идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества профессионала называется

Профессиограмма как эталонная модель специалиста

идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества профессионала называется

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Статья просмотрена: 4404 раза

Библиографическое описание:

Иванова, А. В. Профессиограмма как эталонная модель специалиста / А. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 154-155. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3601/ (дата обращения: 24.11.2021).

Сфера образования в России становится все более мощной движущей силой экономического роста. В настоящее время динамика изменения социально-экономических и социально-культурных условий показывает, что учебный процесс необходимо организовать, взяв ориентир на развитие личностных качеств будущего специалиста, на формирование общей и профессиональной культуры. Знания, умения и навыки — это, безусловно, необходимое, но не достаточное условие подготовки специалиста с точки зрения профессионально-целостной личности. Актуальность профессиографического подхода в образовании, на наш взгляд, заключается в том, что профессиограмма дает возможность качественно подготовить современного конкурентоспособного выпускника.

По нашему мнению, конкурентоспособность специалиста может быть описана при совместном использовании в качестве базовых составляющих личностного потенциала специалиста и его профессиональной культуры. Перспективным решением в сложившейся проблеме может стать использование профессиограммы специалиста. В указанном случае профессиограмма будет выступать как модель высшего уровня профессиональной деятельности и личностного развития.

По определению А. К. Марковой, «профессиограмма — это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создавать условия для развития личности самого работника» [1, с. 22]. Чаще всего в профессиограмме выделяют две самостоятельные, но взаимосвязанные части, так и А. К. Маркова включила в профессиограмму трудограмму и психограмму. Для полноты раскрытия понятия «профессиограмма» считаем необходимым обратить внимание на эти неотъемлемые составляющие.

Трудограмма характеризует специалиста как субъекта профессиональной деятельности и включает в себя: предназначение профессии и ее роль в обществе, профессиональные знания, умения, приемы, способы работы, технологии, применяемые в данной профессии для успешного достижения результата, предмет труда в профессии, условия труда, средства труда, распространенность профессии, продукт труда, организация труда, права и обязанности представителя данной профессии, позитивные и негативные стороны профессии.

В психограмме специалист предстает как индивид, особый интерес вызывают его психологические качества: характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы (мотивы, цели, задачи, интересы, потребности, профессиональная самооценка, эмоциональный облик, удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом); характеристики операциональной сферы (психологические знания о профессии, психологические способы, приемы, умения, профессиональные способности, мышление, обучаемость, профессиональное саморазвитие, линии психологического роста и распада профессиональной деятельности и личности специалиста).

Однако мы справедливо можем отметить, что в указанной модели вопросы личности специалиста, социально-значимые качества человека, социальные нормы профессии остались за пределами рассмотрения.

По нашему мнению, наибольший интерес вызывает структура профессиограммы, предложенная Ю. К. Черновой и В. В. Щипановым, которые дополнили последнюю третьей составляющей:


трудограмма — описание труда в профессии;

психограмма — описание человека в труде;

социограмма — описание личности в профессии [2, с. 66].

Социограмма содержит описание социально-значимых качеств личности для реализации профессиональной деятельности (организационные способности, обучаемость, мобильность и т. п.), социальные нормы человека в профессии (правила поведения, традиции), коммуникативную культуру, возможности профессионального роста.

Профессиограмма — это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в конкретной области, она учитывает различные аспекты личностных, социальных и профессиональных качеств. Ее можно использовать как основу стандарта специалиста, принятого в данном обществе в данное историческое время. Вместе с тем профессиограмма — это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к ней необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни для того, чтобы осуществлять коррекцию с учетом современных требований к профессии.

На сегодняшний день профессиограмма должна отвечать, на наш взгляд, следующим требованиям:


четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);

иметь направленность на решение практических задач (профотбор, профессиональное обучение и т. п.);

выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно;

показывать возможные линии развития человека средствами профессии;

показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист будущего).

Современная система взглядов на образование требует перехода от трансляции знаний к формированию у выпускника личностных свойств, подготовки их к систематическому, профессиональному обучению и творческому развитию.

Таким образом, приняв в качестве модели специалиста научно-обоснованную профессиограмму и используя ее как основной ориентир в процессе подготовки специалиста в вузе, т. е. учитывая требования профессиограммы при постановке целей обучения, отборе содержания обучения и выборе методов обучения, можно говорить о формировании не просто отдельно обозначенных знаний, умений и навыков, а о формировании специалиста, обладающего тем или иным уровнем профессиональной культуры. Иначе говоря, профессиограмма может рассматриваться в качестве адекватной модели специалиста, обладающего профессиональной культурой.

В связи с повышением требований к работникам 21 века профессиональная подготовка специалистов должна быть сориентирована на достижение качественного результата. Принятие данной модели в качестве эталона при подготовке специалиста в вузе позволит приблизиться к желаемому результату — подготовке специалиста, способного в дальнейшем успешно справляться со своей профессиональной деятельностью.

Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

Чернова Ю. К., Щипанов В. В. Квалиметрическое проектирование образовательного процесса: методология и практика. — М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2002.

Похожие статьи

Профессиональная культура и ее роль в формировании.

Изучению профессиональной культуры будущих специалистов различных профессий посвящены труды Г. А. Балла, М. Г. Бойко, А. Г. Выдры, А. В. Винеславськой, Н. И. Волошко, Е. А. Климова, А. В. Просфоры, В. В. Рыбалки и др. В деле подготовки будущего специалиста.

Анализ категории «профессионализм» специалиста.

Педагогический профессионализм как категория связан с профессией профессионального обучения, следовательно, и появление его, возможно, рассматривать в контексте непрерывного инженерно-педагогического образования и профессионально-педагогической деятельности.

Качество подготовки специалиста в системе высшего.

Особенности профессиональной подготовки будущих. Профессиональная подготовка будущих специалистов социально-культурной деятельности осуществляется вузами культуры и искусств и.

Профессиональная подготовка специалистов

В Российской Федерации профессиональное обучение осуществляется по программам профессиональной подготовки по профессиям служащих, рабочих, переподготовки, повышения квалификации.

Формирование профессионально значимых качеств учащихся.

Повышение требований к качеству подготовки специалистов определяет необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию профессионально важных качеств. Профессионально важные качества будущего специалиста.

Профессиональная подготовка будущих режиссеров.

Профессиональная подготовка режиссеров театрализованных представлений в вузе имеет существенные отличия от процессов обучения специалистов других направлений.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом.

Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного.

Психологическая характеристика помогающих профессий

профессия, профессиональная деятельность, отдельный человек, профессиональное самосознание, эгоцентрический уровень.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности.

Ключевые слова: культура, педагог, профессиональная подготовка, компетенция, профессиональное качество, профессиональная культура.

Похожие статьи

Профессиональная культура и ее роль в формировании.

Изучению профессиональной культуры будущих специалистов различных профессий посвящены труды Г. А. Балла, М. Г. Бойко, А. Г. Выдры, А. В. Винеславськой, Н. И. Волошко, Е. А. Климова, А. В. Просфоры, В. В. Рыбалки и др. В деле подготовки будущего специалиста.

Анализ категории «профессионализм» специалиста.

Педагогический профессионализм как категория связан с профессией профессионального обучения, следовательно, и появление его, возможно, рассматривать в контексте непрерывного инженерно-педагогического образования и профессионально-педагогической деятельности.

Качество подготовки специалиста в системе высшего.

Особенности профессиональной подготовки будущих. Профессиональная подготовка будущих специалистов социально-культурной деятельности осуществляется вузами культуры и искусств и.

Профессиональная подготовка специалистов

В Российской Федерации профессиональное обучение осуществляется по программам профессиональной подготовки по профессиям служащих, рабочих, переподготовки, повышения квалификации.

Формирование профессионально значимых качеств учащихся.

Повышение требований к качеству подготовки специалистов определяет необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию профессионально важных качеств. Профессионально важные качества будущего специалиста.

Профессиональная подготовка будущих режиссеров.

Профессиональная подготовка режиссеров театрализованных представлений в вузе имеет существенные отличия от процессов обучения специалистов других направлений.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом.

Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного.

Психологическая характеристика помогающих профессий

профессия, профессиональная деятельность, отдельный человек, профессиональное самосознание, эгоцентрический уровень.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности.

Ключевые слова: культура, педагог, профессиональная подготовка, компетенция, профессиональное качество, профессиональная культура.

Источник

Профориентационное занятие «Модель профессионала»

идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества профессионала называется

ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЕ ЗАНЯТИЕ «МОДЕЛЬ ПРОФЕССИОНАЛА»

В настоящее время в структурах профотбора персонала на различные виды профессий наиболее популярным ввиду его понятности (очевид­ности) и простоты является моделирование (профессиографирование) дея­тельности специалистов на основе элементаристского подхода, который рассматривает профессионала как совокупность ПВК.

Профессиография — это технология изучения требований, предъявляемых профессией к личностным качествам, способностям и возможностям человека. Итогом профессиографического исследования является разработка профессиограмм специальности.

В самом общем виде профессиограмма определяется как описательно-технологическая характеристика различных видов профессиональной деятельности, сделанная по определенной схеме и для решения определенных задач, профессиональ­но-квалификационная модель специалиста. Она включает в себя должно­стную характеристику и модель должности (совокупность требований, предъявляемых к работнику).

На основании целей и задач, для решения которых предназначены те или иные описательные системы профессий, выделяет следующие типы профессиограмм:

1. Информационные профессиограммы (предназначены для использования в профконсультационной и профориентационной работе для информирования клиентов о тех профессиях, которые вызвали у них интерес). Если профессиограмма предназначена для профориентации молодежи, то она представляется в рекламно-литературной форме. При ее использовании преследуется цель привлечь людей в качестве кандидатов на замещение вакансий на предприятии, создать конкурс для отбора профессионально-подготовленных людей, а также сориентировать возможных кандидатов в существе и особенностях профессиональной деятельности.

5. Диагностические профессиограммы, целью которых является подбор методик для профотбора, расстановки и переподготовки кадров (например, организация работы по схеме составления аналитической профессиограммы, где сначала исследуется профессия на нормативно-описательном, технологическом и «бюрократическом» уровне, а затем все это переводится на язык необходимых для успешной работы ПВК, для которых и подбираются соответствующие психодиагностические методики).

6. При оценке персонала используется аттестационная профессиограмма. Она имеет более упрощенный вид, заключающийся в совокупности требований к специалисту данной сферы и перечнем качеств, которыми дол­жен обладать квалифицированный сотрудник. Эти требования и качества схематично делятся на две группы: общие ка­чества, присущие всем специалистам данного профиля (экономистам, технологам, механикам и т. п.) и специфические качества, присущие ра­ботникам конкретной профессиональной деятельности.

Составление модели специалиста

В самом общем плане «модель специалиста» предполагает выделение: а) профессиограммы; б) профессионально-должностных требований (ПДТ); в) квалификационного профиля (требований по разрядам, категориям).

Аналитическая профессиограмма

Существует специальная процедура, позволяющая выделять профессионально важные качества на основании предварительного изучения технологических и нормативно заданных («бюрократических») характеристик профессий. Такая процедура позволяет подбирать банки психодиагностических методик для профотбора на конкретные профессии, составлять развивающие и обучающие программы для конкретных профессионалов и т.п. Называется данная процедура аналитическое профессиографирование (аналитическая профессиограмма).

Аналитическое профессиографирование включает два основных этапа:

1) анализ операционально-технологической структуры труда;

2) анализ собственно психологической структуры деятельности субъекта труда.

В самом общем виде к психологическим качествам, желательным для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде относятся:
1. ХАРАКТЕРИСТИКИ МОТИВАЦИОННОЙ, ВОЛЕВОЙ, ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СПЕЦИАЛИСТА:
— Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции.
— Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.
— Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.
— Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.
2. ХАРАКТЕРИСТИКИ ОПЕРАЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СПЕЦИАЛИСТА:
— Психологические знания о труде, о профессии.
— Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).
— Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту.
— Профессиональное мышление, в том числе творческость, возможность обогатить опыт профессии.
— Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста.
— Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может быть компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере.
— Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

В литературе правомерно отмечается, что профессиограммы могут иметь различные содержания в зависимости от тех целей, для которых они составляются.

Например, профессиограммы, составленные с целью профориентации и профконсультации, требуют знания: о значимости и месте профессии в народном хозяйстве и в данном районе; о трудовых действиях рабочего данной профессии, а также о технологиях и технике, с которыми она связана, об условиях труда, о том, какие специальные знания, умения, навыки должны быть у рабочего данной профессии; требования к психологическим, физиологическим данным.

Профессиограмма, составленная с целью профотбора, ориентируется на выявление наиболее стабильных, устойчивых, профессионально важных качеств, дифференцирующих людей по эффективности труда. В ней дается наиболее полный перечень требований к свойствам человека и противопоказаниям, требования к необходимым и некомпенсируемым свойствам среднего работника данной профессии и желательные качества личности, дающие возможность достижений высокого уровня мастерства; в этой профессиограмме надо назвать группы профессий с наличием стресс-факторов и противопоказания; группы массовых профессий, не связанных с риском для жизни, назвать качества для компенсации и преодоления негативных факторов.

Профессиограмма в целях производственного обучения имеет свою специфику: она должна отражать результаты анализа профессиональной деятельности передовых рабочих и динамики формирования молодого специалиста в процессе его профессионального обучения, возможность совмещения профессий.

Составление и анализ профессиограммы требует тесного сотрудничества представителей каждой сферы труда с профессиональным психологом.

Профессиографический опросник предназначен для подготовки дополнительной профессионально-психологической информации по диагностике ПВК специалиста.

Профессиографический опросник состоит из десяти частей, в которых объединены группы тематических требований к специалистам:

Источник

Модель специалиста

идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества профессионала называется идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества профессионала называется идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества профессионала называется идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества профессионала называется

идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества профессионала называется

идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества профессионала называется

Человек в труде по мере совершенствования из простого исполнителя, работника превращается в субъекта труда, ставящего и реализующего свои цели в труде, далее в специалиста, квалифицированно выполняющего труд на основе специальной подготовки, позднее в профессионала, осуществляющего свой труд на основе его высоких стандартов; иногда человек развивается и дальше, становясь творцом, новатором в труде, обогащая опыт профессии.

Общество стремится как можно большее число работников сделать специалистами, дать им профессиональное образование, специальную подготовку. В психологии труда разрабатывается модель специалиста – как отражение объема и структуры профессиональных и социально-психологических качеств, знаний, умений, в совокупности представляющих его обобщенную характеристику как члена общества.

– модель специалиста (работающего, функционирующего);

– модель подготовки специалиста; считается, что модель подготовки строится для организации профессионального обучения и исходит из модели специалиста.

При построении модели специалиста возможны варианты:

– модель деятельности специалиста, куда может входить описание видов профессиональной деятельности, сферы и структуры профессиональной деятельности, ситуаций профессиональной деятельности и способов их решения, в том числе типовые, профессиональные задачи и функции, профессиональные затруднения, типичные учреждения и рабочие места;

– модель личности специалиста, куда включаются необходимые качества и свойства работника. Модель личности специалиста – это описание совокупности его качеств, обеспечивающих успешное выполнение задач, возникающих в производственной сфере, а также самообучение и саморазвитие работника.

В целом модель специалиста может включать следующие компоненты:

– профессиограмму как описание психологических норм и требований к деятельности и личности специалиста;

– профессионально-должностные требования (ПДТ) – описание конкретного содержания деятельности специалиста, определяющего, что и как он должен делать при решении профессиональных задач в условиях конкретной должности. ПДТ содержит перечисление минимума профессиональных умений, которыми должен владеть специалист для обеспечения необходимого уровня профессиональной деятельности (см. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении единого квалификационного справочника Должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения»»);

– квалификационный профиль – сочетание необходимых видов профессиональной деятельности и степени их квалификации, квалификационные разряды для оплаты.

Описанная структура модели специалиста является одной из возможных, разные исследователи в зависимости от своего подхода строят различные ее варианты.

Из трех названных компонентов модели специалиста составление профессиограммы в особой мере требует участия психолога. Другие компоненты-должностные требования, квалификационные разряды-устанавливаются за пределами психологии, в рамках соответствующей отрасли.

Остановимся более подробно на профессиограмме.

Профессиограмма это – научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создают условия для развития личности самого работника.

Профессиограмма – это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в данной области, хотя иногда отмечается, что в профессиограмме надо учитывать и варианты выполнения профессиональной деятельности на «среднем» уровне. Из профессиограммы человек получает сведения об объективном содержании труда, о психологических качествах, требуемых от человека. Вместе с тем профессиограмма – это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии.

идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества профессионала называется

Обратимся к более подробному содержанию профессиограммы. Профессиограмма включает трудограмму и психограмму.

Трудограмма (описание труда в профессии).

1. Предназначение, «миссия» профессии, ее роль в обществе (производство материальных товаров или идей, оказание услуг в разных социальных сферах; сбор, хранение и передача информации и др.), направленность на человека.

2. Распространенность профессии (типичные для данной профессии учреждения).

3. Предмет труда в профессии – стороны окружающей действительности, на которые воздействует человек в ходе труда (материальные предметы, идеальные предметы – культура, информация, индивидуальное или общественное сознание людей, предметы натуральные в контексте природы и искусственные, созданные человеком.).

4. Профессиональные знания как совокупность сведений о сторонах труда в профессии.

5. Деятельности, действия, приемы, умения, способы работы, технологии, техники, применяемые в данной профессии для успешного достижения результата; степень их развернутости, обобщенности, автоматизированности.

6. Средства труда – стороны окружающей действительности (материальные и идеальные объекты), которые человек использует для воздействия на предмет труда при реализации своих целей, для получения нужного продукта труда. К средствам труда относятся реальные инструменты, приборы, компьютеры, оргтехника, а также знаковые средства и системы правил логического мышления, моральной и эстетической оценки и др. Предмет и средства труда могут меняться местами даже в рамках одной профессии.

7. Условия труда: режим труда и отдыха, возможности их варьирования; характеристика социального окружения; санитарно-гигиенические факторы труда; интенсивность, темп труда и продолжительность нагрузки; рабочее место, рабочий пост.

8. Организация и кооперация труда: формы индивидуальной, совместной, групповой деятельности, преобладающие в данной профессии; виды профессионального общения и позиции в нем, обмен средствами и продуктами труда между его участниками; нормы выполнения и сроки; субординация и иерархия подчинения, социальный статус и должности в рамках профессии.

9. Продукт труда (или его результат) – те качественные и количественные изменения, которые человек привносит в предмет труда; критерии оценки результата труда, степень заданности результата труда, его более или менее жесткая регламентация (от исполнительного труда к творчеству).

10. Возможные уровни профессионализма и квалификационные разряды в данной профессии, категории и их оплата.

11. Права представителя данной профессии: психологическая и социальная безопасность, наличие благоприятного микроклимата в профессиональной среде; социальные гарантии, размеры оплаты труда и отпуска, охрана труда; допустимость индивидуального стиля выполнения трудовой деятельности и индивидуального варьирования операций; возможность повышения квалификации, переподготовки на смежные профессии; формы служебного продвижения и поощрения профессионального роста.

12. Обязанности представителя данной профессии: владение профессиональной компетентностью, знание этических норм профессионального поведения (духовность в общении с коллегами); соблюдение профессиональной и служебной тайны в работе с людьми; умелое ведение документации; ограничения (чего не следует делать в профессии никогда). Должностные функциональные обязанности (что и как должен делать человек данной профессии в условиях конкретной должности в том или ином учреждении).

13. Позитивное влияние данной профессии на человека: возможность личностной самореализации, векторы и возможная динамика внутреннего роста; возможность развития индивидуальности и личности средствами этой профессии, принадлежность к определенной профессиональной общности, социальному кругу.

14. Негативные стороны профессии: зоны и типы трудностей и ошибок, возможные материальные и нравственные потери, наличие экстремальных и стрессовых ситуаций, резкая смена ситуаций или паузы, монотония, ограничения времени, дефицит информации или информационная перегрузка; возможность аварийных ситуаций, профессиональной деформации личности и другие психологические вредности; отсутствие профессионального роста; виды нареканий («штрафов») за низкую эффективность, за нарушение этических норм.

Психограмма (описание человека труда в профессии).

Психологические качества, желательные для эффективного выполнения профессиональной деятельности, общения, для профессионального роста, преодоления экстремальных ситуаций в труде. Сюда относятся:

– характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы специалиста:

1. Мотивы, цели, задачи, потребности, интересы, отношения, ценностные ориентации человека, психологические позиции.

2. Профессиональные притязания, профессиональная самооценка, самоосознание себя как профессионала.

3. Эмоции, психические состояния, эмоциональный облик.

4. Удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом.

– характеристики операциональной сферы специалиста:

5. Психологические знания о труде, о профессии.

6. Психологические действия, способы, приемы, умения, техники, психотехнологии (в их влиянии на себя и на других людей).

7. Профессиональные способности, профессиональная обучаемость, открытость к профессиональному росту.

8. Профессиональное мышление, в том числе творческость, возможность обогатить опыт профессии.

9. Профессиональное саморазвитие, умение проектировать и реализовать планы своего профессионального роста.

10. Психологические противопоказания (то есть психические качества, абсолютно или относительно несовместимые с профессией), а также качества, отсутствие которых может бьиь компенсировано. Желательно определение противопоказаний в мотивационной и операциональной сфере.

11. Линии профессионального роста и линии распада профессиональной деятельности и личности специалиста, пути их реабилитации.

В заключении к профессиограмме целесообразно указать возможные пути профессионального обучения и переобучения, тренируемости и упражняемости отдельных психологических качеств, пути переделки, компенсации и реабилитации, пути повышения квалификации и переквалификации, переориентации в рамках данной профессии (с учетом индивидуальных особенностей человека) и переподготовки на другую профессию или специальность.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *