игровая форма проведения занятий преимущественно используется на уроках формирования умений да нет
ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
«Игра – это искра, зажигающая огонёк
пытливости и любознательности»
ЗНАЧЕНИЕ ИГРОВЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
Дидактическая игра является одной из уникальных форм – это условная занимательная деятельность, направленнная на формирование знаний, умений и навыков. Дидактические игры — вид учебных занятий, которые организуются в виде учебных игр, реализуют ряд принципов игрового и активного обучения, отличающихся наличием правил игровой деятельности, фиксированной структуры и систем оценивания.
Отличительной особенностью данных игр является наличие игровой ситуации, используемой обычно в качестве основы метода. В игре деятельность участников формализована: существуют правила, жесткая система оценивания, а также предусмотрен порядок действий или регламент. Дидактическая игра — это такая коллективная и целенаправленная учебная деятельность, в которой каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и свое поведение ориентируют на выигрыш.
Игровые формы и методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей:
1) стимулирование мотивации и интереса, например: в общеобразовательном плане, в продолжении изучения темы
2) поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме, например: расширенного осознания различных возможностей и проблем;
3)развитие навыков, например: критического мышления и анализа, принятия решения, конкретных умений (обобщать информацию, готовить реферат и др.), готовность к специальной работе в будущем.
4) изменение установок:
социальных ценностей (конкуренция и сотрудничество)
восприятия интересов других участников, социальных ролей.
5) саморазвитие или развитие благодаря другим участникам:
— осознание уровня собственной образованности, приобретение навыков, потребовавшихся в игре, лидерских качеств.
С помощью игры можно снять психологическое утомление, её можно использовать для мобилизации умственных усилий учащихся, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создание обстановки радости на занятиях.
Игра – это почти всегда соревнование. Дух соревнования в играх достигается за счёт разветвлённой системы оценивания деятельности участников игры, позволяющей увидеть основные аспекты игровой деятельности учащихся.
Для участия в игре не требуется репетиций, поэтому не теряется новизна предстоящей игровой деятельности, что является источником постоянного интереса играющих к событиям в игре.
1. по игровой методике: предметные, сюжетные, ролевые, Деловые, имитационные и т.д.
2. по характеру педагогического процесса: обучающие, познавательные, тренинговые, воспитательные, диагностические, контролирующие, обобщающие, развивающие, творческие.
3. по области деятельности: интеллектуальные, социальные, психологические, физические, трудовые.
4. по игровой среде: без предметов, с предметами, компьютерные, настольные, технические.
Этапы организации игры:
1. подготовительный (от 1 до нескольких дней)
2. основной этап (непосредственное проведение игры)
3. заключительный этап (итог)
Большую роль в игре выполняет система стимулирования. Она должна активизировать каждого из играющих, заставлять их действовать как в жизни, уметь подчинять интересы отдельных участников общей цели игры.
Методическое оснащение игры:
1. структурная схема (цель, задачи)
3. предметная сфера
6. методологическое обеспечение – те материалы, которые позволяют реализовывать поставленные цели
7. система критериев оценивания
Таким образом, игровые формы и методы активного обучения приносят удовольствие от процесса познания, доказывая, что образование – не всегда нудное занятие.
Эта проблема актуальна сегодня, как никогда. Кем бы ни стали ученики после школы, им всегда будут нужны знания, умения логически мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать факты.
Игра как средство интерактивного обучения по математике
За период многолетней работы, к сожалению прихожу к выводу, что многие дети, обладая прекрасными способностями, имеют очень серьёзные пробелы:
— очень медленно выполняют вычислительную работу (как устную, так и письменную)
— не всегда применяют рациональные способы вычислений
— допускают ошибки в вычислениях и т. д.
Мне, как и любому учителю, хочется, чтобы мои ученики быстро считали, умели аргументировать свои действия при выполнении любых заданий, владели бы умениями решать основные типы задач и уравнений, что необходимо при решении задач повышенной трудности.
Некоторые из этих трудностей мне удалось преодолеть с помощью введения в урок игровых моментов. Ведь без игры не может быть полноценного умственного развития. Таким образом, игра – форма познавательной деятельности, способствующая развитию и укреплению интереса к математике. Я пришла к выводу, что с детьми надо и необходимо играть. А как же нам при таком объёмном программном материале уделять время для игры? Наиболее подходящими для этого являются итоговые уроки, которые можно не чаще одного раза в месяц проводить. В число итоговых уроков я включаю интегрированные уроки, на которых учащиеся не только демонстрируют свои знания, но и получают дополнительную информацию, связанную с другими предметами. Для студентов провожу уроки в форме деловой игры.
Конечно, подготовка к таким урокам большая, но она оправдывает себя – обобщение проходит на высоком уровне, так как старшеклассники относятся к таким урокам серьёзно, потому что осознают их значимость –формируются интеллектуальные умения и навыки.
В настоящее время появилось очень много литературы, где раскрываются технологии применения игровых моментов, разработки уроков в виде различных игр.
Интерес к играм, к решению каких-то необычных задач, появляется у учеников не всегда и не у всех детей сразу. Поэтому, на мой взгляд, предлагать игры надо постепенно, не оказывая давления на детей. При организации и проведении игр важно иметь в виду, что их назначение не сводится лишь к заполнению свободного времени, они помогают учителю выполнять большие воспитательные и образовательные задачи. И самое главное надо помнить, что игрой можно увлечь, заставить играть нельзя!
Использование игры в рамках учебно – воспитательного процесса – явление не новое, именно игра- единственная деятельность ребёнка имеющая место во все времена и у всех народов. В игре создаётся предметное и социальное содержание деятельности, моделирование систем отношений, адекватных условий формирования личности.
Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям. Стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между её участниками и педагогами, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества. Лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры. Так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение её участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью.
Поскольку игра представляет из себя «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического. Коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности, а следовательно формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Существенно также и то, что игра является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной деятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергать другие и т. д.). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряжённость, позволяет проверить себя в различных ситуациях.
Если оценивать эффективность игры в усвоении учебного материала, то картина вырисовывается такая: при лекционной традиционной подаче материала усваивается 20%-40% информации, то в деловой игре до 90%.
Использование различных форм игрового взаимодействия в учебно-воспитательной деятельности
Надежда Веремьянина
Использование различных форм игрового взаимодействия в учебно-воспитательной деятельности
Методическая рекомендация
Использование различных форм игрового взаимодействия в учебно-воспитательной деятельности
Веремьянина Надежда Анатольевна
Методист ВКК МБУДО Центр развития творчества детей и юношества «Крылатый» г. Воронеж
«Игра – важнейший источник развития сознания, произвольности поведения, особая форма моделирования отношений.»
Д. Б. Эльконин. Психология игры.
Аннотация: Предлагаю вам опыт работы по внедрению в деятельность учреждений дополнительного образования игровых форм учебных занятий и воспитательных мероприятий. Данный материал будет полезен методистам, педагогам дополнительного образования, педагогам организаторам, старшим вожатым, организаторам детского движения. Этот опыт работы способствует повышению качества образовательно-воспитательного процесса, компетентности педагогов, их профессионального мастерства.
Использование различных форм игрового взаимодействия в учебно-воспитательной деятельности.
Основная идея заключается в том, что занятия в дополнительном образовании должны быть в первую очередь интересными.
ИГРА — вид деятельности в условных ситуациях, воссоздающих те или иные области действительности. Игры позволяют развивать и закреплять у обучаемых навыки самостоятельной работы, умение творчески мыслить, помогают непринужденно взаимодействовать в коллективе, снимают физическое и эмоциональное напряжение.
К важнейшим свойствам игры относят тот факт, что в игре, и дети и взрослые действуют так, как действовали бы в самых экстремальных ситуациях, на пределе сил преодоления трудности. Причем столь высокий уровень активности достигается ими, почти всегда добровольно, без принуждения.
Высокая активность, эмоциональная окрашенность игры порождает и высокую степень открытости участников. Человек приоткрывается, отбрасывает в игре психологическую защиту, теряет настороженность, становится самим собой. Это может объясняться тем, что участник игры решает игровые задачи, увлечен ими и поэтому не готов к противодействию с другой стороны. Возможно этим, в какой-то степени, определяется высокая продуктивность обучающего воздействия игровых ситуаций.
Для того чтобы дать ребенку богатые и разнообразные впечатления, педагоги должны иметь четкое представление о цели игры, а также ориентироваться в категориях игр. В зависимости от возраста детей используются и различные методики обучения через игру.
Чтобы оказывать педагогу реальную помощь в его стремлении к высотам профессионального мастерства, все задачи методической работы следует разделить на задачи преодоления пробелов в подготовке педагога (компенсаторские, приспособления к изменяющимся требованиям и задачи качественного творческого роста (развития).
Категории педагогических работников, участвующих во внедрении в деятельность образовательных учреждений игровых форм учебных занятий и воспитательных мероприятий.
• Педагоги дополнительного образования, руководители детских объединений;
• Педагоги – организаторы клубов по месту жительства;
• Педагоги-организаторы массовых мероприятий;
• Вожатые, организаторы детского движения;
• Руководители детских организаций;
• Члены педагогических отрядов.
Сферы использования игрового взаимодействия в дополнительном образовании:
• Формирование детского коллектива.
• Работа с родителями.
• Профильные лагеря. Летний отдых.
Остановимся подробнее на каждой из сфер.
1. Учебные занятия.
Рассмотрение целей и задач учебных занятий, типологии и структуры занятия и педагогических требований к нему, особенностей состава, обучающихся помогает осознать важность, необходимость и сложность выбора путей совершенствования организации обучения. Уровень общественного развития обусловливает усвоение больших объемов знаний, усложнение самостоятельной учебно-познавательной деятельности обучающихся, пересмотра содержания, обогащения форм и методов обучения.
Этим и обеспечивается возникновение адекватных форм обучения. В последнее десятилетие начали получать широкое применение занятия проблемного и развивающего обучения, различные формы организации групповой, коллективной и индивидуальной работы. Именно те формы, которые развивают познавательную активность, инициативу, творчество. Например, занятия с использованием элементов деловых игр.
Ежегодно с педагогами Центра проводятся обучающие семинары-практикумы, направленные на получение теоретических знаний и практических навыков, необходимых для эффективного использования игровых технологий на занятиях.
«Организация учебного занятия с использованием игровых технологий»
Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. На занятиях, игровая технология используется в следующих случаях:
• в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела;
• как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии;
• в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);
«Использование игровых элементов в проведении итогового занятия в объединении»
Диагностика – важная составляющая образовательного процесса. Для качественного проведения итогового занятия необходимо правильно поставить цель, подобрать инструментарий и свести к минимуму психологическое напряжение.
Итог: Педагогами разработаны нетрадиционные занятия, целью которых является итоговая диагностика компетенций.
Наиболее распространенной формой методической работы с активным включением педагогов в творческую деятельность, являются консультации. При планировании консультаций необходимо ориентироваться на возможности учреждения, уровень его работы, а также индивидуальные особенности педагогов. Содержание консультации прежде всего зависит:
трудностей, которые испытывают педагоги в работе.
Педагоги условно делятся на небольшие группы:
опытные педагоги и молодые специалисты;
с высшим или средним специальным педагогическим образованием;
без специального образования.
Для каждой группы определяются свои формы и методы. Для консультации характерна монологическая форма преподнесения новой информации. Тем не менее, необходимо предусмотреть элементы обратной связи, т. е. активно включать воспитателей в воспроизведение и закрепление материала. Чтобы определить, способствуют ли консультации повышению квалификации воспитателей, использую активные методы обратной связи: опрос, посещение занятий, анализ документации.
Отдельно можно отметить консультации педагогов, участников конкурса «Сердце отдаю детям». Проведение занятий с использованием игрового взаимодействия на профессиональных конкурсах всегда дает высокие результаты.
Как показывает анкетирование, наиболее активно игровые технологии на занятиях используют педагоги социально-педагогического направления, декоративно-прикладного творчества и ИЗО, на втором месте – художественно-эстетическое направление, на третьем – физкультурно-спортивные и туристско-краеведческие объединения. Это обусловлено спецификой деятельности и особенностями структуры учебного занятия в каждом из направлений. Если использование игровых элементов на занятии ограничено, педагогу рекомендуется более широко использовать игровые возможности внеурочной деятельности.
2. Формирование детского коллектива.
Игры имеют большое значение при формировании детского коллектива.
При непосредственном руководстве педагога в играх формируются навыки коллективной жизни: умение действовать сообща, оказывать помощь друг другу.
Сюда можно отнести: досуговые мероприятия внутри объединения (в том числе каникулярная занятость, участия в мероприятиях Центра, районных мероприятиях.
Темы семинаров и выступлений:
Семинар-практикум: «Организация воспитательных мероприятий на каникулах». Этот семинар включает в себя теоретический материал по формам мероприятий и практическую разработку коллективно-творческого дела на основе коммунарской методики И. П. Иванова.
Мастер – класс на тему: «Как придумать конкурс». Конкурсная программа – одна из любимых форм проведения досуговых мероприятий. Подобрать интересные конкурсы порой бывает достаточно сложно. Они или уже хорошо известны детям, или требуют специального инвентаря. Знакомство педагогов с оригинальной технологией придумывания конкурса «От предмета» имеет большое практическое значение.
Семинар для классных руководителей и педагогов ЦРТДиЮ на тему: «Использование воспитательных возможностей игры при формировании детского коллектива»
Дискуссионная площадка «Навыки межполового взаимодействия у детей среднего школьного возраста». Подбор игр на снятие тактильного напряжения и развитие навыков бесконфликтного общения. Разработка рекомендаций к их использованию. Семинар-практикум для старших вожатых: «Долгосрочные игры в рамках воспитательной системы образовательного учреждения». Семинар включает в себя пошаговую разработку долгосрочной игры, направленной на активизацию воспитательной работы в школе.
3. Профильные лагеря и летний отдых.
Организация профильных лагерей и летнего отдыха не возможна без использования активного игрового взаимодействия. Опираясь лишь на традиционные подходы к организации различных детских объединений (коллективов, групп и т. д., педагоги сталкиваются с трудностями взаимодействия с ребёнком в сфере свободного времени.
Наиболее удачной формой организации деятельности детей в лагере является «долгосрочная игра». Долгосрочная игра – это форма работы в детском коллективе, целью которой является формирование воспитательной среды через стимулирование социальной активности подростков, развитие личностных качеств каждого ребенка, сплочение коллектива.
Игра предполагает определенные временные рамки и может быть запущена как на несколько дней (профильный лагерь, так и целую лагерную смену.
Игровая структура долгосрочной игры может быть простой или сложной.
Простая структура делится на две ступени: 1 –личностная, 2 – групповая. Личностная – предполагает участие каждого игрока в игре. За участие игрок получат «бонусы». По завершению игры определяется лучший игрок. Групповая – предполагает деление детского коллектива на микрогруппы. И каждая группа выполняет игровое задание. Выявляется лучшая группа.
Сложная игровая структура – предполагает участие каждого игрока в выполнении игровых заданий. За выполнение игрок получает «бонусы» (ресурсы, которые объединяются внутри группы. В финале выявляется не только личное первенство, но и первенство среди групп.
Как разработать долгосрочную игру?
Необходимо продумать и ПРОПИСАТЬ на бумаге следующие моменты:
Легенда игры. Интересная история, в которой рассказывается, что предстоит участникам.
Описание игровой структуры, в которое входит:
1. Цель игры (игровая и воспитательная). Полезно будет ответить на вопросы: Зачем играть? Будет ли интересно идти к намеченной цели участникам игры? Каков будет конечный результат по окончанию игры? Как поймем достигнута ли цель?
2. Роли и функции участников игры – как будут называться игроки, лидеры, классы, группы, учителя. Нужны ли какие-либо персонажи? Какую функцию будут нести они? Как будут называться и чем заниматься микро-группы.
3. Правила игрового взаимодействия. Какие будут игровые ресурсы, как они будут выглядеть. За выполнение каких заданий игроки получают ресурсы? Как эти ресурсы появляются в игре?
4. Поощрения и штрафы. Предполагается ли в игре дополнительные бонусы или штрафы, за что именно. Очень важно продумать систему «выкупа штрафов», так как у ребят может убывать интерес к происходящим событиям.
5. Игровое табло или стенд. Для того, чтобы участники игры могли наглядно видеть, как проходит игра, кто лидирует. Это поможет вам стимулировать интерес игроков.
6. План мероприятий. Через какие конкретные мероприятия будет проходить долгосрочная игра.
Для успешного старта долгосрочной игры необходимо:
1. Яркий старт игры, на котором в творческой форме рассказывается легенда игры, объясняются правила, происходит знакомство с основными персонажами игры, происходит ритуал посвящения.
2. Наличие игрового стенда. В наглядной форме показывается прохождение игры и основные элементы игровой структуры.
3. Наличие тематических фонограмм и ярких отличительных знаков.
4. Игровые ресурсы, которые интересно рассматривать и собирать.
5. Промежуточное подведение итогов. (В условиях лагеря – один раз в день.)
6. Финал, подведение итогов, яркое награждение по номинациям, подарки и призы.
Отдельно стоит отметить детальную разработку такой формы как игра-путешествие. Эта форма имеет и другие названия «маршрутная игра», «игра на преодоление этапов», «игра по станциям», «игра-эстафета». Назначение игры-путешествия вариативно: эта форма может использоваться:
• для информирования воспитанников; служить средством отработки каких-либо умений (организаторских, коммуникативных, решать изобретательские задачи и др.);
• предназначаться для контроля соответствующих знаний, умений и навыков, в этом случае она может проводиться с использованием соревнования между командами участницами;
• способствовать осознанию взглядов, отношений или ценностей через «проживание» воспитывающих ситуаций,
• организации коллективного планирования деятельности коллектива.
Игра-путешествие, применяемая как форма организации соревнования, поможет педагогу сделать шаг на пути сплочения коллектива. Вообще игра-путешествие одна из самых богатых по потенциалу форм.
Для того чтобы правильно написать маршрутные листы необходимо составить матрицу. Зачастую она бывает достаточно сложной.
Следующая по значимости процедура состоит в организации деятельности на площадке. Деятельность на площадке может быть организацией целенаправленного восприятия информации, выполнением задания, спонтанного реагирования на ситуацию. При определении порядка прохождения командой площадок важно помнить, что однотипные задания и действия быстро утомляют участников. Поэтому часто практикуется чередование площадок, рассчитанных на восприятие информации, с такими, которые бы предусматривали выполнение заданий. Вообще, организаторам игры-путешествия можно посоветовать разработать эмоциональную партитуру деятельности и строго («по нотам») разыграть ее в ходе игры-путешествия. Общую организующую функцию могут выполнять звуковые сигналы, означающие, что действие на площадке закончено, и команде следует передвигаться далее по маршруту.
Реализация игрой-эстафетой педагогической цели зависит и от того, как участники будут подготовлены к восприятию предстоящей деятельности, а также от того, как будет проведено последействие. Подготовка к восприятию игры-путешествия включает в себя эмоциональный настрой и постановку понятных для школьников задач. Последействие должно создать условия для выхода эмоций (как положительных, так и отрицательных, и, кроме того, содержать подведение итогов для каждого участника игры-путешествия.
Таким образом, алгоритм проведения игры-путешествия включает в себя:
1) Подготовку участников к восприятию игры-путешествия.
3) Движение команд по маршруту.
4) Участие команд в организуемой на площадках деятельности
6) Организация последействия.
4. Работа с родителями.
И я сознаюсь вам честно-пречестно,
Каждый из взрослых играет чуть-чуть».
Цель работы с родителями: установление отношений партнерского сотрудничества с семьей как субъектом учебно-воспитательного процесса. В работе с родителями применяются различные методы и формы, в том числе и игровые.
Участие родителей в образовательном процессе позволяет поставить их в активную позицию. Использование на совместных занятиях игровых элементов позволяет создать атмосферу сотрудничества, снять эмоциональное напряжение.
Совместные массовые мероприятия являются эффективной формой организации досуга, способствующей укреплению семейных ценностей.
5. Обучение педагогов.
Традиционные формы обучения педагогов чаще всего являются статичными. Использование же игровых форм в методической работе повышает интерес, вызывает высокую активность педагогов, совершенствует умения для разрешения реальных проблем, способствует формированию профессионального творческого мышления.
Элементы игрового взаимодействия, используемые в работе с педагогами:
Психогимнастика: «Ассоциации», «Ветер дует», «Пожелания», «Большое рукопожатие» и др.
Деление на микрогруппы: «Карточки со смысловой нагрузкой», «Молекула», «Капитаны» и др.
Формы подачи материала: «Организаторское лото», «Пазлы», «Кроссворд» и т. д.
Активные формы методической работы:
Ролевая игра, Диспут, «Свободное пространство», «Остановка» и др.
В заключении еще раз акцентируем внимание на преимуществах игровых форм организации обучения и воспитания детей:
1. Игра — хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для ребенка любого возраста.
2. Одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение.
3. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.
4. Мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.
5. Позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.
6. Многофункциональна, её влияние на ребенка невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.
7. Преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит не только соревновательный аспект, но и совершенствование навыков общения. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).
8. Нивелирует значение конечного результата. В игровой деятельности участника могут устраивать разные типы «призов»: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата, психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.
Активно используя в своей работе игровые технологии можно добиться высокого уровня организации учебно-воспитательного процесса.
Литература:
2. Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М. : МПСИ; Воронеж: «МОДЭК», 2000.