иерархия бухгалтерских нормативно правовых актов в россии
Тема 2. Законодательное и нормативное регулирование бухгалтерского учета РФ
Цель и задачи темы
Цель – изучение законодательного и нормативного регулирования бухгалтерского учета в Российской Федерации.
Задачи:
Оглавление
2.1. Цели и задачи законодательства о бухгалтерском учете. Государственное регулирование бухгалтерского учета
Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ и Министерством финансов Российской Федерации, во исполнение Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденной постановлением Правительства РФ от 6.03.1998 г. № 283, и распоряжения Правительства РФ от 21.03.1998 г. №382-Р.
С нормативной базой тесно связана Концепция бухгалтерского учета в период перехода к рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Минфине России и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров в декабре 1997 г., в которой были сформулированы принципы построения российской системы бухгалтерского учета в ближайшие десять–пятнадцать лет.
В настоящее время в России происходит реформирование системы бухгалтерского учета и отчетности, осуществляемое в соответствии с требованиями рыночной экономики и положениями Международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). Это означает, что система бухгалтерского (финансового) учета и отчетности будет ориентирована на получение существенной, достоверной и непредвзятой информации, полезной для принятия обоснованных экономических решений как администрации предприятия, так и внешним пользователям финансовой отчетности, особенно, отечественным и зарубежным инвесторам, которые становятся главными источниками финансирования коммерческих организаций. Программа реформирования бухгалтерского учета утверждена постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 № 283 и распоряжением Правительства РФ от 21.03.1998 г. № 382-р и предназначена для того, чтобы российскую систему бухгалтерского учета привести в соответствие с МСФО. Эта программа предполагает разработать 22 стандарта, классифицированные на три группы:
К ряду из них предполагается издание методических указаний.
На сегодняшний день организация бухгалтерского учета осуществляется на основе положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), значительная часть которых соответствует международным стандартам финансовой отчетности.
2.2. Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ (четырехуровневая система) и ее основные элементы
В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов.
Первый уровень – законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающие единые правовые и методологические нормы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Нормы, содержащиеся в других федеральных законах и затрагивающие вопросы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, должны соответствовать Федеральному закону «О бухгалтерском учете».
Второй уровень – положения по отдельным вопросам бухгалтерского учета (ПБУ), которые разрабатывает Минфин РФ по поручению Правительства РФ. В положениях перечислены общие требования государственного регулирования бухгалтерского учета, основанные на международной практике и национальных традициях. Эти документы содержат основные понятия, базовые правила и приемы бухгалтерского учета. На данный момент действуют 20 положений по бухгалтерскому учету:
Третий уровень – методические указания, инструкции, рекомендации и иные аналогичные им документы; подготавливаются и утверждаются федеральными органами, министерствами и иными органами исполнительной власти, профессиональным объединением бухгалтеров на основе и в развитие документов первого и второго уровней. Сюда относятся планы счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по их применению.
Четвертый уровень – документы по организации и ведению бухгалтерского учета в разрезе отдельных видов имущества, обязательств и хозяйственных операций, которые носят обязательный характер. Сюда относятся рабочие документы организаций, предназначенные для внутреннего пользования, утверждаются руководителем организации в пределах принятой учетной политики. Указанные документы, их содержание и статус, принципы построения и взаимодействия между собой, а также порядок подготовки и утверждения определяет руководитель организации.
В последние годы в системе ведения бухгалтерского учета в России произошли значительные изменения, дополнения и уточнения. Поэтому при разработке учетной политики предприятие должно обязательно исходить из Федерального закона «О бухгалтерском учете», иных федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и положений, приказов, инструкций и писем Министерства финансов РФ и других нормативных документов, особенно нового Плана счетов.
Выводы
Общее правовое и методологическое руководство бухгалтерским учетом в России осуществляется Правительством РФ и Министерством финансов Российской Федерации.
Организация бухгалтерского учета осуществляется на основе положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), значительная часть которых, соответствует Международным стандартам финансовой отчетности.
В России ведется постоянная работа по совершенствованию системы правового и методического регулирования бухгалтерского учета, базирующаяся на четырехуровневой системе нормативно-правовых актов.
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ
Система нормативного регулирования бухгалтерского учета в РФ — это многоуровневая модель, включающая множество нормативно-правовых актов.
Иерархия бухгалтерских нормативно-правовых актов в России
Чтобы понять, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, рассмотрим нижние уровни подробнее.
Базовые НПА
План счетов бухучета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению утверждены приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н. Этот документ содержит перечень используемых бухгалтерских проводок и их расшифровку. Этот план предназначен для коммерческих организаций, бюджетные применяют особый план счетов, для банков действует отдельный НПА. Все проводки бухгалтеры осуществляют на основе рекомендаций и требований, перечисленных в положениях по бухучету (ПБУ), которых действует довольно большое количество. Представим действующие ПБУ в виде таблицы:
«Учетная политика организации»
«Учет договоров строительного подряда»
«Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте»
«Бухгалтерская отчетность организации»
«Учет материально-производственных запасов»
«Учет основных средств»
«События после отчетной даты»
«Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы»
«Информация о связанных сторонах»
«Информация по сегментам»
«Расходы по займам и кредитам»
«Информация по прекращаемой деятельности»
«Расходы на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы»
«Расчеты по налогу на прибыль организаций»
«Информация об участии в совместной деятельности»
«Изменения оценочных значений»
«Исправление ошибок в бухучете и отчетности»
«Отчет о движении денежных средств»
«Затраты на освоение природных ресурсов»
То, что регламентирует каждое из ПБУ, можно понять из его названия. Все действующие ПБУ признаны федеральными стандартами бухучета до вступления в силу соответствующего закона о национальных стандартах. Это прописано в части 1.1 статьи 30 закона № 402-ФЗ. Нормативная база бухгалтерского учета предполагает использование МСФО, они введены в действие на территории России приказом Минфина от 28.12.2015 № 217н. При оформлении документов бухгалтеры должны учитывать требования положения о документах и документообороте в бухучете, утвержденного еще приказом Минфина СССР от 29.07.1983 № 105.
Методички и внутренние нормативные акты
Ну и, наконец, в самом низу пирамиды НПА находятся внутренние документы организации:
Все они составляются с соблюдением требований вышестоящих ФЗ и НПА. Их целью является определение порядка ведения бухучета в конкретной организации: действующее законодательство предполагает вариативность в этом вопросе.
Тема 5. Принципы и организация бухгалтерского учета и его нормативное регулирование
Цель: раскрыть принципы и организацию бухгалтерского учета на предприятии, и его нормативное регулирование.
Задачи:
Оглавление
5.1. Принципы и организация бухгалтерского учета на предприятии
Переход к рыночным условиям хозяйствования предъявляет новые повышенные требования к организации бухгалтерского учета на предприятиях.
Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21. 11. 1996 г. № 129-ФЗ установил следующие требования и принципы ведения бухгалтерского учета в РФ.
Это касается всех стадий учетного процесса: оформления первичных учетных документов, ведения регистров бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской отчетности.
Это означает, что в системном бухгалтерском учете и в бухгалтерском балансе организации отражается имущество, которое согласно законодательству признается его собственностью. Все прочие материальные ценности учитываются на забалансовых счетах.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «О бухгалтерском учете» ответственность за организацию бухгалтерского учета несут руководители предприятия. Под организацией бухгалтерского учета следует понимать осуществление учетного процесса в соответствии с действующим законодательством.
Руководители организации в зависимости от объема учетной работы могут:
Рассмотрим типы организации бухгалтерской службы.
В настоящее время существует три основных типа организации структуры бухгалтерии: линейная (иерархическая), линейно-штатная (вертикальная) и комбинированная.
На небольших предприятиях, как правило, применяется линейный тип организации, когда все работники бухгалтерии подчиняются непосредственно главному бухгалтеру.
Линейно-штатный тип предполагает создание отделов, бюро, секторов, групп, возглавляемых начальниками (заведующими отделами, бюро, секторами) или старшими бухгалтерами этих звеньев. В этом случае распоряжения или указания главного бухгалтера для исполнителей передаются через руководителей промежуточных звеньев. Данная структура применяется как в крупных, так и в средних организациях. Как правило, отделы (бюро, сектора, группы) создаются по разделам бухгалтерского учета: материальный, расчетный, производственный, учета готовой продукции и ее реализации, общий, возможны и другие комбинации.
Комбинированный тип организационной структуры бухгалтерии характерен для особо крупных организаций, когда специально создаваемое структурное подразделение выполняет замкнутый цикл работ, в этом случае функции главного бухгалтера переданы, в пределах установленной компетенции, руководителю подразделения.
Возглавляет бухгалтерию главный бухгалтер, который назначается и непосредственно подчиняется руководителю организации и несет ответственность за формирование учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
В соответствии с ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» (Приказ МФ РФ от 09.12.1998 г. № 60н) под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся: способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные способы и приемы.
Учетная политика должна быть принята и оформлена до начала финансового года или до первой отчетности вновь созданных организаций, но не позднее 90 дней с даты государственной регистрации организации.
Положения учетной политики распространяются на все структурные подразделения организации, независимо от их организационно-правового статуса или место нахождения.
В рамках учетной политики должны определяться:
Учетная политика в части формирования учетной информации для внутреннего пользования не регламентируется государственными нормативными документами, а устанавливается по желанию собственников, исходя из конкретных условий деятельности организации, обычаев делового хозяйственного оборота и финансовых возможностей.
Согласно п. 8 ПБУ 1/98 формирование учетной политики по конкретному направлению ведения и организации учета означает выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными документами по бухгалтерскому учету. В тех случаях, когда по конкретному вопросу в нормативных документах возможные способы ведения учета не установлены, организация осуществляет разработку соответствующего метода самостоятельно.
При разработке учетной политики необходимо соблюдать требования: полноты, своевременности, осмотрительности, приоритета содержания над формой, непротиворечивости и рациональности.
Требование полноты предполагает полноту отражения в бухгалтерском учете всех фактов хозяйственной деятельности. В рамках финансового учета это требование означает сплошную и непрерывную регистрацию всех фактов хозяйственной деятельности в хронологическом порядке.
Требование своевременности означает своевременное отражение фактов хозяйственной деятельности в бухгалтерском учете и составляемой на его основе отчетности. Данное требование реализуется посредством разработки документооборота и порядком обработки учетной информации, закрепляемых в учетной политике.
Требование осмотрительности означает большую готовность к признанию в учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов.
Требование приоритета содержания над формой подразумевает порядок, при котором отражение в учете фактов хозяйственной деятельности должно осуществляться исходя, прежде всего, из экономического содержания фактов и условий хозяйствования, и только потом из правовой формы их оформления.
Требование непротиворечивости обеспечивает тождество учетных записей относительно объектов учета на счетах бухгалтерского учета, в учетных регистрах и соответствующей отчетности.
Требование рациональности предполагает оптимальную структуру организации учетной работы и учетного аппарата, исходя из условий хозяйствования, объемов организации и экономической целесообразности.
При формировании учетной политики предполагается, что:
Учетная политика оформляется приказом руководителя организации.
Учетная политика включает в себя ряд аспектов: организационный, технический и методический.
Организационная составляющая учетной политики заключается в определении организационной формы управленческих служб, осуществляющих учетные процессы. В частности, руководитель организации должен установить, кто и в какой форме осуществляет финансовый, налоговый и управленческий учет; насколько интегрированы процедуры всех перечисленных видов учета, а также в какой мере централизованы или децентрализованы учетные процедуры при наличии в организационной структуре организации обособленных подразделений.
Важным организационным вопросом учетной политики, является установление уровня централизации учетных процессов. Учетная политика организации распространяется на все ее структурные подразделения, независимо от уровня их обособленности, она должна раскрывать уровень децентрализации учета, включая перечень подразделений, выделенных на отдельный баланс.
Технический аспект учетной политики раскрывает приемы осуществления учетных процедур и заключается в обеспечении единообразия их осуществления в рамках организации. К числу технических приемов относятся: формы и способы ведения бухгалтерского учета, рабочий план счетов, документирование и организация документооборота, определение порядка проведения инвентаризаций, регламент материальной ответственности и расчетов с работниками по подотчетным суммам.
Приказ об учетной политике должен определять форму бухгалтерского учета, применяемую в организации: журнально-ордерную, мемориально-ордерную, автоматизированную или упрощенную.
Рабочий план счетов бухгалтерского учета организации формируется на основании типового плана счетов, утвержденного приказом Министерства финансов РФ от 31. 10. 2000 г.
В процессе разработки рабочего плана счетов уточняется их назначение в соответствии со спецификой деятельности организации и разрабатывается конкретная номенклатура субсчетов, позволяющая наиболее полно отражать суть фактов хозяйственной деятельности для осуществления контроля, анализа, управления деятельностью организации и составления соответствующей отчетности.
В составе учетной политики должен быть представлен порядок документирования хозяйственных операций и правила документооборота внутри организации, которые являются обязательными для всех лиц, составляющих, исполняющих и контролирующих первичные документы. Требования главного бухгалтера о порядке составления и представления документов о совершенных хозяйственных операциях в соответствии со ст. 7 Федерального закона «О бухгалтерском учете» являются обязательными для всех работников организации.
В учетной системе организации могут применяться документы как типовых унифицированных форм, номера которых указываются при упоминании этих документов, так и разработанные самостоятельно с учетом специфики отражаемых в них операций. Формы документов, разработанные самостоятельно, должны являться самостоятельным приложением к учетной политике и содержать обязательные реквизиты, предусмотренные ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете», включая наименование и форму документа, дату составления и (или) исполнения документа, наименование организации, содержание хозяйственной операции, натуральные и денежные измерители, реквизиты лиц, разрешающих, осуществляющих и контролирующих отражаемые в документах хозяйственные операции. Перечень должностных лиц, имеющих право подписи различных первичных документов, с образцами подписей, утверждается руководителем организации и служит отдельным приложением к графику документооборота.
В учетной политике раскрывается порядок и сроки проведения инвентаризации. Положение об инвентаризации, учитывая объем, назначение и регулярность ее проведения в составе учетной политики, может быть оформлено отдельным документом.
Процедура проведения инвентаризаций имущества предполагает наличие материальной ответственности должностных лиц, отвечающих за сохранность вверенного им имущества. В связи с этим учетной политикой должен быть определен порядок установления материальной ответственности работников организации, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовые формы договоров о полной материальной ответственности, установленные Постановлением Министерства труда и социального развития РФ от 31.12.2002 г. № 85 «Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности».
В соответствии с требованиями положения о порядке ведения кассовых операций учетная политика должна предусматривать порядок выдачи в подотчет наличных денежных средств. Внутренний распорядительный документ должен содержать перечень должностей, которым могут быть выданы в подотчет денежные средства, порядок выдачи и назначение подотчетных сумм, сроки возврата, формы отчетности за израсходованные средства.
Методический аспект учетной политики предполагает выбор методов осуществления учетных процедур, способов измерения и оценки объектов учета, группировки информации на счетах или в регистрах учета.
Кроме того, учетная политика должна раскрывать порядок при знания и оценки всех видов доходов и расходов организации для целей финансового и налогового учета.
В число обязательных вопросов, подлежащих раскрытию в рамках учетной политики, также включаются:
С введением главы 25 Налогового кодекса РФ определен порядок ведения налогового учета, что регламентирует разработку учетной политики для целей налогообложения.
Формируя учетную политику для целей налогообложения, следует предусмотреть:
5.2. Нормативное регулирование бухгалтерского учета в РФ
В соответствии с Федеральным законом № 129 ФЗ «О бухгалтерском учете» нормативное регулирование бухгалтерского учета осуществляют:
В настоящее время в России сформирована четырехуровневая система нормативных актов, регулирующих организацию ведения бухгалтерского учета.
Первый уровень – законы Российской Федерации и указы Президента РФ, устанавливающие единые правовые и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в Российской Федерации.
К данному уровню относится и Гражданский кодекс Российской Федерации, в части первой которого законодательно закреплены важнейшие нормы ведения учета в организациях, в том числе наличие самостоятельного баланса у каждого юридического лица; обязательность утверждения годового бухгалтерского отчета; обязательные случаи составление аудиторского заключения; порядок регистрации, реорганизации и ликвидации юридического лица.
Основополагающим нормативным документом первого уровня является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ, а также Федеральные законы «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14.06.1995 г. № 88-ФЗ, «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства» от 29.12.1995 г. № 222-ФЗ, «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. и другие федеральные законы.
Особое место в системе нормативного регулирования занимает Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации, утвержденное Приказом Министерства финансов от 29.07.1998 г. № 34н.
Второй уровень – система национальных бухгалтерских стандартов-положений по бухгалтерскому учету (ПБУ), устанавливающих принципы, базовые правила ведения бухгалтерского учета активов, капитала и обязательств, доходов и расходов организации, возможные бухгалтерские приемы без раскрытия конкретного механизма применения их к определенному виду деятельности, порядок составления и представления бухгалтерской отчетности. На этом уровне регулирующим органом выступает Министерство финансов Российской Федерации. При разработке ПБУ учитываются международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).
Третий уровень – методические указания по ведению бухгалтерского учета. Разрабатывать их могут все, кто заинтересован в интерпретации и детализации положений нормативных актов первого и второго уровня. К этим документам, в частности, относятся: Методические указания по учету основных средств, Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, План счетов бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности предприятий и Инструкция по его применению.
Четвертый уровень – внутренние рабочие документы предприятия, в которых на основе общеустановленных правил и принципов формируется учетная политика организации, выбираются подходы к раскрытию бухгалтерской информации, предоставляемой заинтересованным пользователям.
Выводы
Организация бухгалтерского учета в РФ включает в себя выбор структурного подразделение (лица), которое реализует требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету.
Таким подразделением может выступать бухгалтерская служба, возглавляемая главным бухгалтером, на которого возлагается обязанность разработки учетной политики, ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
Под учетной политикой организации понимается принятая ею совокупность способов ведения бухгалтерского учета — первичного наблюдения, стоимостного измерения, те кущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся: способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы регистров бухгалтерского учета, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Нормативное регулирование бухгалтерского учета осуществляют:
В настоящее время в России сформирована четырехуровневая система нормативных актов, регулирующих организацию ведения бухгалтерского учета.