европейские отношения между мужчиной и женщиной как это
Роман с европейцем? Ни за что!
Свободные, увлекающиеся, интересные, привлекательные — всё это можно сказать о европейских мужчинах. Автор этой статьи ни в коем случае не умаляет их достоинств, но, основываясь на собственном опыте, хочет напомнить о некоторых неочевидных подводных камнях. Хорошенько подумайте — а готовы ли вы с этим мириться?
Европейские парни частенько поражают воображение россиянок, и это не удивительно. Будем честны: по многим параметрам они превосходят наших, родных и привычных. Для начала, европейцы просто лучше выглядят, ухаживают за собой и не пребывают в счастливом заблуждении, что забота о своей внешности — прерогатива исключительно девочек или геев. Кстати, о геях! Толерантность — ещё одна приятная черта европейских мужчин.
Они не занимаются бодишеймингом, настойчиво советуя своей избраннице записаться в спортзал, и у них хватает чувства такта, чтобы не называть вашего лучшего друга-гея нехорошим словом на букву «п». Ребята с европейскими паспортами вообще очень тактичны, дружелюбны и вежливы. Но вот тут-то и начинаются реальные проблемы…
1. Он не влюблён, он просто вежлив
Раньше, услышав о разнице менталитетов и проблемах, которые они за собой влекут, я вступала с собеседником в яростный спор, доказывая, что всё это ерунда и условности, и при желании два любящих человека всегда могут понять друг друга. Но первый же серьёзный роман с иностранцем (в моём случае им оказался поданный её величества королевы Великобритании) заставил смотреть на ситуацию несколько иначе.
Мальчику из Европы, будь он англичанин, француз или норвежец, с детства внушали, что он должен быть nice (не сомневаюсь, что релевантное слово найдётся и в других языках). То есть, быть во всех отношениях приятным, дружелюбным и безукоризненно вежливым. За хорошими манерами порой бывает сложно рассмотреть его реальное отношение к вам. Вне зависимости от того, насколько сильно вы нравитесь забугорному товарищу, он будет одинаково улыбаться и с интересом слушать всё, что вы рассказываете за чашкой кофе или бокалом вина. После свидания, буквально через час, он обязательно скинет вам сообщение, в котором поблагодарит за вечер и выразит желание встретиться ещё раз. Довольно обширный опыт общения с иностранцами показывает — они ВСЕГДА так делают, всегда. Встретитесь ли вы снова? Не факт, ой не факт.
2. Подарки? Какие подарки?
Навстречавшись за свою жизнь с Димами и Сашами вы наверняка ждёте, что вначале отношений с европейцем точно так же начнётся ОН — тот самый конфетно-букетный период, от одного названия которого немного передёргивает. Иными словами, вы ждёте, что начнутся подношения — розы, «Рафаэлло» и «Ферреро» (кто что больше любит), а там уж и подарки посерьёзнее. Серёжки, например. Или седьмой «айфон». Размечтались!
Фото: © Flickr/ProFlowers
В Европе вообще очень странная культура подарков. Например, на день рождения даже лучшие друзья дарят друг другу такую фигню, что вам стыдно было бы прийти с подобным «подарком» даже на скучный праздник к малознакомой подруге подруги. К сожалению, на романтические отношения это тоже распространяется. Несколько моих подруг встречаются с парнями из Англии, Дании и Австрии, «температура по больнице» у всех одинаковая — банальный букет цветов эти ребята все как один считают «пошлостью» и вообще очень старомодным проявлением чувств. Если они и делают подарки, то лишь «по поводу» и сугубо практичные — тёплая пижамка на Новый год, блендер на день рождения (ты же любишь смузи!), набор носков с забавными принтами…
Это всё, конечно, очень мило, но если вы привыкли к другим материальным знакам внимания, срочно отвыкайте — вы выбрали европейца.
3. Ему 30 и он ещё слишком молод
В России в 25 лет девушек уже «пилит» вся родня по поводу замужества и детей, а от парней к 30 годам уже ждут так называемой «определённости». Эти разговоры всех ужасно раздражают, но где-то на подкорке слова мамы и бабушки всё-таки откладываются — вода камень точит: в 25—30 лет женщины из России начинают искать серьёзных отношений. Что тем временем происходит с 30-летним юнцом из Европы? Правильно, у него ещё молоко на губах не обсохло. Его жизнь только-только начинается, он строит карьеру, много путешествует, тусуется с друзьями и не ищет никаких обязательств.
Фото: © Flickr/Schröder+Schömbs
Приведу пример, рассказанный моей близкой подругой. Однажды её 29-летний испанский бойфренд, глядя задумчиво вдаль, выдал следующее: «Я вот думаю, лет через 10 мне же придётся жениться, завести детей… Всего 10 лет, а ещё столько нужно успеть сделать!» Думаю, комментарии излишни.
Конечно, всегда есть вариант, что именно вы зацепите гражданина ЕС так, что он пересмотрит свои взгляды на отношения и создание семьи. Но будем честны, вероятность не самая высокая — они просто так устроены. Хотите замуж за иностранца во что бы то ни стало? Тогда ищите «варианты 35+» — они, конечно, тоже ещё очень свежи и молоды, но всё-таки посерьёзнее будут, да.
4. Ваши проблемы — это ваши проблемы
Не стоит предъявлять к европейскому бойфренду те же требования, что и к российскому мужчине. Если в наши представления о мужественности входит его обязанность заступиться за вас в любой ситуации и «впрячься» в ваши проблемы, то в «иностранной вселенной» он и вы — две полноценные личности, способные сами разобраться со своими невзгодами. Он вряд ли помчится вызволять вашу машинку ночью со штрафстоянки и уж точно не поедет в ОБИ за рассадой для огорода вашей бабушки. Are you crazy?
Фото: © Flickr/Kevin McShane
Кроме того, европейцы весьма поверхностны. Эту специфичную черту можно ещё назвать лёгким отношением к жизни или позитивностью, как угодно. Суть от этого не меняется — он не собирается глубоко вникать в ваши душевные переживания, обсуждать сомнения по поводу карьерного пути или предназначения в жизни и так далее… Бесспорно, выдержать подобные беседы могут не все граждане РФ мужского пола, но с ними всё-таки иногда «прокатывает», особенно если предварительно немножечко выпить.
5. Он в курсе, что он крут
А теперь переходим к самому неприятному. Так уж исторически сложилось, что в СССР ко всему «западному» и «иностранному» относились с особым пиететом. Советского Союза нет уже больше 20 лет, а тенденция осталось — выйти замуж за иностранца по-прежнему в определённых кругах считается невероятным везением. Потому что он оттуда — из лучшего мира!
Фото: © Flickr/Dima Bushkov
Кроме того, наш европеец наслышан о красивых русских женщинах и страшненьких русских мужчинах — словом, у него изначально есть конкурентное преимущество. Во всяком случае, он так думает.
6. Каждый сам за себя
Страшные истории подружек о том, как шведский бойфренд предложил разделить счёт в ресторане пополам, а парень из Франции, с которым другая подруга живёт уже год, высчитывает на калькуляторе сумму совместной покупки в супермаркете, предлагая делить её «по-честному» (не платить же ему за её прокладки, в самом деле) — это вовсе не выдумки, а реальность. Он НЕ обязан за вас платить. Он может, но не факт, что будет. И его никто не осудит — ни общество, ни друзья, ни вы.
7. Если замуж, то нескоро
Свадьба — явление в европейской среде довольно редкое. Происходит это чудо тогда, когда люди прожили вместе лет 10, а мужчина уверен в избраннице настолько, что не боится за своё имущество в случае развода. Поэтому если вы мечтаете о кольце — наберитесь терпения. В Европе принято встречаться долго — через год-два после начала романа предложения руки, сердца и гражданства ЕС ждать не стоит.
Фото: © Flickr/Kevin McShane
Например, в Англии партнёры довольно долго присматриваются друг к другу. Они могут проводить вместе время, ходить на свидания, заниматься сексом, и лишь через полгода-год заговорить о том, чтобы стать наконец-то парой (алилуя!). Затем вы можете съехаться, завести собаку, кота, морскую свинку и может быть даже детей, — всё это не является предвестником скорой свадьбы. Некоторые, конечно, доводят дело до ЗАГСа чуть быстрее остальных, но у любого правила есть свои исключения.
8. Языковой барьер
Охотно верю, что ваш английский (французский, испанский, и т.д.) настолько совершенен, что Шекспира вы читаете исключительно в оригинале. Тем не менее, есть два важных момента. Первый — вы скорее всего учили язык в школе по тому самому учебнику в синей обложке, и по-прежнему пытаетесь разговаривать на английском с той же интонацией, с которой говорите по-русски. Иными словами, вы не чувствуете специфику языка, вряд ли улавливаете оттенки и подтексты. Достичь такого уровня владения иностранным языком можно лишь проживая в языковой среде долгое время.
Второй момент — он наверняка не говорит по-русски. А значит все эти ваши шуточки, сарказм, смешные словечки, умение очень изящно и забавно ругнуться матом — всё это ему неведомо. Меж тем из таких вот мелочей и состоит ваша личность! Не даром же Сергей Довлатов писал: «На чужом языке мы теряем восемьдесят процентов своей личности». Увы, но это справедливо. Язык несёт в себе психологию и ментальность, и пока хотя бы один из вас не овладеет родным языком другого в совершенстве, вам будет казаться, будто вы трогаете друг друга в перчатках.
Впрочем, есть и положительный момент. Как бы вам однажды ни захотелось в сердцах сказать: «Ну не охренел ли ты, Джон?» — вы этого сделать не сможете, а значит по-прежнему останетесь вежливой и вообще nice. Совсем как он в пункте первом.
LiveInternetLiveInternet
—Цитатник
Вам не хочется, или некогда, долго варить холодец. А может быть, ради небольшого лотка прос.
Люди с одинаковыми именами имеют не только сходные привычки, характеры, предпочтения и спосо.
Взяв на вооружение эти советы вы будете тратить времени в 2 раза меньше. Как убрать налеты на.
К сожалению, даже объединенные усилия граммар-наци не всем помогают запомнить.
—Видео
—Метки
—Рубрики
—Приложения
—Новости
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Особенности любовных отношений в разных странах
Говорят, что любовь не знает границ, и не так-то просто отыскать на Земле место, где была бы свободная от любви территория. Ну разве что вас занесет на экскурсию в Ватикан. Мы решили узнать, как выражают чувства, относятся к сексу и строят отношения жители разных стран.
Англия
В Англии любовь начинается с дружбы. Чаще всего англичане знакомятся на работе или через знакомых. И долгое время общаются до того, как начать романтические отношения.
Путь к сердцу англичанина лежит через шутки, так как в Англии больше всего ценится чувство юмора.
Англичане выступают против женской инициативы в отношениях. На свидания должны приглашать мужчины. Чаще всего романтические встречи проходят в пабах или барах.
Англичане не готовы в начале знакомства тратить деньги на девушку, до тех пор пока не будут уверены в своей симпатии к ней. По традиции на первом свидании за все платит мужчина. Далее счет делится пополам.
Англичане не назначают свидания на пятницу и субботу. Эти два вечера — время тусовок в компании. Если мужчина предложил увидеться в пятницу, значит, у него нет друзей и своего круга общения! И это странно. Так как дружбе в Англии придают огромное значение.
Англичане умеют ухаживать, особенно если у них серьезные намерения. Они готовы дарить цветы каждый день, устраивать романтические сюрпризы и даже петь серенады под окнами… Но заводить семью здесь не торопятся. Жизнь в Англии довольно дорогая, так что создать семью, а тем более родить ребенка можно только при наличии стабильного дохода: детский сад, школа, университет обходятся в десятки тысяч фунтов в год.
Франция
Франция ассоциируется с романтикой и красотой отношений. Эйфелева башня, шампанское и галантные французы… Но в этой стране не все так сказочно, как нам представляется.
Французы не любят устраивать романтические сюрпризы и дарить цветы. На первое свидание чаще всего приглашают на завтрак или на ланч. Приглашение на ужин считается неуважением по отношению к женщине. Большинство французов готовы оплатить ваш счет. Но только в том случае, если вы им действительно понравились. Если же нет, то будьте добры платите за свой кофе самостоятельно.
Во Франции популярны отношения, которые у нас называют гражданским браком. Во многом это связано с тем, что процент разводов во Франции выше, чем во всех других европейских странах.
Ранние браки здесь редкость, точно так же, как и ранние беременности.
Во Франции глава семьи — мужчина. Но он не обязан быть главным добытчиком в семье. По статистике, в 48% французских пар женщины зарабатывают больше мужчин.
Германия
В Германии особенно актуальны «браки по расчету». Стоит набрать в поисковике «замуж за немца», и вы увидите весомое тому подтверждение. Чаще всего немецкий жених гораздо старше и богаче невесты.
В Германии фактически отсутствует такое понятие, как альфонсы. Немцы не понимают, как можно жить за счет женщины. Поэтому они избегают карьеристок. Для них недопустимо, чтобы женщина была успешнее мужчины в финансовом или социальном отношении.
При этом в Германии положительно относятся к женской инициативе. Если вам нравится мужчина, то вы можете сами пригласить его на первое свидание. Это принято делать посредством смс-сообщений. Не романтично, конечно, но зато по-немецки практично.
Если после этой встречи мужчина пригласит вас в кино или ресторан, можете быть уверены в его серьезных намерениях. Для того чтобы просто «развлечься», немцы не приглашают на второе свидание.
Швеция
Большинство шведов живут в гражданском браке. Почему? Во-первых, права и обязанности у таких семей в Швеции точно такие же, как и у законных супругов. Во-вторых, официальный развод (его процедура) стоит довольно дорого и затягивается, как правило, надолго. А так — никаких проблем! Решили расстаться, можете сделать это быстро и без особых затрат.
В шведской семье работают и муж, и жена. Чаще всего супруги имеют свои, отдельные счета в банке. Питание, телефон, электроэнергия оплачиваются совместно. Что касается всего прочего (одежды, косметики и т.д.), каждый тратит свои средства. Вполне нормальным явлением считается, например, когда в ресторане муж и жена получают отдельные счета от официанта и расплачиваются каждый из своего кошелька. Если же говорить о свиданиях, то в Швеции каждый платит сам за себя.
Шведы любят устраивать необычные свидания. К примеру, прыжки с парашютом, полеты на воздушном шаре и картинг — наиболее популярные сценарии для романтических встреч. Знакомятся шведы через друзей или по интернету.
Италия
Итальянцы — прирожденные актеры, их жизнь похожа на пьесу. Большую часть времени они проводят на публике, выставляя себя напоказ, а показать себя они умеют. Поэтому если итальянец клянется вам в любви, не спешите ему верить. Итальянцы — люди эмоциональные и темпераментные. Они шумно ссорятся, шумно мирятся, а между ссорами и примирениями шумно радуются жизни.
Итальянцы — народ щедрый, но к их щедрости нужно относиться с опаской, поскольку ни один подарок не делается в Италии без умысла. Жизнь и власть итальянцев базируются на системе подарков и услуг. Если вы приняли подарок, значит, должны отплатить дарителю услугой.
На свидание итальянцы чаще всего приглашают в ресторан, так как в этой стране культ еды. Второй вариант — футбол. Все итальянцы считаются поклонниками этого вида спорта.
Итальянская семья состоит из огромного количества родственников, которые хорошо знакомы между собой. Пойти против желания семьи в Италии практически невозможно. Ромео и Джульетта служат тому поучительном примером. Итальянские мужчины почитают свою мать за Мадонну и в буквальном смысле боготворят ее. Большинство итальянцев — «маменькины сынки» и даже в зрелом возрасте живут по принципу «как мама сказала, так и будет».
Испания
В Испании не принято ухаживать за женщиной, оплачивать ее счет в ресторане и провожать до дома, так как испанские женщины независимы и подобное проявления чувств считают тиранией.
В Испании не дарят цветов. Поэтому, если вы попросите мужчину о таком подарке, скорее всего он преподнесет вам цветок в горшке!
Если испанец приглашает вас на обед или на кофе днем, у него чистые намерения. Поужинать — более чем заинтересован. На коктейль — явно хочет весело провести время и не упустить «десерт» в виде секса на заднем сидении автомобиля. 90% испанцев до 35 лет живут с родителями. Проводить время в отеле в этой стране не принято. Вот и остается единственный вариант — автомобиль.
Испанцы не стремятся быстро обзавестись постоянным партнером. Месяцами встречаясь, живя и отдыхая вместе, женщину зачастую представляют как подругу, а мужчину как просто друга.
Нередко в Испании люди встречаются годами и при этом незнакомы с родителями партнера. Но если уж испанец познакомил вас со своей семьей, значит, вскоре он сделает вам предложение руки и сердца.
Китай
В Китае на первое свидание мужчина приходит с лучшим другом. Чтобы тот весь вечер его расхваливал: какой он умный и добрый. Любопытно, но платить по счету часто вызывается именно друг! Мужчины в Китае в принципе очень щедры и всегда оплачивают весь счет, причем незаметно для спутницы.
Китайцы громко разговаривают, шутят, поэтому встречи они назначают в ресторанах и кафе. После ужина мужчина всегда провожает девушку до дома.
Удивительный факт: приходя в гости к девушке, китаец очень скоро начинает приносить в ее дом свои личные вещи: зубную щетку, полотенце, одежду, компьютер… Не спрашивая разрешения и не объясняя намерений. При этом отношения могут только начинаться, а об интиме еще и речи не было! Это не значит, что китаец определился со своим выбором и вы стали дамой его сердца. Уже завтра он может исчезнуть навсегда, оставив в вашей квартире свои вещи. Но если китаец настроен серьезно, то лучшего семьянина не найти. Процент разводов в Китае крайне низок.
Япония
Выйти замуж за японца очень сложно, если вы родились не в Стране восходящего солнца.
Если очень хочется стать женой японца, одеваться здесь, как в России, нельзя. Лучше всего выбрать скромный деловой костюм. Не стоит равняться на безумно одевающихся девушек из токийского района Харадзюку. Это в России и в других странах забавно ходить в таком виде, но хорошие парни не женятся на девушках из Харадзюку — неприлично.
Австралия
Мужчины в Австралии чаще всего знакомятся по интернету, сайтах знакомств зарегистрирован почти каждый свободный австралиец. Особенной популярностью в Австралии пользуются русские девушки. Наши соотечественницы здесь считаются лучшими женами. Среди русско-австралийских союзов очень много счастливых пар. Русских женщин ценят не только за умение вкусно готовить, но и за способность оставаться женщинами во всем, в том числе и в одежде. Австралийки меньше следят за своей внешностью, одеваются просто и удобно, так что русские девушки от них выгодно отличаются.
В Австралии на женщину не принято смотреть восторженно. В этой стране не говорят комплиментов, так как это может быть воспринято как домогательство.
К браку в Австралии относятся весьма прагматично. Для австралийцев важнее адекватное партнерство, взаимное уважение, нежели страсть. Австралийцы очень серьезно воспринимают семью и редко разводятся. Тем более что развод в Австралии — дело весьма дорогостоящее: мужчина может лишиться до 80% своего имущества.
Америка
В Америке существует культ семьи. И тем не менее в 47% американских семей хотя бы один супруг второй раз в браке, а процент разводов один из самых высоких в мире. Парадокс, который, впрочем, можно объяснить тем, что американцы ценят счастливую модель семьи. И, если у них в доме нет эмоционального комфорта, они довольно легко решаются на развод. К тому же большинство американцев утверждают, что главное в отношениях — это любовь, и если она закончилась, то нет смысла продолжать жить вместе.
Юридическая процедура развода в Америке достаточно сложная, поэтому большинство американцев заключают брачные контракты. Это жизненная необходимость.
Среди американцев встречаются романтики и выдумщики, но их явное меньшинство. Типичное американское свидание включает достаточно однообразный набор развлечений: кино/концерт плюс ужин/бар. Последовательность действий непринципиальна.
В Америке не принято провожать девушку домой. Она уезжает на такси или на своей машине, даже если пара провела вместе ночь.
Свидание вслепую — популярный вид знакомства в Америке.
Что же касается секса, то он может случиться как на первом свидании (и ни к чему не привести), так и позже. Для американцев очень важны ощущения, как они сами многозначительно говорят, «химия». Только от нее и зависит дальнейшее развитие взаимоотношений.
Европа
Мишель Фуко. Забота о себе
Европейская культура имеет в своей основе античную. Поэтому взгляды на любовь и брак европейцев опираются во многом на представления мудрецов античности. Классические тексты великих античных авторов — «Домострой» Ксенофонта, «Государство» и «Законы» Платона, «Политика» и «Никомахова этика» Аристотеля — интересны тем, что практически все наставления супругам, содержащиеся в размышлениях о брачных отношениях, были направлены на достижение идеальных отношений в браке. Брак и семья были значимы не только сами по себе, но и в контексте отношений внутри общества.
Как писал М. Фуко, «привилегии, положенные супруге, справедливость, которую следовало к ней проявлять, забота о ее воспитании и обучении — все это предполагало тип отношений, определенно не исчерпывающихся одной только функцией воспроизводства. Но брак порождал совершенно особый стиль поведения в первую очередь еще и потому, что женатый мужчина, будучи главой семьи и уважаемым гражданином, мог претендовать на политическую и моральную власть над другими, и именно вследствие этого искусство супружества, или необходимость владеть собой, приобретало специфическую форму мудрого, умеренного и справедливого поведения».
Аристотель придавал большое значение отношениям между супругами, но не признавал равенства мужчины и женщины на том основании, что мужское и женское начало принципиально различны по своему предназначению. Женское отождествляется с телесным, с бесформенной материей, мужское — с духовным, с идеей.
В трактате «О рождении животных» Аристотель приходит к выводу: женский организм холоднее мужского, поскольку женщины имеют меньше души и живут гораздо меньше, чем мужчины, поэтому в момент зачатия мужское духовное начало придает форму женскому материальному, вносит в него душу. Так что мужское начало играет главную роль в создании новой жизни, а женщина по сравнению с мужчиной — незавершенное творение.
По Аристотелю, «природа мужчины отличается большей завершенностью, поэтому все качества в нем совершеннее. Женщины менее духовны, чем мужчины, менее простодушны, но более мстительны, злонамеренны, несдержанны. Женщина легче подвергается слезам, ревности, ворчливости, более склонна к брани и дракам, к потере присутствия духа, в ней меньше стыда, она больше обманывает».
В многочисленных рассуждениях о браке античных авторов можно найти объяснение того, как на протяжении времени вырабатывалась определенная модель супружеских отношений. В одном латинском тексте, который считается третьей книгой «Экономики» Аристотеля, говорится о том, что муж должен относиться к жене «с уважением», «с большой воздержанностью и скромностью», обращаться к ней «с дружественными словами, свойственными благорасположенному человеку, держащемуся в пределах дозволенного и почтительного», выказывая «сдержанность и доверчивость».
Кстати, следует заметить, что представления мудрецов Востока о браке, идеальной жене не особо отличались от взглядов их европейских коллег. Фарид Алекперли в книге «Тысяча и один секрет Востока» приводит изречение, которое приписывается пророку Мухаммеду: «Сказать вам, каково самое большое счастье, которое мужчина должен беречь, как сокровище? Это хорошая жена, на которую приятно было бы смотреть, которая ждала бы мужчину в его отсутствие и подчинялась бы его распоряжениям». Средневековый Восток предписывал идеальной жене быть матерью, другом и служанкой своему мужу.
Фарид Алекперли цитирует азербайджанского ученого Насиреддина Туси, который в книге «Мораль Насира» писал следующее:
Жена-мать. Достойную супругу уподобляли матери потому, что она желает, чтобы муж был рядом с ней, скучает, когда его нет поблизости, готова переносить все трудности и мучения, выполняя его просьбы и пожелания: точно так же мать относится к своему ребенку.
Жена-друг. Ее уподобляли другу потому, что она довольна всем, чем наделит ее муж, а если чего-то не получит, то посчитает это простительным. Такая жена не пожалеет для мужа своего добра и ни при каких обстоятельствах не будет действовать против него.
Жена-служанка. Служанке ее уподобляли потому, что, заботясь о своем муже, ухаживая за ним, она не поступится ничем — будет выслушивать наказы мужа, всячески покрывать его недостатки, хвалить его, знать цену хлебу, который ест, не будет совершать дел, которые мужу не по нраву.
«Жена должна быть целомудренной, честной, верующей, хозяйственной, любящей мужа, совестливой, чистоплотной, скромной, сговорчивой, умножающей богатство семьи. Сказано, что хорошая жена является украшением жизни», — резюмирует ученый все вышесказанное. Причем такие качества невесты, как красота, благородное происхождение и богатство ее семьи уступали по значимости целомудрию, уму и честности будущей жены.
Насиреддин Туси предлагал «удовлетвориться женой средней красоты», так как «красивая женщина обращает на себя излишнее внимание и, по причине слабости разума, часто сходит с праведной стези. Красота и рассудок редко следуют рука об руку. Жениться на красивой, но глупой и непутевой женщине — значит жить в бесчестии и умереть в позоре, служа посмешищем для окружающих».
Богатство семьи невесты тоже считалось нежелательным мотивом для вступления в брак, потому что являлось «причиной ее высокомерия, чувства собственного превосходства, притязания на главенство в семье. Снабжая деньгами своего мужа, она будет смотреть на него как на раба, прислугу, подчиненного и не будет с ним считаться».
В своих взглядах на отношения мужчины и женщины в браке средневековые ученые равнялись на античных авторов. Древнегреческий историк Плутарх рассказывал о законе, изданном афинским законодателем Солоном, согласно которому приданое невесты состояло из трех платьев и дешевой мебели. По мнению Солона, отношения должны строиться на любви и наслаждении, а не на материальной выгоде, превращающей брак в торговую сделку. Женитьба на девственнице была предпочтительнее, так как считалось, что невинная девушка «лучше поддается воспитанию со стороны мужа, привыкает к его характеру, принимает семейные традиции». Семья, из которой на Востоке брали невесту, должна была быть «с благородными традициями», чтобы девушка имела представление о разумном ведении хозяйства.
Существовало мнение, что строгость в супружеских отношениях оправдана двумя великими и естественными целями, стоящими перед браком. «Прежде всего, это, разумеется, продолжение рода. Нельзя удовольствие почитать конечной целью акта, который самой природой предназначен в основном для произведения потомства, — подчеркивает Сенека (и в этом с ним соглашаются многие врачи), — и если природа наделила людей любовным влечением, то вовсе не затем, чтоб они предавались сладострастным наслаждениям блуда, но дабы продолжали свой род… Плотская связь и законна и справедлива в том и только том случае, если она направлена на продолжение рода; если же ее цель — одно лишь удовольствие, то она нечестива и противна закону, пусть даже и осуществляется в браке».
«Вторая важнейшая цель брака — обустройство совместной жизни — составляет еще один принцип, требующий строгости в супружеских отношениях», — пишет М. Фуко. Еще одно наставление супругам применено для различения трех типов брака, потому что брак подобно слиянию вина и воды, образующих при смешивании новую жидкость, каждый раз образует один из трех союзов. Это понятие встречается у Плутарха в тридцать четвертом Наставлении супругам: «Супружеские союзы, в которые вступают затем лишь, чтобы „вместе спать“, соотносятся с категорией смесей, составленных из „частей обособленных“, сохраняющих свою „индивидуальность“. Браки по расчету, заключенные „ради приданого или продолжения рода“, подобны сочетаниям „сопряженных частей“, элементы которых образуют прочную общность, но всегда могут быть разобраны вновь, как „дом или корабль“, сработанные плотником. Что же касается полного „растворения друг в друге без остатка“, — „красиса“, создающего „единое, сросшееся целое“, которое уже ничто не в силах разъединить, — то оно свойственно только бракам, основанным на взаимной любви».
Античные авторы считали супружеские узы наиболее важными из всех возможных человеческих отношений. Супружеская жизнь характеризовалась распределением обязанностей и единством в достижении цели: мужчина должен делать то, что не может исполнить женщина, она берет на себя дела, находящиеся вне сферы компетенции мужа, но процветание дома объединяет в одно целое различные по определению деятельность и образ жизни каждого из них. Супруги объединены общей целью, при этом каждый из супругов свою жизнь проживает как жизнь вдвоем. Такое единение супругов и является искусством состоять в браке.
Распад Римской империи продолжался довольно длительное время, в течение которого лик Европы постоянно изменялся из-за значительной миграции населения. Христианская церковь, выжившая в этот трудный для Европы период, нашла возможность объединить «наследие вавилонского реализма, иудейского абсолютизма, греческого платонизма и римского материализма» и стала преемницей Римской империи, что продемонстрировали походы крестоносцев.
Поскольку церковь была очень заинтересована в социальной стабильности, обеспечивающей ей постоянный доход, недостатки в светском законодательстве были заменены христианскими предписаниями. Всего за несколько столетий в европейском обществе христианская мораль слилась с социальной, а религиозная власть — со светской. Положение папства еще более усилилось, когда папа Григорий VII установил принцип целибата (безбрачия) для священников. Церковь вплотную подошла к своей подлинной цели — целомудрию, которое являлось главным идеалом христианской морали. Раньше, до провозглашения целибата, многие мужчины становились священниками только потому, что это был единственный путь к построению профессиональной карьеры в юридической, административной и научной областях, а с XIII века священник мог сделать карьеру, лишь продвинувшись по церковной иерархической лестнице.
Говоря о целомудрии вступающих в брак, социолог Энтони Гидденс сообщает:
«Сексуальные отношения до и вне брака в средневековой Европе были весьма распространенным явлением как среди бедных, так и среди зажиточных слоев населения. В некоторых районах мужчине считалось позволительным до женитьбы проверить способность своей будущей жены к деторождению. Если беременность наступала, браку ничто не препятствовало, в противном случае невеста могла так и не выйти замуж. Количество незаконнорожденных детей во многих частях Европы (особенно в Центральной) было, по современным нормам, исключительно большим. Законности появления ребенка на свет придавалось сравнительно малое значение, и дети от внебрачных союзов часто принимались в семью и воспитывались наравне с законным потомством».
В целом христианская церковь рассматривала брак как ряд уступок человеческим слабостям, утверждая, что первый брак обеспечивает мужчине все необходимое; второй брак является супружеской изменой, третий — просто «свинство».
Если в эпоху античности брак был практически обязательным, то в Средние века брак был отмечен печатью греха, хотя и воспринимался как меньшее зло: в отличие от прелюбодеяния и распутства грех этот был простительный.
Появление потомства церковь рассматривала как порождение верующих, что, безусловно, является полезным для распространения христианской веры, однако церковь не считала бездетность основанием для развода, хотя это было социальной практикой всех древних сообществ.
«При наличии достаточно широкого спектра брачных моделей и обычаев в Европе, повсюду неизменным оставался ряд ключевых характеристик брака: во все времена большинство мужчин и женщин вступали в брак хотя бы однажды и само общество понималось как совокупность домохозяйств, которые преимущественно формировались вокруг брачной пары или же вокруг ее овдовевшей половины. Сами же западноевропейские брачные модели варьировались в зависимости от региона (северо-западная и южная модели), социального слоя („аристократическая“ модель брака отличалась от „простонародной“) и, в меньшей степени, от конфессиональной принадлежности», — пишет Л. П. Репина в книге «Женщина и мужчина в истории: новая картина европейского прошлого».
Добиваясь идеального целомудрия в браке, в XIII веке христианская церковь объявила брак таинством, в результате чего он не мог быть расторгнут ни при каких обстоятельствах. При этом официальный и социальный статус женщины в браке практически не изменился, ранняя христианская церковь взяла за основу гражданские законы и обычаи Древнего Рима, итогом чего явилось заявление Климента Александрийского, что женщина равна мужчине во всем, но мужчины всегда и во всем были лучше женщин.
Кстати, церковь нередко посылала христианок-аристократок в варварские страны — для вступления в брак с вождями франков или саксонцев. Часто жены обращали варваров в свою веру. А поскольку папа Григорий VII запретил браки до седьмой степени родства, это привело к тому, что принцессы крови, особенно принадлежавшие к династиям Меровингов и Каролингов, расширили «брачную географию» от Ирландии до Иерусалима и от Кастилии до Новгорода.
Период с начала XII века до конца XVI века был весьма примечательным для истории Европы, поскольку отношение к женщине в это время поразительно быстро сменилось в сторону уважения и даже обожания. Возникла концепция куртуазной любви (от франц. amour courtois; courtois — «учтивый, рыцарский»), при которой отношения между влюбленным и его Дамой сердца были подобны отношениям между вассалом и его господином.
«По существу, мужчина сделал такую же ошибку, какую некогда совершила женщина эпохи неолита, забыв установить контроль над ростом самоуважения мужчины. На этот раз мужчина, сосредоточившись на своем духовном восхождении, снисходительно отнесся к росту самоуважения женщины, поскольку считал, что это совершенно неважно. По неким весьма специфическим причинам он превратил Даму в символ добродетели, не задумываясь о том, что может прийти время, когда этот новый статус придется рассматривать в весьма практическом смысле», — считают специалисты по гендерным исследованиям.
Главным фактором, который способствовал превращению женщины в Даму, явились, по мнению многих ученых, походы крестоносцев, главной «добычей» которых стало расширение кругозора и восприятие нового образа жизни.
Этого было вполне достаточно, чтобы активизировать процессы изменений, уже начавшихся в европейском мире. Многие из достижений античности прошли через фильтр мусульманства, что и стало одной из главных причин возникновения той формы литературы, которая непосредственно повлияла на положение европейской женщины.
Временное отсутствие в обществе наиболее нетерпимых его представителей и присутствие множества других, которые открывали для себя новое мировоззрение, предоставили уникальный шанс женщинам высших классов.
Почти до конца XI века европейские женщины полностью зависели от своих отцов, мужей и сыновей. Но в период Крестовых походов многие жены столкнулись с необходимостью самостоятельно управлять собственностью своих мужей и даже использовали свой шанс в борьбе за источники власти — герцогские или королевские дворы. Христианская церковь тоже помогла стабилизации положения женщин, запретив разводы.
Еще одной причиной превращения женщины в Даму можно считать поклонение Деве Марии, культ которой принесли в Европу в начале XII века пилигримы, купцы и крестоносцы. Ростом своей популярности культ Девы Марии обязан Бернарду Клервосскому, под руководством которого по всей Европе были основаны сотни новых цистерцианских аббатств, в которых монахи носили белую одежду в честь чистоты Девы Марии и строили специальные женские часовни для поклонения ей.
Средневековый стиль мышления предполагал, чтобы каждую добродетель олицетворяла определенная святая. Дева Мария была идеалом женщины, обладающей всеми добродетелями, имена которых были Умеренность, Замкнутость, Стыдливость, Внимание, Благоразумие, Робость, Честь, Усердие, Целомудрие, Послушание, Смирение, Вера. Таковы были требования, предъявлявшиеся средневековым обществом женщине.
Традиция более благосклонного отношения к женщине была тесно связана с распространением культа Девы Марии. С XI века культ распространяется параллельно с ростом рыцарства и получает в рыцарской среде свое подобие в форме поклонения Прекрасной Даме. Этот широко известный атрибут рыцарства имел два противоречивых источника: христианскую доктрину любви возвышенной, духовной, отрицающей сексуальность, и идущий от античности идеал эротической любви, причем эротический элемент постепенно отходит на второй план. Об этом пишет Т. Б. Рябова в книге «Женщина в истории западноевропейского Средневековья».
При многих блестящих дворах Западной Европы культивировалось поклонение Даме: в Бургундии, Бретани, при дворе Элеоноры Аквитанской и Генриха II в Англии (XII век), при дворе французского короля Людовика VII (XII век). Куртуазная любовь представляла собой идеальную связь между высокородной дамой и романтичным кавалером, ее рыцарем. Героиней любовной лирики трубадуров была некая дама-аристократка, вышедшая замуж за могущественного сеньора, и именно ее высокое социальное положение (а не статус замужней женщины) беспокоило влюбленного в Даму рыцаря. То, что ради сохранения репутации дамы влюбленные держали свои чувства в тайне, делало их отношения возвышенными. Рыцарь стремился стать достойным своей Дамы, терпеть лишения, побеждать в битвах в ее честь и не ждать от нее большей награды, чем слово похвалы.
Любовный роман наделил Даму рядом достоинств, которые раньше приписывались только мужчине. Мы читаем у Т. Б. Рябовой, что куртуазная любовь строилась на следующих принципах (далее цитата):
1 Первое правило — «в браке нет любви». Куртуазная любовь была своего рода реакцией на сложившуюся форму брака без любви, брака по расчету.
2 Женщина была поставлена на пьедестал. Рыцарь воспевает ее, восхищается ею и должен смиренно и терпеливо сносить ее капризы; она же подчиняет его. Любовь к госпоже воспринималась по привычной схеме — как отношение служения сеньору или Богу. Об этом свидетельствует и мотив признания заслуг «вассала» и поощрения его наградой: улыбкой или поцелуем, кольцом или перчаткой Дамы, красивым платьем, добрым конем — или удовлетворением его страсти.
3 Идеал рыцаря и идеал поклонника Прекрасной Дамы отождествлялись. Если поклонник Прекрасной Дамы должен был культивировать в себе рыцарские добродетели, то настоящим рыцарем, добродетельным и благородным, можно было стать только с помощью куртуазной любви, поскольку любовь считалась источником бесконечных духовных возможностей для человека. Куртуазная любовь — это и основание литературного совершенства: рыцарю рекомендовалось слагать и посвящать любимой сонеты. Условия рыцарского кодекса чести: молчание и терпение, подавление в себе вспышек гордыни, благоговение перед своей Дамой и верность ей, куртуазность.
4 Любовь должна быть платонической. Ее реальное содержание, смысл были не столько в самом любовном романе, сколько в тех душевных переживаниях, которые преображают влюбленного, делают его совершенным, щедрым, благородным. Она — источник вдохновения и военных подвигов. Слияние образов Прекрасной Дамы и Девы Марии позволяет говорить даже об эротическом отношении к Мадонне в куртуазной культуре; любовь земная — преддверие любви небесной. Главное в куртуазной поэзии есть именно преображающая сила любви — но не женщина. Смысл любви здесь не в отношении к неповторимой индивидуальности Прекрасной Дамы, не столько в объекте любви, сколько в переживаниях ее субъекта. Не случайно в лирике трубадуров героиня лишена индивидуальных черт.
С начала рыцарских времен возникла мода на «куртуазные книги», обучавшие грубых рыцарей приличным манерам. Наиболее обстоятельно куртуазная теория представлена в сочинении «О любви», принадлежащем перу Андрея Капеллана, духовника французского короля. Любовь, по словам Капеллана, преображает человека: даже грубого и невежественного заставляет блистать красотой, низкородного одаряет благородством нрава, надменного благодетельствует смирением. Андрей Капеллан выделяет три пути достижения любви: красота облика, доброта нрава и красноречие.
В системе правил для любящих, представленной Капелланом, — 31 правило. Вот некоторые из них:
супружество не причина к отказу от любви;
кто не ревнует, тот не любит;
любовь разглашенная недолговечна;
легким достижением обесценена бывает любовь;
кого безмерное томит сладострастье, тот не умеет любить.
Благодаря теории «куртуазной любви» отношение мужчины к женщине изменилось сильнее, чем за три тысячелетия предшествующей истории. Т. Б. Рябова считает, что «кодекс рыцарской любви долго существовал и после того, как рыцарский дух его покинул. Безусловно, культ Прекрасной Дамы, созданный в рамках куртуазной культуры, оказал сильное влияние на преодоление женоненавистничества и подготовил почву для рождения одухотворенной индивидуальной любви. Однако об этом благотворном влиянии можно говорить скорее применительно к последующим эпохам, чем собственно к Средневековью».
XIV–XV века исторически считаются переходной эпохой от Средневековья к Возрождению (Ренессансу), это было время переосмысления традиционных ценностей и изменения отношений между различными социальными слоями населения. Большой переоценке были подвержены отношения между мужчиной и женщиной.
Новое время требовало другого взгляда на женщину, появились первые произведения феминистского характера, среди которых знаменитый трактат Кристины Пизанской «О Граде женском». В противовес этим произведениям возникло множество произведений антифеминистского толка. Широкую известность приобрели «Роман о Розе» Жана де Мена и «Зеркало брака» Эсташа Дешана (в 97 главах Дешан стремился рассмотреть особенности брачной жизни с ее достоинствами и недостатками). Но особенно ценным стал для публики перевод малоизвестного произведения «Пятнадцать радостей брака», которое служит ярким примером сложившегося в обществе отношения к браку.
По одной из версий, это произведение было написано между 1380 и 1410 годами и его название — пародия на широко распространенные молитвы «пятнадцать радостей Богоматери». Автор произведения неизвестен, но ученые склоняются к мысли, что он был духовным лицом, потому что в тексте есть слова «сладость брака мне познать не суждено, ибо Господу было угодно ввергнуть меня в иную Юдоль, даром что и там лишен я вольной воли».
В «Пятнадцати радостях брака» доминируют два мотива:
«рыболовной сети» (то есть брака), в которую попадает сознательно и добровольно незадачливый муж;
женщина склонна к прелюбодеянию по своей природе, и ничего с этим не поделаешь.
«Брак, — считает автор, — заключает в себе пятнадцать состояний, которые женатыми людьми почитаются за великое блаженство и сладчайшее утешение, мною же, из ума еще не выжившим, сочтены горчайшими и жестокими муками, тяжелее коих не видано на земле, ежели не помнить о четвертовании и пыточном колесе». Каждая «радость» брака — по мысли автора — это новая беда, напасть для бедного мужа, которую он почитает за счастье. Женщина обвиняется во всех грехах, прежде всего в коварстве, любострастии и сварливости.
Автор «Пятнадцати радостей брака» пишет: «Какого бы характера ни была жена, покладистого или вздорного, она, как и все женщины на свете, держится одного главного и непреложного правила в браке, а именно: что муж ее самый слабый и немощный из всех мужчин и что нет никого ничтожнее его в тайных супружеских делах. И бывает так, что резвый и пылкий молодой человек женится на достойной и благонравной девушке, и они вдвоем услаждают себя чем только возможно и год, и два, и более, пока не охладеет в них молодой задор; но женщина стареет не так быстро, как мужчина, каков бы он ни был, ибо на ее долю не выпадает столько забот, да трудов, да маяты, сколько мужу ее: не будь у него услад да забав, он, глядишь, еще скорее в дряхлость бы впал. Правда и то, что женщине, когда она носит да рожает детей, также тяжко приходится, ибо беременность и роды, что и говорить, тяжелый труд, но разве мыслимо сравнить его с теми заботами, да тяготами, да глубокими раздумьями, в которые ввергает мужчину любое важное дело. А кончается это тем, что бедолага наш худеет да хиреет, задавленный трудами, заботами и неотвязными мыслями; теперь он для супружеского дела вовсе не годен или же так мало годен, что жене не угоден; не под силу ему обходиться с нею так, как хотелось бы, и от этого он приходит в полное расстройство. Чего не скажешь о его половине: она-то теперь в самом соку, как и была вначале. И поскольку рацион ее с каждым днем все убывает, то вместо любовных услад, да забав, да приятностей, коими тешили себя супруги во время оно, когда муж был еще в полной силе, начинаются у них свары да дрязги».
Во времена Средневековья брак как социальный институт регламентировал отношения между полами в соответствии с принципами христианской морали. «Бог и природный разум противятся греху, ибо, как говорят проповедники, Бог, сотворив мир, соединил в браке мужчину и женщину и приказал им жить в браке. И после, когда Христос сошел к людям, он возвестил в своих проповедях, что супружество угодно Богу, что супруги — единая плоть, что они должны любить друг друга, оставляя даже мать и отца своего и любое другое существо. И поскольку Бог их соединил, никакой смертный человек не может разъединить их, то есть отнимать любовь одного из супругов. Так молвил Господь своими святыми устами, и так перед вратами церкви велят молодоженам любить и беречь друг друга в радости и в горе, и в болезни и здоровье и не покидать друг друга никогда», — поучает своих юных дочерей автор знаменитой «Книги рыцаря» Делатур Ландри.
Идеальная женщина должна соблюдать традиционные каноны поведения: быть благочестивой, скромной, не выставлять напоказ свои чувства, не ввязываться в спор, не пользоваться косметикой, не предаваться излишествам в еде и туалетах, хранить честь семьи.
«Всякая добропорядочная женщина, повинуясь Господу и Святому Писанию, должна любить мужа своего пуще всех других, оставляя всякую другую любовь ради этой, ибо изрек Господь своими собственными устами, что должно бросить отца и мать, сестру и брата, пожертвовать всем ради любви своего господина и что это не две плоти, но одна. Бог соединил их в одну, и никто из людей не может их разъединить, то есть никакой человек не может и не должен оскорблять любовь одного из них, поскольку соединили их Бог и Церковь».
В «Пятнадцати радостях брака» женщина далека от идеала. Вот «радости», которые она может иметь благодаря браку:
Женщина любой ценой стремится получить от мужа новые наряды и украшения, в результате чего их дом и хозяйство приходят в упадок.
Вместо того, чтобы сидеть дома и следить за хозяйством, жена посещает разные веселые празднества и собрания.
Жена заводит себе любовника. Муж попадает под каблук жены и поет с ее голоса.
Еще одно подтверждение недостойного поведения женщины дано в средневековом сочинении «Зерцало мирян»:
«Женщина есть смущение мужчины, ненасытное животное, постоянное беспокойство, непрерывная борьба, повседневный ущерб, буря в доме, препятствие к исполнению обязанностей. Нужно избегать женщину, во-первых, потому, что она запутывает мужчину, во-вторых, потому, что она оскверняет его, в-третьих, потому, что она лишает его имущества».
Таковы типичные мужские представления о женщинах в эпоху Средневековья. Тем не менее, изучив тексты многочисленных народных баллад, а также сборников пословиц и поговорок, британский историк Дж. Шарп сделал вывод, что, несмотря на строгое разграничение функций жены и мужа, главным были любовные отношения между ними. Более того, только браки по любви считались естественными, браки же по расчету — «предосудительными и заведомо несчастливыми».
«Тот, кто видит, как мужчина (каким бы добродетельным он ни был) изнывает в своем доме без ласкового общества жены, которая бережно распределяет его добро, заботится об удовольствии мужа, потихоньку держит его в узде, из боязни, чтобы он не слишком повредил своему здоровью, избавляет его от неприятностей или предотвращает их, успокаивает его, смягчает его нрав, ухаживает за ним во время болезни, составляет с ним два тела, четыре руки, две души… И он припишет это счастье не столько браку, сколько любви, поддерживающей брак. Если же ее нет, мужчина впадает в неистовство, он бежит и покидает свой дом. Если женщина не живет со своим мужем в любви, она никогда не смеется. Нет им покоя. Он хочет отдохнуть — она кричит. Их добро расточается, все идет прахом. И это — верное доказательство того, что только дружба в браке приносит удовлетворение, которое в нем ищут», — пишет в своем «Споре Безумия и Амура» лионская поэтесса Луиза Лабе.
Т. Б. Рябова подчеркивает:
«Средневековая культура была важной ступенью в формировании современных представлений о женщине и женской природе. Именно Средневековье представило наиболее развернутую и аргументированную концепцию женского несовершенства, однако именно средневековая культура содержала и ростки другого, нового отношения к женщине».
«Пятнадцать радостей брака» написаны в переходную эпоху, которая постепенно уходит в прошлое, уступая дорогу новому взгляду на женщину: хоть и не равная мужчине, она уже становится существом, за которым признается право мыслить и распоряжаться своим имуществом. Это говорит о возможности нового направления в истории под знаменем нового отношения к женщине.
Историк Лоуренс Стоун, на которого ссылается известный социолог Энтони Гидденс, различал три основные фазы в изменении семьи с XVI по XIX век от средневековых форм семейной жизни до современных. Господствующей формой семьи на протяжении многих лет являлась открытая родовая семья, которая представляла собой нуклеарную семью, имеющую собственное домашнее хозяйство сравнительно малых размеров и тесно связанную родственными связями.
На смену открытой родовой семье пришел тип семьи, названный Л. Стоуном изолированной патриархальной. Этот тип просуществовал до начала XVII века, и его появление ознаменовало распространение нового вида отношений. Нуклеарная семья, утратив свою связь с другими родственниками и местной общиной, стала более обособленной, вырос авторитет отца в семье. «Согласно Стоуну, изолированные патриархальные семьи были постепенно вытеснены замкнутыми, привязанными к дому нуклеарными семьями, для которых были характерны тесные эмоциональные связи между их членами, высокий уровень обособленности семьи и повышенное внимание к воспитанию детей. Этот тип организации семьи сохранился до XX века. Появление замкнутых, привязанных к дому нуклеарных семей отмечено ростом эмоционального индивидуализма, то есть заключением брака на основе личного выбора, который определяли нормы эмоциональной, романтической любви. Чувственная любовь заняла должное место не только во внебрачных отношениях, но и в браке», — пишет Э. Гидденс в работе «Социальные институты. Родство, брак и семья».
Возможность романтической любви возникла тогда, когда брак перестал заключаться только из практических соображений. И все же, несмотря на новые идеалы семейной любви, семейный долг какое-то время был предпочтительнее романтической привязанности. Распространившийся в Европе «эмоциональный индивидуализм» подготовил новую основу для брака и изменил взаимоотношения между мужчиной и женщиной.
К концу XX века семья стала закрытым для посторонних сообществом, в котором первостепенное значение приобрели эмоциональная и сексуальная близость между супругами. Гидденс считает, что, «возникнув среди более обеспеченных слоев населения, этот тип семьи с приходом индустриализации стал в значительной степени универсальным для западных стран. Выбор супруга начал зависеть от желания поддерживать с ним отношения, основанные на любви и привязанности. Брак и семья западного типа приобрели тот облик, который в общих чертах сохранился до наших дней».
В XIX веке многочисленные энтузиасты семейного дела утверждали, что семейная жизнь вполне возможна на коллективной основе. Лучшим практическим примером стала община Онейда из Новой Англии, США. Существовавшая в середине XIX века коммуна, основанная на свободных сексуальных отношениях и коллективной ответственности за воспитание детей, просуществовала около 30 лет и достигла численности 300 человек.
В 60-х годах ХХ века в Великобритании и других западных странах возникло множество коммун. Наиболее важным примером современного коммунального устройства домашней жизни является израильский киббуц. Через киббуц — коллективное хозяйство — проходит множество эмигрантов. Каждый киббуц действует как общий дом, забота о детях воспринимается как дело всей общины. С течением времени большинство киббуцев стало склоняться в пользу более традиционных форм жизнеустройства.
Интересен и опыт Швеции, которая стимулировала возвращение традиционной формы брака довольно нестандартным способом. «Шведские семьи», которые были распространены в 60–70-х годах прошлого столетия по всей Западной Европе, представляли собой коммуны, живущие на социальные пособия, в том числе — по уходу за ребенком. Повернуть к традиционной семье шведам помогли льготы, введенные в середине 1980-х годов: три месяца оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком для отца. После этого женщины и мужчины смогли наравне работать, отдыхать и уделять внимание детям.
«В развитых странах Запада с середины 1960-х годов, а в других странах Европы с конца 1980-х — начала 1990-х годов все яснее стали проявляться признаки трансформации семьи — такие, как уменьшение численности браков, их „старение“, увеличение числа нерегистрируемых браков, падение рождаемости и ее „старение“ (рождение первенцев откладывается на более поздний возраст), преобладание малодетных семей, увеличение числа внебрачных детей и распространение добровольной бездетности», — пишет А. Митрикас в статье «Семья как ценность: состояние и перспективы изменений ценностного выбора в странах Европы».
В настоящее время чрезвычайно широкое распространение в большинстве западных обществ получило сожительство, то есть проживание вместе людей, имеющих сексуальные отношения, но не состоящих в браке. Согласно проведенным исследованиям, в столицах Европы, не регистрируя свои отношения, живут более 70 % пар. В Швеции, Восточной Германии и некоторых других европейских странах молодые люди считают нормой пожить вместе до вступления в брак, присмотреться к будущему супругу. Статистика утверждает, что каждый третий мужчина, официально оформляя отношения, лишь уступает своей избраннице, каждый четвертый — женится по традиции и лишь каждый десятый — по любви.
Гражданский брак (как понятие) появился в Нидерландах в XVI веке. Союз людей разных вероисповеданий не мог быть освящен церковью, и такие браки узаконивала власть. Сегодня все изменилось: в большинстве стран (кроме мусульманских и Израиля) неоформленный властями брак, даже после венчания, считается гражданским. На Западе (в отличие от нашей страны) гражданский брак имеет правовую защиту; например, во Франции сожители могут заключить пакт гражданской солидарности, в котором оговариваются имущественные отношения.
Л. Гидденс сообщает:
«До недавнего времени в Британии сожительство считалось чем-то скандальным. Тем не менее на протяжении 70-х годов число мужчин и женщин, не состоящих в браке, но живущих вместе, возросло почти на 300 %. Сожительство получило широкое распространение в среде студентов колледжей и университетов. В Соединенном Королевстве подобные исследования фактически не проводились, но американские обзоры показывают, что каждый четвертый студент во время пребывания в колледже имеет партнера, с которым сожительствует. В сегодняшней Британии сожительство является по большей части экспериментальной стадией перед вступлением в брак. Молодые люди приходят к совместной жизни естественным путем. Пара, связанная сексуальными отношениями, начинает проводить вместе все больше и больше времени, и один из партнеров отказывается, в конце концов, от собственного дома. Молодые люди, живущие совместно, почти всегда собираются вступить в брак, но необязательно с нынешним партнером».
Регулярно проводимые социологические исследования показывают, что меньше других стремятся жениться или выйти замуж жители европейских государств, идею гражданского брака поддерживают 77 % всех участников исследования в Европе. Каждый третий ребенок Евросоюза рождается вне брака. Самую высокую строку в этом рейтинге занимает Эстония, где в 2003 году 58 % из всех родившихся детей были рождены вне брака. За ней следуют Швеция, Дания, Латвия и Франция.
Самый низкий уровень разводов зарегистрирован в Ирландии, Италии и Греции. Наименьшие показатели рожденных вне брака детей имеют Кипр, Греция и Италия. За 2005 год также зарегистрировано рождение 4,8 миллиона младенцев, что составляет 10,5 человек на 1000 жителей. Наиболее высокий показатель рождаемости в Ирландии, Франции, Дании, Люксембурге и Великобритании. Самый низкий уровень рождаемости — в Германии (8,6 детей на 1000 жителей) и Латвии (8,8). Еще одной неутешительной характеристикой состояния брака на сегодня является рост числа одиноких людей. Гидденс считает, что «увеличение числа одиноких людей на Западе вызвано несколькими факторами. Один из них — тенденция к более поздним бракам. Сегодня люди женятся в среднем на три года позже, чем это было в 1960 году. Другой фактор — рост числа разводов. Третий — увеличение в составе населения доли пожилых людей, чьи партнеры умерли. Быть холостым в разных периодах жизненного цикла означает разные вещи. Число людей от 20 до 30 лет, не состоящих в браке, значительно больше, чем раньше. Однако к 35 годам лишь незначительное меньшинство мужчин и женщин не имеют брачного опыта. Большинство одиноких людей в возрасте от 30 до 50 лет находятся в состоянии развода „между“ браками. Большая часть одиноких людей старше 50 лет — вдовцы».
Одинокие люди оценивают свое состояние неоднозначно. Не обремененные семьей люди имеют большие перспективы в отношении карьеры, возможность путешествовать и отдавать всего себя работе; одиночество дает свободу и независимость и делает возможным разнообразие сексуального опыта. Но по оценке психологов, в целом мотивы вступления в брак у одиночек выражены довольно сильно и почти все оценивают свое одиночество как состояние временное.
Специалисты в области семьи и брака считают, что в Восточной Европе в общих чертах намечаются те же тенденции, которые характеризуют положение семьи в экономически развитых странах: увеличение количества гражданских браков, более поздний возраст вступления в первый брак, увеличение числа разводов, снижение рождаемости, позднее рождение детей, стремление семьи жить отдельно от старшего поколения. В Европе сейчас очень распространены так называемые уикенд-браки, когда супруги проживают на разных квартирах, и шаттл-браки, когда партнеры проживают в разных городах или даже странах. Эта тенденция является выражением стремления личности к уединению для восстановления собственных сил.
Светлана Долгополова в статье «Cемья. Может ли она стать анахронизмом?» пишет о «новом и поразительном явлении» в области семейных отношений:
«И у нас, и в Европе, и в Америке женщины часто готовы рожать детей в гражданском браке, но не готовы заключать официальный брак с мужчиной. Наметилась даже очень интересная тенденция — мужчины хотят жениться, а женщины замуж идти не хотят. Они стали более динамичными, оказались более приспособленными к новым условиям жизни. Женщина готова прокормить ребенка и поставить его на ноги, но ей совершенно не хочется нести какие-то экономические обязательства по отношению к мужчине. Это кардинально меняет все представления о распределении мужских и женских ролей в семье и обществе. Все эти факты говорят о размывании традиционной единообразной нормы семейной жизни. Важно еще то, что реальное поведение людей меняется быстрее, чем происходит само осознание этих перемен».
Интересно, что на Западе изменилось отношение к браку в первую очередь именно у женщин. По данным социологов, только 47 % немок связывают представление о счастливой жизни с браком, в то время как 57 % немецких мужчин стремятся к брачным узам и объединяют эти понятия.
Переход к современной семье в Европе западные исследователи называют «вторым демографическим переходом». Брак «стареет», что является одним из существенных признаков начала трансформации семьи. Однако, как показало исследование, чаще всего создание семьи откладывают на более поздний срок те, кто ориентируется на традиционную официальную регистрацию брака. Другой важнейший признак трансформации семьи — увеличение числа гражданских союзов. Все чаще создание семьи начинается с сожительства — без заключения брака. Но все-таки до сих пор большинство европейцев считают, что семья должна оформлять свои отношения, иначе довольно скоро незарегистрированная семья станет не только прелюдией к браку, но и единственной альтернативой ему.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.