ежегодный доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей
Ежегодный доклад уполномоченного по защите прав предпринимателей
You are using an outdated browser. Please upgrade your browser to improve your experience.
Книга жалоб
и предложений
российского
бизнеса
Бизнес под уголовным прессом.
Решения
Административный
климат в РФ
Мнение экспертов
о защите прав
предпринимателей
Оценка динамики факторов,
влияющих
на бизнес
В России все страшнее заниматься бизнесом
Недоверие бизнеса к правоохранительным органам и судебной системе достигло рекордных значений. Об этом свидетельствуют данные исследования Федеральной службы охраны (ФСО), которое прилагается к ежегодному докладу, подготовленному уполномоченным при президенте по защите прав предпринимателей Борисом Титовым («Ведомостям» удалось познакомиться с текстом опроса).
Суду и следствию веры нет
Служба спецсвязи и информации ФСО поинтересовалась мнением экспертов (адвокатов, прокуроров, правозащитников и ученых-юристов), а также бизнесменов, подвергавшихся уголовному преследованию. Всего были опрошены 279 экспертов и 189 предпринимателей в 36 регионах.
Три четверти респондентов (74,3%) считают, что ведение бизнеса в России небезопасно – в 2017 г. такой точки зрения придерживались 57,1%. Доля опрошенных, считающих, что российское законодательство не предоставляет достаточных гарантий защиты бизнеса от необоснованного преследования, остается практически неизменной и на протяжении последних трех лет сохраняется на уровне 70–71%. Зато заметно увеличилась доля респондентов, не считающих правосудие в России независимым и объективным: с 50% в 2017 г. до 73,8% в 2020 г. Примечательно, что не доверяют судебным органам также 57,7% опрошенных экспертов.
Количество уголовных дел против бизнеса резко выросло
Продолжает расти и недоверие к правоохранительным органам: с 45% опрошенных в 2017 г. до 70,3% в 2020 г. При этом почти три четверти респондентов считают квалификацию следователей недостаточной для расследования преступлений экономической направленности. А подавляющее большинство опрошенных (76,7%, в том числе почти половина представителей органов прокуратуры) полагают, что преступления в сфере предпринимательской деятельности должны расследоваться одним специализированным следственным органом.
Причиной возбуждения против них уголовных дел предприниматели чаще всего (41,3%) называют личный интерес сотрудников правоохранительных органов. На втором месте – конфликт с другим бизнесменом (37,6%). При этом деятельность правоохранительных органов по противодействию коррупции считают неэффективной 74,1% опрошенных (в 2017 г. таких было 61,1%). Но есть и хорошие новости: доля участвовавших в опросе предпринимателей, готовых после уголовного преследования продолжать заниматься бизнесом в России, увеличилась за последний год с 46,9 до 63,5%.
Ценой здоровья и репутации
84,2% опрошенных предпринимателей сообщили, что в результате уголовного преследования их бизнес был полностью или частично разрушен. Половина жалуется на то, что преследование привело к потере их здоровья и репутации, 33,9% потеряли большую часть активов.
46,6% опрошенных вменялась статья 159 Уголовного кодекса (мошенничество), при этом в 19% случаев – в совокупности с другими составами преступлений. Более половины до начала уголовного преследования имели предпринимательский стаж более 10 лет. Несмотря на запрет арестовывать предпринимателей, почти каждый пятый из опрошенных был заключен под стражу (23,8%), 9,5% – под домашний арест. Только в отношении 2,1% из них в качестве меры пресечения избирался залог. Сами предприниматели наиболее травмирующими для бизнеса назвали арест банковских счетов и контакты правоохранительных органов с контрагентами (по 16,9%), а также изъятие документов (16,4%). Арест – лишь на третьем месте.
Дела по экономическим статьям могут передать судам присяжных
«Действительно, опросы показывают, что проблемы с арестом счетов и имущества встают вровень с проблемой заключения предпринимателей, – подтверждает заместитель руководителя юридической службы аппарата бизнес-омбудсмена Наталья Рябова. – Это становится еще одним инструментом давления на бизнес. И хотя по экономическим преступлениям с недавних пор предусмотрен особый порядок изъятия вещественных доказательств, выясняется, что применялся он только к 17% опрошенных бизнесменов. То есть механизм защиты прав бизнеса есть, но срабатывает не всегда».
Уполномоченный предлагает
Системного прорыва в решении проблем бизнеса в уголовно-правовой сфере в очередной раз не произошло, следует из доклада уполномоченного. Следствие и суды продолжают арестовывать предпринимателей. Оперативные мероприятия и следственные действия по-прежнему проводятся с изъятием документов и электроники, имущество предприятий изымается или арестовывается.
68% обращений к уполномоченному касаются немотивированного возбуждения уголовных дел, следует из доклада. Основным составом преступления, по которому предприниматели привлекаются к уголовной ответственности (55% обращений к бизнес-омбудсмену), остается мошенничество, а значительная доля дел – по-прежнему результат перевода гражданско-правовых споров в уголовную сферу.
Избежать перевода корпоративных конфликтов в уголовно-правовую плоскость позволит в том числе отказ от расширительного толкования концепции автономности юридического лица, считает Титов. Сейчас такая практика позволяет новому собственнику предприятия привлекать к уголовной ответственности прежнего собственника или руководителя компании за действия, совершенные теми при осуществлении полномочий.
По мнению омбудсмена, необходимы разъяснения Верховного суда относительно ограничений в переоценке экономической целесообразности управленческих решений, принятых прежними собственниками и руководителями, по инициативе новых собственников, которые приобрели предприятие в том финансовом состоянии, в котором оно находилось на момент перехода права собственности. Проблему с арестами бизнесменов поможет решить более активное применение залога. А преодолеть «обвинительный уклон» судов способен перевод предпринимательских дел в юрисдикцию суда присяжных, полагает Титов.
По-прежнему актуальна проблема возвращения на родину предпринимателей, подвергшихся уголовному преследованию. С 2018 г., когда свет увидел первый «список Титова», в аппарате омбудсмена изучили более 100 обращений беглых бизнесменов. В Россию вернулись 11 из них, дела еще 21 заявителя остаются в работе, при этом лица, находящиеся за рубежом, столкнулись с невозможностью полноценно защищать свои права в качестве участника уголовного судопроизводства. Чтобы решить эту проблему, считает Титов, необходимо предусмотреть в УПК возможность дистанционного допроса – например, путем использования одобренных правоохранительными органами систем видеоконференцсвязи. Данные о личности допрашиваемого могут быть заблаговременно удостоверены российским консульством, либо такое подтверждение может проходить с использованием портала «Госуслуги», путем получения электронного QR-кода, предлагает омбудсмен.
Проблемы и перспективы
Сопредседатель «Опоры России» Александр Калинин отмечает, что проблемы уголовного преследования остаются наиболее актуальными для бизнеса, несмотря даже на текущий кризис. Проблема стоит настолько остро, что в «Опоре» решили создавать в регионах собственные бюро защиты прав предпринимателей, рассказал Калинин, это позволит объединить усилия с омбудсменами.
Применение к бизнесменам уголовной статьи о преступном сообществе могут ограничить
Заместитель председателя комитета Госдумы по законодательству Рафаэль Марданшин говорит, что предложения бизнес-омбудсмена «выглядят вполне разумно». Действительно обсуждается идея перевода дел о преступлениях в сфере бизнеса под юрисдикцию суда присяжных, знает депутат. Тут есть определенная специфика, отмечает он: все-таки это дела, которые требуют специальных знаний. Но вот дела о мошенничестве вполне можно отдать присяжным, соглашается он. «На самом деле очень важно, что такой доклад в принципе есть, во многом он идет в противовес той картине, которую рисуют представители правоохранительных органов», – подчеркивает Марданшин. По его словам, проблема незаконного возбуждения уголовных дел все еще сохраняется, хотя как депутат он видит снижение обращений по этому поводу. В прошлом году, например, удалось переломить самый неблагоприятный тренд – применение к бизнесменам статьи об организованной преступности. Проблему удалось донести до президента, тот дал сигнал правоохранительным органам, Госдума внесла поправки, и число подобных дел пошло на убыль. Однако очень часто вопрос не столько в области права, сколько в области правоприменения, констатирует депутат. То есть многое зависит от судов, а в этой системе изменения хоть и идут, но не так быстро.
Очень радует, что в большинстве предложений уполномоченный отходит от конструкций, ориентированных исключительно на предпринимателей, говорит Кирилл Титаев из Института проблем правоприменения при Европейском университете в Санкт-Петербурге, – акцент в докладе делается на системной правке уголовного и уголовно-исполнительного законодательства. По мнению эксперта, эффективной мерой может стать запрет обращаться с заявлением о возбуждении уголовного дела, если ущерб был нанесен до приобретения бизнеса: часто такие дела – это история практически про прямое вымогательство, отмечает Титаев. Сомнение вызывает только то, что вводить такой запрет предлагается постановлением пленума Верховного суда. Проблема в том, что часто постановления пленума воспринимаются как политическая декларация, а вот ориентироваться нижестоящие суды предпочитают на практику, отмечает Титаев.
Борис Титов предложил изменить критерии определения пострадавших от пандемии предприятий
pressmaster / Depositphotos.com |
Бизнес-омбудсмен в своем ежегодном докладе 1 о ситуации в бизнесе представил предложения по реализации мер господдержки в условиях пандемии COVID-19. Как отмечено в докладе, поддержка государства на сегодня затронула лишь меньшую часть субъектов предпринимательства. Так, от последствий пандемии пострадали предприятия, относящиеся к 161 кодам ОКВЭД. Однако 95 кодов из них не включены в перечни поддерживаемых отраслей, а на 26 кодов меры поддержки распространяются частично. Только 25,9% опрошенных компаний входит по основному ОКВЭД в перечень пострадавших отраслей, из них лишь порядка 10% компаний воспользовались мерами поддержки.
По мнению бизнес-омбудсмена, необходимо изменить критерии определения пострадавших предприятий и устанавливать наиболее пострадавшие от пандемии предприятия по показателю снижения выручки более чем на 30 % за референтный период, либо предоставлять все виды мер поддержки не только по основному, но и по дополнительному ОКВЭД из перечня пострадавших отраслей и расширить перечень пострадавших ОКВЭД в 65 классах. В этом случае кредиты под 2% для сохранения занятости могут получить от 60% до 90% пострадавших компаний.
Кроме того, для повышения эффективности реализации уже принятых мер поддержки предлагается:
Все важные документы и новости о коронавирусе COVID-19 – в ежедневной рассылке Подписаться
Помимо этого, в докладе уделено внимание необходимости проработки понятных и исполнимых правил возобновления работы и выполнения санитарно-эпидемиологических рекомендаций субъектами предпринимательства на основе сотрудничества и партнерства государства и бизнеса. В частности, предлагается поощрять в регионах лучшие практики открытия предприятий. Для примера приведен опыт Ульяновской области, где предприниматель при возобновлении работы подписывает декларацию об обязательстве обеспечить исполнение санитарно-эпидемиологических требований и в случае их нарушения понести ответственность, вплоть до уголовной, ввести жесткий режим безопасности (масочный режим, измерение температуры, порядок уборки). Данная декларация заполняется онлайн, к ней прикрепляется фотография с подтверждением выполнения требований и ознакомления с условиями ответственности.
Также Уполномоченный считает важным ввести механизмы компенсации бизнесу затрат (их части) на закупку средств по дезинфекции (термометров, СИЗ, тест-систем, бактерицидных облучателей и т. д.) либо предоставлять их организациям напрямую, предусмотрев на эти цели средства из федерального бюджета. В целом следует предусмотреть объективно необходимые меры санитарно-эпидемиологического характера, например, пересмотреть нуждаемость в бесконтактных термометрах и в бактерицидных облучателях воздуха для небольших компаний, больше уделять внимание профилактической и разъяснительной работе, а при выявлении нарушений в организации в качестве наказания назначать предупреждение.
Ежегодный доклад
С текстом Доклада Президенту Российской Федерации можно ознакомиться на официальном сайте федерального бизнес-омбудсмена Б.Титова http://ombudsmanbiz.ru/#1 по активной ссылке http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2020.html
Опубликован ежегодный Доклад-2019 Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по итогам работы государственного правозащитного института в 2018 году
В ежегодный доклад Президенту России В.Путину вошел ряд проблем ведения бизнеса в Мурманской области, отмеченных региональным бизнес-омбудсменом Д.Барышевым.
Среди основных системных проблем бизнеса Мурманской области в докладе Президенту России отмечены следующие:
1. Отсутствие федеральных льгот по налогообложению для бизнеса, зарегистрированного в регионе, при повышенной себестоимости товаров и услуг из-за обязанности исполнения государственных социальных гарантий для работников на Крайнем Севере.
2. Антимонопольное регулирование не учитывает особенности ведения бизнеса в регионах с особыми климатическими условиями («дорогие» трудовые ресурсы, удаленность).
3. Практика закупок в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ по критериям минимальной цены в условиях, когда себестоимость продукции/ услуг регионального бизнеса из-за «северного удорожания» изначально выше, ставит местный бизнес в неравные условия.
4. Изменения в законе от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», отказ от исторического принципа и перевод на аукционную систему формирования квот на вылов ВБР окажут негативное влияние на рыбную отрасль региона.
5. Режим закрытых территориальных образований (ЗАТО) существенно ограничивает предпринимателей в развитии их бизнес-инициатив.
Указанная проблематика была направлена в аналитический аппарат федерального бизнес-омбудсмена в составе отчетного доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Мурманской области по итогам работы правозащитного института в регионе в 2018 году.
Основой составления доклада-2019 (по итогам 2018 года) послужили обращения субъектов предпринимательской деятельности к региональному бизнес-омбудсмену, результаты проведенных им социологических опросов, анализ правоприменительной практики в регионе и другие данные.
Кроме того, в докладе Президенту РФ отмечена положительная судебная практика отстаивания прав предпринимателей по административным и уголовным делам в 2018 году с участием мурманского бизнес-омбудсмена Дмитрия Барышева, которая доказывает эффективность института в случаях, когда предприниматели не могут самостоятельно защищать свои законные интересы.
С текстом Доклада Президенту Российской Федерации можно ознакомиться на официальном сайте федерального бизнес-омбудсмена Б.Титова http://ombudsmanbiz.ru/#1 по активной ссылке http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2019.html
Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Мурманской области подготовлен по итогам 2018 года
Доклад подготовлен на основе анализа поступивших обращений (жалоб) субъектов предпринимательской деятельности и/или их представителей, на основе ситуационного анализа проблематики предпринимательской деятельности в регионе в 2018 году, а также по результатам рабочих встреч с предпринимательским сообществом в различных муниципальных образованиях региона, личных приемов заявителей.
При подготовке доклада также были использованы результаты взаимодействия с исполнительными органами государственной власти и органов местного самоуправления.
Доклад содержит ряд системных проблем осуществления предпринимательской деятельности в Мурманской области, а также предложения по включению выявленной региональной проблематики в ежегодный доклад Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей.
К проработке и обсуждению на федеральном уровне предложена следующая проблематика, значительно сдерживающая развитие предпринимательства в Мурманской области:
1. Отсутствие федеральных льгот по налогообложению для бизнеса, зарегистрированного в регионе, при повышенной себестоимости товаров и услуг в сравнении с предпринимателями из других регионов из-за обязанности исполнения местным бизнесом государственных социальных гарантий работникам на Крайнем Севере и связанные дополнительные издержки хозсубъектов, изначально ставят в неравные условия региональный бизнес по сравнению с предпринимателями из других регионов, где не действуют подобные требования и обязанности по ТК РФ.
2. Антимонопольное регулирование не учитывает особенности ведения бизнеса в регионах с особыми климатическими условиями, в отношении которых действуют особые требования к деятельности в таких условиях («дорогие» трудовые ресурсы, удаленность, обязательное исполнение хозсубъектами госгарантий работникам, без соответствующих льгот при ведении хоздеятельности)
3. Сложившаяся практика закупок в рамках 44-ФЗ и 223-ФЗ по критериям минимальной цены в условиях, когда себестоимость продукции/услуг регионального бизнеса из-за «северного удорожания» изначально выше, ставит в неравные условия местный бизнес по сравнению с участниками конкурсных процедур из других регионов.
4. Изменения закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», отказ от исторического принципа и перевод на аукционную систему формирования квот на вылов ВБР вынудит местных рыбаков свернуть свои инвестиционные программы обновления флота, окажут негативное влияние на рыбную отрасль региона, создадут предпосылки для снижения эффективности деятельности предпринимателей, вплоть до их банкротства (единовременная потеря половины бизнеса, оставшаяся половина рискует быть потерянной в течение последующих 10-15 лет).
5. Антимонопольное регулирование не учитывает особенности ведения хозяйственной деятельности в регионах, относящихся к особым климатическим зонам и регионам, в отношении которых действуют особые требования к деятельности в таких условиях (трудовые ресурсы, удаленность, обязательное исполнение хозяйствующими субъектами государственных гарантий работникам, без соответствующих льгот при ведении хозяйственной деятельности
6. Режим закрытых территориальных образований (ЗАТО) существенно ограничивает предпринимателей в развитии их бизнес-инициатив
Опубликован ежегодный Доклад-2018 Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей по итогам работы государственного правозащитного института в 2017 году
В ежегодный доклад Президенту России В.Путину вошел ряд проблем ведения бизнеса в Мурманской области, отмеченных региональным бизнес-омбудсменом Д.Барышевым.
Среди основных системных проблем бизнеса Мурманской области в докладе Президенту России отмечены следующие:
1. Отсутствие внятной федеральной стратегии развития арктических регионов, что вызывает неуверенность предпринимателей в будущем бизнеса на Крайнем Севере;
2. Государственное обременение при ведении бизнеса на Крайнем Севере и неравенство условий его ведения по сравнению с бизнесом в центральных районах РФ создают искусственное ограничение конкуренции в регионе. Существующие государственные гарантии для наемных работников на Крайнем Севере вместе с решением Конституционного суда от 07.12.2017г. о МРОТ в этой части перекладываются на региональный бизнес;
3. Многократный рост аренды муниципальной недвижимости, вызванный применением кадастровой оценки без учета рыночных критериев, снижает рентабельность бизнеса вплоть до его ликвидации;
4. Отток активного населения, снижение платежеспособного спроса, вызванное «северным удорожанием» из-за обособленности региона не обеспечивают благоприятных условий для бизнеса;
5. Избыточная налоговая нагрузка и возложение ответственности на добросовестных налогоплательщиков, вызванная претензиями к третьим лицам, отнесенными налоговыми органами к недобросовестным, мешают развитию остающихся на рынке региона хозяйствующих субъектов предпринимательской деятельности.
С текстом Доклада Президенту Российской Федерации можно ознакомиться на официальном сайте федерального бизнес-омбудсмена Б.Титова http://ombudsmanbiz.ru/#1 по активной ссылке http://doklad.ombudsmanbiz.ru/doklad_2018.html
Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Мурманской области подготовлен по итогам 2017 года
Ежегодный доклад о деятельности Уполномоченного по защите прав предпринимателей подготовлен по итогам соответствующих ситуационного анализа проблематики предпринимательской деятельности в регионе в 2017 году на основе поступивших жалоб, встреч с предпринимательским сообществом в различных муниципальных образованиях региона, взаимодействия с органами исполнительной власти Мурманской области
Предложения по реализации потенциала Мурманской области, вошедшие в совместную резолюцию по итогам конференции
При формировании элементов федеральной поддержки создания высокопроизводительных рабочих мест в России необходимо в первую очередь учитывать специфику субъектов Арктической зоны Российской Федерации.
Стратегическая цель развития Мурманской области – рост человеческого потенциала и качества жизни населения на основе инновационного развития, обеспечивающего сохранение статуса опорного центра России в Арктике.
Имеющийся потенциал Мурманской области, в части создания высокопроизводительных рабочих мест, в полной мере может быть реализован с учетом следующих предложений по совершенствованию законодательства:
1. Предусмотреть систему мер государственной поддержки и стимулирования деятельности, направленной на удовлетворение потребностей (включая экспортные) экономики страны в минерально-сырьевых ресурсах Арктики, предусматривающей:
— компенсация затрат недропользователей на ранних стадиях геологоразведки, связанных с обеспечением работ по поиску новых участков недр стратегических видов минерального сырья, путем субсидирования или предоставления налогового вычета;
— снижение суммы стартового размера разового платежа за право пользования недрами и увеличение сроков его уплаты для месторождений стратегического минерального сырья, находящихся на территории Арктической зоны Российской федерации;
— распространение особого порядка исчисления налога на добычу полезных ископаемых с использованием в течение 10 лет с момента получения лицензии льготного коэффициента, характеризующего территорию добычи полезного ископаемого.
2. Установить на территории арктических субъектов Российской Федерации особые правовые режимы ведения хозяйственной деятельности в сфере налогообложения, градостроительства и землепользования, таможенного регулирования, тарифного регулирования и ценообразования в энергетике.
3. Установить для арктических субъектов Российской Федерации особенности государственного регулирования в области кадровой политики и трудовых отношений, предусматривающих установление особых норм налогообложения хозяйствующих субъектов Арктической зоны Российской Федерации в целях стимулирования работодателей к расширению мер социальной поддержки и увеличению затрат на обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам сверх установленных действующим законодательством.
Резолюцию совместно подписали представители региональной власти и общественных организаций
Заместитель Губернатора Мурманской области Г.И.Стратий
Руководитель регионального исполкома ОНФ в Мурманской области М.Л.Сахневич
Уполномоченный по защите прав предпринимателей в Мурманской области Д.Д.Барышев