роста, основанная на ископаемых источниках энергии и загрязнении окружающей среды, полностью устарела…Мы желаем, чтобы произошли изменения, чтобы мы стали лидерами в промышленности, благоприятной для окружающей среды, в развитии зелёных технологий, зелёного финансирования».
Таким образом, Европейскому союзу необходима «Зелёная сделка» и Климатический закон для того, чтобы оставаться в числе технологических лидеров, сделать свою экономику более независимой и стабильной, заботиться об экологии планеты (как минимум Европы) и играть роль глобального игрока.
Как «Зелёная сделка» повлияет на Россию?
«Зелёная сделка» — это сделка стран Европейского союза, но она будет влиять как на соседей ЕС, так и на других глобальных игроков, в частности, на Россию.
Россия подписала и ратифицировала Парижское соглашение по климату. По данному соглашению к 2030 году она должна достичь менее 70% выбросов парниковых газов от уровня 1990 года. Россия этот план по состоянию на 2018 год, похоже, даже перевыполняет. В 2018 г. уровень выбросов составил 52% от уровня 1990 г. [2]. То есть у России нет проблем с исполнением условий соглашения, и при этом она имеет возможности для экономического роста за счёт сжигания ископаемого топлива.
Для европейских энергетических компаний «Зелёная сделка» также является проблемным вопросом. Если Европейский союз будет слишком давить на эти компании, то они могут уйти из ЕС и перейти туда, где экологические нормы будут менее строгими. В связи с этим ЕС настроен на взаимовыгодную работу со своими торговыми партнёрами, прежде всего с Россией.
Может ли Россия нивелировать эти риски? Да, может. Но это будет сложный и долгий путь для экономики, которая опирается на потребление и экспорт ископаемых видов топлива. Немецкий Фонд науки и политики (SWP) отмечает, что «сотрудничество с Россией в области возобновляемых источников энергии, выбросов метана, водорода и энергоэффективности необходимо не только для смягчения последствий трансформации для российской экономики, но и для того, чтобы склонить Россию к более экологичному будущему и сохранить страну в Парижском соглашении. Наконец, Россия является важным партнером в диалоге по техническим и регуляторным вопросам».
Наша страна действительно может сильно выиграть от взаимодействия с европейцами по вопросам развития ВИЭ. Более того, на уровне российского руководства давно говорят о необходимости перехода к более экологичной экономике. Наличие у России национального проекта «Экология» демонстрирует заинтересованность в решении различных задач в этой сфере. Взаимодействие с Евросоюзом по вопросам развития ВИЭ позволит России быстро развивать технологии, которые позволят ей не оказаться в аутсайдерах экономического развития в ближайшие десятилетия.
Начать можно с переработки отходов — у ЕС имеются опыт и технологии, а у России — желание этим заниматься. Нашей стране будет выгодно получить технологии без дополнительных вложенных средств в их разработку, а для ЕС — это масштабирование бизнеса и реализация новых проектов.
Переход России к высокому уровню использования ВИЭ будет сложным. Связано это с рядом особенностей нашей экологической политики и экономики. По мнению научного сотрудника РАНХиГС Татьяны Ланьшиной, у России нет чётко прописанного плана устойчивого развития. Под этим планом обычно подразумевают «майские» указы президента, национальный проект «Экология», энергетическую концепцию и другие документы. Однако в этих документах заложен рост добычи ископаемого топлива, как и не отражены цели устойчивого развития ООН, которые Россия приняла в 2015 году.
Чтобы «Зелёная сделка» ЕС пагубно не сказалась на экономике России необходимо интенсифицировать научные исследования в области экологии, разрабатывать меры адаптации к этим изменениям на основе зелёных технологий, а также системно подходить к созданию законодательного процесса в области экологии.
2. Порфирьев Б., Широв А., Колпаков А. Климат для людей, а не люди для климата // Эксперт, 2020, № 31-34. — с. 44–47
Красные линии зеленой сделки ЕС
Еврокомиссия в среду, 14 июля, представила экологический план EU Green Deal, предполагающий снижение к 2030 году атмосферных выбросов на 55% к уровню 1990 года. Он предполагает введение трансграничного углеродного налога (Carbon Border Adjustment Mechanism, CBAM) на импорт в страны ЕС стали, цемента, алюминия, удобрений и электроэнергии.
Схема отчетности по углеродному следу и налоговой базе заработает в тестовом режиме с начала 2023 года, при этом импортерам дадут трехлетний переходный период до начала действия сбора, который начнут взимать с 1 января 2026 года.
Какие еще отрасли также ожидают ограничения
План Еврокомиссии также предполагает переход на полностью «чистые», избавленные от выбросов углекислого газа (CO₂) автомобили. К 2025 году планируется сократить производимые ими выбросы на 15%, к 2030 году — на 55% (прежний ориентир — на 37%). К 2035 году автомобили в Европе вообще должны перестать иметь вредные выбросы. Это фактически будет означать запрет на продажу новых машин с с двигателями внутреннего сгорания — дизельными и бензиновыми.
При этом предлагается развивать инфраструктуру обслуживания электромобилей, в частности сети зарядных станций. В течение ближайших десяти лет за счет государственных и частных инвестиций планируется вложить в этот сегмент около €50 млрд.
Еврокомиссия, кроме того, предлагает обязать авиакомпании и судоходный сектор компенсировать углеродный след и использовать низкоуглеродные синтетические виды топлива на рейсах из аэропортов и морских портов ЕС.
К тому же будет расширена действующая система торговли квотами на выбросы CO₂, что позволит импортерам покупать «зеленые» сертификаты на свою продукцию по тем же ценам, что и европейским производителям. Стоимость сертификата будет равна средней цене тонны выбросов на рынке ETS за прошлую неделю. В конце июня 2021 года цена тонны выбросов побила новый рекорд, превысив €56.
Во сколько оцениваются издержки от углеродного налога ЕС
По оценкам аудиторской компании KPMG, нагрузка для российских экспортеров в случае введения трансграничного налога составит от €6 млрд за 2028–2030 годы до €50,6 млрд до 2030 года. При этом эксперты оценивали эффект для значительно большого количества товаров из России, включая газ, никель и медь, углеродоемкость которых превышает европейский бенчмарк в два-три раза.
Пока план Еврокомиссии не позволяет оценить все риски, связанные с введением трансграничного углеродного налога, так как методика расчета и перечень учитываемых производственных процессов не определены, говорит директор департамента экологии и климата группы НЛМК Никита Воробьев. «Группа НЛМК последовательно занимается снижением углеродного следа при производстве и соответствует уровню лучших европейских производителей по данному показателю. В связи с этим мы рассчитываем на справедливый подход при оценке поставок в ЕС и на использование фактических данных по эмиссии производителей, а не усредненных или теоретических показателей», — отметил он.
UC Rusal, экспортирующая в ЕС значительную часть своей продукции, сможет получить частичное возмещение налога после его уплаты, если будет поставлять в Европу товары своего низкоуглеродного бренда ALLOW, отмечают эксперты ProClimate. Менеджмент UC Rusal недавно сообщил о планах выделить активы, требующие дорогостоящей модернизации для снижения выбросов, в отдельную структуру. Это позволит компании сфокусироваться на экспорте алюминия с низким углеродным следом.
«Наша позиция в значительной степени совпадает с позицией алюминиевой отрасли ЕС. Мы считаем, что появление пошлин автоматически приведет к увеличению средней стоимости алюминия на рынке», — сообщил РБК представитель UC Rusal. РБК направил запросы в ассоциацию «Русская сталь» (объединяет крупнейшие металлургические компании) и Российскую ассоциацию производителей удобрений (РАПУ).
Европейские производители алюминия против нового налога
От нового климатического плана ЕС могут пострадать не только импортеры, но и европейские производители. Например, ассоциация European Aluminium (объединяет европейских производителей алюминия) недавно призвала отменить введение механизма углеродного налога для алюминиевого сектора, поскольку он ставит европейских производителей в невыгодное положение относительно зарубежных конкурентов и не имеет ничего общего с борьбой с изменением климата. Действующая сейчас схема бесплатного распределения квот на выбросы CO₂ очень важна для алюминиевой отрасли, потребляющей огромные объемы электроэнергии, указывает ассоциация. По оценкам консалтинговой компании CRC, власти ЕС компенсируют европейским компаниям, задействованным в алюминиевом секторе, порядка 75% расходов, связанных с выбросами CO₂.
Если схему распределения бесплатных квот заменят на механизм углеродного налога, то расходы европейских компаний существенно увеличатся. Выбросы CO₂ в среднем составляют 6,7 т на тонну алюминия на европейских производствах.
Ранее ЕС использовал механизм антидемпинговых пошлин для защиты от зарубежных конкурентов, прежде всего из России и Китая, «только не под экологическим зонтиком, как сейчас, а под предлогом искусственного занижения издержек на сырье в странах-экспортерах», напоминает экс-директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития, заведующий кафедрой торговой политики Высшей школы экономики Максим Медведков. Но после серии проигранных дел в суде ВТО возникла концепция углеродного налога, в центре которой все те же отрасли — металлургия и производство удобрений, добавил он.
Решетников надеется, что представители ЕС сдержат данные ранее обещания и обеспечат соответствие своего экологического плана нормам ВТО, Рамочной конвенции ООН об изменении климата и других международных соглашений. Министр считает, что глобальную проблему изменения климата можно решить только с помощью «скоординированных действий всех стран». «Рассчитываем на содержательный диалог с коллегами из Еврокомиссии», — добавил он. Блок видео рекомендаций