игровые формы работы с детьми в библиотеке
Игровые формы работы с детьми в библиотеке
Автор: Чернова Инна Анатольевна
Населенный пункт: Тамбовская область, Тамбов
Культурно-просветительская функция центра, направленная на развитие уровня общей культуры и образования пользователя, повышение его умственного и духовного потенциала, реализовывается за счет проведения мероприятий соответствующей направленности. Игровая деятельность занимает важное место в проведении наших мероприятий, помогая школьникам усваивать и закреплять знания. Задачей современного образования является формирование сильной личности, которая может сама развивать стратегию своего поведения, реализовывать планы, делать правильный выбор и нести ответственность за свои действия. Развитию этих качеств во многом способствуют мероприятия, в которых используется технология игры. Мультимедийное сопровождение – одно из важных элементов, позволяющее услышать информацию и погрузиться в определённую тематику визуально. Наш центр обладает всеми необходимыми ресурсами для проведения ярких, запоминающихся событий, что немаловажно для восприятия учащихся.
Игра – это не развлечение, а деятельность, в которой лучше усваивается и воспроизводится социальный опыт, в данном процессе совершенствуется личность ученика; игра − один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. [1]
В библиотеке большой популярностью пользуются игровые интерактивные технологии, когда в мероприятия вносится элемент игры. Особенно это касается массового обслуживания детей. Насыщенными игровыми формами могут быть литературные игры: викторины, путешествия, конкурсы, игры по сценариям известных телеигр (брейн-ринги, КВНы), аукционы, лото и т. д. Все перечисленные формы включают творческие задания, обучающие и образовательные игры, вопросы-размышления. Главное условие – участники должны не только закрепить старый изученный материал, но и узнать что-то новое. [2]
Так на основе игровой деятельности, сотрудниками ИБЦ МАОУ СОШ № 1 – «Школа Сколково – Тамбов», проводились мероприятия разных тематик и направленности.
К примеру, во время брейн-ринга «Исторический калейдоскоп Тамбова» учащиеся более подробно ознакомились с некоторыми событиями и достопримечательностями родного края, и поделились своими знаниями. Показали хорошие результаты по знаниям истории родного края. Подобные мероприятия являются стимулом к изучению литературы о родном крае, расширению знаний по краеведению и истории.
Аналогичный брейн-ринг «Слово о полку Игореве». В основу сюжета, которого легли события 1185 года, описанные в известном памятнике литературы Древней Руси «Слово о полку Игореве» были с легкостью пройдены девятиклассниками. Учащиеся смогли приобщиться к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры XII века, выступить в роли чтецов, поработать в команде, посоревноваться в умении быстро и четко находить ответы на поставленные вопросы. [3]
Проведен аукцион знаний «Ключ познаний». Во время аукциона были раскрыты вопросы, касающиеся жизни и творчества двух таких разных, но таких любимых писателей: А.К. Толстого, русского поэта, писателя, драматурга и выдающегося поэта, драматурга, переводчика и литературного критика С.Я. Маршака. Учащиеся смогли «расплатиться» своими накопленными знаниями, отвечая на вопросы игры-соревнования, и получить жетоны за правильные ответы. [3]
Игра «Литературный марафон» организована для школьников 5-х классов. Учащиеся вспомнили русские народные сказки, скороговорки, пословицы, загадки, а также поделились друг с другом своими знаниями о тамбовских достопримечательностях и памятниках культуры. Чтобы прийти к финишу первым, ребятам пришлось приложить немало усилий.
Веселым и сплоченным стало литературное ассорти «Читает мама! Читаю я! Читают все!», проведенное в рамках всероссийского проекта «Читающая мама – читающая страна». В уютной обстановке центра собрались родители, дети и бабушки. Здесь все присутствующие смогли поучаствовать в викторине, обсудить и поделиться впечатлениями о любимых книгах. Желающие воспользовались возможностью взять книгу с собой и почитать ее всей семьей.
По творчеству Астрид Линдгрен был проведен квест «Мастерская сказок» для учеников 5-х классов. Ребята совершили виртуальную экскурсию в парк развлечений «Мир сказок Астрид Линдгрен», погрузившись в обстановку героев произведений. После чего, разделившись на 2 команды принялись активно разыскивать и выполнять подготовленные задания. Здесь предстояло пройти несколько этапов: ответить правильно на вопросы, расшифровать слова подсказки, разгадать кроссворд, определить кому из героев принадлежат «телеграммы». В ходе мероприятия участники показали, что читают произведения Линдгрен, поэтому затруднений в прохождении этапов квеста не возникло. В заключении встречи был показан отрывок из мультипликационного фильма «Малыш и Карлсон».
Центр отметил и день рождения французского писателя-сказочника Шарля Перро, проведя литературный квест по его сказкам «Мир Перро». Писатель придумывал необыкновенные истории и невероятные приключения, в которых участвовали и добрые феи, и злые ведьмы, и прекрасные принцессы, и простые добродушные девушки. И вот уже многие – многие годы эти героини знакомы людям всего мира. Учащиеся 4 класса прошли станции квеста по импровизированной карте, с жадностью ответили на все вопросы, пересказали любимые сказки, раскрыли скрытые замыслы их автора и просто поделились впечатлениями от прочитанных историй. [3]
К Дню Победы прошла интеллектуальная игра «Знаток Великой Отечественной войны», для учащихся 8 классов. В ходе игры ребятам было предложено пройти тестирование, которое показало «Знатоков» истории. Убедиться в правильности своих ответов и уточнить знания о великих, скорбных и героических событиях войны 1941 – 1945 гг школьникам помог просмотр познавательного документального фильма, отражающий основные этапы войны. Таким образом, сотрудники центра постарались, чтобы ученики смогли осмыслить историческое значение победы русского народа в Великой Отечественной войне.
В день рождения великого писателя, Александра Сергеевича Пушкина прошел блиц-турнир по сказкам. Воспитанники лагеря дневного пребывания «Радуга» с увлечением пересказывали сказки автора, отмечая наиболее понравившиеся сюжеты. Активно отвечали на поставленные вопросы игры и конечно же, не обошлось без прочтения любимых стихов.
Таким образом, игровые формы проводимых мероприятий являются эффективным средством для развития личности. Игра адаптирует образовательный процесс в более легкую форму деятельности, увлекая школьников с разным темпом работы и уровнем владения материала. Преимущества таких форм работы заключается в том, что игра проходит в неформальной обстановке, это дает учащимся немного расслабиться и возможность проявить себя с нестандартной стороны. Во время проведения всех этих мероприятий ученики нашей школы активно принимали участие в игровой деятельности. Они с удовольствием отвечали на вопросы, проходя этап за этапом. В процессе таких образовательных событий, участники не только получают новую информацию, но и более эффективно усваивают материал, приобретают навыки работы в команде, получают позитивные эмоции, повышая интерес к познанию. Занимательные игры заканчивались подведением итогов, награждением победителей и желанием читать все больше и больше!
Игровые формы библиотечных мероприятий
Для детей игра – сфера их социального творчества, полигон общественного и творческого самовыражения. Игра – это поиск себя в коллективе, обществе, человечестве, выход на социальный опыт, культуру, повторение социальной практики, доступной пониманию.
Игровые элементы рекомендуется использовать в различных мероприятиях, проводимых для детей, чтобы создать эмоциональный настрой на восприятие новой информации, развить умение строить диалог, способствовать формированию образного представления о предмете.
Игра-минутка – игровой элемент тематической беседы или урока для переключения внимания детей младшего возраста, отдыха, поддержания их интереса.
Ситуационная игра – это моделирование практических ситуаций, сочетание элемента игры с определенными знаниями, носит импровизационный характер. Такие игры можно применять для закрепления правовых знаний среди подростков.
Творческие сюжетно-ролевые игры – это не просто развлекательный прием. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом и является способом организации познавательного материала. Такие игры можно применять для закрепления полученных знаний или как психологические тренинги для подростков.
Вид читательской конференции – литературный суд. Это сюжетно-ролевая игра, имитирующая судебное заседание. Участники распределяют роли судьи, защитника, прокурора, судебных заседателей, потерпевших, обвиняемых и свидетелей. Подсудимым может быть какой-либо литературный герой.
Вид читательской конференции – пресс-конференция – сюжетно-ролевая игра. Участники распределяют между собой роли представителей прессы и специалистов, которые отвечают на вопросы.
Книга-поиск
Книгопоказ
Коктейль
Коллаж
Компас литературный
Компетентное мнение
Композиция
Конкурс
Конкурс виртуозной критики
Конкурс читающих семей
Консультация
Конференция
Конфетти новогоднее
Концерт сказочный
Копилка опыта (форма производственной учебы)
Королевство библиографическое
Креатив-проект
Креатив-лаборатория
Крестики-нолики литературные
Круглый стол
Кружок
Искушение книгой
Искушение литературное
Испытание
Исторические виражи
Кабачок
Кабинет литературный
Кадр книжный
Каламбур литературный
Конструктор книжный
Казино
Календарь
Калейдоскоп рекомендаций
Капустник
Караван (впечатлений; историй; книг)
Карнавал (идей; книг)
Каскад литературных удовольствий
Кафе литературное
Качели дискуссионные (обсуждение двумя командами какой-либо проблемы, вопроса)
Классный час
Клип-обзор
Клуб
Клуб веселых и находчивых
Клуб веселых и начитанных
Клуб любителей чего-либо
Клуб семейного чтения
Игры-путешествия. Все они совершаются в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями. Участники игры пишут дневники, письма «с мест», собирают разнообразный материал познавательного характера. Отличительная черта этих игр – активность воображения. Предварительно дети должны изучить по определенной теме книги, карты, справочники и т.д.
Использование кукол и кукольных инсценировок в продвижении книги и чтения.
Кукольный театр в детской библиотеке выступает как игровая форма библиотечной работы, объединяющая театр – куклу – книгу. Во время спектакля библиотекарь, заинтересовав малышей куклами, должен затем переключить их внимание на книгу и чтение. С помощью кукол можно эмоциональнее, нагляднее, доходчивее рассказать о писателе, о его творчестве, рекомендовать книги.
Сначала можно использовать в качестве игрового элемента только одну куклу, которая будет главным героем в мероприятиях на различные темы, и, возможно, станет визитной карточкой вашего библиотечного театра. Потом можно организовать театр книги и показывать инсценировки детских произведений и сказок.
Дидактические (дисконтактные) игры – это игры с готовыми правилами. Сюда можно отнести такие развивающие игры: кроссворды, заочные викторины, головоломки, библиографические пазлы, мозаики, лото, домино. Оперировать вложенными в игру знаниями ребенок учится непреднамеренно, непроизвольно, играя, без видимого участия взрослого. Лучшие дидактические игры составлены по принципу самообучения, т.е. так, что они сами направляют детей на овладение знаниями и умениями.
В детской библиотеке могут быть библиографические пособия в форме предметных игрушек (из бумаги, глины, лоскутков и других материалов), а так же в форме книг-игрушек различной конструкции.
Марафон культурных событий
Другие формы мероприятий
Книжный аукцион – каждый участник представляет по одной ранее прочитанной книге так, что бы у присутствующих появилось желание её прочесть. Выигрывает тот, кто набрал больше голосов участников.
Литературный карнавал. Карнавал – это массовое народное гулянье с переодеваниями, театрализованными представлениями. В библиотеке можно провести карнавал литературных героев или карнавал литературных произведений, где каждое литературное произведение зрелищно презентуется.
Книжные жмурки. Библиотекарь предлагает детям взять книги для прочтения домой из специальной подборки: книги обернуты плотной бумагой, и читатель не видит, какую книгу выбирает. За смелость – получает приз. При возврате книги рекомендуется побеседовать с ребенком о прочитанном. Эта форма работы позволяет оживить интерес читателей к хорошим, но незаслуженно забытым книгам.
Фольклорные посиделки – форма знакомства детей с устным народным творчеством, с художественной творческой деятельностью народа, отражающей его жизнь, воззрения, идеалы. Народное творчество, зародившееся в глубокой древности — историческая основа всей мировой художественной культуры, источник национальных традиций, выразитель народного самосознания. Каких только песен, сказок, преданий, былин, пословиц не создали они! Радости и печали, надежды и ожидания, мечты о счастье – все отразилось в этом творчестве.
Экран прочитанных книг отслеживает динамику чтения детей. На стенд-экран, рядом с изображением рекомендуемых книг, дети прикрепляют свою фотографию после ее прочтения.
Ток-шоу. Дословный перевод с английского обозначает «разговорное зрелище». И в этом толковании заключено главное жанровое отличие ток-шоу от диспута – динамизм, зрелищноcть. Ведущий ток-шоу приглашает интересных людей, направляет разговор, подводит к главным выводам, обобщает высказывания. Технически оснащенные библиотеки могут использовать для интерактива систему WebChat. После того как вы зададите своим гостям заготовленные вопросы, можете открыть канал для вопросов удаленных пользователей. Например: «Книга и чтение – путь к успеху».
Книжное дефиле. Эта форма мероприятия позволяет привлечь внимание юношества к художественной литературе и проходит совместно с домом моды или молодым модельером-дизайнером. Модели для книжного дефиле подбираются под впечатлением