и мораль и право являются социальными регуляторами
И мораль и право являются социальными регуляторами
Какую роль право и мораль играют в жизни индивида? Используя содержание текста, приведите три позиции.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Право и мораль как важнейшие элементы ценностной ориентации человека не могли бы ни возникнуть, ни существовать, если бы человек не был наделён свободной волей. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться к сложному и изменчивому миру общественных отношений.
Право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида. Вместе с тем они выступают как «мерила» этой свободы, определяя границы свободного поведения личности. Но в этой общности уже заложены свойства, определяющие специфику права и морали. Право выступает в качестве формальной конкретно-исторически обусловленной меры свободы.
Различие характера свободы в правовой и нравственной сферах определяет и различия в характере правовой и нравственной ответственности. Различия в правовой и моральной ответственности состоят в характере мотивации; в различии правовых и моральных санкций и оценочных категорий, лежащих в их основе; в различии субъектов, применяющих эти санкции.
Нельзя рассматривать в качестве абсолютного и такой признак отличия правовых санкций от моральных, как формальная их определённость. Исследования этнографов показывают, что зачастую моральные запреты имели фиксированную шкалу санкций.
Специфика правовых санкций состоит не в их жёсткости и формальной определённости, а в способах обеспечения, которые неразрывно связаны с государством, располагающим особым набором средств и институтов, способных принуждать к соблюдению правовых норм.
И мораль и право являются социальными регуляторами
Автор считает, что «право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида». Согласны ли Вы с этим мнением? Выскажите свою позицию. С опорой на текст и обществоведческие знания приведите три аргумента (объяснения) в защиту своей позиции.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Право и мораль как важнейшие элементы ценностной ориентации человека не могли бы ни возникнуть, ни существовать, если бы человек не был наделён свободной волей. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться к сложному и изменчивому миру общественных отношений.
Право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида. Вместе с тем они выступают как «мерила» этой свободы, определяя границы свободного поведения личности. Но в этой общности уже заложены свойства, определяющие специфику права и морали. Право выступает в качестве формальной конкретно-исторически обусловленной меры свободы.
Различие характера свободы в правовой и нравственной сферах определяет и различия в характере правовой и нравственной ответственности. Различия в правовой и моральной ответственности состоят в характере мотивации; в различии правовых и моральных санкций и оценочных категорий, лежащих в их основе; в различии субъектов, применяющих эти санкции.
Нельзя рассматривать в качестве абсолютного и такой признак отличия правовых санкций от моральных, как формальная их определённость. Исследования этнографов показывают, что зачастую моральные запреты имели фиксированную шкалу санкций.
Специфика правовых санкций состоит не в их жёсткости и формальной определённости, а в способах обеспечения, которые неразрывно связаны с государством, располагающим особым набором средств и институтов, способных принуждать к соблюдению правовых норм.
Вопрос 38. Мораль и право как основные социальные регуляторы, их соотношение
Право и мораль являются главными социальными регуляторами.
Право – это система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и обеспечиваемых государством и опирающийся на них порядок регулирования социальных отношений.
В литературе по этике мораль (нравственность) определяется как форма общественного сознания, отражающая социальную действительность в виде специфических, исторически обусловленных представлений о добре и зле, которые закрепляются в сознании людей в виде принципов, норм, идеалов, призванных регулировать поведение людей в целях сохранения и развитая общества как целого.
При рассмотрении соотношения права и морали следует исходить из четырех аспектов: общие черты, различия, взаимодействие, противоречия.
Общие черты. Право и мораль – явления нормативные, содержат общие правила поведения, возникают в соответствии с волей и сознанием людей, регулируют общественные отношения, соответствуют типу культуры и социальной организации общества.
Различия. Мораль и право различаются по следующим позициям.
1. Мораль исходит от общества. Право формируется государством, субъектами правотворческой деятельности.
2. Мораль складывается в сознании людей, она не институционализирована. Право оформляется в официальных письменных источниках: нормативных актах, юридических прецедентах и т. п.
3. Мораль – это принципы, представления, оценки поведения людей. Право обладает свойством формальной определенности, определяет вид и меру возможного, вид и меру обязанного поведения, вид и меру неблагоприятных последствий в случаях правонарушений.
4. К моральным критериям оценок относятся добро и зло, честь и бесчестие, справедливость и несправедливость. Правовые – правомерность и противоправность, наказуемость, подсудность и др.
5. Нормы морали начинают действовать по мере их осознания, освоения и принятия людьми с учетом сохраняющихся различий в моральных оценках. Нормы права вступают в действие, приобретают юридическую силу в строго определенное законодательством время и независимо от субъективного отношения к ним субъектов права.
6. Стержневая ценность морали состоит в самоограничении индивида (В. Гумбольдт, И. Кант). Основной постулат морали, ее золотое правило – «Поступай с другими так, как ты желаешь, чтобы другие поступали с тобой».
В праве стержневая ценность состоит в законодательном самоограничении государства.
7. Сферы регулирования морали и права пересекаются, но не совпадают.
8. Мораль обеспечивается, прежде всего, внутренней самооценкой (совестью), а также неблагоприятной реакцией окружения (обществом). Право обеспечивается силой государственного принуждения.
Взаимодействие. Мораль и право взаимодействуют:
1. Имеют совместный предмет регулирования в части, не касающейся несовпадения.
2. Моральные оценки проникают в право, правовое регулирование, юридическую практику через правосознание.
3. В процессе реформирования правовой системы мораль может рассматриваться как критерий правового.
4. Право через стимулы, ограничения может способствовать формированию новых моральных ценностей, восстановлению чувства достоинства, чести, автономности, самодостаточности.
Взаимодействие права и моральных оценок является средством снятия противоречий между ними.
Противоречия. Мораль предъявляет более высокие требования к поведению людей, чем право. Что объясняется разными критериями оценки одних и тех же поступков. Мораль, например, в принципе отвергает подслушивание чужих переговоров, вскрытие почты. Право же позволяет делать это в определенных ситуациях: например, в качестве меры оперативно-розыскной деятельности в уголовном процессе.
Еще одно противоречие связано с неравномерностью социального, развития, которое приводит то к опережению, то к отставанию одного регулятора от другого. Например, в постсоветской России правовой институт частной собственности утвердился быстрее, чем опирающаяся на данный институт мораль.
И мораль и право являются социальными регуляторами
В чём, по мнению автора, состоят различия правовой и моральной ответственности? С опорой на текст укажите три различия. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «правовая норма».
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
Право и мораль как социальные регуляторы неизменно имеют дело с проблемами свободной воли индивида и его ответственности за свои действия. Право и мораль как важнейшие элементы ценностной ориентации человека не могли бы ни возникнуть, ни существовать, если бы человек не был наделён свободной волей. Они обращены к разуму и воле человека, помогая ему адаптироваться к сложному и изменчивому миру общественных отношений.
Право и мораль всегда обращены к свободной воле индивида. Вместе с тем они выступают как «мерила» этой свободы, определяя границы свободного поведения личности. Но в этой общности уже заложены свойства, определяющие специфику права и морали. Право выступает в качестве формальной конкретно-исторически обусловленной меры свободы.
Различие характера свободы в правовой и нравственной сферах определяет и различия в характере правовой и нравственной ответственности. Различия в правовой и моральной ответственности состоят в характере мотивации; в различии правовых и моральных санкций и оценочных категорий, лежащих в их основе; в различии субъектов, применяющих эти санкции.
Нельзя рассматривать в качестве абсолютного и такой признак отличия правовых санкций от моральных, как формальная их определённость. Исследования этнографов показывают, что зачастую моральные запреты имели фиксированную шкалу санкций.
Специфика правовых санкций состоит не в их жёсткости и формальной определённости, а в способах обеспечения, которые неразрывно связаны с государством, располагающим особым набором средств и институтов, способных принуждать к соблюдению правовых норм.
Тест по обществознанию для 10 класса (Базовый уровень) «Мораль. Религия.»
1. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Мораль, как и право, является социальным регулятором.
Б. За нарушение норм морали предполагаются санкции государства.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
2. Мораль не выполняет такую социальную функцию, как
1) регуляторная 2) правоохранительная
3) ценностно-ориентационная 4) социализирующая
3. Источниками какого типа мировоззрения являются Библия, Талмуд и Коран?
1) научное мировоззрение 2) религиозное мировоззрение
3) обыденное мировоззрение 4) официальная доктрина
4. Осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями называется
1) верой 2) долгом 3) убеждением 4) совестью
5. Выберите верное утверждение.
1) убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения
2) убеждения присущи только человеку с научным типом мировоззрения
3) убеждения присущи только человеку с обыденным типом мировоззрения
4) убеждения присущи человеку только с религиозным типом мировоззрения
6. Центральными в этике являются понятия
1) общего и частного 2) добра и зла
3) абсолютного и относительного 4) идеального и материального
7. Крайняя форма религиозной нетерпимости
1) экуменизм 2) атеизм 3) фанатизм 4) деизм
8. Система взглядов человека на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе
1) идеал 2) убеждение 3) мировоззрение 4) интеллект
9. Выберите верное высказывание
1) государственной религией России является православие
2) государственными религиями России являются православие и христианство
3) государственными религиями России являются православие, ислам и иудаизм
4) в России нет государственной религии
10. Совершенством, высшей целью человеческих стремлений, представлением о высших моральных требованиях является
1) идеал 2) ценность 3) право 4) религия
11. Какой признак из названных не характеризует обыденное мировоззрение?
1) формируется стихийно
2) опирается на жизненный опыт человека
3) недостаточно использует опыт других людей
4) имеет тесную связь с мировым культурным наследием
12. Какой признак из названных не характеризует религиозное мировоззрение?
1) стремится дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей
2) опирается на жизненный опыт человека
3) ориентировано на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека
4) имеет тесную связь с мировым культурным наследием
13. Систематизация вероучения той или иной религии
1) теология 2) теодицея 3) теогония 4) деизм
14. Мировой религией является
1) буддизм 2) индуизм 3) синтоизм 4) иудаизм
15. Самой древней мировой религией является
1) христианство 2) буддизм 3) иудаизм 4) ислам
1. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Мораль, как и право, является социальным регулятором.
Б. За нарушение норм морали предполагаются санкции государства.
1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны
2. Мораль не выполняет такую социальную функцию, как
1) регуляторная 2) правоохранительная
3) ценностно-ориентационная 4) социализирующая
3. Источниками какого типа мировоззрения являются Библия, Талмуд и Коран?
1) научное мировоззрение 2) религиозное мировоззрение
3) обыденное мировоззрение 4) официальная доктрина
4. Осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями называется
1) верой 2) долгом 3) убеждением 4) совестью
5. Выберите верное утверждение.
1) убеждения присущи человеку с любым типом мировоззрения
2) убеждения присущи только человеку с научным типом мировоззрения
3) убеждения присущи только человеку с обыденным типом мировоззрения
4) убеждения присущи человеку только с религиозным типом мировоззрения
6. Центральными в этике являются понятия
1) общего и частного 2) добра и зла
3) абсолютного и относительного 4) идеального и материального
7. Крайняя форма религиозной нетерпимости
1) экуменизм 2) атеизм 3) фанатизм 4) деизм
8. Система взглядов человека на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе
1) идеал 2) убеждение 3) мировоззрение 4) интеллект
9. Выберите верное высказывание
1) государственной религией России является православие
2) государственными религиями России являются православие и христианство
3) государственными религиями России являются православие, ислам и иудаизм
4) в России нет государственной религии
10. Совершенством, высшей целью человеческих стремлений, представлением о высших моральных требованиях является
1) идеал 2) ценность 3) право 4) религия
11. Какой признак из названных не характеризует обыденное мировоззрение?
1) формируется стихийно
2) опирается на жизненный опыт человека
3) недостаточно использует опыт других людей
4) имеет тесную связь с мировым культурным наследием
12. Какой признак из названных не характеризует религиозное мировоззрение?
1) стремится дать человеку веру в возможность достижения поставленных целей
2) опирается на жизненный опыт человека
3) ориентировано на решение проблем, связанных с духовными потребностями человека
4) имеет тесную связь с мировым культурным наследием
13. Систематизация вероучения той или иной религии
1) теология 2) теодицея 3) теогония 4) деизм
14. Мировой религией является
1) буддизм 2) индуизм 3) синтоизм 4) иудаизм
15. Самой древней мировой религией является
1) христианство 2) буддизм 3) иудаизм 4) ислам