игровое мероприятие по правам ребенка

Игровая программа «Я в мире прав»

Игровая программа «Я в мире прав»(классный час для начальных классов).

Учитель начальных классов Горловской ОШ І – ІІІ ступеней № 15

Завражная Ирина Евгеньевна.

Цель: дать понятие учащимся про Декларацию прав человека; в игровой форме ознакомить со статьями из декларации прав человека, формировать положительное отношение к законам и их выполнению, способствовать воспитанию правовой культуры учащихся.

Оборудование: карточки с заданиями, статьи из декларации, рисунки детей, компьютер, музыка, памятки,солнышки – жетоны разного цвета

Ход классного часа.

Здравствуйте! Я очень рада вас снова видеть. Сегодня у нас необычное занятие и начнём мы его с минутки релаксации (учитель включает музыку и читает текст).

Работать мы с вами будем по группам. А для этого я вам предлагаю выбрать солнышко понравившегося цвета. Займите места за игровыми столами согласно вашему цвету.

Международные документы о правах человека условно можно разделить на две группы: декларации и конвенции.

Конвенция ( договор, соглашение) – это соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор.

Декларация разделена на части, разделы, которые называются статьи.

Посовещавшись, вы должны назвать какие права нарушены у этого героя сказки.

В конвертах находятся такие герои сказок:

1.А.Н.Толстой «Приключение Буратино»

2. Г.-Х. Андерсен «Снежная королева»

Дети имеют право на воспитываться в семье.

Дети имеют право на медицинский уход, но сами должны заботиться о своём здоровье (заботится о чистоте своего тела, одежды, закаляться, соблюдать режим дня..)

В Конвенции о правах человека записано право на отдых и защиту от злоупотребления детским трудом.

Дети должны должны помогать своим родителям или тем, кто о них заботится, по мере своих сил и возможностей.

5. Г.-Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

Конвенция о правах ребёнка призывает к уважению прав другого человека.

Дети имеют право не быть как все, быть не похожими на других.

Выходит дед садится на скамейку, потом выходит жена и садится рядом. Все, кроме падчерицы, грызут семечки.

Эта жестокая женщина подвергала жизнь и здоровье ребёнка опасности.

А сейчас к нам в гости пришёл юрист. Давайте его выслушаем.

Дана нам возможность –

Если мы будем права свои знать,

То сможем по жизни смело шагать.

Работа с памятками.

игровое мероприятие по правам ребенка

игровое мероприятие по правам ребенка

На доске зашифрованы слова Декларация, статьи,Конвенция.

1.Как называется один из документов, в котором прописаны права человека?

3.Как называется соглашение по специальному вопросу, обязательное для государств, которые к нему присоединились, то есть подписали договор?

Ученики выходят и читают стихотворение «Новый закон».

На час начальником бы стать

Велел бы я закон издать

Для взрослых обязательный.

Не допускать как зрителей».

Там ярко освещается:

«Вход мамам, папам без детей

Тогда бы поняли они,

Всё взрослое сообщество,

Как детям в праздничные дни

Быть с ними вместе хочется.

На этом наша игровая программа завершена. Всем спасибо за участие. До новых встреч.

Источник

Права детей. Сценарии развлечений

Содержится в разделах:

Публикация «Досуговое мероприятие по правовому воспитанию «Права. » Воспитатель с куклой Катрей привлекает внимание детей. Воспитатель: Дети, посмотрите, кто сегодня пришёл к нам в гости. Вы узнали её? Дети: Это Катя. Воспитатель: Катенька пришла к нам рассказать о своих новых приключениях. Хотите узнать о них? Дети: Да. Наша Катя живет в лесу у.

Сценарий мероприятия в детском доме «Имею право на права» Цель: формирование у детей основ правового сознания и правовой культуры Задачи: 1.Знакомить детей с основными правами. Способствовать развитию правового сознания и нравственных проявлений. 2. Развивать у детей умение рассуждать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.

Сценарий игры по правовому просвещению учащихся «Что? Где? Когда?» Цель: Совершенствовать работу по правовому просвещению учащихся Задачи: • создать каждому ученику условия для проявления своих способностей, интеллектуальных умений. • развитие таких качеств, как умение слушать другого человека, работать в группах; Краткое описание: Форма.

Статья «Тематическое развлечение для дошкольников, посвященное Всероссийскому. » Тематическое развлечение для дошкольников, посвященное Всероссийскому дню правовой помощи детям «Счастье доступное всем» Цель: актуализировать и обогащать представления дошкольников о правах и обязанностях каждого. Способствовать художественно-эстетическому и нравственному.

Конспект развлечения по правам ребенка в средней группе «Мои права» Развлечение по правам ребенка в средней группе «Мои права». Цель: Закрепить знания детей о правах ребенка. Продолжать развивать у детей правовое сознание, воспитывать уважение к правам и обязанностям каждого человека. Развивать у детей уверенность в себе и своих возможностях.

Заюшкина избушка (Сценарий театрализованного представления по правовому воспитанию детей дошкольного возраста) Сказочница. Жили-были в одном лесу по соседству лиса и заяц. Наступила зима, и построили они себе домики. Заяц – лубяную избу, а лиса – ледяную. Жили – не тужили, да стало солнышко припекать. Весной у лисицы избушка-то и растаяла. Решила лиса выгнать зайца из его дома. Прибежала.

Источник

Правовая игра «О правах ребенка в шутку и всерьез»

игровое мероприятие по правам ребенка Евгения Манохина
Правовая игра «О правах ребенка в шутку и всерьез»

Правовая игра «О правах ребенка в шутку и всерьез«

Оформление: книжная выставка “Права и обязанности”; на доске изображение земного шара и нарисованные лица детей, большими буквами написано “Мир права”.

При входе в зал, каждый игрок получает геометрическую фигурку разного цвета (всего два цвета (красный, синий).

Ведущий 1: Добрый день дорогие друзья, гости, ребята!

Ведущий 2: Вчера, 20 ноября весь мир отмечал Всемирный день детей, провозглашенный ООН. Дата была выбрана не случайно. Так как, именно 20 ноября 1989 года Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, обязывающую все страны обеспечить детям хорошую жизнь и счастливое детство.

Ведущий 1: Всемирный день ребенка задумывался не просто как праздник, но и как день, который помог бы обратить внимание общественности на проблемы детей во всем мире, а также на взаимопонимание между миром детей и миром взрослых. В настоящее время Всемирный день ребенка празднуется в 145 государствах всего земного шара. Праздник посвящен деятельности, направленной на обеспечение благополучия детей во всем мире.

Ведущий 2: Сегодня мы с вами собрались, чтобы ещё раз поговорить и вспомнить свои права и обязанности.

Ведущий 1: А помогут нам в этом наши уважаемые гости, эксперты.

Ведущий 1. Ребята, кто из вас знает, какие документы закрепляют права человека? (Всеобщей декларацией прав человека” “Конвенция о правах ребенка”, Конституция РФ, семейный кодекс).

Поподробнее об этом нам расскажет председатель Черемисиновского районного суда Кабанова Ольга Михайловна

Ведущий 2: Ребята сегодня мы с вами поиграем в игру под названием «О правах ребенка в шутку и всерьез». Перед тем, как начать нашу игру давайте вспомним какими же правами обладает человек. Внимание на экран.

Ведущий1: А теперь приступим к нашей игре. Ребята, у каждого из вас в руках геометрические фигуры определённого цвета, который вы получили при входе в зал, исходя из них были сформированы ваши команды. Мы просим вас придумать название в команд и выбрать капитана.

Оценивать правильность ваших ответов будет компетентное жюри, это наши уважаемые гости. Перед вами лежат бланки фиксации результатов конкурсов, каждый конкурс будет оцениваться в 1 балл.

Ведущий 2: Помимо этого, в нашей игре будут принимать активное участие болельщики. Каждая команда на протяжении игры имеет право обратиться к болельщикам за помощью. Итак, мы начинаем. Просим озвучить названия команд. Жюри зафиксировать название в оценочных бланках. Команды названы и первый наш конкурс.

Первый конкурс: носит название «Имею права и не только»

Каждый из вас кроме прав имеет обязанности и с каждым годом их становится все больше и больше. Из предложенного перечня, который лежит у вас на столах, выберите те понятия, которые относится к правам, а другие к обязанностям. Просим вас посовещаться и напротив каждого понятия написать, где права, а где обязанности. Время пошло.

1. Получение бесплатного общего образования. (Право)

2. Получение дополнительных образовательных услуг. (Право)

3. Соблюдение устава школы. (Обязанность)

4. Бережное отношение к школьному имуществу. (Обязанность)

5. Уважение человеческого достоинства. (Право)

6. Добросовестно учиться. (Обязанность)

7. Выполнение требований работников школы. (Обязанность)

8. Уважение чести и достоинства других людей. (Обязанность)

9. Выбор формы образования. (Право)

10. Носить школьную форму. (Обязанность)

11. Посещать культурно-массовые мероприятия. (Право)

12. Не пропускать занятия без уважительных причин. (Обязанность)

13. Соблюдать ПДД и ППБ, а также технику безопасности. (Обязанность)

14. Вести себя корректно на переменах и уроках. (Обязанность)

Играет музыка

Ведущий 1: Спасибо ребята. И так задания выполнены. Просим 1-ю команду рассказать о правах, а вторую об обязанностях. Жюри оценивать ответы.

Хорошо ребята подвести итоги 1 конкурса и рассказать поподробнее о ваших правах и обязанностях в школе, попросим нашего эксперта в данной области социального педагога школы….

Ведущий 2: А сейчас давайте немного отвлечемся и послушаем нашу воспитанницу Ф. И.

Все лучшее,что в человеке есть:

Его права и жизнь его, и честь,

А жизнью пользуясь по праву,

Я гордо говорю: имею право!

Вежливым и добрым быть,

Маму с папою любить!

И скажу вам по секрету:

Лучше прав на свете нету.

Ведущий 2: Спасибо, а мы переходим к следующему конкурсу.

Конкурс 2: под названием “Жизнь с правами и без”

Команды получают контрольные листы с таблицей. В первой колонке указаны конкретные житейские ситуации. Во вторую колонку необходимо вписать выбранные из списка номера прав, которые помогут вам осуществить эти ситуации. Время пошло.

Играет музыка

А теперь каждую команду просим зачитать предложенные ситуации и выбранные вами права.

Уважаемое жюри просим оценить ответы команд.

Ведущий 1: Да ребята, в жизни нам приходится сталкиваться с разными ситуациями, где нарушаются наши конституционные права, и только знание законов и правильное их применение, способны помочь нам в разрешении таких ситуаций и отрадно знать, что есть люди, которые готовы прийти к нам на помощь в трудной жизненной ситуации. Слово предоставляется ….

А сейчас давайте с вами немного отдохнем. Для вас звучит музыкальный номер в исполнении наших девочек.

Песня в исполнении воспитанниц.

Ведущий 2: Спасибо девочки,а мы переходим к следующему конкурсу Конкурс 3: под названием «Сказочные герои и Конституция».

Внимание на экран. Сейчас вы увидите эпизоды из сказок. вам будет необходимо назвать сказку, и выбрать правильный вариант ответа, какое право в ней нарушено. Команды отвечают поочередно.

1) Сказка «Красная шапочка» (А) нарушено право на жизнь, Б) право на неприкосновенность, В) право на труд

2) Сказка «Теремок» А) право на семью, Б) право на отдых и досуг, В) право на неприкосновенность жилья.

3) Сказка «Морозко» А) право на любовь и заботу родителей, Б) право на непосильный труд В) право на медицинское обслуживание.

4) Сказка «Гуси — лебеди» А) право на неприкосновенность, Б) права на труд, В) право на информацию.

5) Сказка «Золушка» А) Право на свободный труд, Б) право на семью, В) право на имя.

6) Сказка «Лягушка-путешественница» А) Право на свободное перемещение, Б) право на семью, В) право на отдых и досуг

7) Сказка «Буратино» А) Право на частную собственность, Б) право на образование, В) право на собственное мнение

Ведущий 1: А пока уважаемое жюри подводит промежуточные итоги конкурсов мы предоставляем слово ….

1. Право на образование

2. Право на труд

1. Право на любовь и заботы со стороны родителей

2. Право на отдых

Ведущий 2: А жюри просим оценивать правильность изображения того или иного права, а также артистичность и смекалистость наших воспитанников. Выносим реквизит

Ведущий 1: Спасибо большое ребята за ваши импровизации, а мы продолжаем, и слово предоставляется Секретарю комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав …. Ф. И. О. скажите, часто ли вам приходится рассматривать на комиссии несовершеннолетних, совершивших противоправные действия, и кто несет ответственность за их деяния?

Спасибо …., а сейчас нам бы хотелось задать вопрос начальнику отдела опеки и попечительства …

Ф. И. О., скажите пожалуйста, часто ли вам приходится сталкиваться в рабочей практике с нарушением прав детей со стороны родителей?

Ведущий 2: Спасибо большое, …., а мы продолжаем. и следующий наш конкурс, заключительный Пятый конкурс – «Художественный».

Ребята представьте, что вы являетесь организацией по защите прав ребенка. Нарисуйте эмблему вашей организации и придумайте ей свое название.

Тихо звучит музыка.

(Команды выполняют задание, затем показывают эмблемы, зачитывают названия).

Ведущий 1: Пока ребята выполняют задание, мы предлагаем всем присутствующим поиграть в игру с названием «В шутку о серьезном». Сейчас мы будем зачитывать вам вопросы, а вы будете отвечать. За каждый правильный ответ вы будете получать смайлики с баллами, которые в конце игры вы сможете передать в копилку баллов наиболее понравившейся вам команде. Итак, начнем.

1. Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом. Актером в самодеятельности, водителем – каскадером. (Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля», Герой фильма «Миссия невыполнима» Том Круз, герой фильма «Форсаж» Вин Дизель).

2. Эту птицу народная молва часто обвиняет в воровстве ювелирных изделий. (Сорока, Ворона, Попугай)

3. Как звали капитана МУРа, обезвредившего банду «Черная кошка»? (Глеб Жеглов, Василий Теркин, Капитан Немо)

4. Название известной телевизионной игры «Как стать…. (Полицейским, Олигархом, Миллионером).

5. Что такое Лабрадор? (Это кличка собаки, полуостров, Новая компьютерная игра).

6. Какой бутерброд ел Дядя Федор? (С красной икрой, гамбургер, неправильный).

7. Главный новогодний фильм нашей страны (Ирония судьбы или с легким паром, Карнавальная ночь, Один дома).

8. Человек без друзей, как дерево без (Без листьев, ствола, корней).

9. Сколько листьев у ландыша (2, 3, 4)

10. Сколько раз забрасывал невод в море старик из сказки «О рыбаке и рыбке»? 3 раза, 4 раза, 5 раз.

А теперь ребята представьте свои работы на суд жюри.

Ведущий 2: Пока жюри подводит итоги, слово предоставляется …

Ведущий 1: Спасибо, дорогие ребята для вас мы создали выставку по названием «Права и обязанности», где вы можете ознакомится не только с литературой, но и взять памятки и визитки с номер телефона доверия, по которому вы можете обратиться, когда нарушаются ваши права.

Ведущий 2: Подвести итоги игры и озвучить победителя, и вручит грамоты мы просим наше жюри. (жюри подводит итоги, озвучивает победителей вручает грамоты).

Ведущий 1: Уважаемые гости, большое спасибо за ваше объективное судейство и помощь в нашей игре. А теперь по нашей доброй традиции, сложившейся в учреждении, наши воспитанники дарят вам подарки, сделанные своими руками. Приглашаем всех на общее фото.

Источник

Игровая программа «Дети имеют право. » для учащихся 3-5 классов

игровое мероприятие по правам ребенка

Муниципальное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа №2

Интерактивная игровая программа «Дети имеют право…»

игровое мероприятие по правам ребенка

учитель начальных классов МНОШ №2

Паршакова Татьяна Александровна

Пермский край, г. Красновишерск

г. Красновишерск-2014 г.

Интерактивная игра «Дети имеют право…»

«Права человека – это то, что никто не может у вас отобрать»

Обобщение и закрепление имеющихся у учащихся начальной школы знаний по защите прав ребёнка.

1) Развивать познавательный интерес к изучению нормативно-правовых документов по защите прав ребёнка через использование игровых заданий, проигрывания ситуаций разной тематики;

2) Расширять кругозор обучающихся, побуждать детей более широко использовать в игре знания об окружающей жизни; учить находить коллективный ответ путём обсуждения.

3) Формировать у учащихся познавательные, коммуникативные и регулятивные универсальные учебные действия;

4) Воспитывать у детей чувство личной ответственности как у будущих граждан общества.

Форма проведения: игровая программа для учащихся 4 класса

Оборудование: задания в конвертах (приложения), памятка о правах и обязанностях, буклет, яблоки двух цветов: красные и зелёные, выставка книг «Права ребёнка», жетоны, ножницы, цветная бумага, медиапроектор, файлы детских песен «Моя семья», «Чему учат в школе», «Улыбка», «Большой хоровод», «Тяп-ляп», «Песенка о лете», «Буратино», «Солнечный круг», минусовка «Дорогою добра», модель земли – глобус (Документы: Конституция РФ, Конвенция о правах ребёнка, Всеобщая Декларация прав человека).

игровое мероприятие по правам ребенкаигровое мероприятие по правам ребенкаигровое мероприятие по правам ребенкаигровое мероприятие по правам ребенкаигровое мероприятие по правам ребенка

игровое мероприятие по правам ребенкаигровое мероприятие по правам ребенкаигровое мероприятие по правам ребенкаигровое мероприятие по правам ребенкаигровое мероприятие по правам ребенка

У меня к вам просьба: закройте, пожалуйста, глаза, улыбнитесь, откройте глаза, посмотрите, у нас в классе стало светлее. Это от ваших улыбок засияло солнце, оно согрело нас своим теплом. Когда вы улыбаетесь, у вас счастливые и добрые лица. А значит, сюда пришли замечательные дети.

Хорошо или плохо, что все мы разные? Но у всех нас есть общее, а что именно, вы узнаете, если отгадаете кроссворд.

Заранее к мероприятию вам надо было найти ответы и прочитать ключевое слово нашей игровой программы, которую мы с вами и проведём.
игровое мероприятие по правам ребенка

Фамилия польского профессора, который разработал Конвенцию о правах ребёнка (Лопатко).

Документ, содержащий рекомендации, советы по какой-либо проблеме (Декларация).

Город, где находится штаб квартира ООН (Вашингтон).

Документ, имеющий обязательную силу для государств, которые его подписали (Конвенция).

Документ, который содержит обязательные для всех нормы (правила). Получили ключевое слово (хором «права»).

Значит, о чём сегодня мы будем говорить? Сформулируйте тему занятия.

Отгадайте анаграммы и определите, о чём ещё пойдёт речь на нашей игровой программе.

Р Б О А З О А В И Н Е.

Сформулируйте тему. «Дети имеют право на …». Где записаны права детей?

Конвенция ООН о правах ребёнка принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года. Вступила в силу 2 сентября 1990 года.

Основная идея Конвенции – наилучшее обеспечение интересов ребёнка

На территории нашей страны Конвенция о правах ребёнка вступила в силу 15 сентября 1990 года

Четыре общих принципа Конвенции

Недискриминация (статья 2)

Взгляды ребёнка (статья 12)

Наилучшее обеспечение интересов ребенка (статья 3)

Право на жизнь, выживание и развитие (статья 6)

Выберите капитана команды и получите первые задания. Капитаны подходят к столу и вытягивают задания для своей группы.

Придумайте слоганы на тему «право»

Составить слоганы, используя следующие слова: знать, пять

Свои права я должен знать

Обязательно на «пять»!

Составить слоганы, используя следующие слова: разрушение, решение

Сохраним планету нашу мы от разрушения.

2. Игра «Разрешается – запрещается»

Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается».

Я буду говорить о каком-то праве, а вы – находить соответствующий ему знак и отвечать: «Разрешается или запрещается» хором.

игровое мероприятие по правам ребенкаигровое мероприятие по правам ребенкаигровое мероприятие по правам ребенкаигровое мероприятие по правам ребенка

игровое мероприятие по правам ребенкаигровое мероприятие по правам ребенкаигровое мероприятие по правам ребенкаигровое мероприятие по правам ребенка

Посмотри на этот знак:

Человек поднял флаг.

Слушать мнение ребёнка

Вот в углу стоит мальчонка,

Бить, наказывать ребёнка

С мамой дети должны жить,

Ей цветы всегда дарить –

Эта грань обозначает:

Мать с ребёнком разлучают.

Рисовать и петь, учиться,

Если заболел – лечиться.

Этот трудится ребёнок,

Мало у него силёнок,

В детстве тяжкая работа

Вместе дружно в мире жить,

С разными детьми дружить –

Этот слабый горбит спину,

Пред сильным преклоняется.

Быть рабом у господина

4. Конкурс «Какие права нарушены?»

Детям предлагаются тексты сказок, необходимо обсудить их в группах и определить, какие права героев нарушены.

1. Красная Шапочка
— Бабушка, почему у тебя такие большие уши?
— Чтобы слышать тебя, внученька.
— Бабушка, почему у тебя такие большие зубы?
— А это для того, чтобы съесть такую любопытную девчонку, как ты! – воскликнул волк и съел Красную Шапочку.

2. Буратино
Владельцем этого театра был Карабас-Барабас. Он заставлял бедных кукол играть в своём театре и бил их, если они не соглашались. А днём подвешивал их на крючок в стене, чтобы они не убежали.

3. Муха Цокотуха
А злодей-то не шутит,
Руки-ноги он Мухе верёвками крутит,
Зубы острые
В самое сердце вонзает
И кровь у нее выпивает

4. Сказка о царе Салтане…
И привёз гонец хмельной
В тот же день приказ такой:
Царь велит своим боярам,
Времени не тратя даром,
И царицу и приплод
Тайно бросить в бездну вод…
И царицу в тот же час
В бочку с сыном посадили,
Засмолили, покатили
И пустили в Окиян…

5. Музыкальная физминутка.

Под музыку мы будем выполнять различные движения, но, отдыхая, вы должны будете внимательно слушать отрывки из песен. После физминутки вы ответите на такой вопрос: «На какие права указывает каждая из песен?». Каждый, кто правильно ответит, получит жетон и таким образом пополнит их количество для своей команды.

1. «Учат в школе» (право на образование)

2. «Тяп – ляп» (право на труд)

3. «Песенка о лете» (право на отдых)

4. Песня бременских музыкантов «Ничего на свете лучше нету. » ( Право на свободу передвижения).

6. Конкурс «Перевёртыши» (по 1-2 балла за каждую сказку, если правильно указаны название и права)

Участники получают листы с перевёртышами названий сказок. Необходимо разгадать название сказки и назвать права, которые нарушают герои этого литературного произведения.

1.Петух одноцветный (Курочка Ряба)

2.Жёлтая шляпка (Красная шапочка)

3.Замарашка и семь великанов (Белоснежка и семь гномов)

4.Пёс без ботинок (Кот в сапогах)

2.Серебряный замок (Золотой ключик)

7. Конкурс «Пантомима»

Команда должна без слов изобразить для другой команды то право, которое написано на карточке, а участники второй команды должны отгадать его.

1.Право на образование

7. Конкурс «Права в картинках»

Рассмотрите иллюстрации и установите соответствие (соотнесите название права с картинками) См. Приложение 3.

8. Выполнение теста. Приложение 4.

9. Знакомство с пословицами о правах

1. Поступать по праву, а не действовать силой.

2. Под защитой права никто не бывает обманут.

3. Чтобы страна могла жить, нужно, чтобы жили права.

— Как понимаете первую пословицу?

КТД (моделирование дерева дружбы)

Каждый человек всю свою жизнь должен знать и соблюдать Права человека. У нас появилась возможность изучать их, знать и соблюдать.

Давайте укроем наш мир от зла, ненависти, грубости, правонарушений. Это будут наши ладошки. Возьмите цветной лист бумаги, обведите свою ладонь, вырежьте. В центре ладони напишите свое имя, а на пальчиках – самые важные, по вашему мнению, права человека. Готовые ладошки прикрепите к нашему глобусу.

11. Домашнее задание: просмотреть видеоролики о правах человека

Видеоролики (ссылки): (можно использовать на классных часах для обсуждения)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *