идеологии консерватизма и неоконсерватизма в международных отношениях

Консерватизм и неоконсерватизм

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие и общая характеристика идеологии консерватизма

Современной политологии, как науки изучающей, в том числе, взятые воедино идеи, взгляды, представления и чувства относительно развития человека и общества, средствах обеспечения реализации соответствующих целей, идеальном политико-государственном устройстве, и т.д. известны определенные наиболее обобщенные модели, выстроенные исходя из единства политических взглядов их сторонников.

Соответствующие модели получили название идеологий, а в качестве одной из наиболее известных и распространенных политических идеологий традиционно принято называть идеологию консерватизма. При этом представляется необходимым обратить внимание на то, что консервативная идеология является не просто совокупностью охранительных идей, утверждающих необходимость сохранения сложившихся начал государственности, а вполне целостной совокупностью ориентиров и принципов политического участия, утверждающих определенное отношение личности к государству и обществу, существующего социальному порядку, и т.д.

Также отметим, что одним из наиболее общепризнанных в политической науке тезисов выступает идея о том, что любая социально-политическая концепция и доктрина формируется как ответ на вызовы исторической эпохи, обуславливающие необходимость теоретического осмысления и поиска путей дальнейшего развития социально-политических и экономических институтов.

Идеология консерватизма в этой части не является исключением, поскольку анализ историю ее формирования позволяет сделать вывод о том, что ключевой предпосылкой возникновения соответствующей теории стал опыт насильственного насаждения либеральных идей во время Великой Французской революции 1789 г., оценив которые, сторонники взглядов, получивших впоследствии название консервативных, обосновывали идею противоестественности искусственного преобразования социальных порядков.

Основой системы взглядов классических консерваторов выступал примат преемственности перед инновациями – создатели консервативной идеологии утверждали незыблемость такого порядка вещей, которых сложился естественным образом. В социальной сфере таким порядком выступала иерархичность человеческого общества, каждый элемент (слой) которого подобно органам человеческого организма выполняет собственный набор функций и задач. В этой связи, идеи достижения социального равенства и устранение фактических и юридических различий представителей различных классов, по мнению идеологов консерватизма была более чем необоснованной.

Готовые работы на аналогичную тему

Предпосылки возникновения «нового консерватизма» (неоконсерватизма) в XX веке

Вокруг обозначенной идеи о том, что сохранение достижений прошлого способно нивелировать любое социально-политическое напряжение настоящего и будущего постепенно сформировалось и окрепло самостоятельное направление политико-идеологической мысли.

Сторонники консерватизма традиционно признавали колоссальное значение конституции в деле обеспечения стабильного общественного устройства и государственности, поскольку отмечалось, что конституция по своему содержанию выступает воплощением высших политико-государственных принципов, которые воплощая неписанное божественное право, не могут быть произвольно изменены человеком.

Тем не менее, обозначенные основополагающие идеи и принципы классического консерватизма в процессе развития мировой государственности и социального прогресса стали заметно модифицироваться.

Так, например, в специальной литературе отмечается, что разнообразные кризисные проявления развития индустриальных стран в начале XX в. привело к формированию целого комплекса реакционных консервативных течений, демонстрирующих полное неприятие демократии, вплоть до непосредственного выражения социальной и национальной дискриминации. В числе подобных направлений, в том числе, могут быть названы:

Новый виток трансформации идей классического консерватизма произошел после Второй мировой войны, в условиях противодействия консерваторов укрепившемуся капиталистическому образу жизни. В частности, в рассматриваемый период происходило формирование новых форм соответствующей идеологии, стремящихся к обоснованию «третьего», альтернативного либеральному и социалистическому, пути развития человеческого общества.

Спецификой таких, в некоторой степени «постклассических» направлений консервативной мысли стало определенное смягчение отношения к государственному регулированию экономической деятельности и участию населения в управлении страной, при резко утвердительном отношении к необходимости укрепления законности, формирования сильного централизованного государства, обеспечивающего должный уровень государственной дисциплины и порядка.

Основные положения идеологии неоконсерватизма

Обозначенный выше процесс постепенного преобразования классических консервативных идей с целью приведения их в соответствие с текущими социально-политическими и экономическими условиями, в результате привел к обособлению нового течения, получившего в специальной литературе название «неоконсерватизм».

Представителям названной идеологии удалось вполне успешно приспособить традиционные консервативные идеалы и ценности к фактически складывающимся в условиях индустриализма и постиндустриализма социальным, экономическим и политическим реалиям.

В числе непосредственных предпосылок формирования на началах классического консерватизма обозначенной современной идеологии принято называть плюрализм стилей жизни, его ускоренный темп, всестороннюю зависимость человека от технических средств, приведшие, помимо прочего, к нарушению духовного и экологического развития, что в известной степени породило значительный ориентационный кризис общественного мнения в западных странах.

В обозначенных обстоятельствах значение неоконсерватизма состоит в том, что его представителями обществу были предложены истинные духовные приоритеты семьи и религии, взаимодействия гражданина и государства на началах уважения и взаимопомощи, их моральной ответственности друг перед другом, и т. д.

Источник

Консерватизм и неоконсерватизм

Понятие и общая характеристика идеологии консерватизма

Политология представляет собой науку, которая изучает объединенные взгляды, идеи, представления, касающиеся развития общества в целом и человека в нем. Также рассматриваются способы реализации таких целей, теории об идеальном политическом и государственном устройстве. Исходя из общих политических взглядов, были сформированы несколько обобщенных моделей.

идеологии консерватизма и неоконсерватизма в международных отношениях

Такие модели другими словами называют идеологиями. Одна из наиболее знаменитых – идеология консерватизма. Она является совокупностью охранительных идей, которые подразумевают за собой сохранность уже сложившихся начал государственности, а также совокупность целостных ориентиров и принципов политического участия, которые утверждают определенное отношение личности к существующему социально-политическому устрою, государству и обществу в целом и так далее.

Консерватизм, как и любая другая идеология, сформировался при определенных исторических событиях. В результате изучения данной концепции, можно сделать вывод, что толчком к ее развитию стало насильственное внедрение либеральных идей времен Великой Французской революции 1789 года. Сторонники таких взглядов обосновали идею противоестественности искусственного преобразования социальных порядков и были названы консерваторами.

В основе системы взглядов консерваторов лежит постоянство и нерушимость такого порядка вещей, который сложился естественным образом. Для социальной сферы это проявляется как иерархичность общества. По аналогии с человеческим организмом, где каждый орган выполняет свои функции и взаимодействует с другими, в социуме такими «органами» являются слои общества. Соответственно, идеологии консерваторов не свойственна идея социального равенства и устранения физических и юридических различий.

Сложно разобраться самому?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Условия возникновения «неоконсерватизма» в ХХ веке

Идея о том, что сохранение достижений прошлого способно сгладить любое социально-политическое напряжение настоящего и будущего, стала предпосылкой к возникновению самостоятельного направления политико-идеологической мысли.

Сторонники идей консерватизма отмечали невероятную важность конституции для общества. Она являлась практически воплощением высших политико-государственных принципов, которые наряду с божественным правом, не могут просто так быть изменены человечеством. Конституция, по их мнению, обеспечивает стабильное общественное устройство и государственность.

При этом, с течением времени, в процессе развития мировой государственности и социального прогресса, как и любая другая идеология, консерватизм так же приобрел определенные изменения.

Одним из таких событий послужили различные кризисные явления в развитии индустриальных стран в начале ХХ века. Это привело к образованию целого ряда реакционных консервативных течений. В основе их взглядов было полное непринятие демократии, а иногда даже проявление социальной и национальной дискриминации. Среди таких направлений выделяют национализм, расизм, антисемитизм и другие.

Следующее преобразование идей классического консерватизма сформировалось после событий Второй мировой войны. Приверженцы консерватизма противостояли установившемуся капиталистическому общественному строю. В этот исторический период формируются новые формы соответствующих идеологий, которые стремятся к развитию «третьего» пути развития человеческого общества, альтернативного либеральному и социалистическому.

Не нашли что искали?

Просто напиши и мы поможем

Такие «постклассические» направления консервативной мысли имели свои особенности. Возникает некое смягчение отношения к государственному регулированию экономической деятельности, а также участию граждан в управлении страной. В то же время отношение к необходимости укрепления законности и формированию сильного централизованного государства, которое обеспечивает необходимый уровень порядка и дисциплины, было резко утвердительным.

Основные положения теории нового консерватизма

Приверженцы этой идеологии пытались приспособить традиционные консервативные взгляды и ценности к текущей ситуации и социальным, экономическим и политическим реалиям в условиях эпохи индустриализма и постиндустриализма. Это им успешно удалось.

На основе идей классического консерватизма сформировалась современная идеология. Предпосылками такого развития стало разнообразие стилей жизни, ее ускоренный темп, а также постоянно возрастающую зависимость человека от техники. По мнению специалистов, это приводит к нарушению духовного и экологического развития, а следовательно и стало значимой причиной возникновения ориентационного кризиса общественного мнения в западных странах.

Представители «нового консерватизма» предложили обществу истинные приоритеты семьи и религии, взаимоотношения человека и государства по принципу уважения и взаимопомощи, моральной ответственности друг перед другом и так далее.

Источник

2. Идеология консерватизма и неоконсерватизма

Термин «консерватизм», как и «либерализм» имеет иностранное происхождение. Во французском языке сonservatisme, а в латинском conservare означает охранять, сохранять. Что же охраняют и сохраняют консерваторы? «Консерватизм как политическая идеология являет собой не только систему охранительного сознания, предпочитающую прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания) новой, но и весьма определенные ориентиры, и принципы политического участия, отношения к государству, социальному порядку и т.д.». Из самого определения консерватизма вытекает, что он мог появиться там и тогда, где и когда либерализм переставал выполнять социальный заказ. Известно, например, что Великая Французская революция 1789 г. происходила под знаменем либеральных идей. В первые постреволюционные годы французские реалии никак не работали на либерализм. Альтернативу последнему весьма активно стал предлагать Э. Берк, к которому затем присоединились Ж. де Местор, Л. де Бональд. «На основе этих фундаментальных подходов сформировались и окрепли характерные для консервативной идеологии политичес­кие ориентиры, в частности отношение к конституции как к проявлению высших принципов (которые не могут произвольно изме­няться человеком), воплощающих неписаное божественное право, убежденность в необходимости правления закона и обязательности моральных оснований в деятельности независимого суда, понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы и т.д. И это заставляло консерваторов сомневаться в ценностях эгалитаризма, препятствовало отождествлению демократии со свободой и эффективным управлением обществом».

Общие установки консерватизма:

Нравственность (нравственный абсолютизм). Человек – существо несовершенное и греховное, нуждающееся в опеке и нравственных ориентирах. Люди не должны определять принципы общественного устройства и заключать «общественный договор», поскольку человеческий разум не может быть мудрее, чем обычай.

Традиционализм. Любым абстрактным идеалам консерватизм противопоставляет исторический опыт народов, воплощенный в традициях.

Недоверие к демократии, которая, по мнению консерваторов, ведет к разрушению моральных ценностей и торжеству посредственностей, стремящихся угодить толпе.

Антипрогрессизм. Скептицизм по отношению к переменам, недоверие к реформам, осуждение революций.

Политический реализм. Воздержание от любых доктринерских подходов и социальных абстракций.

Антиэгалитаризм. Элитаризм в понимании правильного общественного устройства.

Идеал сильного правительства. У власти же должны быть «правильные люди» – те, кто способен нести бремя власти и реализовывать свои решения.

Осуждение вовлечения масс в политику. Политика – дело правителей, а не народа.

Приоритет локальных ценностей. В отношениях напряженности центра и периферии симпатии консерваторов на стороне последней, поскольку провинция лучше сохраняет традиции и ценности прошлого.

Консерватизм не мог оставаться неизменным Ему было необходимо оперативно адекватно реагировать на рост притягательности либеральных и социалистических идей. Неоконсерватизм окончательно оформился в 70-80-е ХХ в., благодаря переосмыслению положений классического консерватизма в контексте постиндустриальной стадии развития общества. Неоконсерваторы первыми заявили о том, что жёсткая ориентация на теоретическое наследие Д. Кейнса, которая была характерна для Западной Европы до начала 1970-х гг., в посткризисный период была бы контрпродуктивной. Заимствуя всё больше идей у либералов и сохраняя при этом базовые ценности консерватизма, неоконсерваторы выработали эффективную линию в отношении протестных настроений молодёжи Старого Света, беспрецедентный размах которых стал ключевым источником социальной напряжённости в ряде стран.

Идеологический детерминизм. Идеологическое оформление консерватизма связано с признанием власти идей над людьми, а также того, что для победы на выборах нужно иметь программу действий и участвовать в идеологических дискуссиях.

Признание демократии. Человеческая способность быть справедливым сделала демократию возможной, но человеческая склонность к несправедливости сделала демократию необходимой.

Агностицизм. Признание амбивалентности человека, т.е. того, что человек и хорош, и плох одновременно, а его жизнь слишком сложна, чтобы однозначно судить о том, что является для него благом, а что – злом.

Моральная значимость институтов. Культурные формы рассматриваются в неоконсерватизме как первичные по отношению к экономическим и политическим.

Ценность промежуточных структур, отделяющих человека от государства, которые должны восстановить мораль, традиции, привести к религиозному возрождению.

Неоконсерватизм обнажил те черты консервативной идеологии и образа мысли, которые сегодня оказались способными за­щитить человека на новом технологическом витке индустриаль­ной системы, определить приоритеты индивидуальной и общественной программ жизнедеятельности, очертить облик политики, способной вывести общество из кризиса. Более того, на такой идейной основе неоконсерватизм синтезировал многие гуманистические представления не только либерализма, но и социализма, а также ряда других учений». Либеральная и консервативная идеологии занимают в идейном спектре общества места соответственно в центре и правее от центра. Их ключевой конкурент среди идеологий, чьё место находится левее от центра, – социалистическая идеология.

Источник

Консерватизм и неоконсерватизм

идеологии консерватизма и неоконсерватизма в международных отношениях идеологии консерватизма и неоконсерватизма в международных отношениях идеологии консерватизма и неоконсерватизма в международных отношениях идеологии консерватизма и неоконсерватизма в международных отношениях

идеологии консерватизма и неоконсерватизма в международных отношениях

идеологии консерватизма и неоконсерватизма в международных отношениях

Консервативная (от лат. conserve — сохраняю, охраняю) идеология характеризуется ориентацией на защиту традиционных устоев общественной жизни, незыблемых ценностей, отрицанием революционных изменений и недоверием к й народным движениям. Она насчитывает 200 лет и сформировалась как реакция на политическую мысль и события. Великой французской революции, как антиреволюционная идеология, отстаивающая идею незыблемости установленных божественным разумом порядков. Создателями идеологии консерватизма являются английский мыслитель Э.Берк, французские общественные деятели Ж. де Местер и Л. де Бональд.

Таким образом, консерватизм базируется на приоритете преемственности перед нововведениями, на признании незыблемости порядка вещей, сложившегося естественным образом, на иерархичности человеческого сообщества, на примате в жизни общества морали семьи, религии и собственности.

Эти основополагающие идеи и составили фундамент консерватизма, на который опираются его важнейшие принципы.

Прежде всего это нравственный абсолютизм, неизбежность и вечность нравственных идеалов и ценностей, которые совершенно не зависят от воли человека, а формируются общественно-экономическими и политическими институтами. В силу этого и политика не может быть освобождена от моральных предписаний.

Ведущим принципом консерватизма является отрицание неизбежности социального прогресса. Любые проекты лучшего общества, сколь бы заманчивыми они не были, таят в себе неизвестность и должны быть отвергнуты. Реформы признаются только как возможность избежать социальных потрясений.

Не менее важен принцип т р а д и ц и о н а л и з м а, который предполагает сохранение прошлого как основы единства поколений, гармонической совокупности обычаев, предрассудков и учреждений.

Характерен для консерватизма и политический реализм. Суть его в том, что истина заключена не столько в универсальных постулатах, сколько в конкретном опыте. Опыт и привычки оказываются лучшими ориентирами, нежели разум, логика и абстрактные понятия.

Один из важнейших принципов консерватизма — отрицательное отношение к идее равенства. Консерватизм не приемлет социального равенства исходя из естественной иерархии, элитарного характера управления. При этом речь идет об элитарной демократии, когда доминирует принцип «достойное — достойным».

Консерваторы также активно выступают против политизации людей. Отвергая примат политики в жизни человека, они считают более важным для человека его частные интересы. Политика — это сфера деятельности политических элит.

Консерваторы — последовательные сторонники местного самоуправления. В споре между центром и периферией они на стороне последней.

Консерватизм может быть различен в зависимости от его отношения к социальным изменениям. Выделяют консерватизм реакционный со стремлением повернуть вспять отжившие порядки, консерватизм статус-кво, когда усилия направлены на сохранение существующего, и консерватизм реформистский, где не только признаются, но и активно поддерживаются необходимые преобразования при сохранении позитивного содержания прошлого и настоящего.

Во второй половине ХХ в. социально-политические и экономические изменения в мире заставили консерваторов частично пересмотреть некоторые положения своей идеологии. Так возникает не консервативное течение, которое связывают с приходом к власти в США республиканцев во главе с Р.Рейганом, в Великобритании — консерваторов во главе с М.Тэтчер, в ФРГ — блока ХДС/ХСС во главе с Г.Колем. Виднейшими идеологами неоконсерватизма являются Дж.Белл (США), Р.Геген, Э.Юнгер, Г.Кальтербруннер (ФРГ), Р.Арон, А. де Бенуа (Франция).

идеологии консерватизма и неоконсерватизма в международных отношениях

Сильное влияние на формирование «консервативной волны» 70 — 90-х гг. оказали либеральные ценности. Современная консервативная идеология во многом близка либерализму. Эти две идеологии были идейными антагонистами только в эпоху становления и утверждения капитализма. Теперь же различия между ними не столь принципиальны. В главных своих идеях они смыкаются. Фактически это две стороны одной идеологии. Американские не консерваторы правы, когда отмечают, что не консерватор — это либерал, признающий значение традиций и социокультурных факторов общественного развития. Отсюда проистекает своеобразное сочетание в неоконсерватизме либерально-технократической приверженности прогрессу, свободе и экономическому росту с подчеркиванием старых, традиционных ценностей — семьи, культуры, морали, порядка, чувства долга и т.д.

Каковы же отличительные признаки неоконсерватизма.

Во-первых, он не отрицает полностью идею демократии. Он подчеркивает, что демократическое политическое устройство должно сочетаться с элитарным политическим руководством. Народ имеет право голоса, но он обязан считаться с тем, что верховная власть находится в руках лучших, наиболее способных и мудрых граждан.

Во-вторых, отдавая, как и прежде, предпочтение сильной власти и сильному государству, не консерваторы склоняются к тому, что его вмешательство в экономическую жизнь должно быть ограничено.

В-третьих, признавая бедность, страдание и несправедливость неизбежным злом, они выступают за осторожные и ограниченные социальные реформы. Не консерваторы — противники чрезмерного обложения налогами крупного капитала с целью перераспределения средств в пользу неимущих слоев населения. Эта идеология не приемлет уравнительного распределения, она требует сокращения государственных социальных программ. Индивид должен рассчитывать на свои собственные силы, а также на солидарную поддержку сограждан. Современное государство, по мнению не консерваторов, должно создавать равенство возможностей, но не равенство результатов. Социальный порядок реализуется прежде всего через общественную иерархию, которая возникает органически, естественным путем.

Ярким примером политики не консерваторов явилась политика М.Тэтчер. Ее правительством была осуществлена целая система мер, направленных на обеспечение эффективного развития английской экономики: упразднение контроля над доходами, ценами и валютного контроля; снижение стандартной ставки подоходного налога с 33 до 30 %; приватизация государственных предприятий (с 1984 по 1987 г. в частную собственность была передана 1/3 собственности государства в промышленности). Государство отказалось от вложения средств в полую банкротившиеся предприятия. В такой обстановке смогли выжить лишь те фирмы, которые были способны поднять производительность труда и конкурентоспособность своих изделий.

В целом неоконсерватизм весьма успешно приспособил традиционные ценности консервативного толка к реалиям постиндустриального этапа развития общества, обеспечив себе тем самым устойчивые идейно-политические позиции в современном мире. В 80 — 90-е гг. консерваторы добились наибольшего экономического роста, высокой стабильности и морального обновления общества в ведущих странах Запада. Их идеологические принципы практическую деятельность поддерживают различные слои населения.

Источник

Идеологии консерватизма и неоконсерватизма в международных отношениях

Тема 4. Консерватизм и неоконсерватизм

1. Понятие и сущность консерватизма как идейно-политического течения

Термин «консерватизм», который дал название одному из наибо­лее влиятельных идейно-политических течений, произошел от анг­лийского слова conserve (сохраняю, охраняю). Первоначально этот термин употреблялся как обозначение идеологии феодально-арис­тократической реакции на французскую буржуазную революцию конца XVIII в. В Англии он получил официальное признание в 20-30-х гг. XIX в применительно к сторонникам партии тори, привер­женцам существующих устоев. Примерно в это же время им начали пользоваться в Соединенных Штатах.

В научных исследованиях консерватизм трактуется как полити­ческая идеология, ориентированная на сохранение и поддержание исторически сложившихся форм государственной и общественной жизни, в первую очередь ее морально-правовых основ, воплощен­ных в нации, религии, браке, семье, собственности.

Следуя концепции, предложенной К. Мангеймом, многие уче­ные понимают консерватизм как осознанный, теоретически аргу­ментированный традиционализм. По мысли исследователя русского консерватизма В. Гусева, «консерватизм представляет собой тип политической мысли, политическую идеологию, главным система­тизирующим принципом которых выступает принцип следования социальной традиции». Сторонники такого подхода не без основа­ний полагают, что идеология консерватизма основывается на психологическом типе личности, которому присущи подчинение автори­тету, ригидность мышления, антирационализм.

К числу основных ценностей консерватизма обычно относят:

Ø не­обходимость социальной иерархии (ранжирование общества);

Ø при­знание несовершенства человеческой природы и вследствие этого обязательность цивилизующей роли церкви, семьи и школы;

Ø культ сильного государства;

Ø стремление к постепенности и осмотритель­ности в проведении политических преобразований;

Ø приоритет цело­го (государства, народа, нации) над частью (сословием, индиви­дом);

Ø враждебность рационализму и индивидуализму.

Со времен отцов-основателей консерватизма его антиценностями являются ин­дивидуализм, социальное и имущественное равенство, атеизм, мо­ральный релятивизм, культ разума, революционаризм.

Один из ведущих исследователей консервативной мысли Р. Кирк сформулировал следующие шесть принципов («канонов») консерватизма:

1) вера в божественность законов, которые управля­ют обществом;

2) осознание неизбежности социального разнообра­зия как антитезы единообразию и эгалитаризму;

3) убежденность в необходимости обеспечения в цивилизованном обществе порядка и сохранения классовой структуры;

4) понимание неразрывности свя­зи между частной собственностью и свободой;

5) вера в приоритет­ность традиций над предрассудками и проявлениями анархии;

6) признание нетождественности изменений и реформ, эффективно­сти только осмысленного реформирования.

При различном понимании специфики консерватизма большин­ство западных (прежде всего американских) исследователей рас­сматривает его как противоположность либерализму.

Трудности в определении основного содержания консервативной идеологии порождаются и причинами, связанными с эволюци­ей этого идейного течения.

2. Традиционалистское течение

В трудах Э. Берка наличествуют две главные идеи, оказавшие влияние на развитие консерватизма:

1) традиционализм, в соответствии с которым политический строй понимается как продукт исто­рии и передачи от поколения к поколению;

2) органицизм, согласно которому политическая мудрость состоит в постоянном изучении традиции и нравов.

Система воззрений основателей консерватизма основывалась,

Важное место в трудах этих мыслителей занимало понятие «традиционализм». В противоположность идеям Просвещения тра­диция получает у них приоритет над разумом, поскольку подчине­ние ей означает действие в соответствии с естественным ходом ве­щей и вековой мудростью.

Традиционализм должен определять содержание реформ, прове­дение которых не нарушало бы естественный ход вещей. При этом выделяются два основных вида реформ:

Ø реформы, направленные на восстановление традиционных прав и принципов и

Ø превентивные реформы, нацеленные на предотвращение революций.

В вопросе о соотношении традиции и изменения Э. Берку при­надлежит следующее суждение: «Государство, которое не в силах ничего изменить, не способно себя сохранить». Иными словами, естественным пределом опоры на традицию, по мнению Э. Берка, выступает потребность в частичных изменениях ради поддержания жизнеспособности системы.

Э. Берк старался учитывать фактор изменений как нечто по­стоянное. Наилучшим средством сопротивления неожиданным вы­зовам ему представлялось опережение их путем своевременной адаптации к смене обстоятельств, т. е. исключение самой неожидан­ности.

У Жозефа де Местра тенденция к охранительности выражена сильнее, чем у Э. Берка. Если последний стремился опережать нео­жиданное развитие событий путем принятия превентивных мер, направленных на приспособление к смене обстоятельств, то для Ж. де Местра изменения ассоциировались с дискомфортом, потерями и страданиями, отражавшими его личные впечатления и опыт.

С развитием модернизационных процессов, сокращением тра­диционных социальных групп и становлением основных классов индустриального общества консервативная идеология лишилась своего охранительного пафоса. На основе консервативной идеоло­гической традиции формировались течения, которые ориентирова­лись на разные модели политического поведения и представляли собой результат синтеза с либерализмом.

Наиболее известным представителем традиционного консерва­тизма в XX в. был американский ученый Р. Керк (1918-1994), опуб­ликовавший в 1953 г. книгу «Консервативное мышление». Развивая традиционалистские принципы, он утверждал, что в революцион­ные эпохи люди часто увлекаются новизной, но затем устают от нее и тянутся к старым принципам. История трактуется как цикличе­ский процесс смены эпох. Период после Второй мировой войны оценивается как наиболее благоприятный для консерваторов. На них, по его мнению, легло бремя ответственности за судьбу христиан­ской цивилизации, и они в силах справиться с этой задачей.

В публикациях Р. Керка утверждается, что, поскольку природа человека неисправимо повреждена, мир нельзя улучшить посред­ством политической деятельности. Консерваторы-традиционалисты должны стремиться обеспечить широкий национальный консенсус, апеллируя к традиционным представлениям и предрассудкам, авто­ритету и религии. Социальную и экономическую проблематику сле­дует переводить в религиозно-этическую плоскость.

В 1980-е годы Р. Керк выделил следующие принципы традицион­ного консерватизма: вера в «закон и порядок» и убеждение в том, что экономика переходит в политику, политика в этику, этика в ре­лигиозные понятия. Взгляды Э. Берка охарактеризованы им как «главное русло консерватизма».

Традиционалистские идеи оказали существенное влияние на программы и платформы многих фундаменталистских групп и орга­низаций, которые в 1980-х гг. выступили в качестве движущей силы сдвига вправо в идейно-политической жизни США.

В начале XXI в. бытующий среди потомственных белых амери­канцев страх перед перспективой превращения в «меньшинство в собственной стране» стал одним из мощных источников политико-психологического, идейно-культурного и духовно-нравственного запроса на консерватизм. Формированию этого запроса способст­вовали и шоковые для населения США последствия терактов 11 сентября 2001 г., осознание им своей незащищенности. Религи­озно-фундаменталистские проявления консерватизма являются устойчивой характеристикой политического фона современных Со­единенных Штатов Америки.

3. Либертаристское течение

Концептуальные основы либертаристского консерватизма зало­жили Фридрих фон Хайек (1899-1992) и Людвиг фон Мизес (1881-1973). Работа австро-британского экономиста и философа Ф. Хайека «Дорога к рабству» (1944), по существу, явилась манифестом либертаризма.

Основатели либертаристского течения считали любую форму вмешательства в экономику неприемлемой и негативно относились к идее макроэкономического регулирования. В их представлении ночная свобода, равно как свобода политическая, правовая и духовная не может быть даже частично ограничена. В качестве есте­ственной формы организации общества они рассматривали «спон­танный порядок», т. е. возникающий в процессе естественного развития.

В работе «Дорога к рабству» Ф. Хайек доказывал принципиаль­ную неосуществимость целей социализма ввиду несостоятельности централизованной системы управления, не соответствующей струк­туре производства и общественным потребностям. Реализация принципов планирования неизбежно приводит к тоталитаризму, по­скольку невозможна без принудительных мер, свертывания законно­сти, проникновения государства во все сферы общественной жизни. Главное преимущество рыночной экономики Ф. Хайек видел в спо­собности рынка посредством механизма цен использовать такой объем информации, который не может быть обработан в интересах экономических агентов при централизованной системе планиро­вания.

Согласно Ф. Хайеку, общество с рыночной экономикой плюра­листично и является открытым. Оно основывается на умении инди­видов жить вместе и быть полезными друг другу даже при различии частных интересов и целей. Демократия является важнейшим сред­ством обеспечения свободы.

Исходя из этой принципиальной позиции, либертаристы высту­пали за ограниченную социальную политику государства, которая позволяла бы лишь разряжать социальную напряженность, призы­вали правительства в реализации своих программ опираться исклю­чительно на рынок. При этом они считают целесообразным перело­жить значительную часть ответственности за оказание помощи бедным на местные органы власти и такие общественные институ­ты, как семья, церковь, школа, добровольная благотворительность со стороны богатых.

4. Неоконсерватизм

Значительную роль в становлении постиндустриального обще­ства сыграл неоконсерватизм, доминировавший в наиболее разви­тых странах с конца 70-х до начала 90-х гг. XX в. Это идейно-политическое течение сочетает либерально-технократическую привер­женность прогрессу, свободе и экономическому росту с ориентаци­ей на сохранение и укрепление традиционных общественных цен­ностей.

Разработкой неоконсервативных идей в США занимались И. Кристол и Н. Подгорец, которых нередко называют «крестными отцами» неоконсерватизма, Д. Белл, С. Липсет, С. Хантингтон и др., в ФРГГ. Кальтенбруннер, во ФранцииА. Бенуа и П. Вьяль. В США са­мые известные неоконсервативные идеологи вышли из либераль­ных кругов, близких к демократической партии. Европейский кон­серватизм также имеет либеральные корни.

В молодости многие отцы-основатели неоконсерватизма увлека­лись левыми идеями, особенно троцкизмом с его мессианскими представлениями и радикальной революционностью. С течением времени критика сталинизма переросла в воинствующий антиком­мунизм и неприятие любых форм вмешательства государства в об­щественную, прежде всего экономическую, жизнь, а троцкистская идея мировой революции трансформировалась в концепцию «благо­творной гегемонии» Соединенных Штатов в международных отноше­ниях, проявляющейся в повсеместном распространении демократии.

В 1980-х гг. неоконсервативными идеями руковод­ствовались известные политические деятели Р. Рейган, Дж. Буш-ст., М. Тэтчер, Г. Коль. Эти идеи во многом определяют военно-политическую стратегию администрации Дж. Буша-мл. Привер­женность неоконсерватизму неоднократно демонстрировали вице-президент Р. Чейни и бывший министр обороны Д. Рамсфелд. В те­чение ряда лет неоконсерваторы были представлены во власти заместителем последнего П. Вулфовицем, председателем Комитета по оборонной политике Пентагона Р. Перлом и спецпредставителем США в ООН Дж. Болтоном.

В сфере международных отношений неоконсерватизм основы­вается на идеях влиятельной на Западе школы «политического реа­лизма», отдавая предпочтение силовым методам разрешения конф­ликтных ситуаций, особенно на локальном уровне. В то же время ряд исследователей, в целом разделяющих неоконсервативные идеи, выступают против концепции «локальных войн», поскольку на практике трудно определить грань между «ограниченным» и «неограниченным» применением силы, способным создать угрозу самому существованию человечества.

Социальную базу неоконсерватизма составил

Ø «новый средний класс», заинтересованный во внедрении в экономику достижений научно-технической революции, и

В 1970-1980-х гг. неоконсерватизм отразил такие глубинные обще­ственные процессы, как

Ø потребность экономики в ослаблении госу­дарственного регулирования и поощрении предпринимательской инициативы,

Ø в расширении сферы действия конкурентных ры­ночных начал.

Внешнеполитические подходы неоконсерваторов мотивироваись необходимостью «защиты индустриально развитых демокра­тий» в первую очередь Соединенных Штатов, от «финляндизации», стремлением Запада обеспечить для себя создание максимально вы­годного экономического и политического миропорядка. Этой цели должна была служить глобальная стратегия, которая сочетала бы либерально-универсалистские идеи, акцент на военной силе и воин­ствующий антикоммунизм.

По своей сути неоконсервативное течение близко к взглядам Ф. Хайека и Л. Мизеса. От либертаризма его отличают прагматич­ность, стремление выработать конкретные рекомендации для кор­ректировки государственной политики. Он синтезировал принципы либерализма (рынок, конкуренция, свободное предпринимательство и др.) с традиционными ценностями консерватизма (семья культура, религия, мораль, порядок и пр.).

Обвинив либералов в переоценке возможностей социальной по­литики государства, в поощрении «революции растущих ожида­ний», неоконсерваторы по-новому сформулировали модель отноше­ний между индивидом и государством, гражданами и государством. В рамках этой модели индивид должен прежде всего рассчитывать на собственные силы и солидарность граждан, а государство долж­но обеспечивать ему жизненные условия на основе правопорядка, стабильности и преемственности.

Антиэтатистская стратегия неоконсерваторов привела к значи­тельному сужению функций государства, существенной корректи­ровке логики функционирования государственных институтов. «Разгрузив» государство от многих, прежде всего социально-эконо­мических, функций, которые оно взяло на себя в период функциони­рования кейнсианской модели, сократив государственный аппарат и повысив качество его деятельности, неоконсерваторы укрепили авторитет государства и его политическую роль. Заметное место в практике неоконсерваторов заняли вопросы местного самоуправ­ления и региональной политической активности.

В экономике был сделан упор на развертывание предпринима­тельской инициативы и широкую конкуренцию, резкое снижение налогов с целью высвобождения сил свободного рынка.

Наряду с ограничением своего участия в регулировании эконо­мики государство активно способствовало обновлению основных фондов производства, совершенствованию структуры капитало­вложений, усилению финансирования перспективных отраслей, научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).

Реформы, осуществленные американскими неоконсерваторами в 1980-е гг., во многом предопределили высокие темпы экономическо­го и научно-технического развития Соединенных Штатов в 1990-е гг. Беспрецедентный экономический подъем минувшего десятилетия позволил этой стране прирастить ВВП в параметрах, равных сум­марному ВВП таких развитых государств, как Германия и Япония.

В области международных отношений неоконсерватизм эволю­ционировал к более широким и реалистичным позициям. Усилив­шиеся в нем к середине 1980-х гг. прагматические тенденции прояви­лись в учете реалий взаимосвязанного и взаимозависимого мира, отказе от восприятия СССР и России как врагов, в готовности к ус­тановлению партнерских отношений с ними.

В связи с возрастанием в современном обществе роли знаний и информации неоконсерваторы ориентируются главным образом на проблемы образования, культуры и качества жизни. Культура и духовность рассматриваются как базовые ценности для освоения но­вых технологий, сохранения природы.

При очевидных достижениях в экономической сфере неоконсер­ватизм не смог выработать адекватные подходы к решению ряда ключевых проблем перехода от индустриализма к постиндустриа­лизму:

Ø углубляется социальная дифференциация в странах Запада, потенциально чреватая конфликтами;

Ø увеличивается разрыв в уров­нях жизни Севера и Юга, который сдерживает развитие между­народного разделения труда и расширение рынков наукоемкой про­дукции.

Война с международным терроризмом интерпретировалась неоконсервативными экспертами как своего рода возрождение борьбы двух различных систем политических ценностей и принципов, участие в ко­торой является исторической миссией США. В этой войне виделся также дополнительный шанс для проведения более активной поли­тики по созданию нового миропорядка.

Суть нынешней внешнеполитической программы неоконсер­ваторов состоит в том, что Соединенные Штаты призваны осу­ществлять «гуманную глобальную гегемонию» во всем мире в силу изначального превосходства своих моральных, культурных и поли­тических ценностей. Эта гегемония должна устанавливаться как с помощью международных институтов (например, Международного валютного фонда и Всемирного банка), так и путем наращивания военного потенциала, осуществления силовых акций.

Война в Ираке, по мнению неоконсерваторов, должна проде­монстрировать миру решимость Соединенных Штатов обеспечить свое доминирование в мире на длительную перспективу. В этом смысле весьма характерно суждение неоконсерваторов «второй вол­ны» У. Кристола (сына И. Кристола) и Л. Каплана: «Миссия начина­ется в Багдаде, но им не заканчивается. Мы стоим на рубеже новой исторической эпохи… Этот момент имеет решающее зна­чение Речь идет даже не о будущем Ближнего Востока и войны с террором. Речь идет о той роли, которую Соединенные Штаты на­мерены играть в двадцать первом веке».

Среди сторонников создания глобальной американской системы противоракетной обороны (ПРО) немало тех, кто стоял у истоков «Стратегической оборонной инициативы» Р. Рейгана, в частности Г. Купер, возглавлявший Агентство по СОИ в Министерстве оборо­ны США, У. Грэхем, занимавший пост советника по науке прези­дента Р. Рейгана, Р. Пфальцграф, возглавлявший Институт внешне­политических исследований, чьими консультациями пользовался Р. Рейган.

В последние годы, особенно под влиянием фиаско в Ираке, внешнеполитический курс США, во многом основывающийся на неоконсервативных ценностях, стал объектом критики со стороны ряда влиятельных представителей политического и интеллектуаль­ного сообщества как внутри страны, так и за рубежом. Оппонента­ми неоконсервативного силового унилатеризма выступают одновре­менно сторонники умеренного консерватизма во внешней политике и эксперты либерального толка.

Стремление неоконсерваторов увековечить глобальное военное доминирование США и силой объединить мир вокруг вольно трак­туемой «демократической идеи» один из ведущих политических мыслителей США 3б. Бжезинский резонно оценил как «подновлен­ную версию империализма», далекую от реалий глобализирующего­ся мира и способную истощить ресурсы во имя заведомо недости­жимой внешнеполитической цели.

Известные американские эксперты называют администрацию Дж. Буша революционерами, а проводимую ими политику револю­ционной. По оценке президента фонда Р. Никсона Д. Саймса, акции США в Ираке и Афганистане основаны на «неотроцкистской вере в перманентную революцию (пусть даже демократическую, а не про­летарскую)».

За полный пересмотр внешнеполитического курса, сформиро­ванного под влиянием неоконсервативных теоретико-политических представлений, высказываются либералы. Силовой гегемонизм они расценивают как стратегию, вызывающую перенапряжение Соеди­ненных Штатов, неприемлемую для мирового сообщества. Однако отличие позиции либералов от исповедующей неоконсервативные ценности республиканской администрации состоит в отказе не от ориентации на «глобальное распространение демократии», а от применения силовых методов, которые приводят к многочисленным региональным войнам и неприемлемым с американской точки зре­ния людским потерям.

В связи с неудачами в распространении демократии наметилась тенденция к размежеванию радикального и умеренного подходов в американском неоконсерватизме. Один из наиболее влиятельных неоконсерваторов «второй волны» Ч. Краутхаммер противопо­ставил идеологии «демократического глобализма», которой придер­живался и сам, новую концепцию «демократического реализма». В соответствии с ней поддержка демократии и применение силы нужны лишь в случаях «стратегической необходимости» и тогда, когда отвечают «задачам борьбы с врагом». Такая позиция пред­полагает возможность определенных ограничений в применении военно-силовых методов.

Далек от безоговорочной поддержки внешнеполитического кур­са действующей администрации известный журналист и политолог У.Р. Мид, активно пропагандирующий взгляды неоконсерваторов. Он оправдывает вторжение Соединенных Штатов в Ирак, «войну с международным терроризмом», но вместе с тем обращает внимание на просчеты в деятельности разведки и экспертного сообщества го­сударственных учреждений, провалы в сфере «публичной диплома­тии» (прежде всего при подготовке общественного мнения в мире и в самих США к иракской кампании) и т. д.

В обозримом будущем неоконсерватизм останется влиятельным идейно-политическим течением в странах Запада, возможно, в соче­тании с либерально-социалистическими ценностями (права и сво­боды человека, демократия, социальная защита). От амери­канских неоконсерваторов вряд ли следует ожидать кардинального пересмотра жесткой установки на создание международно-полити­ческих условий, гарантирующих господствующее положение един­ственной сверхдержавы в формирующемся миропорядке.

Вышеизложенное позволяет сделать следующие обобщения:

2. При идейно-политическом доминировании неоконсерватизма произошла смена утратившей эффективность кейнсианской модели развития экономики и социальной сферы динамичной моделью, от­вечавшей потребностям перехода от индустриального общества к постиндустриальному. Эта модель основывается на саморегуляции и обладает относительно высокой степенью устойчивости к социальным катаклизмам.

3. Примером экономического динамизма, сочетавшегося с внеш­неполитической и военно-политической жесткостью, неоконсерва­тизм ускорил размывание устоев социализма. Во второй половине 1980-х гг. неоконсерваторы предприняли ряд конкретных шагов для утверждения в международных отношениях нового политического мышления.

4. С преодолением раскола мира на противоположные общественные системы неоконсервативная модель с ее отлаженным ме­ханизмом сочетания частной инициативы и общественного регули­рования имеет общечеловеческое значение. Она дает ориентиры России, которые помогли бы ей занять достойное место в постинду­стриальном мире.

5. В начале XXI в. внешнеполитический курс США, формируемый под влиянием неоконсерватизма и вильсонианского либе­рального универсализма, превратился в политику глобальных воз­действий по созданию американоцентричного мироустройства. Приоритетной задачей этого курса стало распространение демокра­тии силовыми методами, вызывающее негативизм со стороны му­сульманского мира и критику влиятельных представителей политико-академического сообщества.

Таким образом, современный консерватизм представляет собой совокупность ориентаций и приоритетов в политической, экономи­ческой, социальной и духовной сферах. Представляется сложным определение границ основных направлений консерватизма. Очевид­но, что различия между этими направлениями коренятся не столько в исходных установках, сколько в акцентировании тех или иных ас­пектов жизни общества.

Литература

Алексеева Т.А. Современные политические теории. М.: РОССПЭН, 2007.

Берк Э. Размышления о революции во Франции. М.: Рудомино, 1993.

Блинов В.В. Политико-психологический подход к изучению консерва­тизма: обоснование и структура анализа // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 12. Политические науки. 2007. № 1.

Бъюкенен П.Дж. Правые и не-правые. Как неоконсерваторы заставили нас забыть о рейгановской революции и повлияли на президента Буша. Пер. с англ. М.: Аст, 2006.

Галкин А.А. Консерватизм в прошлом, настоящем и будущем / Размыш­ления о политике и политической науке. М.: Оверлей, 2004.

Громовик В.Г. Консервативная идеология в современном мире. М.: РИД ИСПИ РАН, 2005. Глава 1.

Консерватизм в России и мире. В 3 ч. / Под ред. А.Ю. Минакова. Во­ронеж: Воронежский гос. ун-т, 2004.

Малинова О.Ю. Исследуя феномен консерватизма // Полис. 2003. № 3.

Мангейм К. Консервативная мысль // Мангейм К. Диагноз нашего вре­мени. М.: Юристъ, 1994.

Местр Ж. де. Рассуждения о Франции. Пер. с франц. М.: РОССПЭН, 1997.

Неоконсерватизм // Новая философская энциклопедия. В 4 т. М.: Мысль, 2001. Т. 3.

Рахшимир П.Ю. Консерватизм и либерализм: метаморфозы консенсуса // Полис. 2005. №5.

Фридман М. Капитализм и свобода. М.: Новое издательство, 2007.

Хайек Ф. Дорога к рабству. М.: Новое издательство, 2005.

Честнейший Н.В. Консерватизм и либерализм: тождество и различие // Полис. 2006. № 4.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *