европейский инструмент содействия демократии и правам человека
Ежегодные отчеты ЕС по правам человека и демократизации
Европейский инструмент содействия демократии и правам человека (ЕИДПЧ)
Во многих странах мира неправительственные организации вносят неоценимый вклад в защиту прав человека и демократии. Подчас им приходится проявлять мужество и самоотверженность, работая в непростых и даже опасных условиях. Европейский Союз считает поддержку таких организаций одним из своих приоритетов.
Европейская инициатива в области демократии и прав человека была создана по инициативе Европейского Парламента в 1994 году. В декабре 2006 года она была переименована в Европейский инструмент содействия демократии и правам человека (ЕИДПЧ).
Главными целями ЕИДПЧ являются:
Что такое проекты ЕИДПЧ в России?
Проекты ЕИДПЧ в России реализуются российскими и европейскими неправительственными некоммерческими организациями. Сумма одного гранта составляет от 100 до 1 млн. евро. Как правило, организация должна профинансировать не менее 5 % стоимости проекта из своих собственных средств или из средств, предоставленных другим донором. Продолжительность проектов составляет от 12 до 36 месяцев.
С начала своей работы в России в 1997 году ЕИДПЧ предоставил финансирование 390 проектам.
Правосудие, свобода и безопасность
Сотрудничество между ЕС и Россией в области правосудия, свободы и безопасности с начала 1990-х годов является ключевым компонентом всестороннего партнерства. ЕС стремится к прогрессу в реализации «дорожной карты» Общего пространства свободы, безопасности и правосудия между ЕС и Россией, принятой в 2005 году. На регулярных заседаниях Постоянных советов партнерства (ПСП) и Заседаниях высшего руководства (ЗВР) по правосудию, свободе и безопасности стороны определяли приоритеты и следили за продвижением работы. После незаконной аннексии Крыма ЕС приостановил работу ПСП и ЗВР.
Миграция и предоставление убежища
ЕС и Россия стремятся к дальнейшему укреплению сотрудничества по вопросам миграции и предоставления убежища. Для этого в 2011 году ЕС и Россия учредили Диалог ЕС-Россия по вопросам Миграции, который объединяет экспертов для обсуждения проблем, связанных с международной защитой, нелегальной и легальной миграцией, а также вопросов миграции и развития. Встречи в рамках Диалога продолжают проходить ежегодно либо в ЕС, либо в России.
Соглашение о реадмиссии
Соглашение между Российской Федерацией и Европейским Союзом о реадмиссии вступило в силу в 2007 году. Оно устанавливает принципы и процедуры передачи лиц, которые нелегально въехали и проживали на территории ЕС или России. Кроме того, большинство стран-членов ЕС подписали двусторонние исполнительные протоколы с Россией.
Совместный комитет по вопросам реадмиссии регулярно обсуждает практические вопросы, связанные с выполнением существующего Соглашения.
Контроль границ
Европейское агентство пограничной и береговой охраны (FRONTEX) ведет оперативное сотрудничество со своими российскими коллегами на основании рабочей договоренности, достигнутой в 2006 году. Это практическое сотрудничество затрагивает такие вопросы как анализ рисков, обучение, исследования и разработки, связанные с контролем границ, а также возможные совместные операции под эгидой FRONTEX.
Борьба с организованной преступностью
Предприняты значительные шаги для укрепления сотрудничества по борьбе с организованной преступностью:
ЕС и Россия также намеревались подписать соглашение по контролю за оборотом прекурсоров наркотических средств, которое бы способствовало укреплению административного сотрудничества в этой сфере.
Потенциалом укрепления сотрудничества между ЕС и Россией может стать противодействие торговле людьми, отмыванию денег и финансированию терроризма, а также борьба с киберпреступностью. ЕС и Россия проводят регулярные консультации по активному противостоянию терроризму.
Судебное сотрудничество по гражданским и коммерческим делам
ЕС и Россия ведут неофициальные переговоры по вопросам судебного сотрудничества по гражданским, уголовным и коммерческим делам. Евроюст и Россия стремились к дальнейшему укреплению сотрудничества. Переговоры по вопросу подписания рабочего соглашения между Евроюстом и РФ были начаты в 2009 году и были приостановлены после незаконной аннексии Крыма.
Нет модернизации без прав человека
Существующее между Европейским союзом и Российской Федерацией стратегическое партнерство отличается масштабностью и глубиной, распространяясь в сферу политики, экономики, безопасности и многие другие сферы. Однако это партнерство и воплощающий его диалог не были бы по-настоящему честными и полными, если бы не охватывали также фундаментальных вопросов в области прав человека и демократии, заботящих обе стороны.
Программа основывается на конкурсном распределении российскими и европейскими НПО грантов для реализации конкретных проектов. Каждый год поддержку получают около пятнадцати предложений. Общий бюджет проектов 2011 года в России составил 2,7 миллиона евро.
Проекты выбираются по итогам национальных, региональных или глобальных конкурсов. В них могут принять участие любые зарегистрированные российские или европейские НПО. Национальные конкурсы проводит Представительство ЕС в России. Для каждого проекта-победителя выделяется сумма в размере от 30 до 150 тысяч евро. Региональные и глобальные конкурсы организует штаб-квартира Европейской комиссии в Брюсселе, но курирует тоже российское представительство ЕС. Помимо НПО, в них могут участвовать и высшие учебные заведения. Размер выделяемых средств более масштабный: сумма гранта может достигать полутора миллионов евро.
Грамотно ли прописана технически? Реальна ли для выполнения? Насколько в проект вовлечены целевые группы? Очень важно, чтобы у организации, претендующей на грант, был налажен диалог с местными властями. Без него большинство проектов реализовать невозможно. Также жюри конкурса оценивает, что будет после окончания проекта. Обеспечена ли его устойчивость? Будет ли он продолжен усилиями общественных организаций?
Те, кто проходит во второй этап, представляют подробное и развернутое описание проекта и его бюджет..
За всей этой громоздкой, но необходимой бюрократией стоит искреннее желание поддержать институты и общественные организации, работающие в области воспитания уважения к правам человека и продвижения демократических ценностей в стране, поддержать многих и многих отважных российских граждан, защищающих эти права и ценности.
«Разговор о жизни трудовых мигрантов в России» (Дойче Велле, Академия «Дойче Велле»)
«Первая российская киношкола по правам человека» (Гильдия кинорежиссеров России)
«Использование видеоинструментов для проведения кампаний в защиту личных, гражданских, социальных и культурных прав» (People in Need)
«Развитие гражданского общества через продвижение прав женщин» (Межрегиональная женская еврейская организация «Проект Кешер»)
«Улучшение государственной политики по основным вопросам прав человека в армии» (Межрегиональный благотворительный общественный фонд «Право матери»)
«Объединение усилий гражданского общества на северо-западе России для улучшения доступа к бесплатной медицинской помощи гражданам РФ без регистрации (СПб БОО «Ночлежка»)
«Развитие демократии и права жителей сообществ, зависящих от использования местных природных ресурсов» (Центр независимых социологических исследований)
«Общественные наблюдатели: защита права на независимый контроль в местах принудительного содержания» (Московский региональный благотворительный фонд «Социальное партнерство»)
«Поддержка и защита прав и обязанностей внутренне перемещенных лиц» в Ингушетии и Чеченской Республике (Датский совет по беженцам)
«Увеличение прозрачности российского электорального процесса на основе ведения долгосрочного электорального мониторинга в регионах РФ» (Региональная общественная организация в защиту демократических прав и свобод «Голос»)
Европейский инструмент поддержки демократии и прав человека (ЕИДПЧ)
Европейским Парламентом в 1994 году была учреждена Европейская инициатива в сфере демократии и прав человека для поддержки как деятельности гражданского общества в интересах прав человека и демократии, так и усилий международных организаций. В декабре 2006 года она была переименована в Европейский инструмент поддержки демократии и прав человека (ЕИДПЧ).
Неправительственные организации смело и самоотверженно работают во многих странах мира, зачастую в трудных условиях, способствуя эффективной защите прав человека и развитию демократии. Поддержка таких организаций является одним из приоритетов Европейского Союза.
Европейским Парламентом в 1994 году была учреждена Европейская инициатива в сфере демократии и прав человека для поддержки как деятельности гражданского общества в интересах прав человека и демократии, так и усилий международных организаций. В декабре 2006 года она была переименована в Европейский инструмент поддержки демократии и прав человека (ЕИДПЧ).
Какие проекты ЕИДПЧ реализуются в России?
В России проекты ЕИДПЧ реализуются российскими и европейскими неправительственными некоммерческими организациями. На каждый проект ЕС выделяет от 250 000 до 1 млн евро. Как правило, грантополучатель должен профинансировать не менее 5% проектных расходов из собственных средств или гранта другого донора. Срок выполнения проектов — от 18 до 36 месяцев.
С момента начала деятельности в России в 1997 году ЕИДПЧ оказал поддержку уже более 400 проектам.
Как происходит отбор проектов ЕИДПЧ?
Отбор идет по итогам местных, региональных или глобальных (мировых) конкурсов. Полная информация о них публикуется на веб-сайте Европейской Комиссии. На этой странице можно найти руководство для участников каждого конкурса ЕИДПЧ. В руководстве указаны приоритетные темы, особые процедуры и прочие условия конкурсов. Отбор идет по объективным и прозрачным критериям, также изложенным в руководстве.
Европейский инструмент содействия демократии и правам человека (ЕИДПЧ)
Европейский инструмент содействия демократии и правам человека (ЕИДПЧ)
Поддержка проектов внутри страны
РУКОВОДСТВО ДЛЯ ЗАЯВИТЕЛЕЙ
Бюджетная линия: BGUE-B2011-19.040100-C1-DEVCO
Идентификационный номер конкурса: EuropeAid/131415/L/ACT/RU
Крайний срок подачи концепций проектов: 18 ноября 2011 года
Внимание! Данный неофициальный перевод Руководства для заявителей на русский язык подготовлен Представительством Европейского Союза в России для облегчения понимания правил конкурса для потенциальных российских участников. В случае расхождений между данным Руководством, составленном на русском языке, и Руководством на английском языке, преимущество имеет Руководство на английском языке.
Данный конкурс заявок проходит в два этапа. На первом этапе заявители должны представить только концепцию заявки. Затем заявители, концепции которых будут предварительно отобраны, будут приглашены к подаче полного текста заявки. После оценки полного текста заявки будет проведена проверка административного соответствия отобранных заявок. Эта проверка будет проходить на основании подтверждающих документов, запрашиваемых Европейской Комиссией, а также подписанной «Декларации заявителя», присланной вместе с заявкой.
1. Программа ЕИДПЧ. 4
1.1 Общие сведения. 4
1.2 Цели прогаммы ЕИДПЧ и приоритетные направления сотрудничества. 4
1.3 Средства, выделенные Европейской Комиссией в рамках конкурса. 5
2. Правила, применимые к данному конкурсу. 6
2.1 Критерии приемлемости. 6
2.1.1 Приемлемость заявителя: кто может подавать заявку на грант. 6
2.1.2 Партнерство и приемлемость партнеров. 7
2.1.3 Приемлемость проектов: заявки, которые можно подавать на конкурс. 7
2.1.4 Приемлемость затрат: расходы, которые могут быть включены в грант. 9
2.2 Как должна быть подана заявка и какие процедуры необходимо соблюдать. 12
2.2.1 Составление концепции проекта. 13
2.2.2 Куда и как отправлять концепцию проекта. 14
2.2.3 Крайний срок подачи концепций проекта. 14
2.2.4 Дополнительная информация по концепции проекта. 15
2.2.5 Форма полной заявки. 15
2.2.6 Куда и как отправлять форму полной заявки. 16
2.2.7 Крайний срок подачи полной заявки. 16
2.2.8 Дополнительная информация по полной заявке. 17
2.3 Оценка и отбор заявок. 18
2.4 Предоставление подтверждающих документов по предварительно отобранным заявкам. 22
2.5 Извещение о решении Европейской Комиссии относительно заявки на грант. 23
2.5.1 Суть решения. 23
2.5.2 Предварительный календарный план конкурса. 24
2.6 Условия осуществления проекта в случае выделения гранта. 24
2.7 Система раннего предупреждения и централизованная база данных для исключения из дальнейших
3. СПИСОК ПРИЛОЖЕНИЙ. 25
1. ЕВРОПЕЙСКИЙ ИНСТРУМЕНТ СОДЕЙСТВИЯ ДЕМОКРАТИИ И ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Европейский инструмент содействия демократии и правам человека (ЕИДПЧ) был утвержден Европейским Парламентом и Советом Европейского Союза в декабре 2006[1] года и вступил в силу 1 января 2007 года. Данный новый инструмент заменил собой Европейскую инициативу в области демократии и прав человека (ЕИДПЧ), которая действовала с 1994 года. ЕИДПЧ представляет собой независимый финансовый инструмент для поддержки демократии и прав человека по всему миру в соответствии с программой финансирования на годы.
1.2 Цели программы ЕИДПЧ и приоритетные направления сотрудничества
Главными целями ЕИДПЧ является содействие развитию и консолидации демократических преобразований, верховенства права и уважения всех прав человека и основных свобод в соответствии с общей внешней политикой Европейского Союза.
Данный инструмент создан с целью помочь гражданскому обществу в работе, нацеленной на защиту основных свобод, составляющих основу всех демократических процессов, а также помочь гражданскому обществу стать эффективной силой при проведении политических реформ и в защите прав человека. Программа ЕИДПЧ предполагает независимую деятельность, что является ключевым моментом сотрудничества с организациями гражданского общества на национальном уровне, особенно в таких непростых областях, как демократия и права человека. Отличительными чертами нового инструмента являются значительная гибкость и возможность реагировать на изменяющуюся ситуацию, а также поддержка инновационных подходов и проектов.
В данном контексте основными целями программы ЕИДПЧ, определенными в Документе, определяющем стратегию сотрудничества с третьими странами по программе на годы[2], являются:
1. Повышение уважения к правам человека и фундаментальным свободам в странах и регионах, где они подвергаются наибольшей опасности;
2. Усиление роли гражданского общества в укреплении прав человека и демократических преобразованиях, поддержка процессов мирного урегулирования интересов различных групп населения и усиление участия и представительства граждан в политической жизни;
3. Поддержка проведения проектов по правам человека и укреплению демократии в областях, охваченных Руководствами ЕС по правам человека, включая такие вопросы как диалог по правам человека, защита правозащитников, смертная казнь, предотвращение пыток, дети в вооруженных конфликтах, права ребенка, борьба против всех форм дискриминации и насилия в отношении женщин и девочек, международное гуманитарное право и возможные новые руководства;
4. Поддержка и укрепление международных и региональных механизмов по защите прав человека, правосудия, верховенства права и демократизации общества;
5. Усиление надежности и прозрачности демократических электоральных процессов, в частности посредством наблюдения за проведением выборов.
Данный конкурс заявок опубликован с целью отбора проектов в соответствии с целью 2 Документа, определяющего стратегию сотрудничества с третьими странами по программе на годы: «Усиление роли гражданского общества в укреплении прав человека и демократических преобразованиях, поддержка процессов мирного урегулирования интересов различных групп населения и усиление участия и представительства граждан в политической жизни».
Данный конкурс заявок направлен на поддержку инициатив, осуществляемых в Российской Федерации (некоторые отдельные мероприятия могут проходить также в других странах – см. п. 2.1.3). Приоритет будет отдаваться российским заявителям или проектам, осуществляемым в партнерстве или сетевом сотрудничестве (см. п. 2.1.2).Заявители должны постараться охватить маргинализованные сообщества и группы, а также низовые (grass-root) организации. Заявитель может предоставлять субгранты (см. п. 2.1.3).
Для данного конкурса заявок были определены 2 приоритетных направления:
1) Консолидация усилий гражданского общества по укреплению демократических преобразований и совершенствованию государственной политики в сфере прав человека;
2) Усиление включенности (inclusiveness) и плюрализма гражданского общества для обеспечения более эффективной защиты прав человека, верховенства права и демократического управления на местном уровне.
Для более точного описания приоритетов см. раздел 2.1.3
1.3 средства, выделенные европейской комиссией в рамках данного конкурса
Общий предварительный бюджет данного конкурса составляет 3,000,000 евро. Европейская Комиссия оставляет за собой право не использовать в полном объеме имеющиеся в ее распоряжении средства.
Любой грант, запрашиваемый по линии данного конкурса, должен находиться в пределах указанных ниже минимальной и максимальной суммы:
Любой грант, запрашиваемый по линии данного конкурса, должен находиться в пределах указанных ниже процентов от общей суммы допустимых расходов по проекту:
· Минимальный процент: 50% от общей суммы допустимых расходов на проект
· Максимальный процент: 100% от общей суммы допустимых расходов на проект (см. также п. 2.1.4)
Любой грант, запрашиваемый по линии данного конкурса, не может превышать 95% от общей суммы затрат по проекту[3] [4]
Оставшаяся часть (т. е. разница между общей суммой расходов по проекту и суммой, запрошенной у Европейской Комиссии) должна финансироваться из собственных источников заявителя или его партнеров, или источников, не относящихся к бюджету Европейского Союза.
2. ПРАВИЛА, ПРИМЕНИМЫЕ К ДАННОМУ КОНКУРСУ
Настоящее руководство устанавливает правила подачи, отбора и реализации проектов, финансируемых в рамках вышеупомянутого конкурса, и составлено в соответствии с положениями Практического руководства по процедурам заключения контрактов Европейской Комиссии (размещенного в Интернете по адресу: http://ec. europa. eu/europeaid/work/procedures/implementation/index_en. htm)
2.1 Критерии приемлемости
Существует три вида критериев приемлемости. Они касаются:
· организаций, которые могут обратиться с заявкой на грант (раздел 2.1.1), и их партнеров (раздел 2.1.2);
· проектов, на которые могут быть выделены гранты (раздел 2.1.3);
· типов расходов, которые могут быть приняты во внимание при определении размера гранта (раздел 2.1.4).
2.1.1 Приемлемость заявителя: кто может подавать заявку на грант
(1) Для того, чтобы претендовать на грант, все заявители должны соответствовать следующим условиям:
· быть официально зарегистрированными в качестве некоммерческой организации в соответствии с законом своей страны, и
· являться неправительственными организациями и
· быть учрежденными[5] в Российской Федерации, или в одной из стран-членов ЕС, или в государстве, проходящем процедуру вступления в ЕС, или в государстве, являющемся официальным кандидатом на вступление в ЕС, или в стране-члене ЕЭЗ (Европейская экономическая зона: страны-члены ЕС + Исландия, Лихтенштейн и Норвегия), и
· быть напрямую ответственными за разработку и управление проектом вместе со своими партнерами и не выступать в качестве посредника.
(2) Потенциальные заявители не могут принимать участие в данном конкурсе или получить грант, если они находятся в любой из ситуаций, перечисленных в разделе 2.3.3 Практического руководства по процедурам заключения контрактов Европейской Комиссии (Данное руководство размещено на вебсайте: http://ec. europa. eu/europeaid/work/procedures/implementation/index_en. htm).
В части А разделе III формы заявки на грант (“Declaration by the applicant”) заявители должны указать, что они не подпадают ни под одну из этих ситуаций.
2.1.2 Партнерство и приемлемость партнеров
Если заявитель зарегистрирован в одной из стран-членов ЕС, или в государстве, проходящем процедуру вступления в ЕС, или в государстве, являющемся официальным кандидатом на вступление в ЕС, или в стране-члене ЕЭЗ (Европейская экономическая зона: страны-члены ЕС + Исландия, Лихтенштейн и Норвегия), то партнерство с российской НПО является обязательным. У заявителя не может быть более 4-х партнеров в проекте.
Для заявителей, желающих реализовать проект по приоритетному направлению 1:
Заявитель и партнеры должны образовать партнерство, состоящее из, как минимум, двух организаций. Если заявитель является российской НПО, то партнерство с НПО из одной из стран-членов ЕС, или из государства, проходящего процедуру вступления в ЕС, или государства, являющегося официальным кандидатом на вступление в ЕС, или страны-члена ЕЭЗ, и/или взаимодействие с международными платформами и системами настоятельно рекомендуется.
Для заявителей, желающих реализовать проект по приоритетному направлению 2:
Организации-заявители могут участвовать в конкурсе самостоятельно или в партнерстве с другими организациями.
Партнерские организации заявителя принимают участие в разработке и осуществлении проекта, и их затраты подпадают под те же критерии приемлемости, что и затраты грантополучателей. Поэтому они должны соответствовать тем же критериям, что и организации-заявители.
Не являются партнерами по проекту и не подписывают «заявление о партнерстве»:
o Неформальные партнеры
Неформальные партнеры – это организации, не зарегистрированные официально (это может быть организация или группа физических лиц) и представляемые в ходе осуществления проекта гратнополучателем. Неформальные партнеры принимают участие в реализации проекта, но не являются формальным участником партнерства. Соответственно, им не нужно соответствовать тем же критериям приемлемости, что заявителям и партнерам, и они не должны подписывать соглашения о партнерстве. Неформальные партнеры должны быть упомянуты в заявке, а их роль и участие в осуществлении проекта должны быть описаны в разделе 1.3 концепции проекта и разделе 2.2.2 полной формы заявки (желательно, в пятом пункте).
Расходы, понесенные в результате деятельности неформальных партнеров, будут приемлемыми затратами при условии, что они соответствуют положениям статьи 14 Общих условий, применимых к грантовым контрактам, финансируемым ЕС в третьих странах. Заявитель должен предусмотреть эти затраты в общем бюджете проекта.
Не ограничивая смысл вышеизложенного, неформальные партнеры, тем не менее, не подчиняются условиям статьи 1.3 Общих условий, применимых к грантовым контрактам, финансируемым ЕС в третьих странах. Заявитель, если получит грант, должен будет предоставить декларацию, подтверждающую, что статьи 3, 4 и 5 будут применимы к неформальным партнерам.
Грантополучатель должен взять на себя всю финансовую и бухгалтерскую ответственность за расходы, понесенные неформальными партнерами. Более того, грантополучатель будет ответственен, от имени неформальных партнеров, за хранение подтверждающих документов, перечисленных в статье 16.3 Общих условий, применимых к грантовым контрактам, финансируемым ЕС в третьих странах.
Другие организации также могут быть вовлечены в проект. Ассоциированные организации играют реальную роль в проекте, но не получают финансирование из гранта ЕС за исключением суточных и компенсации транспортных расходов. Ассоциированные организации не обязаны соответствовать критериям приемлемости, перечисленным в разделе 2.1.1. Ассоциированные организации должны быть упомянуты в части В разделе 5 формы заявки на грант – «Ассоциированные организации, участвующие в реализации проекта совместно с Заявителем».
Грантополучатели могут заключать договоры подряда, при этом подрядчики не являются ни партнерами по проекту, ни ассоциированными организациями, и на них должны распространяться правила по заключению контрактов на поставки/услуги, изложенных в Приложении IV к Контракту на получение гранта.
Грантополучатель может предоставлять финансовую поддержку (субгрант) третьим сторонам. Получатели субгрантов не являются ни партнерами по проекту, ни ассоциированными организациями, ни подрядчиками. Получатели субгрантов подлежат регулированию правилами национальной принадлежности и страны происхождения, описанными в Приложении IV к Контракту на получение гранта.
Заявитель выступает как ведущая организация и, в случае присуждения гранта, становится одной из сторон по контракту («Грантополучателем»).
2.1.3 Приемлемость проектов: заявки, которые можно подавать на конкурс
Проект – это совокупность мероприятий.
Запланированная продолжительность проекта не может быть меньше 12 месяцев и больше 36 месяцев.
Приоритетное направление 1: Консолидация усилий гражданского общества по укреплению демократических преобразований и совершенствованию государственной политики в сфере прав человека
· Согласованные кампании гражданского общества по продвижению и содействию реформам силовых структур, судебной и пенитенциарноц систем, а также избирательного, анти-коррупционного и анти-дискриминационного законодательств;
· Общественный мониторинг и информирование со стороны организаций гражданского общества о ситуации с выполнением Россией международных обязательств в сфере прав человека (таких, как, например, Универсальный периодический обзор ООН);
· Инициативы, направленные на совершенствование государственной политики в отношении прав человека на Северном Кавказе (предотвращение пыток, преодоление безнаказанности правоохранительных органов, насилия в отношении женщин и детей, защита правозащитников и т. д.);
· Примиренческая деятельность на Северном Кавказе.
Приоритетное направление 2: Усиление включенности (inclusiveness) и плюрализма гражданского общества для обеспечения более эффективной защиты прав человека, верховенства права и демократического управления на местном уровне
· Мобилизация и расширение возможностей уязвимых или неходящихся в неблагоприятных условиях групп населения, таких, как: мигранты, этнические меньшинства, коренные народы, ЛГБТ, призывники, некоторые профессиональные группы, работающие женщины, жители закрытых городов и моногородов, сельские жители и т. д, – для отстаивания своих прав;
· Внедрение новых механизмов обмена мнениями и демократического диалога по вопросам, волнующим местные сообщества или отдельные группы населения;
· Развитие толерантности, укрепление общественной солидарности и гражданского участия внутри местных сообществ;
· Укрепление потенциала новых и уязвимых структур гражданского общества (новые НПО, организации местных сообществ и т. д.), работающих в сфере защиты прав человека, включая экономические, социальные и культурные права, укрепление горизонтальных связей между различными структурами гражданского общества;
· Усиление роли средств массовой информации в обеспечении прав человека и демократии.
В заявках по приоритетному направлению 2 особое внимание следует уделять участию и укреплению гражданского общества на местах (в частности, путем предоставления суб-грантов – см. ниже, и неформальныого партнерства – см. п. 2.1.2).
Мероприятия в рамках проекта должны осуществляться в Российской Федерации. Если это необходимо для выполнения проекта, отдельные мероприятия могут проходить в других странах. В этих исключительных случаях значимость и необходимость подобных мероприятий должны быть должным образом обоснованы.
Проекты должны представлять собой отдельную самостоятельную деятельность, предусматривающую комплекс логически взаимосвязанных мероприятий с четко определенными целями, целевыми группами и запланированными ощутимыми результатами.
Проекты будут отбираться исходя из их значимости, ожидаемых результатов и эффективности. Предпочтение будет отдано заявкам, содержащим инновационные подходы, а также проектам, которые основываются на накопленном опыте и успешных практиках в данной области. Организация-заявитель не должна начинать свою деятельность с нуля и работать изолированно; приветствуется сотрудничество с широким кругом заинтересованных сторон (другие НПО, местные власти, государственные учреждения и т. д.) для достижения посредством скоординированной деятельности совместных результатов. Проект должен содержать меры, гарантирующие последующее распространение опыта и устойчивость результата.Субгрантинг
Если для достижения цели проекта необходимо предоставление финансовой поддержки третьим сторонам, заявитель может, со своей стороны, предоставить грант из средств проекта. Предоставление такого «вторичного» гранта не может быть основной целью проекта и должно быть должным образом обоснованно.
Для заявителей, желающих реализовать проект по приоритетному направлению 2:
Включение субгрантинга в заявку как необходимого (но не основного) компонента проекта настоятельно рекомендуется (см. также выше).
В случае если заявитель впоследствии планирует предоставлять субгранты, он должен указать в своей заявке общую сумму, которая может быть использована на выделение субгрантов, а также минимальную и максимальную сумму каждого такого «вторичного» гранта; список мероприятий, на проведение которых может предоставляться грант, должен быть включен в заявку; также должны быть указаны критерии отбора бенефициаров для предоставления грантов. Максимальный бюджет субгрантинга ограничен суммой в 10000 евро для третьей стороны, в то время как общая сумма гранта, которую можно использовать на субгранты, не может превышать 100000 евро.
Обратите внимание, что окончательный список мероприятий, на проведение которых будет предоставляться субгрант, а также список выбранных получателей субгрантов, подлежит предварительному одобрению со стороны Европейской Комиссии.
Также учтите, что заявители должны соответствовать целям и приоритетным направлениям конкурса и гарантировать информирование о финансировании ЕС (см. Руководство по коммуникации и визуальному представлению внешних проектов Европейского Союза, составленное и опубликованное Европейской Комиссией http://eeas. europa. eu/delegations/russia/documents/eu_russia/visibility_manual_2010_ru. pdf).
· Деятельность, заключающаяся исключительно, либо в основном, в индивидуальной спонсорской поддержке для участия в семинарах, конференциях, конгрессах;
· Деятельность, заключающаяся исключительно, либо в основном, в предоставлении индивидуальных стипендий для обучения или участия в тренингах;
· Деятельность, заключающаяся целиком и полностью в создании и поддержке веб-сайтов, выпуске журналов и газет, организации конференций либо семинаров, а также подготовке исследований или отчетов;
· Проекты, направленные на поддержку политических партий, групп и движений.
Количество заявок и грантов от/на одного заявителя
В рамках данного конкурса Заявитель не может подать более одной заявки.
Заявитель не может получить более одного гранта в рамках данного конкурса проектов.
Заявитель может выступать в качества партнера в проектах, представленных на конкурс другими заявителями.
Партнеры могут участвовать в нескольких заявках.
2.1.4 Приемлемость затрат: расходы, которые могут быть включены в грант
Только «допустимые расходы» могут быть покрыты за счет гранта. Категории расходоы, считающихся допустимыми и недопустимыми, указаны ниже. Бюджет является одновременно как оценкой предполагаемых расходов, так и максимальным уровнем допустимых расходов. Заявитель должен обратить внимание на то, что допустимые расходы должны представлять собой реальные и четко определяемые расходы, основанные на подтверждающих документах (за исключением суточных и косвенных затрат).
Решение о присуждении гранта принимается при условии, что в процессе проверки, предшествующей подписанию контракта на грант, не выявляются проблемы, которые могут вызвать необходимость изменения бюджета (например, арифметические ошибки, неточности, нереалистичные и неприемлемые расходы). Результатом подобной проверки может стать запрос на дополнительные разъяснения, что, в свою очередь, может привести к изменению и/или уменьшению размера гранта со стороны Европейской Комиссии. Размер гранта и процент со-финансирования со стороны Европейской Комиссии в результате данных изменений не может быть увеличен в любом случае.
Таким образом, в интересах заявителя представить реалистичный и экономически эффективный бюджет.
Допустимые прямые расходы
Для того, чтобы быть допустимыми в рамках проекта, расходы должны удовлетворять условиям статьи 14 Общих условий стандартного контракта на получение гранта (см. Приложение F к Руководству для заявителей).
Резерв непредвиденных затрат
Резерв непредвиденных затрат, не превышающий 5% от прямых приемлемых затрат, может быть включен в бюджет проекта. Он может быть использован только по предварительному письменному разрешению Европейской Комиссии.
Сумма, не превышающая 7% от общей суммы прямых допустимых расходов по проекту, может быть запрошена в качестве административных расходов, понесенных грантополучателем. Непрямые расходы допустимы в том случае, если они не включают расходов, отнесенных к другим статьям бюджета, являющегося частью стандартной формы контракта. Однако, если непрямые расходы указаны в Особых условиях, являющихся частью контракта, подтверждающие документы представлять не нужно.
Административные расходы являются неприемлемыми, если грантополучатель получает по другим линиям грант ЕС на текущую деятельность.
Неденежные вложения не являются фактическими расходами и не являются приемлемыми затратами. Они не могут рассматриваться в качестве со-финансирования со стороны грантополучателя.
Тем не менее, если Описание проекта, составленное заявителем, предусматривает натуральные вложения, такие вложения должны быть сделаны.
Следующие расходы являются неприемлемыми:
– Долги и резервы для будущих потерь и долгов;
– Долги по процентам;
– Расходы, уже профинансированные за счет иных средств;
– Приобретение земли или зданий, за исключением ситуаций, где существует такая необходимость для осуществления проекта. В этом случае ко времени окончания проекта право владения должно быть передано окончательным бенефициарам проекта и/или местным партнерам.
– Налоги, включая НДС. Однако они могут считаться частью общих затрат на проект в порядке софинансирования в том случае, если грантополучатель (или его партнеры) не могут потребовать их возврата. В этом случае такие расходы должны быть отражены в бюджете в разделе «налоги». Тем не менее, следует иметь в виду, что в порядке софинансирования налоги являются единственными недопустимыми расходами, относящимися к общим затратам по проекту, признаваемым ЕС таковыми. Более подробную информацию о налогах можно найти в Приложении J к Руководству для заявителей.
– Кредиты третьим сторонам.
2.2 Как должна быть подана заявка и какие процедуры необходимо соблюдать?
Пожалуйста, примите к сведению, что предварительная регистрация в системе PADOR для заявителей данного конкурса является обязательной.
— Этап 1, Концепция заявки: Регистрация в системе PADOR обязательна для всех заявителей, подающих концепции заявок на грант свыше 25000 евро.
Регистрация необязательна, но рекомендуется для:
— заявителей, подающих заявку на грант размером 25000 евро или меньше;
— Этап 2, Полная заявка: Регистрация в системе PADOR обязательна для всех отобранных заявителей и всех их партнеров.
PADOR представляет собой Интернет-базу данных, в которой организации регистрируют сами себя и регулярно обновляют свои данные на сайте http://ec. europa. eu/europeaid/work/onlineservices/pador/index_en. htm.
Прежде, чем начать процесс регистрации Вашей организации в системе PADOR, пожалуйста, прочтите «Краткий справочник» (Quick guide), размещенный на вебсайте. В нем разъясняется, как должен происходить процесс регистрации.
На бумажной версии Вашей заявки Вы будете должны указать номер EuropeAid ID (EID). Чтобы получить этот номер, Ваша организация должна ввести, сохранить и «подписать» (подтвердить Вашу ответственность за правильность информации) в PADORе обязательные данные (все поля оранжевого цвета), а также соответствующие документы (см. раздел 2.4.)
Вопреки сказанному выше, если заявитель находится в ситуации, которая делает для него невозможной, по объективным причинам, регистрацию в PADORе, заявитель должен незамедлительно отправить убедительный запрос-обоснование вместе с подтверждающими документами, насколько это возможно. Эта объективная невозможность должна находиться вне контроля заявителя и иметь характер общего явления (т. е. не может относиться к особым обстоятельствам, в которых находится заявитель либо его партнер сами по себе). Кроме того, в этом случае заявитель должен заполнить форму «PADOR off-line»[6], прилагающуюся к Руководству для заявителей, и представить ее не позднее крайнего срока подачи заявок. Данные будут внесены в PADOR Европейской Комиссией на основе информации, содержащейся в заявке. Если в дальнейшем организация пожелает самостоятельно обновить свои данные, ей необходимо будет отправить просьбу о предоставлении доступа в службу технической поддержки PADORа.
Любые вопросы, относящие к регистрации в PADORе, следует отсылать в службу технической поддержки PADORа по адресу *****@***europa. eu.
2.2.1 Составление концепции проекта
На первый этап конкурса заявки предоставляются в форме концепции проекта, согласно образцу и указаниям, приведенным в Приложении А к данному Руководству (часть А).
Концепции проекта предоставляются только на английском языке.
В Концепции проекта заявители должны указать ориентировочную сумму запрашиваемого гранта. Только тем, кто пройдет на второй этап конкурса, будет предложено предоставить детальный бюджет, вместе с полной заявкой. Элементы, оцениваемые на стадии концепции проекта, заявитель не должен менять в своей полной заявке. Размер запрашиваемого гранта не может быть изменен, по сравнению с первоначальной суммой, более, чем на 20%, однако заявитель может менять процент софинансирования при том условии, что максимальный и минимальный лимиты необходимого софинансирования (как указано в разделе 1.3 данного Руководства) соблюдены.
Любая ошибка или разночтение в отношении моментов, касающихся составления концепции проекта, могут привести к исключению заявки из конкурса.
Европейская Комиссия может обратиться к заявителю за разъяснениями, но только в том случае, если предоставленная информация не ясна и не позволяет объективно оценить заявку.
Концепции проектов, написанные от руки, к рассмотрению не принимаются.
Пожалуйста, примите во внимание, что эксперты будут оценивать только концепцию проекта. В связи с этим важно, чтобы этот документ содержал ВСЮ необходимую информацию, имеющую значение при оценке Вашего проекта. Не присылайте дополнительных приложений.
2.2.2 Куда и как отправлять концепцию заявки
Концепции, вместе с контрольным листом (часть А, раздел II формы заявки), и декларацией заявителя (часть А, раздел III формы заявки), должны быть представлены в одном оригинале и одной копии размером А4, каждый набор документов скреплен в один комплект.
Также концепция должна быть передана в электронном формате (CD-Rom). Электронная версия должна содержать абсолютно ту же информацию, что и бумажная версия.
На конверте необходимо обязательно указать идентификационный номер (EuropeAid/131415/L/ACT/RU) и название конкурса (Европейский инструмент содействия демократии и правам человека. Поддержка проектов внутри станы), название и почтовый адрес организации-заявителя и слова “Не вскрывать до начала работы оценочного комитета».
Концепции должны быть отправлены в запечатанном конверте заказной почтой, с курьером экспресс-почты или нарочным (расписка о получении с указанием даты будет вручена посыльному), по указанному ниже адресу:
Главе Секции «Финансы и Контракты»
Представительство Европейского Союза в России
Кадашевская набережная, 14/1
Концепции, направленные другим способами (напр., по факсу или электронной почте) или же высланные по другому адресу, к рассмотрению допущены не будут.
Заявители должны удостовериться в полноте и правильности предоставления концепции при помощи контрольного списка вопросов (часть А, раздел II формы концепции). Концепции, представленные в неполном объеме, будут отклонены.
2.2.3 Крайний срок предоставления концепций заявок
Соблюдение крайнего срока подачи концепций – 18 ноября 2011 года – фиксируется на основе даты отправки, почтового штемпеля или дате на почтовой квитанции. В случае доставки с нарочным, крайним временем доставки является 18 ноября 2011 года, 17:30 по московскому времени, что подтверждается распиской в получении (дата и время).
Любая концепция, поданная после крайнего срока, будет отклонена.
Однако, для обеспечения административной эффективности Европейская Комиссия может отклонить концепцию, полученную после даты подтверждения результатов оценки концепций проектов (см. примерный график в п. 2.5.2).
2.2.4 Дополнительная информация о концепции заявки
Вопросы (за исключением тех, которые касаются регистрации в PADOR) можно направлять по электронной почте не позднее, чем за 21 день до крайнего срока предоставления концепций, по указанному ниже адресу (с указанием идентификационного номера конкурса):
Европейская Комиссия не обязана давать разъяснения после этой даты.
Ответы на вопросы будут даны не позднее, чем за 11 дней до крайнего срока предоставления концепций заявок.
В интересах обеспечения равных возможностей для всех заявителей Европейская Комиссия не может давать никаких предварительных заключений/оценок относительно приемлемости заявителя, партнера, проекта или отдельных мероприятий.
Вопросы, представляющие интерес для других заявителей, вместе с ответами, а также другими важными объявлениями для заявителей, будут опубликованы на сайте EuropeAid https://webgate. ec. europa. eu/europeaid/online-services/index. cfm? do=publi. welcome, а также на сайте Представительства ЕС в России http://eeas. europa. eu/delegations/russia/index_en. htm. Рекомендуем Вам регулярно заходить на вышеуказанные вебсайты.
Все вопросы, касающиеся PADOR, необходимо отправлять на адрес:
2.2.5 Форма полной заявки
Те заявители, которым после предварительного отбора концепций будет предложено подать полную заявку, должны использовать Часть В формы заявки, приложенной к этому руководству (Приложение А). Заявители должны строго придерживаться формата заявки и порядка разделов и страниц.
Элементы, содержавшиеся в концепции, не могут быть изменены в полной заявке. Размер гранта, запрашиваемый на стадии полной заявки, не может отличаться от заявленного на стадии концепции более, чем на 20%, при этом можно изменять процент софинансирования в пределах минимальной и максимальной суммы софинансирования, как это указанно в разделе 1.3 данного Руководства.
Полные заявки должны подаваться на английском языке.
Форма полной заявки должна быть заполнена тщательно и как можно четче, чтобы ее можно было должным образом оценить.
Любые ошибки по пунктам, перечисленным в контрольном списке (часть В, раздел 6 формы заявки) или любые существенные разночтения в форме заявки (например, суммы, указанные в бюджете, не соответствуют суммам, указанным в полной форме заявки), могут привести к снятию заявки с конкурса.
Европейская Комиссия может обратиться к заявителю за разъяснениями, но только в том случае, если предоставленная информация неясна, что не позволяет объективно оценить заявку.
Заявки, написанные от руки, приниматься к рассмотрению не будут.
Примите к сведению, что только форма заявки и официально запрошенные приложения (бюджет и логическая матрица) будут переданы экспертам для оценки. В связи с этим важно, чтобы эти документы содержали ВСЮ необходимую информацию, значимую для описания Вашего проекта. Не присылайте дополнительных приложений.
2.2.6 Куда и как отправлять полную заявку
Полные заявки должны быть предоставлены в запечатанном конверте, отправленном заказной почтой, с курьером экспресс-почты или с нарочным (расписка о получении с указанием даты будет вручена посыльному), по указанному ниже адресу:
Главе Секции «Финансы и Контракты»
Представительство Европейского Союза в России
Кадашевская набережная, 14/1
Полые заявки, направленные другим способами (напр., по факсу или электронной почте) или же высланные по другому адресу, к рассмотрению допущены не будут.
Контрольный список (Раздел V Часть В формы заявки) и Декларация заявителя (Раздел VI Части В формы заявки) должны быть скреплены и вложены в тот же конверт.
На конверте необходимо обязательно указать идентификационный номер (EuropeAid/131415/L/ACT/RU) и название конкурса (Европейский инструмент содействия демократии и правам человека. Поддержка проектов внутри станы), название и почтовый адрес организации-заявителя и слова “Не вскрывать до начала работы оценочного комитета».
Заявители должны удостовериться в полноте и правильности предоставления заявки при помощи контрольного списка вопросов (раздел V части В формы заявки). Заявки, представленные в неполном объеме, будут отклонены.
2.2.7 Крайний срок подачи полной заявки
Крайний срок предоставления полных заявок будет указан в письме, направленном заявителям, прошедшим первый этап отбора.
Однако для обеспечения административной эффективности Европейская Комиссия может отклонить заявку, полученную после даты подтверждения результатов оценки полных заявок (см. примерный график в п. 2.5.2).
2.2.8 Дополнительная информация по полной заявке
Вопросы можно направлять по электронной почте не позднее, чем за 21 день до крайнего срока подачи заявок, по указанному ниже адресу (с указанием идентификационного номера конкурса):
Европейская комиссия не обязана давать разъяснения после этой даты.
Ответы на вопросы будут даны не позднее, чем за 11 дней до крайнего срока предоставления заявок.
В интересах обеспечения равных возможностей для всех заявителей Европейская Комиссия не может давать никаких предварительных заключений/оценок относительно приемлемости заявителя, партнера или проекта/отдельных мероприятий проекта.
Вопросы, представляющие интерес для других заявителей, вместе с ответами будут опубликованы на сайте EuropeAid https://webgate. ec. europa. eu/europeaid/online-services/index. cfm? do=publi. welcome, а также на сайте Представительства ЕС в России http://eeas. europa. eu/delegations/russia/index_en. htm. Рекомендуем Вам регулярно заходить на вышеуказанные вебсайты.
2.3 Оценка и отбор заявок
Заявки будут рассматриваться и оцениваться Европейской Комиссией с возможным привлечением внешних экспертов. Все проекты, поданные заявителями на конкурс, будут оцениваться согласно процедуре и критериям, описанным ниже:
Если в ходе проверки заявки выяснится, что проект не удовлетворяет критериям приемлемости, описанным в параграфе 2.1.3, такая заявка будет отклонена только на этом одном основании.
ЭТАП 1: ВСКРЫТИЕ КОНВЕРТОВ И АДМИНИСТРАТИВНАЯ ПРОВЕРКА И ОЦЕНКА КОНЦЕПЦИИ ПРОЕКТА
Проверяются следующие аспекты:
· Крайний срок отправления заявки соблюден. Заявка отклоняется при несоблюдении крайних сроков подачи заявки.
· Концепция соответствует всем критериям, указанным в контрольном списке вопросов, пп. 1-5 (раздел 2, часть А формы заявки). Если какой-либо компонент запрошенной информации отсутствует или неверен, концепция отклоняется только на этом единственном основании и далее заявка не оценивается.
Заявки, успешно прошедшие административную проверку, будут оцениваться с точки зрения важности (релевантности) и качества дизайна проекта.
Критерии оценки разбиты на разделы и подразделы. Каждый подраздел предполагает оценку от 1 до 5 баллов, в соответствии со следующими указаниями: 1 = очень плохо; 2 = плохо; 3 = удовлетворительно; 4 = хорошо; 5 = отлично.
1.1 Соответствие приоритетам и целям конкурса, заявленным в данном Руководстве
1.2. Соответствие проекта потребностям и проблемам страны/региона в целом (с учетом возможной синергии с другими инициативами, поддерживаемыми ЕС, и недопущения дублирования)
1.3. Насколько ясно обозначены и стратегически отобраны участники проекта (конечные бенефициары, целевые группы)? Насколько ясно описаны их потребности и насколько адекватно проект им отвечает?
1.4. Имеет ли проект какую-либо добавочную стоимость, в т. ч. защиту окружающей среды, продвижение гендерного равенства и равных возможностей, поддержку инвалидов, защиту прав меньшинств, коренных народов, или же учитывает лучший опыт в предлагаемой сфере, либо предлагает инновационные подходы?
2.1. Насколько логичен и последователен дизайн проекта? В особенности, отражает ли он аналитические выводы по проблеме, учитывает ли внешние факторы и позицию заинтересованных сторон?
2.2. Является ли проект практически осуществимым и насколько он реалистичен с точки зрения поставленных целей и ожидаемых результатов?
Максимальный общий балл
*NB! 5 баллов (отлично) дается лишь в том случае, если заявка включает более, чем необходимый минимум приоритетов, как обозначено в разделе 1.2 (цели программы) данного Руководства.
**баллы умножаются на 2 в силу своей значимости при оценке
После оценки всех концепций будет составлен список, в котором все заявки будут отсортированы по количеству полученных балов.
Во-первых, только те концепции, которые получили минимум 30 баллов в целом, будут рассматриваться в качестве претендентов на прохождение на второй этап.
Во-вторых, оценочный комитет отберет заявки (в зависимости от полученных баллов) на общую сумму, соответствующую как минимум двум бюджетам данного конкурса.
После оценки концепций заявок все заявители получат письмо, в котором будет указано, была ли заявка получена в срок, какой идентификационный номер получила заявка, была ли заявка оценена и с каким результатом. Предварительно отобранные заявители будут приглашены к написанию полной заявки.
ЭТАП 2: ОЦЕНКА ПОЛНОЙ ЗАЯВКИ
Сначала проверяются следующие аспекты:
· Заявка получена в установленные сроки. Если это условие не соблюдено, заявка будет автоматически отклонена.
· Заявка соответствует всем критериям, указанным в контрольном списке пп. 1-8 (Раздел 6 части B формы заявки). Если какой-либо компонент запрошенной информации отсутствует или неверен, заявка может быть отклонена только на этом единственном основании и не будет подлежать дальнейшей оценке.
Оценка качества заявок, включая бюджет проекта, а также опыт и потенциал заявителя и его партнеров, будет проводиться в соответствии с критериями оценки, указанными в Таблице для оценки проектов (см. ниже). Эти критерии разделены на две категории: критерии отбора и критерии присуждения гранта.
Критерии отбора позволяют оценить финансовый и проектный потенциал заявителей с тем, чтобы удостовериться, что они:
· Имеют стабильные и достаточные источники финансирования для осуществления своей деятельности на период выполнения проекта и, при необходимости, для участия в софинансировании данного проекта;
· Обладают управленческим опытом, профессиональной компетентностью и квалификацией, необходимыми для успешного выполнения в полном объеме предложенного проекта. Это относится как к заявителю, так и к его партнерам.
Критерии присуждения гранта позволяют оценить качество поданных заявок в контексте целей программы и приоритетов конкурса; гранты будут присуждены таким образом, чтобы совокупная эффективность конкурса оказалась максимальной. Следование данным критерием позволяет Европейской Комиссии удостовериться в том, что отобранные проекты соответствуют целям и приоритетам конкурса. Эти критерии включают такие аспекты, как значимость проекта, его соответствие целям конкурса, качество, ожидаемый результат, устойчивость и оптимальное соотношение между затратами и эффективностью.
Критерии оценки разбиты на разделы и подразделы. Каждый подраздел предполагает оценку от 1 до 5 баллов в соответствии со следующими указаниями: 1 = очень плохо; 2 = плохо; 3 = удовлетворительно; 4 = хорошо; 5 = отлично.
Таблица для оценки проекта
1. Финансовый и проектный потенциал
1.1 Имеют ли заявитель и партнеры достаточно опыта по управлению проектами?
1.2 Имеют ли заявитель и партнеры достаточный уровень технической экспертизы? (знание проблем, на которые направлен проект)
1.3 Обладает ли заявитель и партнеры достаточным управленческим потенциалом (включая персонал, оборудование и способность управлять бюджетом проекта)?
1.4 Есть у заявителя стабильные и устойчивые источники финансирования?
Баллы переносятся из оценки концепции
3. Эффективность и выполнимость проекта
3.1 Насколько уместны, практичны и последовательны с точки зрения заявленных целей и ожидаемых результатов предложенные в рамках проекта мероприятия?
3.2 Насколько продуман и выполним план действий?
3.3 Содержит ли предложенный проект объективно проверяемые индикаторы для оценки результатов проекта?
3.4 Насколько удовлетворителен уровень вовлеченности партнеров в проект?
4.1 Окажет ли проект ощутимое воздействие на целевые группы?
4.2 В какой мере проект обладает потенциальным мультипликативным эффектом? (включая возможности для воспроизведения и расширения результатов проекта, распространения информации)
4.3 Являются ли ожидаемые результаты проекта устойчивыми:
— финансово (как будет финансироваться деятельность после завершения финансирования со стороны ЕС?)
— институционально (будут ли существовать структуры, позволяющие продолжить работы после завершения настоящего проекта? Станут ли результаты проекта “собственностью на местах”?)
— на уровне формирования политики (если применимо) (в чем будет заключаться структурное воздействие проекта — напр., улучшит ли он законодательство, кодексы поведения, методы и т. д.?)
— с точки зрения окружающей среды (если применимо) (окажет ли проект отрицательное либо положительное воздействие на окружающую среду?)
5. Бюджет и соотношение «затраты – эффективность»
5.2 Насколько адекватно проектные мероприятия отражены в бюджете?
5.1 Насколько оптимально соотношение между предполагаемыми затратами и ожидаемыми результатами?
Максимальный общий балл
*баллы умножаются на 2 в силу своей значимости при оценке
Баллы по разделу 1. Финансовый и проектный потенциал
Если по разделу 1 общий балл ниже, чем 12 баллов, заявка не будет рассматриваться дальше.
По завершении процесса оценки будет составлена таблица, в которой все заявки будут представлены в соответствии с полученными баллами и в рамках имеющегося в наличии грантового фонда. Согласно тем же критериям будет составлен резервный список проектов.
ЭТАП 3: ПРОВЕРКА ПРИЕМЛЕМОСТИ ЗАЯВИТЕЛЯ И ЕГО ПАРТНЕРОВ
Проверка приемлемости на основе документов, запрашиваемых Европейской Комиссией (см. 2.4), будет производиться только в отношении заявок, которые будут предварительно отобраны в соответствии с полученным баллом и имеющимся в распоряжении грантовым фондом.
§ Декларация Заявителя (Раздел 7 части В формы заявки) будет проверена на основе документов, представленных заявителем. Если какой-либо документ не будет предоставлен или будет выявлено какое-либо несоответствие между декларацией и представленными документами, заявка будет отклонена только на этом единственном основании.
§ Приемлемость заявителя, его партнеров и проекта будет проверяться на основе критериев, указанных в разделах 2.1.1, 2.1.2 и 2.1.3.
Если возникнет необходимость, по завершении этой процедуры любая отклоненная заявка будет заменена на первую заявку из резервного списка, набравшую наибольший балл и попадающую в рамки имеющегося в наличии грантового фонда. Эта заявка будет затем проверена на приемлемость заявителя и его партнеров.
2.4 Предоставление подтверждающих документов по предварительно отобранным заявкам
Заявители, чьи заявки будут предварительно отобраны для финансирования или занесены в резервный список, будут проинформированы Европейской Комиссией в письменном виде. Для того чтобы Европейская Комиссия могла удостовериться в приемлемости заявителей и партнеров, заявителям будет направлена просьба о предоставлении следующих подтверждающих документов[7]:
Подтверждающие документы должны быть представлены через систему PADOR, см. раздел 2.2.
1. Уставы организации-заявителя[8] и каждой из партнерских организаций. Если Европейская Комиссия признала приемлемость заявителя для любого другого конкурса заявок в рамках той же бюджетной статьи, не ранее чем за два года до крайнего срока подачи заявок на данный конкурс, вместо устава заявитель может представить копию документа, подтверждающего приемлемость заявителя для предшествующего конкурса заявок (например, копию Специальных условий грантового контракта), но только в том случае, если за истекший с момента заключения предыдущего контракта период не были внесены изменения в уставные/учредительные документы.
2. Копию последнего годового финансового отчета заявителя (отчет о прибылях и убытках и баланс за прошлый финансовый год).
3. Форма для юридического лица (см. Приложение D), должным образом заполненная и подписанная заявителем, а также копии подтверждающих документов, которые указаны в данной форме. Если заявитель уже когда-либо подписывал контракт с Европейской Комиссией, вместо запрашиваемой формы юридического лица и сопроводительных к ней документов можно сообщить номер ранее зарегистрированной формы, но только в том случае, если за истекший с момента заключения предыдущего контракта период не были внесены изменения в уставные/учредительные документы.
4. Финансовая идентификационная форма согласно формату в Приложении Е, удостоверенная (подписанная и заверенная печатью) банком, на счет которого будут осуществляться платежи. Этот банк должен находиться в стране регистрации заявителя. Если заявитель уже когда-либо подписывал контракт с Европейской Комиссией, можно предоставить копию ранее представленной финансовой формы, но только в том случае, если за истекший период не менялись банковские реквизиты.
Если запрашиваемые подтверждающие документы не загружены в систему PADOR, они должны быть предоставлены в оригинале, в виде ксерокопии или отсканированной копии с оригинала (содержащей официальный штамп организации, подпись и дату). Форма для юридического лица и Финансовая идентификационная форма всегда должны быть представлены в оригинале.
Если эти документы составлены на языке, который не является ни одним из официальных языков ЕС, ни русским языком, для оценки заявки необходимо перевести определенные части документов, а именно разделы уставных и регистрационных документов, которые позволяют удостовериться в приемлемости заявителя и его партнеров, на английский язык. При анализе заявки английская версия будет иметь преимущество перед версией на другом языке.
Если эти документы составлены на одном из официальных языков Европейского Союза, отличном от английского, настоятельно рекомендуется приложить перевод на английский язык тех частей документов, которые позволяют удостовериться в приемлемости заявителя и его партнеров. Этот перевод будет превалировать над оригиналом в процессе оценки заявки.
Если перечисленные выше подтверждающие документы не будут предоставлены до крайнего срока, указанного в письме заявителю от Европейской Комиссии, заявка может быть отклонена.
По итогам проверки сопроводительных документов Оценочный комитет составит окончательные рекомендации для Европейской Комиссии, которая принимает решение о предоставлении грантов.
2.5 Извещение о решении Европейской Комиссии относительно заявки на грант
Заявители будут в письменном виде проинформированы о решении Европейской Комиссии относительно их заявок с указанием оснований для данного решения.
Заявители, полагающие, что в отношении них в ходе конкурса были допущены ошибки или нарушения процедуры, могут написать жалобу (см. раздел 2.4.15 Практического руководства).
2.5.2 Предварительный календарный план конкурса
Крайний срок для отправки вопросов для разъяснений со стороны Европейской Комиссии
Крайний срок предоставления разъяснений со стороны Европейской Комиссии
Крайний срок подачи концепций
17:30, время московское (для курьеров)
Информирование заявителей о результатах вскрытия конвертов и административной проверки и оценки концепций проектов (этап 1)
Приглашения подать полную заявку
Крайний срок подачи полной заявки
17:30, время московское (для курьеров)
Информирование заявителей о результатах оценки полных заявок (этап 2)
Извещение о присуждении гранта (после проверки документов) (этап 3)
Предварительный график конкурса может быть изменен Европейской Комиссией во время конкурса. В таком случае, обновленный график будет опубликован на сайте Представительства ЕС в России http://eeas. europa. eu/delegations/russia/index_en. htm, а также на сайте EuropeAid https://webgate. ec. europa. eu/europeaid/online-services/index. cfm? do=publi. welcome.
2.6 Условия осуществления проекта в случае выделения гранта
После того, как будет принято решение о выделении гранта, грантополучателю будет предложено подписать контракт, основанный на стандартном контракте Европейской Комиссии на предоставление гранта (см. Приложение G). Подписав Форму заявки (Приложение A), заявитель таким образом подтверждает, что в случае присуждения гранта он принимает все условия, предусмотренные в Стандартном контракте на получение гранта
Заключение контрактов субподряда в ходе проекта
В тех случаях, когда в ходе реализации проекта грантополучателю требуется для обеспечения своей деятельности заключить контракты субподряда на поставки товаров или предоставление услуг, грантополучатель должен заключать соответствующие контракты с той организацией, которая в ходе проведения тендера выдвинула наиболее оптимальное с точки зрения соотношения «цена-качество» предложения. Тендеры должны проводиться с соблюдением принципов прозрачности и равноправия всех потенциальных участников, и принятия всех мер по предотвращению конфликта интересов. В этой связи грантополучатель должен следовать процедурам, установленным в Приложении IV к контракту.
2.7 Система раннего оповещения и централизованная база данных для исключения из дальнейших конкурсов
Заявители, а также, если таковыми являются юридические лица, лица, уполномоченные их представлять, контролировать и принимать решения от их имени, поставлены в известность о том, что в случае, если они окажутся в одной из ситуаций, описанных в следующих документах:
— Решение Комиссии от 16.о Системе раннего оповещения (EWS) для уполномоченных должностных лиц Комиссии и исполнительных агентств (OJ, L 344, 20.12.2008, стр. 125), или
— Распоряжение Комиссии от 01.01.2001 о Централизованной базе данных для исключения из дальнейших конкурсов (CED) (OJ, L 344, 20.12.2008, стр. 12),
их персональные данные (название либо имя, если это физическое лицо, адрес, правовая форма, а также ФИО лиц, уполномоченных их представлять, контролировать и принимать решения от их имени, если это юридическое лицо) могут быть внесены только в систему EWS, либо в системы EWS и CED, и переданы лицам и подразделениям, указанным в вышеупомянутых Решении и Распоряжении, в связи с принятием решений относительно предоставления гранта, реализации грантового соглашения либо решения.
документы, обязательные для заполнения
Приложение A: Форма заявки (Word format)
Приложение B: Бюджет (Excel format)
Приложение С: Логическая матрица (Excel format)
Приложение D: Форма юридического лица
Приложение E: Финансовая идентификационная форма
Приложение F: Форма для внесения данных в систему PADOR в режиме офлайн
документы для ознакомления
Приложение G: Стандартный грантовый контракт
ПРИЛОЖЕНИЕ II: Общие условия, применимые к грантовым контрактам, финансируемым ЕС в третьих странах
ПРИЛОЖЕНИЕ IV: Процедуры заключения контрактов
ПРИЛОЖЕНИЕ V: Стандартный запрос на платеж
ПРИЛОЖЕНИЕ VI: Формы содержательного и финального отчетов
ПРИЛОЖЕНИЕ VII: Форма аудиторского заключения и технического задания на осуществление проверки расходов по финансируемому ЕС договору о предоставлении гранта в третьих странах
ПРИЛОЖЕНИЕ VIII: Форма финансовой гарантии
ПРИЛОЖЕНИЕ IX: Стандартная форма для передачи прав собственности
ПРИЛОЖЕНИЕ H: Нормы суточных (Per diem) можно найти по следующему адресу: http://ec. europa. eu/europeaid/work/procedures/implementation/index_en. htm
ПРИЛОЖЕНИЕ I: Стандартное соглашение о финансировании, применимое в случае, если грантополучатель является международной организацией
ПРИЛОЖЕНИЕ J: Информации о налоговом режиме, применимом к контрактам, подписанным в рамках данного конкурса проектов
Руководство по управлению проектным циклом:
http://ec. europa. eu/europeaid/multimedia/publications/publications/manuals-tools/t101_en. htm
[1] Правила ЕК N 1889/2006 Европейского парламента и Европейского Совета, 20.12.2006, OJ L 386, 29.12.2006,
p.1 (http://eur-lex. europa. eu/LexUriServ/LexUriServ. do? uri=OJ:L:2006:386:0001:0011:EN:PDF).
[2]http://www. eidhr. eu/files/dmfile/eidhr_strategy_paper_2011_2013_com_decision_21_april_2011_text_published_on_internet_en. pdf
[3] Общая сумма затрат по проекту = общая сумма допустимых расходов на проект + налоги, включая НДС, если грантополучатель может доказать, что не может требовать из возврата
[4] Обращаем внимание, что этот процент должен быть ниже, чем вышеуказанный процент, относящийся к общей сумме допустимых расходов по проекту. Для более подробной информации о новых подходах к софинансированию см. http://ec. europa. eu/europeaid/work/procedures/faq/index_en. htm
[5] Определяется на основе уставов организаций, которые должны показать, что организация была учреждена в соответствии с внутренним законодательством соответствующей страны. В этом отношении, любое юридическое лицо, работающее на основании устава, принадлежащего другой стране, не может соответствовать критериям приемлемости, даже если оно зарегистрировано в данной стране или подписала Меморандум о взаимопонимании.
[6] Эта форма соответствует разделам 3 и 4 части B форма заявки.
[7] Для заявок на грант, не превышающий 25000 евро, подтверждающие документы запрашивать не будут.
[8] Если заявитель и/или партнер(ы) является правительственным учреждением, созданным в соответствии с законом, необходимо предоставить копию данного закона.