идентичны ли законы архитектурной композиции и законы организации формы

Композиция в дизайне и архитектуре

Задумывались ли вы над тем, почему на одни произведения искусства нам приятно смотреть, а на другие нет? Причина этого — удачная или неудачная композиция изображенных элементов. Именно от нее зависит то, как воспринимается картина, статуя или даже целое здание. Хотя на первый взгляд кажется, что это непросто — предусмотреть все, на самом деле создание композиции, которая будет приятна взору, — дело не такое уж сложное. Однако для этого нужно знать о законах, принципах и других ее составляющих. Давайте узнаем обо всем этом.

Что такое дизайн и каковы его особенности?

Прежде чем рассмотреть особенности композиции, стоит узнать о таком понятии, как дизайн. Хотя это слово часто используется в современном лексиконе, далеко не всякий знает о его значении.

идентичны ли законы архитектурной композиции и законы организации формы

Так именуется вид художественно-технической деятельности, направленной на формирование гармонической предметной среды, наиболее полно удовлетворяющей материальные, а также духовные потребности личности.

При создании композиции в дизайне всегда во главу угла ставятся два его компонента — практичность (функциональность) и эстетичность (внешняя красота).

Сам по себе дизайн очень многогранен. При этом все же можно выделить несколько его основных видов:

Что такое композиция и зачем она нужна?

Данное слово произошло от латинского compositio и означает гармоническое сочетание различных элементов произведения таким образом, чтобы они создавали впечатление единого целого.

идентичны ли законы архитектурной композиции и законы организации формы

Композиция в дизайне — это расположение и связь частей изделия, обусловленных их компоновкой. Она должна соответствовать их назначению, а также художественно-образному замыслу создателя, который отражает вероятные ожидания конечного потребителя проектируемого продукта.

Немного сложно, не так ли? Говоря более простым языком, изучаемое явление — это создания такого произведения, которое понравится заказчику. Исходя из этого объяснения, понятно и назначение композиции в дизайне — привлечь внимание потенциального покупателя.

Хорошо, хотя и немного жестко объясняет его цель герой фильма «Глянец»: «Дело художника — почувствовать то, что продается. Что не продается, то не искусство!»

Геометрический и композиционный центр: в чем разница?

Итак, из чего же состоит композиция? В первую очередь, создавая ее, необходимо найти композиционный центр. Его цель — привлечь внимание зрителей ко всему произведению. Фактически именно эта деталь является тем якорем, который должен «зацепить» увидевшего готовое изделие.

Помимо композиционного, в любой работе выделяется также геометрический центр, который фактически является его срединой.

идентичны ли законы архитектурной композиции и законы организации формы

Для лучшего восприятия произведения, конечно, лучше, когда эти два центра совпадают, однако так бывает не всегда.

Существует ряд способов акцентировать внимание именно на композиционном центре, даже если он расположен не посредине:

Элементы композиции

Существуют различные классификации композиционных элементов. Большинство специалистов сходятся в том, что основных из них три:

Основные виды композиции

Как правило, выделяют тройку базовых видов композиции.

Композиционные законы

Хотя каждый творец руководствуется собственным вкусом (или желанием заказчика) при создании дизайна, существуют определенные законы композиции, которые все равно приходится соблюдать, причем далеко не всегда понимая это. Дело в том, что они были выделены на основе многолетних наблюдений психологов за способностью человеческого мозга воспринимать те или иные комбинации элементов.

Итак, существует три закона композиции:

идентичны ли законы архитектурной композиции и законы организации формы

Средства

Рассматривая особенности композиции, нельзя обойти вниманием и такой вопрос, как средства для ее создания. Ведь именно они помогают творцу максимально точно передать свою мысль в произведении. Для многих людей искусства средства более известны как принципы композиции в дизайне.

Парадоксально, но когда все они соблюдены, понять их сложно. Зато если в готовой работе нарушен хоть один — это сразу же бросается в глаза. Давайте же рассмотрим их, чтобы знать, на что стоит обращать внимание не только при создании шедевров, но и при рассмотрении и анализе их.

идентичны ли законы архитектурной композиции и законы организации формы

идентичны ли законы архитектурной композиции и законы организации формы

идентичны ли законы архитектурной композиции и законы организации формы

Физические свойства формы

При создании композиции всегда стоит помнить, что все изображенные предметы обладают определенными пространственными свойствами:

идентичны ли законы архитектурной композиции и законы организации формы

Шрифты в композиции

Помимо всего вышеперечисленного, весьма важную роль в создании оригинального дизайна чего-то играют надписи (шрифты).

Они постоянно используются для оформления мемориальных досок, вывесок, надписей на упаковках или этикетках промышленных товаров и т. п.

Нередки случаи, когда шрифтовая композиция в дизайне играет не только роль источника информации, но и обеспечивает эстетическое качество среды обитания человека.

идентичны ли законы архитектурной композиции и законы организации формы

В зависимости от назначения выделяются такие категории шрифтов:

Основными эстетическими критериями при выборе того или иного вида букв является гармоничность их пропорций, красота рисунка каждой из них, читаемость, четкость и соразмерность. Для достижения подобных целей ежегодно создаются десятки новых шрифтов, которые призваны удовлетворить растущие запросы к оригинальному дизайну.

О курсе

Обычно под предметом «Композиция» (часто называемым «Пропедевтика — основы композиции») понимается предварительный вводный курс, который в сжатой и элементарной форме знакомит с формообразованием, пространственными конструкциями и комбинаторными приемами в дизайне. Однако знакомство с этим набором абстрактных правил, как правило, не позволяет слушателям сразу перейти к решению практических задач проектирования.

В отличие от вводных дисциплин, курс «Композиция в дизайне» базируется на специально подобранных учебных проектах и методиках, позволяющих не просто глубоко изучить принципы и приемы формальной композиции, но и эффективно применять их на практике при реализации конкретных дизайнерских решений.

Задачи курса

Цель курса — практическое освоение фундаментальных принципов композиции как главного инструмента макетирования в любой среде, от печатных изданий до мобильных приложений.

На курсе подробно разбираются средства и принципы построения формы, теория зрительного восприятия (гештальтпсихология), композиционные схемы и конструкции в контексте современных профессиональных подходов к организации контента.

В конечном итоге, весь курс направлен на выработку у слушателей творческой интуиции и чувства композиции.

Для кого этот курс

Темы курса

Проектирование

Учебный процесс построен как постепенно усложняющаяся проектная работа в разных жанрах, позволяющая развить навыки композиции в процессе реализации заданий. Каждое выполненное задание подробно разбирается и комментируется. Основной проект курса — дизайн буклета на выбранную тему. Задание предусматривает полный цикл проектирования многостраничного издания — от исследования и брифа до печати бумажного экземпляра. Все выполненные проекты пополнят личное портфолио.

Срок и стоимость обучения

Срок обучения: 4 месяца
График занятий: будни 18:30-21:30 (или суббота 18:30-21:30)
Стоимость в месяц: 12 500 рублей
Стоимость за весь курс: 50 000 рублей
График оплаты: по месяцам

Документ об обучении

При успешном окончании программы выдается удостоверение о повышении квалификации.

Запись и поступление

На курс принимаются слушатели без специальной художественной подготовки.
Для записи на курс звоните по телефону +7 (495) 684-25-30 или можно подать заявку онлайн.

Ждем вас по адресу: м. Проспект Мира, Протопоповский переулок, 9, офис 209, 2 этаж, центральная лестница.

Документы для оформления:

Сущность композиционной структуры. Задачи и цели любой композиции. Композиционные принципы и их сущность Отличия абстрактной композиции и композиции в виде предметно-пространственной среды или промышленной формы. Суть работы композиционных принципов в интерьере.

Композиция (сочинение, составление, расположение – лат.) – объединение отдельных элементов произведения в единое художественное целое, в котором в конкретной зрительной форме наиболее ярко раскрывается содержание.

Цель композиции в дизайне – утилитарно оправданная форма вещи, имеющая функциональную, конструктивную и эстетическую ценность.

Задача композиции – зрительно объединить все элементы композиции между собой так, чтобы наиболее выразительно показать специфику назначения этого помещения, значительность и красоту каждого отдельного элемента или фрагмента интерьера. Основными задачами композиционного построения является создание гармоничного, художественно-выразительного образа и обеспечение целостности и единства общего решения, где любое объемно-пространственное формирование предполагает взаимосвязь отдельных элементов.

Основные средства и принципы композиции:

Одна из целей абстрактной композиции – создание определенных цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у смотрящего разнообразные ассоциации. Пятна и линии взаимодействуют и складываются комбинации на плоскости. В абстрактной композиции нет ощущения объема, композиция сама по себе эмоциональна, присутствуют психологические факторы (чувства, эмоции), которые передаются по средствам цвета.

Результат композиции предметно-пространственной среды или промышленной формы – объемная форма. Все линии соподчинены и взаимосвязаны, характерная черта – объемность предметов. В отличие от абстрактной композиции изначально задается тематика, для ее построения поставлена цель и задачи. Объёмно-пространственное композиции актуальны в архитектуре и средовом дизайне в создании, городского пространства и интерьера. Результатом применения композиционных основ станет создание среды: спокойной, уравновешенной, динамичной, эмоционально-напряженной, провоцирующей человека определенное (запрограммированное автором проекта) действие

Художественные качества интерьера зависят от целостного подхода и согласованности всех его элементов между собой. Ошибочным является подход, когда пытаются раздробить помещение на отдельные кусочки и решить каждый кусочек в отдельности, когда пытаются найти красивый потолок в спальню, потом начинают думать, какой сделать потолок в ванной комнате. Чтобы такой беды не происходило, необходимо подходить ко всему помещению комплексно. Увязывать каждую деталь, каждый элемент со всеми остальными элементами дизайна.

Композициионая схема интерьера заложена в основу архитектуры любого здания, главная роль в интерьере принадлежит не деталям, а принципам общего архитектурного построения. Схемы композиции интерьера:

· зальная – все функции здания сосредоточены в одном помещении (например, крытый рынок);

· центрическая – группировка меньших пом-ний вокруг боль-го, глав-го (зрелищные и выставочные залы);

· анфиладная – помещения расположены одно за другим (музеи, универмаги);

· коридорная – помещения распол. с 1ой или 2х сторон связывающего их коммуникационного коридора;

· секционная – здание состоит из нескольких изолированных друг от друга секций (секционные дома);

· смешанная – зальная, центрическая и анфиладная композиции образуют цельный интерьер.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источник

Законы организации

Закон — это категория, отображающая существенные, необходимые и повторяющиеся связи между явлениями реального мира.

В любой организации имеется много управляемых и неуправляемых процессов. Например, процесс принятия решения и исполнения его, процесс управления, воспитательный процесс и т.д.

Объективные зависимости формируются независимо от воли людей. Если руководитель учитывает неотвратимость действия этих зависимостей, он может их использовать во благо себе, в противном случае эти зависимости могут помешать его усилиям. Субъективные зависимости составляются людьми для реализации глобальных целей организации или страны. Они могут быть кратковременными или долгосрочными. Из категории «зависимость» вытекает понятие «закон». Закон — это зависимость, которая:

В общем виде законы организации — это устойчивые количественные и качественные соотношения между управляющей и управляемой системами. Законы бывают объективными и субъективными, кратковременными и устоявшимися, моральными и аморальными. Законы могут быть представлены в виде таблиц, графиков, формул, словесных описаний, набора параграфов и статей, инструкций и положений. Закон — это динамика функционирования организации, а положение, статья, данные таблицы и т.д. — это статика.

Закономерность является частью закона. Закон или закономерность с позиций менеджмента можно представить как связь целей управления со средствами и методами их достижения.

Законы организации имеют в своем составе общее и особенное. Общая часть закона имеет механизм действия независимо от страны, географического положения, сферы деятельности организации. Особенное — это часть закона, не меняющая его суть, но отражающая особенности организаций как социальной системы, например общий уровень культуры и профессиональной подготовки и т.д.

Закон синергии

Закон синергии — один из ведущих законов организации, означающий, что для любой системы (организации) существует такой набор элементов, при котором ее потенциал всегда либо существенно больше простой суммы потенциалов, входящих в нее элементов, либо существенно меньше. Иными словами, закон синергии заключается в том, что сумма свойств организованного целого превышает арифметическую сумму свойств каждого из его элементов в отдельности. Значение закона синергии определяется тем, что действие других законов организации, в конечном счете, направлена на достижение более высоких значений синергетического эффекта. Источники появления такого рода «организационного эффекта» исследует бурно развивающееся научное направление, которое получило название синергетики.

Термин синергетика был введен Германом Хакеном в 1977 г. в книге «Синергетика» для подчеркивания роли коллективистских, кооперативных эффектов в процессах самоорганизации. Организация, как любая другая система, обладает свойством эмерджентности, заключающимся в том, что свойства системы в целом не являются простой суммой ее составных частей. Система может обладать такими свойствами, какими не обладает ни одна ее часть. Синергетический эффект в отличие от эмерджентности связан с кооперативным взаимодействием входящих в систему элементов.

Термин «синергетизм» в биологии означает сотрудничество между различными органами. В менеджменте существует несколько его синонимов, лишь слегка отличающихся по значению: стратегический рычаг, взаимосвязи, стоимостные преимущества, достижения рационализации.

Изучение различных систем позволило установить некоторые особенности возникновения и проявления синергетического эффекта. Рассмотрим их.

1. Синергетический эффект наблюдается только в сложных системах, не находящихся в состоянии равновесия. Состояние неравновесия более свойственно открытым системам, с то время как закрытые системы в соответствии с законами термодинамики стремятся в конечном итоге прийти к состоянию с максимальной энтропией и прекратить любые эволюции. Именно состояние неравновесия позволяет открытым системам развиваться.

2. Появление синергетического эффекта возможно только в самоорганизующихся системах, т.е. в системах, способных на установление согласованного внутреннего взаимодействия без внешнего управляющего воздействия.

3. Для возникновения синергетического эффекта необходимо кооперативное взаимодействие большого числа элементов системы, поэтому вероятность проявления синергии выше в крупных системах.

4. Фундаментальным принципом самоорганизации служит возникновение нового порядка и усложнение систем через флуктуации (случайные отклонения) состояний их элементов и подсистем. Такие флуктуации обычно подавляются во всех динамически стабильных и адаптивных системах за счет отрицательных обратных связей, обеспечивающих сохранение структуры и близкого к равновесию состояния системы. Но в более сложных открытых системах благодаря притоку энергии извне и усилению неравновесности отклонения со временем возрастают, накапливаются, влекут за собой «расшатывание» прежнего порядка и через относительно кратковременное хаотическое состояние системы приводят либо к разрушению прежней структуры, либо к возникновению нового порядка.

5. Самоорганизация присуща системам достаточно высокого уровня сложности, с большим количеством взаимодействующих между собой элементов. Недостаточно сложные системы не способны к адаптации к внешним воздействиям и к развитию, для которых требуются затраты большого количества ресурсов, и при получении извне чрезмерного количества энергии теряют свою структуру и разрушаются.

6. Эффект самоорганизации наступает только в случае преобладания положительных обратных связей, действующих в открытой системе, над отрицательными обратными связями.

7. Самоорганизация в сложных системах, переходы от одних структур к другим, возникновение новых уровней организации материи сопровождаются нарушением симметрии. Самоорганизация в сложных и открытых системах приводит к необратимому разрушению старых и к возникновению новых структур и систем.

Основные положения синергетики можно характеризовать следующим образом.

1. Сложноорганизованным системам нельзя навязывать пути их развития. Необходимо понять, как способствовать их собственным тенденциям развития, как выводить системы на эти пути. Проблема управляемого развития принимает, таким образом, формы проблемы самоуправляемого развития.

2. Хаос может выступать в качестве созидающего начала, конструктивного механизма эволюции, из хаоса собственными силами может развиться новая организация. Через хаос осуществляется связь разных уровней организации. В моменты неустойчивости малые возмущения, флуктуации могут стать источником формирования макроструктур.

3. Для сложных систем, как правило, существует несколько альтернативных путей развития. Неединственность эволюционного пути, отсутствие жесткой предопределенности обусловливает возможность выбора путей дальнейшего развития, причем таких, которые устраивали бы человека и вместе с тем не являлись бы разрушительными для природы.

Хотя путей эволюции и целей развития много, с выбором пути в точках ветвления (так называемых точках бифуркации), т.е. на определенных стадиях эволюции, проявляет себя некая предопределенность, преддетерминированность развертывания протекающих в системе процессов. Настоящее состояние системы определяется не только ее прошлым, ее историей, но и формируется из будущего в соответствии с грядущим порядком.

4. Существуют качественно иные, чем принято считать, новые принципы суперпозиции, сборки сложного эволюционного целого из частей, т.е. построения сложных развивающихся структур из простых. Объединение систем не сводится к их простому сложению: имеет место перекрытие областей локализации структур с дефектом энергии. Целое уже не равно сумме частей. Вообще говоря, оно не больше и не меньше суммы частей, оно качественно иное, а это качество отражается в ином качестве.

5. Методология оперирования сложными системами и эффективного управления ими заключается в следующем. Главное — не сила, а правильная топологическая конфигурация, архитектура воздействия на сложную систему или среду. Малые, но правильно организованные и направленные, резонансные воздействия на сложные системы чрезвычайно эффективны.

6. Закономерности и условия протекания быстрых, лавинообразных процессов и процессов нелинейного, самостимулирующего роста сложно организованных систем имеют большое значение. Важно понять, как можно инициировать такого рода процессы в открытых нелинейных средах, в частности в среде экономической, и какие существуют требования, позволяющие избегать вероятного распада сложных структур, в том числе вблизи моментов максимального развития.

Термин «синергия» применительно к управлению был введен в обиход Игорем Ансоффом, который классифицировал синергетические эффекты по критериям, составляющим прибыль фирмы, следующим образом.

1. Торговый синергизм (проявляется при использовании общих каналов распределения для разных товаров, продвижении товаров общего бренда группы).

2. Операционный синергизм (более эффективное использование производственных мощностей, персонала, снижение удельных издержек и операционных затрат на единицу товара при росте объемов производства, крупные закупки).

3. Инвестиционный синергизм (совместное использование различных источников финансирования, технологической базы, использование результатов разработок в различных направлениях деятельности).

4. Управленческий синергизм (возникает при совместном использовании опыта, квалификации управленческого персонала для реализации новых проектов, решения стратегических задач, что приводит к повышению конкурентоспособности компании, усилению ее рыночной позиции, выбору наиболее эффективных решений).

К ресурсам, потенциально способным к созданию синергетического эффекта, можно отнести активы, основанные на информации. Такие активы могут использоваться одновременно, не «изнашиваются» при использовании, комбинирование таких активов между собой и с физическими активами позволяет получить принципиально новый продукт. Способность генерировать синергию на базе знаний и информации выступает одним из методов конкурентной борьбы, когда добавленная стоимость возникает не из кумулятивного эффекта элементов, а из их взаимодействия.

Термин «синергия» использовался И. Ансоффом и для обоснования групповых структур в организации компаний. Приобретение как метод роста, в противоположность органическому росту, есть вид предпринимательства для людей, склонных к структурным решениям. Иногда это называется корпоративным вторжением, многие это считают беспощадной эксплуатацией людей и деловых структур, которые построил кто-то другой. Поэтому термин «синергия» приобрел плохую репутацию, и люди предпочитают употреблять другие выражения.

Синергический портфель — это группа предпринимательских подразделений, принадлежащих одному владельцу и стратегически связанных друг с другом. Его противоположностью является диверсифицированный портфель, или конгломерат. Примером синергического портфеля является авиакомпания, которая владеет гостиницами, наземным транспортом и обслуживанием аэропортов. Другим примером может быть консалтинговая фирма, предлагающая менеджмент, компьютерную систему и услуги по консультированию маркетинга. Синергию можно обнаружить в различных функциях относительно стоимости и добавленной стоимости для клиентов.

При таком виде синергии, когда большая авиакомпания приобретает сеть гостиниц, чтобы иметь возможность предложить полный комплект услуг для пассажиров, добавленная стоимость с точки зрения туристов будет больше, чем сумма, которую авиакомпания и гостиницы могли бы предложить отдельно друг от друга.

Вместе с тем экономия, обусловленная ростом масштабов производства, часто подчиняется закону Гресхама: количественный анализ всегда вытесняет качественный. Это означает, что величину экономии, обусловленной ростом масштаба производства, в которой не принимается в расчет создание покупательского блага, легко подсчитать, а восприятие ценности этого блага — невозможно.

Позднее концепция синергизма получила расширительное толкование и дополнилась понятием возможного отрицательного синергетического эффекта, когда результаты объединенных элементов не достигают суммарных результатов до объединения: 2 + 2

Источник

Закономерности архитектурной композиции

идентичны ли законы архитектурной композиции и законы организации формы

Разнообразные сложные требования, предъявляемые к архитектурным сооружениям, иногда приходят в противоречия друг с другом. Задача композиции – примирить эти противоречия. Это означает, что одно и то же строение может быть спроектировано различными композиционными приемами.

Мастерство архитектора и заключается в том, чтобы найти лучшее из них. А лучшей композицией будет та, которая одновременно отвечает функциональным, технико-экономическим и эстетическим требованиям и при этом отличается гармоничностью, красотой, согласованностью частей и целого во всех их связях и взаимоотношениях.

Чтобы овладеть мастерством композиции, архитектору нужно знать основные ее законы, являющиеся основой архитектурной грамоты. Наука, занимающаяся изучением приемов, принципов общих закономерностей строения форм произведений архитектуры, называется теорией архитектурной композиции.

Закономерности, изучаемые этой наукой, используются о творческой практике архитекторов и называются категориями или элементами архитектурной композиции. К основным категориям архитектурной композиции относятся: объемно-пространственная структура, тектоника, основные средства композиции или средства гармонизации (симметрия и асимметрия, ритм, масштабность, пропорции, контраст и нюанс), дополнительные средства композиции (цвет и освещение, орнамент, живопись, скульптура).

Все эти категории и принципы благоустройства http://sad-udachi.ru/gardening.html только условно могут рассматриваться изолированно друг от друга, так как каждая из них отражает лишь одну сторону общей взаимосвязи частей сооружения, одну сторону строя его форм. В действительности все эти качества сооружения, оказывая друг на друга влияние, нераздельны.

Поэтому знание каждого элемента композиции, взятого в отдельности или в их механической связи, не может дать представления о законах построения композиции в целом. Необходимо знать закономерности образования этого целого. 31.184.215.237

Закономерности образования целого определяются основным законом теории композиции – законом гармонического единства содержания и формы архитектурного произведения, законом гармонического единства всех его частей. Можно сказать, что есть единство – есть композиция, нет единства – нет и композиции. Поиски единства композиции – профессиональная задача архитектора.

Дата добавления статьи: 16 июля 2011 г.

Комментарии:

24 июля 2011 г.

Спасибо за статью! Надеюсь, автор не против, если я использую это для своего блога.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *