ежи штур отношение к россии

Ежи Штур: Ни в какой стране меня не принимают так, как в России!

В этом известный польский актер и режиссер рассказал во время церемонии открытии 16-го российского фестиваля театра и кино в Благовещенске.

— Но я люблю свою родину, хотя снимаю и снимаюсь не только в России, но и в других странах. На сцене Ежи Штур получил приз за вклад в мировой кинематографа. Статуэтку золотого журавля зарубежному гостю «Амурской осени» вручил президент фестиваля Сергей Новожилов.

Штур признался, что для него это «великий день».

-Огромное спасибо. В другой стране меня так тепло принимают! Этот приз для меня, показатель того, что культурные отношения между Россией и Польшей несмотря ни на что остаются крепкими добавил гость Благовещенска.

Штур считает, что политические разногласия не должны отражаться на культурном сотрудничестве двух стран, а тем более творческих людях, которые если того не желают, не должны лезть в политику. Он выразил сожаление, что политика несколько отдалила двухсторонние отношения. Но так будет не всегда.

А когда один из теноров спел для польского гостя русский романс, польский актер даже прослезился.

На церемонии открытия ее ведущие, актеры Лиза Арзамасова и Максим Колосов объявили, что на этот раз в конкурсной программе фестиваля участвует 12 полнометражных, 25 короткометражных картин и 10 антерпризных спектаклей.

Участников фестиваля приветствовали избранный на днях губернатором области Василий Орлов и мэр Благовещенска Валентина Калита. На сцене выступали многие известные артисты. В исполнении некоторых из них звучали песни.

На сцену, к радости зрителей, поднимались, сменяя друг другу Александр Михайлов, Дарья Егорова, Алексей Булдаков, Лика Рулла. Аплодисменты зрителей и восторги сорвал певец Дмитрий Нестеров, выступивший вместе с участницами Ассоциации пожилых людей Амурской области.

Источник

Ежи Штур: «Я глубже, чем шутник…»

ежи штур отношение к россии

Бродский учил польский

Я вам честно скажу, почему сел в самолет и с пересадками летел до Благовещенска больше десяти часов. Я решился прилететь на другой конец света по двум причинам. Первая и главная — профессиональная. Меня пригласил фестиваль «Амурская осень», здесь мне предоставили возможность пообщаться со зрителями и показать свои картины.

ежи штур отношение к россии

Фото: Андрей Ильинский

Всегда считаю себя послом своих фильмов — я должен с ними жить всю свою жизнь. И самое для меня дорогое — это внимание зрителей к моим работам.

Знаете, мне безумно жалко, что сегодня на уровне культурных связей России и Польши мы отдалились друг от друга. Сегодня нет тех отношений, что были в семидесятые и восьмидесятые годы. Тогда даже ваш знаменитый поэт Иосиф Бродский учил польский язык только потому, что хотел читать наши газеты.

Политика — дама неверная, и она сделала все, чтобы наши связи стали менее теплыми и крепкими.

Для меня это больно. Я считаю, что наши страны много теряют из-за этого искусственного отдаления. Поэтому, как человек и как художник, я использую любой шанс сблизить нас на самом благодатном — культурном поле. Ведь раньше польское кино было популярным в Советском Союзе, а советское кино знали и любили поляки. Я стал тем, кем стал, благодаря советскому кино, которое люблю.

Да, мы много теряем. Скажу на примере кино, которое было есть и будет окном в другие миры. Ведь любое кино — это соприкосновение с иной культурой, искусством и цивилизацией.

Не интернет, а кино, театр и литература. Я — артист, поэтому говорю сегодня больше про кино, оно самое массовое из этих мостиков.

Благодаря вашему кино я открыл для себя замечательных артистов и режиссеров, таких как Никита Михалков, Андрей Звягинцев. Сегодня в Польше очень популярен фильм «Лето» Кирилла Серебренникова. Не будь кино, я бы никогда не знал этих замечательных создателей. И насколько я бы стал беднее!

Инна Чурикова лишала сна

Моя любовь с вашим кино началась в детстве, о войне я узнал благодаря советскому кино. «Баллада о солдате», «Летят журавли», «Судьба человека» — эти фильмы навсегда остались в моей душе.

Когда стал студентом, меня все больше интересовал окружающий мир, тогда пришло другое ваше кино.

В том периоде жизни меня потрясли работы Глеба Панфилова. Блистательная актерская игра Инны Чуриковой порой лишала сна.

Это была для меня новая кинематографическая школа.

Скажу больше, в какой-то степени актерскому мастерству я учился у ваших замечательных актеров, мой первый контакт с Шекспиром случился благодаря режиссеру Григорию Михайловичу Козинцеву, его фильм «Гамлет» меня просто потряс…

А в театре эталон Гамлета для меня — это гениальная работа Иннокентия Смоктуновского. Я потом сам играл Гамлета в театре, но работа Смоктуновского — это пьедестал.

На Западе тоже есть замечательные актеры, и даже гениальные, но ваши мне ближе. И я знаю, почему. У нас общие славянские корни…

Я счастлив, что в театре много работал и работаю с русским репертуаром. Это было настоящее счастье, когда с режиссером Анджеем Вайдой работал с пьесой «Бесы» по роману гениального Достоевского. Когда я в «Преступлении и наказании» играл Порфирия Петровича, это тоже было высшей нотой актерского счастья.

А Чехов! Его «Вишневый сад», что может быть лучше?!

В своей жизни играл нескольких героев этой пьесы. Начинал с Лопахина, потом Яшу играл, и Епиходова играл. «Вишневый сад» для меня не исчерпан, еще могу сыграть Гаева и Фирса.

Велика Россия духом

Сегодня взгляд на Россию в Европе изменился, и Польша здесь не исключение. Пропаганда делает свое дело. Например, я до конца не знаю, какая на самом деле ситуация в России. Пропаганда все искажает.

Для меня Россия будет всегда великой страной, ее размеры трудно даже вообразить. Семь часов на самолете летишь из Москвы на восток, и это все Россия. А можно лететь и восемь часов и даже девять до Камчатки, и это тоже все будет Россия.

Россия велика не только размерами, но и своим духом и своим характером, который никто и никогда не смог изменить. С Россией нужно разговаривать, а не приказывать ей. Я очень уважаю русских людей. У людей из великого края другой характер, это надо понимать. А маленькие страны Европы пытаются разговаривать с Россией в повелительном тоне. Это же смешно.

ежи штур отношение к россии

Кадр из фильма «Дежавю».

Думаю, после этого разговора у меня могут быть проблемы в Польше. Глупость сегодняшней польской политики может меня спрашивать: что вы там делали и почему вы это говорили? Какой ни будь глупый журналист меня обязательно уколет моим отношением к России.

Я первую ночь в Благовещенске почти не спал, хотя устал в дороге и разница во времени колоссальная. Испытал сильнейшее волнение от того, что здесь, в другой стране, на самой границе с Китаем, весь зал встал, когда я вышел на сцену.

Этот водопад аплодисментов, который на меня обрушили люди, был для меня чем-то невероятным. Я не мог сдержать слез.

Сотни русских, которые приветствовали меня шквалом аплодисментов, стали мигом моего редкого и настоящего счастья. Я стоял на сцене и думал: «Ежи, не зря ты ходил по этой Земле».

Графинчик для Занусси

Мой русский язык начался в пятом классе средней школы. Его я там учил четыре года. Русский язык был со мной и во время учебы в театральной студии.

Тогда были большие культурные связи с вашей страной, фестивали, поездки, общение. А русские красавицы! Они тоже внесли свой неоценимый вклад в мои познания русского языка.

Потом работал в русском кино, где сделал несколько фильмов. Эта практика дала большой опыт в разных областях жизни… (Улыбается.)

Русские женщины и польские пани отличаются в своих чувствах. Польки более прагматичные, в России женщины более открытые и доверчивые.

Мне кажется, что, когда долго не говорю по-русски, забываю язык, но он удивительным образом живет во мне. Достаточно несколько дней пожить в русской среде, как ваш язык чудным образом возвращается ко мне. Значит, он во мне живет. И я несказанно этому рад.

И еще очень важно — если это не самое важное! — что меня в России любят. Если бы не любили, я забыл бы ваш язык. Это совершенно точно.

Признаюсь, мне неловко говорить по-русски в присутствии Кшиштофа Занусси. Он великолепно говорит на шести языках, один из которых русский. На его юбилее он попросил меня сказать тост. Я ему говорю: «Пан Кшиштоф, вы прекрасно владеете русским языком, но одно слово вы не знаете. Оно только актерское…» — «Какое?» — изумленно спросил он. Я тихо и твердо сказал: «Графинчик». Когда ему перевели, он громко зааплодировал.

Эксплуатация телевидением

Женщины? Знаете, русские женщины и польские пани отличаются в своих чувствах. Это я вам говорю со всей ответственностью. Польки более прагматичные, в России женщины более открытые и доверчивые.

Помню, у меня был кастинг русских актрис, и я придумал такую историю: любовник-поляк неожиданно бросает свою русскую возлюбленную и, ничего не объяснив ей, пропадает в Польше. Она в полном недоумении едет в Варшаву, пытается его там найти и понять, что же случилось.

Мои польские ассистентки хором говорили, что такое невозможно. Что женщина никогда так не унизится. Не поедет искать исчезнувшего из ее жизни мужчину. И когда пришла на пробы Ирина Алферова, я ее из-за камеры спросил, а поехала бы она узнавать правду о своем пропавшем возлюбленном? Она широко распахнула свои огромные глаза и, не задумываясь, сказала: «Если любила бы, то, конечно, поехала…» Я ее утвердил на роль в одну секунду.

Так получилось в моей жизни, что в начале своего актерского пути я работал в кабаре. Это было нормально: молодые актеры Кракова после спектакля бежали в ресторан и там перед публикой выступали как артисты кабаре.

Для меня было своеобразным расширением диапазона, когда после серьезной драматической работы в театре шел в ресторан, где пел, шутил и веселил публику.

Из кабаре меня взяли на телевидение, заметили, что я могу быть смешным. Вот тут и началось.

Благодаря телевидению у меня случилась феноменальная популярность, узнаваемость была просто фантастическая, гонорар платили тоже хороший. Но в один прекрасный день я от всего отказался. Взял и ушел.

Многие не понимали, почему я это сделал? Мне хотелось быть разным, а телевидение эксплуатировало только одно мое качество — комедийное. Они хотели сделать из меня национального шутника. Мне это не нужно, я глубже, чем рассказчик смешных историй.

В жизни ничего не бывает зря. Я ушел с телевидения, и у меня начался серьезный кинематографический путь. Я начал сниматься в серьезный картинах. Моя карьера началась благодаря режиссеру Кшиштофу Кесьлевскому, которого потом справедливо назвали великим.

А в восьмидесятых годах ко мне пришел знаменитый польский комедиограф Юлиуш Махульский, и с ним мы сделали фильм, который стал очень заметным в истории польской комедии — «Секс-миссия». У вас он был известен как «Новые амазонки».

ежи штур отношение к россии

Кадр из к/ф «Секс-миссия».

Честно скажу, что смешить людей очень трудно. Быть комиком намного труднее, чем драматическим актером. Комедия имеет все аспекты фильмов, которые присущи другим жанрам, но у нее особый и очень важный ритм.

Понимаете, один расскажет шутку и не смешно, другой расскажет ту же самую шутку — и все хохочут до слез. Все зависит от ритма и энергетики рассказчика.

Например, в театральном институте, где сейчас преподаю, когда я вижу, как студенты работают с материалом Шекспира, Чехова или Достоевского, никогда не выхожу на сцену, молча смотрю за их работой из зала. Мы разбираем их работы, повторяем, отшлифовываем какие-то фрагменты.

Но как только вижу, что студент показывает комедийный материал и у него не получается, я обязательно выйду на сцену и покажу ему в каком ритме это надо сделать. Потому что понимаю, не каждый может иметь эту грань — держать комедийный ритм.

Я глубоко убежден, что на артиста выучится нельзя. Школа учит только тому, как сделать. Она учит только технике, которая поможет вытащить то, что у тебя внутри. А вот с «внутренностью» надо родиться.

Мой сын ходил в начальную музыкальную школу, и один раз в два-три месяца дети давали концерт для своих родителей. Они играли простенькие этюды, родители сидели и скучали. И однажды учительница, заметив наши скучные лица, решила укоротить концерт. Одного мальчика останавливает на середине игры и говорит: «Все, достаточно». Он так возмущенно посмотрел на нее и ответил: «Я не для того учился, чтобы не доиграть!» Я сразу подумал, он будет музыкантом! Его желание оказалось сильнее регламента.

Любой проект начинаю с поиска внутри себя того, с чем не согласен. Если от этого оттолкнешься, то будешь точен и твоя аудитория тебя услышит.

На вступительных экзаменах в театральном институте я безошибочно вижу, сам студент подготовил номер или ему помогли. Это видно.

Так что я неизменен в своем мнении: школа может только отшлифовать то, что дал тебе Бог.

Понимаете, молодежь от нас не отличается. Глубоко-глубоко внутри они такие же, как и мы. Все мои студенты в начале учебы по-настоящему хотят быть артистами, у них глубокие идеалы.

Сериальное зло

Но потом приходит рынок, и часто этот рынок уничтожает эти идеалы. Еще нашу профессию уничтожают деньги и популярность. Когда я был студентом, всерьез считалось, что быть популярным — это удел эстрадных артистов и дикторов, которые объявляют погоду. Мы не хотели популярности, мы хотели оставить свой след в истории театра.

Это теперь популярность стала неотъемлемой гранью актерского успеха. Далеко ходить не буду — у меня сын актер и для него очень важно поддерживать свою популярность.

Он мне говорит, что благодаря популярности получает новые интересные предложения и кормит свою семью. Когда я был молодым, для нас это не было нужным — быть популярным.

Понимаете, очень тонкая грань сосуществования продюсера и художника. Тонкий, понимающий продюсер — это счастье. Например, мои фильмы. Они не коммерческие, это глубокое кино для думающих. И не будь у них хорошего продюсера, их знал бы лишь очень узкий круг людей.

Самое большое зло для меня — это телевизионные сериалы, где актеры сегодня даже не знают, что будут играть завтра.

Я первое время не понимал, когда видел на экране своих студентов, которые играли с «холодным носом», просто никак. Я смотрел, удивлялся и даже расстраивался. Знал, что вот он был прекрасным, талантливым студентом, очень глубоким и понимающим профессию. А на экране видел серость и… ничего не понимал.

Роли не выбирают

У художника есть два способа быть услышанным. Первый — это провокация, второй — быть всегда самим собой и защищать свою правду. Это элементарные критерии любого художника. И если твоя правда оказалась в оппозиции, то будь в оппозиции. Главное — свою правду не меняй на бутерброд.

Любой проект начинаю с поиска внутри себя того, с чем не согласен. Что у меня внутри болит, что меня волнует. Если от этого оттолкнешься, то будешь точен и твоя аудитория тебя услышит.

Часто то, что у тебя болит, внутри бывает не созвучно с каким-то действием власти. Но если власть умная, она даст тебе это сделать и публично не заметит твой протест, а поймет его и сделает для себя выводы.

Мы с папой Римским Иоанном Павлом II — земляки, оба из Кракова. Он по своему первому образованию филолог, как и я. Более того, я работал в театре с актерами, которые начинали с ним в одном театре. Папа в молодости служил актером. Он был артистом во время войны и после войны тоже служил Мельпомене. Я же знал его как благодарного зрителя. Он, будучи епископом, в Кракове приходил в театр на каждую премьеру.

ежи штур отношение к россии

Кадр из к/ф «Гражданин»

В 2003 году я принимал непосредственное участие в подготовке и издании книги «Письма кардинала Войтылы директору его театра». Мы издали письма папы, их он писал на протяжении многих лет директору Краковского театра, которого он очень ценил.

Вскоре после того, как книга вышла в свет, раздался телефонный звонок, и моя секретарша взволнованным шепотом мне говорит: «Пан ректор, Ватикан звонит…» Звонит секретарь папы пан Станислав, которого я хорошо знал по Кракову. Здороваемся, он говорит: «Я слышал, что вы издали книгу с письмами понтифика». — «Да, — отвечаю, — издали». Он неожиданно приглашает меня с женой в ближайшее воскресенье в Рим подарить книгу папе. Я искренне думал, что это будет быстро и просто, после службы подойду к святому отцу и подарю ему книгу. Максимум, на что я рассчитывал — на несколько минут общения.

Так и было, я подарил папе книгу, мы перекинулись несколькими фразами. Потом ко мне подходит его секретарь и говорит, что папа нас в час дня ждет на обед. У меня ноги похолодели от волнения, жена была просто онемевшая от такого известия. Я ее уговариваю: не переживай, там будет много людей, мы будем незаметны…

А в папских покоях за столом оказались только мы с женой, папа и два его секретаря. Все!

Я окаменел от волнения. Папа уже болел, плохо говорил, но глаза его были ясные и смеялись. Он меня расспрашивал, что нового в его родном Кракове, спрашивал про театр и молодых артистов. Интересовался моим мнением по разным вопросам жизни.

Я не выдержал и говорю: «Святой отец, я всего лишь грешный актер…» Он внимательно на меня посмотрел, улыбнулся и говорит: «Роли не выбирают. У вас своя роль, а у меня своя…» И сразу стало легче дышать. Я до сих пор восторгаюсь его мудростью.

Убежден, без веры жить нельзя. Кто без веры — им тяжело. Самое страшное в тяжелой болезни — потерять веру и надежду на выздоровление.

Нет веры — и тебе никто не поможет. Даже самые сильные врачи не знают, как вернуть человеку надежду на исцеление.

Без грима

Моя книга, которую осмелился назвать почти по Станиславскому «Сердечная болезнь, или Моя жизнь в искусстве», — это просто дневник болеющего человека. У меня был трудный период, я тяжело болел. Обширный инфаркт и рак гортани — это все я пережил.

Я подробно и честно описывал каждый прожитый день. Писал, как сегодня заставил себя написать три письма, как заставил сходить на прогулку, посмотрел фильм, прочитал книгу.

Сегодня врачи мой скромный труд называют элементом терапии. Говорят, что больным дают ее читать со словами, что у автора было состояние хуже вашего и он победил болезнь. И вы победите, говорят они. Главное — не устать от жизни и хотеть жить. Верить, что все плохое обязательно пройдет.

Например, я описывал, как сегодня дошел до этой лавочки. На трясущихся ногах, но дошел. А завтра я выбирал лавочку, которая стоит в самой глубине больничного парка, и доходил до нее.

Простым языком писал, как шаг за шагом шел к выздоровлению. Маленькими, неуверенными, трудными шагами. Но шел.

Скажу честно, эту книгу я начинал писать как завещание для своих детей, для своей внучки. Это не моя заслуга, что потом жанр этой книжки поменялся. Так случилось. Но я четко понял одно: к смерти нужно быть готовым. Я писал книгу и вспоминал, что мне удалось в жизни, а что не удалось.

Были моменты, когда не мог пошевелить ни рукой, ни ногой, и мне в те дни было легче, когда вспоминал, что хорошее мне удалось сделать. Я не допускал мысли о скорой смерти…

ежи штур отношение к россии

Ежи Штур с женой, сыном и дочерью. Фото: @BEATA WIELGOSZ.

Когда я заболел, моя дочь была беременна. Я себе сказал, что обязательно должен увидеть ее ребенка. Это был мой маяк, который давал мне силы. Не поверите, я вышел из больницы за неделю до рождения моей внучки. Знаете, как после тяжелой болезни меняется менталитет. Все люди, которых раньше считал нерукоподаваемыми, стали рукоподаваемыми.

Теперь, когда вижу глупых или злых людей, у меня первая мысль: а может, у него что-то болит? Раньше чужая глупость меня злила, а теперь смешит.

Единственные люди, которых до сих пор боюсь, — это профессиональные обманщики. Их много во власти, в политике. Я вижу их насквозь, годами за ними наблюдаю. Они меня пугают…

Но есть профессии, где обман — ее неотъемлемая часть. Адвокат, например. Мой дед был очень хорошим адвокатом. Извините, но и журналисты тоже порой вольно интерпретируют факты.

Актеры обманывают. Без обмана зрителя не бывает актерских удач. Но есть одно но: актерский обман никому не делает плохо и от него жизни человеческие не становятся хуже.

Я давно отказываюсь играть костюмированные роли в кино, я себя в них не вижу. Для меня фильм — это разговор со зрителем. А костюм — это театр. В театре я надену любой костюм, а в кино нет.

Это все виноват Кшиштоф Кесьлевский. Он мне сказал, что в кино я имею возможность сказать все своим языком, без костюма. И я с ним согласился. Перед камерой зрителю можно говорить своими словами, своим сердцем. И усы приклеивать не нужно, и парик тоже не надо надевать. Я даже своему великому учителю Анджею Вайде отказывал играть костюмированные роли. И он меня понимал. За что я ему безмерно благодарен.

Счастливый ли я? Трудный вопрос. Мое счастье состоит в том, что иду к счастью. Может, и не дойду, но идти надо. К счастью можешь не дойти никогда, но идти очень приятно.

Если Бог меня примет, то ему обязательно скажу спасибо за то, что я рядом с ним. Я очень надеюсь, что смогу встретиться с моей мамой и моим папой. Надеюсь…

Вы сказали, что у меня обаятельная улыбка. Сорок лет назад первой мне это сказала одна девушка, и того дня мы с ней вместе… Разве это не счастье? Счастье, да еще какое…

Из биографии

Ежи Штур родился в 1947 году в Кракове. Его отец был по национальности австриец, мама полька. По первому образованию Ежи Штур филолог, он владеет несколькими языками, среди которых итальянский и русский. Снялся более чем в сорока фильмах, больше двадцати лет служил актером в драматическом театре Кракова, был ректором театрального института в родном городе.

Его жена скрипачка, в их творческой семье двое детей. Сын актер, дочь — художник.

Пан Ежи с 1998 года — член Европейской киноакадемии.

Источник

Польский актер и режиссер Ежи Штур в Благовещенске: «Я до сих пор враг для польских феминисток»

О работе в российском кино и любимых режиссерах

Российские зрители помнят Ежи Штура в основном по комедийным ролям в фильмах «Сексмиссия, или Новые амазонки», «Дежавю» и «Даун Хаус». Однако мировую известность поляку принесли не только кинороли, но и режиссерские работы — «Большое животное» попало в прокат в США, а «Любовные истории» удостоились приза Венецианского кинофестиваля. Пан Ежи стал почетным гостем фестиваля «Амурская осень», который в эти дни проходит в Благовещенске. Оргкомитет наградил его статуэткой журавля за вклад в мировое кино. Ежи Штур открыл неформальные встречи с персоной дня в фестивальном шатре, где амурским поклонникам он рассказал, как пришел в кино, почему отказывается от костюмных ролей, за что его до сих пор ненавидят польские феминистки и как Ирина Алферова измучила съемочную группу фильма «Любовные истории».

ежи штур отношение к россии
Ежи Штур на открытии фестиваля «Амурская осень – 2018». Фото: Андрей Ильинский

— Как вы стали актером кино?

— Поздно. Всю свою молодость я мечтал стать театральным актером. И я учился, чтобы играть на сцене. Сразу после окончания школы в 1965 году я поступил на филологический факультет Ягеллонского университета в Кракове, это старейший университет Европы. У меня диплом филолога. После я пошел в Высшую театральную школу, окончил ее. Мне повезло. Я попал в Старый театр в Кракове, в котором работали самые великие польские режиссеры. Анжей Вайда возглавлял постановочный цех, и я думал: моя судьба решилась, я буду служить театру. И так было около пяти лет. Я стал зрелым театральным актером, мне давали главные роли.

Однажды вечером я вышел из театра и увидел грустное существо в очках. Он обратился ко мне, сказал, что его зовут Кшиштов Кесьлёвский: «Я режиссер-документалист, но собираюсь снять художественный дебют. Я вас приглашаю в нем принять участие». Скажу откровенно, меня тогда это не сильно привлекло. Он сказал: «Эта роль пока не прописана, хорошо бы, чтобы вы сами что-то придумали. А если не получится, я вашу роль вычеркну. Съемки будут проходить на химическом заводе». Это ужас. У меня в этот момент родился сын. Все вело к тому, чтобы сказать ему «нет». Даже не знаю, почему я сказал «да».

Это был принципиально важный шаг в моей жизни, который изменил мою судьбу. У Кесьлёвского, с которым мы подружились, я сыграл в шести картинах. Ни один европейский актер столько не играл у него. Он мне показал важность и ответственность своего присутствия перед камерой. Он мне говорил: «Ведь ты всю жизнь рядишься в костюмы, произносишь чужие тексты, ты влезаешь в какую-то заведомую фикцию, а тут у тебя появляется возможность встать перед камерой в том, в чем ты есть, и рассказать о себе, о стране, с чем ты согласен, а что раздражает. Именно камера тебе дает этот шанс». Его воздействие на меня было таким огромным, что я перестал принимать предложения играть в костюмных ролях. Ну если ради смеха только — в «Сексмиссии», например, где я переоделся в женщину.

Это Кесьлёвский, это его знак. Это было сложное решение. Когда мне Анжей Вайда предлагал костюмные роли, я отказывался, несмотря на то что я его любимый театральный актер. Я у него сыграл много ролей на сцене: в «Бесах» и «Преступлении и наказании» Достоевского, в «Гамлете» Шекспира. А в кино я отказывал даже Анжею Вайде.

Так я превратился в киноактера. Я самоучка. Я не учился работе с камерой, сам это осваивал. Это совсем разные профессии — театральный актер и актер кино.

ежи штур отношение к россии

Кадр из к/ф «Кинолюбитель», 1979 год. Режиссер: Кшиштоф Кесьлёвский.

— Вы помните свой дебют в кино, что чувствовали?

— Дебют в художественном кино был одновременно и у меня, и у Кесьлёвского. Я был первым профессиональным актером, кто с ним согласился работать. Франтишек Печка и я. Он же вообще не знал, как работать с актерами, он был документалистом, с ним работали люди с улицы. Его потрясало то, что мы способны повторить сцену. Не текст, не ситуацию, а чувства, энергию. Он говорил: «Это невероятно, ты на таком же эмоциональном подъеме говоришь «я люблю тебя», обращаясь к героине, как говорил несколько минут назад!» Он был потрясен, что можно повторить чувства.

И мы друг друга учили. Я учил его, что в кино не надо показывать чувства. В театре надо.

Я всегда говорю: в театре я играю для всех. Чтобы каждый из вас чувствовал, что я играю исключительно для вас, но я должен охватить весь зал. Я должен так сосредоточиться и владеть своим голосом, чтобы всех охватить своей энергией и удерживать. А когда я стою перед камерой, я обращаюсь к одному человеку, к каждому зрителю.

— Вы актер, которого любят режиссеры. Пригласив один раз, они приглашают вас многократно. С кем интереснее всего было работать, кого вспоминаете с особым теплом?

— Конечно, Кесьлёвского. Он меня сформировал. Но а потом я выбрал современную тематику. Всегда интересовался современными историями. И если бы сейчас мне надо было подвести итог, думаю, что больше на меня оказали влияние режиссеры, которые простыми словами могли мне сказать, что я только что сыграл. И таким режиссером был Кшиштоф Занусси. Я сам педагог и я понимаю, о чем речь. Студент играет, и через секунду я должен ему сказать, что он изобразил, я должен сформулировать. И Занусси так делает. Мне с ним всегда было приятно работать. Он был способен мне объяснить, что я показал и что он увидел.

Я стараюсь следить за российским кино. Доказательство тому то, что я нахожусь здесь

— Вы следите за российским кино? И какую роль вы бы хотели сыграть в нем?

— Меня очень интересует российское кино. Несколько дней назад в Польше я смотрел фильм Кирилла Серебрянникова «Лето». Большое впечатление своей энергией произвел.

Невероятно уважаю Андрея Звягинцева. Ценю любую его картину. Я считаю, что он дает мне большой урок. И не только с художественной точки зрения, но и с нравственной. Я стараюсь следить за российским кино. Доказательство тому то, что я нахожусь здесь.

Сейчас я играю в трех повестях Чехова: «Медведь», «Сватовство», «За кулисами». Я пропагандист российской классики. На польском телевидении три года назад поставил «Ревизора», сам сыграл городничего. Чехова всего переиграл, но произведение всей моей жизни — «Вишневый сад». Студентом я играл Лопахина, потом Яшу, потом Епиходова. Это настолько прекрасное произведение! Меня ждет Гаев и Фирс, дай бог дожить (смеется).

У вас популярен фильм «Даун Хаус»? Я там сыграл с молодым Бондарчуком. Я любил играть в российском кино. «Дежавю» Одесской киностудии. Великолепные актеры. Это потрясающая история. Я мог там позволить себе плохо говорить по-русски, потому что играл американца. (смеется) «Доллары не деньги, рубли давай!»

С Никитой Михалковым играл в фильме «Персона нон грата».

— Как вы решили стать режиссером? Ведь у вас была насыщенная актерская жизнь.

— Я вдруг увидел, что роль актера важна, но она не самая главная. С актером можно сделать многое: из большой роли сделать маленькую, из маленькой — большую, можно поменять голос, а можно вообще роль выкинуть из картины. Была у меня подруга, она сыграла в моем фильме. С мужем пошла на премьеру, а там ее нет. Муж говорит: «И где ты снималась? Что ты делала? С любовником была!» Чуть до развода не дошло (смеется).

По-всякому бывает. Вроде бы ты актер серьезный и твоя роль. Но если ты любишь кино, начинаешь думать: пора брать ответственность за все происходящее. С одной стороны, быть хозяином всего, всей истории. А с другой стороны, я подумал: о чем я хочу рассказать? И вновь возвращается ко мне Кесьлёвский. Я постоянно слышу его слова: «У тебя есть возможность рассказать о себе». Каждая картина — это рассказ о себе, о проблемах, комплексах. Это мои личные рассказы. Это авторское кино. Это меня заинтересовало.

— Вам сложно играть и одновременно быть режиссером?

— Был период, когда я много играл в своих собственных фильмах. Я понял, насколько трудно играть в своих фильмах. В первую очередь — жуткое одиночество! Никто не говорит тебе ничего. Оператор вроде бы смотрит, но он смотрит на свои вещи — на свет, на второй план, нет ли ошибок. Он не скажет, как ты сыграл. Жуткое одиночество. Меня спасало то, что я был сценаристом своих картин. Когда я писал, то старался играть, думать, как я это буду играть. Это немного помогало. Но одиночество чудовищное.

Я сделал семь фильмов, в которых был актером, режиссером и сценаристом. За «Любовные истории» я получил приз в Венеции. Это открыло мне двери на европейские рынки.

ежи штур отношение к россии

Кадр из к/ф «Любовные истории», 1997 год.

— В «Любовных историях» у вас сыграла российская актриса Ирина Алферова. Как она попала к вам в фильм?

— Я написал сценарий, в фильме четыре эпизода. В одном из них рассказывается о поляке-военном, который учился в Москве, как много польских офицеров в то время, он влюбился в русскую женщину. Вдруг в Польше меняется режим, страна начала стремиться флиртовать с НАТО. Трусливый офицер решил завязать с этим романом. Он не отвечает на ее звонки. Она не понимает, почему он перестал отвечать и решает ехать в Польшу, разыскать его и спросить, что с ним случилось. Мои ассистентки, полячки, прочитали сценарий и подняли меня на смех: «Что это за глупость!? Такого быть не может! Какая женщина поедет его искать, чтобы так унизиться… Поехать в другую страну… Быть такого не может!»

Я подумал, может, я, правда, перегнул. Они так меня заклевали. Я организовал в Москве пробные съемки. Русское актерское агентство, с которым мы списались, предложило сразу 15 актрис в возрасте около 40 лет. Они пришли в польское посольство на съемки. Кандидатки все такие заслуженные, что мне даже стыдно было им предлагать учить и произносить текст. И тогда я подумал, что встану за камеру, буду их просто спрашивать: «Если бы вы были сильно влюблены, вы бы поехали в Варшаву искать своего любовника, чтобы узнать, что с ним случилось? Или это бред — женщина из России никогда не поедет?» Помню, Алферова открыла свои огромные глаза и говорит: «Если любит, так поедет…» Естественно! Я подумал: «Ах, вы мудрые польские дамочки! Не знаете русских женщин, которые если любят — все сделают!» (смеется) Ирина Алферова сыграла прекрасно, много каких-то моментов подсказала. Это было отличное сотрудничество.

Правда, она говорила, что поляки не умеют гримировать. Гримеры делали очень хороший, деликатный грим. Она говорила: «Поляки не умеют», и шла делать театральный грим. А я говорил: «Девчонки, сделайте что-нибудь, она же выглядит как статуя!» Полячки какими-то салфетками смоют его, а она увильнет и снова тон наложит. Но у нас был великолепный оператор Павел Эдельман, он делал чудеса света.

ежи штур отношение к россии

Ежи Штур с женой, сыном и дочерью. Фото: @BEATA WIELGOSZ.

— Расскажите о вашей семье. У вас сын и дочь, чем они занимаются?

— Сын (Мацей Штур — прим. АП.) — актер, более популярный чем я. Играет в театре, кино. Даже в России снимался в картине, это был сериал. Дочь — художник-график, много работает.

Жена — скрипачка. Она уже не работает, но у нее свой женский квартет. Она объездила всю Европу. Мы с ней познакомились еще в детском саду. Всякое было. Снова мы встретились уже в институте. Консерватория, где она училась, и театральное училище в Кракове находятся под одной крышей. Я ее увидел спустя столько лет… Мы женаты 40 лет.

«Польские феминистки со мной не разговаривают»

— Мы сами не ожидали, что у картины «Сексмиссия, или Новые амазонки» будет такой успех. Есть страны, где эту картину вообще не поняли. Италия — им вообще не смешно. Немцы смеялись. В Польше ее воспринимают с политической точки зрения. Для поляков это культовая картина. Это разговор напрямую о тоталитарной системе, они были потрясены такой смелостью в то социалистическое время. Но до сих пор я враг для польских феминисток, они со мной не разговаривают. Они считают фильм диким, ужасным.

Картина вошла в историю мирового кино. Я помню, как в центре Кракова, где я живу, в парке ко мне подошла женщина с маленькой дочкой. Она говорит: «Вы меня извините, но дочь хочет вас спросить» — «Да, пожалуйста!» — «А вам больно было, когда вас замораживали?» (смеется) Я понял, что эта картина не исчезнет, дети верят.

ежи штур отношение к россии

Кадр из к/ф «Сексмиссия, или Новые амазонки», 1983 год. Режиссер: Юлиуш Махульский.

Встреча с Тарковским: «Моя ностальгия — это не ваша ностальжи»

— Я помню встречу с режиссером Андреем Тарковским. Он сделал фильм в Италии с Олегом Янковским в главной роли — «Ностальгия». Тарковский потребовал, чтобы название было написано на латыни — «Nostalghia». Это бы заставило итальянцев произносить его, как «ностальгхия», а не «ностальжи», что в итальянском означает «милое воспоминание». И вот в Милане идет пресс-конференция, на которой Тарковский представляет картину. Я узнал о ней и пошел. Итальянский журналист задает первый вопрос: «Что это за выверт такой с названием? Почему вы написали «ностальхия», а не «ностальжи». Он тихо так говорит (он всегда тихо говорил): «Потому что моя ностальгия — это не ваша ностальжи. Ностальгия — это боль, беда… А не вопрос: есть эту пиццу или вспомнить о другой. Когда я это услышал, у меня полились слезы. Он сказал: «Я даже не знаю, поймет ли меня здесь кто-нибудь». И я поднимаю руку: «Я понимаю!» Он меня спрашивает: «Ты откуда, парень?» — «Я из Польши» — «Да, славянин поймет». А потом я подружился с его женой и сыном, которые живут в Италии.

«Большое животное»: прокат в США — о таком можно только мечтать

— Я считаю, что это необычная, удивительная картина. По сценарию Кесьлёвского. Съемки проходили уже после его смерти. Сценарий случайно нашли в музее кинематографии во Франкфурте. Нашел польский режиссер и продюсер Януш Моргенштерн, и он мне предложил этот проект, предложил снять фильм и сыграть в нем главную роль. Это особая работа. Вы не представляете, какой успех она мне принесла! Я выиграл фестиваль в Карловых Варах. А потом — я не мог даже мечтать о таком — фильм купили в прокат в США! На Манхеттене был показ, и Вуди Аллен лично его представлял. Он до сих пор в США в прокате, что для европейской картины считается необычайной редкостью.

ежи штур отношение к россии

Кадр из к/ф «Большое животное», 2000 год.

«Роли не выбирают»: встреча с Папой Римским

— Иоанн Павел II из Кракова. Когда он еще был польским кардиналом, часто посещал наш театр. Давным-давно он ведь сам начинал как актер. Он прекрасно понимал, что такое профессия актера. Часть его харизмы, магнетизма, состояла в том, что он знал эту профессию, знал, как обратиться к толпе. Так получилось, что под конец его епископата меня пригласили к Папе на обед в Ватикане. Он меня когда-то давно видел в спектакле по Адаму Мицкевичу «Дзяды», где я играю Вельзевула. И вот на обеде Папа говорит: «А я вас видел в театре». Не знаю, что ему ответить. Но у него же такое чувство юмора… Я говорю: «Да, но я играл дьявола». А он так через мгновение говорит, а глаза смеются: «Послушайте, роли не выбирают…» И на себя показывает (смеется).

ежи штур отношение к россии

Ежи Штур в фестивальном шатре «Амурской осени». Фото: Маргарита Морозова.

Автобиографическую книгу «Сердечная болезнь» держат в больницах

— Насколько лет назад я очень тяжело заболел. Практически одной ногой был там. И я начал писать книгу, как завещание для детей и близких. Вдруг во время болезни все, кто меня знают, оказали мне невероятную поддержку, писали письма, звонили. Это была невероятная помощь, которая мне показала, что они столько сделали для меня, а я для них и что я еще столько должен отдать.

Врачи эту книгу держат в отделениях в больницах, чтобы она помогала больным как терапевтическое средство. А это мой дневник: сегодня я посмотрел фильм, а вот прочитал статью… Я спросил, чем она помогает, что в ней терапевтического. Они говорят: «Тем, что вы хотели выжить. Что во время борьбы с болезнью хотели что-то прочитать, узнать, увидеть, чем-то поделиться с другими — каким-то мнением, ощущением, болью. Самая большая проблема для пациента — отсутствие боли, надежды». Я понял, что книга способна помогать людям. Когда я это понял, я стал специально так формулировать, чтобы книга выводила на радость, позитив. В ней появились анекдоты. Но это уже было сознательно так скомпоновано. И ведь мне становилось лучше, вот ведь что.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *