идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества личности специалиста

Модель специалиста

идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества личности специалиста идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества личности специалиста идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества личности специалиста идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества личности специалиста

идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества личности специалиста

идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества личности специалиста

Человек в труде по мере совершенствования из простого исполнителя, работника превращается в субъекта труда, ставящего и реализующего свои цели в труде, далее в специалиста, квалифицированно выполняющего труд на основе специальной подготовки, позднее в профессионала, осуществляющего свой труд на основе его высоких стандартов; иногда человек развивается и дальше, становясь творцом, новатором в труде, обогащая опыт профессии.

Общество стремится как можно большее число работников сделать специалистами, дать им профессиональное образование, специальную подготовку. В психологии труда разрабатывается модель специалиста – как отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества.

– модель специалиста (работающего, функционирующего);

– модель подготовки специалиста; считается, что модель подготовки строится для организации профессионального обучения и исходит из модели специалиста.

При построении модели специалиста возможны варианты:

– модель деятельности специалиста, куда может входить описание видов профессиональной деятельности, сферы и структуры профессиональной деятельности, ситуаций профессиональной деятельности и способов их решения, в том числе типовые, профессиональные задачи и функции, профессиональные затруднения, типичные учреждения и рабочие места;

– модель личности специалиста, куда включаются необходимые качества и свойства работника. Модель личности специалиста – это описание совокупности его качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач, возникающих в производственной сфере, а также самообучение и саморазвитие работника.

В целом модель специалиста может включать следующие компоненты:

– профессиограмму как описание психологических норм и требований к деятельности и личности специалиста;

– профессионально-должностные требования (ПДТ) – описание конкретного содержания деятельности специалиста, определяющего, что и как он должен делать при решении профессиональных задач в условиях конкретной должности. ПДТ содержит перечисление минимума профессиональных умений, которыми должен владеть специалист для обеспечения необходимого уровня профессиональной деятельности (см. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника Должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»»);

– квалификационный профиль – сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты.

Описанная структура модели специалиста является одной из возможных, разные исследователи в зависимости от своего подхода строят различные ее варианты.

Из трех названных компонентов модели специалиста составление профессиограммы в особой мере требует участия психолога. Другие компоненты-должностные требования, квалификационные разряды-устанавливаются за пределами психологии, в рамках соответствующей отрасли.

Остановимся более подробно на профессиограмме.

Профессиограмма это – научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника.

Профессиограмма – это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на «среднем» уровне. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем профессиограмма – это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии.

идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества личности специалиста

Обратимся к более подробному содержанию профессиограммы. Профессиограмма включает трудограмму и психограмму.

Трудограмма (описание труда в профессии).

1. Предназначение, «миссия» профессии, ее роль в обществе (производство материальных товаров или идей, оказание услуг в разных социальных сферах; сбор, хранение и передача информации и др.), направленность на человека.

2. Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения).

3. Предмет труда в профессии – стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда (материальные предметы, идеальные предметы – культура, информация, индивидуальное или общественное сознание людей, предметы натуральные в контексте природы и искусственные, созданные человеком.).

4. Профессиональные знания как совокупность сведений о сторонах труда в профессии.

5. Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, технологии, техники, применяемые в данной профессии для успешного достижения результата; степень их развернутости, обобщенности, автоматизированности.

6. Средства труда – стороны окружающей действительности (материальные и идеальные объекты), которые человек использует для воздействия на предмет труда при реализации своих целей, для получения нужного продукта труда. К средствам труда относятся реальные инструменты, приборы, компьютеры, оргтехника, а также знаковые средства и системы правил логического мышления, моральной и эстетической оценки и др. Предмет и средства труда могут меняться местами даже в рамках одной профессии.

7. Условия труда: режим труда и отдыха, возможности их варьирования; характеристика социального окружения; санитарно-гигиенические факторы труда; интенсивность, темп труда и продолжительность нагрузки; рабочее место, рабочий пост.

8. Организация и кооперация труда: формы индивидуальной, совместной, групповой деятельности, преобладающие в данной профессии; виды профессионального общения и позиции в нем, обмен средствами и продуктами труда между его участниками; нормы выполнения и сроки; субординация и иерархия подчинения, социальный статус и должности в рамках профессии.

9. Продукт труда (или его результат) – те качественные и количественные изменения, которые человек привносит в предмет труда; критерии оценки результата труда, степень заданности результата труда, его более или менее жесткая регламентация (от исполнительного труда к творчеству).

10. Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в данной профессии, категории и их оплата.

11. Права представителя данной профессии: психологическая и социальная безопасность, наличие благоприятного микроклимата в профессиональной среде; социальные гарантии, размеры оплаты труда и отпуска, охрана труда; допустимость индивидуального стиля выполнения трудовой деятельности и индивидуального варьирования операций; возможность повышения квалификации, переподготовки на смежные профессии; формы служебного продвижения и поощрения профессионального роста.

12. Обязанности представителя данной профессии: владение профессиональной компетентностью, знание этических норм профессионального поведения (духовность в общении с коллегами); соблюдение профессиональной и служебной тайны в работе с людьми; умелое ведение документации; ограничения (чего не следует делать в профессии никогда). Должностные функциональные обязанности (что и как должен делать человек данной профессии в условиях конкретной должности в том или ином учреждении).

13. Позитивное влияние данной профессии на человека: возможность личностной самореализации, векторы и возможная динамика внутреннего роста; возможность развития индивидуальности и личности средствами этой профессии, принадлежность к определенной профессиональной общности, социальному кругу.

14. Негативные стороны профессии: зоны и типы трудностей и ошибок, возможные материальные и нравственные потери, наличие экстремальных и стрессовых ситуаций, резкая смена ситуаций или паузы, монотония, ограничения времени, дефицит информации или информационная перегрузка; возможность аварийных ситуаций, профессиональной деформации личности и другие психологические вредности; отсутствие профессионального роста; виды нареканий («штрафов») за низкую эффективность, за нарушение этических норм.

Психограмма (описание человека труда в профессии).

Психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде. Сюда относятся:

– характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста:

1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции.

2. Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.

3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.

4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.

– характеристики операциональной сферы специалиста:

5. Психологические знания о труде, о профессии.

6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).

7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту.

8. Профессиональное мышление, в том числе творческость, возможность обогатить опыт профессии.

9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста.

10. Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может бьиь компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере.

11. Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

В заключении к профессиограмме целесообразно указать возможные пути профессионального обучения и переобучения, тренируемости и упражняемости отдельных психологических качеств, пути переделки, компенсации и реабилитации, пути повышения квалификации и переквалификации, переориентации в рамках данной профессии (с учетом индивидуальных особенностей человека) и переподготовки на другую профессию или специальность.

Источник

Построение психограммы специалиста в сфере управления персоналом — Составление профессиограмм, психограмм, карт компетенций

Организационное поведение и управление персоналом в наше время стало возможным благодаря изучению структуры и особенностей каждой профессиональной сферы деятельности. Наиболее важную роль играют профессиограмма и психограмма.

Термин «профессиограмма» этимологически состоит из латинского слова «professio» — «специальность», «профессия» и греческого «gramma» — «запись» и подразумевает описание структуры и характеристик каждой профессиональной деятельности, а также социально-экономических, производственных, технических и психофизиологических условий и требований, которые профессия предъявляет к человеку.

Профессиональный профиль позволяет наиболее эффективно выполнять профессиональные требования, создавать условия для личностного развития работника и приобретения необходимого обществу продукта. Здесь же показаны возможные пути приобретения психологических качеств, профессионального образования и подготовки, повышения квалификации и переподготовки, а также переориентации, если это необходимо для той или иной профессии. Из этого следует, что профессиональный профиль должен отражать перечень качеств человека, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности и которые стоят на пути успешного выполнения деятельности и определяют индивидуальность специалиста.

Термин «психограмма» происходит от греческих слов «psyche» — душа и «gramma» — «письмо» и трактуется как графическое представление результатов исследования психической деятельности индивида с помощью серии тестов для визуального сравнения результатов разных индивидов.

Психограмма является частью профессиограммы, поскольку характеризует основные требования, предъявляемые специальностью или профессией к психологическим характеристикам работника. Его объем и содержание определяются основными задачами профессионального обучения, выбора профессии, профориентации, а также перевода сотрудников и другими элементами кадровой политики в организации.

В свою очередь, психограмма добровольца должна учитывать следующие факторы:

Открытость — терпимость к другим, но без чрезмерной уступчивости. Слушать и учитывать аргументы других, даже если они не согласны с собственными взглядами. Открытость для других, стремление к контакту, дружелюбие и способность вызывать симпатию. Его или ее поведение должно отражать хорошее воспитание и умение вести себя прилично.

Способность быть энергичным и выносливым — добровольцы должны проявлять настойчивость в сложных ситуациях и с энтузиазмом относиться к своим задачам и людям. Должен обладать сильным чувством цели и уметь увлечь за собой других.

Так, исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что психограмма волонтера вобрала в себя характеристики многих социальных профессий: социального педагога, социального работника, менеджера по персоналу, психолога и многих других, но при этом не потеряв специфику применения и сохранив основополагающий аспект волонтёрства — бескорыстную помощь уязвимым членам общества.

идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества личности специалиста

идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества личности специалиста

Составление профессиограмм, психограмм, карт компетенций

Профессиограмма — это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и характеристикам личности специалиста, позволяющие ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый обществу продукт и одновременно создавать условия для развития личности самого работника.

Профессиограмма — это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в определенной области.

Психограмма — это характеристика требований, которые профессия предъявляет к психологическим качествам человека; портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеряемых характеристик.

Компетентность — это набор поведенческих характеристик, которые необходимы сотруднику для успешного выполнения определенной работы.

Компетенции — это значимые характеристики (черты) сотрудников, которые способствуют успеху на работе в конкретной организации (организационные компетенции) и на конкретной должности.

Карта компетенций (другие названия: Occupational Portrait, Portrait of an Ideal Employee, Competency Model, Competency Matrix) представляет собой личностные характеристики человека, его способность выполнять определенные функции, поведение и социальные роли.

Профессионально важные качества — индивидуальные характеристики субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее приобретения.

Профессиональные навыки — это индивидуально-психологические характеристики человека, которые отличают его от других, соответствуют требованиям конкретной профессиональной деятельности и являются предпосылкой для ее успешного выполнения.

Возможны различные подходы к содержанию и структуре профессиограммы:

Комплексная профессиограмма (К.К. Платонов, Ю.В. Котелова и др.), в которой рассматривается широкий спектр характеристик (социальных, технологических, экономических, медицинских, гигиенических) труда в целом. Указываются цель, предмет, метод, критерий оценки результатов, характеристики необходимой квалификации, средства, условия, организация, сотрудничество на рабочем месте, интенсивность труда, виды опасности, влияние на работника, польза для работника.

Аналитическая профессиограмма (Е.М. Иванова). Аналитическая профессиограмма подчеркивает необходимость разделения двух блоков и профессиограммы:

Описание объективных характеристик профессиональной деятельности, не зависящих от конкретного человека и выработанных в социальном опыте,

описание психологической активности человека и ее характеристик, симметричных объективной активности, но не совпадающих с ней.

Другими словами, аналитическая профессиограмма различает нормативную структуру профессиональной деятельности, заданную извне, и психологическую структуру деятельности и психологические характеристики работника.

Профессиограмма и психограмма: виды, способы построения, использование

Профиограмма — это описательно-техническая и психофизиологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности.Профиограмма — это научно обоснованные нормы и требования к профессии, видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста. Это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в определенной области. Профессиограммы — обобщение знаний (социально-экономических, технологических, психофизиологических) о профессии и организации труда, а также психограммы профессий создаются в результате профессиографии.Психограмма — это психологический «портрет» профессии, который представлен группой психологических функций, актуализируемых конкретной профессией.

А.К. Маркова анализирует и выделяет следующие подходы к содержанию и структуре профессиограммы:

Структура модуля: 1) объективные характеристики типичного элемента (например, для рабочего — измерение предметов без помощи инструментов и приборов — это первая, левая часть модуля); 2) психологические характеристики требований, предъявляемых к человеку этим элементом (например, для рабочего — объемное и линейное остекление, точность — другая, правая часть модуля). А.К. Маркова, развивая идеи «модульного подхода», предлагает свой собственный оригинальный «задачно-персональный модульный подход» к профессиональной графике. Общая схема задача-личность-профессиональность подразумевает анализ профессии (на основе выбора профессиональных задач). Сам «профессиональный модуль» в данном случае понимается как «совокупность единиц объекта и субъекта трудовой деятельности».

А.К. Маркова перечисляет основные требования к профессиограмме: четкое разграничение предмета и результата труда; разграничение не отдельных компонентов и сторон труда, а описание целостной профессиональной деятельности; демонстрация возможных линий развития человека в данной профессии; показ возможных перспектив изменения самой профессии; ориентация профессиограммы на решение практических задач (профессиограмма как основа профотбора, профобучения, рационализации труда и т.д.); выделение и описание различных некомпенсируемых профессий.

Психограмма (описание человека труда в профессии)Психологические характеристики, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций на работе. К ним относятся:

Особенности мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста:

Психограмма специалиста

В последние годы появилось много профессиональной литературы по связям с общественностью, определен единый государственный стандарт подготовки специалистов в этой области. Тем не менее, научно обоснованного описания должностных обязанностей в вышеупомянутой литературе пока нет, и образ специалиста по связям с общественностью, таким образом, остается несколько расплывчатым. В частности, нечетко сформулированы профессионально важные характеристики и критерии отбора, не определены стандарты и условия работы. Это можно проиллюстрировать кратким анализом основной литературы, которая раскрывает перечень задач и сфер деятельности специалиста по связям с общественностью.

По мнению И.Л. Викентьева, основными задачами связей с общественностью являются:

Кроме того, другие авторы выделяют следующую область основных функций связей с общественностью:

A. Н. Чумиков, в свою очередь, выделяет основные функции деятельности:

Иногда в литературе по связям с общественностью также упоминается список необходимых профессиональных качеств.

Профессиограмма и ее назначение

Приведенные выше ПЗ представляют собой перечень основных требований к профессии и специальности юриста. Важно, чтобы психофизиологические и личностные характеристики человека, выбирающего профессию юриста, были максимально приближены к этим требованиям. Степень выраженности определенных профессионально важных характеристик варьируется среди юридических специальностей и зависит от конкретного вида работы.

Профиль адвоката составляется в соответствии с параметрами PQR.

Профессиограмма (от лат. professio — профессия и gramma — написание) — это система (1) характеристик, описывающих профессию и специальность; (2) требований, которые профессия предъявляет к работнику; (3) психологических характеристик, которым должен соответствовать специалист определенной профессии. Появление первых профессиональных профилей и их использование для отбора персонала относится к началу XX века, когда специалисты автомобильных заводов компании Ford, проанализировав содержание труда и определив соответствующие требования к работникам, пришли к выводу, что некоторые профессии вполне посильны для инвалидов[1].

Во-первых, профессиограмма описывает характеристики и структуру профессиональной деятельности и основные требования к физиологическим и психологическим характеристикам специалиста; во-вторых, она представляет собой научно обоснованную систему норм и требований профессии к определенным видам деятельности, а также индивидуальные личностные характеристики специалиста, позволяющие эффективно выполнять требования профессии, что в то же время создает необходимые условия для развития самого специалиста.

До недавнего времени профессиограммы разрабатывались в основном на крупных промышленных предприятиях для массовых профессий, но в последнее время их активно разрабатывают и крупные агентства по трудоустройству и подбору персонала. Кроме того, формирование профиля специальности актуализируется требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) последнего поколения.

Основными отличиями профессионального профиля от должностной инструкции являются отсутствие декларативного характера, то есть разделов, содержащих информацию о моральных качествах и обязанностях работника, наличие описания условий труда на рабочем месте и большого количества требований к работнику. В теории и практике управления персоналом профессиограмма, наряду с коллективными договорами и квалификационными справочниками, характеризуется как документ, способствующий лучшему подбору работников по особо важным профессиям.

Понятие личности, ее структура, содержание и другие проблемы, связанные с личностью, широко обсуждаются в философской, юридической, социологической и психологической литературе. Здесь предполагается, что личность юриста — это субъект, осуществляющий профессиональную юридическую деятельность, затрачивающий на нее физические и психические усилия, собственное время, переживающий успехи и неудачи, преследующий те или иные, благородные или не всегда благородные цели. Из профессионального профиля человек получает информацию о реальном содержании работы и необходимых психологических качествах, без которых трудно соответствовать профессии и должности.

Профессиональный профиль позволяет человеку понять:

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества личности специалиста

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Профессиограмма и психограмма педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 12:25, реферат

Краткое описание

Цель данного реферата – раскрыть понятие профессиограмма и ее составляющие, т.е. психограмма, и описать, что входит в их содержание.

Содержание
Прикрепленные файлы: 1 файл

реферат по пед. мастер. 2.docx

по дисциплине «Педагогическое мастерство»

Профессиограмма и психограмма педагога

Одной из важнейших категорий, которая, так или иначе касается каждого человека, является «профессия». Какую профессию получить? Какой статус в обществе гарантирует данная профессия? Имеются ли возможности творчества в профессиональной деятельности и общекультурного роста в рамках этой профессии? Обеспечивает ли она благосостояние? Эти и другие вопросы волновали и волнуют каждого человека.

Любой выбор, чего бы он ни касался, сделать нелегко, а выбрать профессию тем более. Не только потому, что этот выбор часто делается один раз и на долгий период жизни. Но, что еще важнее, нужно верно соотнести свои личностные возможности с требованиями профессии.

Каждый, кто в свое время решал для себя вопрос «Кем быть?», задумывался, какое место в бесконечном ряду профессий занимает профессия учителя. Из избравших педагогическую профессию кто-то готовил себя к ней заранее, чувствуя, как говорят, призвание, кто-то пришел в нее в продолжении семейной традиции, кто-то руководствовался другими мотивами. Все, так или иначе, просчитывали «за» и «против» профессии учителя, но далеко не все, задумывались о личностном соответствии ее требованиям.

Профессия педагога является одной из наиболее древних в истории человечества. Педагог – мастер, зная особенности своей личности и поведения, направляет их на целесообразность решения педагогических задач. А.С.Макаренко утверждал: «Нет фокусов в педагогике». Но как тогда объяснить, что в ситуациях учебно-воспитательного процесса один учитель достигает нужного результата, а другой – нет?

Искусство воспитательной деятельности зависит от меры владения педагогической техникой: так в ситуации назревающего конфликта учитель с помощью интонации в голосе, мимической маски, позы может устранить пик враждебных отношений.

Проблема совершенствования образования, повышение его качества существует уже давно. Важным условием для её решения является создание профессиограммы учителя общеобразовательной, и профессиональной школы, документа, устанавливающего основные функции его педагогической деятельности, а также требования к знаниям, навыкам, умениям и личностным качествам учителя, необходимым для осуществления этих функций с учётом специфики учебного предмета.

Таким образом, цель данного реферата – раскрыть понятие профессиограмма и ее составляющие, т.е. психограмма, и описать, что входит в их содержание.

Профессиограмма педагога и ее содержание

Профессиограмма – это идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога. Это образец, эталон, в котором представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель; знания, умения, навыки для выполнения функции учителя. Профессиограмма учителя – документ, в котором дана полная квалификационная характеристика учителя с позиции требований, предъявляемых к его знаниям, умениям и навыкам, его личности, способностям, психофизиологических возможностям и уровню подготовки. Профессиограмму можно назвать обобщенной эталонной моделью успешного специалиста в данной области. Профессиограмма описывает конкретный вид деятельности с целью ее последующей оптимизации, направленной на все вместе или какие-либо отдельные элементы труда: субъект труда, объект, условия. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, психологических качествах, требуемых от специалиста в данной области.

Профессиограмма – научно-обоснованные нормы и требования профессии к видам деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт, и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника.

Первые профессиограммы педагога были составлены еще в 20 – 30-е годы XX в. С целью определения перечня качеств, предъявляемых к специалисту – педагогу. В одной из первых профессиограмм педагога названо 18 качеств. К настоящему времени накоплен богатый опыт построения профессиограммы учителя, который позволяет профессиональные требования к учителю объединить в три основных комплекса, взаимосвязанных и дополняющих друг друга: общегражданские качества; качества, определяющие специфику профессии учителя; специальные знания, умения и навыки по предмету (специальности). Психологи при обосновании профессиограммы обращаются к установлению перечня педагогических способностей, представляющих собой синтез качеств ума, чувств и воли личности. В частности, В. А. Крутецкий выделяет дидактические, академические, коммуникативные способности, а также педагогическое воображение и способность к распределению внимания.

А. И. Щербаков к числу важнейших педагогических способностей относит дидактические, конструктивные, перцептивные, экспрессивные, коммуникативные и организаторские. Он также считает, что в психологической структуре личности учителя должны быть выделены общегражданские качества, нравственно-психологические, социально-перцептивные, индивидуально-психологические особенности, практические умения и навыки: общепедагогические (информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные), общетрудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские), коммуникативные (общение с людьми разных возрастных категорий), самообразовательные (систематизация и обобщение знаний и их применение при решении педагогических задач и получении новой информации).

Профессиограмма включает два основных компонента: “трудограмму” (характеристики объективных сторон данной профессии) и психограмму (требования, которые данная профессия предъявляет к личности специалиста). Также в профессиограмме целесообразно указывать возможные пути профессионального обучения и переобучения, пути приобретения психологических качеств, необходимых для данной профессии, пути повышения квалификации и переквалификации, переориентации в рамках данной профессии.

“Трудограмма” представляет собой описание труда в профессии. Ее основными компонентами являются:

— описание предназначения профессии, ее роли в обществе;

— описание предмета труда в данной профессии;

— перечень необходимых профессиональных знаний;

— описание деятельности, действий, приемов, умений, способов работы, технологий и техник, применяемых для успешного достижения результата;

— описание средств труда, т.е. сторон окружающей действительности, которые человек использует для воздействия на предмет своего труда;

— описание условий труда;

— организацию и кооперацию труда, что включает описание форм совместной и групповой деятельности, преобладающих в данной профессии;

— характеристику продукта труда (или его результата);

— перечень возможных уровней профессионализма и квалификационных разрядов в данной профессии, категорий и их оплаты;

— права и обязанности представителя данной профессии;

— характеристику позитивного влияния данной профессии на человека, включающее прежде всего описание возможностей личностного роста специалиста в данной профессии;

— характеристику негативных сторон профессии, как психологических (профессиональная деформация личности, возможные нравственные потери, стрессовые ситуации), так и физические (относящиеся к условиям работы).

Таким образом, уже из описания “трудограммы” – одной из составляющих психограммы, можно заключить, что профессиографирование является комплексным методом исследования, зачастую весьма трудоемким и требующим от специалиста, составляющего профессиограмму, большого количества как общих, так и специальных знаний. Поэтому, в зависимости от конкретной задачи исследования профессии, чаще всего используется один из более специализированных видов профессиограммы, представляющих собой не полное описание профессии, а описание отдельных ее сторон.

В целом можно сказать, что любая профессиограмма, вне зависимости от задач исследования, должна отражать два основных компонента: перечень качеств, которые необходимы для данной профессии, и перечень качеств, которые мешают успешному осуществлению данной профессиональной деятельности. Вместе с тем профессиограмма не должна определять индивидуальность специалиста, тем самым сковывая его творческое развитие; она лишь дает ориентиры объективных требований профессии к человеку.

Профессиограмма учителя должна иметь следующую структуру:

1. Точный адрес (на какую специальность составлена профессиограмма). Педагогическая профессия включает в себя широкий класс специальностей, которые существенно различаются как по объекту воздействия, так и по средствам обучения, которые зависят от специфики преподаваемого предмета. К особенностям объекта воздействия относятся прежде всего возрастные особенности обучаемых, также имеет значение их социальный статус и специфика образовательного учреждения.

2. Объем знаний, умений и навыков учителя. В этой части профессиограммы задаются требования к специальной и методической подготовке педагога, включающей не только определенный набор знаний, но и навыки самостоятельной работы, способность к приобретению новых знаний и повышению своего профессионального уровня. Содержательная сторона профессиограммы педагога включает:

— Свойства и характеристики, отражающие нравственную, профессионально- педагогическую и познавательную направленность личности учителя.

— Требования к психолого-педагогической подготовке учителя.

— Объем и состав специальной подготовки.

— Содержание методической подготовки по специальности.

3. Психофизиологические требования и противопоказания к профессии. Профессиональная деятельность педагога требует повышенной ответственности. Многими исследователями педагогическая деятельность рассматривается как деятельность в особых условиях, предполагающих постоянное напряжение, мобилизацию психических функций и личностных ресурсов. Поэтому в профессиограмме педагога отражаются личностные и психофизиологические особенности, затрудняющие выполнение его профессиональной деятельности.

4. Профессиональные вредности. Наиболее частыми причинами профессиональных деформаций педагога являются постоянная напряженность, конфликты с коллегами и родителями, однообразие деятельности. Профессиограмма педагога должна включать полное описание профессиональных вредностей и описание индивидуальных особенностей, делающих специалиста устойчивым к влиянию профессиональных вредностей и профессиональным деформациям.

5. Возможность повышения квалификации. Профессиональное развитие личности предполагает постоянное повышение уровня профессионального мастерства, и требования профессии необходимо согласовывать с реальными возможностями человека, учитывая его профессиональные нагрузки, мотивы профессиональной деятельности и многие другие факторы. Иногда возникает необходимость переквалификации специалиста, поэтому профессиограмма должна включать и описание смежных специальностей, которые может приобрести педагог.

6. Перечень моральных стимулов педагогического труда. У многих педагогов по мере роста педагогического стажа появляется чувство бессилия, безнадежности, отсутствия перспектив. Таким образом, у педагога не остается моральных стимулов труда, а, учитывая низкую оплату труда большинства педагогов, можно сказать, что у педагога не остается вообще никаких стимулов к осуществлению его профессиональной деятельности. Именно поэтому необходимо изучение факторов, которые могут оказать мотивирующее влияние на специалиста.

7. Учебные заведения, готовящие по этой специальности. При выборе профессии немалое значение имеют возможности профессионального обучения, поэтому представляется целесообразным включать в профессиограмму педагога перечень учебных заведений, которые готовят специалистов в данной области.

Обобщая требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом: высокая культура и нравственность, самоотдача, благородность, чувствование будущего, умение готовить подрастающее поколение к жизни в будущем, творческое отношение к делу, стремление к постоянному пополнению своих знаний и самореализации, принципиальность и требовательность, отзывчивость, эрудиция, социальная ответственность.

В профессиограмме педагога ведущее место занимает позиция педагога – система его интеллектуально-волевых и эмоционально-оценочных отношений к миру. Различают социальную и профессиональную позицию педагога. Социальная позиция складывается из системы взглядов, убеждений и ценностных ориентаций. Профессиональная позиция – отношение к педагогической профессии, целям и средствам педагогической деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *