ежемесячное пособие по уходу за ребенком лицам фактически осуществляющим уход за ребенком
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком лицам фактически осуществляющим уход за ребенком
II. Ежемесячные компенсационные выплаты матерям
(или другим родственникам, фактически осуществляющим уход
за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях
найма с организациями, и женщинам-военнослужащим,
находящимся в отпуске по уходу за ребенком
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2006 N 472)
(см. текст в предыдущей редакции)
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2006 N 472)
(см. текст в предыдущей редакции)
а) матерям (отцу, усыновителю, опекуну, бабушке, дедушке, другому родственнику, фактически осуществляющему уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с организациями независимо от их организационно-правовых форм;
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2006 N 472)
(см. текст в предыдущей редакции)
б) матерям, проходящим военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел;
в) матерям, проходящим военную службу по контракту, и матерям из гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территории иностранных государств, в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;
г) нетрудоустроенным женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организации, если они находились на момент увольнения в отпуске по уходу за ребенком и не получают пособия по безработице.
(пп. «г» в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2006 N 472)
(см. текст в предыдущей редакции)
В официальном тексте документа, видимо, пропущена запятая после слов «по месту работы (службы)».
12. Заявление о назначении ежемесячных компенсационных выплат подается по месту работы (службы) для лиц, указанных в подпункте «г» пункта 11 настоящего Порядка, в орган социальной защиты населения по месту жительства.
К заявлению прилагается копия приказа о предоставлении отпуска по уходу за ребенком.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2006 N 472)
(см. текст в предыдущей редакции)
13. При назначении ежемесячных компенсационных выплат в органах социальной защиты населения дополнительно к заявлению представляются:
копия свидетельства о рождении ребенка;
справка органов государственной службы занятости о невыплате пособия по безработице.
13(1). Заявление и документы, указанные в пункте 13 настоящего Порядка, могут быть направлены в органы социальной защиты населения по месту жительства с использованием электронных носителей и (или) информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет», в форме электронных документов в соответствии с требованиями федеральных законов «Об электронной подписи» и «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» следующими способами:
(в ред. Постановления Правительства РФ от 21.05.2013 N 425)
(см. текст в предыдущей редакции)
лично или через законного представителя;
посредством многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг;
посредством федеральной государственной информационной системы «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (без использования электронных носителей);
иным способом, позволяющим передать их в электронном виде.
Органы социальной защиты населения при рассмотрении заявления и документов, указанных в пункте 13 настоящего Порядка, вправе осуществлять проверку полноты и достоверности сведений, содержащихся в представленных документах.
Органы социальной защиты населения запрашивают сведения о невыплате пособия по безработице у органов государственной службы занятости населения в случае, если заявителем не представлена справка, указанная в абзаце четвертом пункта 13 настоящего Порядка.
Указанные сведения должны быть запрошены органом социальной защиты населения в течение 2 рабочих дней со дня поступления заявления о назначении ежемесячных компенсационных выплат.
Заявление и электронный образ трудовой книжки подписываются усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя. Документы, направляемые в форме электронных документов, подписываются уполномоченными на подписание таких документов должностными лицами органов или организаций усиленной квалифицированной электронной подписью, если законодательством Российской Федерации для подписания этих документов не установлен иной вид электронной подписи.
(абзац введен Постановлением Правительства РФ от 21.05.2013 N 425)
(п. 13(1) введен Постановлением Правительства РФ от 21.05.2012 N 494)
14. Решение о назначении ежемесячных компенсационных выплат принимается администрацией организации, руководителем воинского формирования или органа социальной защиты населения в 10-дневный срок со дня поступления документов.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2006 N 472)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае отказа в назначении ежемесячных компенсационных выплат заявитель письменно извещается об этом в 5-дневный срок после принятия соответствующего решения с указанием причины отказа и порядка его обжалования. Одновременно возвращаются все документы.
15. Ежемесячные компенсационные выплаты назначаются со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком, если обращение за ними последовало не позднее 6 месяцев со дня предоставления указанного отпуска.
При обращении за назначением ежемесячных компенсационных выплат по истечении 6 месяцев со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком они назначаются и выплачиваются за истекшее время, но не более чем за 6 месяцев со дня подачи заявления о назначении этих выплат.
(п. 15 в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2006 N 472)
(см. текст в предыдущей редакции)
16. Выплата ежемесячных компенсационных выплат осуществляется за текущий месяц в сроки, установленные для выплаты ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2006 N 472)
(см. текст в предыдущей редакции)
17. При наступлении обстоятельств, влекущих прекращение выплаты ежемесячных компенсационных выплат, в частности увольнение работника по собственному желанию, назначение пособия по безработице, нахождение ребенка на полном государственном обеспечении, лишение родителя, осуществляющего уход за ребенком, родительских прав, выплата ежемесячных компенсационных выплат прекращается начиная с месяца, следующего за тем месяцем, в котором наступили соответствующие обстоятельства.
18. Получатели ежемесячных компенсационных выплат обязаны извещать обо всех изменениях, влияющих на их выплату, администрацию организации, руководителя воинского формирования или органа социальной защиты населения.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2006 N 472)
(см. текст в предыдущей редакции)
19. Назначенные ежемесячные компенсационные выплаты, не полученные своевременно, выплачиваются за прошлое время в размерах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, на каждый соответствующий период, если обращение за их получением последовало в течение трех лет со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2006 N 472)
(см. текст в предыдущей редакции)
Ежемесячные компенсационные выплаты, не выплаченные своевременно по вине организации, воинского формирования, органа социальной защиты населения, их назначающего и выплачивающего, выплачиваются за прошлое время без ограничения каким-либо сроком.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2006 N 472)
(см. текст в предыдущей редакции)
20. Ежемесячные компенсационные выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда организациями независимо от их организационно-правовых форм.
Организации и воинские формирования, финансируемые из бюджетов, реализуют указанные права за счет соответствующих бюджетов.
Ежемесячные компенсационные выплаты женщинам, указанным в подпункте «г» пункта 11 настоящего Порядка, осуществляются за счет средств федерального бюджета.
(п. 20 в ред. Постановления Правительства РФ от 04.08.2006 N 472)
(см. текст в предыдущей редакции)
21. Для лиц, работающих, проходящих службу, проживающих в районах, где установлены районные коэффициенты к заработной плате, размер ежемесячных компенсационных выплат определяется с применением этих коэффициентов независимо от места фактического пребывания получателя в период отпуска по уходу за ребенком.
22. Споры по вопросам назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат разрешаются вышестоящим органом или судом в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Пособие на ребенка до 1.5 лет
Ухаживает за рожденным ребенком, как правило, его мать, но закон не воспрещает делать это и другим родным, например, бабушкам или мужу. Так, пособие на ребенка до 1.5 лет может назначаться тому члену семьи, который фактически занимается воспитанием и уходом за малышом. Когда речь идет об усыновлении новорожденного, то данным правом пользуются усыновившие его граждане.
Пособие на ребенка до 1,5 лет — особенности расчета
Стоит пояснить, что пособие до 1,5 лет – это самостоятельная социальная выплата или финансовая помощь женщине с новорожденным в период ее оправданной нетрудоспособности.
Расчет пособий осуществляется, исходя из того факта, работала до беременности женщина или нет.
Так, официально трудящиеся матери расчет могут произвести при помощи онлайн-калькулятора. Кроме того, он достаточно прост. А сумма ежемесячного пособия по уходу за ребенком составляет лишь 40 % от среднемесячной заработной платы, получаемой в период профессиональной деятельности.
За данной выплатой женщине следует обратиться к своему руководителю с заявлением. Как правило, одновременно пишется два заявления. Одно на отпуск, чтобы ухаживать за малышом, другое – для начисления пособия. Заявления с визой директора направляются в бухгалтерию организации, где в десятидневный период с момента их написания должны произвести все требуемые расчеты и начисления.
Расчетная формула
Для расчета пособия берется сумма выплаченных зарплат за два года. Ее умножают на 730 дней. Полученный результат умножается на ставку пособия, равную 40%, а затем на среднее число дней в среднем в месяце, что равно 30,4. Результат вычислений и есть сумма ежемесячной выплаты.
Тем гражданкам, которые официально не были трудоустроены, за пособием необходимо обратиться в отделение органов социального обеспечения или защиты населения. Сделать это можно по месту проживания или фактического пребывания.
В этих случаях речь обычно идет о фиксированных суммах, которые умножаются на региональные размеры коэффициентов. Кроме того, в каждом регионе местными властями могут быть установлены размеры дополнительных выплат. Начисляются они, как правило, тем мамам, которые предоставляют местную прописку, даже если она имеет временный характер. Остальным гражданкам могут в так называемых «губернаторских» выплатах отказать, мотивировав отказ отсутствием местной прописки. Достаточно существенные суммы выплачиваются в городах федеральной значимости, на Крайнем Севере, а также прочих регионах с низкими показателями рождаемости.
Ежемесячное пособие на ребенка в 2021 году
В период декретного отпуска и в дальнейшем по уходу за ребенком по достижении им возраста полутора лет, его матери полагается финансовая помощь в виде социальных пособий. Ежемесячное пособие на ребенка в 2021 году можно ранжировать, исходя из того факта, работала ли женщина до беременности или нет и поступали ли на ее счет в российском банке средства. Так, после рождения малыша, его мать получает два вида ежемесячных пособий на детей:
В зависимости от того, работала мать до беременности или нет, различается орган, выплачивающий пособие и его сумма.
Размер ежемесячного пособия на ребенка зависит от возраста ребенка и дополнительных условий, таких как полнота семьи, проходит ли военную службу отец ребенка и др.
Устанавливаемый размер выплаты, руб.
с 1 января 2021 года
с 1 февраля 2021 года
Пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет
40% от среднемесячного заработка (для расчета которого в 2021 году принимаются доходы за два полных предыдущих года), но не менее установленного законом минимума (который выплачивается в том числе неработающим гражданам через Соцзащиту):
6 751,54 — на первого, второго, третьего и последующих
7 082,85 — на первого, второго, третьего и последующих
Ежемесячная выплата при рождении первого или второго ребенка до 1.5 лет с 2021 года
Региональный прожиточный минимум на ребенка за 2 квартал 2020 года (в зависимости от региона)
Пособие на ребенка военнослужащего, проходящего службу по призыву
Ежемесячная выплата до 3 лет на каждого ребенка, проживающего в чернобыльской зоне
3 485,21 — от рождения до достижения 1.5 лет;
на ребенка в возрасте от 1.5 до 3 лет пособие отменено
3 652,44 — от 0 до 1.5 лет
на ребенка в возрасте от 1.5 до 3 лет пособие отменено
Мать, проходящая военную службу по контракту
Один из родителей, служащий в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, таможенных органах
На первого ребенка, второго, третьего — 40 процентов среднего заработка, но не менее 6751,54 руб. и не более 13 503,10 руб.
Пособие работающей маме
Работающим официально женщинам ежемесячное пособие на ребенка до 1.5 лет выплачивается работодатель, а его сумма напрямую зависит от ее заработной платы на момент ухода в декретный отпуск. Размер пособия равен 40% от зарплаты, но не может превышать 100% получаемой заработной платы или среднего заработка по региону. Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком рассчитывается на одного ребенка, если родилась двойня, то сумма увеличивается в 2 раза, т.е. равна 80% от заработка.
Продолжая отпуск по уходу за ребенком до 3 лет, рассчитывать на ежемесячное пособие по уходу за ребенком не приходится.
Детское пособие до совершеннолетия ребенка выплачивается при условии, что до 18 лет он обучается в любом образовательном учреждении.
Неполные семьи, получающие пенсии по потере кормильца также могут быть лишены детского пособия, если общий семейный доход выше прожиточного минимума.
Пособия неработающим матерям
Начислением пособий по уходу за ребенком до 1.5 лет для категории неработающих матерей занимается служба социальной защиты населения. В этом случае размер пособия является фиксированным и устанавливается государством. На текущий год за первого и последующих детей ежемесячно выплачивается 7 082,85 руб. В отдельных регионах эту сумму дополняет местный коэффициент.
Законодатель определил и максимальную величину такого пособия в 29 600,46 руб. Получить ее можно, если:
Пособие начисляется в течение 10 дней после подачи соответствующего заявления.
Детское пособие неработающим матерям
Неработающим матерям-одиночкам детское пособие выплачивается до 1,5 лет. В дальнейшем оно может сохраняться и до 3 лет, если мать не трудоустроена, но находится в поиске работы. Если мать ребенка трудоспособна, но не занимается поиском работы в выплате пособия могут и отказать. Но, как правило, происходит это редко.
Неработающим матерям, воспитывающим ребенка совместно с мужем, размер пособия начисляется, исходя из среднемесячного заработка семьи. Как правило, за малоимущими семьями сохраняется минимальный размер пособия.
Максимальный размер детского пособия отдельных категориям граждан может быть выше среднего по стране. К таким категориям относятся женщины, мужья которых призваны для прохождения срочной службы. В отдельных регионах местные власти также увеличивают размеры детских пособий.
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком лицам фактически осуществляющим уход за ребенком
По вопросу, касающемуся порядка обеспечения застрахованных граждан ежемесячным пособием по уходу за ребенком, см. Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ и Приказ Минтруда России от 29.09.2020 N 668н.
Статья 13. Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком
(в ред. Федерального закона от 05.12.2006 N 207-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком имеют:
матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в том числе матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, из числа гражданского персонала воинских формирований Российской Федерации, находящихся на территориях иностранных государств в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации, и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
(в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 213-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
матери, проходящие военную службу по контракту, матери либо отцы, проходящие службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, войск национальной гвардии, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов и находящиеся в отпуске по уходу за ребенком;
(в ред. Федеральных законов от 03.07.2016 N 305-ФЗ, от 29.07.2018 N 264-ФЗ, от 01.10.2019 N 328-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
(см. текст в предыдущей редакции)
матери либо отцы, другие родственники, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, матери, уволенные в период отпуска по беременности и родам в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, а также матери, уволенные в период отпуска по уходу за ребенком, отпуска по беременности и родам в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 07.05.2013 N 86-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
матери, уволенные в период беременности в связи с ликвидацией организаций, прекращением физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращением полномочий нотариусами, занимающимися частной практикой, и прекращением статуса адвоката, а также в связи с прекращением деятельности иными физическими лицами, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию, в том числе уволенные из организаций или воинских частей, находящихся за пределами Российской Федерации, уволенные в связи с истечением срока их трудового договора в воинских частях, находящихся за пределами Российской Федерации, или в связи с переводом мужа из таких частей в Российскую Федерацию;
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 07.05.2013 N 86-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (в том числе обучающиеся по очной форме обучения в профессиональных образовательных организациях, образовательных организациях высшего образования, образовательных организациях дополнительного профессионального образования и научных организациях);
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 07.06.2013 N 129-ФЗ (ред. 02.07.2013))
(см. текст в предыдущей редакции)
другие родственники, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, в случае, если мать и (или) отец умерли, объявлены умершими, лишены родительских прав, ограничены в родительских правах, признаны безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), по состоянию здоровья не могут лично воспитывать и содержать ребенка, отбывают наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, находятся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов или отказались взять своего ребенка из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и других аналогичных организаций.
(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 07.06.2013 N 129-ФЗ, от 28.03.2017 N 39-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому, а также в случае продолжения обучения.
Лицам, имеющим право как на ежемесячное пособие по уходу за ребенком, так и на пособие по безработице, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.
В случае наступления отпуска по беременности и родам в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком ей предоставляется право выбора одного из двух видов выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков пособий.
Матери, имеющие право на пособие по беременности и родам, в период после родов вправе со дня рождения ребенка получать либо пособие по беременности и родам, либо ежемесячное пособие по уходу за ребенком с зачетом ранее выплаченного пособия по беременности и родам в случае, если размер пособия по уходу за ребенком выше, чем размер пособия по беременности и родам.
Лицам, имеющим право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком по нескольким основаниям, предоставляется право выбора получения пособия по одному из оснований.
В случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц.
Минтруд решил изменить условия выплаты пособия по уходу за ребенком
Минтруд подготовил проект поправок в законы о социальном страховании и пособиях на детей, согласно которым претендовать на выплату пособия по уходу за ребенком до полутора лет может только тот, кто фактически ухаживает за ребенком и уделяет этому достаточно времени, даже если работает неполный рабочий день, уточнили РБК в ведомстве.
Министерство предлагает дополнить условия выплаты новым пунктом: «В случае если в период работы застрахованного лица на условиях неполного рабочего времени уход за ребенком осуществляет иное лицо, право застрахованного лица на ежемесячное пособие по уходу за ребенком прекращается». На предложение министерства обратила внимание член Совета при президенте России по развитию гражданского общества и правам человека политолог Екатерина Шульман.
Пособие за фактический уход
Сейчас согласно закону выплата пособия не прекращается, если его получатель (мать или отец ребенка, опекун или другой родственник), находясь в отпуске по уходу за ребенком, работает неполный рабочий день или на дому и продолжает ухаживать за младенцем.
Если пособие по уходу за ребенком оформлено на мать, но фактически уход за ним осуществляет другой член семьи, не находящийся в отпуске по уходу за ребенком, например, отец или бабушка, то именно он имеет право на получение выплаты и должен ее получать, считают в Минтруде. Соответственно, мать ребенка в случае, если работает неполный рабочий день, а уход фактически осуществляет отец, права на получение указанного пособия не имеет, считают в министерстве.
«Действующее законодательство не предусматривает каких-либо ограничений по продолжительности неполного рабочего времени для застрахованного лица, находящегося в отпуске по уходу за ребенком и работающего на условиях неполного рабочего времени, но право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком до полутора лет сохраняется за ним только при условии, что данное лицо само осуществляет уход за ребенком и при этом у него достаточно времени на осуществление данного ухода», — пояснили в ведомстве.
Борьба со злоупотреблениями
Инициатива направлена против злоупотребления правом на пособие, объяснили в министерстве. Максимальная продолжительность неполного рабочего времени сейчас никак законодательно не регламентирована, отмечают в Минтруде. Такое время устанавливается по соглашению между работником и работодателем в каждом конкретном случае. Но если мать или отец, формально работая неполный рабочий день, фактически проводят на работе больше времени, чем это нужно для полноценного ухода, пособие в таком случае они получать не должны, считают в Минтруде.
«Сокращение рабочего времени на 5, 10, 30, 60 минут в день не может расцениваться как мера, позволяющая продолжать осуществлять уход за ребенком и повлекшая утрату заработка», — считают в министерстве. При незначительном уменьшении рабочего времени, причем в некоторых случаях сокращение рабочего дня имеет только документальное оформление, застрахованное лицо работает практически полный рабочий день и не осуществляет фактически уход за ребенком, эквивалентный тому, который мог бы быть, если бы он не работал, уточнили в Минтруде. «У застрахованного лица остается право как на получение заработной платы практически в полном объеме, так и на получение пособия», — отмечает ведомство, выступающее против такой практики.
«В данной ситуации пособие по уходу за ребенком уже не является компенсацией утраченного заработка, а приобретает характер дополнительного материального стимулирования работника, что свидетельствует о злоупотреблении правом», — считают в Минтруде, отмечая, что аналогичной позиции придерживается Верховный суд.
Очевидно, что, если родитель работает почти полный рабочий день, за ребенком в это время должен ухаживать кто-то другой.
В ответ на запрос РБК в Минтруде уточнили, что получателя пособия можно менять, если фактический уход за ребенком начинает осуществлять другой родственник вместо того, кто выходит на неполный рабочий день.
Экономия бюджетных средств
Размер пособия сегодня недостаточен для того, чтобы семья могла бы полностью освободить женщину от работы; ее продолжение во время отпуска по уходу за ребенком — это во многом вынужденная мера, утверждает профессор Финансового университета при правительстве Александр Сафонов. «Доказать наличие злоупотребления правом не представляется возможным, в данном случае инициатива связана с экономией бюджетных средств. Если бы власти хотели добиться того, чтобы женщины полноценно воспитывали детей, то нужно было бы повышать пособие», — считает он.
Предложенная Минтрудом мера может снизить расходы государства на выплаты пособий, полагает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. «Такие изменения призваны усложнить пути получения пособия со стороны работающих родителей, однако они не являются панацеей в этом вопросе, поскольку родители и работодатель могут договориться между собой и документарно рабочие отношения не оформлять, а в таком случае по факту поправка бессильна», — заметил РБК эксперт.
Естественная убыль населения признается властями катастрофической, и в 2019 году она продолжает ускоряться: за январь—август текущего года убыль оценивается в 219,2 тыс. человек против 169,1 тыс. человек за аналогичный период 2018 года, следует из данных Росстата. Главная причина — значительное падение рождаемости при низких темпах снижения смертности.
Рождаемость сокращается из-за снижения числа женщин в репродуктивном возрасте, сейчас в основном это представительницы малочисленных поколений 1990-х годов. Преимущественный возраст первых рождений для матерей сейчас составляет 25–34 года, что сокращает возможности рождения вторых и третьих детей. «Важно стимулировать первые рождения, чтобы женщины не боялись рожать в молодом возрасте», — заявила вице-премьер Татьяна Голикова.