европейские стандарты прав человека

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод

европейские стандарты прав человека

Конвенция о защите прав человека и основных свобод (неофициально — Европейская конвенция по правам человека) — основополагающий документ Совета Европы (СЕ). Подписана в Риме 4 ноября 1950 года, вступила в силу 3 сентября 1953 года.

Конвенция принята в развитие Всеобщей декларации прав человека, провозглашенной ООН в 1948 году, и повторяет ее главный тезис о том, что признание равных и неотъемлемых прав и свобод человека — основа «справедливости и всеобщего мира».

Однако если Декларация не является обязательным документом, будучи лишь «задачей, к выполнению которой должны стремиться все народы и государства», Конвенция гарантирует соблюдение прав человека на территории стран-членов СЕ и определяет конкретный механизм их защиты.

Членство в СЕ прямо предполагает присоединение к Конвенции.

Раздел I Конвенции включает статьи, устанавливающие права и свободы человека.

Подтверждается принцип презумпции невиновности.

Согласно статьям Конвенции, каждый имеет право на уважение личной жизни и жилища, свободу мысли, совести и религии, свободу выражения своего мнения, свободу мирных собраний и объединений.

Допускается ограничение свободы религии и убеждений в интересах безопасности, общественного здоровья или нравственности.

Осуществление права свободно выражать мнение, получать и распространять информацию «может быть сопряжено с формальностями, условиями или санкциями». Допустимы ограничения для военных и чиновников в плане свободы собраний и объединений; ограничение на политическую деятельность для иностранцев.

В случае войны или в «иных чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих жизни нации», государство вправе отступить от положений Конвенции, но «только в той степени, в какой это обусловлено чрезвычайностью обстоятельств».

Раздел II Конвенции посвящен деятельности Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) как единственной инстанции, отвечающей за ее толкование и соблюдение.

Европейский Суд призван обеспечивать неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конвенции ее государствами-участниками. Он осуществляет эту задачу путем рассмотрения и разрешения конкретных дел, принятых им к производству на основе индивидуальных жалоб, поданных физическим лицом, группой лиц или неправительственной организацией. Возможна также подача жалобы на нарушение Конвенции государством — членом Совета Европы со стороны другого государства-члена.

Суд принимает жалобу к рассмотрению только после того, как были исчерпаны все внутренние, национальные средства правовой защиты.

ЕСПЧ не является высшей инстанцией по отношению к судебной системе государства — участника Конвенции. Поэтому он не может отменить решение, вынесенное органом государственной власти или национальным судом, не имеет права давать распоряжения о принятии мер, имеющих юридические последствия. Суд рассматривает только конкретные жалобы с тем, чтобы установить, действительно ли были допущены нарушения требований Конвенции. Если решено, что нарушение Конвенции имело место, а внутреннее право государства-ответчика допускает возможность только частичного устранения последствий нарушения, потерпевшей стороне может быть присуждена «справедливая компенсация».

Судьи ЕСПЧ избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы по одному от каждой страны-члена СЕ на шестилетний срок с возможностью переизбрания. Судьи выступают в личном качестве, но представитель страны, являющейся стороной в деле, обязательно принимает участие в его рассмотрении.

Неотъемлемой частью Конвенции считаются Протоколы к ней, принятые в разные годы и дополняющие ее содержание.

В Протоколах зафиксировано право на образование и на неприкосновенность имущества, запрет на лишение свободы за долги, свобода передвижения и выбора места жительства. Отдельно подчеркнуто, что никто не может быть выслан из своей страны, и никого нельзя лишить права вернуться. Запрещается «коллективная высылка иностранцев». Государствам вменяется в обязанность «проводить с разумной периодичностью свободные выборы путем тайного голосования».

Протокол №13, принятый 3 мая 2002 года, отменяет смертную казнь в любых обстоятельствах, не допуская оговорок и ссылок, например, на случай войны или чрезвычайные обстоятельства.

Россия вступила в Совет Европы 28 февраля 1996 года, Федеральный закон «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» был подписан президентом РФ 30 марта 1998 года.

Глава 2 действующей Конституции РФ охватывает все те права и свободы человека и гражданина, которые перечислены в Конвенции, а также называет некоторые другие. Например, право на труд и на социальное обеспечение.

Установлено, что «каждый вправе обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты». Деятельность всех российских органов государственной власти не должна противоречить Конвенции, поскольку, в соответствии со статьей 15 Конституции РФ, она образует составную часть правовой системы России.

Российская Федерация подписала, но не ратифицировала Протокол №6 к Конвенции относительно отмены смертной казни.

При подписании Конвенции Россия сделала оговорку о поэтапном присоединении к Протоколу № 6. РФ не подписала и не ратифицировала Протокол № 13 относительно отмены смертной казни в любых обстоятельствах.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

Европейские стандарты прав человека. Европейский суд по правам человека

европейские стандарты прав человека европейские стандарты прав человека европейские стандарты прав человека европейские стандарты прав человека

европейские стандарты прав человека

европейские стандарты прав человека

ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА — признанные Европейским сообществом и закрепленные в его документах правовые нормы (преимущественно конвенционного характера), закрепляющие жизненно важные права человека, механизмы и гарантии их реализации и защиты. Такие стандарты содержат многочисленные документы, принятые в рамках Совета Европы. Это прежде всего Устав Совета Европы и Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, а также Протоколы к ней, в особенности Протокол № 1, статьи 1—3 которого закрепляют гарантии защиты собственности, право на образование и свободные выборы; Протокол № 4 — «Об обеспечении некоторых иных прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и Протокол № 1»; Протокол № 6, касающийся отмены смертной казни; Протокол № 7, нормы которого закрепляют процедурные гарантии в случае высылки иностранцев, право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции, право на компенсацию в случае судебной ошибки, право не быть судимым или наказанным дважды, право о равноправии супругов и др. Европейские стандарты. закреплены также в Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания; Европейской хартии местного самоуправления; Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств; Европейских конвенции о выдаче; культурной конвенции; конвенции об эквивалентности дипломов, ведущих к доступу в университеты; конвенции об общей эквивалентности периодов университетского образования; конвенции об академическом признании университетских квалификаций; Конвенции о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе; конвенции об информации относительно иностранного законодательства ; конвенции о защите животных при международных перевозках; конвенциях о защите археологического и архитектурного наследия в Европе; конвенции против применения допинга; конвенции о совместном кинопроизводстве; конвенции о пресечении терроризма; Европейской конвенции о предотвращении насилия и хулиганского поведения зрителей во время спортивных мероприятий и, в частности, футбольных матчей; Европейской конвенции о гражданстве; Конвенции об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности); Европейской социальной хартии; Конвенции о передаче осужденных лиц; Конвенции о правах человека и биомедицине; Европейском соглашении о передаче заявлений о правовой помощи. Абсолютное большинство указанных документов ратифицировано РФ и вступило в действие (исключение составляют последние пять актов).

Правовой основой организации и деятельности Европейского Суда по правам человека является Конвенция о защите прав человека и основных свобод. вместе с Протоколом № 11 к этой Конвенции, реорганизующим созданный ею контрольный механизм, Конвенция вступила в силу для Российской Федерации.

На протяжении почти пяти десятилетий существовала система двух органов — Европейская Комиссия по правам человека и Европейский Суд по правам человека.

Как Комиссия, так и Суд состояли из такого количества членов, которое равно числу государств — участников Совета Европы. Не могло быть двух членов, являющихся гражданами одного и того же государства. Члены Комиссии избирались Комитетом Министров Совета Европы, члены Суда — Парламентской Ассамблеей. Те и другие должны были обладать высокими моральными качествами и удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или иметь признанный авторитет в вопросах внутреннего или международного права (быть правоведами с признанным авторитетом).

Европейская комиссия была правомочна получать петиции, направленные в адрес Генерального секретаря Совета Европы от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что явились жертвами нарушения одной из Высоких Договаривающихся Сторон их прав, изложенных в настоящей Конвенции, при условии, что Сторона, на которую подана жалоба, признала компетенцию Комиссии получать такие петиции.

европейские стандарты прав человека

Согласно ст. 26 Конвенции Комиссия могла принимать дело к рассмотрению только после того, как все внутренние средства защиты были исчерпаны в соответствии с общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты принятия последнего решения.

В случае принятия петиции Комиссия проводила совместно с представителями сторон изучение петиции и расследование и, если не достигнуто дружественное урегулирование, направляла доклад Комитету Министров со своими предложениями. Комитет Министров был компетентен устанавливать для нарушившей Конвенцию Стороны срок принятия удовлетворительных мер. Государства обязались рассматривать любое решение Комитета Министров как обязательное. В определенных случаях Комиссия передавала дело в Европейский Суд по правам человека.

Европейский Суд по правам человека, о составе которого сказано выше, претерпел заметную эволюцию. Вначале по Конвенции в Суд могли передать дело Высокие Договаривающиеся Стороны и Европейская Комиссия по правам человека. При этом любая Сторона могла в любое время заявить, что она признает обязательную юрисдикцию Суда в отношении вопросов, относящихся к толкованию и применению настоящей Конвенции.

При установлении противоречия оспариваемого решения, принятого судебными или иными властями одной из Сторон, обязательствам по Конвенции могла быть предусмотрена справедливая компенсация потерпевшей Стороне.

Решение Суда рассматривается как окончательное. Как сказано в ст. 53 Конвенции, Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять решение Суда по любому делу, в котором они являются Сторонами. Решение Суда направляется Комитету Министров, который осуществляет надзор за его выполнением. Согласно Протоколу № 9 Конвенции от 6 ноября 1990 г. право передавать дело в Суд получили, наряду с государствами и Комиссией, также лица, неправительственные организации или группы лиц, подавшие петицию на основании ст. 25 Конвенции. Существенная реорганизация контрольного механизма произведена в соответствии с Протоколом № 11 к Конвенции от 11 мая 1994 г. Двойственная система защиты прав в Совете Европы (Комиссия — Суд) заменена унифицированным институтом постоянно действующего Европейского Суда по правам человека как единого органа. Такой Суд начинает действовать с 1 ноября 1998 г. Комиссия, передав дела Суду, в течение года завершит рассмотрение ранее принятых жалоб.

Организационные и процедурные правила сохранены, за исключением того, что отныне в Суде образованы комитеты, палаты и Большая палата. Решение по делам выносят палаты и Большая палата.

Статья 33 «Межгосударственные дела» наделяет Договаривающиеся Стороны правом передать в Суд вопрос о любом предполагаемом нарушении положений Конвенции и Протоколов к ней другой Договаривающейся Стороной.

Согласно ст. 34 «Индивидуальные обращения» Суд может получать обращения от любого лица, неправительственной организации или группы лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения одной из Договаривающихся Сторон прав, предусмотренных положениями Конвенции и Протоколов к ней. В ст. 35 сформулированы «условия приемлемости»: Суд может принимать дело к рассмотрению только после того, как все внутренние средства защиты были исчерпаны в соответствии с общепризнанными нормами международного права, и в течение шести месяцев с даты принятия последнего решения*.

* В некоторых переводах Конвенции и Протокола № 11 на русский язык шестимесячный срок принятия обращения Судом (Комиссией) ошибочно характеризуется как период рассмотрения дела Судом (Комиссией).

Предусмотрена стадия дружественного урегулирования, при недостижении которого проводятся слушания в одной из палат Суда или в Большой палате, решения (постановления) которых являются окончательными.

В соответствии со ст. 46 Высокие Договаривающиеся Стороны обязуются исполнять окончательные постановления Суда по делу, Сторонами которого они являются. Такое постановление направляется Комитету Министров, который осуществляет надзор за его исполнением.

Суд наделен еще одним полномочием — выносить по просьбе Комитета Министров консультативные заключения по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и Протоколов к ней.

Судьи при осуществлении своих обязанностей пользуются привилегиями и иммунитетами.

Расходы на содержание Суда (а ранее и Комиссии) несет Совет Европы.

В Федеральном законе «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней» от 30 марта 1998 г. содержатся два заявления: 1) о признании Российской Федерации компетенции Европейской комиссии по правам человека получать заявления (жалобы) от лиц, которые утверждают, что они являются жертвами нарушения Российской Федерацией их прав, изложенных в Конвенции и Протоколах к ней, и 2) о признании Российской Федерацией юрисдикции Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней в случаях предполагаемого нарушения этих договорных актов (в обоих случаях оговаривается: когда предполагаемое нарушение имело место после вступления этих договорных актов в действие в отношении Российской Федерации).

В целях обеспечения эффективной защиты интересов Российской Федерации при рассмотрении дел в Европейском Суде по правам человека (а в период до прекращения деятельности Европейской комиссии по правам человека — и при рассмотрении дел в этой Комиссии) Указом Президента РФ от 29 марта 1998 г. учреждена должность Уполномоченного Российской Федерации при Европейском Суде по правам человека. Имеется в виду рассмотрение дел, возбужденных против Российской Федерации на основании указанной Конвенции.

Источник

ЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Европейская Конвенция о защите прав человека, является основным документом Совета Европы, благодаря которому организация проводит в жизнь свои принципы и цели. Она вступила в силу 3 сентября 1953 года. В преамбуле Конвенции упоминается Всеобщая декларация прав человека и заявляется о цели Конвенции «сделать первые шаги на пути коллективного осуществления некоторых из прав, сформулированных во Всеобщей декларации».[31] Благодаря развитию норм Европейской Конвенции, личность стала субъектом международного права.

Содержание статей Европейской Конвенции в основном сводится к «гражданским и политическим» правам. Что касается экономических, социальных, культурных прав, то во время принятия Европейской Конвенции их включение в список охраняемых прав не казалось составителям своевременным. Одной из причин было то, что после второй мировой войны, Европа более нуждалась в гарантиях уважения прав человека, превосходстве права и демократии, чем в экономических и социальных правах.[32] К тому же, в то время многие европейские страны были еще не в состоянии обеспечить последовательное и полное соблюдение экономических и социальных прав. Как говорилось ранее, экономические и социальные права стали защищаться международным правом прав человека несколько позднее (поэтому они и называются вторым поколением прав). Эти права закрепляются в Европейской Социальной Хартии и других документах Совета Европы.

Права и свободы, закрепленные в Европейской Конвенции, можно перечислить так:

— Право на жизнь (статья 2 Конвенции), запрет смертной казни в том числе при любых обстоятельствах. (Протокол № 6 и 13)

— Запрет пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания (статья 3); запрет рабства или подневольного состояния и принудительного труда (статья 4).

— Право на свободу и личную неприкосновенность (статья 5); запрет лишения свободы за долги (Протокол № 4).

— Право на справедливый судебный процесс (статья 6); определение наказания только по закону (статья 7); гарантии правовых средств в уголовных делах, право на компенсацию при судебных ошибках, право не быть повторно судимым или наказанным в уголовном порядке (Протокол № 7).

— Свобода мысли, совести и религии (статья 9); свобода выражения мнения (статья 10); свобода собраний мирных и объединений (статья 11); право на свободные выборы (Протокол № 1).

— Право на свободное передвижение, запрет высылки собственных граждан (Протокол № 4).

— Запрет коллективной высылки иностранцев (Протокол № 4); правовая защита иностранцев в связи с высылкой (Протокол № 7).

— Право на уважение личной и семейной жизни, жилища и корреспонденции (статья 8); право на бракосочетание (статья 12); равноправие супругов (Протокол № 7).

— Право на образование (Протокол № 1).

— Защита собственности (Протокол №1).

— Право на защиту от дискриминации (Статья 14 и Протокол 12).

Европейская Конвенция построена по иному образцу, чем все предыдущие документы по правам человека. Она открыто требует, чтобы индивидуальные права были сбалансированы с интересами общества и правами других лиц. Часто это называют коммунитарным элементом конвенции. (Коммунитаризм – западное течение политической мысли, заявляющее о негативном влиянии индивидуализма и необходимости развития коммуны и общественных интересов. В своем радикальном варианте коммунитаризм говорит о первенстве общественных интересов над личными.)

Весьма интересно по поводу Европейской Конвенции высказался Лорд Стейн в решении по английскому делу Brown v. Scott:

«. Конвенция имеет две принципиальные цели. Первая в том, чтобы установить и далее развить права и основные свободы человека. Составители Конвенции признали, что поддерживать соблюдение прав человека было не только морально правильным, но также это было лучшим способом достижения плюралистичных и справедливых сообществ, в которых каждый может мирно жить. Вторая цель была в том, чтобы поддержать эффективную политическую демократию. Эта цель подразумевает существование стабильности и порядка, верховенства права, но не самих по себе, а как лучший способ достижения благополучия и благосостояния обитателей европейских стран. В конце концов, у демократического правительства есть только одна причина существования, а именно служить интересам народа (людей). Вдохновители Конвенции, среди которых Уинстон Черчилль сыграл важную роль, и ее составители. понимали, что время от времени основные права одного человека могут входить в конфликт с правом другого. Таким образом, принципы свободы слова и неприкосновенности частной жизни могут столкнуться. Они также хорошо понимали, что узкая концентрация на преследовании защиты основных индивидуальных прав за счет исключения интересов широкой публики могут быть разрушительными для идеала толерантных Европейских либеральных демократий. Основные индивидуальные права имеют первостепенную важность, но эти права не безграничны: мы живем в сообществах индивидуумов, которые также обладают правами. Прямое происхождение этой древней идеи понятно: Европейская Конвенция (1950 г.) является потомком Всеобщей Декларации прав человека (1948 г.), которая в статье 29 прямо признает обязанности всех по отношению к обществу и ограничение прав в целях защиты и уважения прав других. Также заслуживает внимания то, что статья 17 Европейской Конвенции запрещает, кроме всего прочего, злоупотребление правом в ущерб правам других. Таким образом, несмотря на опасность нетерпимости в отношении идей, Конвенция не предоставляет защиту свободы слова тем, кто пропагандирует расовую ненависть по отношению к меньшинствам».[33]

В деле Класс и другие против Германии Европейский Суд высказался следующим образом:

«Системе Конвенции присущ определенный компромисс между потребностями в защите демократического общества и индивидуальными правами. Как гласит преамбула, «основные свободы наилучшим образом обеспечиваются, с одной стороны, эффективной политической системой демократии и, с другой, общим пониманием и соблюдением прав человека. Это означает, что следует стремиться к балансу между осуществлением лицом права, гарантированного ему в соответствии с пунктом 1, и необходимостью защиты всего демократического общества в целом. предусмотренной в пункте 2».[34]

В деле Споронг против Швеции, Судом было заявлено, что «Суд должен определить справедливый баланс между требованиями общих интересов общества и требованиями защиты индивидуальных фундаментальных прав. необходимость поиска баланса пронизывает всю Конвенцию».[35]

На европейском пространстве действует еще несколько континентальных норм права, имеющих значительное влияние на правопорядок и в сообществе, и в национальных правовых системах.

Европейская Социальная Хартия

В развитие Всеобщей Декларации и Международного Пакта об экономических, социальных и культурных правах европейское сообщество принимает свой нормативно-правовой акт, последовательно углубляющий и развивающий указанные права, получивший название Социальной хартии. Она была подписана членами Совета Европы в 1961 году и вступила в силу в 1965 году.

В отличие от гражданских и политических прав, закрепленных в Конвенции о защите прав человека и основных свобод, экономические, социальные и культурные права имели свои особенности в контексте включения их в единый международный нормативный акт. Самая трудная проблема заключалась в отличии экономического положения европейских стран, в разности их потенциалов и ресурсов, а также в направленности социальной политики. Другая проблема – это необходимость унификации многих понятий, которые можно выразить только вербально. Следовало найти общие критерии для обозначения, например, достойного образа жизни или благоприятной окружающей среды.

Наконец, следовало установить какую-то разумную «планку возможностей», чтобы не оттолкнуть потенциальных участников Хартии от ее рассмотрения и подписания. Наиболее приемлемым оказался дифференцированный подход к членству, заключавшийся в следующем: государства-участники не принимают на себя обязательство безукоснительно исполнять все перечисленные в Хартии статьи, а только строго оговоренные из числа самых важных и остальные по выбору. Таким образом, страны-участники принимали на себя два организационных обязательства:

1) «рассмотреть часть 1 настоящей Хартии в качестве декларации целей, к достижению которых оно будет стремиться всеми необходимыми средствами». Речь идет о создании условий, в которых можно было бы эффективно реализовать 19 прав, перечисленных в части 1;

2) признать имеющими силу по меньшей мере 10 из 19 статей части 2, ибо маловероятно, чтобы какое-либо государство имело возможность в настоящее время выполнить все статьи части 2.

Девятнадцать статей Хартии гарантировали такие права:

статья 1: Право на труд;

статья 2: Право на справедливые условия труда

статья 3: Право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

статья 4: Право на справедливое вознаграждение;

статья 5: Право на организацию;

статья 6: Право на заключение коллективных договоров;

статья 7: Право детей и молодежи на защиту;

статья 8: Право работающих женщин и защита материнства;

статья 9: Право на профессиональную ориентацию;

статья 10: Право на профессиональную подготовку;

статья 11: Право на охрану здоровья;

статья 12: Право на социальное обеспечение;

статья 13: Право на социальную и медицинскую помощь;

статья 14: Право на получение услуг, со стороны социальных служб;

статья 15: Право лиц с физическими и умственными недостатками на независимость, социальную интеграцию и на участие в жизни общества;

статья 16: Право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту;

статья 17: Право матерей и детей на социальную и экономическую защиту;

статья 18: Право заниматься приносящей доход деятельностью, на территории других стран;

статья 19: Право трудящихся-мигрантов и их семей на защиту и помощь.

В отличие от выполнения политических и гражданских прав здесь требуются большие ресурсы, затраты, которых может не быть у всех государств. Поэтому, Совет Европы решил не настаивать на обязательном исполнении всех обязательств сразу, а только от половины до 2/3 обязательств с тем, чтобы потом постепенно государства-участники увеличивали свой вклад в поддержку экономических, социальных, культурных прав. Некоторые взяли на себя от 100% до 87%. Но есть семь важнейших обязательств, из которых не менее пяти должно принять к исполнению каждое государство по своему выбору:

статья 1: Право на труд;

статья 2: Право на объединение;

статья 6: Право на заключение коллективных договоров;

статья 12: Прав на социальное обеспечение;

статья 13: Прав на социальную и медицинскую помощь;

статья 16: Право семьи на социальную, правовую и экономическую защиту;

статья 19: Право трудящихся-мигрантов и их семей на защиту и помощь.

Для соблюдения и контроля за реализацией этих прав был создан Комитет независимых экспертов, имеющий право запрашивать один раз в два года от стран-участниц доклады об изменениях в национальном законодательстве и о практике соблюдения и защиты экономических и социальных прав. Комитет дает толкование, обычно в расширительном смысле, норм Социальной Хартии.

Вместе с тем, Социальная Хартия оставалась для многих граждан «вещью в себе», не очень известной и мало пригодной для практического применения. И в таком состоянии она пребывала более 30 лет. Видно было, что некоторые государства не считали экономические и социальные права актуальными и первоочередными, другим не позволяла решать социальные проблемы идеологическая или экономическая парадигма, а порой не хватало политической воли руководства страны. Так или иначе, Социальная Хартия не стала составной частью Конвенции или столь же популярным документом.

И дело, конечно, было не в отсутствии понимания важности этих прав, а в экономических и в политических реалиях Европы конца XX века. Тем не менее, в 1988 году был принят дополнительный протокол к Социальной Хартии, а затем была осуществлена новая доработанная редакция, открытая к подписанию в 1996 году и вступившая в силу в 1999 году.

В новой редакции Хартия содержит все 19 прежних статей, а также вновь сформулированные такие права:

статья 20: Право на равные возможности и равное обращение в сфере занятости без дискриминации по половому признаку;

статья 21: Право на информацию и консультации на предприятии;

статья 22: Право участвовать в определении и улучшении условий труда и производственной среды;

статья 23: Право лиц пожилого возраста на социальную защиту;

статья 24: Право на защиту при окончании найма;

статья 25: Право трудящихся на защиту их законных претензий в случае неплатежеспособности работодателя;

статья 26: Право работника на защиту своего достоинства по месту работы;

статья 27: Право трудящегося с семейными обязанностями на равные возможности и равное обращение;

статья 28: Право представителей трудящихся на защиту и льготы на предприятиях;

статья 29: Право работников на информацию и консультации при коллективных увольнениях по сокращению штата;

статья 30: Право на защиту от нищеты и социального отторжения;

статья 31: Право на жилье.[36]

Нельзя не согласиться с мнением С. Глотова и В. Мазаева, утверждающих, что приведенные статьи обновленной Социальной Хартии очень актуальны для граждан реформируемой России. Этим и объясняется подробное их изложение, в рассуждении о том, какого уровня социальной и экономической защищенности можно достичь, исполняя нормы Социальной Хартии.

Строгое текстуальное сравнение норм Хартии и Конституции РФ приводит к выводу о более или менее достаточном соответствии нашего Основного закона требованиям Хартии.[37]

Хотелось бы верить, что это на самом деле так, но, видимо, дело намного сложнее. За пределами декларированного в нормах права остается огромное «правовое пространство», в котором о многих «хороших» нормах не подозревают не только граждане, но и прокуроры, судьи, юристы предприятий и тем более руководители разных уровней, которым «общественные интересы» намного ближе и понятней, чем права пенсионера, безработного, инвалида. В условиях неправильного начисления пенсий, пособий и их несвоевременных выплат, беспризорности и безнадзорности детей, нищенского существования беженцев или инвалидов едва ли корректно говорить о соответствии национального законодательства европейским стандартам. Поспешная удовлетворенность убаюкивает. Формально может быть нормы права и не так уж далеки друг от друга. И все-таки, требования норм и реальное положение в социальной сфере несоразмерно удалены друг от друга.

С.А. Глотов и В.Д. Мазаев дают замечательную и оригинальную форму для сравнительного анализа норм Социальной Хартии и Конституции РФ. Они цитируют статьи Социальной Хартии, а для сравнения приводят аналогичные статьи Конституции. И обнаруживается поучительная картина. Статьи 1, 2, 3, 4 Хартии посвящены трудовым отношениям и защищают право на труд. Первая статья регулирует уровень занятости, защиту труженика от безработицы, организацию бесплатных служб занятости, профессиональную ориентацию, обучение, реабилитацию. Вторая посвящена справедливым условиям труда: разумной продолжительности рабочего времени, оплате праздничных дней, размеру минимального ежегодного оплачиваемого отпуска, ограничению опасных и вредных работ, еженедельным выходным, льготам за ночную работу и об обязательном информировании работника в течение 2-х месяцев об аспектах трудового договора или трудовых отношений. Третья статья определяет безопасные и здоровые условия труда и четвертая право на справедливое вознаграждение, в том числе на такое, которое обеспечило бы им самим и их семьям достойный жизненный уровень, выплаты за сверхурочные работы, равную оплату труда мужчинам и женщинам, возможные вычеты из заработной платы и обязательное регулирование трудовых отношений законодательством или коллективными договорами. В целом четыре приведенные статьи Хартии имеют 20 пунктов.

Рядом для сравнения и сопоставления исследователи приводят одну статью 37 Конституции, посвященную праву на труд, состоящий из пяти пунктов, в которых труд объявляется свободным, а принудительный труд запрещается, гарантируется безопасность и гигиена труда, оплата не ниже минимального размера, защита от безработицы, а так же право на отдых, на забастовку, оплачиваемый отпуск. Итак, вместо 4 статей одна, а вместо 20 – всего пять пунктов.

Большое значение имеет и содержательная часть статей. Социальная Хартия устанавливает право на справедливые условия труда и право на справедливое вознаграждение.

Таким образом, нет никаких оснований утверждать об адекватном отражении законодательством России экономических и социальных прав, закрепленных в Социальной Хартии. Впрочем, чтобы не ошибиться в своих выводах продолжим анализ. Статья 5 Хартии закрепляет право на организацию, шестая – на коллективные договоры, седьмая – право работающих детей и молодежи на особую защиту. Эти три статьи имеют 14 пунктов. Такую гамму прав адекватно отразить никак не может одинокая статья 30 Конституции РФ, гарантирующая только свободу общественных объединений.

Восьмой статье Хартии, защищающей права работающих женщин на охрану материнства, соответствующей статьи в Конституции РФ не нашлось вообще. Нельзя таковой считать и статью 38, где говорится, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Не умаляя важность этих прав, заметим все же, что Социальная Хартия устанавливает конкретные права работающих беременных женщин. Отпуск по беременности и родам не должен быть менее 14 недель. Матери, имеющие грудных детей, должны иметь достаточные по времени перерывы для кормления ребенка. Труд беременных женщин, кормящих матерей на подземных работах, на опасных, вредных или тяжелых работах должен быть запрещен, а до этого ограничен и защищен.

Статьям Хартии, посвященным профессиональной ориентации и профессиональному обучению работающих людей, в том числе молодых, старых и бывших безработных, то есть заботе о вовлечении людей в трудовые отношения, соответствует статье 43 Конституции РФ о том, что каждый имеет право на образование. Вернее сказать, она не соответствует, конечно. Это ведь внешне похожие, но совершенно неодинаковые права. Конституция в этой статье определяет общее образование. Хартия закрепляет заботу обо всех лицах, в том числе инвалидах, желающих получить специальность, поменять ее, совершенствовать профессиональное мастерство и даже делать карьеру.

Праву на социальное обеспечение в Хартии посвящено 6 статей и 16 пунктов, которой соответствует одна статья в два пункта Конституции РФ. Десяти новым статьям Социальной Хартии соответствуют две статьи Конституции РФ.

Россия подписала Социальную Хартию, но еще не ратифицировала ее и потому не вошла в число стран-участниц Европейской Хартии. Ей только еще предстоит эта благородная задача чтобы на европейском уровне обеспечивать экономические и социальные права своих сограждан.

Европейская конвенция по предупреждению пыток (1987 год)

В развитие Европейской конвенции прав человека 26 ноября 1987 года была принята Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения и наказания. Цели и задачи этой Конвенции сводились к созданию механизма по контролю за состоянием дел в местах лишения свободы или содержания заключенных и обращением в этих местах с задержанными и содержащимися лицами. Поэтому в Преамбуле Конвенции отмечается необходимость контроля за исполнением единственной нормы, по которой «никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечному или унижающему достоинство обращению и наказанию» (статья 3 Европейской Конвенции прав человека).

Стержнем такого механизма стал Европейский Комитет по предупреждению пыток и бесчеловечному или унижающему достоинство обращения и наказания. Комитет призван, посредством посещений изучать обращение с лицами, лишенными свободы и в случаях необходимости усиливать их защиту. После каждого посещения Комитет составляет доклад о фактах, установленных во время проверочного посещения, и вырабатывает рекомендации по улучшению защиты лишенных свободы лиц. Такой доклад направляется в компетентные органы государства-участницы Конвенции для принятия практических мер.

Прежде чем начать инспекцию, Комитет уведомляет правительство заинтересованной стороны о своем намерении провести проверку. Сторона обязана обеспечить Комитет всем необходимым для выполнения его задач и в том числе следующим:

a) свободным доступом на свою территорию и правом передвижения без каких-либо ограничений;

b) полной и достоверной информацией о местах содержания лишенных свободы лиц;

c) неограниченным доступом в любое место, где находятся лица, лишенные свободы, включая право передвижения внутри таких мест без ограничения;

d) другой информацией, которой располагает сторона, и которая необходима Комитету для выполнения его задач.

Члены Комитета при проверке мест лишения свободы вправе свободно вступать в контакт с любым лицом, которое, как они полагают, может предоставить им соответствующую информацию. Кроме того, они имеют право беседовать с лицами, лишенными свободы конфиденциально. В случае необходимости Комитет может немедленно доводить до сведения компетентных органов заинтересованной стороны свои замечания.

Комитет работает, как правило, при закрытых дверях, а информация, собранная в связи с посещением, его доклад и консультации носят конфиденциальный характер. Тем более не подлежат огласке никакие сведения личного характера, полученные в ходе проверки, без согласия заинтересованного лица.

Европейская хартия о местном самоуправлении (1985 год)

Из теории демократии известно, что основу демократического строя составляет местное самоуправление, как самая близкая к гражданам форма их соучастия в управлении государственными делами. Особенно важно внедрение самоуправления в недемократических обществах, становящихся на путь народовластия и открытого общества, как первичные формы демократического правления.

Поэтому статья 2 Хартии гласит, что принцип местного самоуправления должен быть признан в законодательстве страны и, по возможности, в конституции страны. В Хартии дается и понятие местного самоуправления. Под местным самоуправлением понимается право и реальная способность органов самоуправления регламентировать значительную часть государственных дел и управлять ею, действуя в рамках закона, под свою ответственность и в интересах местного населения.

Это право осуществляется советами или собраниями, состоящими из членов, избранных путем свободного, тайного, равного, прямого и всеобщего голосования. Советы или собрания могут располагать подотчетными и исполнительными органами.

В статье 4 Хартии определяются полномочия органов местного самоуправления. Наиболее важные из них такие:

2. Органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу, который не исключен из их компетенции и не отнесен к компетенции другого органа власти.

3. Осуществление государственных полномочий, как правило, должно преимущественно возлагаться на органы власти, наиболее близкие к гражданам. Предоставление каких-либо из этих полномочий иному органу власти должно производиться с учетом объема и природы поставленной задачи, а так же требований эффективности и экономии.

4. Предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными.

Местные органы власти должны иметь возможность, не нарушая более общих законодательных положений, сами определять свои внутренние административные структуры с тем, чтобы они отвечали местным потребностям и обеспечивали эффективное управление.

Согласно Хартии, органы местного самоуправления имеют право на обладание достаточными собственными финансовыми средствами, которыми они могут свободно распоряжаться для осуществления своих функций. Часть финансовых средств органов местного самоуправления должна поступать за счет местных сборов и налогов, ставки которых органы местного самоуправления вправе устанавливать в пределах, определенных законом.

В тех случаях, когда органы местного самоуправления пользуются дотациями, предоставление субсидий не должно идти в ущерб основной свободе выбора политики органов местного самоуправления в области их собственной компетенции.

Статья 11 Хартии определяет правовую защиту местного самоуправления, которая гласит:

«Органы местного самоуправления должны иметь право на судебную защиту для обеспечения свободного осуществления ими своих полномочий и соблюдения закрепленных конституцией и законодательством страны принципов местного самоуправления».

Европейская хартия о местном самоуправлении создает прочную правовую основу для развития самоуправленческих начал во всех государствах континента и особенно для тех, в которых еще не существует первичных форм народовластия.

Европейская Конвенция о пресечении терроризма (1977 год)

Настоящая Конвенция призвана усилить борьбу против терроризма, путем объединения усилий против терроризма, достижения единства и сотрудничества в этом деле, ради обеспечения неотвратимости наказания лиц за этот тяжкий вид преступления. Цели и задачи сообщества должны быть реализованы путем единого понимания и осуществления экстрадиции лиц, совершивших террористические акты.

Этому посвящена первая статья Конвенции, разграничивающая уголовные преступления от политических деяний, или связанных с политическими правонарушениями, или совершенных по политическим мотивам. Лица, совершившие уголовное преступление, по общему правилу, подлежат экстрадиции в отличие от так называемых «политических».

Согласно указанной статье не квалифицируются как политические, следующие правонарушения:

— связанные с незаконным захватом воздушных судов;

— направленные против безопасности гражданской авиации;

— связанные с покушением на жизнь, физическую неприкосновенность или свободу лиц, пользующихся международной защитой, включая дипломатических агентов;

— связанные с похищением, захватом заложников или незаконным насильственным удержанием людей;

— покушение на совершение одного из перечисленных правонарушений или участие в качестве сообщника лица, которое совершает подобное правонарушение или покушается на его совершение.

Участники Конвенции обязались оказывать друг другу все виды помощи по предупреждению и пресечению террористических актов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *