европротокол в беларуси образец
Европротокол в беларуси образец
Информация о колл-центре 140
1 сентября 2019 г. вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь от 11 мая 2019 г. № 175 «О страховании», в соответствии с которым увеличен лимит страхового возмещения при оформлении ДТП без вызова ГАИ с 400 до 800 евро.
Преимуществами оформления ДТП путем заполнения Извещения являются быстрота и удобство, так как водителям не требуется ожидать приезда сотрудников ГАИ. При этом страховщик выплачивает потерпевшему страховое возмещение на основании Извещения, а виновник не привлекается к административной ответственности.
Часто водители, находясь в стрессовой ситуации, испытывают трудности при принятии решения об оформлении ДТП без вызова ГАИ и заполнении Извещения.
Белорусским бюро по транспортному страхованию совместно со страховыми организациями — членами Белорусского бюро создан колл-центр по короткому номеру 140 для консультирования граждан по вопросам, связанным с оформлением ДТП без вызова ГАИ (далее — колл-центр 140).
Обратившись в колл-центр 140, граждане смогут оперативно получить консультацию как по порядку и условиям оформления ДТП без вызова ГАИ, так и по заполнению Извещения, а также по другим вопросам, на которые необходимо обратить особое внимание в таких ситуациях.
Операторы колл-центра 140 при необходимости смогут проверить в базе данных по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств наличие действующих договоров страхования в отношении транспортных средств, участвовавших в ДТП.
Консультации операторами колл-центра 140 предоставляются бесплатно. При этом стоимость услуг мобильной связи — по тарифам мобильных операторов (СООО «Мобильные ТелеСистемы», УП «А1», ЗАО «БеСТ»), звонки для абонентов стационарной телефонной сети (РУП «Белтелеком») являются бесплатными
.
Внимание!
С 1 апреля в Республике Беларусь оформление Извещения о дорожно-транспортном происшествии может быть произведено в электронном виде на любом портативном устройстве одного из участников ДТП с помощью мобильного приложения «Белгосстрах» со встроенной функцией «Европротокол».
Приложение устанавливается через «Play Market». Услуга доступна только для устройств с операционной системой Android.
Оформление электронного Извещения в приложении возможно как с авторизацией пользователя в «Личном кабинете», так и без нее.
Заполнить Извещение о ДТП через мобильное приложение можно при соблюдении следующих условий:
— участниками ДТП выраженно согласие с порядком заполнения Извещения ;
— ДТП было контактным (исключается случай создания аварийной ситуации на дороге);
— ДТП произошло на территории Республики Беларусь;
— оба транспортных средства зарегистрированы в Республике Беларусь;
— дата заполнения Извещения соответствует дате ДТП;
— оба участника присутствуют на месте ДТП и имеют портативные устройства с обслуживаемыми номерами операторов мобильной связи Республики Беларусь;
— хотя бы одно из данных устройств обеспечивает проведение фотосъемки, фиксации геолокации и передачи данных через Интернет.
При обращении в обособленное подразделение Белгосстраха для подачи заявления о выплате страхового возмещения потерпевшему необходимо лишь сообщить серию, номер зарегистрированного в АИС «Бюро» электронного Извещения (высылается после его заполнения) и регистрационный знак транспортного средства одного из участников ДТП.
Мы рады предложить вам удобство и новый уровень обслуживания!
Как оформить Европротокол
Оформить ДТП без вызова ГАИ? Несмотря на то, что на дворе 2020 год, многие автолюбители недоверчиво относятся к Европротоколу. Специалисты «Технологии Страхования» дадут ответы на все вопросы и Вы увидите, что заполнить Европротокол – это просто!
Что такое европротокол
Европротокол (извещение о дорожно-транспортном происшествии) – документ для оформления ДТП (Дорожно-транспортного происшествия) без вызова сотрудников Государственной авто инспекции (ГАИ).
Европротол в РБ представляет собой 2 бланка, в который заносятся данные водителей, данные о транспортных средствах, обстоятельствах происшествия и рисуется упрощенная схема ДТП.
Достаточно заполнить свою колонку с данными каждому водителю и после – потерпевшему отнести свой бланк в страховую компанию виновника ДТП.
Какие преимущества имеет европротокол перед вызовом сотрудников ГАИ:
В каких случаях заполняется Европротокол
При каких обстоятельствах можно заполнить извещение о дорожно-транспортном происшествии:
Рекомендации при оформлении Европротокола
Пример Европротокол – Инскрукция по заполнению
В конце заполнения необходимо убедиться в правильности написанной информации и плотности заполнения – если какая-то графа осталась пустой, нужно восполнить пробел.
Как заполнять Европротокол по пунктам:
Как рисовать схему ДТП в Европротоколе
Нет четких стандартов и правил. Главное чтобы рисунок был понятен участникам и сотрудникам транспортной компании.
Рекомендации по выполнению:
Что делать после составления извещения о дорожно-транспортно происшествии
Потерпевший должен обратиться с заполненным бланком Европротокола страховую компанию в течение 5 рабочих дней. Кроме бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии при предъявлении понадобятся:
Как правильно оформить европротокол
Никто не любит читать инструкции, но иногда все же неплохо иметь под рукой руководство, чтобы все сделать как полагается. В рубрике «Простые вещи» мы будем рассказывать о том, как не совершать ошибки, решая насущные для автомобилистов вопросы. Шаг за шагом, ничего не упуская из виду. В сегодняшнем выпуске правильно оформляем европротокол.
Как оформить европротокол
Проверяем, все ли условия выполнены
Европротокол — это как закрытый клуб. Первое правило: не всегда достаточно одного лишь желания, чтобы не вызывать ГАИ и решать проблему извещением о дорожно-транспортном происшествии (именно так правильнее называть европротокол). Есть обязательные условия:
Ну как, ваш случай? Тогда берем извещение, начинаем заполнять.
Совет экспертов: где взять бланк европротокола?
— В обязательном порядке при заключении договора страхования агент выдает водителю такой бланк — просто на всякий случай, — говорит начальник управления регулирования по внутреннему и внешнему страхованию и оценочной деятельности Белорусского бюро по транспортному страхованию Владимир Аксельрод. — Большинство автомобилистов так и возят его в бардачке.
Попадаются, правда, очень суеверные страхователи, которые не соглашаются брать такой бланк ни под каким предлогом. Убегают, плюют три раза через плечо и стучат по дереву, мол, не надо мне этого, со мной все будет хорошо.
— В любом случае у каждого страхового агента, в каждом офисе страховой компании такие бланки наверняка будут. Кроме того, взять их можно на любой автозаправочной станции, — добавляет собеседник.
Пункты 1—5. Как не проколоться в самом начале
Ручку взяли? Поехали.
Пункт 1: «Дата ДТП и время»
Ничего сложного: посмотрели на часы или на телефон, указали актуальное число и время, когда случилось ДТП.
Пункт 2: «Место ДТП»
Страна — Беларусь, это обязательное условие. Затем следует уточнение. Если ДТП случилось в городе, можно указать улицу и номер ближайшего дома. Или же, в зависимости от ситуации, впишите загородную трассу, район, географический объект — что угодно, что даст привязку к месту.
Пункт 3: «Лица, получившие телесные повреждения»
А вот это вопрос похитрее. Если в ДТП кто-то травмирован и вы отмечаете вариант «Да», то извещение не будет признано действительным, так как (смотри выше) одним из обязательных условий для составления европротокола является отсутствие пострадавших или погибших. Иными словами, если разбит нос — вызывайте ГАИ. Даже если поначалу травма кажется несущественной, никто не даст гарантий, что самочувствие не ухудшится, когда пройдет шок от случившегося. Если впоследствии будет заявлено о полученном одним из участников повреждении, европротокол по сути будет аннулирован из-за несоблюдения условий.
Если все целы, отмечаем вариант «Нет» и переходим к следующему пункту.
Пункт 4: «Материальный вред»
Здесь два вопроса: нужно отметить, получили ли повреждения прочие транспортные средства, кроме двух транспортных средств, участвовавших в ДТП, а также нанесен ли материальный вред любым другим объектам, кроме этих транспортных средств. Только два ответа «Нет» дают право продолжать заполнение европротокола. При любом другом раскладе — вызывайте ГАИ.
— Если в результате аварии причинен вред еще какому-то имуществу, в том числе бордюру, дорожному знаку, ограждению, либо, например, пассажир выронил телефон и у него разбился экран — это те условия, которые не позволяют составлять извещение. Если позднее участником ДТП тот самый телефон будет заявлен как поврежденное имущество, то в выплате по европротоколу будет отказано, причем целиком, а не только за телефон. Почему? Да потому что не выполнено одно из главных условий для составления извещения — ущерб не должен быть причинен другому имуществу (кроме участвовавших в ДТП транспортных средств), — пояснил Владимир Аксельрод.
А что, если деньги к такому моменту уже выплачены? Страховщик имеет право потребовать их возврата.
Для чего вообще в европротоколе предусмотрены пункты 4 и 5, если там можно отвечать только «Нет»? Все очень просто: в этих пунктах участники подтверждают, что никто не получил телесных повреждений и ни о каком дополнительном ущербе имуществу речь не идет. Соответственно, потом нельзя будет сказать, что просто чего-то не знал или не учел.
— В настоящее время разрабатывается мобильная версия извещения о ДТП, где пошагово будут задаваться почти те же вопросы. Это касается и пунктов о телесных повреждениях или материальном вреде. Если участник укажет, что есть пострадавший или же получен ущерб, то программа подскажет ему единственно верный вариант — «Вызовите ГАИ», — рассказали в Белорусском бюро по транспортному страхованию.
Пункт 5: «Свидетели (при их наличии)»
Если есть кого вписать — впишите. Подойдут в том числе и контакты пассажиров автомобилей, участвовавших в аварии. Но если свидетелей нет, то переживать не нужно — такое может случиться, это непринципиальный момент.
— К свидетелям обращаются тогда, когда есть спор. А в случае с европротоколом один из участников признает себя виновным, другой признает себя потерпевшим — между ними нет спора. Вряд ли понадобятся показания свидетелей, — отмечает Владимир Аксельрод.
Пункты 6—9. Представление сторон
Далее заполняются данные о каждом участнике ДТП симметрично в цветных полях бланка — синем и желтом. Нет большой разницы, кто где — определитесь сами. Главное, чтобы данные и схема происшествия соответствовали друг другу.
Пункт 6: «Собственник транспортного средства»
Вписывается фамилия, имя и отчество физического лица или же полное наименование юридического лица — собственника транспортного средства, место жительства, а также контактные данные. Проще всего переписать все необходимое из свидетельства о регистрации транспортного средства, то есть из техпаспорта.
Пункт 7: «Транспортное средство»
Вписываем сюда марку и модель, номер с регистрационного знака. Лучше свериться со свидетельством о регистрации транспортного средства либо со страховым свидетельством. Не забываем, что данные заполняются в симметричных полях об обоих транспортных средствах.
Пункт 8: «Страховщик»
То есть страховая компания, с которой заключен договор страхования. Берем страховое свидетельство и переписываем оттуда необходимые данные, в том числе срок действия договора.
— Обязательно проверьте срок действия страховки, а также то, уплачена ли вторая часть взноса, — призывают в Белорусском бюро по транспортному страхованию. — Договор страхования, как многие знают, может быть заключен на разные периоды: от одного месяца до одного года. В случае заключения договора сроком на один год, страхователю предоставляется право произвести оплату в два этапа: первый — при заключении договора, второй — в последующие полгода. Если за это время вторая часть не уплачивается, договор считается автоматически прекращенным, и продлить его уже нельзя. В таком случае европротокол составляться не может — следует вызывать ГАИ.
Нужно внимательно изучить страховой договор: вверху, в первом пункте, указан период его действия, а внизу на обратной стороне, если оплата разбита на два этапа, должна быть отметка об уплате второй части взноса, если время для этого уже подошло. Также к договору может быть приложена квитанция об уплате второй части, с указанием номера страховки, суммы и даты внесения. Нельзя оплатить страховку задним числом, если положенный срок уже вышел — договор все равно будет считаться недействительным.
К слову, с недавних пор в Беларуси действует электронный договор страхователя: лично посещать страховщика не обязательно, с любым из страховщиков договор можно оформить в электронном виде.
Проверить наличие действующего договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств можно на сайте Белорусского бюро по транспортному страхованию — кликайте.
Пункт 9: «Водитель»
Тоже ничего сложного: берем водительское удостоверение и переписываем оттуда данные. Обратите внимание, что речь идет именно о водителе, то есть о человеке, который управлял транспортным средством в момент ДТП, а не о собственнике этого транспортного средства.
— Как и в случае со страховкой, нужно проверить срок действия водительского удостоверения. Если срок истек — европротокол заполнять нельзя, вызывайте ГАИ, — комментирует Владимир Аксельрод. — В случае с правами советского образца (где нет срока действия), в соответствующей графе следует поставить прочерк.
Случается, что водитель забывает поменять права после окончания срока действия либо вовсе не отслеживает этот период. Между тем человек с просроченным водительским удостоверением — это, по сути, водитель без прав, учтите это. И европротокол не составишь, и прибывший сотрудник ГАИ привлечет к ответственности еще и за это.
Совет экспертов: и за себя, и за того парня
— Из опыта могу порекомендовать потерпевшему при составлении извещения заполнять данные и за себя, и за виновную сторону. Этим вы подстрахуетесь от возможной ошибки при заполнении каждой графы: перед вами будут все документы, останется только все правильно переписать на бланк. И не стесняйтесь уточнять все данные, все перепроверять — это в ваших интересах, — настаивает специалист.
Пункты 10—13: рисуй, отмечай
Говорят, когда заработает мобильное приложение для оформления европротокола, ничего рисовать в нем не потребуется. Но это потом, а пока придется проявить элементарные художественные навыки. Главное, не подключать чересчур фантазию.
Пункт 10: «Укажите место первоначального удара стрелкой»
Пункт 11: «Видимые повреждения транспортного средства»
Здесь желательно перечислить те элементы транспортного средства, которые получили повреждения. Лаконично: левая передняя дверь, крыло, капот — не нужно вдаваться в подробности и описывать, к примеру, появившиеся перекосы. И уж точно ни к чему усиливать впечатление эпитетами — это никак не повлияет на конечный результат. «Зверски изуродованный бампер» — вот не надо этого.
— В любом случае оценщик будет выносить свое заключение, — отметили в Белорусском бюро по транспортному страхованию. — И у оценщика есть право по повреждениям определить причинно-следственную связь с другими повреждениями. Написали, что повреждено крыло и, к примеру, не заметили, что оно сдвинулось и чуть-чуть помяло дверь. Оценщик так и напишет: в результате смещения крыла повреждена дверь. Но если помято правое крыло, а вы указали еще и левую фару, то вас попросят объяснить, какая связь между повреждением этих элементов.
Обратите внимание, что в этом пункте не так много места для указания поврежденных элементов. Постарайтесь, однако, перечислить их все. Или придумайте выход: напишите, что перечень повреждений прилагается, и дополните извещение этим перечнем, заверенным и вами, и другим участником ДТП.
Чего делать точно не следует, так это дописывать повреждения после того, как европротокол оформлен и обе стороны поставили свои подписи.
— Бывали такие случаи, причем люди не стеснялись вносить дополнения и другим почерком, и ручкой другого цвета. Нет трудностей в том, чтобы проверить информацию — у другого участника ведь есть копия бланка, — поясняет Владимир Аксельрод.
Попытка схитрить может привести к тому, что в выплате и вовсе будет отказано.
— Мы исходим из того, что обе стороны действуют добросовестно. Никто не будет придираться, если при составлении европротокола допущены мелкие недочеты, но когда возникают обоснованные сомнения, у страховщика есть право проверить информацию, сопоставить повреждения. И в редких случаях страховщик этим правом пользуется: проводит осмотр, привлекает второй автомобиль, — добавляет специалист.
В общем, страховщики рекомендуют не бояться заполнять европротокол, но действовать при этом добросовестно.
Пункт 12: «Обстоятельства ДТП»
Придется немного поиграть в сотрудника ГАИ и отметить действия каждого из участников происшествия. Поувереннее, отмечайте только те пункты, которые имеют отношение к вашей ситуации, и не перепутайте, с какой стороны ставить отметки.
Внизу нужно вписать общее количество отмеченных пунктов для каждого водителя.
Пункт 13: «Схема ДТП»
Никто не будет оценивать ваши художественные способности, не переживайте. Хотя встречаются очень творческие рисунки. Все, что требуется, — схематично изобразить произошедшее. Нанесите контуры проезжей части, разметку, укажите расположенные знаки, светофоры. Затем обозначьте конечное положение транспортных средств — «А» и «Б». И добавьте направление их движения до момента столкновения. Получилось?
— При подаче заявления в страховую компанию, потерпевшей стороне предложат написать заявление, а также еще раз изложить обстоятельства ДТП с изображением схемы. Важно, чтобы сведения соответствовали тому, что указано в извещении, при каком-либо несоответствии могут возникнуть серьезные вопросы, — предупредили в Белорусском бюро по транспортному страхованию.
Это не означает, что кто-то будет цепляться к мелочам. Но если в извещении указано, что авария произошла на перекрестке, а в страховой компании водитель заявляет, что его машину зацепили на парковке. Такая нестыковка в версиях, согласитесь, вызывает некоторые подозрения.
Совет экспертов: делайте фото
— Сегодня у каждого в кармане смартфон, каждый может сделать фото. И не нужно стесняться: снимки с места ДТП — это всегда доказательство, которое, в случае необходимости, поможет достоверно выяснить нужную информацию. Наилучший вариант — когда на снимках проставляется время, а также когда в файле есть указание геолокации, — отметил Владимир Аксельрод.
Даже если не все будет понятно на схеме либо у страховщика возникнут прочие вопросы по предоставленному извещению, многое может проясниться благодаря сделанным на месте происшествия фотографиям.
Пункты 14—16. Смотрите, что подписываете
Итак, мы почти закончили. Осталось самое главное — поставить подпись там, где следует.
Пункт 14: «Мои примечания»
Нет четких требований, что нужно писать в этом пункте. Бывает, пишут: «Я не виноват». Такой себе аргумент, но если очень хочется — напишите. Или оставьте строки пустыми.
Пункт 15: «Подписи водителей»
В этом пункте должны расписаться оба участника ДТП. Своими подписями они подтверждают, что извещение заполнено с их ведома и содержит достоверные сведения.
Пункт 16: «Утверждаю, я являюсь ответственным за причинение вреда»
А вот здесь должен расписаться только один из водителей: в соответствующей графе свою подпись и расшифровку ставит тот из участников, кто признает себя виновным в совершении ДТП. Второй участник при этом оставляет свою графу пустой.
— Когда европротокол только появился в Беларуси, многие путались и ставили две подписи. Написано же: «Фамилия, инициалы, подпись» — вот люди и подписывались, не вчитываясь. Приносят извещение, а там оба водителя признали себя виновными — и вот что делать? — рассказали в Белорусском бюро по транспортному страхованию.
На этом заполнение извещения окончено. Исправлений быть не должно, запрещено делать какие-либо приписки или изменения после того, как оба участника получили свои копии.
Лимит в 800 евро — на что его хватит?
Специалисты рекомендуют внимательно отнестись к предусмотренному лимиту по страховой выплате, который в настоящее время составляет 800 евро. Составляя европротокол, оба участника ДТП соглашаются с этой суммой.
— Нужно быть очень осторожным в первую очередь тому, кто владеет автомобилем на гарантии. Даже если машина бюджетная, стоимость восстановления может быть весьма немаленькой, — предупреждает Владимир Аксельрод.
Принцип простой: если автомобиль свежий и привязан гарантией к официальному сервису, исходить нужно из того, что даже перекраска одного элемента может стоить и 300, и 400 евро. То есть если в результате ДТП оказался поцарапан один или два элемента — можно с относительным спокойствием составлять европротокол. Если же повреждения существеннее (разбита оптика, появились перекосы, повреждены несколько элементов), то есть риск в лимит не вложиться.
С негарантийными транспортными средствами дело обстоит несколько проще. А уж если автомобилю лет 30, то даже при весьма серьезных повреждениях лимит в 800 евро может покрыть стоимость всей машины.
— Практика показывает, что бóльшая часть выплат по извещениям не дотягивает до потолка, в среднем выплата составляет порядка 1000 рублей. Но случается, что и 800 евро не хватает на восстановление, — комментирует специалист.
Что делать, если сомневаетесь? Вызывайте ГАИ, лимит выплат по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств за вред, причиненный имуществу, — 10 000 евро.
Совет экспертов: внимательнее с транзитами
Еще один подводный камень — ситуация со сменой собственника у авто.
— Законодательство в настоящее время построено таким образом, что при смене собственника транспортного средства страховка перестает действовать. Представим, что человек снял машину с учета, она на транзитах. Сейчас автомобиль принадлежит ему, а завтра будет выписан счет-справка, документы передадут в ГАИ, договор вступит в силу и владелец поменяется. Как только это случится, страховка прежнего владельца действовать перестанет, — отметил Владимир Аксельрод.
В ГАИ, как правило, настаивают на оформлении новой страховки. Если она у нового владельца есть — все хорошо. Но если процесс осуществляется через счет-справку, то никто не указывает на этот тонкий момент, и покупатель может ошибочно полагать, что старая страховка по-прежнему действует.
— Нужно просто иметь в виду, что если у второго участника ДТП транзитные номера, то следует убедиться, что либо за рулем старый владелец с действующей страховкой, либо, если право собственности уже перешло новому владельцу, у него оформлен новый страховой договор, — добавляет собеседник.
В случае каких-либо сомнений надежнее будет уточнить информацию либо вызвать ГАИ.
Дышите ровно, это не страшно
— Как правило, при оформлении европротокола люди опасаются двух вещей: не вложиться в лимит или совершить ошибку, из-за которой откажут в выплате. Когда-то, когда все только начиналось, были опасения в связи с возможными случаями мошенничества, поэтому страховщики все перепроверяли, сопоставляли машины, изучали повреждения. Сейчас же отношение более лояльное, никто не станет цепляться к мелочам, наоборот, вам помогут, обратят внимание на какие-то тонкости, если потребуется. Случаев отказа в выплате по извещению практически нет, — заверили специалисты.
Страховщики просят удостовериться, чтобы бланк извещения о ДТП был белорусского образца, в верхнем углу должна быть отметка об утверждении приказом Белорусского бюро по транспортному страхованию.
— Главное в любой ситуации — успокоиться и понять, что речь идет всего лишь об автомобиле, о железе. Спокойно убедитесь, соблюдены ли все условия для составления европротокола, и примите решение: прибегнуть к этому варианту или же вызвать сотрудников ГАИ, — рекомендует Владимир Аксельрод.