идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества свойства личности

Социальная Профессиональная

Система взглядов, Система мотивационно-ценностного

убежденийи ценностных отношения к педагогической профессии,

ориентаций целям и средствам педагогической

Виды позиций: информатор, друг, диктатор, советчик, проситель, вдохновитель.

Профессиональная готовность – совокупность профессионально-обусловленных требований к учителю. Содержание профессиональной готовности отражено в профессиограмме. Профессиограмма – идеальная модель учителя, преподавателя, классного руководителя, педагога; образец, эталон, в котором представлены основные качества личности, которыми должен обладать учитель.

Профессиограмма: общегражданские качества; профессионально-значимые качества; специальные знания, умения, навыки; педагогические способности.

Общегражданские качества:

· Высокая гражданская ответственность и социальная активность;

· Любовь к людям, детям; уважение прав и свобод других людей;

· Интеллигентность, духовная культура;

· Желание и умение работать с другими людьми;

· Потребность в постоянном самообразовании;

· Физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность;

· Чувство национальной гордости и патриотизма;

Профессионально-значимые качества

· Направленность личности: развитие себя, ребёнка, педагогическое призвание (склонность к педагогическому делу), гражданственность.

· Профессионально-нравственные качества: любовь и уважение к детям, справедливость, объективность, доброжелательность, искренность, требовательность, принципиальность.

· Отношение к педагогическому труду: добросовестность, ответственность, способность к самоотдаче, увлечённость и удовлетворённость собственной педагогической деятельностью, потребность в знаниях, непрерывность педагогического самообразования.

· Интересы и духовные потребности: познавательная активность, широта и глубина интеллекта, культура, разносторонность интересов, культура внешнего вида, речи.

Профессиональная пригодность –есть не что иное, как необходимый комплекс способностей, физических, нервно-психических и нравственных качеств, которые требуются для овладения определёнными рабочими функциями и успешной деятельностью в той или иной сфере производства или духовной жизни.

Выделяют ступени профессионального роста учителя:

l педагогическая умелость как уровень профессионализма учителя, который включает в себя обстоятельное знание им своего учебного предмета, хорошее владение психолого-педагогической теорией и системой учебно-воспитательных умений и навыков, развитые профессионально-личностные качества и свойства;

l педагогическое мастерство как доведенная до высокой степени совершенства учебная и воспитательная умелость, которая проявляется в особой отшлифованности методов и приемов применения психолого-педагогической теории на практике;

l педагогическое творчество как внесение в учебно-воспитательную деятельность тех или иных модификаций, рационализация приемов и методов обучения и воспитания без какой-либо ломки педагогического процесса;

l педагогическое новаторство как внесение и реализация новых, прогрессивных идей, принципов и приемов в процесс обучения и воспитания, которые значительно изменяют и повышают их качество.

Профессиональная компетентность педагога.

Содержание теоретической и практической готовности учителя

Профессиональная компетентность –единство теоретической и практической готовности педагога к осуществлению педагогической деятельности. Содержание подготовки педагога отражено в квалификационной характеристике.

идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества свойства личности идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества свойства личности Профессиональная компетентность

Источник

Профессиограмма как эталонная модель специалиста

идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества свойства личности

Рубрика: 9. Педагогика высшей профессиональной школы

Статья просмотрена: 4404 раза

Библиографическое описание:

Иванова, А. В. Профессиограмма как эталонная модель специалиста / А. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Т. 0. — Уфа : Лето, 2013. — С. 154-155. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/68/3601/ (дата обращения: 24.11.2021).

Сфера образования в России становится все более мощной движущей силой экономического роста. В настоящее время динамика изменения социально-экономических и социально-культурных условий показывает, что учебный процесс необходимо организовать, взяв ориентир на развитие личностных качеств будущего специалиста, на формирование общей и профессиональной культуры. Знания, умения и навыки — это, безусловно, необходимое, но не достаточное условие подготовки специалиста с точки зрения профессионально-целостной личности. Актуальность профессиографического подхода в образовании, на наш взгляд, заключается в том, что профессиограмма дает возможность качественно подготовить современного конкурентоспособного выпускника.

По нашему мнению, конкурентоспособность специалиста может быть описана при совместном использовании в качестве базовых составляющих личностного потенциала специалиста и его профессиональной культуры. Перспективным решением в сложившейся проблеме может стать использование профессиограммы специалиста. В указанном случае профессиограмма будет выступать как модель высшего уровня профессиональной деятельности и личностного развития.

По определению А. К. Марковой, «профессиограмма — это научно обоснованные нормы и требования профессии к видам профессиональной деятельности и качествам личности специалиста, которые позволяют ему эффективно выполнять требования профессии, получать необходимый для общества продукт и вместе с тем создавать условия для развития личности самого работника» [1, с. 22]. Чаще всего в профессиограмме выделяют две самостоятельные, но взаимосвязанные части, так и А. К. Маркова включила в профессиограмму трудограмму и психограмму. Для полноты раскрытия понятия «профессиограмма» считаем необходимым обратить внимание на эти неотъемлемые составляющие.

Трудограмма характеризует специалиста как субъекта профессиональной деятельности и включает в себя: предназначение профессии и ее роль в обществе, профессиональные знания, умения, приемы, способы работы, технологии, применяемые в данной профессии для успешного достижения результата, предмет труда в профессии, условия труда, средства труда, распространенность профессии, продукт труда, организация труда, права и обязанности представителя данной профессии, позитивные и негативные стороны профессии.

В психограмме специалист предстает как индивид, особый интерес вызывают его психологические качества: характеристики мотивационной, волевой, эмоциональной сферы (мотивы, цели, задачи, интересы, потребности, профессиональная самооценка, эмоциональный облик, удовлетворенность человека трудом, его процессом и результатом); характеристики операциональной сферы (психологические знания о профессии, психологические способы, приемы, умения, профессиональные способности, мышление, обучаемость, профессиональное саморазвитие, линии психологического роста и распада профессиональной деятельности и личности специалиста).

Однако мы справедливо можем отметить, что в указанной модели вопросы личности специалиста, социально-значимые качества человека, социальные нормы профессии остались за пределами рассмотрения.

По нашему мнению, наибольший интерес вызывает структура профессиограммы, предложенная Ю. К. Черновой и В. В. Щипановым, которые дополнили последнюю третьей составляющей:


трудограмма — описание труда в профессии;

психограмма — описание человека в труде;

социограмма — описание личности в профессии [2, с. 66].

Социограмма содержит описание социально-значимых качеств личности для реализации профессиональной деятельности (организационные способности, обучаемость, мобильность и т. п.), социальные нормы человека в профессии (правила поведения, традиции), коммуникативную культуру, возможности профессионального роста.

Профессиограмма — это обобщенная эталонная модель успешного специалиста в конкретной области, она учитывает различные аспекты личностных, социальных и профессиональных качеств. Ее можно использовать как основу стандарта специалиста, принятого в данном обществе в данное историческое время. Вместе с тем профессиограмма — это не жесткая стандартная схема, а гибкая ориентировочная основа развития специалиста. Профессиограмма должна не сковывать индивидуальное творческое развитие специалиста, а лишь давать ориентиры объективных требований профессии к человеку. Профессиограмма может меняться по мере изменения профессии, поэтому обращаться к ней необходимо так или иначе в течение всей профессиональной жизни для того, чтобы осуществлять коррекцию с учетом современных требований к профессии.

На сегодняшний день профессиограмма должна отвечать, на наш взгляд, следующим требованиям:


четко выделять предмет и основные результаты труда (на что направлены главные усилия человека в труде);

иметь направленность на решение практических задач (профотбор, профессиональное обучение и т. п.);

выделять не отдельные компоненты и стороны профессии, а описывать ее целостно;

показывать возможные линии развития человека средствами профессии;

показывать перспективы изменения в самой профессии (каким может быть специалист будущего).

Современная система взглядов на образование требует перехода от трансляции знаний к формированию у выпускника личностных свойств, подготовки их к систематическому, профессиональному обучению и творческому развитию.

Таким образом, приняв в качестве модели специалиста научно-обоснованную профессиограмму и используя ее как основной ориентир в процессе подготовки специалиста в вузе, т. е. учитывая требования профессиограммы при постановке целей обучения, отборе содержания обучения и выборе методов обучения, можно говорить о формировании не просто отдельно обозначенных знаний, умений и навыков, а о формировании специалиста, обладающего тем или иным уровнем профессиональной культуры. Иначе говоря, профессиограмма может рассматриваться в качестве адекватной модели специалиста, обладающего профессиональной культурой.

В связи с повышением требований к работникам 21 века профессиональная подготовка специалистов должна быть сориентирована на достижение качественного результата. Принятие данной модели в качестве эталона при подготовке специалиста в вузе позволит приблизиться к желаемому результату — подготовке специалиста, способного в дальнейшем успешно справляться со своей профессиональной деятельностью.

Маркова А. К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996.

Чернова Ю. К., Щипанов В. В. Квалиметрическое проектирование образовательного процесса: методология и практика. — М.: ИЦ проблем качества подготовки специалистов, 2002.

Похожие статьи

Профессиональная культура и ее роль в формировании.

Изучению профессиональной культуры будущих специалистов различных профессий посвящены труды Г. А. Балла, М. Г. Бойко, А. Г. Выдры, А. В. Винеславськой, Н. И. Волошко, Е. А. Климова, А. В. Просфоры, В. В. Рыбалки и др. В деле подготовки будущего специалиста.

Анализ категории «профессионализм» специалиста.

Педагогический профессионализм как категория связан с профессией профессионального обучения, следовательно, и появление его, возможно, рассматривать в контексте непрерывного инженерно-педагогического образования и профессионально-педагогической деятельности.

Качество подготовки специалиста в системе высшего.

Особенности профессиональной подготовки будущих. Профессиональная подготовка будущих специалистов социально-культурной деятельности осуществляется вузами культуры и искусств и.

Профессиональная подготовка специалистов

В Российской Федерации профессиональное обучение осуществляется по программам профессиональной подготовки по профессиям служащих, рабочих, переподготовки, повышения квалификации.

Формирование профессионально значимых качеств учащихся.

Повышение требований к качеству подготовки специалистов определяет необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию профессионально важных качеств. Профессионально важные качества будущего специалиста.

Профессиональная подготовка будущих режиссеров.

Профессиональная подготовка режиссеров театрализованных представлений в вузе имеет существенные отличия от процессов обучения специалистов других направлений.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом.

Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного.

Психологическая характеристика помогающих профессий

профессия, профессиональная деятельность, отдельный человек, профессиональное самосознание, эгоцентрический уровень.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности.

Ключевые слова: культура, педагог, профессиональная подготовка, компетенция, профессиональное качество, профессиональная культура.

Похожие статьи

Профессиональная культура и ее роль в формировании.

Изучению профессиональной культуры будущих специалистов различных профессий посвящены труды Г. А. Балла, М. Г. Бойко, А. Г. Выдры, А. В. Винеславськой, Н. И. Волошко, Е. А. Климова, А. В. Просфоры, В. В. Рыбалки и др. В деле подготовки будущего специалиста.

Анализ категории «профессионализм» специалиста.

Педагогический профессионализм как категория связан с профессией профессионального обучения, следовательно, и появление его, возможно, рассматривать в контексте непрерывного инженерно-педагогического образования и профессионально-педагогической деятельности.

Качество подготовки специалиста в системе высшего.

Особенности профессиональной подготовки будущих. Профессиональная подготовка будущих специалистов социально-культурной деятельности осуществляется вузами культуры и искусств и.

Профессиональная подготовка специалистов

В Российской Федерации профессиональное обучение осуществляется по программам профессиональной подготовки по профессиям служащих, рабочих, переподготовки, повышения квалификации.

Формирование профессионально значимых качеств учащихся.

Повышение требований к качеству подготовки специалистов определяет необходимость целенаправленной деятельности по формированию и развитию профессионально важных качеств. Профессионально важные качества будущего специалиста.

Профессиональная подготовка будущих режиссеров.

Профессиональная подготовка режиссеров театрализованных представлений в вузе имеет существенные отличия от процессов обучения специалистов других направлений.

Подготовка педагогов профессионального обучения с учётом.

Сегодня, когда новые технологии внедрены во все сферы деятельности человека, особенно значимо их влияние на систему профессионального образования, так как именно она является главным поставщиком высококвалифицированных рабочих кадров для современного.

Психологическая характеристика помогающих профессий

профессия, профессиональная деятельность, отдельный человек, профессиональное самосознание, эгоцентрический уровень.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического.

Профессиональная подготовка бакалавра педагогического образования к трудовой деятельности.

Ключевые слова: культура, педагог, профессиональная подготовка, компетенция, профессиональное качество, профессиональная культура.

Источник

Структура профессиограммы педагога

идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества свойства личности идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества свойства личности идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества свойства личности идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества свойства личности

идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества свойства личности

идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества свойства личности

Сущность профессиограммы педагога

Профессиограмма педагога – это идеальная модель учителя, преподавателя, педагога и классного руководителя, эталон и образец, которые включают в себя ведущие личностные качества учителя, а также обладание им профессиональными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для качественного выполнения возложенных на него педагогических функций.

Профессиограмма педагога представляет собой документ, который содержит полную квалификационную характеристику педагога, требования, предъявляемые к его личностным и профессиональным качествам, а также к уровню подготовки.

Приоритетными качествами личности педагога, в соответствии с профессиограммой, являются:

· гражданская и нравственная зрелость;

· общественная активность; увлеченность педагогической профессией;

· искренняя любовь к детям; заботливое и гуманное отношение к детям и детству;

· высокие требования к себе как к педагогу; развитые коммуникативные качества;

· умение расположить к себе учащихся, коллег, родителей и т.д.;

· вежливость в общении; психологическая совместимость с другими членами педагогического коллектива.

Умения и функции педагога в соответствии с профессиограммой

Качественное выполнение профессиональных обязанностей требует от педагога наличия следующих умений, которые также отражены в профессиограмме:

· Умение устанавливать деловые отношения со всеми субъектами образовательного процесса.

· Обладание информационными умениями и навыками.

· Умение понятно, логично и доступно излагать собственные мысли и идеи, аргументировано оппонировать собеседнику.

· Умение привлечь к себе внимание, сделать учащегося своим сторонником и другом.

Реализация данных умений требует от педагога обладания высоким эмоциональным настроем, способным обеспечить деловой характер собственной трудовой деятельности и жизни в целом.

Помимо профессиональных умений и навыков, профессиограмма предъявляет ряд требований к личностным качествам учителя. Приоритетными качествами являются: выдержка, чувство такта, наблюдательность, самообладание, находчивость, твердость, аккуратность, последовательность в своих словах и действиях, внешняя опрятность и аккуратность.

Особые требования предъявляются к классному руководителю:

· умение работать с родителями учащихся;

· умение продуктивно работать с общественностью;

· рационально планировать образовательно-воспитательную работу;

· проводить диагностику учащихся по разным направлениям исследования;

· адекватно оценивать собственные профессиональные результаты;

· уметь выявлять и организовывать актив класса;

· осуществлять контроль по выполнению поручений, при необходимости корректно оказывать необходимую помощь.

Каждый педагог, вне зависимости от возложенных на него профессиональных функций должен обладать рядом прикладных творческих умений, а именно: рисовать, играть не некоторых музыкальных инструментах, петь, выразительно читать, танцевать и т.д.

Профессиограмма предполагает восемь основных функций учителя:

1. Информационная функция – предусматривает качественную трансляцию учащимся определенной учебной информации.

2. Развивающая функция – направлена на развитие у учащихся воображения, мышления, речи, различных умений и навыков и т.д., то есть полное личностное развитие ребенка.

3. Ориентирующая функция – предполагает осуществление ориентации учащихся в многообразии информации и источников ее представляющих, а также оказание помощи в выборе верных нравственных ценностей.

4. Мобилизационная функция – предполагает мобилизацию всех имеющихся знаний и умений на осуществление профессиональной деятельности.

5. Конструирующая функция – конструирование учебного занятия, внеклассной деятельности, самостоятельных работ, общения с учащимися и т.д.

6. Коммуникативная функция – направлена на осуществление продуктивного общения с учащимися, родителями, администрацией образовательного учреждения и т.д.

7. Организационная функция – предполагает организацию учащихся, педагогов, родителей и самого себя в рамках определенной деятельности (урока, внеклассных занятий, походов, экскурсий и т.д.).

идеальная эталонная модель образец в котором представлены основные качества свойства личности

8. Исследовательская функция – предусматривает умение осуществлять исследование, как отдельного учащегося, так и группу учащихся с целью выявления определенных качеств и уровня их развития.

Для классного руководителя ряд авторов выделяет специальные функции, которые должны быть включены в профессиограмму:

1. Организационная функция – предполагает организацию различных видов деятельности с классом (поездки, прогулки, походы, собрания, классные часы)

2. Воспитательная функция – предусматривает осуществление воспитательного процесса, направленного на формирование и развитие личностных качеств учащихся.

3. Стимулирующая функция – предполагает стимулирование образовательной деятельности учащихся. Координационная функция – направлена на осуществление координации деятельности учащихся, педагогов, родителей, а также осуществление связи учебного заведения с иными институтами, оказывающими воспитательно-образовательное воздействие на учащихся (дворцы молодежи, театры, музеи и т.д.)

Структура профессиограммы педагога

Профессиограмма педагога состоит из четырех блоков (автор В.А. Крутецкий):

Первый Блок: гуманистическое мировоззрение – обладание убеждениями и идеалами о том, что организовать воспитательно-образовательный процесс способен только лишь тот человек, который имеет высокий моральный облик и высокий уровень общей культуры, любит детей, осознает всю ценность периода детства.

Второй Блок: положительное отношение к собственной педагогической деятельности – предполагает педагогическую направленность личности, наличие склонности к педагогике, наличие устойчивого стремления и желания посвятить собственную жизнь и самого себя педагогической профессии. Данный блок основан на том, что не может быть хорошим педагогом тот, что равнодушен к своей профессии и тому, чем он занимается. Это связано с тем, что дети очень чувствительны и легко определяют тех педагогов, которые не любят и не понимают их, не любят свое дело и педагогическую деятельность в общем.

Третий Блок: педагогические способности – основаны на природных предпосылках, которые могут быть реализованы педагогом в специально организованных условиях. То есть педагогические способности – это определенные профессионально-педагогические знания, умения и навыки, которые педагог реализует в работе с детьми, а вот их успешность во многом зависит от наличия личной предрасположенности к педагогической деятельности и работе с детьми в целом.

Четвертый Блок: профессионально-педагогические знания, умения и навыки – это знания, в области конкретного учебного предмета и владение технологий их успешной передачи учащимся.

Помимо данных блоков, В. А. Сухомлинский обращает особое внимание на наличие у педагога такого личностного качества как педагогическая культура.

Педагогическая культура учителя включает в себя:

— владение знаниями и личностными качествами, которые позволяют обратиться не только к уму, но и к сердцу каждого ребенка;

— широкие знания, которые педагог черпает из различных источников, что помогает ему представить учебную информацию с различных точек зрения;

— обладание богатством методов обучения и воспитания детей;

— владение речевой культурой.

Таким образом, в соответствии с профессиограммой, настоящим педагогом может стать только тот, кто обладает:

— представлениями о педагогическом труде;

— личностными качествами, необходимыми для работы с детьми и профессионального роста;

— необходимыми профессиональными знаниями, умениями и навыками;

— неподдельным интересом к педагогической профессии; профессионально-педагогической направленностью; истинной любовью к детям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *