и дж локк разрабатывают концепцию общественного договора
Теория общественного договора. Основные положения договорной теории в трудах Т.Гоббса, Дж.Локка,Ж.-Ж.Руссо.
Теория общественного договора является одной из множества концепций происхождения государства. Суть данной теории заключается в том, что люди договорились принять соглашение о превращении своего «естественного состояния» в «состояние гражданское».
Идеи данной концепции появились в учениях раннего буддизма, китайской и древнегреческой философии (Эпикур, Лукреций Кар), философии Средневековья. Однако полностью сформировалась договорная теория в Западной Европе в XVII – XVIII вв.
Основателем теории общественного договора принято считать Г. Грация (1588-1645), который утверждал, что власть не имеет божественного происхождения, а создается людьми «ради права и общей пользы».
Договорную теорию развивали в своих трудах Т. Гоббс (1588 – 1679), Дж. Локк (1632-1704), Ж.-Ж. Руссо (1712-1778) и другие мыслители.
Договорная теория Т.Гоббса
Т. Гоббс в своем труде «Левиафан» указывал на то, что люди, находясь в своем «естественном состоянии», прибывали в положении «войны всех против всех».
Естественное состояние общества Гоббс определил как исключительно индивидуалистическое,поскольку в таком состоянии люди равны между собой, свободны и независимы друг от друга, а по своей естественной природе к тому же являются существами эгоистичными, всегда действующими из соображений собственной выгоды и безопасности. И для того, чтобы обезопасить себя, они решили заключить договор, по которому отказываются от полной индивидуальной свободы в пользу государства, обеспечивающего социальный порядок.
Задачами такого государства должны быть безопасность, стабильность и процветание его народа.
Теория общественного договора Дж.Локка
Договорное происхождение государства интерпретируются Дж. Локком в духе новых в то время идей либерализма. В своем труде «Два трактата о правлении» Локк указывал на то, что в догосударственном состоянии царит естественный закон, который, выражая разумность человеческой природы, нуждается в мире и безопасности для всего человечества. Человек, защищая свою жизнь, свободу, собственность, в естественном состоянии имеет право наказывать нарушителей этого закона. Однако средств защиты недостаточно для обеспечения безопасной жизни, поэтому попытки преодолеть недостатки естественного состояния приводят к заключению общественного договора о создании государства.
Таким образом, государство представляет собой «совокупность людей, которые соединились на почве ими же установленного общего закона и создавших судебную инстанцию, которая должна улаживать конфликты между ними и наказывать преступников». Законы, которые создаются в государстве, должны соответствовать естественному закону (не наносить вреда другому) и предусматривать естественные и неотъемлемые права и свободы человека.
Положения договорной теории в трудах Ж.-Ж.Руссо
Ж.-Ж. Руссо в свое работе «Об общественном договоре» считал, что государство должно защищать личность и имущество каждого из членов общества. Именно поэтому люди вступают в договорные отношения с ним. Граждане имеют право расторгнуть договор, если государство злоупотребляет властью и пытается установить свою диктатуру с помощью революции.
Руссо рассуждает об ограничении естественного состояния в целях полезности, которую принесет объединение на основе общественного договора. Польза заключается в следовании «общей воле», приоритете общественных интересов над частными.
Так же Руссо высказал идею того, что каждое политическое устройство должно быть оценено в зависимости от социально-политического положения его народа.
Многие ученые критикуют Ролза за простоту его суждений, указывая, что люди, пребывающие в «природном состоянии», вряд ли могли бы сделать выбор между равенством или неравенством.
Теория общественного договора является попыткой объяснить природу государственной власти, отношения «согласия (консенсуса)» и «принуждения», а так же основу социального порядка, который организовывает общественную жизнь людей. Договорная теория относится к утилитаристским концепциям, которые утверждают, что социальный порядок отвечает интересам всех членов общества.
Существование различных подходов к вопросу происхождения государства говорит о том, что эта проблема остается актуальной до сих пор.
Что значит общественный договор. Простыми словами
Впервые о государстве как результате договора между людьми заговорили древнегреческий философ Эпикур и римлянин Лукреций Кар. Полноценная теория общественного договора возникла в XVII веке: с ее помощью философы объясняли возникновение государства и законов, отвергая религиозную идею о божественном происхождении власти.
Сторонниками этой теории были философы Гуго Гроций, Томас Гоббс, Джон Локк, Бенедикт Спиноза, Дени Дидро, Жан-Жак-Руссо.
Теория общественного договора: Руссо, Гоббс и Локк
«Левиафан» Томаса Гоббса. Гравюра Абрахама Босса
У всех людей есть естественные права, писал философ: право на жизнь, на свободу, на собственность. Для защиты этих прав люди объединяются, создавая государство. Законы же могут иметь силу, только если они направлены на достижение общественного блага.
Джон Локк. Портрет кисти Германа Верелста
Человек от природы свободен, но в современном мире оказался «в цепях», писал Руссо. Исправить это состояние призван общественный договор. Каждый отказывается от собственных прав ради общественного блага, и в результате все обретают настоящую свободу, объяснял философ свою идею. Верховная власть выступает за общее благо, поэтому имеет право на личность, имущество и свободу каждого из граждан.
Руссо считал, что верховная власть народа неделима, поэтому отрицал разделение властей. Политических партий также быть не должно, считал он.
Жан-Жак Руссо. Портрет работы Гарнерэ. Источник: Universal History Archive / Getty Images
Справедливость
Общественный договор
Что справедливее — республика или монархия? Разбираемся в теориях государственного устройства.
Начинаем говорить о справедливом государстве. Рассмотрим разные виды контрактуализма — теории общественного договора.
💁🏻♂️ Томас Гоббс (1588–1679), английский философ, теоретик общества и государства был первым, кто достаточно полно развил концепцию общественного договора.
😨 Люди заключили общественный договор из страха. В 1651 году Гоббс публикует труд «Левиафан», в котором пишет, что вначале естественным состоянием жизни людей была война всех против всех. Из страха и стремления к безопасности все люди договорились обменять часть своей свободы на гарантию безопасности и порядка. Так учреждается государство. Государство оказывается суверенным, то есть ему дается право вводить законы и управлять, чтобы гарантировать порядок и безопасность. Если суверен не выполняет свою часть договора, например, король не может обеспечить порядок и безопасность, народ получает моральное и юридическое право его свергнуть.
💀 Исторический контекст. Гоббс жил в эпоху английской революции, в ходе гражданских войн король Карл I Стюарт потерпел поражение, был пойман, племен и по решению парламента обезглавлен в 1649 году. Это был первый пример в европейской истории, когда действующего короля свергли и обезглавили. Парламент объявил генералом революционной армии Оливера Кромвеля, а позднее дал ему полномочия лорда-протектора, то есть формально, он стал сувереном.
👑 Правильная форма государства — это абсолютная монархия. Концепция общественного договора Томаса Гоббса сильно привязана к историческим реалиям. Она объясняет, что, если нет безопасности, короля можно свергнуть. Гоббс считает, что самая правильная форма государства — это абсолютная монархия.
Обложка книги Томаса Гоббса «Левиафан».
Гигантская фигура составлена из тысяч людей, в руках она держит символы светской и духовной власти — меч и епископский жезл.
Рассмотрим еще одну теорию общественного договора, предложенную Джоном Локком.
💁🏻♂️ Джон Локк (1632–1704), английский философ и политический мыслитель, описал свою теорию общественного договора в труде «Два трактата о государственном правлении».
🤗 Люди заключили общественный договор из желания общего блага. Если у Томаса Гоббса никаких естественных прав до заключения договора у индивидов не было, то у Локка даже до образования государства индивиды могли договариваться о чем-то друг с другом и обладали естественными правами, а именно правом на жизнь, собственность и стремление к счастью. Локк представлял гражданское общество как систему личных взаимоотношений между индивидами, которая существовала еще до появления государства. Согласно Локку, люди заключали общественный договор не из страха, а из желания общего блага.
📜 Правильная форма государства — либеральная монархия. Власть монарха в концепции Локка более хрупкая, чем в концепции Гоббса. Согласно Локку, в пользу государства отчуждаются лишь отдельные права, то есть полномочия государя здесь гораздо меньше. У Локка — либеральная монархия, ограниченная парламентом и конституцией, а чтобы свергнуть монарха достаточно, чтобы он, например, посягал на жизнь и собственность граждан.
Еще один вариант общественного договора предложил Жан-Жак Руссо.
💁🏻♂️ Жан-Жак Руссо (1712–1778) — французский просветитель, философ и писатель, композитор. Свою концепцию общественного договора он описал в трактате «Об общественном договоре». В отличие от Локка, Руссо считает, что в естественном состоянии у людей не было собственности.
🥴 Государство испортило благородного дикаря. Локк полагал, что в естественном состоянии до появления государства люди были благородными дикарями, детьми природы. Они органично чувствовали свою связь с природой и друг с другом, поступали исходя из альтруизма и были способны на благородные жесты. Концепция благородного дикаря Жан-Жака Руссо сильно идеализирует реальных туземцев, с которыми европейцы сталкивались. Но он делал это для того, чтобы обосновать, что еще до государства у людей были благородные моральные качества. А с появлением государства появилась частная собственность и государство встало на защиту частной собственности, появилась классовое расслоение. Так государство испортило людей, отношения между людьми в государстве перестали быть такими же органичными и простыми, какими они были в природе.
🇫🇷 Справедливое государство — суверенная либеральная республика. Согласно Руссо, справедливое государство должно максимально выражать волю и власть народа в целом. С точки зрения Жан-Жака Руссо, самое справедливое государство — суверенная либеральная республика. Именно эти идеи Руссо подготовили почву для Великой французской революции, которая происходит в 1792 году под лозунгами «Свобода, равенство, братство». «Свобода, равенство, братство» — именно так Руссо представлял человечество в естественном состоянии. Такой порядок был искажен из-за несправедливо учрежденных государств, основанных на насилии и частной собственности. Революция, свергающая эти неправильные, монархические государства, должна была вернуть людей к более естественному состоянию.
Общественный договор как основа политической концепции Дж.Локка
Дата публикации: 07.12.2015 2015-12-07
Статья просмотрена: 1375 раз
Библиографическое описание:
Мельниченко, А. А. Общественный договор как основа политической концепции Дж.Локка / А. А. Мельниченко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 24 (104). — С. 1182-1184. — URL: https://moluch.ru/archive/104/22342/ (дата обращения: 24.11.2021).
Помимо теоретико-метологических исследований, Дж. Локк известен также как автор общественно-политической концепции. Особенно ярко она выражается в работе “Два трактата о правлении” (1679–1681 гг.), где Локк ставит перед собой две цели:
В этой работе сосредоточенно внимание на теории абсолютизма феодального правления, исходящей из некоторых аспектов теории Т.Гоббса. Как и у Гоббса, ключевым понятием теории гражданского общества есть понятие природного права, в основе которого заложен природный закон. Государство Локк рассматривает как результат договора между людьми. Договор выступает единственным законным источником и основой политической власти: «Поскольку люди, по природе свободны, равны и независимы, то никто не может быть выведен из этого состояния и подчинен политической власти другого без своего собственного согласия. Единственный путь, посредством которого любой отказывается от своей естественной свободы и надевает на себя узы гражданского общества, — это соглашение с другими людьми об объединении в сообщество для того, чтобы удобно, благополучно и мирно совместно жить, спокойно пользуясь своей собственностью и находясь в большей безопасности, чем кто-либо, кто не является членом общества » [1].
По мнению Локка элементы социального договора являются началом для обозначения этики, морали и пути к счастью. Реализация общественного договора, в гражданском обществе предполагает природную равность людей общества. Локк говорит, что человеческий разум требует согласовывать свои интересы с интересами других людей. Но, недостатком естественного состояния является то, что отсутствует механизм, который бы обеспечил справедливое использование человеком своих естественных прав. Именно для создания такого механизма благоустройства жизни, надежного обеспечения свободы и собственности, — люди заключают социальный договор. То есть, создание государства — это, по мнению мыслителя, скорее акт разума, чем проявление крайней необходимости. Объединившись в политическое сообщество, люди отказываются от принадлежащего им ранее права самостоятельно обеспечивать выполнение законов природы в пользу государства, но они ни в коей мере не отказываются от своих естественных прав. Поэтому цель государства — общее благо. Политическая общность создается для того, чтобы лучше гарантировать свободу и возможность пользоваться своими естественными правами.
Поскольку общественный договор заключается ради лучшего обеспечения естественных прав, он наделяет власть четко определенными правами и обязанностями, которые она не должна превышать. Власть не может покушаться на неотчуждаемые права граждан. Среди которых одним из главных является право собственности, и любое посягательство (лишение части собственности, увеличение налогов) является проявлением деспотизма. Так же, неотъемлемым правом человека Локк считал свободу мысли, поскольку в сфере суждений каждый имеет абсолютную власть для себя.
Именно для предотвращения превышения государственной властью своих полномочий Локк разработал особый конституционный механизм. Важным компонентом в нем является принцип разделения властей и законность. Чтобы не допустить концентрации власти и злоупотребления ею, Локк предлагает не объединять законодательную и исполнительную власть и подчинить законодателя им же созданным законам, осуществляемым исполнительной властью: сам законодатель при создании закона не должен нарушать естественных законов. Это один из важнейших принципов Локка, и он оказал большое влияние на дальнейшую политическую и правовую мысль, стал одним из главных принципов правового государства.
Реализация главной цели политического сообщества, обеспечение свободы и соблюдения законности, по мнению Локка, требуют разграничения властных полномочий государства и разделения их между различными государственными органами. Локк относится к власти как к сложному механизму. Он различает: законодательную власть, которая должна принадлежать только общенациональном представительному органу — парламенту (он периодически собирается для принятия законов, но не вмешивается в их выполнение); исполнительную власть, которая должна принадлежать королю (который руководит воплощением законов в жизнь, назначает министров, судей и других должностных лиц); союзная или федеральная — это власть, ведающая вопросами войны, мира и отношений с другими государствами, осуществляют ее король и кабинет министров.
Важной гарантией обеспечения прав человека, чтобы не допустить злоупотребления со стороны власти, является расторжение народом договора с правительством. Сохранение такого средства, как чрезвычайной меры контроля над правительством со стороны народа, объясняется тем, что, вручая высокую, т. е. законодательную, власть, народ не лишается суверенитета. Народ может отстранять или изменять состав законодательного органа если законодательная власть действует вопреки делигированному ей доверию. Отсюда — право народа на восстание для восстановления нарушенной правительством свободы (восстание не может быть делом меньшинства). Признание этого права является дополнительной гарантией сохранения гражданского общества. Локк верил в здравый смысл суверенного народа и объявлял его единственным судьей в вопросе о том, действует ли власть в соответствии с выявленным ей доверием.
Итак, Локк сформировал политические принципы, которые легли в основу всех демократических правовых государств мира. Его можно считать основоположником либерализма и современного конституционализма, ведь радикальные теории естественного права повлияли на идеологию американской и французской революций.
Общественный договор
Из Википедии — свободной энциклопедии
Обще́ственный догово́р (социа́льный контра́кт) — понятие общественного договора подразумевает, что люди частично откажутся от своих суверенных прав в пользу государства, чтобы обеспечивать свои интересы через его посредство. Общественный договор и означает тем самым соглашение, достигаемое гражданами по вопросам правил и принципов государственного управления с соответствующим им правовым оформлением.
В соответствии с главным принципом теорий общественного договора, легитимный государственный орган формируется на основе принудительного согласия управляемых. Исходное положение для большинства этих теорий — исследование условий человеческого существования, отсутствующих в так называемом «естественном состоянии», когда люди самостоятельно следуют личной выгоде. Исходя из этого исходного положения, сторонники теории общественного договора по-разному объясняют, почему разумный человек, следуя своему личному интересу, должен добровольно отказаться от свободы, которой каждый обладает в «естественном» состоянии.
Томас Гоббс (1651), Джон Локк (1689) и Жан-Жак Руссо (1762) являются наиболее известными представителями теории общественного договора. Они сделали очень разные выводы из исходного положения теории общественного договора. Гоббс защищал абсолютную монархию, Локк защищал либеральную монархию, Руссо защищал либеральный республиканизм.
Их работа обеспечивала теоретическую основу конституционной монархии, либеральной демократии и республиканизма. Общественный договор использовался в Декларации независимости США как принцип соблюдения демократии, а позже был интерпретирован применительно к современным условиям такими теоретиками, как Джон Роулз.