игры для коррекции разных форм неконструктивного поведения детей дошкольного возраста

Описание игр по общим направлениям коррекции неконструктивного поведения

игры для коррекции разных форм неконструктивного поведения детей дошкольного возраста Наталья Степаненко
Описание игр по общим направлениям коррекции неконструктивного поведения

ИГРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ “РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ”

Название игры «Обзывалки»

Возраст участников 5-7 лет

Цель Снять вербальную агрессию помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Игровой реквизит мяч

Ход игры Скажите детям: «Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными не обидчивыми словами (заранее обговариваются условия какими обзывалками можно пользоваться). Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели).Каждое обращение должно начинаться со слов: «А ты,, морковка!». Помните, что эта игра, поэтому обижаться друг на друга не будем».В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное: «А ты,, солнышко!». Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

ИГРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ “ОВЛАДЕНИЕ СПОСОБАМИ КУЛЬТУРНОГО ОБЩЕНИЯ”

Название игры «Волшебный букет цветов»

Возраст участников 5-7 лет

Цель Учить проявлять внимание к окружающим, устанавливать доброжелательные отношения, замечать положительные качества других и выражать это словами, делать комплименты.

Игровой реквизит Зеленая ткань или картон, вырезанные лепесточки для каждого ребенка.

Ход игры Воспитатель (показывает на лежащий на полу кусок ткани). Это зеленая полянка. Какое у вас настроение, когда вы смотрите на эту полянку?

Дети. Грустное, печальное, скучное.

Воспитатель. Как вы думаете, чего на ней не хватает?

Воспитатель. Не веселая жизнь на такой полянке.Вот так и между людьми: жизнь без уважения и внимания получается мрачной, серой и печальной. А хотели бы сейчас порадовать друг друга? Давайте поиграем в «Комплименты».

Дети по очереди берут по одному лепесточку, говорят комплименты любому ровеснику и выкладывают его на полянке. Добрые слова должны быть сказаны каждому ребенку.

Воспитатель. Посмотрите ребята, какие красивые цветы выросли от ваших слов на этой полянке. А сейчас какое у вас настроение?

Дети. Веселое, счастливое.

Воспитатель таким образом, подводит к мысли, что нужно внимательней относится друг к другу и говорить хорошие слова.

ИГРА ПО НАПРАВЛЕНИЮ “ФОРМИРОВАНИЕ ОПЫТА САМООРГАНИЗАЦИИ И УПРАВЛЕНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫМИ ПРОЦЕССАМИ”

Название игры Тихий колокольчик

Возраст участников для детей с 4 лет

Цель развитие концентрации внимания и контроля движения, снижение импульсивности.

Игровой реквизит колокольчик

Ход игры Дети сидят в кругу. Одному из ребят дают колокольчик. Надо отнести колокольчик по кругу тому, кто сидит рядом. Это надо сделать так, чтобы колокольчик не зазвучал – идти медленно и осторожно. Если колокольчик зазвучал, надо остановиться, подождать, когда он утихнет, и идти дальше. Колокольчик должен пронести каждый ребенок.

игры для коррекции разных форм неконструктивного поведения детей дошкольного возрастаИндивидуальное занятие с дошкольником по коррекции агрессивного поведения Цель: развитие произвольного поведения и самоконтроля, обучение навыкам контроля негативных эмоций. Задачи: 1. Снятие психоэмоционального.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

игры для коррекции разных форм неконструктивного поведения детей дошкольного возрастаКонспект наблюдения за общим детсадовским цветником-клумбой на прогулке Доброго времени суток,уважаемые коллеги и друзья! Хочу вам предложить наблюдение во второй младшей группе за нашим цветником. Он у нас.

Конспект занятия в средней группе на тему «Мебель» (описание предметов) Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие» Задачи: 1. Учить составлять описательный рассказ по опорным схемам.

игры для коррекции разных форм неконструктивного поведения детей дошкольного возрастаКонсультация для воспитателей «Игровая терапия для коррекции агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста» Игровая терапия поможет детям лучше понять окружающий мир,прочувствовать отношения между взрослыми и сверстниками,увидеть мир совершенно.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

игры для коррекции разных форм неконструктивного поведения детей дошкольного возрастаСценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение «Вот и осень пришла» Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Источник

Игры и игровые упражнения для коррекции отклонений в поведении детей дошкольного возраста

Каждый ребёнок уникальный. Именно это и является основополагающим принципом в работе с детьми.

Современная наука рекомендует нам, взрослым, как можно чаще вставать на позицию ребёнка, попытаться увидеть мир его глазами. Возможно, тогда мы лучше смогли бы понять его потребности, интересы, а возможно и страхи. Одна из главных задач педагога – помочь ребёнку социализироваться.

В последнее время всё чаще и чаще встречаются следующие отклонения в поведении дошкольника: гиперактивность, тревожность, агрессивность. Такое поведение делает обстановку в группе напряжённой. Ребёнок испытывает дискомфорт, отчуждённость от детского коллектива. Поэтому необходимо проводить работу по выявлению и профилактике таких нарушений.

Так как игра является основным видом деятельности дошкольника, то именно через игру проще всего корректировать различные негативные проявления в поведении ребёнка.

Игры на коррекцию гиперактивности.

«Час тишины и час «можно».

Цель: Помочь ребёнку сбросить накопившуюся энергию.

Содержание: Договоритесь с детьми, что иногда, когда вы устали или заняты важным делом, в группе будет час тишины. Дети могут спокойно играть, рисовать. Но иногда у вас будет час «можно», когда им разрешается прыгать, кричать. Бегать.

Цель: Помощь в снятии излишней двигательной активности.

Содержание: Сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать мяч, не уронив его, соседу. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч соседям. Можно передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину.

Цель: Игра направлена на развитие концентрации внимания.

Содержание: Один из участников становится ведущим и выходит за дверь. Группа выбирает какую-нибудь фразу или строчку из известной всем песни,которую распределяют так: каждому из участников по одному слову. Затем входит водящий, и игроки все одновременно, хором, начинают громко повторять каждый своё слово. Водящий должен догадаться, что это за песня, собрав её по словечку.

Цель: Игра учит детей гибкости в общении друг с другом, способствует возникновению доверия между ними.

Содержание: Дети разбиваются на пары, встают плечом к плечу, обнимают друг друга одной рукой за пояс, правую ногу ставят рядом с левой ногой партнёра.Теперь они сросшиеся близнецы: 2 головы, 3 ноги, 1 туловище и 2 руки. Предложите им походить по помещению, присесть, что-то сделать, повернуться, лечь, встать.

Цель: Игра воспитывает в детях произвольное внимание, помогает развивать быстроту реакции, учит управлять своим телом и выполнять инструкции.

Содержание: Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего дети останавливаются и хлопают 4 раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону.

Цель: Игра развивает внимание, связанное с координацией двигательного и слухового анализаторов.

Разучив движения, дети должны в быстром темпе и без ошибок показать то слово, которое произносит ведущий. Для усложнения игры ведущий может называть слова в разном порядке или называть одно слово, а показывать другое.

Цель: Игра быстро учит детей умению быстро переключать своё внимание с одного вида деятельности на другой, помогает преодолеть двигательный автоматизм.

Содержание: Все участники игры с ведущим становятся в круг. Ведущий говорит, что он будет показывать движения, а играющие должны их повторять лишь в том случае, если он добавит слово «пожалуйста». Кто ошибётся, выходит на середину и выполняет какое-нибудь задание.

Цель: Игра рекомендована гиперактивным детям, а так же тем, у кого снижены внимание и память.

Содержание: Дети прыгают в такт музыке. Внезапно музыка останавливается, а играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка в музыке.

Игры и упражнения на коррекцию тревожности у детей.

Упражнение «Воздушный шарик».

Цель: Снятие напряжения.

Содержание: Все играющие сидят или стоят по кругу. Ведущий даёт инструкцию: представьте себе, что сейчас мы с вами будем надувать шарики. Вдохните воздух, поднесите воображаемый шарик к губам и, раздувая щёки, медленно через приоткрытые губы надувайте его. А теперь покажите свои шарики друг другу.

Упражнение «Подарок под ёлкой».

Цель: Расслабление мышц лица.

Содержание: Представьте, что скоро Новый год. Вы целый год мечтали о замечательном подарке. Вот вы подходите к ёлке, крепко – крепко зажмуривайте глаза и делайте глубокий вдох. А когда будите выдыхать, откройте глаз. Улыбнитесь.

Упражнение «Дудочка».

Цель: Упражнение способствует расслаблению мышц вокруг губ.

Содержание: Давайте поиграем на дудочке. Неглубоко вдохните воздух, поднесите дудочку к губам. Начинайте медленно выдыхать, и на выдохе попытайтесь вытянуть губы в трубочку. Затем начните сначала. Играйте. Какой замечательный оркестр!

Игра «Бумажные мячики».

Цель: Игра позволяет вернуть бодрость и активность, сбросить своё беспокойство, напряжение.

Содержание: Возьмите каждый по большому листу старой газеты и сомните её в комок. Теперь, разделитесь на две команды, и пусть каждая из них, выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начнёте бросать мячи на сторону противника. Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на её стороне, на сторону противника. Услышав команду «стоп», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей.

Цель: Эта игра воспитывает доверие друг к другу.

Содержание: Разбейтесь на пары. Один из вас получает повязку на глаза, он будет «слепой». Другой останется «зрячим» и будет водить «слепого». Теперь возьмитесь за руки и потанцуйте друг с другом по группе под лёгкую музыку. Теперь поменяйтесь местами.

Цель: С помощью этой игры можно развивать навыки сотрудничества в парах, научить детей доверять друг другу.

Содержание: Разбейтесь на пары и ложитесь на пол друг напротив друга. Лечь нужно на живот так, чтобы ваша голова оказалась рядом с головой партнёра. Положите мяч точно между вашими головами. Теперь вам нужно поднять мяч и встать самим. Вы сможете касаться мяча только головами, постепенно поднимаясь. Встаньте сначала на колени, а потом на ноги.

Цель: Игра поможет детям, испытывающим затруднения в общении, обрести уверенность и почувствовать себя частью коллектива.

Содержание: Играющие становятся в линию держась за плечи друг друга. Первый участник – голова, последний – хвост. «Голова» должна дотянуться до «хвоста» и дотронуться до него. «Тело» дракона неразрывно. Как только «голова» дотронулась до «хвоста» она становится «хвостом». Игра продолжается до тех пор, пока каждый участник не побывает в двух ролях.

Игры на коррекцию агрессивности у детей.

Цель: Эта игра позволяет выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Содержание: Участники игры, передавая мяч по кругу, называют друг друга разными необидными словами. Заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов и т. д. Каждое обращение должно начинаться со слов «А ты, морковка.» В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что –нибудь приятное,например: «А ты солнышко…».

Цель: Игра предоставляет ребёнку возможность «легальным образом» выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение.

Содержание: Воспитатель говорит «Рано – рано два барана повстречались на мосту». Игроки разбиваются на пары. Широко расставив ноги, склонив туловище вперёд, они упираются ладонями. Задача – противостоять друг другу не сдвигаясь с места как можно дольше. Можно издавать звуки «Б – е – е».

Игра «Давайте поздороваемся».

Цель: Эта игра даёт возможность ребёнку почувствовать своё тело, снять мышечное напряжение.

Содержание: Дети по сигналу воспитателя хаотично двигаться по группе и здороваться со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определённым образом:

1 хлопок – здороваемся за руки

2 хлопка – здороваемся плечиками

3 хлопка – здороваемся спинками.

Цель: Эта игра направлена на снятие у детей состояния апатии и усталости.

Содержание: Разбейтесь на пары и встаньте друг перед другом. Сейчас вы проведёте воображаемый бой словами. Решите, кто из вас будет говорить слово «да», а кто «нет». Весь ваш спор будет состоять лишь из этих двух слов. Потом вы будите ими меняться. Вы можете начинать очень тихо, постепенно увеличивая громкость до тех пор, пока один из вас не решит, что громче уже некуда. Услышав сигнал воспитателя, остановитесь, сделайте несколько глубоких вдохов.

игры для коррекции разных форм неконструктивного поведения детей дошкольного возрастаИгры и игровые упражнения для развития речи детей «Игры и игровые упражнения для развития речи детей».Средняя группа. Речь-это не только средство общения но и орудие мышления, творчества,.

игры для коррекции разных форм неконструктивного поведения детей дошкольного возрастаДидактические игры и упражнения детей старшего дошкольного возраста с природным материалом «Цветные камешки» Лето, наверное, самое благоприятное время для игр детей с природным материалом. Во-первых, дети большую часть времени находятся на прогулке.

игры для коррекции разных форм неконструктивного поведения детей дошкольного возрастаИгровые упражнения по физической деятельности для старшего дошкольного возраста вне помещения Предлагаемые игровые упражнения проводятся на прогулочном участке в зимнее время,подгруппами детей и в индивидуальной работе. Для поощрения.

игры для коррекции разных форм неконструктивного поведения детей дошкольного возрастаИгровые упражнения по развитию речи с использованием картинок для среднего дошкольного возраста В ходе игр по картинкам у детей совершенствуется речь и они учатся правильно строить речевые высказывания. В начале четвёртого года жизни.

игры для коррекции разных форм неконструктивного поведения детей дошкольного возрастаИгровые упражнения при обучении детей дошкольного и младшего школьного возраста боевым искусствам Основной задачей работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является обеспечение всестороннего развития организма, увеличение.

Игры и игровые упражнения для дошкольников Вид игры (игровое упражнение).Описание игры (игрового упражнения). 1. Игра (игровое упражнение,направленная на формирование умения выделять.

игры для коррекции разных форм неконструктивного поведения детей дошкольного возрастаИгры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения на развитие познавательных процессов для детей старшего дошкольного возраста1. Игра «В магазине зеркал» (цель: развитие.

игры для коррекции разных форм неконструктивного поведения детей дошкольного возрастаИгры и упражнения с мячом для детей старшего дошкольного возраста Цель:Развивать потребность к двигательной активности через игры и упражнения с мячом. Упражнений и игр с мячом большое разнообразие:мяч.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

игры для коррекции разных форм неконструктивного поведения детей дошкольного возрастаУчим детей общению (игры и упражнения на развитие коммуникативных способностей детей дошкольного возраста). Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста, обеспечивают эффективность общения и совместимость с другими людьми.

Источник

Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей

игры для коррекции разных форм неконструктивного поведения детей дошкольного возраста Андреева Ульяна Анатольевна
Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей

С определенными недостатками поведения детей сталкиваются многие взрослые воспитатели, родители, учителя в школе. И сразу у них возникает масса вопросов: можно ли считать эти недостатки поведения типичными? какова их причина? можно ли предупредить их появление? как эффективно решить уже возникшие проблемы? Прежде чем ответить на эти вопросы, необходимо понять что же такое поведение вообще и основы какого поведения необходимо заложить в дошкольном детстве и потом закрепить в младшем школьном возрасте. «Под поведением, писал отечественный психолог С. Л. Рубинштейн, разумеют определенным образом организованную деятельность, осуществляющую связь организма с окружающей средой. Обычно выделяют три основных, различных по своей психологической природе типа поведения: инстинктивное поведение, навыки и разумное поведение». Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. М., 1986.

Инстинктивное поведение основано на инстинктивных действиях и направлено на удовлетворение жизненно важных потребностей. Существенную роль в жизни человека играют навыки, привычки привычное поведение. Реализуя привычное поведение, ребенок поступает правильно потому, что иначе не может поступить. Разумное или произвольное поведение. Произвольное поведение ребенка поведение осмысленное, инициативное и над ситуативное. Большинство детей постепенно накапливают опыт произвольного поведения. Наблюдая за такими детьми, мы видим, что они, во-первых, понимают, почему и для чего выполняют те или иные действия, поступают так, а не иначе. во-вторых, дети сами активно стремятся соблюдать нормы и правила поведения, причем как можно лучше, не ожидая приказаний, проявляя инициативу и творчество. в-третьих, они умеют не только выбирать правильное поведение, но и придерживаться его до конца, несмотря на трудности, а также в тех ситуациях, когда отсутствует контроль со стороны взрослых или сверстников. Некоторым детям приобретение опыта произвольности дается с большим трудом и сопровождается различными нарушениями поведения. В таких случаях поведение характеризуется как отклоняющееся, неконструктивное, неадаптивное.

Типичными формами неконструктивного поведения, как правило, являются:

Типичными формами неконструктивного поведения в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте являются: импульсивное поведение (обусловленное, преимущественно нейродинамическими особенностями ребенка); демонстративное, протестное, агрессивное, конформное, недисциплинированное и симптоматическое поведение (в возникновении которых определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, особенности семейного воспитания и др.).

Дезадаптирующие особенности поведения таких детей свидетельствует о недостаточно сформированных у них регуляторных механизмах психики, и прежде всего самоконтроля как важнейшего условия и необходимого звена в становлении произвольного поведения. Помимо психологического основания импульсивное поведение может иметь и физиологические причины. В этом случае оно объясняется слабостью тормозного контроля со стороны коры больших полушарий головного мозга, в частности, второй сигнальной системы речи. Импульсивное поведение Ребенка с импульсивным поведением отличает: невероятная двигательная активность; повышенная отвлекаемость, невнимательность; постоянные беспокойные движения кистями и стопами; сидя на стуле, корчится, извивается; легко отвлекается на посторонние стимулы; с трудом дожидается своей очереди во время игр, занятий, в других ситуациях; на вопросы часто отвечает не задумываясь; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр; часто переходит от одного незавершенного действия к другому; не может играть тихо, спокойно, вмешивается в игры и занятия других детей; совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях; нередко ребенок с импульсивным поведением начинает выполнять задание, не дослушав инструкцию до конца, но через некоторое время оказывается, что он не знает, что нужно делать.

Импульсивное поведение.

• Невероятная двигательная активность и повышенная отвлекаемость, невнимательность;

• он постоянно совершает беспокойные движения кистями и стопами; сидя на стуле, корчится, извивается; легко отвлекается на посторонние стимулы; с трудом дожидается своей очереди во время игр, занятий, в других ситуациях;

• на вопросы часто отвечает не задумываясь; с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр;

• часто переходит от одного незавершенного действия к другому; не может играть тихо, спокойно, вмешивается в игры и занятия других детей; совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях;

• преодоление импульсивного поведения детей происходит постепенно, через воспитание у них выдержки и самообладания. Детей приучают обдумывать и обосновывать свои поступки, сдерживать свои порывы, нести ответственность за свое поведение;

• эффективным средством коррекции импульсивного поведения старших дошкольников и младших школьников является игра. В частности, игры с правилами и длительные совместные игры со сверстниками (в играх от детей с импульсивным поведением потребуется сдерживать свои непосредственные побуждения, подчиняться игровым правилам, учитывать интересы других играющих).

Демонстративное поведение.

• Признаками такого поведения будет стремление ребенка к демонстрации своей индивидуальности, кривляние и капризы, а также вычурность действий и поведения в целом;

• основная причина таких капризов — неправильное воспитание (избалованность или чрезмерная строгость со стороны взрослых);

• игра помогает также сгладить негативные черты личности, такие как капризность, развязность, трусость, эгоизм — типичные для детей с демонстративным поведением.

Протестное поведение.

• Формы протестного поведения детей это негативизм, упрямство, строптивость.

• Негативизм — такое поведение ребенка, когда он не хочет чего-нибудь сделать только потому, что его об этом попросили. Типичные проявления детского негативизма — это беспричинные слезы, грубость, дерзость либо замкнутость, отчужденность, обидчивость. «Пассивный» негативизм выражается в молчаливом отказе ребенка выполнять поручения, требования взрослых.

• Упрямство — такая реакция ребенка, когда он настаивает на чем-либо не потому, что ему этого сильно хочется, а потому, что он это потребовал. Мотивом упрямства является то, что ребенок связан своим первоначальным решением.

• С негативизмом и упрямством тесно связана и другая форма протестного поведения — строптивость. Строптивость отличается от негативизма и упрямства тем, что она безлична, т. е. направлена не столько против руководящего взрослого, сколько против норм воспитания, против навязываемого ребенку образа жизни.

• В полной мере и успешно реализовать эти задачи взрослый может, если обратится к коллективной игре. В таких играх у детей с конфликтным поведением легче развить способность идти на компромисс (взаимные уступки, научить договариваться, познакомить с другими «мирными» и эффективными способами разрешения конфликтных ситуаций: например, привлечь к разрешению конфликта объективных «судей» (взрослых, других сверстников, переключить свое внимание или внимание оппонента, разделить дело-вую и эмоциональную стороны конфликта, наконец, отсрочить конфликт.

Агрессивное поведение.

• Агрессивное поведение может быть непосредственным, то есть прямо направленным на раздражающий объект, либо смещенным, когда ребенок по каким-либо причинам не может направить агрессию на источник раздражения и ищет более безопасный объект для разрядки. Например, ребенок направляет агрессивные действий не на обидевшего его старшего брата, а на кошку; т. е. брата не бьет, но мучает кошку. Поскольку устремленная вовне агрессивность порицается, у ребенка может выработаться механизм направления агрессии на самого себя — так называемая аутоагрессия — самоунижение, самообвинение и т. п;

• физическая агрессия ребенка выражается в драках с другими детьми, в разрушении вещей и предметов. Ребенок рвет книги, разбрасывает и крушит игрушки, швыряет их в детей и взрослых, ломает нужные вещи, поджигает;

• ребенку с агрессивным поведением необходимо-специальное внимание, т. к. порой оказывается, что он даже не догадывается о том, какими добрыми и прекрасными могут быть человеческие отношения.

Недисциплинированное поведение.

• Недисциплинированное поведение детей, как и уже рассмотренные типы неконструктивного поведения, может быть следствием неблагоприятного воздействия как внешних, так и внутренних факторов, а также их сочетания. Например, в результате ошибочного воспитания или его отсутствия ребенок ведет себя недисциплинированно просто потому, что не знает определенных правил, норм поведения с которыми следует соотносить свои поступки;

• взрослый должен не упустить момент, когда ребенок поступает хорошо, правильно, и дать подкрепление его поведению;

• естественно, для каждого возрастного периода существуют и другие адекватные средства дисциплинарного воздействия. Со старшими дошкольниками, например, можно обсудить их поведение и доступно объяснить его положительные и отрицательные стороны.

Конформное поведение.

• среди старших дошкольников достаточно много тихонь, которые готовы во всем согласиться со взрослыми и подчиниться им;

• дети-тихони идут на поводу у своих сверстников, не имея своей точки зрения;

• если конформное поведение закрепляется, то оно приводит к искажению его личностного развития;

• дети с конформным поведением имеют проблемы в общении, в межличностных отношениях. Наиболее типичные из них – это избирательность контактов и боязнь публичных выступлений;

• прежде всего, необходимо создать такие условия, которые позволят ребенку понять и поверить, что его активность дает зримый и приятный ему самому результат. Для этого целесообразно выбрать занятие, которое по настоящему увлекательно для ребенка. Это может быть, например, специально организованное учебное занятие. Но, как показывает опыт, наиболее эффективным средством освобождения ребенка от конформного поведения и преодоления сопряженных с ним недостатков личностного развития является игра, в частности — игры-драматизации.

Симптоматическое поведение.

• В этом случае неконструктивное поведение ребенка выполняет функции своеобразной коммуникативной метафоры, с помощью которой он сообщает взрослым о своей душевной боли, о своем дискомфорте;

• симптом это признак болезни, какого-либо болезненного (разрушающего, негативного, тревожащего) явления. Другими словами, симптоматическое поведение или болезнь, как разновидность поведения, своеобразный сигнал тревоги, который предупреждает, что сложившаяся ситуация далее невыносима для ребенка;

• таким образом, симптоматическое поведение характеризуется несколькими признаками: нарушения поведения непроизвольны и практически не поддаются контролю со стороны ребенка; нарушения поведения оказывают сильное влияние на других людей, и, наконец, часто «закрепляется» окружающими.

Игровые технологии коррекции неконструктивного поведения детей.

Сегодня, когда игра эффективно применяется во многих сферах даже взрослой жизни (в экономике, политике, социологии, лингвистике, психотерапии, перед родителями и педагогами стоит задача в полном объеме и с большей функциональностью корректно включить игровую деятельность в современное образовательное пространство семьи, школы и дошкольного образовательного учреждения. Доказано, что дети, имеющие богатый игровой опыт более подготовлены к творческой деятельности, к гибкому и вместе с тем, целенаправленному поведению, чем их сверстники с дефицитом игровой практики.

Рассмотрим какие игры (типы игр) наиболее эффективны для профилактики и коррекции неконструктивного поведения старших дошкольников.

Игры с правилами, игры – соревнования, длительные совместные игры.

Игры с правилами хороши тем, что в них четко предусмотрены требования к поведению детей. Ребенок вынужден подчиняться этим требованиям (то есть, не нарушать правила, если он желает играть и не хочет разрушить игру.

В играх-соревнованиях правила отличаются не только четкостью, понятностью, но и открытостью: выполняет ребенок правила игры или нарушает — это сразу—же замечают другие игроки, что создает наилучшие условия для самостоятельного контроля за собственным поведением и одновременно за выполнением правил. Игры-соревнования — наиболее сильное «испытание» для импульсивного, нетерпеливого ребенка. Особенно поначалу, когда только зарождающиеся выдержка и самообладание вытесняются безу-держным стремлением ребенка к выигрышу, желанием быть первым и лучшим. Постепенно, в процессе коррекционно-развивающей работы, нетерпеливость и импульсивность, проявляющиеся в установке выиграть любой ценой, ослабевают. В основе этих позитивных изменений, несомненно, лежат факторы осознания и усвоения правил игры, а также приобретенные ребенком навыки выдержки и самообладания.

Популярная настольная игра «Лото» — это пример игры с правилами и одновременно игры-соревнования. У каждого играющего ребенка карточка с цифрами. Ведущий достает из мешочка фишки и сообщает обозначенное на ней число. Играющие проверяют свои карточки. У кого есть названная цифра, тот закрывает соответствующее поле фишкой. Выигрывает ребенок, первым заполнивший карточку. Эта элементарная на первый взгляд игра чрезвычайно полезна для детей с импульсивным поведением. От ребенка в ней потребуется: быть внимательным и собранным, чтобы не пропустить у себя на карточке называемые цифры; быть сдержанным и не выражать бурно свои эмоции, если объявленная цифра есть; быть терпеливым и не указывать другим игрокам на имеющиеся у них или пропущенные ими цифры; быть выдержанным и не обижаться до слез в случае проигрыша и т. д.

Игры – драматизации, образно – ролевые игры, раскрепощающие психотехнические игры в преодолении комфортного поведения детей.

Игры-драматизации — это театрализованные игры, в которых младшие школьники разыгрывают сюжет литературного произведения (рассказа, сказки, басни, стихотворения и др.). Игры-драматизации целесообразно использовать на заключительном этапе коррекционно-развивающей работы с конформными детьми. Предшествовать игре-драматизации должны образно-ролевые и психотехнические раскрепощающие игры, в которых конформный ребенок первоначально преодолевает присущие ему неуверенность, застенчивость, тревожность, трусость, а приобретает такие прежде отсутствующие личностные качества, как смелость, уверенность, инициативность.

Одновременно с психотехническими играми конформные дети вовлекаются и в образно-ролевые игры. Эти игры хороши для застенчивых, необщительных детей тем, что в них изначально нет сопряженных ролей и ролевых отношений, то есть, исполняя какую-либо роль ребенку нет необходимости вступать во взаимодействия с другими играющими. Да и роль, которую принимает на себя ребенок, это не просто роль, а роль-образ. Ребенок может исполнить роль зайчика, но при этом создать различные образы этого зайчика: смелого, слабого, трусливого, непослушного и др.

Раскрепощающие психотехнические игры — это специальные игровые упражнения, в которых содержится явная или скрытая формула поведения, отношения к себе или к окружающим, то есть, в их основе лежат элементы аутогенной тренировки. Для нерешительного, скованного ребенка с конформным поведением игровые формулы-внушения могут быть такими: «Я смелый и решительный. Выйду сейчас в центр круга и громко хлопну в ладоши», «Сейчас я никого не боюсь», «Я могу сам.», «Я уже научился.» и т. д.

Важно еще и то, что в образно-ролевых играх все дети успешны: правильно все, что они делают, по-своему разыгрывая тот или иной образ. При этом они чувствуют себя хозяевами своего поведения, получая от этого неизбежное удовлетворение собой, что формирует и поддерживает их положительную самооценку.

Коллективные дидактические игры в работе по коррекции протестного поведения детей.

Коллективная дидактическая игра для детей с протестным поведением существенно отличается от обычной коллективной игры, которая рекомендована детям с импульсивным поведением, и от обычной дидактической игры.

Отличие коллективной игры для детей с протестным поведением заключается в том, что эта игра должна быть дидактической, а не сюжетно-ролевой. Именно тот факт, что сюжетно-ролевая игра сразу требует от ребенка достаточно совершенных навыков взаимодействия, необходимых для проигрывания роли, сюжета, как раз и не позволяет считать ее адекватным средством по отработке пока дефицитных у конфликтных детей умений договариваться и сотрудничать.

Коллективная дидактическая игра для детей с протестным поведением отличается тем, что в ней приоритетной задачей является развитие у играющих навыков сотрудничества, эффективного взаимодействия на основе общих интеллектуальных замыслов и познавательных интересов.

В коллективных дидактических играх элементы сотрудничества и ориентация на партнера являются не второстепенной, а основной целью игрового процесса.

Участвуя в серии подобных игр, прежде упрямые, эгоистичные дети постепенно осознают, что успешно решить игровую задачу, получить удовлетворение от игры можно только в бесконфликтном взаимодействии с партнером. Важно и то, что найденная в игре атмосфера сотрудничества, взаимопонимания становится личностно значимой для ребенка и в дальнейшем.

Сюжетно – ролевая игра в коррекции демонстративного поведения детей.

Преимущество сюжетно-ролевых игр в коррекции демонстративного поведения (по сравнению с другими типами игр) прежде всего в том, что сюжетно-ролевая игра является активной формой экспериментального поведения и, следовательно, обладает мощным социализирующим эффектом. Коррекционно-развивающий потенциал сюжетно-ролевой игры заключается еще и в том, что в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте на первый план для детей выступает не столько функциональное исполнение роли, сколько ее личностные характеристики.

Психотехнические освобождающие игры и режиссерские игры в коррекции агрессивного поведения детей.

Психотехнические освобождающие игры направлены на ослабление внутренней агрессивной напряженности ребенка, на осознание своих враждебных переживаний, приобретение эмоциональной и поведенческой стабильности. Освобождающие игры типа всевозможных «бросалок», «кричалок» — это своеобразный канал для выпуска агрессивными детьми разрушительной, необузданной энергии в социально приемлемой форме.

После игры-освобождения полезно предложить ребенку игровое упражнение, позволяющее ему осознать свое поведение или состояние. Например, игра-упражнение «Где прячется злость?». Ребенок с агрессивным поведением, а также другие дети, принимающие участие в игре, закрывают глаза; руку с вытянутым указательным пальцем поднимают вверх. Не открывая глаз, игроки должны словом или жестом ответить на вопрос: «Где у вас прячется злость? В коленях, в руках, в голове, в животе? А гнев? А раздражение? А грусть? А радость?».

Психотехнические освобождающие игры и игровые упражнения подготавливают ребенка с агрессивным поведением к участию в режиссерской игре.

В режиссерской игре, в которой ребенок распределяет все роли между игрушками, а на себя принимает функцию режиссера, содержатся исключительные возможности для диагностики причин детской агрессивности, для выявления личностных особенностей ребенка с агрессивным поведением, а также для разрешения значимых для ребенка затруднений непосредственно в игре.

Народная игра как универсальное средство коррекции недостатков личностного развития и неконструктивного поведения детей.

Одно из главных преимуществ народной игры — обаяние игровых персонажей. Причем так называемые отрицательные герои не вызывают страха у застенчивых и робких детей, а их нравственные недостатки и неблаговидные поступки легко осознаются. В целом, этика народной игры усваивается дошкольниками естественно, без морализаторского диктата со стороны педагога, что и позволяет детям исподволь, незаметно для себя, приобретать навыки саморегуляции, самоконтроля и произвольного поведения.

Еще одно преимущество народной игры заключается в том, что в ней началу игрового действия, как правило, предшествует зачин, «игровая прелюдия». Таким зачином может быть, например, «считалка». Она вводит в игру, помогает распределению ролей и одновременно является средством самоорганизации детей, особенно с демонстративным и протестным поведением. Другая разновидность зачина — «жеребьевка». Например, дети испытывают друг друга в молчании, то есть «бросают жребий»: кто дольше всех промолчит, тому и водить. В этом случае роль ведущего достается самому выдержанному и терпеливому, а это хороший стимул для импульсивных и недисциплинированных детей.

Используя игру в работе по коррекции неконструктивного поведения детей, взрослому необходимо соблюдать определенную логику, позволяющую эффективно организовать коррекционно-развивающий процесс:

1. Предварительная диагностика в результате которой определяется присущий ребенку тип неконструктивного поведения, а также пробелы и сильные стороны его личностного развития.

2. Формулирование задач (построение «лестницы проблем») и продумывание логики коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком: будет это коррекция неконструктивного поведения или купирование отрицательных и развитие позитивных черт личности.

3. Выбор адекватной формы коррекционно-развивающего воздействия: заниматься с ребенком индивидуально, включить его в группу, вовлечь в парную или фронтальную работу или использовать целесообразное сочетание этих форм.

4. Конструирование игровой программы (системы игр, ее содержательное наполнение игровыми упражнениями и играми различных типов (сюжетно-ролевыми, подвижными, народными и др., ориентированных на решение обозначенных коррекционно-развивающих задач. В содержании программы необходимо предусмотреть участие каждого ребенка в нескольких играх, составленных по нарастающей сложности, так как участия в одной-двух, даже трех играх недостаточно для достижения желаемого эффекта; наличие активных ролей для всех участников игры, так как позиция «только болельщиков», «зрителей» мало удовлетворяет детей. Следует также учитывать, что источником для игр и игровых упражнений могут служить не только известные, уже зарекомендовавшие себя игры, но и реальные ситуации, любимые детские книги и мультфильмы, а также материалы из учебной программы.

5. Внесение в процессе коррекционно-развивающей работы в игровую программу в целом и в ее отдельные блоки уточнений, дополнений, изменений, поправок.

6. Выбор методов и приемов коррекционно-развивающего воздействия, адекватных возможностям ребенка и соответствующих специфике игрового содержания. Например таких, как прерывание игры на самом интересном месте, игнорирование поведения ребенка; «разрешение» на поведение и др.

Успех работы по коррекции неконструктивного поведения детей с использованием игры во многом зависит от того, насколько умело педагог организует игровой процесс и руководит им.

Сбой в игровом коррекционно-развивающем процессе или даже его полное разрушение может произойти в двух случаях:

1. Педагог предоставляет участникам игры излишнюю необоснованную свободу, ограничиваясь позицией наблюдателя. Если дети, по разным причинам, не способны справиться с предоставленной им свободой, то взаимоотношения между участниками игры становятся неуправляемыми, и конфликты в рамках игровых ролей перерастают в личную неприязнь.

2. Педагог излишне часто и излишне жестко вмешивается в ход игры. В этом случае, вместо того чтобы инициировать процессы самоорганизации в детском игровом сообществе, он подавляет их, навязывая или предлагая в готовом виде участникам игры определенные взаимоотношения, поступки, варианты решения проблем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *