игры для обучения счету 4 года

Математические игры для детей 3–4 лет

игры для обучения счету 4 года Степанова Валентина
Математические игры для детей 3–4 лет

Интересные математические игры направлены на обучение вашего малыша основам математике. Данные игры развивают у детей наглядно-образное мышление, учат сравнивать, знакомят с количественным составом числа, предложенные игры знакомят детей с цифрами и их цифровыми обозначениями, учат решать простейшие математические задачи.

«Кто ходит в гости по утрам»

Игра на составление множества из двух подмножеств, на закрепление понятии «один», «много», «ни одного»

Необходимый инвентарь: сюжетные игрушки,кружочки двух цветов: красного и желтого.

Как играем: «Кто ходит в гости по утрам, тот поступает мудро, тарам-парам, тарам-парам, на то оно и утро». Поиграйте с игрушками, скажите, что к нам утром пришли гости и нужно угостить их яблоками (кружочками).На тарелке лежат яблоки: сколько их? (Много.) А гостей? (Мало.)Раздайте сначала желтые яблоки и спросите: «Сколько еще яблок осталось?» (Много.) «Каких?» (Красных.) Раздайте и их тоже. «Сколько яблок на тарелке?» (Ни одного не осталось.) «Сколько яблок дали каждому гостю? (По одному.) «Сколько желтых, красных яблок?» (Много). «Сколько всего яблок?» (Яблок много, среди них есть и красные, и желтые.)

Закрепляем: если вы на кухне моете яблоки, предложите разложить их в тарелки по цветам. Отметьте, что яблок много, но среди них есть много, например, яблок зеленых и желтых (множество яблок состоит из подмножества желтых и зеленых).

Убирая игрушки в коробку, задавайте те же вопросы.

Внимание: А что такое мало, как его определить?Посмейтесь с ребенком: если конфеты вкусные, мы говорим, что их мало. Получается, что «мало» — понятие относительное.

Поиграйте в игру «Один — много». «Каких предметов много на кухне?» (Тарелок, ложек.) «А один предмет?» (Ваза, картина и т. д.)В ванной: одно зеркало, ванна, коврик, много тюбиков с шампунем, полотенец и т. д.На улице: много домов, листьев и т. д.

Игра учит пользоваться опосредованным множеством; развивает наглядно-образное мышление.

Необходимый инвентарь: пальто с петлями для пуговиц, пуговицы, кружочки или фишки.

Как играем: как купить нужное количество пуговиц, если ребенок еще не умеет считать? Очень просто!Обыграйте эту ситуацию: пусть малыш положит фишки на петельки пальто, затем соберет их и попросит «продавца» в магазине (взрослого): «Дайте мне столько же пуговиц, сколько у меня фишек». «Продавец» подкладывает каждую фишку к пуговице и считает, сколько пуговиц нужно продать. А «покупатель» дома должен проверить, хватило ли ему пуговиц, не ошибся ли он? Поменяйтесь ролями.

Закрепляем: на листе бумаги наклейте или нарисуйте две группы геометрических фигур — одну под другой. Отметьте, чего больше, меньше или поровну. Фантазируйте вместе с ребенком, придумывайте, чем могут быть фигурки, сравнивайте бабочек и цветочки, гусениц и листочки и т. п.

Усложняем: от каждой верхней фигуры проведите дорожку к нижней фигуре — это знак равенства (сам знак можно не называть).

Игра закрепляет ужение сравнивать две группы предметов

Необходимый инвентарь: пуговицы разного цвета, размера и формы.

Как играем: у всех дома есть пуговицы. С их помощью можно придумать самые разные игры. Положить, например, вверх круглые пуговицы (они могут быть разного цвета и размера, а вниз под них — квадратные. Поровну ли их, каких больше, меньше? Или положить вверх красные круглые пуговицы, а вниз синие квадратные.

Закрепляем: считать можно листочки,камешки: на улице, на реке.

«Где обедал воробей?»

Игра помогает ребенку понять, что Величина — понятие относительное

Необходимый инвентарь: вырезанные из любых книжек, журналов слон, волк, медведь, заяц, еж, по масштабу они должны быть пропорциональны своему реальному размеру, пять квадратов — «клеток» для животных соответствующего разного размера.

Как играем: покажите ребенку картинки медведя, волка и зайца, выясните, кто из животных самый большой, кто маленький, какой поменьше и т. п. Их нужно посадить в клетки соответствующего размера.

В зоопарк привезли слона. Ему нужно отвести самую большую клетку. Отметьте, что самым большим был медведь, а теперь стал слон. Затем в зоопарк привезли самого маленького животного — ежа. Обратите внимание на то,как изменилось соотношение величин: самым маленьким был заяц, теперь еж. Еще раз сравните, кто самый большой, кто поменьше и т. д.

Закрепляем:сравните обувь по размеру: мамину, папину, обувь ребенка и кукольную.Меняйтесь ролями: ребенок спрашивает, а вы показываете.Сравнивайте все что угодно: одежду, мебель. Не забудьте про посуду на кухне. А если сравнить арбуз и редиску?А кто больше: великан или дядя Степа?А кто меньше: Дюймовочка или гномики, а может, Мальчик-с-пальчик? На улице сравнивайте по высоте дома, деревья и т. д. Это развивает глазомер.

Первые шаги в математике

Игра учит сравнивать две группы предметов

Необходимый инвентарь: куклы или другие игрушки, чашки.

Как играем: посадите пять игрушек и поставьте перед ними четыре чашки. «Сейчас угостим их чаем. А почему одна игрушка заплакала? Как ей помочь?».

Закрепляем: в дальнейшем можно доводить количество игрушек до 10.

Усложняем: сравнивать количество предметов можно на глаз — реальные предметы в комнате, например, бокалы и чашки и т. п. Чего больше, меньше? Если ребенок затрудняется, протяните веревочки или положите палочки от одного предмета к другому (это знак равенства).

Игра знакомит ребенка с количественным составом числа из единиц

Необходимый инвентарь: цветные карандаши разного цвета.

Как играем: положите карандаш на стол, обратите внимание на то, что он один — красный. Справа от него положите еще один, но другого цвета.Теперь их два: один красного цвета, другой зеленого. Значит, число два состоит из двух единиц. Положите еще один карандаш, например, желтого цвета. Проговорите, что число три состоит из трех единиц. Аналогично доведите счет до 5-10. Вспомните сказку про Козленка, который умел считать до 10. Как он спас животных.Подчеркните: «Как хорошо уметь считать!». А как думает ваш ребенок? А если всех, кого спас Козленок, изобразить в виде кружочков? Наклеить их и посчитать, то получится, что ваш ребенок спасает героев сказки. Похвалите его.

Закрепляем: поиграйте в игру «Угадай-ка». Из скольких единиц состоит число 3, 4? Показывайте цифры, если ребенок знает их.Возьмите в следующий раз разные игрушки: машинку, ежа, собаку, зайца и т. д. Число четыре состоит из четырех единиц (один еж, одна машинка, одна собака, один заяц). Посчитайте слева направо и наоборот, подчеркните, что количество от этого не изменится. А если игрушки поставить в круг, как же запомнить, от какой начали считать?

Меняйтесь ролями. Постоянно поощряйте ребенка.

Игра знакомит детей с цифрами

Необходимый инвентарь: два зайца, две морковки, цифры 1 и 2.

Как играем: возьмите из коробки с игрушками двух зайчиков или другие игрушки и расскажите историю про их дружбу. Про то, как однажды им принесли посылки. В одной коробке лежала одна морковка, а в другой — две. Почему же их не поровну? Выясните, что на одной коробке нарисована цифра «1», поэтому в коробке одна морковка, на другой — цифра «2», поэтому в ней две морковки. Познакомьте детей с этими цифрами. Не забудьте уравнять подарки для зайчиков, чтобы не обидеть их.

Закрепляем: так можно познакомить и с другими цифрами (до 10).

Напишите эти цифры в тетради. А еще можно вылепить их из пластилина.

Игра учит соотносить количество предметов с их цифровым обозначением

Необходимый инвентарь: карточки с цифрами, предметные картинки или игрушки, Мудрая Сова (игрушечная или нарисованная).

Как играем: скажите ребенку, что к вам в гости будет приходить Мудрая Сова. Сегодня она принесла картинки и к ним карточки с цифрами от 1 до 5. Покажите картинку, на которой нарисовано, например, четыре машинки. Пусть ребенок найдет карточку с цифрой «4». Аналогично обыграйте и остальные картинки. Справится ли ребенок сам, без помощи Совы? Похвалите его за старание.

Закрепляем: играем наоборот — вы показываете карточку с цифрой «3», а ребенок должен подать картинку, на которой нарисовано три яблока, и т. п.Меняйтесь ролями: ребенок показывает карточки с цифрами, а вы ищете нужную картинку. А может, ему поможет Мудрая Сова?

Играем на кухне в игру «Вкусные цифры». Берем три мандарина и находим карточку с цифрой «3» и т. п. Не забывайте приглашать Мудрую Сову — пусть полакомится.

А если прикрепить цифру «1» на холодильник, а цифру «2» на шторы? А остальные? Подумайте. Разрешите ребенку это сделать. Если у него возник интерес к цифрам, он будет рад наклеить их на все, что найдет, а вы?

Игра знакомит с порядковым счетом Необходимый инвентарь: игрушки.

Как играем: поставьте на столе в ряд игрушки. Скажите, что к вам опять пришла в гости Мудрая Сова. Она поиграет с вами в игру. Нужно правильно ответить, кто стоит на первом (втором и т. д.) месте. Считаем слева направо. «Кто стоит между зайцем и медведем?»«Тут стоит белка. Она вторая» и т. д. Обратите внимание на то, что если игрушки считать справа налево, то те игрушки, которые были первыми, станут последними.

Закрепляем: игрушки можно ставить друг за другом — паровозиком. Вы все дома? Поиграйте в паровозик.Кто будет первым: мама, папа? Решать ребенку. Обязательно обращайте внимание на то, откуда ведется счет.

Выясните, кто стоит на втором месте — мама или бабушка, а кто на третьем? А если паровозом станет последний вагон? Изменится ли порядковый счет?

Вы заняты на кухне?Поиграйте в эту игру на новый лад: поставьте на стол разную посуду — тарелку, Чашку, ложку и т. д. Спрашивайте, что стоит на первом, втором, третьем месте. Меняйте местами посуду. Теперь они и по счету другие.

Внимание: количественный состав — это состав из единиц, он не меняется. А порядковый состав может меняться, если считать в другом направлении. Не перепутайте!

Паровозик из Ромашково

Игра знакомит с порядковым счетом

Необходимый инвентарь: стулья.

Как играем: поставьте стулья друг за другом – это паровозик из Ромашкова. Пригласите детей или взрослых поиграть вместе с вами.Можно спеть песенку Паровозика из этого мультипликационного фильма:

Проехал мост мой веселый паровоз;

Он сейчас притормозит,

На посадку пригласит.

«Эй, друзья, сюда скорей!

Не толкайтесь у дверей

Не мяукайте, не лайте,

Быстро место занимайте».

Куда едем?А хоть куда: в зоопарк, на дачу и т. д. Но обязательно обыграйте.

Закрепляем: ехать могут и игрушки, машинист — ребенок.

Усложняем: если ребенок умеет считать, наклейте на стульчики их порядковые номера.

Игра учит решать простейшие задачи

Необходимый инвентарь: ваза с фруктами.

Как играем:скажите ребенку: «У нас в вазе лежат два яблока, одно я отдам тебе. Сколько яблок останется? Почему их станет меньше?». Обязательно все покажите на наглядном примере. «А как сделать, чтобы их стало больше?» — Ребенок должен положить в вазу одно яблоко. Придумывайте аналогичные задачи про все, что у вас есть под рукой.Используйте любую ситуацию для этого: вы купили ребенку новые шорты, третьи по счету? Спросите,например: «Сколько шорт у тебя теперь стало?». Отметьте, что если мы отнимаем, то говорим «осталось», если прибавляем, говорим «стало».

Закрепляем: на улице вы увидели сидящих детей, один ушел. Предложите придумать про них задачу и решить ее. Если ребенок знает цифры, то можно ее записать.

Усложняем: ребенок должен сам придумать устную задачу, а вы решите ее и обязательно ошибитесь. Доставьте ребенку удовольствие вас поправить.

Задачи Мудрой Совы

Игра учит решать простейшие задачи на сложение,вычитание: прибавить, отнять 2; формирует наглядно — образное мышление

Необходимый инвентарь: тетрадь, карандаш, мелкие предметы.

Как играем: сегодня Мудрая Сова будет учить решать задачи. Положите перед ребенком слева два красных кружочка и два синих, а справа два синих. Скажите, что это заколдованные лесные жители. Предложите придумать про них задачу.Пусть ребенок фантазирует: красными кружочками могут быть и белочки, и листочки. Если ребенок не справляется, то Мудрая Сова придет на помощь.Расскажите ей стихотворение:

Совушка-сова, большая голова,

На суку сидела, головой вертела…

Закрепляем: играем наоборот. Ребенок раскладывает кружочки, квадратики, а вы решаете задачи. А если вы долго ждете электричку и у вас есть мел? Или вы стираете в ванной, а ребенок помогает мыть игрушки? Придумайте вместе с ребенком задачу про них. Так вы подготовите своего математика к школе.

Сказочная математика

Игра закрепляет умение считать (количественный, порядковый счет)

Необходимый инвентарь: книжки сказок с картинками.

Как играем: вспомните сказки «Теремок», «Колобок», «Репка». Предложите посчитать, сколько героев сказки тянули репку, встретили Колобка, жили в теремке. А если персонажей «Теремка» сравнить по росту, по величине? Кто самый большой, маленький? Кто меньше медведя, но больше зайки? И т. д. А если их «превратить» в кружочки, наклеить в тетрадь и подписать под ними цифры?Например: мышка — серый кружочек, лягушка — зеленый, зайка — белый, волчок — большой серый кружок.

Закрепляем: вспомните сказки В. Сутеева «Разные колеса» и «Под грибом». Как могли звери спрятаться под грибом, что с ним произошло? Почему не катилась телега в сказке «Разные колеса»? (Колеса были разного размера.) А если все сказки зарисовать? Получится целая Страна сказочной математики.

В снег упал Сережка,

А потом упал Игнат.

Сколько на снегу ребят?

Хозяйка однажды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку, капусту, морковку,

Горох, петрушку и свеклу — ох***

(Сколько овощей принесла хозяйка)

Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку*

(Сколько предметов дама сдавала в багаж)

По утрам у Айболита,

Тигры, выдры и бобры.

(Сколько разных зверей вылечил Айболит)

игры для обучения счету 4 годаДидактическая настольно-печатная игра «Математические пазлы: Народные промыслы» для детей старшего дошкольного возраста Дидактическая, настольно-печатная игра «Математические пазлы: Народные промыслы» для детей старшего дошкольного возраста. Цель: Развитие.

игры для обучения счету 4 годаМатематические игры для мальчиков Приближается праздник 23 февраля, и я предлагаю вашему вниманию игры с математическим содержанием, в которые с удовольствием играют мальчишки.

игры для обучения счету 4 годаМатематические игры и игровые упражнения для старших дошкольников «Ручеёк» Цель:Закрепление состава числа Игра проводится с цифрой 7, 8,9,10 Игровой материал:набор цифр от 1 до 10 на каждого ребёнка. Ведущий.

игры для обучения счету 4 годаМатематические игры по сказке «Путешествие Нильса с дикими гусями» Уважаемые коллеги! Совсем недавно я обращалась за советом и помощью к Наташе Поповой. Просила ее придумать игру в стихах для развлечения.

игры для обучения счету 4 годаМатематические игры с макетом «Дерево» и пособием «Голодный поросенок» Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию две развивающие игры для математического уголка. Игра «Голодный поросенок». Эта игра сделана.

игры для обучения счету 4 годаМатематические игры спортивного содержания Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию математические игры спортивного содержания. Игра №1. «Футбол». Цель. Развивать внимание, умение.

Математические задачи для детей в стихотворной форме 1. Как-то стал считать я звёзды,насчитал всего лишь семь, вдруг одна звезда исчезла и пропала насовсем, сколько в небе светит звёзд,у кого.

игры для обучения счету 4 годаМатематические задания для детей седьмого года жизни Скопируй Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Задание для детей. Нарисуйте точки и картинки с правой.

Сказочные, математические задачки для детей в стихотворной форме. И вновь вашему вниманию предлагаю задачки в стихотворной форме, которые очень нравятся детям. 1. В гости к Красной шапочке зверята все пришли,.

Источник

Математические игры для детей 3, 4 лет

Инте­рес­ные мате­ма­ти­че­ские игры направ­лены на обу­че­ние вашего малыша осно­вам мате­ма­тике. Дан­ные игры раз­ви­вают у детей наглядно-образ­ное мыш­ле­ние, учат срав­ни­вать, зна­ко­мят с коли­че­ствен­ным соста­вом числа, пред­ло­жен­ные игры зна­ко­мят детей с циф­рами и их циф­ро­выми обо­зна­че­ни­ями, учат решать про­стей­шие мате­ма­ти­че­ские задачи.

«Кто ходит в гости по утрам»

Игра на состав­ле­ние мно­же­ства из двух под­мно­жеств, на закреп­ле­ние поня­тии «один», «много», «ни одного»

Необ­хо­ди­мый инвен­тарь: сюжет­ные игрушки, кру­жочки двух цве­тов: крас­ного и желтого.

◈ Как играем: «Кто ходит в гости по утрам, тот посту­пает мудро, тарам-парам, тарам-парам, на то оно и утро». Поиг­райте с игруш­ками, ска­жите, что к нам утром при­шли гости и нужно уго­стить их ябло­ками (кру­жоч­ками). На тарелке лежат яблоки: сколько их? (Много.) А гостей? (Мало.) Раз­дайте сна­чала жел­тые яблоки и спро­сите: «Сколько еще яблок оста­лось?» (Много.) «Каких?» (Крас­ных.) Раз­дайте и их тоже. «Сколько яблок на тарелке?» (Ни одного не оста­лось.) «Сколько яблок дали каж­дому гостю? (По одному.) «Сколько жел­тых, крас­ных яблок?» (Много). «Сколько всего яблок?» (Яблок много, среди них есть и крас­ные, и желтые.)

◈ Закреп­ляем: если вы на кухне моете яблоки, пред­ло­жите раз­ло­жить их в тарелки по цве­там. Отметьте, что яблок много, но среди них есть много, напри­мер, яблок зеле­ных и жел­тых (мно­же­ство яблок состоит из под­мно­же­ства жел­тых и зеленых).

◈ Уби­рая игрушки в коробку, зада­вайте те же вопросы.

➣ Вни­ма­ние: А что такое мало, как его опре­де­лить? Посмей­тесь с ребен­ком: если кон­феты вкус­ные, мы гово­рим, что их мало. Полу­ча­ется, что «мало» — поня­тие относительное.

◈ Поиг­райте в игру «Один — много». «Каких пред­ме­тов много на кухне?» (Таре­лок, ложек.) «А один пред­мет?» (Ваза, кар­тина и т. д.) В ван­ной: одно зер­кало, ванна, ков­рик, много тюби­ков с шам­пу­нем, поло­те­нец и т. д. На улице: много домов, листьев и т. д.

Покупатель пуговиц

Игра учит поль­зо­ваться опо­сре­до­ван­ным мно­же­ством; раз­ви­вает наглядно-образ­ное мышление.

Необ­хо­ди­мый инвен­тарь: пальто с пет­лями для пуго­виц, пуго­вицы, кру­жочки или фишки.

◈ Как играем: как купить нуж­ное коли­че­ство пуго­виц, если ребе­нок еще не умеет счи­тать? Очень про­сто! Обыг­райте эту ситу­а­цию: пусть малыш поло­жит фишки на петельки пальто, затем собе­рет их и попро­сит «про­давца» в мага­зине (взрос­лого): «Дайте мне столько же пуго­виц, сколько у меня фишек». «Про­да­вец» под­кла­ды­вает каж­дую фишку к пуго­вице и счи­тает, сколько пуго­виц нужно про­дать. А «поку­па­тель» дома дол­жен про­ве­рить, хва­тило ли ему пуго­виц, не ошибся ли он? Поме­няй­тесь ролями.

◈ Закреп­ляем: на листе бумаги наклейте или нари­суйте две группы гео­мет­ри­че­ских фигур — одну под дру­гой. Отметьте, чего больше, меньше или поровну. Фан­та­зи­руйте вме­сте с ребен­ком, при­ду­мы­вайте, чем могут быть фигурки, срав­ни­вайте бабо­чек и цве­точки, гусе­ниц и листочки и т. п.

◈ Услож­няем: от каж­дой верх­ней фигуры про­ве­дите дорожку к ниж­ней фигуре — это знак равен­ства (сам знак можно не называть).

Пуговицы

Игра закреп­ляет уже­ние срав­ни­вать две группы предметов

Необ­хо­ди­мый инвен­тарь: пуго­вицы раз­ного цвета, раз­мера и формы.

◈ Как играем: у всех дома есть пуго­вицы. С их помо­щью можно при­ду­мать самые раз­ные игры. Поло­жить, напри­мер, вверх круг­лые пуго­вицы (они могут быть раз­ного цвета и раз­мера), а вниз под них — квад­рат­ные. Поровну ли их, каких больше, меньше? Или поло­жить вверх крас­ные круг­лые пуго­вицы, а вниз синие квадратные.

◈ Закреп­ляем: счи­тать можно листочки, камешки: на улице, на реке.

«Где обедал воробей?»

Игра помо­гает ребенку понять, что Вели­чина — поня­тие относительное

Необ­хо­ди­мый инвен­тарь: выре­зан­ные из любых кни­жек, жур­на­лов слон, волк, мед­ведь, заяц, еж, по мас­штабу они должны быть про­пор­ци­о­нальны сво­ему реаль­ному раз­меру, пять квад­ра­тов — «кле­ток» для живот­ных соот­вет­ству­ю­щего раз­ного размера.

◈ Как играем: пока­жите ребенку кар­тинки мед­ведя, волка и зайца, выяс­ните, кто из живот­ных самый боль­шой, кто малень­кий, какой поменьше и т. п. Их нужно поса­дить в клетки соот­вет­ству­ю­щего размера.

◈ В зоо­парк при­везли слона. Ему нужно отве­сти самую боль­шую клетку. Отметьте, что самым боль­шим был мед­ведь, а теперь стал слон. Затем в зоо­парк при­везли самого малень­кого живот­ного — ежа. Обра­тите вни­ма­ние на то, как изме­ни­лось соот­но­ше­ние вели­чин: самым малень­ким был заяц, теперь еж. Еще раз срав­ните, кто самый боль­шой, кто поменьше и т. д.

◈ Закреп­ляем: срав­ните обувь по раз­меру: мамину, папину, обувь ребенка и куколь­ную. Меняй­тесь ролями: ребе­нок спра­ши­вает, а вы пока­зы­ва­ете. Срав­ни­вайте все что угодно: одежду, мебель. Не забудьте про посуду на кухне. А если срав­нить арбуз и редиску? А кто больше: вели­кан или дядя Степа? А кто меньше: Дюй­мо­вочка или гно­мики, а может, Маль­чик-с-паль­чик? На улице срав­ни­вайте по высоте дома, дере­вья и т. д. Это раз­ви­вает глазомер.

Первые шаги в математике

Игра учит срав­ни­вать две группы предметов

Необ­хо­ди­мый инвен­тарь: куклы или дру­гие игрушки, чашки.

◈ Как играем: поса­дите пять игру­шек и поставьте перед ними четыре чашки. «Сей­час уго­стим их чаем. А почему одна игрушка запла­кала? Как ей помочь?».

◈ Закреп­ляем: в даль­ней­шем можно дово­дить коли­че­ство игру­шек до 10.

◈ Услож­няем: срав­ни­вать коли­че­ство пред­ме­тов можно на глаз — реаль­ные пред­меты в ком­нате, напри­мер, бокалы и чашки и т. п. Чего больше, меньше? Если ребе­нок затруд­ня­ется, про­тя­ните вере­вочки или поло­жите палочки от одного пред­мета к дру­гому (это знак равенства).

Малыши-карандаши

Игра зна­ко­мит ребенка с коли­че­ствен­ным соста­вом числа из единиц

Необ­хо­ди­мый инвен­тарь: цвет­ные каран­даши раз­ного цвета.

◈ Как играем: поло­жите каран­даш на стол, обра­тите вни­ма­ние на то, что он один — крас­ный. Справа от него поло­жите еще один, но дру­гого цвета. Теперь их два: один крас­ного цвета, дру­гой зеле­ного. Зна­чит, число два состоит из двух еди­ниц. Поло­жите еще один каран­даш, напри­мер, жел­того цвета. Про­го­во­рите, что число три состоит из трех еди­ниц. Ана­ло­гично дове­дите счет до 5–10. Вспом­ните сказку про Коз­ленка, кото­рый умел счи­тать до 10. Как он спас живот­ных. Под­черк­ните: «Как хорошо уметь счи­тать!». А как думает ваш ребе­нок? А если всех, кого спас Коз­ле­нок, изоб­ра­зить в виде кру­жоч­ков? Накле­ить их и посчи­тать, то полу­чится, что ваш ребе­нок спа­сает героев сказки. Похва­лите его.

◈ Закреп­ляем: поиг­райте в игру «Уга­дай-ка». Из сколь­ких еди­ниц состоит число 3, 4? Пока­зы­вайте цифры, если ребе­нок знает их. Возь­мите в сле­ду­ю­щий раз раз­ные игрушки: машинку, ежа, собаку, зайца и т. д. Число четыре состоит из четы­рех еди­ниц (один еж, одна машинка, одна собака, один заяц). Посчи­тайте слева направо и наобо­рот, под­черк­ните, что коли­че­ство от этого не изме­нится. А если игрушки поста­вить в круг, как же запом­нить, от какой начали считать?

◈ Меняй­тесь ролями. Посто­янно поощ­ряйте ребенка.

Пиф-паф

Игра зна­ко­мит детей с цифрами

Необ­хо­ди­мый инвен­тарь: два зайца, две мор­ковки, цифры 1 и 2.

◈ Как играем: возь­мите из коробки с игруш­ками двух зай­чи­ков или дру­гие игрушки и рас­ска­жите исто­рию про их дружбу. Про то, как одна­жды им при­несли посылки. В одной коробке лежала одна мор­ковка, а в дру­гой — две. Почему же их не поровну? Выяс­ните, что на одной коробке нари­со­вана цифра «1», поэтому в коробке одна мор­ковка, на дру­гой — цифра «2», поэтому в ней две мор­ковки. Позна­комьте детей с этими циф­рами. Не забудьте урав­нять подарки для зай­чи­ков, чтобы не оби­деть их.

◈ Закреп­ляем: так можно позна­ко­мить и с дру­гими циф­рами (до 10).

◈ Напи­шите эти цифры в тет­ради. А еще можно выле­пить их из пластилина.

Школа Мудрой Совы

Игра учит соот­но­сить коли­че­ство пред­ме­тов с их циф­ро­вым обозначением

Необ­хо­ди­мый инвен­тарь: кар­точки с циф­рами, пред­мет­ные кар­тинки или игрушки, Муд­рая Сова (игру­шеч­ная или нарисованная).

◈ Как играем: ска­жите ребенку, что к вам в гости будет при­хо­дить Муд­рая Сова. Сего­дня она при­несла кар­тинки и к ним кар­точки с циф­рами от 1 до 5. Пока­жите кар­тинку, на кото­рой нари­со­вано, напри­мер, четыре машинки. Пусть ребе­нок най­дет кар­точку с циф­рой «4». Ана­ло­гично обыг­райте и осталь­ные кар­тинки. Спра­вится ли ребе­нок сам, без помощи Совы? Похва­лите его за старание.

◈ Закреп­ляем: играем наобо­рот — вы пока­зы­ва­ете кар­точку с циф­рой «3», а ребе­нок дол­жен подать кар­тинку, на кото­рой нари­со­вано три яблока, и т. п. Меняй­тесь ролями: ребе­нок пока­зы­вает кар­точки с циф­рами, а вы ищете нуж­ную кар­тинку. А может, ему помо­жет Муд­рая Сова?

◈ Играем на кухне в игру «Вкус­ные цифры». Берем три ман­да­рина и нахо­дим кар­точку с циф­рой «3» и т. п. Не забы­вайте при­гла­шать Муд­рую Сову — пусть полакомится.

◈ А если при­кре­пить цифру «1» на холо­диль­ник, а цифру «2» на шторы? А осталь­ные? Поду­майте. Раз­ре­шите ребенку это сде­лать. Если у него воз­ник инте­рес к циф­рам, он будет рад накле­ить их на все, что най­дет, а вы?

Считалочки

Игра зна­ко­мит с поряд­ко­вым сче­том Необ­хо­ди­мый инвен­тарь: игрушки.

◈ Как играем: поставьте на столе в ряд игрушки. Ска­жите, что к вам опять при­шла в гости Муд­рая Сова. Она поиг­рает с вами в игру. Нужно пра­вильно отве­тить, кто стоит на пер­вом (вто­ром и т. д.) месте. Счи­таем слева направо. «Кто стоит между зай­цем и мед­ве­дем?» — «Тут стоит белка. Она вто­рая» и т. д. Обра­тите вни­ма­ние на то, что если игрушки счи­тать справа налево, то те игрушки, кото­рые были пер­выми, ста­нут последними.

◈ Закреп­ляем: игрушки можно ста­вить друг за дру­гом — паро­во­зи­ком. Вы все дома? Поиг­райте в паро­во­зик. Кто будет пер­вым: мама, папа? Решать ребенку. Обя­за­тельно обра­щайте вни­ма­ние на то, откуда ведется счет.

◈ Выяс­ните, кто стоит на вто­ром месте — мама или бабушка, а кто на тре­тьем? А если паро­во­зом ста­нет послед­ний вагон? Изме­нится ли поряд­ко­вый счет?

◈ Вы заняты на кухне? Поиг­райте в эту игру на новый лад: поставьте на стол раз­ную посуду — тарелку, Чашку, ложку и т. д. Спра­ши­вайте, что стоит на пер­вом, вто­ром, тре­тьем месте. Меняйте местами посуду. Теперь они и по счету другие.

➣ Вни­ма­ние: коли­че­ствен­ный состав — это состав из еди­ниц, он не меня­ется. А поряд­ко­вый состав может меняться, если счи­тать в дру­гом направ­ле­нии. Не перепутайте!

Паровозик из Ромашково

Игра зна­ко­мит с поряд­ко­вым счетом

Необ­хо­ди­мый инвен­тарь: стулья.

◈ Как играем: поставьте сту­лья друг за дру­гом – это паро­во­зик из Ромаш­кова. При­гла­сите детей или взрос­лых поиг­рать вме­сте с вами. Можно спеть песенку Паро­во­зика из этого муль­ти­пли­ка­ци­он­ного фильма:

Про­ехал мост мой весе­лый паровоз;

Он сей­час притормозит,

На посадку пригласит.

«Эй, дру­зья, сюда скорей!

Не тол­кай­тесь у дверей

Не мяу­кайте, не лайте,

Быстро место занимайте».

◈ Куда едем? А хоть куда: в зоо­парк, на дачу и т. д. Но обя­за­тельно обыграйте.

◈ Закреп­ляем: ехать могут и игрушки, маши­нист — ребенок.

◈ Услож­няем: если ребе­нок умеет счи­тать, наклейте на стуль­чики их поряд­ко­вые номера.

Умница

Игра учит решать про­стей­шие задачи

Необ­хо­ди­мый инвен­тарь: ваза с фруктами.

◈ Как играем: ска­жите ребенку: «У нас в вазе лежат два яблока, одно я отдам тебе. Сколько яблок оста­нется? Почему их ста­нет меньше?». Обя­за­тельно все пока­жите на нагляд­ном при­мере. «А как сде­лать, чтобы их стало больше?» — Ребе­нок дол­жен поло­жить в вазу одно яблоко. При­ду­мы­вайте ана­ло­гич­ные задачи про все, что у вас есть под рукой. Исполь­зуйте любую ситу­а­цию для этого: вы купили ребенку новые шорты, тре­тьи по счету? Спро­сите, напри­мер: «Сколько шорт у тебя теперь стало?». Отметьте, что если мы отни­маем, то гово­рим «оста­лось», если при­бав­ляем, гово­рим «стало».

◈ Закреп­ляем: на улице вы уви­дели сидя­щих детей, один ушел. Пред­ло­жите при­ду­мать про них задачу и решить ее. Если ребе­нок знает цифры, то можно ее записать.

◈ Услож­няем: ребе­нок дол­жен сам при­ду­мать уст­ную задачу, а вы решите ее и обя­за­тельно оши­би­тесь. Доставьте ребенку удо­воль­ствие вас поправить.

Задачи Мудрой Совы

Игра учит решать про­стей­шие задачи на сло­же­ние, вычи­та­ние: при­ба­вить, отнять 2; фор­ми­рует наглядно — образ­ное мышление

Необ­хо­ди­мый инвен­тарь: тет­радь, каран­даш, мел­кие предметы.

◈ Как играем: сего­дня Муд­рая Сова будет учить решать задачи. Поло­жите перед ребен­ком слева два крас­ных кру­жочка и два синих, а справа два синих. Ска­жите, что это закол­до­ван­ные лес­ные жители. Пред­ло­жите при­ду­мать про них задачу. Пусть ребе­нок фан­та­зи­рует: крас­ными кру­жоч­ками могут быть и белочки, и листочки. Если ребе­нок не справ­ля­ется, то Муд­рая Сова при­дет на помощь. Рас­ска­жите ей стихотворение:

Совушка-сова, боль­шая голова,

На суку сидела, голо­вой вертела…

◈ Закреп­ляем: играем наобо­рот. Ребе­нок рас­кла­ды­вает кру­жочки, квад­ра­тики, а вы реша­ете задачи. А если вы долго ждете элек­тричку и у вас есть мел? Или вы сти­ра­ете в ван­ной, а ребе­нок помо­гает мыть игрушки? При­ду­майте вме­сте с ребен­ком задачу про них. Так вы под­го­то­вите сво­его мате­ма­тика к школе.

Сказочная математика

Игра закреп­ляет уме­ние счи­тать (коли­че­ствен­ный, поряд­ко­вый счет)

Необ­хо­ди­мый инвен­тарь: книжки ска­зок с картинками.

◈ Как играем: вспом­ните сказки «Тере­мок», «Коло­бок», «Репка». Пред­ло­жите посчи­тать, сколько героев сказки тянули репку, встре­тили Колобка, жили в теремке. А если пер­со­на­жей «Теремка» срав­нить по росту, по вели­чине? Кто самый боль­шой, малень­кий? Кто меньше мед­ведя, но больше зайки? И т. д. А если их «пре­вра­тить» в кру­жочки, накле­ить в тет­радь и под­пи­сать под ними цифры? Напри­мер: мышка — серый кру­жо­чек, лягушка — зеле­ный, зайка — белый, вол­чок — боль­шой серый кружок.

◈ Закреп­ляем: вспом­ните сказки В. Суте­ева «Раз­ные колеса» и «Под гри­бом». Как могли звери спря­таться под гри­бом, что с ним про­изо­шло? Почему не кати­лась телега в сказке «Раз­ные колеса»? (Колеса были раз­ного раз­мера.) А если все сказки зари­со­вать? Полу­чится целая Страна ска­зоч­ной математики.

Полезные стихи

В снег упал Сережка,

А потом упал Игнат.

Сколько на снегу ребят?

Хозяйка одна­жды с базара пришла.

Хозяйка с базара домой принесла:

Кар­тошку, капу­сту, морковку,

Горох, пет­рушку и свеклу — ох!**

(Сколько ово­щей при­несла хозяйка?)

Дама сда­вала в багаж

Диван, чемо­дан, саквояж,

Кар­тину, кор­зину, картонку

И малень­кую собачонку*

(Сколько пред­ме­тов дама сда­вала в багаж?)

По утрам у Айболита,

Тигры, выдры и бобры.

(Сколько раз­ных зве­рей выле­чил Айболит?)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *