европейский союз как высшая форма экономической интеграции
Тема 3.3 Европейский союз (ЕС) как высшая форма экономической и политической интеграции европейских государств
Краткое содержание:ЕС: предыстория и история европейской интеграции. Шенгенская конвенция 1990 г. Маастрихтские соглашения: экономический и политический союз европейских стран. Структура ЕС. Направления деятельности ЕС: создание валютного союза, сотрудничество в сфере внешней политики (ЗЕС, Амстердамский договор). Расширение ЕС: копенгагенские критерии. Проект европейской конституции, Лиссабонский договор.
Требования к знаниям и умениям:
Иметь представление: о предыстории и истории европейской интеграции, этапах становления интегрированного Союза.
Знать:значение экономических и политических взаимоотношений России и ЕС, основные документы, регулирующие отношения между Россией и ЕС.
Уметь: Оценить выгоду России от нормальных отношений России и ЕС.
С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену Шенгенским соглашением паспортного контроля между 22 странами-членами. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону. Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций. ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Предыстория и история европейской интеграции
ОГСЭ.02. ИСТОРИЯ
Раздел 3. Назначение и основные направления деятельности международных организаций.
Тема 3.3. Европейский союз (ЕС) как высшая форма экономической и политической интеграции европейских государств
ЗАНЯТИЕ № 21
«ЕС: предыстория и история европейской интеграции»
Краткое содержание:ЕС: предыстория и история европейской интеграции. Шенгенская конвенция 1990 г. Маастрихтские соглашения: экономический и политический союз европейских стран. Структура ЕС. Направления деятельности ЕС: создание валютного союза, сотрудничество в сфере внешней политики (ЗЕС, Амстердамский договор). Расширение ЕС: копенгагенские критерии. Проект европейской конституции, Лиссабонский договор.
С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену Шенгенским соглашением паспортного контроля между 22 странами-членами. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону. Будучи субъектом международного публичного права, Союз имеет полномочия на участие в международных отношениях и заключение международных договоров. Сформирована общая внешняя политика и политика безопасности, предусматривающая проведение согласованной внешней и оборонной политики. По всему миру учреждены постоянные дипломатические миссии ЕС, действуют представительства в Организации Объединенных Наций. ВТО, Большой восьмёрке и Группе двадцати. Делегации ЕС возглавляются послами ЕС.
Предыстория и история европейской интеграции
Развитие западноевропейской интеграции прошло через множество этапов. К предыстории её становления следует отнести заключение 23-мя наиболее экономически развитыми странами Запада в 1947 году Генерального соглашения о товарах и торговле (ГАТТ), в которой предусматривалось взаимное снижение налогов на импортную продукцию, отказ от таможенных воин, позднее расширившуюся за счет многих стран Азии, Африки и Латинской Америки и преобразованную во всемирную торговую организацию (ВТО), а также создание в 1948г. Организации европейского экономического содружества (ОЕЭС), переименованную в 1960г. в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), к которой подключились Япония и Южная Корея.
Первый шаг в сторону создания современного Евросоюза был сделан в 1951: Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Франция, ФРГ и Италия подписали договор об учреждении Европейского объединения угля истали, целью которого стало объединение европейских ресурсов по производству стали и угля. В силу данный договор вступил с июля 1952 года. С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) и Европейское сообщество по атомной энергии. Самым важным и широким по сфере компетенции из этих трёх европейских сообществ являлось ЕЭС.
Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём, во-первых, передачи всё большего числа функций управления на наднациональный уровень и, во-вторых, увеличения числа участников интеграции.
В Европейский союз входят 27 государств:Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.
Для вступления в Европейский союз страна-кандидат должна соответствовать Копенгагенским критериям, принятым в июне 1993 года на заседании Европейского совета в Копенгагене и утвержденным в декабре 1995 года на заседании Европейского совета в Мадриде. Критерии требуют, чтобы в государстве соблюдались демократические принципы, принципы свободы и уважения прав человека, а также принцип правового государства. Также в стране должна присутствовать конкурентоспособная рыночная экономика, и должны признаваться общие правила и стандарты ЕС, включая приверженность целям политического, экономического и валютного союза.
Европейский союз – высшая форма экономической интеграции. Современные проблемы ЕС.
Европейский союз, насчитывающий ныне в своем составе 15 государств-членов с населением около 370 млн. человек, представляет собой наиболее развитую и совершенную интеграционную группировку в мире. Его создание было обусловлено прежде всего тем, что именно в Западной Европе после Второй мировой войны с наибольшей силой проявилось противоречие между интернациональным характером современного производства и узкими национально государственными границами его функционирования. Кроме того, вплоть до начала 90-х гг. западноевропейская интеграция подталкивалась вперед непосредственной конфронтацией на континенте двух противоположных общественных систем. Важная причина состояла и в
стремлении западноевропейских стран преодолеть негативный опыт двух мировых войн, исключить возможность возникновения их на континенте в будущем.
В своей эволюции ЕС прошел все формы интеграции: зону свободной торговли; таможенный союз; экономический и валютный союз; политический союз (становление третьей и четвертой форм еще не завершено), развиваясь вглубь и вширь. При этом неоднократно изменялись официальные и неофициальные названия данной интеграционной группировки, что отражало ее эволюцию.
У истоков ЕС стояло образование в 1952 г. Европейскою объединения угля и стали (ЕОУС) — отраслевой интеграционной группировки с участием ФРГ, Франции, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга. Эти шесть стран подписали 25 марта 1957 г. Римский договор об образовании Европейского экономического сообщества (ЕЭС), вступивший в силу с 1 января 1958 г. С начала 1973 г. к группировке присоединились Великобритания, Дания и Ирландия, в 1981 г. — Греция, 1986 г. — Испания и Португалия, 1995 г. — Австрия, Швеция и Финляндия.
В первые годы существования ЕЭС его неофициально называли “Общий рынок”, ибо процесс интеграции действительно начался с либерализации внешней торговли Однако он довольно быстро вышел за эти рамки, оставляя на своем пути одну веху за другой. В 1958—1968 гг. (“переходный период” становления общего рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы) были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения экспорта и импорта промышленной
продукции внутри ЕЭС (по аграрной продукции была осуществлена частичная либерализация и установлен особый режим наднационального регулирования ее производства и сбыта), установлен единый таможенный режим (включая единый таможенный тариф) в отношении товаров, ввозимых
из третьих стран. В области сельского хозяйства был введен общий режим регулирования цен и объемов производства основных видов аграрной продукции умеренного пояса (мясо, зерно, масло и др.) и создан аграрный фонд ЕЭС (ФЕОГА), призванный способствовать модернизации аграрного
сектора и противодействовать массовому разорению фермерских хозяйств. Кроме того, была значительно либерализована миграция капитала и рабочей силы внутри ЕЭС.
В целом, к середине 1968 г. в ЕЭС сложился развитый таможенный союз, дополненный элементами межгосударственного согласования (гармонизации) экономической и валютной, а также (но в значительно меньшей степени) внешней политики. В 1967 г. произошло слияние руководящих органов ЕЭС и двух отраслевых интеграционных группировок—ЕОУС и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом), после чего вся интеграционная группировка стала официально называться Европейскими сообществами, или Европейским сообществом (ЕС). Впрочем, изменение названия отражало не только указанный факт слияния, но и то обстоятельство, что к этому моменту западноевропейская интеграция вышла за чисто экономические рамки, затронув политику, гуманитарные отношения и другие сферы общественной жизни.
С середины 70-х до середины 80-х гг. интеграция в рамках ЕС переживала длительный застой, оценивавшийся многими западными учеными как кризис. Среди интеграционных мероприятий в этот период заметно выделяются лишь два. Во-первых, с начала 1975 г. страны — члены ЕС окончательно передали свои полномочия в области внешнеторговой политики соответствующим органам ЕС. Теперь каждая из этих стран лишилась возможности заключать двусторонние торговые соглашения с
третьими странами. Во-вторых, в 1979 г. была создана Европейская валютная система (ЕВС) на базе единой расчетной единицы — ЭКЮ, формировавшейся на основе “корзины валют” участников ЕВС. Были установлены пределы отклонений рыночного курса валют стран — членов ЕС при их обмене друг на друга и доллары от курсов центральных банков этих стран, т.е. своего рода валютный коридор в ±2,25 %, названный в публицистике “валютной змеей”. Вместе с тем к ЕВС не смогли подключиться сразу Великобритания, Греция, Испания и Португалия, а Италия вошла в нее на особых условиях (±6 %).
С середины 80-х гг. в ЕС наблюдается резкая активизация интеграционных процессов, явное преобладание центростремительных сил, хотя эти процессы сталкиваются с рядом серьезных проблем. Это объясняется многими обстоятельствами, среди которых выделим два. Во-первых, необходимостью объединить усилия участников ЕС для противодействия резко обострившейся конкуренции со стороны США, Японии и новых индустриальных стран, осуществления назревшей
структурной перестройки хозяйства и решения задач нового этапа научно-
технической революции. Во-вторых, коренным изменением позиции Франции в отношении ЕС, а именно от нее и ФРГ решающим образом зависит то, насколько быстро и интенсивно протекает и будет протекать западноевропейская интеграция. До начала 80-х гг. позиция Франции в отношении интеграции была сдержанной, достаточно противоречивой, а подчас и откровенно деструктивной
(например, в 1966 г. она в течение многих месяцев игнорировала органы ЕС и не участвовала в их деятельности), что объяснялось отголосками ее имперских амбиций и претензиями на ведущую роль в ЕС как великой ядерной державы. Однако в начале 80-х гг. правящие круги этой страны окончательно осознали, что такой курс ведет в тупик и Франция может сохранить свой высокий статус только как одна из ведущих стран — членов ЕС и один из главных “моторов” интеграции. Была сделана ставка на ЕС и усиление его наднационального характера.
Принятый в конце 1985 г. Единый европейский акт (вступил в силу с 1 июля 1987 г.) предусматривал создание к концу 1992 г. в ЕС полностью интегрированного (внутреннего) рынка, далеко идущее объединение научно- технических потенциалов и реализацию крупномасштабных
исследовательских программ в новейших отраслях (микроэлектронике, информатике, телекоммуникационной технике, биотехнологии, экологии и др.), все более тесную гармонизацию экономической и валютной политики стран — членов блока, усиление наднациональных механизмов ЕС.
Положения Единого европейского акта в основном были выполнены вовремя, что нашло отражение в переименовании блока (с 1993 г.) в Европейский союз. Внутренний рынок ЕС действительно сложился к концу 1992 г. по товарам. Правда, пока еще он не сложился в электроэнергетике, а также по многим видам услуг (особенно важно — транспортных). Нет до сих пор единого конкурентного рынка государственных заказов. В то же время не осталось искусственных препятствий на пути свободной миграции (по крайней мере, правовых препон) капиталов и рабочей силы, хотя фактически
такие препятствия создаются в каждом конкретном Случае бюрократическим исполнением нормативных актов ЕС.
Сильнейшие импульсы углубления интеграции в ЕС дал Маастрихтский договор о Европейском союзе (он является основной частью комплекса Маастрихтских соглашений), подписанный главами государств — членов ЕС в декабре 1991 г. (Австрия, Швеция и Финляндия автоматически присоединились к нему в результате своего вступления в ЕС с 1 января 1995 г.) и введенный в действие в 1993 г. Он включает три принципиально новых качественных момента:
• во-первых, введение с 1993 г. единого гражданства ЕС (имеется перечень прав и обязанностей), которое существует параллельно с национальным гражданством стран — членов ЕС;
• во-вторых, формирование политического союз а, что подразумевает проведение интегрированной внешней политики, тесную увязку внутренних политик (особенно в области борьбы с преступностью), сближение юридических систем, повышение роли парламента ЕС;
• в-третьих, формирование экономического и валютного союза (ЭВС), сердцевиной которого призвана стать единая валюта (евро).
Параллельно с качественным развитием Евросоюза происходит и его количественное расширение. В 1999 г. СЕС принял решение принять в состав ЕС Чехию, Венгрию, Польшу, Словенией, Эстонию и греческий Кипр. В настоящее время ведутся переговоры о принятии в состав объединенной Европы остальных республик Прибалтики, рассматривается вопрос о введении безвизового режима с Россией.
21. Конвертируемость валюты. Пути достижения конвертируемости российского рубля.
Конвертируемость национальной валюты требует рыночного типа экономики, так как она основана на свободном волеизъявлении всех владельцев денежных средств. Кроме того, рыночная экономика должна быть достаточно зрелой для противостояния иностранной конкуренции, полноправного участия в международном разделении труда.
В общем, конвертируемые валюты – денежные единицы, свободно обмениваемые на другие национальные валюты и международные платежные средства. Другими словами, конвертируемость валюты – это обыкновенный обмен одной валюты на другую.
В зависимости от допускаемой свободы выбора и действий для участников внешнеэкономического оборота существует два варианта режимов обратимости:
1. Режим полной обратимости. При режиме полной обратимости все юридические и физические лица, как отечественные так и зарубежные, располагая той или иной суммой денег данной страны, независимо от источников и времени их происхождения, имеют возможность совершенно свободно, по своему выбору и усмотрению использовать эти средства на любые нужды и цели дома или за границей, в том числе путем беспрепятственного обмена (купли-продажи) на любые иностранные денежные единицы. Другими словами, полная обратимость охватывает все виды внешнеэкономических операций, действует в равной степени в отношении всех категорий юридических и физических лиц, распространяется на все регионы и валюты мира.
2. Частичная обратимость – конвертируемость только для отдельных категорий экономических агентов и/или видов внешнеэкономических операций. Это те случаи, когда на какие-то отрасли внешнеэкономической деятельности или на некоторые категории владельцев валюты режим конвертируемости не распространяется. Обратимость может также не охватывать операции со всеми странами, а ограничиваться отдельными регионами, группами стран, валютно-экономическими группировками.
В свою очередь, в зависимости от места постоянного проживания и деятельности владельца валюты, обратимость может быть:
1. Внешней. При внешней обратимости полная свобода обмена заработанных в данной стране денег для расчетов с заграницей предоставляется только иностранцам (нерезидентам), тогда как граждане и юридические лица этой страны (резиденты) подобной свободой не обладают.
Как показывает мировой опыт, переход к конвертируемости обычно начинается с внешней обратимости. Потому что, как правило, внешняя обратимость стимулирует активность иностранных инвесторов, снимая проблему репатриации ввезенных капиталов и вывоза полученных прибылей; складывается более или менее устойчивый спрос на данную валюту с соответствующим благоприятным воздействием на валютный курс и валютное положение страны; создается и укрепляется престиж валюты в глазах деловой мировой общественности. Вместе с тем установление и поддержание подобной ограниченной формы обратимости требует значительно меньших экономических и финансовых преобразований и валютных издержек, поскольку контингент нерезидентов обычно невелик по сравнению с отечественными собственниками валюты.
2. Внутренней. При режиме внутренней обратимости свободой обмена национальных денежных единиц на иностранные валюты пользуются лишь резиденты данной страны, тогда как нерезиденты этим правом не обладают.
Имеются и другие модели частичной обратимости, обусловленные тем или иным сочетанием свобод и ограничений в отношении различных видов внешнеэкономической деятельности и ее участников. В каждом отдельном случае они определяются местом страны в системе международных хозяйственных связей, ее конкретными экономическими и валютно-финансовыми возможностями.
Россия – единственная из стран большой восьмерки, чья валюта не являлась до 2006 года полностью конвертируемой. Конвертируемость рубля – национальная экономическая идея (так считает большое количество специалистов). А почему это стало национальной идеей? Все очень просто. Россия огромная и сильная держава, а вот валюта ее пока в мире не цениться.
Уже давно власть заявила о необходимости, наконец, добиться давно поставленной цели в отношении конвертируемости рубля. А в мае 2003 года в президентском Послании В. Путина уже были обозначены сроки: до июля 2006 года создать условия для полной его конвертируемости. Но ведь уже тогда рубль был обратим при проведении внешнеэкономических сделок, а резиденты практически свободно перемещали капитал через границу. У нас не было только одного – мирового рынка нашей валюты, но вот такой рынок явочным порядком не утвердишь…
Европейский союз как высшая форма экономической интеграции
Западная Европа с точки зрения развития торговых отношений представляет собой кольцевую структуру с ярко выраженным центром — Европейским Союзом.
Европейский Союз — это объединение демократических европейских стран, созданное для осуществления совместной деятельности во имя мира и процветания.
Государства, входящие в Европейский Союз, имеют общие органы власти, которым они делегируют часть своего суверенитета для того, чтобы решения по вопросам, представляющим общий интерес, принимались демократическим путем на европейском уровне.
Деятельность Европейского Союза осуществляется через пять независимых институтов власти: Европейский парламент, Совет министров, Европейская комиссия, Счетная палата.
Цели создания Европейского Союза:
устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами;
установление общего таможенного тарифа в торговле с третьими странами;
ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг;
создание валютного союза;
унификация налоговой системы;
На протяжении полувека Европейский Союз обеспечивает стабильность, мир и процветание в Европе. Благодаря ему удалось поднять уровень жизни, построить единый европейский рынок, выпустить в обращение единую европейскую валюту — евро — и усилить позиции Европы в мире.
СТРАНЫ В СОСТАВЕ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА
В число пятнадцати государств, образующих Европейский Союз, входят:
Австрия, Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Швеция, Финляндия, Франция.
Эти страны объединяют огромные территории, людские и материальные ресурсы, и нельзя не оценивать той роли, которую играет ЕС в жизни всех европейских стран. Поэтому я и заинтересовалась созданием, развитием и перспективами Европейского союза и соответственно попытаюсь передать эту заинтересованность через эту работу.
Члены ЕС (кроме Великобритании, Дании и Швеции) имеют единую валюту – евро.
Восемь новых членов — бывшие социалистические страны — в результате присоединения к ЕС решают историческую задачу «возвращения в Европу», провозглашенную ими в самом начале трансформационных реформ. Сам Европейский Союз осуществляет амбициозный план превращения западноевропейской интеграции в европейскую, поскольку впервые выходит за пределы своего западного региона и создает огромный внутренний рынок, вмещающий 450 миллионов жителей.
Страны Евросоюза принадлежат к группе экономически развитых стран с однотипной экономикой. Они характеризуются достаточно высоким уровнем экономического развития, занимая по величине ВВП на душу населения от 2 до 44-ro места среди стран мира. По уровню экономического развития, характеру структуры экономики, масштабам экономической деятельности страны Союза делятся на несколько групп.
* Основная экономическая мощь региона приходится на четыре крупные высокоразвитые страны — ФРГ, Францию, Италию и Британию, в которых сосредоточено свыше 50% населения и 70% совокупного ВВП. Эти державы во многом определяют общие тенденции хозяйственного и социально-политического развития всего региона.
Остальные государства относятся к малым промышленно развитым странам. Особое место, занимаемое малыми странами в регионе и мире, определяется высоким уровнем специализации на производстве технически сложной, высококачественной продукции, Важную роль в развитии процессов международного разделения труда играли небольшие масштабы внутренних рынков данных стран, которые сдерживали появление крупных предприятий во всех отраслях хозяйства из-за недостаточности спроса.
* Малые страны сильно различаются по величине ВВП. К первой группе можно отнести Испанию, Нидерланды, Бельгию, Швецию. Они уступают крупным державам региона в 3 — 5 раз и на их долю приходится 17% ВВП.
Во вторую группу входят Австрия, Дания, Греция, Финляндия, Португалия. Их значение в западноевропейском хозяйстве относительно невелико — около 7,5% ВВП.
Третья группа стран — Ирландия, Люксембург. Их доля незначительна — около 2% ВВП Евросоюза, но по отдельным видам производства они играют заметную роль.
Страны существенно различаются по уровню экономического развития. Например, в Греции, Португалии национальный доход на душу населения не превышает 70% среднего показателя для всех стран ЕС. Не менее значительны различия в структуре хозяйства. В Греции, Португалии достаточно высок удельный вес сельского хозяйства.
Страны ЕС выделяют материальную помощь развивающимся странам 0,33 — 0,4% от их совокупного ВВП.
От имени ЕС, ЕОУС и Евратома заключалось множество международных договоров, в том числе и Соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Россией 1994 г. ЕЭС как полноправный участник выступает в переговорах (раундах) в рамках ГАТТ и в ВТО.
ЗНАЧЕНИЕ ЕС В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ
Серьезное влияние на экономическое развитие западноевропейских стран оказывают интеграционные процессы, происходящие на межгосударственном уровне.
Межгосударственные интеграционные объединения возникают как зоны свободной торговли. Их цель заключается в ликвидации препятствий во взаимной торговли входящих в них стран. Или как таможенные союзы, в которых принимаются меры таможенной и налоговой защиты своих внутренних рынков от конкуренции третьих стран.
В своем развитии интеграционный процесс проходит несколько стадий. Создание единого рынка с благоприятными условиями для торговли и движения капитала и рабочей силы, образование экономического и валютного союза.
В промышленно развитых странах интеграционный процесс более всего развит в ЕС и в Северной Америке (НАФТА).
В развивающихся странах в основе интеграционного процесса лежит стремление правительств объединить усилия для преодоления экономической отсталости. В развивающихся странах создаются клиринговые союзы в целях экономии иностранной валюты. Ликвидация тарифов способствует развитию регионального замещения импорта.
Растущая интернационализация хозяйственных связей и все большая взаимозависимость экономических субъектов обусловливают необходимость проведения единой политики в основных сферах экономики, что приводит к созданию единого механизма регулирования хозяйственной жизни. Национальные государства постепенно отказываются от части своих прав и функций и передают их органам ЕС.
Наряду с качественным повышением уровня жизни своих граждан, что уже само по себе является достижением интеграции, ЕС достаточно успешно и последовательно решает и другие финансовые, экономические и социальные задачи.
1. Формирование хозяйственного механизма проявляется в создании единых условий функционирования различных секторов национальных хозяйств, что обеспечивалось созданием единого внутреннего (ЕВР) рынка. С 1993 г. отменены Таможенный кодекс во внутренних обменах товарами и барьеры на перемещение капиталов и создан единый рынок финансовых услуг, в основу которого положены принципы взаимного признания национальных законодательств и унификация основных нормативов банковского надзора.
Создание ЕВР означало формирование однородного пространства с равными условиями конкуренции, что должно усилить стремление западноевропейских компаний к снижению издержек производства за счет экономии на масштабах производства.
Реализация единого внутреннего рынка сталкивается с серьезными препятствиями со стороны государств-членов. Устранение этих препятствий требует ликвидации дискриминации при выдаче государственных заказов, гармонизации налогового обложения в электроэнергетике, многих видов услуг.
Проводится политика по гармонизации национальных законодательств о компаниях. При этом за странами сохраняется свобода в выборе форм и методов деятельности компаний. Основой для унифицированного права компаний является Устав Европейской компании (1992 г.). Регулирование конкуренции, выработка единого антимонопольного законодательства — важные направления гармонизации условий конкуренции, и предпринимательской деятельности.
2. Еще раньше, на этапе создания общего рынка, было налажено совместное частичное регулирование и финансирование ряда отраслевых рынков и сфер хозяйства — сельского хозяйства, рыболовства, научных исследований, регионального развития, социального обеспечения и др. Каждый отраслевой механизм имеет свои особенности.
Сельскохозяйственная политика занимает особое место в экономической интеграции в Западной Европе. В основе механизма аграрной интеграции лежат несколько базовых элементов: ответственность органов ЕС (Совета ЕС, или Совета Министров, Европейской Комиссии) за проведение совместной политики, единые цены на основные сельскохозяйственные продукты, свобода внутризональной торговли, а также взаимные преференции членов ЕС, единое финансирование отрасли, общие правила внешней торговли и таможенный барьер против третьих стран.
Серьезной попыткой приостановить отставание западноевропейских стран в области науки и техники являлась программа «Эврика», осуществляемая на уровне компаний с 1985 г. Эта программа выходит за пределы ЕС, объединяя компании 19 западно-европейских стран, и является шагом к созданию «технологической Европы».
3. Функционирование Европейского Союза с его достаточно разветвленным аппаратом, проведение общих интеграционных мероприятий основываются на собственной финансовой базе, основу которой составляют бюджет, автономные фонды, в том числе Европейский фонд развития, Европейский социальный фонд, Европейский региональный фонд, а также Европейский инвестиционный банк.
Бюджет формируется за счет компенсационных сборов при импорте сельскохозяйственной продукции (6,0%), таможенных пошлин при ввозе других товаров (23,5%), отчислений в размере 1% с налога на добавленную стоимость и других взносов.
4. С конца 90-х годов предпринимаются шаги по созданию экономического союза, составной частью которого является валютный союз. Экономический союз представляет собой объединение государств, имеющих единый рынок, единую денежную единицу и органы, отвечающие за формирование и проведение экономической политики.
При формировании интеграционного комплекса в Западной Европе постоянно возникал вопрос о валютной стабилизации для нормального функционирования группировки. Резкие изменения в валютной сфере в мире выступают дестабилизирующим фактором в развитии стран ЕС. В 1978г. была достигнута договоренность о ведении Европейской валютной системы (ЕВС). Она включает установление пределов колебаний курсов валют стран ЕС друг к другу, расширение масштабов взаимной интервенции на валютных рынках со стороны центральных банков, введение европейской валютной единицы (ЭКЮ) как расчетного средства.
Функционирование европейской валютной системы не ослабило зависимость европейских валют от американского доллара. В значительной мере изменения взаимных курсов валют ЕС происходили под влиянием стоимости доллара и связаны с движением денежных потоков на рынке евродолларов. Поэтому сделан очередной шаг по формированию единого внутреннего рынка EC.
Маастрихстский договор обязывает страны-члены укреплять бюджетную дисциплину. Одним из критериев перехода к экономическому союзу является то, что бюджетный дефицит в каждой стране не должен превышать 3% ВВП, а государственный долг — 60% ВВП.
Интеграционные процессы на уровне ЕС свидетельствуют об усилении центростремительных тенденций. Однако, несмотря на значительные усилия в этом направлении, регион в значительной мере остается конгломератом национальных хозяйств с собственными национальными интересами. Евросоюз в полной мере еще не стад самостоятельным экономическим и политическим центром. До сих пор рабочая сила здесь характеризуется низкой мобильностью — в 2 раза ниже, чем в США.
3. Расширение Европейского Союза
Европейский Союз — основной экономический партнер России. Его доля во внешней торговле нашей страны составляет 37% (2002 г), а после расширения — превысит на 9%. По данным на начало 2003 г., 60% всех накопленных и 45% прямых иностранных инвестиций в российской экономике приходится на долю входящих в Евросоюз стран[1].
В долгосрочной перспективе наша страна объективно заинтересована в успехе европейской интеграции: ослабление и дестабилизация Западной Европы вряд ли дали бы России какие-то выгоды, тогда как политический ущерб и экономические потери, она могла бы понести, представляются очевидными.
Расширение ЕС в наибольшей степени затронули интересы России в сфере ее отношений со вступающими в данный союз странами ЦВЕ. На долю этих государств приходится около 15% внешней торговли РФ. Через них проходят транспортные коммуникации, соединяющие Россию с Западной Европой, а также трубопроводы, по которым российские компании экспортируют в западноевропейские страны нефть и газ. В результате вступления в ЕС Литвы и Польши. Калининградская область превращается в расположенный внутри Евросоюза анклав без ясных перспектив обеспечения жизнедеятельности.
К Европейскому Союзу присоединяются государства, с большинством из которых у России в течение длительного времени были особые политические и экономические отношения, а три из них входили в состав СССР, правопреемником которого стала наша страна. Ввиду этого «восточное расширение» Евросоюза не может не оказывать наследственного воздействия на экономику России и перспективы ее роста, на горизонты сотрудничества нашей страны с присоединяющимися к ЕС странами и с «Большой Европой» в целом.
Позитивные последствия для России
Россия может выиграть в результате расширения Европейского Союза благодаря сравнительным преимуществам экономического взаимодействия с более емким единым рынком. Расширенный Евросоюз — это более 450 млн. потребителей и 25 млн. фирм и компаний, производящих и потребляющих различные товары, причем по единым правилам и стандартам. Российское изделие, ввезенное в любую из стран-членов ЕС, сможет быть на всей его территории без дальнейших проверок, сертификации и прохождения таможенных барьеров.
Российские компании, имеющие право на ведение того или иного бизнеса в странах ЦВЕ автоматически получат право на такую же деятельность на едином рынке ЕС. Замена национальных торговых правил, таможенных тарифов на действующий в ЕС единый порядок, осуществления деловых операций (включая введение единого внешнего тарифа, применение общего свода административных правил, унификацию таможенных процедур, использование единых стандартов при оценке качества товаров, и др.). Это повысит стабильность и прозрачность условий сотрудничества, упростит деятельность российских компаний, уменьшит их накладные расходы при заключении сделок. В некоторых случаях произойдет упрощение таможенных и торговых процедур.
После вступления стран ЦВЕ в Евросоюз усовершенствуется их транспортная инфраструктура, поскольку ее развитие будет дополнительно финансироваться из бюджета ЕС. Это позволит наращивать грузопотоки из России. Модернизация пограничных переходов ускорит обслуживание грузоперевозок, причем контроль над ними ужесточится, что, несомненно, обусловит снижение доли «серой» трансграничной торговли, позитивное как для стран ЦВЕ, так и для России.
НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ РОССИИ
Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Евросоюзом (СПС), подписанное в 1994 г. и вступившее в силу в 1997 г. СПС предусматривает развитие сотрудничества в трех сферах — политике, экономике и культуре. Но львиная доля его разделов и статей посвящена экономике. Вкратце их содержание может быть охарактеризовано следующим образом.
ЕС отменил все количественные ограничения на импорт из России, за исключением тех категорий товаров, торговля которыми регулируется отдельными соглашениями (текстиль, изделия из стали, расщепляющиеся материалы). Что касается России, то она сохраняет право вводить количественные ограничения на импорт из стран Евросоюза, касающийся отдельных секторов народного хозяйства, если в них происходит структурная перестройка, возникают серьезные социальные проблемы или в случаях, когда российским производителям угрожает полная или существенная утрата позиций на внутреннем рынке.
Предстоящее вступление в Евросоюз стран ЦВЕ может привести к дальнейшему сокращению доли России на рынках этих стран. Об этом свидетельствует опыт присоединения к ЕС Финляндии, Швеции и Австрии, следствием, которого явилась переориентация торговых потоков, повлекшая за собой относительное сокращение российского экспорт в эти страны. Правда, как было показано выше, кардинальные изменения в географической структуре внешней торговли стран ЦВЕ уже произошли в 90-е годы в рамках зоны свободной торговли с Евросоюзом.