идеологии консерватизма и неоконсерватизма в международных отношениях
Консерватизм и неоконсерватизм
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и общая характеристика идеологии консерватизма
Современной политологии, как науки изучающей, в том числе, взятые воедино идеи, взгляды, представления и чувства относительно развития человека и общества, средствах обеспечения реализации соответствующих целей, идеальном политико-государственном устройстве, и т.д. известны определенные наиболее обобщенные модели, выстроенные исходя из единства политических взглядов их сторонников.
Соответствующие модели получили название идеологий, а в качестве одной из наиболее известных и распространенных политических идеологий традиционно принято называть идеологию консерватизма. При этом представляется необходимым обратить внимание на то, что консервативная идеология является не просто совокупностью охранительных идей, утверждающих необходимость сохранения сложившихся начал государственности, а вполне целостной совокупностью ориентиров и принципов политического участия, утверждающих определенное отношение личности к государству и обществу, существующего социальному порядку, и т.д.
Также отметим, что одним из наиболее общепризнанных в политической науке тезисов выступает идея о том, что любая социально-политическая концепция и доктрина формируется как ответ на вызовы исторической эпохи, обуславливающие необходимость теоретического осмысления и поиска путей дальнейшего развития социально-политических и экономических институтов.
Идеология консерватизма в этой части не является исключением, поскольку анализ историю ее формирования позволяет сделать вывод о том, что ключевой предпосылкой возникновения соответствующей теории стал опыт насильственного насаждения либеральных идей во время Великой Французской революции 1789 г., оценив которые, сторонники взглядов, получивших впоследствии название консервативных, обосновывали идею противоестественности искусственного преобразования социальных порядков.
Основой системы взглядов классических консерваторов выступал примат преемственности перед инновациями – создатели консервативной идеологии утверждали незыблемость такого порядка вещей, которых сложился естественным образом. В социальной сфере таким порядком выступала иерархичность человеческого общества, каждый элемент (слой) которого подобно органам человеческого организма выполняет собственный набор функций и задач. В этой связи, идеи достижения социального равенства и устранение фактических и юридических различий представителей различных классов, по мнению идеологов консерватизма была более чем необоснованной.
Готовые работы на аналогичную тему
Предпосылки возникновения «нового консерватизма» (неоконсерватизма) в XX веке
Вокруг обозначенной идеи о том, что сохранение достижений прошлого способно нивелировать любое социально-политическое напряжение настоящего и будущего постепенно сформировалось и окрепло самостоятельное направление политико-идеологической мысли.
Сторонники консерватизма традиционно признавали колоссальное значение конституции в деле обеспечения стабильного общественного устройства и государственности, поскольку отмечалось, что конституция по своему содержанию выступает воплощением высших политико-государственных принципов, которые воплощая неписанное божественное право, не могут быть произвольно изменены человеком.
Тем не менее, обозначенные основополагающие идеи и принципы классического консерватизма в процессе развития мировой государственности и социального прогресса стали заметно модифицироваться.
Так, например, в специальной литературе отмечается, что разнообразные кризисные проявления развития индустриальных стран в начале XX в. привело к формированию целого комплекса реакционных консервативных течений, демонстрирующих полное неприятие демократии, вплоть до непосредственного выражения социальной и национальной дискриминации. В числе подобных направлений, в том числе, могут быть названы:
Новый виток трансформации идей классического консерватизма произошел после Второй мировой войны, в условиях противодействия консерваторов укрепившемуся капиталистическому образу жизни. В частности, в рассматриваемый период происходило формирование новых форм соответствующей идеологии, стремящихся к обоснованию «третьего», альтернативного либеральному и социалистическому, пути развития человеческого общества.
Спецификой таких, в некоторой степени «постклассических» направлений консервативной мысли стало определенное смягчение отношения к государственному регулированию экономической деятельности и участию населения в управлении страной, при резко утвердительном отношении к необходимости укрепления законности, формирования сильного централизованного государства, обеспечивающего должный уровень государственной дисциплины и порядка.
Основные положения идеологии неоконсерватизма
Обозначенный выше процесс постепенного преобразования классических консервативных идей с целью приведения их в соответствие с текущими социально-политическими и экономическими условиями, в результате привел к обособлению нового течения, получившего в специальной литературе название «неоконсерватизм».
Представителям названной идеологии удалось вполне успешно приспособить традиционные консервативные идеалы и ценности к фактически складывающимся в условиях индустриализма и постиндустриализма социальным, экономическим и политическим реалиям.
В числе непосредственных предпосылок формирования на началах классического консерватизма обозначенной современной идеологии принято называть плюрализм стилей жизни, его ускоренный темп, всестороннюю зависимость человека от технических средств, приведшие, помимо прочего, к нарушению духовного и экологического развития, что в известной степени породило значительный ориентационный кризис общественного мнения в западных странах.
В обозначенных обстоятельствах значение неоконсерватизма состоит в том, что его представителями обществу были предложены истинные духовные приоритеты семьи и религии, взаимодействия гражданина и государства на началах уважения и взаимопомощи, их моральной ответственности друг перед другом, и т. д.
Консерватизм и неоконсерватизм
Понятие и общая характеристика идеологии консерватизма
Политология представляет собой науку, которая изучает объединенные взгляды, идеи, представления, касающиеся развития общества в целом и человека в нем. Также рассматриваются способы реализации таких целей, теории об идеальном политическом и государственном устройстве. Исходя из общих политических взглядов, были сформированы несколько обобщенных моделей.
Такие модели другими словами называют идеологиями. Одна из наиболее знаменитых – идеология консерватизма. Она является совокупностью охранительных идей, которые подразумевают за собой сохранность уже сложившихся начал государственности, а также совокупность целостных ориентиров и принципов политического участия, которые утверждают определенное отношение личности к существующему социально-политическому устрою, государству и обществу в целом и так далее.
Консерватизм, как и любая другая идеология, сформировался при определенных исторических событиях. В результате изучения данной концепции, можно сделать вывод, что толчком к ее развитию стало насильственное внедрение либеральных идей времен Великой Французской революции 1789 года. Сторонники таких взглядов обосновали идею противоестественности искусственного преобразования социальных порядков и были названы консерваторами.
В основе системы взглядов консерваторов лежит постоянство и нерушимость такого порядка вещей, который сложился естественным образом. Для социальной сферы это проявляется как иерархичность общества. По аналогии с человеческим организмом, где каждый орган выполняет свои функции и взаимодействует с другими, в социуме такими «органами» являются слои общества. Соответственно, идеологии консерваторов не свойственна идея социального равенства и устранения физических и юридических различий.
Сложно разобраться самому?
Попробуй обратиться за помощью к преподавателям
Условия возникновения «неоконсерватизма» в ХХ веке
Идея о том, что сохранение достижений прошлого способно сгладить любое социально-политическое напряжение настоящего и будущего, стала предпосылкой к возникновению самостоятельного направления политико-идеологической мысли.
Сторонники идей консерватизма отмечали невероятную важность конституции для общества. Она являлась практически воплощением высших политико-государственных принципов, которые наряду с божественным правом, не могут просто так быть изменены человечеством. Конституция, по их мнению, обеспечивает стабильное общественное устройство и государственность.
При этом, с течением времени, в процессе развития мировой государственности и социального прогресса, как и любая другая идеология, консерватизм так же приобрел определенные изменения.
Одним из таких событий послужили различные кризисные явления в развитии индустриальных стран в начале ХХ века. Это привело к образованию целого ряда реакционных консервативных течений. В основе их взглядов было полное непринятие демократии, а иногда даже проявление социальной и национальной дискриминации. Среди таких направлений выделяют национализм, расизм, антисемитизм и другие.
Следующее преобразование идей классического консерватизма сформировалось после событий Второй мировой войны. Приверженцы консерватизма противостояли установившемуся капиталистическому общественному строю. В этот исторический период формируются новые формы соответствующих идеологий, которые стремятся к развитию «третьего» пути развития человеческого общества, альтернативного либеральному и социалистическому.
Не нашли что искали?
Просто напиши и мы поможем
Такие «постклассические» направления консервативной мысли имели свои особенности. Возникает некое смягчение отношения к государственному регулированию экономической деятельности, а также участию граждан в управлении страной. В то же время отношение к необходимости укрепления законности и формированию сильного централизованного государства, которое обеспечивает необходимый уровень порядка и дисциплины, было резко утвердительным.
Основные положения теории нового консерватизма
Приверженцы этой идеологии пытались приспособить традиционные консервативные взгляды и ценности к текущей ситуации и социальным, экономическим и политическим реалиям в условиях эпохи индустриализма и постиндустриализма. Это им успешно удалось.
На основе идей классического консерватизма сформировалась современная идеология. Предпосылками такого развития стало разнообразие стилей жизни, ее ускоренный темп, а также постоянно возрастающую зависимость человека от техники. По мнению специалистов, это приводит к нарушению духовного и экологического развития, а следовательно и стало значимой причиной возникновения ориентационного кризиса общественного мнения в западных странах.
Представители «нового консерватизма» предложили обществу истинные приоритеты семьи и религии, взаимоотношения человека и государства по принципу уважения и взаимопомощи, моральной ответственности друг перед другом и так далее.
2. Идеология консерватизма и неоконсерватизма
Термин «консерватизм», как и «либерализм» имеет иностранное происхождение. Во французском языке сonservatisme, а в латинском conservare означает охранять, сохранять. Что же охраняют и сохраняют консерваторы? «Консерватизм как политическая идеология являет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры, и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т.д.». Из самого определения консерватизма вытекает, что он мог появиться там и тогда, где и когда либерализм переставал выполнять социальный заказ. Известно, например, что Великая Французская революция 1789 г. происходила под знаменем либеральных идей. В первые постреволюционные годы французские реалии никак не работали на либерализм. Альтернативу последнему весьма активно стал предлагать Э. Берк, к которому затем присоединились Ж. де Местор, Л. де Бональд. «На основе этих фундаментальных подходов сформировались и окрепли характерные для консервативной идеологии политические ориентиры, в частности отношение к конституции как к проявлению высших принципов (которые не могут произвольно изменяться человеком), воплощающих неписаное божественное право, убежденность в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда, понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы и т.д. И это заставляло консерваторов сомневаться в ценностях эгалитаризма, препятствовало отождествлению демократии со свободой и эффективным управлением обществом».
Общие установки консерватизма:
Нравственность (нравственный абсолютизм). Человек – существо несовершенное и греховное, нуждающееся в опеке и нравственных ориентирах. Люди не должны определять принципы общественного устройства и заключать «общественный договор», поскольку человеческий разум не может быть мудрее, чем обычай.
Традиционализм. Любым абстрактным идеалам консерватизм противопоставляет исторический опыт народов, воплощенный в традициях.
Недоверие к демократии, которая, по мнению консерваторов, ведет к разрушению моральных ценностей и торжеству посредственностей, стремящихся угодить толпе.
Антипрогрессизм. Скептицизм по отношению к переменам, недоверие к реформам, осуждение революций.
Политический реализм. Воздержание от любых доктринерских подходов и социальных абстракций.
Антиэгалитаризм. Элитаризм в понимании правильного общественного устройства.
Идеал сильного правительства. У власти же должны быть «правильные люди» – те, кто способен нести бремя власти и реализовывать свои решения.
Осуждение вовлечения масс в политику. Политика – дело правителей, а не народа.
Приоритет локальных ценностей. В отношениях напряженности центра и периферии симпатии консерваторов на стороне последней, поскольку провинция лучше сохраняет традиции и ценности прошлого.
Консерватизм не мог оставаться неизменным Ему было необходимо оперативно адекватно реагировать на рост притягательности либеральных и социалистических идей. Неоконсерватизм окончательно оформился в 70-80-е ХХ в., благодаря переосмыслению положений классического консерватизма в контексте постиндустриальной стадии развития общества. Неоконсерваторы первыми заявили о том, что жёсткая ориентация на теоретическое наследие Д. Кейнса, которая была характерна для Западной Европы до начала 1970-х гг., в посткризисный период была бы контрпродуктивной. Заимствуя всё больше идей у либералов и сохраняя при этом базовые ценности консерватизма, неоконсерваторы выработали эффективную линию в отношении протестных настроений молодёжи Старого Света, беспрецедентный размах которых стал ключевым источником социальной напряжённости в ряде стран.
Идеологический детерминизм. Идеологическое оформление консерватизма связано с признанием власти идей над людьми, а также того, что для победы на выборах нужно иметь программу действий и участвовать в идеологических дискуссиях.
Признание демократии. Человеческая способность быть справедливым сделала демократию возможной, но человеческая склонность к несправедливости сделала демократию необходимой.
Агностицизм. Признание амбивалентности человека, т.е. того, что человек и хорош, и плох одновременно, а его жизнь слишком сложна, чтобы однозначно судить о том, что является для него благом, а что – злом.
Моральная значимость институтов. Культурные формы рассматриваются в неоконсерватизме как первичные по отношению к экономическим и политическим.
Ценность промежуточных структур, отделяющих человека от государства, которые должны восстановить мораль, традиции, привести к религиозному возрождению.
Неоконсерватизм обнажил те черты консервативной идеологии и образа мысли, которые сегодня оказались способными защитить человека на новом технологическом витке индустриальной системы, определить приоритеты индивидуальной и общественной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса. Более того, на такой идейной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений». Либеральная и консервативная идеологии занимают в идейном спектре общества места соответственно в центре и правее от центра. Их ключевой конкурент среди идеологий, чьё место находится левее от центра, – социалистическая идеология.
Консерватизм и неоконсерватизм
Консервативная (от лат. conserve — сохраняю, охраняю) идеология характеризуется ориентацией на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей, отрицанием революционных изменений и недоверием к й народным движениям. Она насчитывает 200 лет и сформировалась как реакция на политическую мысль и события. Великой французской революции, как антиреволюционная идеология, отстаивающая идею незыблемости установленных божественным разумом порядков. Создателями идеологии консерватизма являются английский мыслитель Э.Берк, французские общественные деятели Ж. де Местер и Л. де Бональд.
Таким образом, консерватизм базируется на приоритете преемственности перед нововведениями, на признании незыблемости порядка вещей, сложившегося естественным образом, на иерархичности человеческого сообщества, на примате в жизни общества морали семьи, религии и собственности.
Эти основополагающие идеи и составили фундамент консерватизма, на который опираются его важнейшие принципы.
Прежде всего это нравственный абсолютизм, неизбежность и вечность нравственных идеалов и ценностей, которые совершенно не зависят от воли человека, а формируются общественно-экономическими и политическими институтами. В силу этого и политика не может быть освобождена от моральных предписаний.
Ведущим принципом консерватизма является отрицание неизбежности социального прогресса. Любые проекты лучшего общества, сколь бы заманчивыми они не были, таят в себе неизвестность и должны быть отвергнуты. Реформы признаются только как возможность избежать социальных потрясений.
Не менее важен принцип т р а д и ц и о н а л и з м а, который предполагает сохранение прошлого как основы единства поколений, гармонической совокупности обычаев, предрассудков и учреждений.
Характерен для консерватизма и политический реализм. Суть его в том, что истина заключена не столько в универсальных постулатах, сколько в конкретном опыте. Опыт и привычки оказываются лучшими ориентирами, нежели разум, логика и абстрактные понятия.
Один из важнейших принципов консерватизма — отрицательное отношение к идее равенства. Консерватизм не приемлет социального равенства исходя из естественной иерархии, элитарного характера управления. При этом речь идет об элитарной демократии, когда доминирует принцип «достойное — достойным».
Консерваторы также активно выступают против политизации людей. Отвергая примат политики в жизни человека, они считают более важным для человека его частные интересы. Политика — это сфера деятельности политических элит.
Консерваторы — последовательные сторонники местного самоуправления. В споре между центром и периферией они на стороне последней.
Консерватизм может быть различен в зависимости от его отношения к социальным изменениям. Выделяют консерватизм реакционный со стремлением повернуть вспять отжившие порядки, консерватизм статус-кво, когда усилия направлены на сохранение существующего, и консерватизм реформистский, где не только признаются, но и активно поддерживаются необходимые преобразования при сохранении позитивного содержания прошлого и настоящего.
Во второй половине ХХ в. социально-политические и экономические изменения в мире заставили консерваторов частично пересмотреть некоторые положения своей идеологии. Так возникает не консервативное течение, которое связывают с приходом к власти в США республиканцев во главе с Р.Рейганом, в Великобритании — консерваторов во главе с М.Тэтчер, в ФРГ — блока ХДС/ХСС во главе с Г.Колем. Виднейшими идеологами неоконсерватизма являются Дж.Белл (США), Р.Геген, Э.Юнгер, Г.Кальтербруннер (ФРГ), Р.Арон, А. де Бенуа (Франция).
Сильное влияние на формирование «консервативной волны» 70 — 90-х гг. оказали либеральные ценности. Современная консервативная идеология во многом близка либерализму. Эти две идеологии были идейными антагонистами только в эпоху становления и утверждения капитализма. Теперь же различия между ними не столь принципиальны. В главных своих идеях они смыкаются. Фактически это две стороны одной идеологии. Американские не консерваторы правы, когда отмечают, что не консерватор — это либерал, признающий значение традиций и социокультурных факторов общественного развития. Отсюда проистекает своеобразное сочетание в неоконсерватизме либерально-технократической приверженности прогрессу, свободе и экономическому росту с подчеркиванием старых, традиционных ценностей — семьи, культуры, морали, порядка, чувства долга и т.д.
Каковы же отличительные признаки неоконсерватизма.
Во-первых, он не отрицает полностью идею демократии. Он подчеркивает, что демократическое политическое устройство должно сочетаться с элитарным политическим руководством. Народ имеет право голоса, но он обязан считаться с тем, что верховная власть находится в руках лучших, наиболее способных и мудрых граждан.
Во-вторых, отдавая, как и прежде, предпочтение сильной власти и сильному государству, не консерваторы склоняются к тому, что его вмешательство в экономическую жизнь должно быть ограничено.
В-третьих, признавая бедность, страдание и несправедливость неизбежным злом, они выступают за осторожные и ограниченные социальные реформы. Не консерваторы — противники чрезмерного обложения налогами крупного капитала с целью перераспределения средств в пользу неимущих слоев населения. Эта идеология не приемлет уравнительного распределения, она требует сокращения государственных социальных программ. Индивид должен рассчитывать на свои собственные силы, а также на солидарную поддержку сограждан. Современное государство, по мнению не консерваторов, должно создавать равенство возможностей, но не равенство результатов. Социальный порядок реализуется прежде всего через общественную иерархию, которая возникает органически, естественным путем.
Ярким примером политики не консерваторов явилась политика М.Тэтчер. Ее правительством была осуществлена целая система мер, направленных на обеспечение эффективного развития английской экономики: упразднение контроля над доходами, ценами и валютного контроля; снижение стандартной ставки подоходного налога с 33 до 30 %; приватизация государственных предприятий (с 1984 по 1987 г. в частную собственность была передана 1/3 собственности государства в промышленности). Государство отказалось от вложения средств в полую банкротившиеся предприятия. В такой обстановке смогли выжить лишь те фирмы, которые были способны поднять производительность труда и конкурентоспособность своих изделий.
В целом неоконсерватизм весьма успешно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям постиндустриального этапа развития общества, обеспечив себе тем самым устойчивые идейно-политические позиции в современном мире. В 80 — 90-е гг. консерваторы добились наибольшего экономического роста, высокой стабильности и морального обновления общества в ведущих странах Запада. Их идеологические принципы практическую деятельность поддерживают различные слои населения.
Идеологии консерватизма и неоконсерватизма в международных отношениях
Тема 4. Консерватизм и неоконсерватизм
1. Понятие и сущность консерватизма как идейно-политического течения
Термин «консерватизм», который дал название одному из наиболее влиятельных идейно-политических течений, произошел от английского слова conserve (сохраняю, охраняю). Первоначально этот термин употреблялся как обозначение идеологии феодально-аристократической реакции на французскую буржуазную революцию конца XVIII в. В Англии он получил официальное признание в 20-30-х гг. XIX в применительно к сторонникам партии тори, приверженцам существующих устоев. Примерно в это же время им начали пользоваться в Соединенных Штатах.
В научных исследованиях консерватизм трактуется как политическая идеология, ориентированная на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь ее морально-правовых основ, воплощенных в нации, религии, браке, семье, собственности.
Следуя концепции, предложенной К. Мангеймом, многие ученые понимают консерватизм как осознанный, теоретически аргументированный традиционализм. По мысли исследователя русского консерватизма В. Гусева, «консерватизм представляет собой тип политической мысли, политическую идеологию, главным систематизирующим принципом которых выступает принцип следования социальной традиции». Сторонники такого подхода не без оснований полагают, что идеология консерватизма основывается на психологическом типе личности, которому присущи подчинение авторитету, ригидность мышления, антирационализм.
К числу основных ценностей консерватизма обычно относят:
Ø необходимость социальной иерархии (ранжирование общества);
Ø признание несовершенства человеческой природы и вследствие этого обязательность цивилизующей роли церкви, семьи и школы;
Ø культ сильного государства;
Ø стремление к постепенности и осмотрительности в проведении политических преобразований;
Ø приоритет целого (государства, народа, нации) над частью (сословием, индивидом);
Ø враждебность рационализму и индивидуализму.
Со времен отцов-основателей консерватизма его антиценностями являются индивидуализм, социальное и имущественное равенство, атеизм, моральный релятивизм, культ разума, революционаризм.
Один из ведущих исследователей консервативной мысли Р. Кирк сформулировал следующие шесть принципов («канонов») консерватизма:
1) вера в божественность законов, которые управляют обществом;
2) осознание неизбежности социального разнообразия как антитезы единообразию и эгалитаризму;
3) убежденность в необходимости обеспечения в цивилизованном обществе порядка и сохранения классовой структуры;
4) понимание неразрывности связи между частной собственностью и свободой;
5) вера в приоритетность традиций над предрассудками и проявлениями анархии;
6) признание нетождественности изменений и реформ, эффективности только осмысленного реформирования.
При различном понимании специфики консерватизма большинство западных (прежде всего американских) исследователей рассматривает его как противоположность либерализму.
Трудности в определении основного содержания консервативной идеологии порождаются и причинами, связанными с эволюцией этого идейного течения.
2. Традиционалистское течение
В трудах Э. Берка наличествуют две главные идеи, оказавшие влияние на развитие консерватизма:
1) традиционализм, в соответствии с которым политический строй понимается как продукт истории и передачи от поколения к поколению;
2) органицизм, согласно которому политическая мудрость состоит в постоянном изучении традиции и нравов.
Система воззрений основателей консерватизма основывалась,
Важное место в трудах этих мыслителей занимало понятие «традиционализм». В противоположность идеям Просвещения традиция получает у них приоритет над разумом, поскольку подчинение ей означает действие в соответствии с естественным ходом вещей и вековой мудростью.
Традиционализм должен определять содержание реформ, проведение которых не нарушало бы естественный ход вещей. При этом выделяются два основных вида реформ:
Ø реформы, направленные на восстановление традиционных прав и принципов и
Ø превентивные реформы, нацеленные на предотвращение революций.
В вопросе о соотношении традиции и изменения Э. Берку принадлежит следующее суждение: «Государство, которое не в силах ничего изменить, не способно себя сохранить». Иными словами, естественным пределом опоры на традицию, по мнению Э. Берка, выступает потребность в частичных изменениях ради поддержания жизнеспособности системы.
Э. Берк старался учитывать фактор изменений как нечто постоянное. Наилучшим средством сопротивления неожиданным вызовам ему представлялось опережение их путем своевременной адаптации к смене обстоятельств, т. е. исключение самой неожиданности.
У Жозефа де Местра тенденция к охранительности выражена сильнее, чем у Э. Берка. Если последний стремился опережать неожиданное развитие событий путем принятия превентивных мер, направленных на приспособление к смене обстоятельств, то для Ж. де Местра изменения ассоциировались с дискомфортом, потерями и страданиями, отражавшими его личные впечатления и опыт.
С развитием модернизационных процессов, сокращением традиционных социальных групп и становлением основных классов индустриального общества консервативная идеология лишилась своего охранительного пафоса. На основе консервативной идеологической традиции формировались течения, которые ориентировались на разные модели политического поведения и представляли собой результат синтеза с либерализмом.
Наиболее известным представителем традиционного консерватизма в XX в. был американский ученый Р. Керк (1918-1994), опубликовавший в 1953 г. книгу «Консервативное мышление». Развивая традиционалистские принципы, он утверждал, что в революционные эпохи люди часто увлекаются новизной, но затем устают от нее и тянутся к старым принципам. История трактуется как циклический процесс смены эпох. Период после Второй мировой войны оценивается как наиболее благоприятный для консерваторов. На них, по его мнению, легло бремя ответственности за судьбу христианской цивилизации, и они в силах справиться с этой задачей.
В публикациях Р. Керка утверждается, что, поскольку природа человека неисправимо повреждена, мир нельзя улучшить посредством политической деятельности. Консерваторы-традиционалисты должны стремиться обеспечить широкий национальный консенсус, апеллируя к традиционным представлениям и предрассудкам, авторитету и религии. Социальную и экономическую проблематику следует переводить в религиозно-этическую плоскость.
В 1980-е годы Р. Керк выделил следующие принципы традиционного консерватизма: вера в «закон и порядок» и убеждение в том, что экономика переходит в политику, политика в этику, этика в религиозные понятия. Взгляды Э. Берка охарактеризованы им как «главное русло консерватизма».
Традиционалистские идеи оказали существенное влияние на программы и платформы многих фундаменталистских групп и организаций, которые в 1980-х гг. выступили в качестве движущей силы сдвига вправо в идейно-политической жизни США.
В начале XXI в. бытующий среди потомственных белых американцев страх перед перспективой превращения в «меньшинство в собственной стране» стал одним из мощных источников политико-психологического, идейно-культурного и духовно-нравственного запроса на консерватизм. Формированию этого запроса способствовали и шоковые для населения США последствия терактов 11 сентября 2001 г., осознание им своей незащищенности. Религиозно-фундаменталистские проявления консерватизма являются устойчивой характеристикой политического фона современных Соединенных Штатов Америки.
3. Либертаристское течение
Концептуальные основы либертаристского консерватизма заложили Фридрих фон Хайек (1899-1992) и Людвиг фон Мизес (1881-1973). Работа австро-британского экономиста и философа Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944), по существу, явилась манифестом либертаризма.
Основатели либертаристского течения считали любую форму вмешательства в экономику неприемлемой и негативно относились к идее макроэкономического регулирования. В их представлении ночная свобода, равно как свобода политическая, правовая и духовная не может быть даже частично ограничена. В качестве естественной формы организации общества они рассматривали «спонтанный порядок», т. е. возникающий в процессе естественного развития.
В работе «Дорога к рабству» Ф. Хайек доказывал принципиальную неосуществимость целей социализма ввиду несостоятельности централизованной системы управления, не соответствующей структуре производства и общественным потребностям. Реализация принципов планирования неизбежно приводит к тоталитаризму, поскольку невозможна без принудительных мер, свертывания законности, проникновения государства во все сферы общественной жизни. Главное преимущество рыночной экономики Ф. Хайек видел в способности рынка посредством механизма цен использовать такой объем информации, который не может быть обработан в интересах экономических агентов при централизованной системе планирования.
Согласно Ф. Хайеку, общество с рыночной экономикой плюралистично и является открытым. Оно основывается на умении индивидов жить вместе и быть полезными друг другу даже при различии частных интересов и целей. Демократия является важнейшим средством обеспечения свободы.
Исходя из этой принципиальной позиции, либертаристы выступали за ограниченную социальную политику государства, которая позволяла бы лишь разряжать социальную напряженность, призывали правительства в реализации своих программ опираться исключительно на рынок. При этом они считают целесообразным переложить значительную часть ответственности за оказание помощи бедным на местные органы власти и такие общественные институты, как семья, церковь, школа, добровольная благотворительность со стороны богатых.
4. Неоконсерватизм
Значительную роль в становлении постиндустриального общества сыграл неоконсерватизм, доминировавший в наиболее развитых странах с конца 70-х до начала 90-х гг. XX в. Это идейно-политическое течение сочетает либерально-технократическую приверженность прогрессу, свободе и экономическому росту с ориентацией на сохранение и укрепление традиционных общественных ценностей.
Разработкой неоконсервативных идей в США занимались И. Кристол и Н. Подгорец, которых нередко называют «крестными отцами» неоконсерватизма, Д. Белл, С. Липсет, С. Хантингтон и др., в ФРГ – Г. Кальтенбруннер, во Франции – А. Бенуа и П. Вьяль. В США самые известные неоконсервативные идеологи вышли из либеральных кругов, близких к демократической партии. Европейский консерватизм также имеет либеральные корни.
В молодости многие отцы-основатели неоконсерватизма увлекались левыми идеями, особенно троцкизмом с его мессианскими представлениями и радикальной революционностью. С течением времени критика сталинизма переросла в воинствующий антикоммунизм и неприятие любых форм вмешательства государства в общественную, прежде всего экономическую, жизнь, а троцкистская идея мировой революции трансформировалась в концепцию «благотворной гегемонии» Соединенных Штатов в международных отношениях, проявляющейся в повсеместном распространении демократии.
В 1980-х гг. неоконсервативными идеями руководствовались известные политические деятели Р. Рейган, Дж. Буш-ст., М. Тэтчер, Г. Коль. Эти идеи во многом определяют военно-политическую стратегию администрации Дж. Буша-мл. Приверженность неоконсерватизму неоднократно демонстрировали вице-президент Р. Чейни и бывший министр обороны Д. Рамсфелд. В течение ряда лет неоконсерваторы были представлены во власти заместителем последнего П. Вулфовицем, председателем Комитета по оборонной политике Пентагона Р. Перлом и спецпредставителем США в ООН Дж. Болтоном.
В сфере международных отношений неоконсерватизм основывается на идеях влиятельной на Западе школы «политического реализма», отдавая предпочтение силовым методам разрешения конфликтных ситуаций, особенно на локальном уровне. В то же время ряд исследователей, в целом разделяющих неоконсервативные идеи, выступают против концепции «локальных войн», поскольку на практике трудно определить грань между «ограниченным» и «неограниченным» применением силы, способным создать угрозу самому существованию человечества.
Социальную базу неоконсерватизма составил
Ø «новый средний класс», заинтересованный во внедрении в экономику достижений научно-технической революции, и
В 1970-1980-х гг. неоконсерватизм отразил такие глубинные общественные процессы, как
Ø потребность экономики в ослаблении государственного регулирования и поощрении предпринимательской инициативы,
Ø в расширении сферы действия конкурентных рыночных начал.
Внешнеполитические подходы неоконсерваторов мотивироваись необходимостью «защиты индустриально развитых демократий» в первую очередь Соединенных Штатов, от «финляндизации», стремлением Запада обеспечить для себя создание максимально выгодного экономического и политического миропорядка. Этой цели должна была служить глобальная стратегия, которая сочетала бы либерально-универсалистские идеи, акцент на военной силе и воинствующий антикоммунизм.
По своей сути неоконсервативное течение близко к взглядам Ф. Хайека и Л. Мизеса. От либертаризма его отличают прагматичность, стремление выработать конкретные рекомендации для корректировки государственной политики. Он синтезировал принципы либерализма (рынок, конкуренция, свободное предпринимательство и др.) с традиционными ценностями консерватизма (семья культура, религия, мораль, порядок и пр.).
Обвинив либералов в переоценке возможностей социальной политики государства, в поощрении «революции растущих ожиданий», неоконсерваторы по-новому сформулировали модель отношений между индивидом и государством, гражданами и государством. В рамках этой модели индивид должен прежде всего рассчитывать на собственные силы и солидарность граждан, а государство должно обеспечивать ему жизненные условия на основе правопорядка, стабильности и преемственности.
Антиэтатистская стратегия неоконсерваторов привела к значительному сужению функций государства, существенной корректировке логики функционирования государственных институтов. «Разгрузив» государство от многих, прежде всего социально-экономических, функций, которые оно взяло на себя в период функционирования кейнсианской модели, сократив государственный аппарат и повысив качество его деятельности, неоконсерваторы укрепили авторитет государства и его политическую роль. Заметное место в практике неоконсерваторов заняли вопросы местного самоуправления и региональной политической активности.
В экономике был сделан упор на развертывание предпринимательской инициативы и широкую конкуренцию, резкое снижение налогов с целью высвобождения сил свободного рынка.
Наряду с ограничением своего участия в регулировании экономики государство активно способствовало обновлению основных фондов производства, совершенствованию структуры капиталовложений, усилению финансирования перспективных отраслей, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).
Реформы, осуществленные американскими неоконсерваторами в 1980-е гг., во многом предопределили высокие темпы экономического и научно-технического развития Соединенных Штатов в 1990-е гг. Беспрецедентный экономический подъем минувшего десятилетия позволил этой стране прирастить ВВП в параметрах, равных суммарному ВВП таких развитых государств, как Германия и Япония.
В области международных отношений неоконсерватизм эволюционировал к более широким и реалистичным позициям. Усилившиеся в нем к середине 1980-х гг. прагматические тенденции проявились в учете реалий взаимосвязанного и взаимозависимого мира, отказе от восприятия СССР и России как врагов, в готовности к установлению партнерских отношений с ними.
В связи с возрастанием в современном обществе роли знаний и информации неоконсерваторы ориентируются главным образом на проблемы образования, культуры и качества жизни. Культура и духовность рассматриваются как базовые ценности для освоения новых технологий, сохранения природы.
При очевидных достижениях в экономической сфере неоконсерватизм не смог выработать адекватные подходы к решению ряда ключевых проблем перехода от индустриализма к постиндустриализму:
Ø углубляется социальная дифференциация в странах Запада, потенциально чреватая конфликтами;
Ø увеличивается разрыв в уровнях жизни Севера и Юга, который сдерживает развитие международного разделения труда и расширение рынков наукоемкой продукции.
Война с международным терроризмом интерпретировалась неоконсервативными экспертами как своего рода возрождение борьбы двух различных систем политических ценностей и принципов, участие в которой является исторической миссией США. В этой войне виделся также дополнительный шанс для проведения более активной политики по созданию нового миропорядка.
Суть нынешней внешнеполитической программы неоконсерваторов состоит в том, что Соединенные Штаты призваны осуществлять «гуманную глобальную гегемонию» во всем мире в силу изначального превосходства своих моральных, культурных и политических ценностей. Эта гегемония должна устанавливаться как с помощью международных институтов (например, Международного валютного фонда и Всемирного банка), так и путем наращивания военного потенциала, осуществления силовых акций.
Война в Ираке, по мнению неоконсерваторов, должна продемонстрировать миру решимость Соединенных Штатов обеспечить свое доминирование в мире на длительную перспективу. В этом смысле весьма характерно суждение неоконсерваторов «второй волны» У. Кристола (сына И. Кристола) и Л. Каплана: «Миссия начинается в Багдаде, но им не заканчивается. Мы стоим на рубеже новой исторической эпохи… Этот момент имеет решающее значение Речь идет даже не о будущем Ближнего Востока и войны с террором. Речь идет о той роли, которую Соединенные Штаты намерены играть в двадцать первом веке».
Среди сторонников создания глобальной американской системы противоракетной обороны (ПРО) немало тех, кто стоял у истоков «Стратегической оборонной инициативы» Р. Рейгана, в частности Г. Купер, возглавлявший Агентство по СОИ в Министерстве обороны США, У. Грэхем, занимавший пост советника по науке президента Р. Рейгана, Р. Пфальцграф, возглавлявший Институт внешнеполитических исследований, чьими консультациями пользовался Р. Рейган.
В последние годы, особенно под влиянием фиаско в Ираке, внешнеполитический курс США, во многом основывающийся на неоконсервативных ценностях, стал объектом критики со стороны ряда влиятельных представителей политического и интеллектуального сообщества как внутри страны, так и за рубежом. Оппонентами неоконсервативного силового унилатеризма выступают одновременно сторонники умеренного консерватизма во внешней политике и эксперты либерального толка.
Стремление неоконсерваторов увековечить глобальное военное доминирование США и силой объединить мир вокруг вольно трактуемой «демократической идеи» один из ведущих политических мыслителей США 3б. Бжезинский резонно оценил как «подновленную версию империализма», далекую от реалий глобализирующегося мира и способную истощить ресурсы во имя заведомо недостижимой внешнеполитической цели.
Известные американские эксперты называют администрацию Дж. Буша революционерами, а проводимую ими политику революционной. По оценке президента фонда Р. Никсона Д. Саймса, акции США в Ираке и Афганистане основаны на «неотроцкистской вере в перманентную революцию (пусть даже демократическую, а не пролетарскую)».
За полный пересмотр внешнеполитического курса, сформированного под влиянием неоконсервативных теоретико-политических представлений, высказываются либералы. Силовой гегемонизм они расценивают как стратегию, вызывающую перенапряжение Соединенных Штатов, неприемлемую для мирового сообщества. Однако отличие позиции либералов от исповедующей неоконсервативные ценности республиканской администрации состоит в отказе не от ориентации на «глобальное распространение демократии», а от применения силовых методов, которые приводят к многочисленным региональным войнам и неприемлемым с американской точки зрения людским потерям.
В связи с неудачами в распространении демократии наметилась тенденция к размежеванию радикального и умеренного подходов в американском неоконсерватизме. Один из наиболее влиятельных неоконсерваторов «второй волны» Ч. Краутхаммер противопоставил идеологии «демократического глобализма», которой придерживался и сам, новую концепцию «демократического реализма». В соответствии с ней поддержка демократии и применение силы нужны лишь в случаях «стратегической необходимости» и тогда, когда отвечают «задачам борьбы с врагом». Такая позиция предполагает возможность определенных ограничений в применении военно-силовых методов.
Далек от безоговорочной поддержки внешнеполитического курса действующей администрации известный журналист и политолог У.Р. Мид, активно пропагандирующий взгляды неоконсерваторов. Он оправдывает вторжение Соединенных Штатов в Ирак, «войну с международным терроризмом», но вместе с тем обращает внимание на просчеты в деятельности разведки и экспертного сообщества государственных учреждений, провалы в сфере «публичной дипломатии» (прежде всего при подготовке общественного мнения в мире и в самих США к иракской кампании) и т. д.
В обозримом будущем неоконсерватизм останется влиятельным идейно-политическим течением в странах Запада, возможно, в сочетании с либерально-социалистическими ценностями (права и свободы человека, демократия, социальная защита). От американских неоконсерваторов вряд ли следует ожидать кардинального пересмотра жесткой установки на создание международно-политических условий, гарантирующих господствующее положение единственной сверхдержавы в формирующемся миропорядке.
Вышеизложенное позволяет сделать следующие обобщения:
2. При идейно-политическом доминировании неоконсерватизма произошла смена утратившей эффективность кейнсианской модели развития экономики и социальной сферы динамичной моделью, отвечавшей потребностям перехода от индустриального общества к постиндустриальному. Эта модель основывается на саморегуляции и обладает относительно высокой степенью устойчивости к социальным катаклизмам.
3. Примером экономического динамизма, сочетавшегося с внешнеполитической и военно-политической жесткостью, неоконсерватизм ускорил размывание устоев социализма. Во второй половине 1980-х гг. неоконсерваторы предприняли ряд конкретных шагов для утверждения в международных отношениях нового политического мышления.
4. С преодолением раскола мира на противоположные общественные системы неоконсервативная модель с ее отлаженным механизмом сочетания частной инициативы и общественного регулирования имеет общечеловеческое значение. Она дает ориентиры России, которые помогли бы ей занять достойное место в постиндустриальном мире.
5. В начале XXI в. внешнеполитический курс США, формируемый под влиянием неоконсерватизма и вильсонианского либерального универсализма, превратился в политику глобальных воздействий по созданию американоцентричного мироустройства. Приоритетной задачей этого курса стало распространение демократии силовыми методами, вызывающее негативизм со стороны мусульманского мира и критику влиятельных представителей политико-академического сообщества.
Таким образом, современный консерватизм представляет собой совокупность ориентаций и приоритетов в политической, экономической, социальной и духовной сферах. Представляется сложным определение границ основных направлений консерватизма. Очевидно, что различия между этими направлениями коренятся не столько в исходных установках, сколько в акцентировании тех или иных аспектов жизни общества.
Литература
Алексеева Т.А. Современные политические теории. М.: РОССПЭН, 2007.
Берк Э. Размышления о революции во Франции. М.: Рудомино, 1993.
Блинов В.В. Политико-психологический подход к изучению консерватизма: обоснование и структура анализа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2007. № 1.
Бъюкенен П.Дж. Правые и не-правые. Как неоконсерваторы заставили нас забыть о рейгановской революции и повлияли на президента Буша. Пер. с англ. М.: Аст, 2006.
Галкин А.А. Консерватизм в прошлом, настоящем и будущем / Размышления о политике и политической науке. М.: Оверлей, 2004.
Громовик В.Г. Консервативная идеология в современном мире. М.: РИД ИСПИ РАН, 2005. Глава 1.
Консерватизм в России и мире. В 3 ч. / Под ред. А.Ю. Минакова. Воронеж: Воронежский гос. ун-т, 2004.
Малинова О.Ю. Исследуя феномен консерватизма // Полис. 2003. № 3.
Мангейм К. Консервативная мысль // Мангейм К. Диагноз нашего времени. М.: Юристъ, 1994.
Местр Ж. де. Рассуждения о Франции. Пер. с франц. М.: РОССПЭН, 1997.
Неоконсерватизм // Новая философская энциклопедия. В 4 т. М.: Мысль, 2001. Т. 3.
Рахшимир П.Ю. Консерватизм и либерализм: метаморфозы консенсуса // Полис. 2005. №5.
Фридман М. Капитализм и свобода. М.: Новое издательство, 2007.
Хайек Ф. Дорога к рабству. М.: Новое издательство, 2005.
Честнейший Н.В. Консерватизм и либерализм: тождество и различие // Полис. 2006. № 4.