игровая форма обучения это
Игровые приёмы в онлайн-обучении
Выясняем, что такое геймификация и чем она полезна
Игра — ключевое действие в жизни ребёнка — остаётся приятным и увлекательным занятием в любом возрасте. Игра может быть не только досугом, но и инструментом образования. Мы поговорили с экспертом о геймификации процесса обучения на разных возрастных этапах, а также о том, как игровые практики реализуются в онлайн-образовании.
практикующий психолог, кандидат психологических наук, методолог,
тимлид дошкольного направления в «Фоксфорде»
Что такое геймификация
Когда мы говорим о геймификации процесса обучения, обычно имеется в виду включение в урок элементов игры. Игровые практики внедряются в образование для повышения мотивации учащихся и лучшего усвоения материала. В младшем возрасте игровые практики позволяют органично доносить до ребёнка новую информацию, а в школе геймификация может стать полезным инструментом для работы с детьми, которые ещё не очень заинтересованы в обучении как таковом.
Метод геймификации может кое-что предложить даже взрослым. Использование игр в процессе обучения даёт человеку возможность проработать изученную информацию на практике, а также закрепить навыки в рамках своей профессии. Игра, отличающаяся от обычной рабочей и учебной рутины, скорее всего, станет ярким впечатлением, и это способствует лучшему запоминанию информации.
Как геймификация применяется в процессе обучения
Конечно, функции и характеристики геймификации разнятся в зависимости от возрастной группы ребёнка.
До школы
Можно смело сказать, что в дошкольном возрасте игровые практики на уроках необходимы. В этом возрасте всё обучение должно быть построено вокруг игры, потому что это ведущая деятельность ребёнка-дошкольника. Чем ближе занятия к ведущей деятельности ребёнка, тем эффективнее обучение. Уроки в школьном формате, без игровых техник, могут оказаться не только бесполезными, но и вредными: такой подход может отвратить ребёнка от учёбы ещё до школы, что грозит проблемами в дальнейшем.
Младшая школа
В младшем школьном возрасте игра является дополнительным мотивационным подкреплением для ребёнка. Тяга к знаниям сама по себе может быть недостаточной мотивацией для некоторых детей. В таком случае геймификация в начальной школе здорово помогает привлечь детей к теме урока, представляя знания в более доступном и интересном формате.
Средняя и старшая школа
Игры также дополнительно мотивируют детей среднего и старшего школьного возраста, предлагая им новые возможности для социализации. Во время игр можно в новом и неочевидном формате взаимодействовать с одноклассниками, например объединяться в команды, пробовать себя в разных ролях, давать задачи и выполнять просьбы.
Любое школьное занятие — например, урок по знакомству с климатическими зонами России — можно подать в игровой форме. Одна из возможностей — внедрить героев и элементы квеста. Можно предложить ученикам отправиться в путешествие в поисках определённого региона вместе с героем.
Информация лучше запоминается, когда перед обучающимся стоит проблема, для решения которой нужно использовать материал урока.
Кроме того, легко поддаётся усвоению эмоционально окрашенная информация, а игры обычно вызывают у детей эмоциональные реакции.
Важно не забывать, что в школе ребёнку предстоит научиться понимать, запоминать и использовать информацию разной формы, чтобы быть готовым к задачам, которые встретятся ему в дальнейшей учёбе и работе. Например, геймификация часто стимулирует самостоятельность учеников, предлагая им пространство для освоения учебного материала в своём темпе. В то же время обучение в рамках уроков с преподавателем развивает социальные навыки ребёнка и способность воспринимать спикера. Поэтому идеальным вариантом остаётся баланс между игровым и более традиционными образовательными форматами.
Игровые практики в дистанционном обучении
Квесты, герои и возможность выбора
В рамках онлайн-курсов «Фоксфорда» игровые методики представлены в разных преломлениях в большинстве курсов. Это и интерактивные задания, и моменты игры непосредственно в структуре урока, и квесты, викторины и онлайн-тренажёры. Один из примеров — игровой квест «Фоксфорда» для дошкольников и младших школьников перед началом учебного года. Ребёнку предлагается подготовиться к школе вместе с мистером Фоксом. Так как квест полностью адаптирован под познавательные способности детей дошкольного или младшего школьного возраста, родители имеют возможность не включаться в подобные занятия: ребёнок чаще всего успешно проходит их самостоятельно. В образовательных онлайн-квестах есть привлекательный для ребёнка элемент схожести с компьютерной игрой. Возможность совершать выбор и видеть изменения в ходе сюжета квеста также располагают детей к такому формату обучения.
Интерактивность и материальность
В дистанционном обучении важно учитывать тягу детей к интерактивности и материальности: например, с этим помогают интерактивные задачи с небольшой анимацией или использованием звуков.
Другой полезный инструмент — заранее распечатанные материалы к уроку. Эти задания родители могут распечатать самостоятельно, и ребёнок будет работать с ними в соответствии с инструкциями педагога. К курсу «Фоксфорда» по подготовке к школе все подготовительные материалы даны заранее — их можно распечатать на весь год. С такими материалами ребёнок может работать творчески: раскрашивать их, писать на них, вырезать фигурки и карточки.
Идеальный игровой урок-квест
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Игровое обучение
Игрово́е обуче́ние — это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
История возникновения
Особую роль в современном становлении игрового обучения сыграло стихийное развитие игротехнического движения, опиравшегося в первую очередь на использование деловых игр, которые послужили основой развития большой группы методов обучения, получивших название методов активного обучения. Теоретически их использование было обосновано в ряде концепций, в первую очередь в теории активного обучения. Первая деловая игра была разработана и проведена М.М. Бирштейн в СССР в 1932 году (М. М. Бирштейн, 1989). Метод был подхвачен и сразу получил признание и бурное развитие. Однако в 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений — они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 1960-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие). Сегодня в России, в США, в других развитых странах нет такого учебного заведения, в котором не использовались бы деловые игры или игровые методы обучения.
Признаки и особенности методики
Игровому обучению присущи те же черты, что и игре:
К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Человек приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой. Это может объясняться тем, что участник игры решает игровые задачи, увлечен ими и поэтому не готов к противодействию с другой стороны. Экспериментально было показано, что в ситуации некоторой рассеянности внимания иногда легче убедить человека принять новую для него точку зрения. Если чем-то незначительным отвлекать внимание человека, то эффект убеждения будет более сильным (В. В. Бойко, 1983). Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций (В. М. Букатов [1997]). Примеры разнообразных игровых технологий обучения на уроках в городских и сельских школах представлены на сайте ОТКРЫТЫЙ УРОК [www.openlesson.ru] Игровое обучение отличается от других педагогических технологий тем, что игра:
Игровые формы обучения
Одной из актуальных проблем современной методики преподавания, как в общеобразовательных учебных заведениях, так и в профессиональных средних учебных заведениях является применение игровых технологий в процессе преподавания изучаемых дисциплин.
Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу поиска средств поддержания у студентов интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия. Эффективным средством решения этой задачи являются учебные игры.
Во-вторых, одной из наиболее важных проблем в преподавании является обучение устной речи, создающей условия для раскрытия коммуникативной функции языка и позволяющей приблизить процесс обучения к условиям реального обучения, что повышает мотивацию к изучению предмета. Вовлечение учащихся в устную коммуникацию может быть успешно осуществлено также в процессе игровой деятельности.
Преимущества использования на занятиях игровых форм обучения состоят в том, что игровая деятельность как средство обучения обладает мотивированностью на обучение, отсутствием принуждения, индивидуализированностью, обучением и воспитанием в коллективе и через коллектив, развитием психических функций и способностей, учением с увлечением. Вместе с тем учащиеся всегда с желанием, интересом принимают предложение педагога: “Поиграть на уроке”.
Игра определяет важные перестройки и формирование новых качеств личности; именно в игре лучше усваиваются нормы поведения, игра учит, изменяет, воспитывает. Игровая деятельность влияет на развитие внимания, памяти, мышления, воображения, всех познавательных процессов. Так, например, педагогическая и дидактическая ценность деловой игры состоит в том, что она позволяет ее участникам раскрыть себя, научиться занимать активную позицию, испытывать себя на профессиональную пригодность.
Особую роль в преподавании дисциплин в средних специальных учебных заведениях играют такие формы, как ролевые игры, исследование конкретных случаев, проекты, исследование на предприятиях, сценарии, деловые игры и т. д. Рассмотрим описание некоторых форм действий игровой деятельности, возможных для применения на занятиях в среднем специальном учебном заведении.
Изучение конкретного случая. Основная структура метода основывается на том, что студенты сталкиваются со случаем из практики или же из собственной жизни. Они обсуждают какой-то конкретный случай, ищут альтернативы для его решения, предлагают собственный вариант решения, обосновывают его, а потом сравнивают с тем решением, которое было принято на практике. Метод конкретного случая состоит, как правило, из шести этапов.
Имитационные игры. Имитационная игра как метод нашла свое применение в многочисленных стратегиях обучения, включающих в себя игровые элементы. Сюда входят ролевые, конфликтные, деловые игры, игры для принятия решений, компьютерные имитации на базе деловой игры и т. д. Имитационные игры сочетают такие элементы, как соревнование, кооперация, правила, отражающие характерные черты действительности. Особое значение в обучении имеют деловые и ролевые игры.
Ролевая игра как метод обучения дает возможность преподавателю оформить учебный процесс в виде игровой деятельности и имитации конфликтных ситуаций из жизни общества, а студентам – открыть разные социальные формы поведения в приближенных к действительности игровых ситуациях, не опасаясь серьезных санкций в случае неправильного поведения.
Деловые игры. Основой любой деловой игры является процесс имитации реальных ситуаций во время ее проведения. Деловая игра состоит из двух компонентов: модели игры и собственно игры. Модель определяет рамки игры и, таким образом, создает базу для игры, которая предоставляет игрокам возможность принятия решений в рамках соответствующей модели.
Метод направляющего текста. Направляющие тексты можно рассматривать как центральный метод обучения, который выполняет в рамках комплексных учебных задач направляющую и структурирующую учебный процесс функцию. Метод направляющего текста, как правило, является составной частью процесса обучения, предполагающего шесть фаз: информацию, планирование, принятие решения, выполнение, контроль, оценку. Направляющие тексты представляют собой обычно письменно зафиксированные инструкции для самостоятельного управления учебным процессом. В рамках своих функций – управления и структурирования – направляющие тексты дают информацию о содержании и целях процесса обучения, а также о дополнительных источниках информации для обработки заданной проблемы.
Проектный метод. Метод проектов для преподавателя – это альтернатива урочной системе, дополняющий ее и расширяющий границы творческой работы. Для студентов – это учебное дидактическое средство активизации познавательной деятельности, средство развития таких качеств, как самостоятельность, умение принимать решения и отвечать за последствия. Студент вовлекается в активный познавательный процесс, что позволяет ему осваивать новые способы человеческой деятельности, находить иные мотивы к учебе. Характерными для проектной работы являются следующие этапы:
Исследование на предприятии. Следует отличать исследование на предприятиях от посещения предприятий, где студенты получают общее представление об их деятельности. Обычно посещение не является интегрированной частью концепции обучения, а проводится более или менее случайно как разовое мероприятие, без предварительной подготовки и последующего подведения итогов. Студенты заранее получают конкретные задачи для исследования. Полученная во время исследования информация обсуждается и используется на последующих занятиях.
Таким образом, игра вполне оправданно может являться инструментом преподавания, который активизирует мыслительную деятельность обучаемых, позволяет сделать учебный процесс привлекательнее и интереснее, заставляет волноваться и переживать, что формирует мощный стимул к овладению знаний по изучаемым дисциплинам.
Возможности игры как метода обучения
Игры очень близки и доступны для детей любого возраста и их используют, как эффективное средство в процессах образования и обучения. Окружающий мир дети познают с помощью игр. Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В игре проявляются особенно полно и порой неожиданно способности человека, ребенка в особенности.
Игра – особо организованное занятия, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Игра всегда предполагает принятие решения – как поступить, что сказать, как выиграть? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность играющих. Для них игра прежде всего – увлекательное занятие. В игре все равны.
Игра — это естественная для ребенка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, мы учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его взять.
Играя у детей формируются их психические и мировоззренческие взгляды на жизнь окружающего мира в целом. Формируется характер, лидерские качества и развивается интеллект. Дети и интересом познают все неизведанное, необычное для их понимания в играх. Для подготовки детей к их будущему и для того что бы сделать жизнь счастливой и полноценной нужна игра.
Возможности игры, как метода обучения
Игра – один из основных видов деятельности детей. В любом возрасте игра является ведущей деятельностью, необходимым условием всестороннего развития детей и одним из основных средств их воспитания и обучения. В процессе игры создаются благоприятные условия для формирования, развития и совершенствования психических процессов ребёнка, формирования его личности. Игры разнообразят процесс обучения, наполняют жизнь учащихся радостными переживаниями, эмоционально обогащают их, создают радость успеха, создают хорошее настроение.
О взаимосвязи игры и обучения можно говорить бесконечно. Многие исследователи и практики принимают решения, что не только игра зависит от содержания, она зависит от социальной ситуации.
Игра не возникает стихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развития ребенка, она сама формируется при воздействии взрослых. В процессе взаимодействия ребенка с предметом, миром, обязательно при участии взрослого, не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинно человеческая игра.
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутить себя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на жизненное самоопределение детей, на становление неповторимой личности.
В. Л.Сухомлинский писал: “Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – это самое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий, об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности” [5, с. 21]
Игра решает следующие коррекционно-развивающие,коррекционно-воспитательные и образовательные задачи:
Развитие познавательной деятельности ребёнка;
Развитие эмоционально- волевой сферы;
Обогащение представлений об окружающем мире;
Формирование коммуникативных навыков;
Формирование культурного поведения;
Развитие двигательной сферы, в том числе мелкой моторики;
Пропедевтика страхов и отрицательных эмоций.
Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.
I группа – предметные игры, как манипуляции с игрушками и предметами. Через игрушки – предметы – дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, мир людей и т. п.
II группа – игры творческие, сюжетно-ролевые, в которых сюжет – форма интеллектуальной деятельности.
Интеллектуальные игры типа “Счастливый случай”, “Что? Где? Когда?” и т. д. Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала.
Игры путешествия. Все они совершаются детьми в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. Отличительная черта этих игр – активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности. Такие игры можно назвать практической деятельностью воображения, поскольку в них оно осуществляется во внешнем действии и непосредственно включается в действие. Стало быть, в результате игры у детей рождается теоретическая деятельность творческого воображения, создающая проект чего-либо и реализующая этот проект путем внешних действий. Происходит сосуществование игровой, учебной и трудовой деятельности.
III группа игр, которая используется как средство развития познавательной активности детей – это игры с готовыми правилами, обычно и называемые дидактическими. Как правило, они требуют от детей умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное – знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.
IV группа игр – строительные, трудовые, технические, конструкторские. Эти игры отражают профессиональную деятельность взрослых. В этих играх учащиеся осваивают процесс созидания, они учатся планировать свою работу, подбирать необходимый материал, критически оценивать результаты своей и чужой деятельности, проявлять смекалку в решении творческих задач. Трудовая активность вызывает активность познавательную.
V группа игр, интеллектуальных игр – игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим детям уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.
Педагог, используя в своей работе все пять видов игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности детей.
Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т. е. так, что они сами направляют детей на овладение знаниями и умениями. Обучение, как правило,включают два компонента:
• сбор нужной информации
• принятие правильного решения.
Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт детей. Но приобретение опыта требует большого времени. Увеличить “приобретение такого опыта” детей, научить их самостоятельно тренировать это умение. Сюда следует отнести развивающие игрыпсихологического характера: кроссворды, викторины, головоломки, ребусы, шарады, криптограммы и т. д. Дидактические игры вызывают у детей живой интерес к предмету, позволяет развивать индивидуальные способности каждого ребенка, воспитывает познавательную активность. Ценность дидактической игры определяется не по тому, какую реакцию она вызовет со стороны детей, а по эффективности в разрешении той или иной задачи применительно к каждому ребенку.
Результативность дидактических игр зависит:
• от систематического их использования,
• от целенаправленности программы игр в сочетании с обычными дидактическими упражнениями.
При отборе содержания необходимо, чтобы учебный материал был эмоционально насыщен, запоминался. В материал следует включать четкие, конкретные образы. Если учащиеся не видят картин общественной жизни, культур, стран, людей, то усваивают лишь словесные формулировки, лишенные жизненного содержания, которые быстро забываются. В работе с учащимися помимо текста учебного пособия и педагога есть богатая возможность использовать тексты художественных произведений.
Цель применения игровых форм обучения – развитие устойчивого познавательного интереса у детей через разнообразные игровые формы обучения.
• Способствовать прочному усвоению учащимися учебного материала.
• Способствовать расширению кругозора учащихся через использование дополнительных исторических источников.
• Развивать у детей творческое мышление.
• Способствовать практическому применению умений и навыков, полученных на уроке.
• Воспитывать нравственные взгляды и убеждения.
• Вырабатывать историческое самосознание – осознанную сопричастность к прошлым событиям.
• Способствовать воспитанию саморазвивающейся и самореализующейся личности.
Макаренко А. С. разработал теорию применения целостного комплекса игровых технологий. Он считал, что в наглядности не должно быть лишних элементов, так и в хорошем комплексе игровых технологий не должно быть ничего лишнего только образовательная направленность. Макаренко А. С. понимал, что игры должны быть использовании и связаны с возрастными особенностями детей, и нельзя игру в которую играет ребенок 4 лет использовать в старших классах «Каждой игре свой возраст» т. к. ребята изменяются, растут и развиваются [3, с. 179].
Например, в решении проблемы развития познавательной активности необходимо считать основной задачей развитие самостоятельного мышления ребенка. Значит, необходимы группы игр и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, составлять их, групп игр на обобщение предметов по определенным признакам, умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой и т. д. Составление программ таких игр – забота каждого педагога. “Игровые коллизии вызывают у школьника стремление анализировать, сопоставлять, исследовать скрытые причины явлений. Это – творчество! Это то, что и составляет явление познавательной активности. Собственно, игра вызывает важнейшее свойство учения – потребность учиться, знать”.1
1. Бабанский “Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса” 1982г.
Игры постоянно изменяются, совершенствуются и над ними надо постоянно
работать, что бы дети изучали учебный материал с интересом и увлечением.
Педагоги, психологи, ученые разных времен знали и понимали, что в игре ребенок развивается и формируется.
Значение игры невозможно оценить и исчерпать ее возможности.
Игры надо проводить грамотно, четко, ясно, а также надо помнить, что за игрой идет образовательный процесс. Цель педагога направить ребенка на образование и получение знаний. Надо хорошо продумывать ход игры и ее цели, и тогда такая игра захватить человека полностью. Это единство мыслей, чувств, воли и координации. Образовательные игры должны быть мостиком к получению знаний так утверждаю опытные специалисты образования.
Игры делают обучение интересным, создают радостное настроение детям и увлекают их за собой.
Игры, заставляющие думать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить свои способности. С помощью игр учащиеся начальных классов лучше усваиваю закономерности обучения и легче познают даваемый им материал.
Список источников и литературы
1. Бабанский “Методические основы оптимизации учебно-воспитательного процесса” 1982г.
3. Макаренко А. С. Лекции о воспитании детей. М., 1940
4. Пидкасистый П. И. “Технология игры в обучении” – М. Просвещение, 1992г.
Блоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возраста Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаУважаемые коллеги, я много лет работаю с детьми раннего дошкольного.
Дидактические игры для обучения детей грамоте Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте. В подготовительной группе мы учим детей читать, а чтобы этот.
Дидактические игры для обучения детей математике Конструирование с использованием «Цветных чисел» Кюизенера Цель: Упражнять детей в различении и названии цвета палочек. Развивать умение.
Дидактические игры для обучения грамоте и развития речи Хочу поделиться с вами некоторыми дидактическими играми для обучения грамоте и развития речи: а) Игра «Волшебные часы» (Цель: учить детей.
Фотоотчет о районном методическом объединении «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами» Фотоотчет с на районного методического объединения «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами» Для повышения профессионального.
Игры на занятиях обучения грамоте Игры на занятиях обучения грамотеПрезентация педагогического опыта работы «Руководство игровой деятельностью» Имеева Светлана Николаевна.
Игры-шнуровки для развития фонематических процессов и обучения звуковому анализу У меня уже была публикация «Игрушки-шнуровки своими руками». Детям нравится заниматься с яркими, приятными на ощупь шнуровками. Малыши.
Методика поэтапного обучения детей среднего дошкольного возраста подвижным играм на примере игры «Пастух и стадо» МЕТОДИКА ПОЭТАПНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОДВИЖНЫМ ИГРАМ на примере игры «ПАСТУХ И СТАДО» ГБОУ Школа № 2116, ДО № 6 г.
Особенности обучения русскому языку детей старшего дошкольного возраста посредством игры. На современном этапе развития общества и образования главной целью обучения грамоте является: развитие личности каждого ребенка, обогащение.
Выступление на родительском собрании «Роль и возможности игры в семейном воспитании» Что бы не говорилось о роли воспитания, никто не станет отрицать, что главная роль здесь принадлежит всё-таки семье. В семье ребёнок находится.