европейский суд по правам человека входит в структуру
Министерство иностранных дел Российской Федерации
Европейский суд по правам человека
Европейский суд по правам человека, учрежденный на основании ЕКПЧ с изменениями, внесенными Протоколом № 11, состоит из судей, число которых соответствует количеству государств-участников ЕКПЧ (в настоящее время судей сорок пять). Судья от России – А.И.Ковлер.
Конвенция не предусматривает ограничения числа судей одного гражданства. Судьи избираются Парламентской ассамблеей Совета Европы сроком на шесть лет. Однако полномочия половины судей, избранных на первых выборах, прекратились через три года, с тем, чтобы судейский состав обновлялся наполовину каждые три года.
Судьи участвуют в работе ЕСПЧ в личном качестве и не выступают от имени государств. Они не вправе заниматься деятельностью, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью, а также с постоянным характером их работы в ЕСПЧ. Срок полномочий судей истекает по достижении ими 70 лет.
Согласно Регламенту, ЕСПЧ разделён на четыре Секции, состав которых, утверждаемый на три года, должен быть сбалансирован по географическому и половому признаку, а также должен представлять различные правовые системы государств-участников ЕКПЧ. Две Секции возглавляются заместителями Председателя Суда, две – Председателями Секций. Заместители Председателей Секций, избранные Секциями, оказывают помощь Председателям Секций и при необходимости их замещают.
Комитеты из трех судей создаются в каждой Секции сроком на двенадцать месяцев.
Большая Палата состоит из семнадцати судей. В ней ex officio заседают Председатель Суда, заместители Председателя Суда и Председатели Секций.
Действует следующая схема подачи жалоб в ЕСПЧ. Жалобы на нарушение прав, закрепленных Конвенцией, могут подаваться напрямую в Суд любым государством-участником (межгосударственные заявления) или частным лицом (индивидуальные заявления). Пояснительная записка для заявителей и формуляр заявления могут быть получены в Секретариате Суда.
Разбирательство в Суде является состязательным и публичным. Слушания проводятся лишь в редких случаях и тоже являются публичными, если в силу исключительных обстоятельств Палата или Большая Палата не решит иначе. Доступ ко всем документам, переданным сторонами на хранение в Секретариат, как правило, является открытым.
Индивидуальные заявители вправе подавать жалобы самостоятельно, однако юридическое представительство рекомендуется и даже является обязательным при проведении слушаний или после признания дела приемлемым. Для заявителей, не располагающих достаточными финансовыми средствами, Советом Европы была разработана схема предоставления юридической помощи.
Официальными языками ЕСПЧ являются французский и английский, тем не менее, заявления могут быть представлены на любом из официальных языков государств-участников. После признания дела приемлемым должен использоваться один из официальных языков Суда, если Председатель Палаты или Большой Палаты не разрешит продолжить использовать язык, на котором заявление было подано.
Все окончательные постановления ЕСПЧ имеют обязательную силу для государств-ответчиков.
Надзор за исполнением постановлений Суда осуществляется Комитетом министров Совета Европы, который проверяет, предприняли ли государства, признанные виновными в нарушении положений Конвенции, адекватные меры по исполнению особых обязательств или обязательств общего характера, вытекающих из постановлений.
Статьи о ЕСПЧ
Европейский суд по правам человека | ЕСПЧ
Конвенции о защите прав человека и основных свобод была принята в 1950 году и является главным юридическим документом для всех стран Совета Европы. Защищать ее обязанность государственных и муниципальных властей каждого государства, а также национальных судов. Поэтому Европейский суд выступает последней судебной инстанцией и действует на основе принципа субсидиарности.
ЕСПЧ является необычным судом во многих отношениях. Его юрисдикция простирается от Рейкьявика в Северной Атлантике до Владивостока на тихоокеанском побережье России. Европейский суд по правам человека служит основой для защиты прав человека в 47 государствах-членах Совета Европы, в которых проживают больше, чем 800 миллионов человек. Участником Конвенции о защите прав человека и основных свобод в скором времени будет также Европейский союз.
Здание Европейского суда по правам человека
Содержание
I. Десять главных фактов о Европейском суде по правам человека
ЕСПЧ создан и действует с 1959 года во французском городе Страсбург на основании Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года (Конвенция).
ЕСПЧ рассматривает жалобы от любых физических, юридических лиц, или государств на действия (бездействия) властей государств-участников Конвенции или Европейского Союза (ЕС еще не присоединился к Конвенции).
Официальными языками Европейского суда являются английский и французский; это означает, что судебные заседания и судебное делопроизводство осуществляется на одном из этих языков.
Рабочими языками ЕСПЧ являются все языки государств-участников Конвенции; это означает, например, что жалоба может быть подана на любом языке государства-участника.
Европейский суд выносит три основных вида решений (всего их более 10 видов):
7. За 56 лет своего существования ЕСПЧ вынес 42,529 мотивированных решений и постановлений (на 25 ноября 2016 года). 90% из них было вынесено за 20 последних лет.
8. Полномочия Европейского суда по правам человека:
9. Последствия для государства (или Европейского союза) вынесения постановления Европейским судом, в котором будет признано нарушение, зависят от характера нарушений и могут быть следующие:
II. Идеология Европейского суда по правам человека
Идеология создания и работы ЕСПЧ определяется двумя факторами. Во-первых, создателями Европейского суда и их целями. Во-вторых, тем кто и на что может жаловаться в этот международный суд.
Идеологами создания ЕСПЧ является небольшая группа дальновидных и идеалистически настроенных адвокатов, которые решили предотвратить повторение разрушительных войн и сопутствующих ужасных преступлений. Они утверждали, что лучшим способом для достижения этой цели должно быть гарантировано уважение к демократии и верховенству права на национальном уровне. Они считали, что только коллективное соблюдение основных прав обеспечит общие минимальные стандарты, которые составляют основу демократического общества.
Обращаться с жалобами в Европейский суд по правам человека можно только против государств-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Это означает, что жалобы против частных лиц (физических или организаций) являются недопустимыми. Однако в некоторых случаях государство несет ответственность за действия частных лиц. Тем не мене жалоба в любом случае подается против государства.
Государство несет ответственность за действия всех своих органов и представителей. Муниципальные органы также подпадают для целей обращения в Европейский суд по правам человека в круг ответственных субъектов, хотя формально не являются государственными органами. В некоторых случаях в Европейский суд по правам человека можно обращаться в связи с действиями коммерческих организаций, которые не являются ни государственными, ни муниципальными, однако в руководстве, которых государство играет определенную роль.
Главной целью создания и функционирования Европейского суда по правам человека является обеспечение соблюдение прав и свобод людей и организаций, закрепленных в Конвенции по защите прав и основных свобод.
III. Ключевые даты истории Европейского суда по правам человека
IV. Конвенция о защите прав человека и основных свобод:
основа существования и деятельности ЕСПЧ
Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms) принята 4 ноября 1950 года в Риме. Конвенция закрепляет перечень основных прав, которые обязаны обеспечивать, в первую очередь государства-члены Совета Европы. Конвенция учреждает Европейский суд по правам человека, в который человек, организация, группа лиц или государство имеет право подать жалобу в случае несоблюдения государствами прав, гарантируемых Конвенцией.
Таким образом, Конвенция включает в себя нормы материального и процессуального права.
V. Cостав Европейского суда по правам человека
Судьи и Секретариат ЕСПЧ
VI. Полномочия Европейского суда по правам человека
Компетенция (юрисдикция, полномочия) Европейского суда по правам человека является обязательной для всех государств-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Кратко и почти исчерпывающим образом о полномочиях ЕСПЧ. Европейский суд по правам человека имеет право:
VII. Права, которые защищает Европейский суд по правам человека
Перечень прав за соблюдением которых государствами-членами Совета Европы следит Европейский суд по правам человека закреплен в Конвенции о защите прав человека и протоколах к ней:
VIII. Порядок рассмотрения дел в Европейском суде по правам человека
Поступившие в ЕСПЧ жалобы, рассматриваются сначала всегда Секретариатом Суда, затем либо Единоличным Судьей, либо Комитетом из трех Судей, либо Палатой из семи судей (или 5 судей), либо Большой Палатой из 17 судей.
С 2014 года в Суд может быть подана только жалоба установленной формы (раньше, можно было написать письмо в произвольной форме (предварительная жалоба), в котором высказывалось намерение подать жалобу и ее суть).
Также в Суд может быть направлено заявление о применении Европейским судом предварительных мер. В любом случае за письмом или заявлением в Суд направляется жалоба. В противном случае производство по жалобе просто не будет возбуждено, а по возбужденному делу оно прекращается.
Рассмотрение индивидуальных жалоб является основным видом деятельности Европейского суда по правам человека. Однако наряду с этим ЕСПЧ разрешает другие вопросы: о применении предварительных мер, о вынесении консультативного заключения, вынесение пилотного постановления, толкование ранее вынесенного Судом постановления, производство по вопросу нарушения обязательства исполнять постановление. Два последних производства введены Протоколом № 14 к Конвенции.
Читайте подробнее о порядке рассмотрения жалоб: Процесс рассмотрения жалоб в ЕСПЧ
Кто может подавать жалобы в ЕСПЧ
Европейский суд по правам человека принимает жалобы от любого физического лица, юридического лица или группы таких лиц. Исключение составляют только государственные органы и организации.
После какой национальной инстанции можно подавать жалобу в ЕСПЧ
Европейский суд принимает жалобы только после исчерпания внутренних средств правовой защиты, но не всех, а только эффективных средств. Право определить, является ли национальное средство защиты эффективным, принадлежит самому Европейскому суду по правам человека.
Применительно к России, ответить на вопрос о том, после какой инстанции можно обращаться в Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ), необходимо следующим образом:
IX. Cтатистические показатели работы Европейского суда по правам человека
ЕСПЧ: статистика в 2016 году
С 1 января по 1 ноября 2016 года
за 2015 тот же период
Статистика Европейского суда по правам человека за с 1959 по 2016 годы
Главными полномочиями Европейского суда по правам человека является компетенция рассматривать межгосударственные и индивидуальные жалобы. Именно в рассмотрении индивидуальных жалоб сосредоточенно больше 99% деятельности Европейского суда по правам человека.
С момента своего основания в 1959 году по 10.06.2016, Европейский суд по правам человека вынес:
Около половины постановлений и решений вынесено против четырех государств: Турции (5 195), Польша (3597), Россия (3309), Италия (3036).
Статистика ЕСПЧ в картинках
Количество жалоб, ожидающих рассмотрения ЕСПЧ
Стадии на которых находятся жалобы в ЕСПЧ
X. Европейский суд по правам человека и Европейский Союз
В настоящее время идет процесс присоединения Европейского Союза к Конвенции. После присоединения Европейского союза к Конвенции о защите прав человека и основных свобод, жаловаться также можно будет и против действий органов и институтов Европейского союза.
Присоединение Европейского союза к Конвенции стало юридическим обязательством по Лиссабонскому договору, который вступил в силу 1 декабря 2009 года. Правовая основа для присоединения ЕС Конвенции стала статья 59 этого договора ( «Европейский Союз может присоединиться к настоящей Конвенции»), с поправками, внесенными Протоколом № 14 к Конвенции, который вступил в силу 1 июня 2010 года.
Присоединение Европейского союза к Конвенции о защите прав человека преследует решение двух основных задач:
XI. Адрес и сайт Европейского суда по правам человека
European Court of Human Rights
Council of Europe
67075 STRASBOURG CEDEX
FRANCE
Европейский Суд по правам человека: структура, постановления
Европейский Суд по правам человека: структура и состав
Количество судей, входящих в состав Европейского Суда по правам человека равно количеству стран, входящих в состав Совета Европы и ратифицировавших Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Таким образом один судья представляет одно государство, участника Конвенции.
Судьи не являются представителями государств, а принимают участие в работе Европейского суда не в качестве представителей государств, а в личном. Защита интересов своей страны не должна быть целью работы судьи.
Реорганизация Европейского суда, проведенная в 1998 г. руководящими органами Совета Европы, существенно повлияло на состав суда. Реорганизация была проведена с целью:
Конвенцией не устанавливается нижний возрастной предел для судей в Европейском Суде по правам человека.
Одно из правил, действующих во время выборов судей в Европейском Суде, гласит, что если два претендента на должность, один из которых женщина, набирают во время голосования одинаковое количество голосов, то выбранной на должность считается женщина-судья.
Судьей Европейского Суда может быть выбрано исключительно лицо, выставленное претендентом исключительно государство, членом Совета Европы.
Как правило, судьями избираются граждане государств, представивших их в качестве претендентов, но это правило не носит обязательного характера.
На протяжении 18-ти лет судьей от Лихтенштейна был гражданин Канады – судья Р. Макдональд, а позже гражданин Швейцарии Л.Кафлиш.
Конвенция предусматривает выбор судей Парламентской Ассамблеей Совета Европы большинством голосов сроком на 6 лет с правом переизбрания.
Полномочия судей досрочно прекращаются на основании отставки, то есть ухода по собственному желанию, или освобождения от занимаемой должности. В случае отставки судья подпет соответствующее заявление на имя Председателя суда, а тот, в свою очередь, передает его Генеральному Секретарю Совета Европы. Освобождение судьи от занимаемой должности происходит в случае его несоответствия предъявляемым требованиям.
Европейский Суд по правам человека является абсолютно независимым органом. Исключено вмешательство в его деятельность и деятельность судей, входящих в его состав, со стороны других органов СЕ.
Шестой протокол Генерального соглашения о привилегиях и иммунитете СЕ постановил следующее:
Статусом судьи также предусмотрен запрет на осуществление деятельности, несовместимой с принципами независимости и беспристрастности или противоречащих требованиям, вытекающим из полномочий судьи. Запрет распространяется на все время пребывания судьи в должности. Значимым для статуса также является правило старшинства, определяющееся исходя из возраста или времени пребывания в должности. Одно из правил Конвенции предусматривает обязательное участие в деле судьи от страны-представителя, являющейся стороной в рассматриваемом деле. Такая необходимость продиктована тем, что в результате такого рассмотрения Суд непосредственно сталкивается с правовыми нормами данного государства и вопросы, возникающие в процессе рассмотрения дела, лучше всего способен разъяснить именно судья, представляющий эту страну.
Структура Европейского Суда по правам человека
В качестве высшего распорядительного органа Европейского суда выступает пленарное заседание, в состав которого входят все без исключения судьи. Пленарное заседание решает важные организационные вопросы. Судебные функции не относятся к компетенции заседаний. К числу вопросов, обсуждаемых на пленарном заседании, относятся:
Решение пленарного заседания является правомочным только в случае, если в заседании принимало участие не меньше 2/3 от состава судей.
Ключевой фигурой Европейского Суда по правам человека является его Председатель. Он обладает широкими компетенциями, в числе которых выделяются:
Судебные функции Председателя ЕСПЧ подчиняются принципам коллегиальности, согласно которых рассматриваются решения Суда.
1 апреля 2019 г. новым Председателем Европейского Суда по правам человек был избран представитель от Греции Линос-Александр Сицилианос, занимавший с мая 2017 г. должность вице-президента.
Председатель Европейского Суда выбирается сроком на три года с правом переизбрания путем голосования на Пленарном заседании. Выборы заместителей председателя проводятся по тем же правилам.
Пребывание судьи в должности Председателя ограничивается сроком его полномочий судьи.
C 2003 г. в Европейском Суде начал функционировать новый орган, именуемый Бюро и созданный с целью содействия Председателю в процессе выполнения обязанностей, связанных с руководством Судом и его подразделениями и улучшения координации работы Секций. На Бюро возложены обязанности по решению административных и внесудебных вопросов, находящихся в компетенции председателя суда и переданных им для рассмотрения Бюро. По результатам рассмотрения вопросов Бюро делает доклад и вносит предложения в процессе пленарного заседания. По результатам совещания Бюро составляется отчет на французском и английском языках и его копии передаются всем судьям.
Важным моментом деятельности Бюро также является выполнение им функций консультационного органа ЕСПЧ в случаях, когда Регламент предполагает предписание практических инструкций по отправлению правосудия.
Конвенция в ст. 26 предполагает создание на определенный срок палат, но в ст. 25 Регламента используется термин «секция». Такое разграничение в наименовании продиктовано необходимостью избегать смешения терминологии, поскольку Конвенцией также предусмотрено образование Комитетов, Палат и Большой палаты. Секции не занимаются непосредственно рассмотрением дел, но из их числа могут формироваться палаты, рассматривающие конкретные дела. Функции непосредственного отправления правосудия, то есть вынесения решений по существу возложены на Палаты и Большую Палату ЕСПЧ.
Секция в полном составе (11 судей) принимает участие в рассмотрении дела в процессе открытого публичного слушанья.
Секции Суда созданы с целью децентрализации в процессе распределения между судьями наростающего количества дел. Раньше эта функция возлагалась непосредственно на Председателя ЕСПЧ.
Европейский Суд разделен на четыре Секции, представленных равным количеством судей. Секции образуются в процессе пленарного заседания на основании предложения Председателя. Срок полномочий Секций аналогичен сроку полномочий Председателя и составляет 3 года. При создании Секций соблюдается баланс по географическому и гендерному критериям с учетом специфика права стран-участниц. Такое распределение способствует максимально всестороннему рассмотрению дел в каждой из Секций в независимости от того, интересы какого государства при этом подлежат рассмотрению.
Председатели Секций выбираются по общим правилам в процессе пленарного заседания.
Каждое дело, переданное в Секции рассматриваются образованной Палатой в составе 7-ми судей, в число которых входят: председатель, судья, представляющий государство и еще 5 судей из Секции, назначенных председателем. Дела подлежат рассмотрению Палатами в порядке очередности. Также Палатой может быть принято решение о рассмотрении в приоритетном порядке. Если судья, являющийся представителем от государства-участника конвенции не состоит в Секции, то он принимает участие в заседании Палаты на правах полноценного участника, а остальные судьи назначаются стандартным путем председателем Секции. Судьи, не получившие назначения в Палаты, принимают участие в слушании по делу без права голоса. Такие судьи имеют статус запасных и могут заменить судью, который был изначально назначен на это рассмотрение, но отсутствует.
Европейским Судом практикуется объединение в общее производства нескольких жалоб при условии, что они характеризуются сходностью предмета и в качестве ответчика выступает одно государство. Исходя из возрастающего количества жалоб такая практика, скорее всего, будет более широко применятся и в будущем.
Если в качестве ответчика и заявителя с общими интересами выступают два и более государства ст. 30 Регламента Европейского Суда предусмотрена возможность назначения общего судьи для заседания в Палате в качестве избранного по предложению Председателя. Соответствующее предложение вносится Председателем после ознакомления государств-участников с поданной жалобой в соответствии с требованиями ст. 54. Если соглашение о назначении единого избранного судьи между государствами не достигается, то такой определяется Председателем путем жребия из числа претендентов, поданных государствами-участниками процесса.
Высшей судебной инстанцией ЕСПЧ является Большая Палата, состоящая из 17-ти основных и 3-х запасных судей. На заседаниях Большой Палаты председательствует Председатель или же один из его заместителей. В состав Большой Палаты входят также Председатели Секций или их заместители и другие судьи. Состав суда Большой Палаты избирается жеребьевкой, проводимой Председателем при участии Секретаря. Правила жеребьевки обеспечивают соответствие принципам географической и гендерной сбалансированности и принимают во внимание специфику правовых систем государств – участников процесса. В результате такого подхода обогащается работа Суда, и увеличивает значимость принимаемых решений.
Ст. 30 Конвенции предусмотрена возможность отказа Палатой от своих компетенций в пользу Большой палаты, если дело, рассматриваемое в Палате касается существенных вопросов, связанных с толкованием положений Конвенции или Протоколов или решение рассматриваемых вопросов противоречит постановлениям, которые были вынесены Судом ранее. При этом в состав Большой палаты включаются Члены Палаты, ранее рассматривающей это дело и отказавшейся от своих компетенций. В исключительном случае любая из сторон процесса на протяжении 3-х месяцев после вынесения постановления Палатой имеет право подать письменное ходатайство о передаче рассмотрения дела в Большую Палату. При этом указывается существенный вопрос, касающийся толкования или применения Конвенции и ее Протоколов, или же другой существенной проблемы, требующей рассмотрения в Большой Палате. При рассмотрении подобных дел Большой Палатой в ее состав не входит судья, принимавший участие в совещаниях при первом рассмотрении. Исключением являются Председатель Палаты и судьи – представители государств, участвующих в процессе. Соответствующие прошения рассматриваются Коллегией в составе 5-ти судей. В состав Коллегии входит Председатель Суда и Председатели Секций или заместители. В коллегию не могут входить Председатели и заместители Секций, образовывавших Палату, которая рассматривала это дело ранее и судья – представитель государства, участвующего в процессе или его гражданин.
В соответствии со ст. 44 Конвенции постановления, вынесенные Большой Палатой являются окончательными, а решения Палат приобретают статус окончательных, когда:
Окончательные постановления ЕСПЧ носят обязательный характер для выполнения всеми государствами – участниками Конвенции. Контроль за выполнением постановлений возлагается на Комитет Министров. Согласно ст. 44 Конвенции окончательные постановления Европейского суда должны быть опубликованы.
На протяжении года с момента публикации постановления согласно ст. 79 регламента любая из сторон дела может подать прошение в Суд с целью его разъяснения если обнаруживается факт, который на момент вынесения постановления не был/или не мог быть известен Суду, но мог быть решающим при принятии решения. Данное прошение может быть подано стороной, обнаружившей факт, на протяжении 6-ти месяце с момента обнаружения с обязательным подкреплением в виде документов. Рассмотрение такого прошения производится Палатой в ее изначальном составе. Палата может принимать решение об отклонении прошения, если отсутствуют основания для рассмотрения либо удовлетворить прошение и назначить дату повторного рассмотрения с уведомлением другой стороны процесса. В результате рассмотрения прошений Палаты выносят решения в виде постановлений.
Также допускается внесение исправлений в постановление по инициативе Суда или на основании ходатайства одного из участников процесса на протяжении месяца с момента вступления постановления в силу в части технических, арифметических и ошибок другого рода, а также описок.
Решение о количестве комитетов принимается Председателями Суда и Секций. В состав Комитета входят 3 судьи из одной Секции. Комитеты создаются на 12-ти месячный срок. В задачу Комитетов входит решение вопросов приемлемости к рассмотрению жалоб, внесенных в Секцию.
Комитеты не занимаются рассмотрением жалоб по существу, а лишь проверяют последние на соответствие критериям приемлемости.
Особый статус и функции секретаря в Европейском Суде по правам человека
Эффективная работа ЕСПЧ во многом зависит от организованности и профессиональности его аппарата.
Одной из важнейших функций Секретариата Европейского Суда является судебная. Ее основной отличительной чертой стоит отметить значительную вовлеченность представителей аппарата в процессы рассмотрения дел и принятия решений. Именно ввиду такой специфики руководителя аппарата ЕСПЧ называют Грефье (рус. секретарь). Грефье или его заместители вместе с ведущими сотрудниками аппарата, готовившими дело, принимают участие в судебных заседаниях. Они не обладают правом голоса, но при этом отвечают на вопросы судьи, дают разъяснения по вопросам, касающимся обстоятельств дела, а также в случае возникновения разночтений в документах на английском и французском языках. В процессе подготовки дел к слушаниям служба Грефье фиксирует вопросы, которые они считают самыми важными для принятия решения по делу. Также служба Грефье может заниматься подготовкой первоначального проекта решения по рассматриваемому делу. Ст. 25 Конвенции говорит об использовании Судом помощи референтов. Постановления Суда подписывает Председатель состава судей, рассматривавших дело, а также Грифье или кто-то из его заместителей. Дополнительной значимости Грифье добавляет тот факт, что последний пользуется иммунитетом, аналогичным установленному Протоколом для судей. Грефье избираются на пленарном заседании путем тайного голосования сроком на 5-ть лет с правом на переизбрание. Назначение состава секретариата, в том числе референтов, осуществляет Генеральный секретарь СЕ с согласия Председателя ЕСПЧ или Грефье согласно его поручения.
Особой функцией Грифье Регламент определяет связи со СМИ. При осуществлении данной функции он обязан «соблюдать требуемую от его должности осмотрительность», выполняя функции посредника при передаче и получении Судом информации по делу, подлежащему рассмотрению.
Значимость должности Секретаря также подчеркнуто в ст.1 Регламента, устанавливающей, что данный термин применим только к Секретарю Суда или Секретарю Секции.
Регламентом установлен ряд требований, предъявляемых к кандидату на должность Секретаря:
Секретарь может быть отстранен от занимаемой должности решением 2/3 голосов судей, принимающих участие в пленарном заседании в случае несоответствия секретарем требованиям, предъявляемым на данной должности.
В случае с избранием Грефье наиболее ярко отслеживается политика ЕСПЧ по сбалансированному представительству полов. Так, в случае, если в процессе голосования кандидаты на должность получают одинаковое количество голосов, приоритетом в назначении пользуется кандидат – женщина и только потом старший по возрасту кандидат.
Состав секретариата ЕСПЧ, в том числе референтов, назначает Генеральный секретарь СЕ с согласия Председателя ЕС или Грефье.
В настоящее время ведется обсуждение возможности вывода секретариата из подчинения Совету Европы с дальнейшей передачей в прямое подчинение Европейскому Суду.